Ациклические виды спорта: что это такое

Ациклические виды спорта: что это такое
Содержание

Ациклические виды спорта — это виды физической активности, которые характеризуются отсутствием четко предсказуемого и последовательного характера выполнения движений. В таких видах спорта, как плавание, гимнастика или фигурное катание, спортсмены выполняют различные элементы и комбинации, опираясь на свое мастерство и креативность, что делает каждое выступление уникальным.

Эти виды спорта требуют высокой степени адаптивности и умения мгновенно реагировать на изменения в условиях соревнования, что отличает их от циклических видов, таких как бег или велоспорт, где движение повторяется в одном и том же ритме. Ациклические виды спорта развивают не только физические, но и творческие способности, так как спортсмены часто должны комбинировать технические навыки с артистичностью.

Виды спорта для детей циклические, ациклические. Список, какие лучше

Занятия различными видами физической активности способствует формированию здорового образа жизни. Цикличные виды спорта также развивают настойчивость и терпение, необходимые для достижения успеха. Обычно такие дисциплины выбирают выносливые и амбициозные личности.

Что такое циклические виды спорта?

Спортивные дисциплины с циклической природой характеризуются многократными повторениями определенных действий в интенсивном ритме. В процессе достижения финиша скорость постоянно возрастает, что требует от участников наличия определенных лидерских качеств.

Спортивные категории с аналогичными циклами включаются в программы оздоровления, целью которых является предотвращение сердечно-сосудистых заболеваний и заболеваний органов дыхания. В такой физической активности участвуют крупные группы мышц, что способствует достижению спортсменами значительных тренировочных результатов.

Чем отличаются циклические виды спорта от ациклических?

При ациклических формах физической активности отсутствуют повторения. В каждом действии движения существенно отличаются друг от друга. В циклических же разновидностях спорта все локомоции одинаковы и связаны между собой началом и концом выполнения. То есть эти части движений постоянно повторяются по кругу.

Ациклические виды спорта: что это такое

В таблице ниже представлены упражнения, которые относятся к циклическим и ациклическим видам физической активности:

  • фигурное катание на коньках;
  • акробатика;
  • горные и водные лыжи;
  • гимнастика;
  • метания;
  • единоборства;
  • прыжки;
  • спортивные игры.

Польза и вред циклических видов спорта для организма

Регулярные физические нагрузки, если они носят умеренный характер, оказывают значительное положительное воздействие на организм, в частности:

  • создает выраженный, близкий к естественному мышечный рельеф;
  • помогает вырабатывать правильные гормоны и молочную кислоту;
  • эффективно и быстро сжигает жир;
  • позитивно влияет на липидный обмен и мышечное состояние;
  • ускоряет метаболизм;
  • улучшает выносливость и силу;
  • очищает организм от всего лишнего и вредного;
  • нормализует функционирование внутренних систем и органов;
  • придает эластичность сосудам и клеткам;
  • укрепляет сердце;
  • приводит в порядок кровообращение и сон;
  • улучшает самочувствие.

Виды спорта для детей циклические, ациклические. Список, какие лучше

Разновидности спорта с циклическими повторениями при несоблюдении определенных правил могут привести к:

  • травмам и растяжениям;
  • болям в суставах и мышцах;
  • тендиниту;
  • проблемам с позвоночником;
  • компрессионной невропатии.

Разновидности циклических видов спорта, их описание, особенности

К видам спорта с цикличной природой относятся:

  • шорт-трек;
  • лыжные гонки и двоеборье;
  • конькобежный спорт;
  • биатлон;
  • триатлон;
  • скандинавскую ходьбу;
  • плавание;
  • легкую атлетику;
  • греблю на каноэ и байдарках;
  • велотрековые гонки;
  • академическую греблю;
  • пятиборье;
  • подводный спорт;
  • бег;
  • метание.

Циклические спортивные дисциплины – это скоростные активности, способствующие поддержанию идеальной формы.

Интенсивные движения, характерные для этих видов спорта, помогают избавиться от излишков веса. Постоянное повторение циклов нагрузки также развивает выносливость и физическую силу.

Биатлон

В биатлоне объединяются лыжные гонки и стрельба по целям из винтовки. Спортсменам, которые не попадают в цель, начисляются дополнительные секунды и штрафные круги.

Виды спорта для детей циклические, ациклические. Список, какие лучше

Различают такие виды биатлонных гонок:

  • эстафетную, в которой за победу сражаются несколько участников команды;
  • масс-старт, ее длина – 15 км;
  • персьют с дистанцией в 12 км;
  • спринт на трассе в 10 км;
  • классическую с протяженностью в 20 км.

В качестве циклических локомоций биатлона выступает ритмический двигательный рефлекс. При передвижении на лыжах с мелкокалиберной винтовкой выполняют скользящие шаги с попеременными движениями рук.

При обучении биатлону осваивают навыки:

  • балансирования;
  • управления собственным весом;
  • стояния на лыжах;
  • стрельбы в тире.

Бег

Любой спортивный бег характеризуется высокой скоростью и малым количеством времени.

Среди его разновидностей особенно выделяются:

  • спринтерский;
  • стайерский (на длинные дистанции);
  • марафонский;
  • эстафетный.

Виды спорта для детей циклические, ациклические. Список, какие лучше

Спринт – это сверхскоростной бег на короткие дистанции (60-400 м). Результат его решают буквально секундные доли.

При осуществлении забега участники:

  • Высоко заводят вверх бедро.
  • Твердо устанавливают стопу на поверхности;
  • Совершают сильный толчок.
  • Начинают гонку с низкого старта.

Особенными чертами спринта считаются анаэробные нагрузки. Участники бега на короткие дистанции берут энергию из мышечных запасов гликогена и воды. По этой причине скоростной пик наблюдается через 40-60 м, но потом он начинает постепенно снижаться. Спринтеры должны грамотно распределять свои возможности, чтобы им хватило сил на прохождение всей дистанции.

В беге на длинные расстояния (3-100 км) важными критериями выступают выносливость и темп. Для стайерских гонок характерны аэробные нагрузки и высокий старт. Их участники ускоряются лишь на последних стадиях забега. Марафон с протяженностью 42,2 км устраивают на шоссейных участках со специальными ограждениями.

Участники этого продолжительного соревнования обязаны быть:

  • волевыми;
  • выносливыми;
  • сильными.

Соревновательный момент в марафоне начинается лишь с 34-го км. До этого спортсмены бегут с самого старта в очень сдержанном темпе.

При подготовке к длительной гонке:

  • увеличивают объем легких;
  • укрепляют сердечно-сосудистую систему;
  • развивают мышцы.

Принципами техники марафонского бега являются:

  • ритмичное и равномерное дыхание;
  • 180 шагов в минуту;
  • бег с опорой на целую стопу или с переставлением ноги с пятки на носок;
  • обязательное удержание корпуса в ровном состоянии;
  • движение рук назад и вперед с согнутыми под прямым углом локтями.

Интересный и эффектный эстафетный бег является командной дисциплиной. Такие гонки напоминают спринт. Но их отличие в том, что во время соревнования бегуны из одной команды передают друг другу палочку (эстафету). Циклические виды спорта – это типы физкультуры, для которых необходима здоровая и сильная кардиореспираторная система. В ходе такой соревновательной деятельности с многократно повторяющимися интенсивными движениями задействованы энергия в большом количестве и выносливость участников.

Велоспорт

Многообразный велоспорт состоит из следующих дисциплин:

  • шоссейных гонок на длинные расстояния, которые проводят на автомобильных дорогах;
  • трековых гонок, проводящихся на специальных замкнутых дорожках;
  • маунтинбайка, который проходит вне дорожных покрытий;
  • фрирайда, характеризующегося отсутствием ограничений;
  • кроссовой и экстремальной гонок.

Виды спорта для детей циклические, ациклические. Список, какие лучше

Велосипедный спорт, аэробный по спецификации, тренирует и укрепляет:

Занятия на велосипеде:

  • развивают выносливость;
  • помогают вырабатываться гормонам счастья;
  • нормализуют эмоциональное состояние;
  • успокаивают нервы;
  • повышают иммунитет;
  • закаливают организм;
  • выводят токсины;
  • обогащают кислородом;
  • предохраняют спину от болевого синдрома.

Велоспорт противопоказан при заболеваниях:

  • мозжечка;
  • бронхиальной астме;
  • сосудов и сердца;
  • позвоночника;
  • ортопедического характера.

Виды спорта для детей циклические, ациклические. Список, какие лучше

Минусами велосипедного спорта считаются:

  • отрицательное воздействие на половые органы (постоянное сдавливание без специальной экипировки);
  • дегидратация при отсутствии восполнения водного баланса во время занятий;
  • травматизм, обязательно случающийся без защитных средств и предварительных разминочных упражнений.

Циклические виды спорта представляют собой категории активности, которые требуют от спортсменов высокоэффективных навыков. Эти навыки можно развить благодаря систематическим и напряженным тренировкам. В процессе подготовки оцениваются как риски, так и преимущества предстоящих занятий, чтобы минимизировать вероятность гипертонического криза в ходе выполнения упражнений.

Гребля

При помощи академической (классической) гребли ее участники, спиной вперед, преодолевают намеченное расстояние на лодке, используя весла. Действия команды обязательно должны быть синхронными. При правильных гребках судно приобретает быстроту и устойчивость, его становится легче направлять.

Академическая гребля подразделяется на следующие типы:

  • одиночную;
  • двойную, она бывает парной и распашной;
  • четверку;
  • восьмерку.

Гребцы байдарок и каноэ в суднах расположены лицом вперед.

Виды спорта для детей циклические, ациклические. Список, какие лучше

Их соревнования:

  • тренируют легкие и зрение;
  • развивают мускулатуру;
  • проходят на живописных озерах и реках.

Конькобежный спорт

В конькобежном спорте участники соревнуются между собой на дистанционном круге, поделенном на индивидуальные дорожки. У занимающихся скоростным бегом по льду хорошо развиты чувство балансирования и координация.

Виды спорта для детей циклические, ациклические. Список, какие лучше

Конькобежцы умеют мгновенно принимать решения и быстро думать.

Легкая атлетика

Легкая атлетика включает в себя следующие дисциплины:

  • многоборье;
  • бег;
  • толкание ядра;
  • спортивную ходьбу;
  • метание молота или диска;
  • прыжки.

Все вышеперечисленные виды циклического спорта кардинально воздействуют на:

  • дыхание;
  • сердце и сосуды;
  • опорно-двигательный аппарат.

Уроки легкой атлетики представляют собой важную часть физического образования в школах и вузах.

Такая подготовка:

  • ослабляет отрицательное воздействие дефицита моторной активности;
  • прививает необходимые навыки и умения;
  • повышает уровень общего физического развития.

Виды спорта для детей циклические, ациклические. Список, какие лучше

Противопоказаниями к легкой атлетике являются:

  • сахарный диабет;
  • проблемы с почками;
  • дыхательные и сердечные болезни;
  • гиперактивность;
  • больные суставы и сосуды.

Современные атлеты, профессионально занимающиеся спортом, часто страдают из-за:

  • переломов и ушибов;
  • мышечных растяжений;
  • вывихов;
  • смещения позвонков;
  • суставных заболеваний.

Спортивная ходьба

Такая циклическая дисциплина представляет собой быструю ходьбу, ни в коем случае не переходящую в бег. При ней одна нога все время контактирует с землей, а шаг становится более длинным, чем при обычной прогулке.

При занятиях спортивной ходьбой происходит:

  • сжигание калорий;
  • повышение настроения;
  • закаливание нервной системы;
  • избавление от стрессов;
  • тренировка всех мышц;
  • нормализация деятельности ЖКТ;
  • улучшение функций дыхательной системы;
  • повышение качества работы сердца.

Спортивная ходьба:

  • применяется в соревнованиях;
  • помогает преодолеть 7 км за 1 ч;
  • имеет параметры 150 шагов в минуту;
  • предполагает высокую скорость движения рук.

Скандинавская ходьба

Циклические виды спорта – это огромные нагрузки на человеческий организм. Участникам такой физкультуры необходимо быть тщательно подготовленными к ним. Самые первые тренировки ни в коем случае не должны быть интенсивными и изнуряющими. Подготавливаться следует со спортивной ходьбы или продолжительных прогулок по улицам.

Виды спорта для детей циклические, ациклические. Список, какие лучше

При скандинавской ходьбе используют палки, похожие на лыжные. Такой инвентарь помогает продлить время занятий для пожилых и людей с лишним весом. Скандинавская ходьба – это типичная аэробика с продленной ритмичной нагрузкой.

Она:

  • разгружает межпозвонковые диски;
  • уменьшает компрессию;
  • улучшает кровообращение хрящевой ткани;
  • омолаживает и тонизирует;
  • надолго заряжает энергией.

Лыжный спорт

Лыжные виды спорта включают:

  • фристайла, который характеризуется прыжками и трюками;
  • сноуборда, выполняемого на одиночной лыже под названием снежная доска;
  • лыжного двоеборья, включающего в себя гонки и прыжки с трамплина;
  • гонок на различные расстояния;
  • прыжков с трамплина на специальных лыжах-крыльях;
  • горнолыжного спорта, при котором выполняют спуск с уклонной трассы.

Хождение на лыжах:

Виды спорта для детей циклические, ациклические. Список, какие лучше

  • можно проводить не только в городе, но и в лесу;
  • насыщает мозг кислородом;
  • обеспечивает энергией и силами;
  • развивает состязательный дух и уверенность в себе;
  • укрепляет связки и суставы;
  • учит держать равновесие;
  • разрабатывает ловкость и координацию;
  • тонизирует;
  • повышает работоспособность и выносливость;
  • формирует вестибулярный аппарат;
  • улучшает сердечно-сосудистую деятельность и иммунитет;
  • развивает дыхание.
  • Плавание

    Плавание, при котором преодолевают установленное расстояние за определенное время, подготавливает спортсменов к:

    • прыжкам в воду;
    • марафонским и синхронным соревнованиям;
    • подводному спорту.

    Метание

    Метание копья производят на специальных секторах с местами для разбега. Снаряд отправляют к цели с помощью интенсивного рывка. Молот перед метанием должен быть раскручен над головой. Мяч и гранату бросают так же, как и копье. Метания снарядов осуществляют на дальность.

    Спортсмены должны уметь управлять моторными и зрительными реакциями.

    Для успешных бросаний важными критериями считаются:

    Подводный спорт

    Такой вид спорта подразделен на подводные:

    • фотографию;
    • хоккей;
    • регби;
    • борьбу;
    • апноэ;
    • охоту;
    • стрельбу;
    • ориентирование;
    • плавание в ластах.

    Триатлон

    Триатлон – это мультиспортивное соревнование, соединяющее:

    Виды спорта для детей циклические, ациклические. Список, какие лучше

    Все эти дисциплины проходят одну за одной, не останавливаясь. Состязание начинается с заплыва, затем следует велосипедная гонка. Завершает соревнование забег.

    Триатлеты всего лишь за 17 часов:

    • проплывают почти 4 км;
    • проезжают на велосипеде 180 км;
    • пробегают 42 км.

    Лыжные гонки

    Соревнующиеся в лыжных гонках преодолевают трассы с различными подъемами и спусками, используя либо классический, либо коньковый стили катания.

    Такие состязания подразделяются на:

    • командный или индивидуальный спринт;
    • 4-х этапную эстафету;
    • соревнование с преследованием;
    • борьбу с раздельным или массовым стартом.

    Шорт-трек

    Шорт-трек представляет собой конькобежную гонку по короткой дистанции.

    Виды спорта для детей циклические, ациклические. Список, какие лучше

    Турнирные площадки для этих соревнований должны быть с:

    • поворотным радиусом в 8 м;
    • общей протяженностью в 111 м;
    • длиной межповоротного пространства в 29 м.

    Коньки для шорт-трека заточены по-другому, а дорожки спортсмены выбирают себе сами. На площадке для состязания допускается одновременное присутствие 6 участников. Соревнования по шорт-треку бывают эстафетными или индивидуальными. Финиш регистрируют ручным хронометром или электронной системой.

    К неминуемой дисквалификации на шорт-треке ведут:

    • договоры между участниками;
    • подталкивание спортсменов из одной сборной не в эстафетной гонке;
    • отрывание стопы от поверхности во время движения;
    • пересечение траектории соперника;
    • срезание углов;
    • фальстарт.

    В экипировку участников шорт-трека ходят:

    • специализированный, аэродинамический и теплосберегающий, костюм;
    • предохраняющие перчатки;
    • защитные очки;
    • легкий шлем;
    • прочные коньки со смещенным металлическим лезвием.

    Современное пятиборье

    Спортивные дисциплины, повторяющиеся по кругу, позволяют непрерывно двигаться в пространстве. Целью циклических форм физкультуры является достижение предельной скорости, чтобы быстрее добраться до финиша. Их профессиональные виды подходят очень выносливым спортсменам. Ведь эти огромные нагрузки сильно влияют на сердце и дыхательную систему.

    Виды спорта для детей циклические, ациклические. Список, какие лучше

    Современное пятиборье, в отличие от древнегреческого, включило в себя:

    • стрельбу по 20 мишеням из пневматического пистолета, который при выполнении дисциплины держат в одной руке, ничем ее не подпирая;
    • бег (кросс по трассе с протяженностью 3 км);
    • плавание в вольном стиле по трассе с длиной в 200 м;
    • верховую езду (конкур);
    • фехтование по кругу со шпагами.

    В соревнованиях по современному пятиборью участникам начисляют баллы за прохождение каждого состязания.

    Виды данной спортивной деятельности развивают у участников:

    • контроль над эмоциями;
    • целеустремленность и настойчивость;
    • наблюдательность и быструю реакцию;
    • упорство и уверенность в себе;
    • сильный иммунитет.

    Часто травмирующимися местами участников пятиборья считаются:

    • спина;
    • голеностопные суставы;
    • предплечья;
    • голени;
    • кости;
    • ключицы.

    Какие виды спорта подходят детям?

    Детям с худощавым телосложением подходят такие виды циклического спорта, как:

    Виды спорта для детей циклические, ациклические. Список, какие лучше

  • конькобежный;
  • лыжный;
  • велосипедный;
  • гребля;
  • плавание;
  • ходьба;
  • метание;
  • биатлон;
  • бег.
  • Энергичного и активного ребенка с торакальным видом фигуры можно отдать в секции по:

    • скоростному спуску на байдарках;
    • гонкам;
    • кайтингу;
    • водному слалому;
    • синхронному плаванию;
    • прыжкам;
    • фигурному катанию.

    Ребята с мышечным телосложением смогут найти себя не только в цикличном спорте, но и в:

    • игровом;
    • экстремальном;
    • сложнокоординационном;
    • силовом.

    Детям с дигестивной фигурой лучше предложить заниматься:

    • мотоспортом;
    • единоборствами;
    • стрельбой;
    • тяжелой атлетикой;
    • авиамоделированием;
    • метанием;
    • хоккеем;
    • атлетической гимнастикой.

    Занятия циклическими формами спорта развивают скорость и ловкость. Участники, занимающиеся такими видами физических нагрузок, становятся закаленными и выносливыми. Это одинаково полезно как для взрослых, так и для детей. Но вместе с тем существуют и противопоказания к отдельным дисциплинам, что следует учитывать при их выборе.

    Видео о видах спорта для детей

    Виды спорта для детей и описание к ним:

    Циклические и ациклические виды физической нагрузки

    Существует две большие группы спортивных упражнений. Для упражнений первой группы характерны очень большие физические нагрузки, которые предъявляют исключительно высокие запросы к ведущим физиологическим системам и требуют предельного проявления таких двигательных физических качеств, как сила, быстрота или выносливость. К таким упражнениям относятся все виды легкой атлетики, плавание, лыжный и конькобежный спорт, гребля, спортивные игры, единоборства и т.д.

    Работа содержит 1 файл

    — 37.32 Кб (Скачать)

    ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

    Государственное образовательное учреждение высшего

    РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ

    Кафедра экономической теории

    Соболев Валентин Игоревич

    КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ДИСЦИПЛИНЕ

    «Физическая культура»

    студента 2 курса (СРОК ОБУЧЕНИЯ -5,5 лет)

    Научный руководитель

    Циклические и ациклические виды физической нагрузки.

    Существует две большие группы спортивных упражнений. Для упражнений первой группы характерны очень большие физические нагрузки, которые предъявляют исключительно высокие запросы к ведущим физиологическим системам и требуют предельного проявления таких двигательных физических качеств, как сила, быстрота или выносливость. К таким упражнениям относятся все виды легкой атлетики, плавание, лыжный и конькобежный спорт , гребля, спортивные игры, единоборства и т.д.

    Вторую группу составляют технические упражнения : авто, мотоспорт, парусный, санный, парашютный, конный, авиа- и дельтапланеризм. Перемещение спортсмена в пространстве при выполнении упражнений первой, наиболее многочисленной группы осуществляется в основном за счет внутренних (мышечных) сил.

    В процессе выполнения технических заданий перемещение атлета осуществляется преимущественно за счет внешних (не мышечных) факторов: силы, создаваемой двигателем автомобиля (в автоспорте), гравитационного воздействия (в санях и парашютах), воздушных потоков (в парусных видах спорта, авиации и дельтапланеризме). Успех в технических дисциплинах в значительной степени зависит от используемого оборудования (в конном спорте — от характеристик лошади) и от уровня мастерства спортсмена. Эти виды физических активностей требуют от спортсменов исключительно высокого развития специфических психофизиологических функций: внимательности, скорости реакции, точной координации движений и других. Однако следует отметить, что технические виды спорта, как правило, не требуют максимальных показателей от энергетических и мышечных систем, а также от вегетативных функций и физических качеств, таких как сила, мощность и выносливость.

    В соответствии с общей кинематической характеристикой упражнений, т. е. характером протекания во времени упражнения первой группы делят на :

    циклические :

    К циклическим упражнениям переместительного характера относятся бег и ходьба, бег на коньках и на лыжах, плавание, гребля, езда на велосипеде. Для этих упражнений характерно многократное повторение стереотипных циклов движений. При этом относительно постоянны не только общий рисунок движений, но и средняя мощность нагрузки или скорость перемещения спортсмена (велосипеда, лодки) по дистанции. Исключение составляют очень короткие циклические упражнения (дистанции) и начальный отрезок любой дистанции, т. е. период разгона, на протяжении которых скорость перемещения изменяется очень значительно. Иначе говоря, циклические упражнения — это упражнения относительно постоянных структуры и мощности.

    ациклические:

    К ациклическим относятся такие упражнения, на протяжении выполнения которых резко меняется характер двигательной активности. Упражнениями такого типа являются все спортивные игры, спортивные единоборства, метания и прыжки, гимнастические и акробатические упражнения, упражнения на водных и горных лыжах, в фигурном катании на коньках. Для ациклических упражнений характерны также резкие изменения мощности по ходу их выполнения. Это справедливо не только для соревновательных, но и для тренировочных упражнений (например, повторное пробегание отрезков с различной скоростью).

    Мощность составляет важнейшую классификационную характеристику упражнений, кроме технических. Учитывая, что она относительно постоянна в циклических упражнениях, их можно классифицировать по средней мощности нагрузки на протяжении любого (достаточно длинного) отрезка времени выполнения упражнения.

    Выделяют периоды наибольшей активности (мощности) на протяжении выполнения ациклических упражнений — рабочие периоды, чередуемые с промежуточными периодами относительно невысокой активности (мощности), вплоть до полного отдыха (нулевой мощности). При классификации ациклических упражнений остается неясным, оценивать ли мощность основных рабочих периодов («пиковую» мощность) или «среднюю» мощность за все время упражнения, включая основные рабочие периоды и промежуточные периоды относительного или полного отдыха.

    Физиологическая характеристика ациклических упражнений при использовании каждого из таких показателей будет различной. Механическая или физическая мощность выполняемого упражнения измеряется физическими величинами — в ваттах, кгм/мин. Она определяет физическую нагрузку. В подавляющем большинстве случаев очень трудно достаточно точно измерить физическую мощность спортивных упражнений. В циклических упражнениях мощность (физическая нагрузка) и скорость перемещения (при неизменной технике выполнения движений) связаны линейной зависимостью: чем больше скорость, тем выше физическая нагрузка.

    Сумма физиологических (и психофизиологических) реакций организма на данную физическую нагрузку позволяет определить физиологическую мощность нагрузки или физиологическую нагрузку на организм работающего челове ка . «Физиологическая нагрузка» или «физиологическая мощность» — понятия близкие к термину «тяжесть работы». У каждого человека при выполнении упражнения одного и того же характера в одинаковых условиях внешней среды физиологическая мощность нагрузки находится в прямой зависимости от физической нагрузки. Например, чем выше скорость бега, тем больше физиологическая нагрузка.

    Важно подчеркнуть, что одинаковая физическая активность приводит к различным физиологическим реакциям у людей, которые отличаются по возрасту и полу, а также по уровню физической подготовки. Эти реакции могут варьироваться даже у одного и того же человека в зависимости от окружающих условий, например, при изменении температуры или атмосферного давления. Кроме того, у одного и того же человека при одинаковой физической нагрузке, выполненной разными мышечными группами (например, руками или ногами) или в различных позициях тела (лежачих или стоячих), наблюдаются разные физиологические реакции. Например, у гребцов на каноэ, пловцов или бегунов, выполняющих работу с одинаковой физической нагрузкой (при аналогичном потреблении кислорода), физиологическая реакция может значительно отличаться.

    Таким образом, показатели физической мощности упражнения не могут быть использованы в качестве критерия для единой физиологической классификации различных спортивных упражнений, выполняемых людьми разного пола и возраста, с неодинаковыми функциональными возможностями и подготовленностью (тренированностью) или одним и тем же спортсменом в разных условиях. Поэтому в качестве классификационного признака чаще используются показатели физиологической мощности или физиологической нагрузки.

    Предельное время выполнения данного упражнения служит одним из таких показателей. Действительно, чем выше физиологическая мощность («тяжесть работы»), тем короче предельное время выполнения работы. Проанализировав по данным мировых рекордов зависимость между скоростью преодоления разных дистанций и предельным (рекордным) временем, В. С. Фарфель разделил «кривую рекордов» на четыре зоны относительной мощности: с предельной продолжительностью упражнений до 20 с (зона максимальной мощности), от 20 с до 3-5 мин (зона субмаксимальной мощности), от 3-5 до 30-40 мин (зона большой мощности) и более 40 мин (зона умеренной мощности ). Такая классификация спортивных циклических упражнений получила широкое распространение

    Иной подход к характеристике физиологической мощности состоит в определении относительных физиологических сдвигов Характер и величина ответных физиологических реакций на одну и ту же физическую нагрузку зависят прежде всего от предельных функциональных возможностей и ведущих (для данного упражнения) физиологических систем.

    При выполнении одинаковой физической нагрузки у людей с более высокими функциональными возможностями ведущих систем величина реакций (физиологические сдвиги) меньше, и следовательно, физиологическая нагрузка на ведущие (и другие) системы и соответственно на организм в целом относительно меньше, чем у людей с более низкими функциональными возможностями. Одинаковая физическая нагрузка будет относительно труднее («тяжелее») для вторых, и, следовательно, предельное время ее выполнения у них будет короче, чем у первых. Соответственно первые способны выполнять такие большие физические нагрузки, которые недоступны вторым.

    Следовательно, для физиологической классификации спортивных упражнений использу ются показатели относительной физиологической мощности: физиологической нагрузки, физиологической напряженности, тяжести работы. Такими показателями служат относительные физиологические сдвиги, которые возникают в ведущих функциональных системах в ответ на данную физическую нагрузку, выполняемую в определенных условиях внешней среды. Эти сдвиги выявляются путем сравнения текущих рабочих показателей деятельности ведущих физиологических систем с предельными (максимальными) показателями.

    Как известно, энергетические запросы организма (работающих мышц) удовлетворяются двумя основными путями — анаэробным и аэробным. Соотношение этих двух путей энергопродукции неодинаково в разных циклических упражнениях.

    При выполнении любого упражнения практически действуют все три энергетические системы анаэробные фосфагенная (алактатная) и лактацидная (гликолитическая) и аэробная (кислородная, окислительная) «Зоны» их действия частично перекрываются. Поэтому трудно выделить «чистый» вклад каждой из энергетических систем, особенно при работе относительно небольшой предельной продолжительности В этой связи часто объединяют в пары «соседние» по энергетической мощности (зоне действия) системы, фосфагенную с лактацидной, лактацидную с кислородной. Первой при этом указывается система, энергетический вклад которой больше.

    В соответствии с относительной нагрузкой на анаэробные и аэробные энергетические системы все циклические упражнения можно разделить на :

    анаэробные (с преобладанием анаэробного)

    аэробные (компонент энергопродукции, связанный с аэробным процессом)

    Ведущим качеством при выполнении анаэробных упражнений служит мощность (скоростно-силовые возможности), при выполнении аэробных упражнений – выносливость.

    Характер и степень изменений в деятельности различных физиологических систем, обеспечивающих выполнение разных упражнений, определяет соотношение разных путей (систем) энергопродукции в значительной мере.

    Выделяются три группы анаэробных упражнений:

    максимальной анаэробной мощности (анаэробной мощности) ;

    Это упражнения с почти исключительно анаэробным способом энергообеспечения работающих мышц: анаэробный компонент в общей энергопродукции составляет от 9,0 до 100%. Он обеспечивается главным образом за счет фосфагенной энергетической системы (АТФ + КФ) при некотором участии лактацидной (гликолитической) системы. Рекордная максимальная анаэробная мощность, развиваемая выдающимися спортсменами во время спринтерского бега, достигает 120 ккал/мин. Возможноя предельная продолжительность таких упражнений — несколько секунд. Таковы, например, соревновательный бег на дистанциях до 100 м , спринтерская велогонка на треке, плавание и ныряние на дистанцию до 50 м .

    В процессе работы постепенно происходит усиление деятельности вегетативных систем. Из-за кратковременности анаэробных упражнений во время их выполнения функции кровообращения и дыхания не успевают достигнуть возможного максимума. На протяжении максимального анаэробного упражнения спортсмен либо вообще не дышит, либо успевает выполнить лишь несколько дыхательных циклов.

    Соответственно «средняя» легочная вентиляция не превышает 20-30% от максимальной . ЧСС . повышается еще до старта (до 140-150 уд/мин) и во время упражнения продолжает расти, достигая наибольшего значения сразу после финиша — 80-90% от максимальной (160-180 уд/мин). Поскольку энергетическую основу этих упражнений составляют анаэробные процессы, усиление деятельности кардио-респираторной (кислородтранспортной) системы практически не имеет значения для энергетического обеспечения самого упражнения. Концентрация лактата в крови за время работы изменяется крайне незначительно, хотя в рабочих мышцах она может достигать в конце работы 10 ммоль/кг и даже больше. Концентрация лактата в крови продолжает нарастать на протяжении нескольких минут после прекращения работы и составляет максимально 5-8 ммоль/л.

    Профилактика дислексии через физические упражнения

    Ключевая особенность методики учителя-дефектолога Татьяны Гогуадзе по коррекции и профилактике дислексии – активное использование физических упражнений, которые направлены на преодоление рассогласованности работы полушарий мозга при обязательном закреплении доминации левого полушария.

    В статье поговорим о спорте и дислексии, спортивных секциях, куда лучше отдавать ребёнка с трудностями в обучении, упражнениях для профилактики дислексии у школьников, которые можно самостоятельно выполнять дома.

    Обратите внимание! В данной статье содержатся советы для детей, которые не имеют серьезных медицинских противопоказаний к занятиям спортом. Указанные упражнения будут полезны не только детям с дислексией, но и всем школьникам, испытывающим трудности в учебе.

    Как связана дислексия и физкультура

    Дислексия представляет собой неврологическую патологию, обусловленную несогласованной деятельностью полушарий мозга и неправильной их стимуляцией, особенно связанной с неадекватно сформированным нейродинамическим процессом чтения и письма.

    Наиболее эффективный и простой способ активизировать работу левого полушария мозга – воздействие на него через тело, то есть физическую активность. Но далеко не все физические упражнения при дислексии можно выполнять, так как определённые виды спорта только усиливают рассогласованность полушарий мозга, что приводит к ещё большим трудностям в обучении.

    Ациклические и циклические виды спорта

    При дислексии не рекомендуется заниматься ациклическими видами спорта, так как все упражнения построены на резкой смене двигательной активности. К ним относятся гимнастика, акробатика, все спортивные игры и единоборства, танцы.

    Выполнение таких упражнений не способствует коррекции дислексии, а наоборот, усугубляет её последствия, так как отсутствуют повторения и каждое движение значительно отличается друг от друга.

    Циклические виды спорта отличаются неоднократными повторениями одних и тех же действий, при этом их интенсивность может постоянно меняться. Если говорить в контексте дислексии, то циклические виды спорта позволяют ребёнку научиться не только останавливать своё тело, но и научиться его контролировать. К тому же такие упражнения при дислексии активно стимулируют работу мозга, обеспечивая его правильную стимуляцию.

    Циклические виды спорта и упражнения при дислексии

    Более того, они гораздо полезнее для организма, поэтому их включают в оздоровительные программы, направленные на профилактику сердечно-сосудистых заболеваний и проблем с дыхательными путями.

    Циклические упражнения приносят организму существенную пользу:

    • укрепляют работу сердца;
    • улучшают кровообращение;
    • нормализуют сон;
    • повышают выносливость и силу;
    • развивают самодисциплину и волю;
    • положительно воздействуют на дыхание, в том числе активизируют развитие речевого дыхания и опорно-двигательного аппарата;
    • повышают уровень общего физического развития.

    К наиболее доступным видам спорта можно отнести бег, лыжи, скандинавскую ходьбу, ролики, коньки, велосипед, греблю, плавание.

    Для того чтобы точно выяснить, какие физические тренировки помогут вашему ребёнку справиться с дислексией, настоятельно предлагаем провести биометрическое исследование в Центре Дислексии Татьяны Гогуадзе. Эта процедура позволит определить естественную склонность ребёнка к различным видам спорта, а также даст рекомендации о тех спортивных активностях, от которых стоит воздержаться.

    Польза бега при дислексии

    Бег для профилактики и коррекции дислексии

    Это одно из лучших упражнений для профилактики дислексии, так как бег:

    • отлично тренирует дыхание, которое крайне необходимо для беглого чтения вслух и грамотности на письме;
    • развивает выносливость к монотонной нагрузке, а письмо от руки – это и есть серьёзная монотонная нагрузка, к которой многие дети просто не готовы;
    • активно насыщает мозг, лёгкие и сердце кислородом, то есть улучшается работа мозга, в частности, мозжечка, который у нас отвечает за обучение.

    Если сложно бегать, можно начать с активной ходьбы, которая также способствует профилактике дислексии, дисграфии и СДВГ. Главное – заниматься регулярно и следить за техникой дыхания.

    Скандинавская ходьба и лыжи

    Методика лыжного бега (особенно при классическом стиле) и скандинавской ходьбы очень схожи: руки последовательно движутся вдоль корпуса в такт движениям ног. Это создает чередующееся воздействие на мозговые полушария и включает в себя фазы напряжения и расслабления.

    Профилактика дислексии с помощью скандинавской ходьбы

    А именно этого эффекта и требуется достичь при выполнении физических упражнений для детей с дислексией.

    Скандинавская ходьба и бег на лыжах также способствуют тренировке дыхания, развитию выносливости и силы воли. Эти вида спорта:

    • нагружают во время тренировки до 90% всех мышц тела;
    • снимают напряжение с коленей и суставов;
    • улучшают координацию движений.

    Физическая активность на воздухе – это ещё и отличная психоэмоциональная профилактика при дислексии, так как она помогает школьникам лучше справиться с волнениями и переживаниями, разгрузить мозг от негативных мыслей.

    Какие упражнения для иборьбы дислексии можно делать дома?

    Самые доступные и полезные – это бой мяча, прыжки на скакалке и занятия с эспандером.

    На коррекционных программах учителя-дефектолога Татьяны Гогуадзе дети обязательно занимаются боем мяча. Продолжительность тренировки может достигать 60-180 минут.

    Бой мяча – это базовое упражнение для профилактики дислексии и дисграфии у школьников, так как оно:

    • развивает концентрацию внимания, саморегуляцию, самодисциплину, речевое дыхание;
    • тренирует выносливость к монотонному труду и зрительно-моторную координацию;
    • помогает преодолеть гиперактивность и устранить навязчивые движения;
    • улучшает подвижность лучезапястного сустава;
    • снимает стресс и негативные эмоции.

    Бой мяча - эффективное упражнение для профилактики дислексии

    «Бой мяча» – это отличное психофизическое упражнение при дислексии, которое тренирует психику, развивает ребёнка физически и при этом помогает ему решить многие проблемы с обучением. У детей после «Боя мяча» улучшается почерк, навыки чтения и письма.

    Больше прыгаешь на скакалке – быстрее улучшаешь почерк

    Это упражнение для устранения дислексии рекомендуется потому, что во время прыжков одновременно задействуются обе руки и ноги, а мозг при этом должен контролировать их согласованную работу.

    К тому же обыкновенная скакалка помогает улучшить почерк, ведь во время прыжков развиваются и укрепляются запястья, а руки становятся сильнее. Благодаря этому ребёнку становится легче правильно удерживать ручку во время письма, он учится контролировать силу нажима и в целом начинает меньше уставать от самого процесса письма.

    Скакалка является отличным кардиотренажёром, который способствует укреплению стенок сосудов, благоприятно влияет на сердечную деятельность и нормализует работу дыхательной системы.

    Эспандер – эффективный тренажёр для мозга

    Упражнения с эспандером для коррекции дислексии

    При наличии у ребёнка дислексии эспандер должен стать его карманным тренажёром!

    Сжатие эспандера позволяет воздействовать на зону мозга, которая у нас отвечает за согласованную работу когнитивных и эндокринных систем. Такое упражнение при дислексии помогает повысить согласованность в работе мозга, а также устойчивость психики к стрессам и внешним раздражителям.

    При работе с эспандером важно сжимать его попеременно то левой, то правой рукой. И обязательно нужно заканчивать упражнение на правой руке. Во время выполнения надо следить, чтобы вторая рука была неподвижна. Оптимальное положение – одна рука располагается на поясе, а вторая – сжимает тренажёр.

    Комплект массажеров для профилактики дислексии

    Эспандер помогает укрепить силу рук, повысить выносливость к монотонному труду, за счёт чего почерк становится более ровным и плавным. Вот почему эспандер входит в состав комплекта массажёров для коррекции почерка без прописей по методу учителя-дефектолога Татьяны Гогуадзе.

    Для успешной коррекции и профилактики дислексии и дисграфии без физических упражнений просто невозможно обойтись. И чем раньше в режиме дня ваших детей появится физическая активность, тем выше вероятность, что со многими дислексическими трудностями они справятся ещё до школы.

    Начните вместе со своим ребёнком заниматься циклическими видами спорта – и вы не только справитесь с дислексией, но и значительно улучшите как его, так и своё здоровье!

    Подписывайтесь также на наш Telegram-канал и читайте полезные материалы по обучению и развитию детей.

    Оцените статью
    Атлетика
    Добавить комментарий