Участник, принимающий эстафету в 10-метровой зоне, должен сосредоточиться на моменте передачи эстафеты и правильно подготовиться к старту. Это означает, что он должен быть в готовности к немедленному движению, чтобы сохранить скорость команды и минимизировать потерю времени.
Кроме того, важно, чтобы участник скоординировал свои действия с передающим, чтобы передача эстафеты прошла максимально плавно и эффективно. Правильный тайминг и синхронизация являются ключевыми факторами для успешного завершения этапа и достижения лучших результатов.
Эстафетный бег
Техника эстафетного бега. Эстафетный бег — самый зрелищный и увлекательный вид легкой атлетики. Его включают в программу различных соревнований, начиная с местных первенств и заканчивая олимпийскими играми.
Впервые соревнования в эстафетном беге 4×100 и 4×400 м для мужчин были включены в программу Олимпийских игр 1912 г. Эстафета 4 х 100 м для женщин впервые проведена на Олимпийских играх 1928 г., а эстафета 4 х 400 м — в 1972 г. Эстафетный бег — командный вид спорта. Дистанция бега делится на этапы определенной длины, и каждый участник команды пробегает свой этап, передавая очередному бегуну эстафетную палочку. Эстафетная палочка имеет цилиндрическую форму, ее длина -30 см, толщина — 4 см, вес — не менее 50 г. В зависимости от длины этапов, эстафетные дистанции делятся на короткие, средние и смешанные. По составу команды эстафеты могут быть мужские (юноши), женские (девушки) и смешанные.
- — эстафетный бег, проводимый на стадионе. Сюда относятся: 4 х 100 м, 4 х 400 м — это классические виды;
- — эстафеты на любые дистанции и с любым количеством этапов, а также «шведские» эстафеты, например: 800 + 400 + 200 + 100 (или в обратном порядке);
- — эстафеты, проводимые вне стадиона, например на улицах города.
Различают два основных типа эстафеты: 1) встречная, 2) с ходу. Эстафетный бег с ходу проводится по беговой дорожке стадиона или по улицам города. В эстафете 4 х 100 м большое значение имеет передача эстафетной палочки без потери скорости. Эстафетная палочка передается в 20-метровом коридоре, который отмеряется от начала этапа по 10 метров в обе стороны.
По правилам соревнований можно начать разгон за 10 метров до первой черты зоны передачи. При передаче эстафеты вне коридора команда снимается с соревнований как нарушившая правила.
Способы передачи эстафеты: 1) без перекладывания эстафетной палочки; 2) с перекладыванием эстафетной палочки. Первый способ используется в коротких эстафетах, при передаче на высоких скоростях, второй — во всех остальных эстафетах.
Наиболее распространенным и простым способом является передача эстафетной палочки левой рукой передающего в правую руку принимающего, который на бегу перекладывает палочку в левую руку. В способе без перекладывания бегун первого этапа несет палочку в правой руке и передает ее второму бегуну в левую руку. Второй передает третьему в правую руку, четвертый бегун принимает палочку левой рукой.
Старт. В эстафете 4 х 100 м бег со старта не отличается от обычного бега на 100 м. Основная трудность — в передаче эстафеты. Участник становится на старт, держа эстафетную палочку в правой или левой руке (все зависит от того, каким способом команда будет передавать эстафетную палочку), упираясь о землю большим или указательным пальцами (остальные пальцы держат палочку). Упор должен быть перед линией старта, участник держит палочку за конец, большая ее часть направлена вперед и может выходить за линию старта.
Разбег. На первом этапе спортсмены начинают бежать с низкого старта. Трудность заключается в том, что палочка передается на высокой скорости в ограниченной зоне — 20 м. Для разгона на втором, третьем и четвертом этапах к этой зоне добавлены 10-метровые отрезки, на которых можно начинать разбег еще до зоны передачи, набрав достаточную скорость.
Для приема эстафеты бегуны на втором, третьем и четвертом этапах принимают положение, близкое к низкому старту, опираясь одной рукой на грунт, повернув голову в сторону передающего. Эстафету передают, когда оба бегуна имеют достаточно высокую скорость. Для этого в нескольких метрах (5-7) от 10-метровой зоны разбега делается контрольная отметка. Когда бегун первого этапа достиг контрольной отметки, бегун второго этапа стремительно начинает бег, стараясь развить как можно большую скорость, чтобы передача эстафетной палочки произошла за 4-6 метров до конца зоны передачи (обычно 14-16-й метр зоны передачи).
Техника передачи эстафетной палочки. Принимающий начинает бег, когда передающий эстафету достигает контрольной отметки. После сближения спортсменов на расстоянии вытянутой руки (приблизительно 1-1,5 м), что должно происходить ближе к концу зоны передачи, скорость их бега уравнивается, передающий подает команду «Хоп!», по которой принимающий вытягивает назад руку с раскрытой к низу ладонью и отведенным в сторону бедра большим пальцем.
Когда рука в этом положении зафиксирована, передающий снизу вкладывает в ладонь эстафетную палочку. Так происходит на втором, третьем и четвертом этапах. У спортсменов все эти движения должны быть отточены до совершенства, доведены до автоматизма и выполняться на возможно большей скорости (рис. 19).

Рис. 19. Техника передачи эстафетной палочки
Существуют два способа передачи эстафетной палочки: снизу вверх и сверху вниз. При первом способе бегун, принимающий эстафетную палочку, отводит руку (противоположную руке передающего бегуна) назад чуть в сторону, большой палец отводится в сторону плоскости ладони, четыре пальца сомкнуты, ладонь смотрит прямо назад. Передающий бегун вкладывает эстафетную палочку движением снизу вверх между большим пальцем и ладонью. Почувствовав прикосновение эстафетной палочки, принимающий бегун захватывает ее, сжимая кисть (рис. 20).
При втором способе рука отводится также назад чуть в сторону, но плоскость ладони смотрит вверх. Передающий бегун вкладывает эстафетную палочку движением сверху вниз, опуская ее на ладонь. При соприкосновении палочки с ладонью принимающий бегун захватывает ее, сжимая кисть (рис. 18).
Рис. 20. Передача эстафетной палочки снизу

Упражнения для овладения рациональной техникой эстафетного бега
- Передача эстафеты на месте. Студент, стоя на расстоянии 1 м один от другого, выполняет беговые движения руками и по команде «Хоп!» передает эстафету.
- Бегуны располагаются в шахматном порядке на расстоянии 1-1,5 м один от другого. Движения рук — как при беге. Палочка передается по команде стоящего сзади спортсмена из правой руки в левую руку, затем в правую. Методические указания. Количество участников в каждой команде произвольное (двое, трое, четверо и т. д.). После приема эстафеты правой рукой нужно ее переложить в левую и передать впереди стоящему. После приема эстафеты последним участником тренирующиеся поворачиваются кругом и продолжают упражнение.
- Передача и прием эстафеты во время ходьбы на месте и в движении.
- Передача и прием эстафеты в беге.
- При выполнении упражнения нужно двигаться медленно, в ногу, обращая внимание на согласованное движение во время передачи.
- Обучение старту с опорой на одну руку и стартовому разгону с палочкой.
- Передача и прием эстафеты во время быстрого бега.
- Передача и прием эстафеты в коридоре — зоне.
- Прием и передача эстафеты с ускорения парами.
- Прием и передача эстафеты с ускорения в парах (2, 3, 4-я пары одновременно). Передающие одновременно делают разбег на расстояние 60-100 м в полную силу.
- 11. Пробегание своих этапов полностью в одной связке: первый и второй этапы, третий и четвертый этапы, бегуны на первом и третьем этапах начинают с низкого старта.
- 12. То же, но начало бега с ходу — 20 м.
- 13. Пробегание всей эстафеты на укороченной дистанции 200 м (4 х 50 м) и дистанции 400 м (4 х 100 м).
- 14. Передача эстафеты на отдельных этапах с фиксацией времени нахождения палочки в зоне передачи.
- 15. Пробегание эстафет 4*50м, 4×150 м, 4×200 м на тренировках и при условии конкуренции второй команды.
- 16. Необходимо помнить, что при передаче эстафеты снизу на каждом следующем этапе спортсмен берется за палочку на ладонь ближе к ее концу. Длина палочки 30 см. Таким образом, на каждый хват приходится небольшое пространство — 7,5 см. Если при передаче участники ошибутся 2 раза на 2^4 см, последний бегун уже не сможет принять правильно палочку.
Методика изучения техники эстафетного бега
Техника бега по дистанции в эстафетах не отличается от обычного бега по прямой и повороту. Изучение техники эстафетного бега целесообразно начинать после того, как усвоена техника бега на короткие дистанции и отработано умение выполнять высокий и низкий старт на повороте.
Эстафетный бег — командный вид легкой атлетики, успех в котором зависит от умения передавать и принимать эстафетную палочку на высокой скорости в ограниченной зоне передачи.
Методика изучения техники эстафетного бега предполагает следующую последовательность, в соответствии с задачами.
1. Знакомство с техникой эстафетного бега.
Создание представления о технике передачи эстафеты начинается с информации о видах эстафетного бега, изучения техники передачи эстафетной палочки способами «снизу» и «сверху» в 20-метровой зоне на высокой скорости. Затем следует усвоить основные правила проведения эстафетного бега и значение точности, слаженности движений в передаче эстафеты для достижения высокого результата.
2. Освоение техники передачи эстафетной палочки.
Передача эстафетной палочки проводится в парах — вначале на месте, затем в ходьбе и в беге с небольшой скоростью вне зоны передачи. Занимающиеся строятся в две разомкнутые шеренги на расстоянии 1-2 м друг от друга, уступами вправо или влево, в зависимости от того, какой рукой передается эстафетная палочка. По команде преподавателя в первой шеренге принимающие отводят выпрямлен ную левую (правую) руку назад, а стоящие во второй шеренге передающие, с небольшой паузой после команды, передают палочку.
Затем участники поворачиваются кругом и производят передачу, поменявшись ролями. Когда отрабатывается передача левой рукой в правую (а такое упражнение необходимо для спринтерской эстафеты 4×100 м), передающая шеренга смещается на полшага в правую сторону.
После усвоения этих движений передача палочки производится с имитацией работы рук в беге: принимающий по команде преподавателя отводит руку, хорошо фиксируя кисть для приема палочки, а передающий, выдержав паузу (после готовности принимающего), вкладывает по команде в нее эстафетную палочку.
В начале выполнения всех упражнений команду подает преподаватель, позже — передающий эстафетную палочку. На этом этапе обучения необходимо следить, чтобы принимающие палочку не поворачивали головы в момент передачи эстафеты, контролировали положение руки и ход передачи, не бежали с отведенной назад рукой, а передающие палочку, чтобы не торопились, выдерживали паузу, не вытягивали руку с эстафетной палочкой до команды или одновременно с ней.
При появлении этих ошибок следует еще раз повторить теоретический материал и отработать элементы техники передачи.
3. Изучить технику старта на этапах эстафетного бега.
Для овладения техникой старта необходимо знать, как принимать старт из положения с опорой на одну руку на прямой, затем на повороте перед выходом на прямую и на прямой при входе в поворот.
Стартующий ставит левую ногу вперед и опирается правой рукой о дорожку, левая рука отведена вверх — назад. Опустив голову, бегун смотрит за подходом передающего партнера к контрольной отметке.
Необходимо следить за тем, чтобы принимающий бежал по внешней линии дорожки на 2-м и 4-м этапах и по внутренней — на 3-м этапе.
При обучении низкому старту с эстафетной палочкой целесообразно повторить технику старта на повороте, а затем приступить к освоению двигательного действия.
Стартующий держит палочку мизинцем и безымянным пальцем за нижний конец. Руку необходимо ставить у стартовой линии, опираясь о дорожку большим пальцем — с одной стороны, указательным и средним пальцами — с другой. После отрыва руки от дорожки эстафетную палочку нужно держать всеми пальцами.
Когда занимающиеся освоят технику старта на этапах и бег по заданным дорожкам, тогда можно переходить к обучению старта с наблюдением за партнером и пользованием контрольной отметкой.
Для каждой пары занимающихся контрольная отметка подбирается индивидуально, с учетом скорости, которую может иметь передающий к концу дистанции, а также способности принимающего быстро стартовать. Это расстояние соответствует 8-11 м и подбирается путем многократных пробежек.
4. Освоить технику передачи эстафетной палочки на максимальной скорости в 20-метровой зоне.
Основное средство для решения этой задачи — многократное пробегание в зоне, передавая эстафету с постепенно увеличивающейся скоростью. Расстояние до контрольной отметки уточняется в процессе этих пробежек, передача выполняется как на прямой, так и на входе и выходе с виража. Эстафета передается во второй половине зоны передачи на максимальной скорости с соблюдением правил соревнований.
В других видах эстафетного бега передача эстафетной палочки легче, так как скорость бега участников ниже. Принимающий эстафету должен соизмерять скорость своего бега со скоростью партнера на последних 10 м дистанции, от этого зависит начало принятия эстафетной палочки. Если скорость передающего низкая и продолжает снижаться, то целесообразно принимать эстафету в начале зоны передачи, а если передающим сохраняется оптимальная скорость бега, то прием производится во второй половине зоны передачи.
5. Изучение техники эстафетного бега в целом и ее совершенствование.
Слаженность при передаче эстафетной палочки на максимальной скорости имеет решающую роль в достижении высокого результата эстафетной команды.
При отличной технике передачи эстафетной палочки конечный результат может быть на 2,5-3 сек. выше, чем сумма лучших результатов всех участников команды в беге на 100 м. При составлении команды для эстафетного бега 4×100 м необходимо учитывать следующие: на первом и четвертом этапах бегуны пробегают по ПО м, а на втором и третьем этапах — по 120 м.
На первый этап следует ставить бегуна, хорошо владеющего техникой низкого старта и умеющего быстро бежать по повороту. На второй этап — имеющего высокий уровень специальной выносливости и хорошую технику приема и передачи эстафетной палочки. На третий — помимо названных качеств, хорошие показатели бега по повороту. На четвертый — быстрого, эмоционального, обладающего лучшим результатом в беге на 100 м с ходу.
Совершенствованию техники эстафетного бега способствует частое пробегание в тренировках эстафеты с максимальной интенсивностью.
Эстафетный бег. История, техника, обучение, тренировка

Эстафетный бег 4 × 100 м, как правило, вызывает наибольший интерес у зрителей. Он проводится по отдельным дорожкам стадиона от начала до окончания дистанции. Командный характер этого вида соревнований, ответственность каждого спринтера за исход спортивной борьбы, необходимость с точностью до сотой доли секунды рассчитать свои движения на большой скорости бега и согласовать их с движениями партнера в ограниченной зоне передачи – всё это делает бег на эту дистанцию одним из наиболее эмоционально насыщенных, захватывающих зрелищ. В эстафете 4 × 100 м больше, чем в каком-либо другом виде эстафетного бега, результат зависит от слаженности действий спортсменов, обеспечивающей эффективную и надежную передачу эстафетной палочки на предельно высокой скорости бега.
Рациональная техника, специальная методика тренировки, система отбора спортсменов и психологическая подготовка – всё это необходимо учитывать при подготовке команды для эстафетного бега. А важнейшими факторами её результативности является не только уровень индивидуальных результатов спортсменов на дистанции 100 м, но и их способность надёжно и быстро передавать эстафетную палочку, поскольку на каждом этапе эстафеты при передаче и приёме палочки можно потерять от 0,1 до 0,3 с. Значимость такого выигрыша во времени хорошо иллюстрируют результаты восьми мужских команд в финальном забеге эстафетного бега 4 × 100 м на XII Чемпионате мира 2007 г. (г. Осака, Япония) – временной диапазон команд, занявших с 1-го по 5-е место составил всего 0,25 с. Это позволяет понять, насколько согласованы действия каждого участника эстафетной команды в процессе передачи эстафетной палочки.
Известно много примеров, когда команды, составленные из спринтеров, имеющих весьма высокие личные результаты в беге на 100 м, уступали квартетам с более низкими индивидуальными достижениями. Это объясняется тем, что конечный результат в эстафетном беге 4 × 100 м зависит не только от скоростных возможностей отдельных бегунов, но и правильного взаимодействия их при передаче и приёме эстафетной палочки в установленной правилами «зоне».
Так, история спринтерского бега знает много случаев, когда отсутствие гармонии сводило на нет преимущество «быстрых ног», и когда отлично настроенный коллектив побеждал команду, составленную из выдающихся спринтеров. В первом случае вспомним команды США (мужчины и женщины), которые состояли из отличных спринтеров, но часто на крупнейших соревнованиях были дисквалифицированы; во-втором – мужскую сборную СССР, не имевшую в своём составе столь быстрых спортсменов, но неоднократно становившейся призёром и победителем Олимпийских игр.
Рис. 6. Положение спортсменки на первом этапе эстафетного бега
Поскольку в последние годы плотность результатов на крупнейших соревнованиях возросла, решающим моментом в эстафете становится совершенная техника передачи палочки на максимально возможной скорости. При этом сама передача происходит как можно ближе к окончанию «зоны передачи» («коридора»), а спортсмен, принимающий эстафетную палочку, покидает эту зону с более высокой скоростью.
С целью анализа техники эстафетного бега, раскроем составные части и элементы этой дисциплины лёгкой атлетики.
На первом этапе спортсмен начинает бег из положения низкого старта с использованием стартовых колодок. Действия бегуна на первом этапе аналогичны действиям спортсмена, начинающего бег по повороту. Стартовые колодки устанавливаются ближе к внешнему краю дорожки с тем, чтобы начать бег по прямому отрезку дистанции, что позволяет спринтеру более быстро набрать максимальную скорость бега. Другой особенностью старта в эстафетном беге является то, что он выполняется бегуном с эстафетной палочкой в руке (рис. 6).
В специальной литературе авторы предлагают несколько вариантов держания эстафетной палочки на старте. Положение, когда стартующий держит её средним, безымянным пальцами и мизинцем, а опорой служат большой и указательный пальцы, получил наиболее широкое распространение среди отечественных спортсменов (рис. 7 б).
Рис. 7. Варианты держания эстафетной палочки при низком старте на первом этапе (J. Kolpher,1975)
Варианты держания эстафетной палочки при низком старте анализирует американец J. Kolpher (37) (рис. 7 а-д).
1-й вариант: спортсмен держит палочку в нормальном стартовом положении. Данный способ, по мнению автора, не обеспечивает надежного удерживания палочки в момент старта (см. рис. 7, а).
2-й вариант: палочка держится тремя пальцами, тогда как большой и указательный пальцы служат опорой. Палочка удерживается надежно, но этот способ не гарантирует равновесия в момент старта (см. рис. 7, б).
3-й вариант: следует держать палочку большим и средним пальцами, остальные служат опорой, и вес тела равномерно распределяется на них. Однако при этом способе, как подчёркивает J. Kolpher, надежная фиксация палочки не обеспечивается (см. рис. 7, в).
Рис. 8. Положение бегуньи, принимающей эстафетную палочку на 2-м и 4-м этапе (с опорой на руку)
4-й вариант: палочка сжимается большим, средним и безымянным пальцами, что также способствует равномерному распределению веса тела на пальцы. Кроме того, палочка надежно удерживается в руке и находится несколько выше над грунтом, чем при других способах. По мнению автора, большинство спортсменов США считают этот вариант очень удобным и наиболее естественным для удержания палочки при низком старте (см. рис. 7, г).
5-й вариант: бегун держит эстафетную палочку большим и указательным пальцами. Этот способ, как при втором варианте (см. рис. 7 б), не обеспечивает достаточного равновесия спортсмену (см. рис. 7, д).
Предложенные варианты взяты из практики использования их американскими спортсменами, но решающим фактором при определении способа держания эстафетной палочки, как следует из исследований автора, должно являться мнение тренера и спортсмена. Во всех случаях эстафетная палочка держится за один конец, а другой её конец находится за пределами стартовой линии. На отработку оптимального способа держания эстафетной палочки уходит совсем немного времени, и если спортсмен надежно и естественно держит палочку на старте, можно считать, что время потеряно не зря.
Рис. 9. Положение бегуньи, принимающей эстафетную палочку на 2-м и 4-м этапе (без опоры на руку)
По выстрелу стартёра спортсмен, бегущий на первом этапе, начинает бег, придерживаясь ближе к внутреннему краю дорожки. Спортсмены последующих этапов также принимают стартовое положение для более быстрого начала бега.
При этом, в связи с тем, что бегуны 2-го и 4-го этапов принимают эстафетную палочку у спортсменов, бегущих по виражу, ближе к внутренней линии дорожки, то стартовое положение на этих этапах будет одинаковым – ближе к наружной линии своей дорожки (рис. 8 и 9). Так как он оставляет левую сторону дорожки для передающего эстафетную палочку.
Анализируя стартовое положение бегунов на 2-м и 4-м этапах, большинство специалистов (6, 10, 29, 43) приходят к мнению, что спортсмен должен принимать положение, близкое к низкому старту, на внешней стороне дорожки, опираясь (или без опоры) правой рукой о дорожку. При этом либо правая (см. рис. 8), либо левая нога может находиться впереди (см. рис. 9).
Голова спортсмена повёрнута в сторону внутренней части дорожки, т. е. влево, что даёт возможность более чётко видеть бегуна своей команды и контрольную отметку. В момент, когда передающий начал бег с палочкой, принимающий эстафету спортсмен занимает стартовую позицию. По мере приближения партнёра левая рука поднимается до уровня пояса, туловище разворачивается левым плечом влево-вверх, голова поворачивается так, чтобы взгляд на контрольную отметку направлялся сверху, а не сбоку. Этот момент очень важен, так как хорошо ориентирует бегуна на точность ухода. Для удобства пятки слегка поворачиваются в сторону внешней линии дорожки.
В момент пересечения передающим проекции контрольной отметки принимающий максимально быстро стартует, а затем поворачивает голову по направлению бега. До получения палочки бегущие на 2 и 4-м этапах спортсмены придерживаются внешней стороны дорожки.
На третьем этапе происходит вторая передача эстафетной палочки. Анализ соревновательной деятельности показывает, что на этом этапе наиболее распространено следующее положение бегуна, принимающего эстафету (табл. 2). Спортсмен становится в положение, близкое к низкому старту; на внутренней стороне дорожки с опорой или без опоры на руку (рис. 10, 11).
Некоторые спортсмены, стартующие на 3 м этапе, становятся на внешнюю сторону дорожки, опираясь правой рукой (рис. 12). Встречаются случаи, когда спортсмены принимают положение по внешней дорожке, близкое к высокому старту без опоры на руку (рис. 13). При этом первая фаза ускорения выполняется по касательной к внутренней линии беговой дорожки.
Рис. 10. Положение бегуньи третьего этапа, стоящей на внутренней стороне дорожки (с опорой на руку)
Рис. 11. Положение бегуньи третьего этапа, стоящей на внутренней стороне дорожки (без опоры)
Рис. 12. Положение бегуньи третьего этапа, стоящей на внешней стороне дорожки (с опорой на руку)
Рис. 13. Положение бегуньи третьего этапа, стоящей на внешней стороне дорожки (без опоры на руку)
Стартовое положение участников команд в эстафетном беге 4 × 100 м на третьем этапе (XII Чемпионат мира, г. Осака, Япония, 2007 г.; финальным забег)
(цит. по О. М. Мирзоеву, В. М. Маслакову, Е. П. Врублевскому, 18)
Следует учитывать тот факт, что чем дальше дорожка находится от внутренней бровки, тем меньше прямого участка разгона остаётся для стартового разбега участникам 3-го этапа. Поэтому спортсмену, стартующему на этом этапе при выборе места старта целесообразно учитывать очередность дорожки и то, как будет виден его приближающийся партнёр по команде к моменту пересечения контрольной отметки. В этом случае следует индивидуально выбирать наиболее рациональный вариант позы на старте. Дальнейшие действия спортсмена являются аналогичными таковым при выполнении старта и стартового разгона на 2 и 4-м этапах, но свой бег он проводит так же, как бегун первого этапа, то есть ближе к внутренней бровке.
В настоящее время в практике эстафетного бега 4 X100 м существует два наиболее распространённых способа передачи эстафетной палочки без перекладывания – передача «снизу-вверх» и «сверху-вниз». Это значит, что эстафетная палочка принимается и передаётся бегуну следующего этапа одной и той же рукой, и спортсмен, принимающий палочку, не перекладывает её во время бега из одной руки в другую. В этом варианте эстафетная палочка передаётся бегунами на этапах в следующей последовательности:
– из правой руки в левую руку (на 2-м этапе);
– из левой руки в правую руку (на 3-м этапе);
– из правой руки в левую руку (на 4-м этапе).
Таким образом, на вираже легкоатлету целесообразно бежать ближе к внутренней части дорожки и нести палочку в правой руке, а на прямой держать эстафетную палочку в левой руке и при беге в «зоне передачи» придерживаться внешней стороны дорожки.
Неоднократно различными специалистами (29, 31, 41, 43) проводилось исследование эффективности двух способов передачи эстафетной палочки – «сверху-вниз» и «снизу-вверх». Общая оценка эффективности того или иного способа складывалась из оценки следующих факторов: простоты, надежности и быстроты передачи. Оба способа применяли в одинаковых условиях: передачу «снизу-вверх» и передачу «сверху-вниз» исследовали с участием одних и тех же испытуемых; во всех экспериментах проводилась передача эстафеты из правой руки в левую; передающий и принимающий использовали спринтерский старт и т. д. Результаты исследований показали, что способ передачи «сверху-вниз» позволяет быстрее передавать эстафетную палочку, чем «снизу-вверх».
Рис. 14. Передача эстафетной палочки способом «снизу-вверх»
Тем не менее, многолетняя практика эстафетного бега показывает, что способ «снизу-вверх» более простой и надежный. Поэтому в тренировке начинающих спортсменов, где наиболее важное значение имеют факторы простоты и надежности передачи эстафеты, следует практиковать способ передачи «снизу-вверх». Спортсменам высокой квалификации можно отдавать предпочтение способу передачи «сверху-вниз» как более быстрому. В целом, следует отметить следующие основные моменты при двух способах передачи.
1. Передача «снизу-вверх». Бегун, принимающий эстафету, держит руку в положении «V» (раскрытой ладонью) на уровне бедра. Эстафетная палочка вкладывается «снизу-вверх» в руку принимающего эстафету бегуна с тем расчётом, чтобы он мог взять её близко к руке бегуна, передающего эстафету.
Для этого, в момент передачи палочки, тыльная часть кисти передающего устремляется в ладонь принимающего, что исключает возможность проскальзывания. Это обеспечивает также необходимое место на эстафетной палочке для очередного захвата её, в последующем, остальными спринтерами команды (рис. 14).
Преимущество. Легко обучить начинающих. Более естественно под «природу» бега, так как движение «снизу-вверх» не нарушает бегового ритма.
Недостатки. Приходится экономить «расстояние на палочке», поскольку с каждой передачей на ней остаётся меньше места для последующего захвата, и на последнем этапе часто нет места на переднем конце палочки, за который можно уверенно ухватиться, что может привести к её потере.
Для решения проблемы свободного хвата предлагается движением пальцев во время бега продвигать палочки вперёд по кисти (29). Кроме того, при передаче палочки снизу кисть передающего обязательно должна коснуться кисти принимающего.
Рис. 15. Передача эстафетной палочки способом «сверху-вниз»
2. Передача «сверху-вниз». Бегун, принимающий эстафету, протягивает руку назад ладонью вверх (большой палец по направлению к туловищу). Легкоатлет, передающий эстафету, держа палочку, помещает её свободный конец в руку спортсмена, принимающего эстафету, движением «сверху-вниз» (рис. 15).
Преимущество. Максимально большое расстояние между бегунами, и положение эстафетной палочки после передачи не требует корректировки (она готова к следующей передаче!).
Недостатки. В движущую, более высоко поднятую, по сравнению с предыдущей передачей, руку принимающего эстафету бегуна трудно точно вложить эстафетную палочку.
В вопросе сравнительной эффективности способов передачи эстафеты наиболее значительное практическое исследование было проведено чешскими специалистами (30, 31). Выявлено, что во всех анализируемых соревнованиях в эстафетных командах 1972–1988 гг. при передачах «снизу-вверх» было достигнуто более эффективное взаимодействие, чем при способе «сверху-вниз». Тем не менее, в настоящее время большинство команд используют передачу «сверху-вниз». Причём мужчины осуществляют передачу, в основном, во второй половине «зоны передачи», а женщины – в первой.
Также отмечается, что при относительно однородном морфологическом профиле спринтеров чаще и лучше используется передача «снизу-вверх». Если спортсмены разнородные по росту (свыше 5–8 см) – «сверху-вниз». Более детальный видеоанализ показал (29) явную предрасположенность типа передачи от антропометрических данных спринтеров, которые, в конечном счёте, сказываются на его длине и частоте шагов.
Некоторые команды применяют смешанный способ передачи снизу и сверху без перекладывания. Суть этого способа заключается в следующем. Передача эстафетной палочки с 1-го этапа на 2-й и с 3-го этапа на 4-й делается движением «снизу-вверх», а передача со 2-го этапа на 3-й – движением «сверху вниз». Это является одним из решений проблемы свободного хвата палочки.
Приём эстафетной палочки осуществляется по звуковому сигналу передающего. Причём этот сигнал подаётся на таком расстоянии, при котором можно передавать и принимать эстафетную палочку вытянутыми руками (расстояние между передающими и принимающими приблизительно 1,20-1,50 м) и в тот момент, когда рука передающего с палочкой двигается назад. Последнее делается с той целью, чтобы при движении вперёд вложить палочку партнёру, который уже готов её принять.
Отмечается (22), что американские тренеры много экспериментировали со звуковыми сигналами при передаче эстафеты и выяснили, что лучше выкрикивать имя бегуна, принимающего эстафетную палочку. Бегун предыдущего этапа подаёт таким образом команду за один шаг до движения руки, которой он передаёт палочку бегуну следующего этапа. Когда принимающий бегун слышит свое имя, он чуть наклоняется вперёд (компенсируя отведение руки) и делает мах рукой, которая фиксируется и параллельна беговой дорожке, а ладонь её повернута вверх. Здесь основное внимание уделяется тому, чтобы рука принимающего была полностью выпрямлена и ладонь раскрыта для принятия палочки. При этом нужно стремиться к тому, чтобы во время передачи между спортсменами было как можно большее расстояние («свободное пространство»).
Техника эстафетного бега
На старте и во время бега по дистанции техника эстафетного бега не отличается от обычного спринтерского, поскольку наличие в руках эстафетной палочки на технику бега не влияет. Различается только передача эстафетной палочки одного участника команды другому.
Участник первого этапа эстафеты 4 × 100 м начинает бег из положения низкого старта на повороте беговой дорожки, удерживая эстафетную палочку в правой руке тремя пальцами и опираясь на дорожку перед стартовой линией большим и указательным пальцами. Левая рука, как и при старте на 200 м, отведена от стартовой линии на 10–15 см.
После выхода со старта и набора скорости спортсмен прижимается к левому краю беговой дорожки, сохраняя тем самым длину дистанции. Участник команды, бегущий на втором этапе, принимает эстафетную палочку в левую руку и во время бега прижимается к внешней стороне беговой дорожки. Участник третьего этапа бежит по повороту беговой дорожки и поэтому принимает эстафетную палочку в правую руку. Участник четвертого этапа принимает эстафетную палочку в левую руку и, не перекладывая, бежит с ней до конца дистанции. Считается, что способ передачи эстафетной палочки в беге 4 × 100 м с перекладыванием менее эффективен.
Существует несколько способов передачи эстафетной палочки; наиболее распространенные:
Для принятия эстафетной палочки в 20-метровой зоне на максимальной скорости участники второго, третьего и четвертого этапов эстафеты 4 х 100 м должны начать бег из такого положения, которое позволит им за 25–26 м набрать скорость. Чаще всего для этого спортсмены применяют высокий старт с опорой на руку в 10-метровой зоне разгона, глядя через плечо свободной руки на контрольную отметку. Контрольную отметку спортсмен, принимающий эстафету, устанавливает заранее на расстоянии 8–11 м от себя. Это расстояние (фора) рассчитывается математически и корректируется в процессе тренировок.
Для определения форы необходимо знать время пробегания 25 м стартового разгона спортсменом, принимающим эстафету, и последних 25 м — спортсменом, передающим эстафетную палочку.
Затем определяется разница между временем бега, затраченным на пробегание 25 м со старта принимающим и 25 м с хода передающим. Рассчитывается средняя скорость бега передающего на последних 25 м. И, наконец, определив расстояние, пробегаемое передающим за время разности, получают объективную величину форы.
При определении форы следует учитывать и реакцию спортсмена на движущийся объект. Как правило, у спортсменов высокой квалификации наблюдается запаздывающая реакция (0,2 с). Поэтому расчетную величину форы необходимо увеличить на длину отрезка, пробегаемого передающим за время запаздывающей реакции принимающего (В. Кривозубов).
Спортсмен, принимающий эстафетную палочку, после установления контрольной отметки и принятия необходимой позы, ждет приближение партнера.
Когда передающий приблизится к контрольной отметке, принимающий стремительно начинает бег, стараясь развить возможно большую скорость. Передающий, приблизившись к партнеру на расстояние вытянутых рук, подает команду «Хоп». Услышав команду, принимающий, не снижая скорости, опускает выпрямленную руку (для бегунов второго и четвертого этапов левую, а третьего правую) с развернутой назад ладонью, большой палец отведен в сторону.
Передающий эстафету движением руки снизу или сверху по команде вкладывает эстафетную палочку в руку партнера.
При правильном расчете расстояния форы эстафетная палочка передается за 3–4 м до конца зоны передачи, т.е. когда сравниваются скорости спортсменов. По достижении членами команды высокого уровня слаженности принимающий эстафетную палочку опускает руку без команды партнера.
Одним из показателей, характеризующих эффективность техники, является время прохождения бегунов с эстафетной палочкой 20-метровой зоны передачи. Обычно это расстояние преодолевается мужчинами за 2,0 с, а женщинами за 2,2 с. Эффективность техники передачи эстафетной палочки можно установить и по времени пробегания 30 м участником, принимающим эстафету.
В эстафетном беге 4 × 400 м чаще всего передают палочку из правой в левую руку, а во время бега по дистанции спортсмен перекладывает палочку из левой руки в правую. Принимающий обычно стоит левым боком к передающему, вытянув навстречу бегущему партнеру левую руку с повернутой вверх кистью. Принимающему эстафету важно чувствовать скорость передающего, чтобы не убежать от партнера или не столкнуться с ним.
Читать далее
Предметы
- Астрономия
- Биология
- География
- Допризывная подготовка (Беларусь)
- Естествознание
- Информатика
- История Древнего мира
- История Словакии
- История Средних веков
- Легкая атлетика
- Обществоведение
- Туризм
- Физика
- Фотография
- Человек и мир




