Байкфит — это комплекс услуг, направленный на оптимизацию настройки велосипеда под индивидуальные характеристики и стиль катания райдера. Он включает в себя анализ анатомии человека, его поведения на велосипеде и использование специальных инструментов для достижения максимального комфорта и эффективности.
Основной целью байкфита является предотвращение травм и улучшение производительности, что особенно важно для тех, кто серьезно относится к велоспорту. Процесс может включать в себя коррекцию геометрии велосипеда, подбор необходимых аксессуаров и обучения техники езды.
Байкфит: что это такое и как проходит процедура
Байкфит – настройка велосипеда под параметры тела спортсмена. Правильно настроенный велосипед даёт ощущение, что он сделан эксклюзивно для вас. Все размеры комплектующих подогнаны идеально, вам комфортно на все 100%.
Байкфит нужен для того, чтобы увеличить показатели мощности гонщика, минимизировать вероятность получения травм и сократить время восстановления после гонки.
Услугу предоставляют эксперты, у которых есть специальные знания о биомеханике движений велоспорта и о физиологии спортсмена. Эти люди специально обучаются и получают узкопрофильные знания для предоставления услуги байкфит.
Обычно процедура байкфит состоит из трёх частей:
- Анкетирование и снятие антропометрических данных.
- Настройка шипов.
- Настройка посадки на велосипеде с использованием инфракрасных датчиков и камер.
Обзор услуги байкфит подготовил специалист мастерской биомеханики “Триспорт” Богдан Олейник.

Анкетирование и сбор антропометрических данных
Анкетирование занимает 30-40 минут.
Что будет делать мастер
При анкетировании нужно рассказать о всех своих травмах и заболеваниях, связанных с опорно-двигательным аппаратом. Если у вас было растяжение связок, или вы ломали руки, ноги или другие кости корпуса, расскажите об этом специалисту. Вы не помните о переломе в детстве, но знаете о нём от мамы – расскажите и об этом.
Зачем это нужно
Информацию из анкетирования специалист использует на втором и третьем этапе проведения байкфит (при настройке шипов и велосипеда).

Скачайте тренировочные программы к марафону и полумарафону и начните подготовку уже сегодня!
Сбор антропометрических данных
Сбор данных занимает 30-40 минут.
Что будет делать мастер
При снятии антропометрических параметров гонщика измеряются длина и ширина стоп, длина ног и рук, длина корпуса, высота и ширина плеч, общий рост. Измеряется ширина седалищных костей. Для этого используется специальная платформа. Определяется эластичность мышц корпуса и ног при помощи специальных упражнений. Выявляются асимметрии в теле, искривления позвоночника.
Зачем это нужно
Данные нужны для подбора компонентов велосипеда и их максимально комфортной настройки.

Настройка шипов
Настройка шипов занимает 30-40 минут.
Что будет делать мастер
В этом блоке мастер будет работать над шипами и пристально рассматривать, что будет происходить с вашими стопами, коленями и бёдрами.
Зачем это нужно
Если вам правильно настроили шипы, и связка “стопа-колено-бедро” работает в одной плоскости, это снижает до минимума возможность появления болей и хронических заболеваний коленного сустава и надкостницы большеберцовой кости. Вы можете чувствовать боли в мышцах ног и в коленях, если шипы настроены неправильно.
Настройка посадки на велосипеде с использованием инфракрасных датчиков и камер
Процедура занимает 50-60 минут. Мастер использует данные, которые получил при снятии замеров в первой части услуги. Учитывает данные анкетирования с вашими травмами и растяжениями.
Подбор седла
Что будет делать мастер
Мастер замерит ширину тазовых костей и определит жёсткость седла, которая вам подходит. Если вы новичок, вам нужно мягкое седло, если вы продвинутый гонщик с опытом езды на длинные дистанции – вам подойдёт облегчённое жёсткое седло.
Зачем это нужно
Правильно подобранное седло позволяет забыть о натирании в паховой области, нарушении кровообращения в ногах и их затекании.
Подбор высоты и длины седла
Что будет делать мастер
Мастер определит оптимальную высоту и длину седла. Проконтролирует углы разгибания коленей и стоп в нижней фазе педаляжа. Для этого он использует инфракрасные датчики и специальную камеру.
Зачем это нужно
Правильная высота и длина седла – максимальные ВАТТы на шоссейном велосипеде и отдохнувшая задняя поверхность бедра на триатлонном. Если углы в нижней фазе педаляжа правильные, нога будет успевать отдыхать.
Подбор руля и выноса
Что будет делать мастер
Мастер проверит, правильно ли подобран руль и вынос, корректна ли развесовка центра тяжести гонщика относительно велосипеда. Настроит руль и ручки пистолетов.
У триатлонного велосипеда специфичный руль. Он требует отдельной настройки – ширины рогов относительно плеч, угла сгиба локтя в положении “лёжа”.
Зачем это нужно
Развесовка центра тяжести влияет на маневренность велосипеда и комфортное управление им. Когда ручки настроены плохо, кисти могут затекать, руки быстрее устают. Пальцы должны дотягиваться до тормозных ручек при любом хвате руля.
Неправильно настроенный руль может привести к потере в аэродинамике, усталости рук, повышению пульса.

Байкфит – тонкая и ёмкая двухчасовая настройка велосипеда. Она помогает любителям и профессионалам увеличить степень комфорта, снизить вероятность получения травмы и привести к улучшению спортивных результатов.
В магазине “Триспорт” на Римской есть всё необходимое оборудование для предоставления услуги байкфит.
Магазин даёт 1 год гарантии на услугу в рамках одного оборудования. Если в течение года у вас изменились антропометрические параметры (вы работали над растяжкой и добились позитивных результатов, или вы получили травму и не можете сидеть на уже настроенном велосипеде), специалист исправит посадку без дополнительной платы.
Всё о байкфите с Евгением Никитиным. Часть 1

В последнее время всё больше элитных бегунов используют велосипед в своей подготовке. Велотренировки позволяют минимизировать риски возникновения травм, к которым приводит чрезмерный объем беговых тренировок, а также разнообразить тренировочный процесс и в некоторой степени повысить его эффективность. Мо Фара крутит педали в спортзале, а трейлраннер Дмитрий Митяев использует велосипед несколько раз в неделю. Велосипед даёт схожую с бегом нагрузку, но при этом он менее травматичен для суставов (в особенности коленей), так как отсутствует фактор ударной нагрузки.
Однако недостаточно просто купить велосипед и начать на нём тренировки. Если вы будете тренироваться на велосипеде в некорректной посадке, то с высокой долей вероятности ощутите дискомфорт и снижение мышечной функциональности. И вместо профилактики травматизма вы можете его спровоцировать.
Чтобы избежать неприятностей, необходимо сделать байкфит, то есть настроить вашу велопосадку. Байкфит — это целая наука. В России это направление не так развито, как, например, в Европе. И если за рубежом практически в каждом веломагазине есть специалисты, готовые вас высадить, то у нас всего с десяток мастеров на всю страну. Сегодня мы поговорим с одним из таких специалистов — увлеченным байкфиттером, триатлетом и тренером по триатлону Евгением Никитиным.

Расскажи, как ты пришёл к тому, чтобы заняться байкфитом? Как давно практикуешь и как появилась услуга ProBike Position с серебряным чемоданом?
Велопосадкой я занимаюсь почти 8 лет. За эти годы я помог сесть комфортнее, эффективнее и безопаснее уже более чем 1000 спортсменов.
А началось всё довольно просто. Когда я сам выступал на профессиональном уровне в триатлоне IRONMAN, мне сделали байкфит в одной студии в Москве. Та посадка показалась мне не очень удобной, но раз специалист сказал ездить так, то я так и ездил, пока не приехал на тренировочный сбор в США.
Мой приятель Максим Крят (тоже триатлет) пригласил меня в веломагазин Epic Sport на байкфит, где выяснилось, что сижу я просто ужасно. Макс был в шоке от посадки, настроенной мне в Москве. Когда меня высадили правильно, я почувствовал небывалый комфорт и солидную прибавку в скорости.
С тех пор тема байкфита меня захватила. Я стал интересоваться, искать доступную информацию в интернете (в основном, зарубежную) обо всех существующих фит-системах (типа Retul, Guru), параметрах настройки, аэродинамических тестах. Активно экспериментировал с собственной посадкой, высаживал друзей и знакомых.
Поначалу делал это бесплатно — набивал руку, получал отзывы и систематизировал наблюдения. Потом на основе проверенного практикой алгоритма оформил собственную услугу ProBike Position и до сих пор её совершенствую. Собрал свой чемоданчик с пулом инструментов для настройки. Несколько раз мне удалось побывать в Европе на обучении и воркшопах профессиональных фиттеров.
Каждый раз это давало хорошую прибавку к понимаю предмета. Теперь из-за пандемии европейские коллеги чаще практикуют формат онлайн-конференций и вебинаров, что очень удобно.
Я до сих пор продолжаю изучать тему и слежу за новостями мира байкфита. Мне нравится самому пробовать и оценивать всевозможные новинки в тенденциях посадки и в оборудовании. Так, например, буквально месяц назад мне, первому из российских фиттеров, из Америки пришёл набор новых регулируемых анатомических сёдел, которые позволяют производить более точный подбор седла. Когда я впервые увидел такое седло, мне в голову сразу пришла идея использовать его в байкфите. С помощью регулировок этого седла можно определить, какая именно ширина и форма седла подходит спортсмену, и на основе этой информации уже подобрать максимально комфортное седло (а у меня в арсенале всегда большое количество разнообразных сёдел, которые можно протестировать, выбрать и приобрести в процессе фита).
Ну и, конечно, особенно меня интересуют тонкости аэропосадки для триатлона. Там много нюансов и отличий от шоссейной посадки. В России оптимально сидящий триатлет — пожалуй, скорее исключение, чем правило. Стараюсь рушить эту статистику, насколько это возможно.
Зачем спортсменам вообще делать байкфит? Неужели интуитивно непонятно, как правильно сидеть и крутить?
На вопрос зачем я всегда говорю, что байкфит — это про здоровье, а уже потом про мощность, аэродинамику и скорость. Всё, что мы регулируем — необходимо для оптимизации распределения мышечной нагрузки, что помогает избежать травматизма. К тому же, любой велосипед — это симметричный аппарат, а вот найти человека с симметрично работающим телом довольно непросто.
Подскажи, а всем ли стоит делать байкфит? Например, если совсем новичок купил велосипед и хочет ездить просто для удовольствия, не гонясь за секундами и рекордами, нужен ли ему байкфит?
Как я уже сказал, байкфит нужен всем, кто заботится о своём здоровье. Пока вы проезжаете маленькие объёмы (20 – 30 км) с комфортной скоростью, пагубное влияние неоптимальной велопосадки будет не так сильно отражаться на вашем организме. Но с увеличением нагрузки и объёмов, негативное влияние будет усиливаться.
Я всегда начинаю процесс настройки велопосадки с анализа и оценки биомеханического аппарата спортсмена. Мой опыт показывает, что примерно только у одно из десяти спортсменов нет значимых искривлений и травм, которые влияют на его посадку на велосипеде. Недаром у современных велосипедов столько настроек:
- высота седла
- его смещение по горизонтали и угол наклона
- ширина и высота руля
- длина и угол выноса
- размер шатунов

Все эти настройки нужно использовать, чтобы подстроить велосипед под индивидуальные особенности вашего тела. За свою 8-летнюю практику я сталкивался с огромным количеством случаев, когда спортсмены, самостоятельно настроившие себе, мягко говоря, не самую оптимальную посадку, так привыкали к ней, что их всё устраивало, и чувствовали они себя комфортно. Ко мне же они обращались, уже приобретя последствия такой вот «комфортной» посадки.
Наш организм — уникальная штука. Он может адаптироваться и привыкнуть практически ко всему. Самое печальное, что корректировка такой вот уже сильно прикатанной посадки является достаточно сложным процессом. Зачастую я провожу её в два-три этапа. Резкая коррекция, например, подъёма седла до оптимального уровня на 5 см, во-первых, доставляет резкий дискомфорт спортсмену.
Во-вторых, она может привести к мышечному перегрузу и травме. Поэтому я делаю коррекцию в тех пределах, в которых спортсмен не испытывает сильный дискомфорт. Отсюда моя главная рекомендация — выполнять настройку посадки сразу же в самом начале тренировок на велосипеде.
То есть оптимальный алгоритм такой: покупаем велосипед, настраиваем посадку, а затем приступаем к тренировкам?
Не совсем. О настройке посадки в идеале нужно подумать ещё до покупки велосипеда. Несмотря на все регулировки велосипеда, о которых я сказал, если вы купите себе велосипед неподходящего размера или велосипед, который не подходит вашему телосложению, то настройка посадки вам уже не поможет.
Довольно часто спортсмены приходят ко мне с дорогими велосипедами, а я вынужден сообщать им, что их велосипеды им не подходят. В последний раз неподходящий велосипед стоил 15 000 евро.
Происходит это чаще всего по двум причинам. Первая — это недобросовестные продавцы, у которых есть задача продать. Если у них в наличии нет велосипеда оптимального вам размера, но есть, например, проходящий по нижней границе роста, то продают тот, который есть. Основная задача продавца — продать, и зачастую ему неважно, как велосипедист будет себя чувствовать на велосипеде.
Вторая причина в том, что даже производители указывают достаточно расплывчатые параметры своих велосипедов. Например, рама на рост 170-180 (диапазон в 10 см). Но даже если взять двух людей с ростом 180, у них могут быть совершенно разные антропометрические данные (длина рук, ног, ширина плеч и т.д.), поэтому им могут подойти два разных размера рамы.
Чтобы не оказаться в грустной ситуации, когда вы вынуждены продавать свой новый велик, я рекомендую перед выбором и покупкой сделать так называемый префит. Это простая и быстрая процедура: вы самостоятельно либо с помощью мастера измерительной сантиметровой лентой снимаете свои определённые мерки. И на основании этих данных мастер устанавливает и сообщает вам, какой размер велосипеда той или иной фирмы вам подойдёт. Важно понимать, что у каждого производителя своя собственная размерная сетка велосипедных рам. И, например, размер М у Cervelo — это совсем не размер М у Specialized.
У меня услуга предварительного фита и подбора велосипеда (без последующей настройки посадки) стоит 10 000 рублей. По моему мнению, это небольшая цена и разумный вклад в уверенность в том, что вы не потратите свои деньги на неподходящий и велосипед.
А если покупать б/у велосипед?
В любом случае префит необходим. Я бы даже сказал, он ещё больше необходим в этом случае, поскольку предыдущий владелец уже подстроил велосипед под себя. Может быть подпилена вилка и уменьшена высота подседельного штыря, поставлен руль определённой геометрии под свои нужды. Поэтому при покупке нужно обращать внимание на такие нюансы. Иногда переоборудование велосипеда под себя может обойтись ещё в половину стоимости велосипеда.
Продолжение следует!
Фото предоставлены Евгением Никитиным.
10 САМЫХ РАСПРОСТРАНЁННЫХ МИФОВ О БАЙКФИТ
Естественно, на любую тему у каждого есть своё мнение, которое, правда, часто вовсе не имеет под собой никакого основания, либо опирается на ничем не обоснованные мифы. Мир спортивного велосипеда в этом плане ничем не отличается, и мы часто слышим по тому или иному поводу полуправду или откровенную неправду, выдаваемую за экспертное мнение. BikeRadar побеседовал со Скоттом Хольцем, экспертом по посадке на велосипеде, чтобы разобраться в некоторых мифах и заблуждениях о байкфите, с которыми он в своей работе постоянно сталкивается в течение многих лет.

Миф 1. "Существует универсальная идеальная посадка на велосипеде"
Один из самых больших мифов то, что, каким-то образом производя настройки рамы и двигая седло, все гонщики могут достичь универсального оптимального положения на велосипеде, которое можно измерить по углам и длине, и которое является лучшим для езды на велосипеде.
Правда в том, что каждый гонщик индивидуален. У нас разные тела, с разными пропорциями конечностей, уровнем гибкости и мощности, не говоря уже о том, что у нас могут быть разные цели или желаемые результаты от байкфита, или мы ездим на разных велосипедах. Хороший специалист по посадке учтёт всё это и найдет посадку, которая обеспечит каждому отдельно взятому гонщику оптимальное сочетание комфорта и эффективности.
Миф 2. "Байкфит нужен только хардкорным гонщикам"
Хотя байкфит настоятельно рекомендуется для шоссейных велосипедистов-спортсменов, которые по самой сути спорта тратят много времени на тренировки, повторяя одни и те же движения вновь и вновь, правда в том, что байкфит может принести пользу и широкому кругу велорсипедистов-любителей. Горные и городские велосипедисты — очевидные примеры. И это не то, что нужно лишь людям, желающим участвовать в гонках. Байкфит подходит для того, чтобы ваша езда была удобной и чтобы вы избегали кумулятивной травмы.
С другой стороны, хорошая посадка на велосипеде может показаться излишней тратой денег, когда вы, возможно, уже и без того серьёзно потратились на новый велосипед. Однако даже нормальная настройка высоты и смещения седла может означать разницу между комфортной ездой, которая доставляет удовольствие, и болезненным испытанием, в конце концов вынуждающим вас забросить велосипед подальше и поклясться больше никогда на него не садиться.
Это простая услуга, которую предлагают всё больше и больше магазинов (не всегда, правда, обоснованно), и вам, наверное, будет не лишним для начала правильно выставить седло. Затем, если (или когда) вы решите, что уже достаточно прочувствовали велосипед, чтобы настроить посадку более обстоятельно, вы уже будете знать разницу, которой можно достичь на одном и том же велосипеде.
Миф 3. "Достаточно только один раз настроить посадку на велосипеде"
Многие вкладывают деньги в байкфит после покупки велосипеда или если готовятся к соревнованиям, а затем больше не думают об этом. Это, утверждает Хольц, является ошибкой. «Если у вас произошли какие-то изменения тела, я бы порекомендовал настроить посадку заново, — отмечает он. – Это могут быть травмы, достигнутые цели тренировок (повышение гибкости, увеличение мышечной массы и прочее), серьёзное изменение веса, беременность и тому подобное».
Миф 4. "Все байкфиты одинаковы"
Существует множество различных подходов к байкфиту. Некоторые полагаются исключительно на средние размеры и углы, другие – на методику совместного поиска, направленную на то, чтобы работать с вами для нахождения оптимального положения на велосипеде. Обратите внимание на то, чтобы специалист по посадке прислушивался к тому, чего именно вы хотите достичь при посадке и работал с вами для достижения этих целей.
Миф 5. "Чем ниже моя посадка, тем быстрее я буду ехать"
Хотя верно, что посадка на велосипеде может повлиять на аэродинамику гонщика и, следовательно, сделать его быстрее, как показывает опыт Летучего Шотландца Грэма Обри и его впоследствии запрещенная посадка Супермена — как и во всём в жизни, здесь должен быть разумный компромисс. В определённый момент аэродинамическая позиция начинает приносить ущерб мощности и эффективности, то есть, хотя сопротивление становится меньше, вы не можете выдавать необходимую мощность педалирования.
Миф 6. "При помощи байкфита можно подогнать даже раму неправильного размера"
Хотя грамотный байкфит может гарантировать, что вы получите самую удобную и эффективную посадку для определённого типа езды, существует очень много настроек, которые вы можете сделать, прежде чем велосипед станет для вас удобен и эффективен. Главное — в первую очередь необходимо убедиться, что у вас правильный размер рамы, а затем уже отталкиваться от этого. Велосипеды спроектированы таким образом, чтобы обеспечить определенную степень гибкости для каждого размера рамы и существует определённый допуск, который позволяет гонщику, не располагающемуся точно в центральной точке диапазона высоты для каждого размера, настроить посадку, не влияя на качество езды.

Скотт Хольц повидал всякое на своём веку.
Миф 7. "Мучение – неизменный спутник езды на велосипеде"
Если вы испытываете боль или дискомфорт во время езды, то, вероятно, что-то пошло не так (в частности, ваша посадка). Независимо от того, делали ли вы байкфит или это указывает на физическую или медицинскую проблему, хороший специалист по посадке на велосипеде сможет это определить. Ключевой для настройки посадки становится предварительная оценка велосипедиста, которая рассматривает такие особенности организма, как гибкость, ширина седалищных костей, структура ног и так далее. Беседа с гонщиком Важна, чтобы узнать о любых известных ему личных медицинских проблемах, помехах или боли, которую он испытывает во время езды, а также о том, чего именно он хочет достичь при помощи байкфита.
«Главное, научить человека прислушиваться к собственному телу, а затем смотреть на него на велосипеде — тогда вы сможете сказать, что то-то происходит из-за того-то, — объясняет Хольц. — Например, боль в коленях имеет четыре возможные причины, и я не знаю, какая именно из них влияет до тех пор, пока не проведу физическую оценку, которая даст мне точное представление о том, какая из причин (или даже две) наиболее вероятны. Например, если у человека болят колени и у него высокие арки стоп, но они прогибаются под нагрузкой на педали, это будет выталкивать колени к верхней трубе при педалировании. Если этот человек не использует поддержку арки стопы, то весьма вероятно, что боль в коленях появилась из-за этого. Используйте в обуви поддержку арок стоп и проблема должна быть решена».
Миф 8. "Замена компонентов, таких как седло, не влияет на мою посадку"
Думаете, что замена небольшой детали, такой как седло, не повлияет на вашу посадку? Тогда подумайте ещё раз. Хольц видел такое слишком часто. «Ваши размеры – это не ваши размеры, — говорит он, имея в виду измерения настроек велосипеда. – Ваши размеры — это только измерения для этого конкретного набора оборудования.
Это как раз то, в чём многие ошибаются — они что-то меняют, особенно сёдла, и это сказывается на всём остальном. Одно влияет на другое». С сёдлами, в частности, разница между моделями или брендами может привести к изменению на несколько сантиметров — более чем достаточно, чтобы иметь эффект домино, сильно влияющий на ощущения. Замените что-нибудь вроде руля или даже педалей, и эффект может быть аналогичным.
Миф 9. "Байкфит заканчивается, когда я выхожу за дверь"
Думайте о байкфит как о длительном процессе, а о вашем специалисте по посадке — как о наставнике. В конечном итоге вы возьмёте велосипед домой, начнете кататься на нём и, возможно, тогда вы действительно почувствуете преимущества правильной посадки. Однако есть вероятность, что у вас всё ещё останутся некоторые неудобства.
В таком случае звоните вашему специалисту по посадке, который должен быть рад помочь исправить недочёты. В идеале, он сам обязан позвонить вам через неделю или около того после байкфита, чтобы узнать как дела с вашей посадкой и всё ли вас устраивает. Если он этого не делает, а у вас возникли проблемы, не стесняйтесь звонить ему и озвучить их сами — это может быть что-то такое, что легко устранить, или, напротив, повлечёт за собой другие проблемы. Хольц, несомненно, испытал это сам. «У меня были подобные байкфиты, — смеется он. — Вы исправляете одно и посадка становится удобнее, но потом человек замечает нечто другое, что его беспокоит, но он замечал этого раньше, потому что первая проблема была значительнее, и теперь он хочет, чтобы эта новая проблема была решена». Хольц также рекомендует каждый год навещать своего специалиста по посадке, чтобы можно было поправить ошибки и устранить проблемы, прежде чем они станут слишком явными, или нанесут ущерб здоровью, или снизят эффективность.
Миф 10. "Байкфит отнимет у меня целый день"
Тщательный велосипедный байкфит у хорошего специалиста занимает пару часов, так что не бойтесь, что вам для этого понадобится чуть ли не целый день. «Опытный специалист по посадке может сделать предварительную оценку, а большинство байкфитов укладываются в два часа или меньше, — поясняет Хольц. – Очевидно, что есть вещи, которые могут отнять дополнительное время, как, например, заржавевшие шипы на подошве, которые невозможно открутить, но при обычных обстоятельствах через два часа или чуть более того вы должны быть свободны».
Перевод Борис Жуков
- Вконтакте
- LiveJournal
- Google+




