Что такое циклокросс: основные характеристики и особенности дисциплины

Что такое циклокросс: основные характеристики и особенности дисциплины

Циклокросс — это вид велоспорта, который сочетает элементы шоссе и горных гонок. Соревнования проходят на пересечённой местности, где участники сталкиваются с различными препятствиями, такими как грязь, песок и кочки, что требует от них не только силы, но и навыков управления велосипедом.

Гонки обычно проводятся в осенне-зимний период и имеют короткую продолжительность, что делает их динамичными и зрелищными. Циклокросс привлекает как профессионалов, так и любителей, позволяя наслаждаться соревновательным духом на разнообразных маршрутах.

Что такое циклокросс?

Что такое циклокросс: основные характеристики и особенности дисциплины

Циклокросс (Cyclocross, Cyclo-X, CX, велокросс) — это очень специфическая дисциплина в велоспорте. Маршруты в основном проходят по бездорожью. На циклокроссовых гонках вам встретится грязь, песок, трава, гравий, ступеньки, колдобины, да всё что угодно. Гонка измеряется кругами, а не километрами, обычно длина круга в пределах 2,5 — 3,5 км.

90% маршрута можно проехать, остальное придётся бежать, неся велосипед на себе. В зависимости от класса гонки, продолжительность составляет от 30 минут до часа. Интересная особенность циклокросса заключается в необходимости спешиваться и переносить велосипед на себе, преодолевая преграды. Преграды обычно имеют высоту не более 40 см, и смельчаки перепрыгивают их на велосипеде.

Но грязь, песок и сыпучая поверхность просто не позволяют проехать некоторые участки, а значит нужно уметь быстро спешиться, схватить велосипед и пробежать. Велосипедистам разрешается менять велосипед во время гонки или получать техническую помощь на специальных пит стопах. Циклокросс считается зимним видом спорта, официальные гонки проходят с сентября по март. Циклокросс популярен в странах где традиционным есть шоссейный велосипед: Бельгия, Франция и Нидерланды. В Украине организаторов и энтузиастов можно найти здесь.

Нужен ли специальный велосипед?

фото велосипед для циклокросса

Если у вас нет специального байка для циклокросса, то некоторые гонки допускают использование горного велосипеда. Но всё же специальный велосипед для циклокросса будет ехать быстрее, а весить меньше. Внешне он очень похож на шоссейный: гнутый руль, сравнительно узкие покрышки, легкий вес, жёсткая вилка.

Но велосипед для циклокросса имеет некоторые особенности: посадка более прямая, элементы рамы имеют большие зазоры, чтобы грязь не застревала и помещались толстые покрышки. Кабели обычно проходят внутри рамы, для удобства переноса велосипеда на плече. Для лучшего торможения в плохих погодных условиях используют дисковые либо кантилеверные тормоза.

Педали используют контактные для горных велосипедов. В такие педали легко встёгиваться, даже если они забиты грязью. Ну и бежать в туфлях для МТБ будет куда удобнее чем в шоссейных. Передачи на велосипеде для циклокросса обычно понижены – 46 зубцов на большой звезде, и 36 на малой. В последние годы многие спортсмены предпочитают системы с одной звездой.

Так грязь не будет собираться между звёздами и на переднем переключателе; уменьшается вес системы и меньше шансов получить поломку во время соревнований. Покрышки используют довольно широкие (32-40c) с шипами и разным рисунком в зависимости от условий трассы. В последнее время часто используют бескамерную систему колёс. Это снижает вероятность прокола и улучшает накат.

Компания Canyon в этом году выпустила интересный велосипед для циклокросса с гнутой рамой, для удобства переноса его на плече. Одежда у гонщиков такая же как на шоссейных гонках. Часто используют цельную форму, чтобы джерси не задиралась, когда несёшь велосипед. Ошибкой будет надеть слишком много одежды.

Известные личности

Свен Нис

фото Свен Нис

Свен Нис выигрывал все основные соревнования в циклокроссе. Он дважды становился чемпионом мира по циклокроссу. 7 раз получал кубок мира. В своём арсенале он имеет более 140 побед на разных соревнованиях. В 2016 году он завершил профессиональную карьеру, но до сих пор считается лучшим спортсменом в циклокроссе.

После завершения карьеры он приобрёл циклокроссовый клуб Telenet–Fidea Lions.

Нильс Альберт

Нильс Альберт

Его считают номером 2 в циклокроссе. Лучше всех остальных проезжает участки с песком. Хороший раздельщик. Дважды был чемпионом мира.

Кевин Поувелс

Поувелс

Такой же талантливый и разносторонний спортсмен, как Свен Нис, но иногда ему не хватает психологической устойчивости. Кевин очень сильный техничный спортсмен и быстрый спринтер.

Ваут ван Арт

Ваут ван Арт

Молодой гонщик успел стать Чемпионом Мира дважды: в 2016 и 2017 году. Его аккаунт в страве.

Как максимально просто отличать Туринг/Грэвел/Циклокросс?

Как максимально просто отличать Туринг/Грэвел/Циклокросс?

Наш, не побоимся этого слова, проект, всё больше привлекает к себе внимание людей, которые только собираются приобрести велосипед для приключений, походов и путешествий. Как следствие, нам стало приходить большое количество сообщений с помощью в выборе велосипеда и, зачастую, велосипеды сильно разнятся по геометриям. Дабы сохранить наше ценное время для создания контента, а новичкам помочь в выборе, мы запускаем серию статей, в которых ответим на большинство вопросов по выбору двухколёсного друга для приключений.

Проблематика вопроса

  • У всех «руль-баран»
  • У всех «жесткая» вилка
  • У всех дисковые тормоза
  • У большинства из них 28 колеса

Любые параметры геометрии для человека нового в культуре будут крайне сложной информацией для восприятия. Поэтому мы постараемся максимально просто, что называется «на пальцах», объяснить основные отличия этих велосипедов.

Дабы это не выглядело «сухо» и скучно, помимо геометрии мы расскажем немного о философии. технических решениях и особенностях каждого из классов.

Истоки Турингов, Грэвелов и Циклокроссов. Откуда всё пошло?

Вы наверняка заметили, что все эти три категории велосипедов не только сильно похожи друг на друга, но и на своего «родителя» – шоссейный велосипед.

Если выражаться корректнее, то и Туринги, и Грэвелы, и Циклокроссы – все они относятся к классу Шоссейных велосипедов, а каждый из них является подклассом со своими особенностями. Для большей понятности нарисовали Вам картинку.

Туринги, Грэвелы и Циклокроссы являются видоизмененными версиями шоссейного велосипеда

Предпосылки образования новых подклассов Шоссейного велосипеда

Шоссейный велосипед является родоначальником велосипедной культуры как таковой, а главной его целью было, есть и будет максимально быстрое достижение цели по твердым покрытиям по установленному маршруту.

Так как других альтернатив Шоссейному велосипеду на момент середины 20-го века не было, люди пытались приспособить его и к туризму и к легкому бездорожью. Как итог, на свет появились три ответвления Шоссейного велосипеда со своими особенностями.

Главные параметры геометрии, по которым можно отличить Туринг, Грэвел и Циклокросс

Мы уже давно в своих видеороликах с обзорами велосипедов говорим об этих параметрах, но в этой статье распишем все максимально подробно.

Рама (Frame)

Если смотреть на велосипед в профиль, то рама визуально делится на два так называемых «треугольника». У каждой линии треугольника есть свои параметры наклона, изгиба, длины и так далее. Вместе они составляют геометрию рамы. Более наглядно мы показали это схемой ниже

Разделение рамы велосипеда на два визуальных «треугольника»

Рассматривая задний треугольник (зелёный), мы видим, что он состоит из верхних перьев (ВП), нижних перьев (НП) и подседельной трубы (ПТ). Здесь нас интересует длина нижних перьев – одно из ключевых отличий, которое нам необходимо.

Рассматривая передний треугольник (жёлтый), мы видим, что он состоит из верхней трубы (ВТ), нижней трубы (НТ), подседельной трубы (ПТ) и рулевого станкана (РС).

Нижние перья (НП), Подседельная труба (ПТ) и нижняя труба (НТ) сходятся в центральной точке велосипеда, где располагается так называемая «каретка» – именно её положение (провис) является вторым ключевым параметром, который нам нужен.

Вилка (Fork)

У вилки нам необходим всего один параметр – трейл. Добросовестные производители обычно указывают на сайтах этот параметр, но если он отсутствует, не переживайте, его можно рассчитать по формуле (2-я картинка в карусели), зная значение оффсета вилки (offset или rake).

Для примера возьмём велосипед Shulz Wanderer:

  • R = 311 мм (диаметр 622/2)
  • Объем покрышки = 42 мм, но реальный объём ~47 мм. Высота покрышки ~ равна её ширине, поэтому берем значение 47 мм.
  • f = 47 мм
  • α = 71°

T = ((311+47)*cos(71) – 47)/sin(71) =

(358*cos(71) – 47)/sin(71) =

(358*0,325 – 47)/0,945 =

(116,35 – 47)/0,945 =

Значение Трейла на официальном сайте производителя 73,8 мм. Небольшая погрешность допустима из за варьирующейся ширины покрышки

Так же Вы можете воспользоваться сервисом сравнения геометрий велосипедов bikeinsights.com

Длина базы

Теперь, когда мы наглядно понимаем ключевые аспекты рамы и вилки, мы можем упомянуть о последнем немаловажном параметре – длине базы. Это расстояние от центра заднего колеса до центра переднего колеса.

Итоговые параметры

Резюмируем, для отличия Туринга, Грэвела и Циклокросса нам необходимо 4 ключевых параметра:

Теперь мы можем, наконец-то, перейти к самим категориям и наглядно показать отличия.

Циклокросс (Cyclocross)

Циклокроссовая гонка. Момент преодоления припятствия

Начнем с Циклокросса, как с дисциплины, которая меньше всего подходит под привычный нам велотуризм.

Сам по себе Циклокросс или Велокросс является спортивной дисциплиной, нацеленной для спортивного передвижения по бездорожью с препятствиями. В такой гонке участники преодолевают грязь, песок, траву, гравий и искусственно созданные барьеры, перед которыми необходимо спешиваться и переносить велосипед на себе.

Циклокроссовый велосипед более всех похож на шоссейный из всей «троицы». Главные отличия заключаются:

  • В посадке – она более вертикальная, но всё равно крайне спортивная
  • В увеличенных зазорах под более широкие покрышки (до 40 мм) и грязь
  • В обязательном наличии дисковых тормозов. У шоссейных велосипедов дисковые тормоза встречаются не всегда и не являются обязательным требованием

Так же у Циклокросса есть «железное» правило, в отличии от Туринга и Грэвела – он всегда, во всех случаях будет иметь dropbar руль (руль-баран). У Турингов и Грэвелов в основной массе тоже стоят dropbar рули, но встречаются версии и с обычным прямым рулём (flatbar). Как пример, из Турингов можно привести Salsa Marrakesh, а из гравийных велосипедов – Pride Rocx 8 – эти велосипеды существуют с двумя версиями рулей.

Геометрия Циклокросса

Возвращаемся к нашим четырём ключевым параметрам геометрии. Для циклокросса они такие:

  • Длина задних перьев не более 430 мм
  • Провис каретки. Варьируется от 69 до 72 мм, но бывают исключения на подобии велосипеда Marin Gestalt с провисом каретки 80 мм
  • Трейл вилки. Варьируется от 56 до 68 мм, но бывают исключения на подобии велосипеда Jake The Snake с трейлом 74 мм. Это придает велосипеду более быстрое управление, по сравнению с MTB-подобными велосипедами
  • Длина базы. При аналогичной ростовке Туринга или Грэвела, длина базы Циклокросса будет заметно короче, в угоду маневренности. Этот параметр производитель так же указывает на официальном сайте.

Туринг (Touring)

Туринговый велосипед в экипировке Fully Loaded

Главное, что стоит учитывать при выборе Туринга, что он рассчитан на долгие многодневные походы и кругосветные путешествия. Исходя из этого, Туринги зачастую выглядят как «олдскульные» велосипеды и многие технические решения действительно сделаны с оглядкой на надежность и ремонтопригодность, а не на низкий вес и технологичность.

Туринг является некой противоположностью циклокросса – он не спортивный, с длинной базой, в большинстве случаев тяжелее и рассчитан на перевозку большого количества груза.

Выше мы уже упомянули про ремонтопригодность, поэтому на многих Турингах установлены проверенные временем, но крайне тяжелые трансмиссии 3х9 (у некоторых моделей – 2х10 или 3х10). Они дают просто шикарный диапазон по переключениям, не так быстро приходят в негодность, как более современные легкие комплектующие и если Вы всё же умудритесь сломать один из компонентов, то с большей вероятностью сможете найти ей замену в местных магазинах.

Геометрия Туринга

  • Длина задних перьев не менее 445 мм. Самые популярные значения 450-455 мм
  • Провис каретки. Варьируется от модели, но в большинстве случаев ниже 70 мм (от 70 до 78 мм). Самые популярные значения 70-72 мм
  • Трейл вилки. Варьируется от модели, но зачастую не выходит за пределы 70 мм. Это помогает сохранить адекватную управляемость при использовании загруженного переднего багажника
  • Длина базы. При аналогичной ростовке Циклокросса или Грэвела, длина базы Туринга будет самой большой, в угоду стабильности при долгих заездах. Этот параметр производитель так же указывает на официальном сайте.

Грэвел (Gravel)

Gravel (гравийный велосипед) Merida Silex

Грэвел или гравийный велосипед, как Вы уже логически догадались, находится посередине между Циклокроссом и Турингом. Именно поэтому мы разбираем его последним, дабы лучше понимать контекст.

Гравийный велосипед сейчас является чуть ли не самым популярным классом велосипедов и этому есть объяснение – люди устали от MTB. Сам по себе горный велосипед не был создан для города, но благодаря удобной посадке, проходимости и комфорту, завоевал любовь огромного количества людей.

Главной задачей «гравийника» было создать такой же универсальный и удобный по посадке велосипед, но более накатистый и с небольшим намеком на спорт. Если судить по спросу и огромным продажам – у него это получилось.

Главной особенностью «гравийника» является его усредненность во всём. Если Циклокросс и Туринг страдают неким радикализмом и подойдут узкому кругу лиц, то Грэвел отлично подойдет массовому потребителю без особых требований.

Городской коммьютинг, небольшие соревнования, походы выходного дня – со всеми этими задачами велосипед справляется отлично.

Геометрия Грэвела

  • Длина задних перьев находится в промежутке между 430 мм и 440 мм. Это помогает велосипеду оставаться и достаточно маневренным на техничных участках и относительно комфортно использовать задний багажник, не цепляя боковые сумки ногами
  • Провис каретки. Варьируется от 66 мм до 75 мм, но бывают исключения на подобии велосипеда Kross Esker 4.0. Ориентируйтесь на свои потребности: Чем провис каретки меньше, тем больше клиренс и тем комфортнее Вы будете чувствовать себя на бездорожье; Чем провис каретки больше, тем более стабильным и «дорожным» Вам будет казаться велосипед
  • Трейл вилки. Варьируется от 55 до 73 мм, но бывают исключения на подобии велосипеда Kona Libre AL, у которого значение трейла 80.3 мм. Это помогает сохранить адекватную управляемость при использовании загруженного переднего багажника
  • Длина базы. При аналогичной ростовке Циклокросса или Туринга, длина базы Гравийного велосипеда будет находиться посередине – это делает его наиболее универсальным.

Почему именно геометрия является правильным критерием определения категории велосипеда?

Многие люди, в частности некомпетентные магазины и продавцы, могут написать о велосипеде любую удобную информацию и скрыть полезную, чтобы продать Вам велосипед.

Давайте разберём это на реальном примере.

На Российском рынке не найти более подходящего кандидата на эту роль, чем Author Ronin. При появлении в продаже, его сразу же записали в Туринги.

Хроммолевый циклокросс Author Ronin

Что казалось бы такого? – Велосипед сделан из хроммолебденовой стали 4130, имеет множество бонок на раме и крепления под багажник. Но если мы откроем геометрию и посмотрим на цифры, то поймем, что это, внимание, Циклокросс!

  • Длина задних перьев не менее – 425 мм
  • Провис каретки – 69 мм
  • Трейл вилки – 73 мм
  • Длина базы в 540-ой ростовке (М) – 1032 мм. Для примера, у одного из самых коротких Турингов Kona Sutra, в аналогичной ростовке длина базы составляет 1059 мм. Если же взять стандартные Туринги, например, Marin Four Corners, то длина его базы будет составлять 1081 мм

Под эгидой Туринга, российские магазины и продавцы успешно продают спортивный циклокроссовый велосипед, который отлично подойдет для ультрамарафонов, но с Турингами он даже близко не стоит.

Поэтому, крайне важно знать хотя бы ключевые параметры геометрии, чтобы понимать, что Вы покупаете.

Итог

Резюмируем всё вышесказанное в схеме ниже:

Надеемся, что у нас удалось максимально просто и доходчиво объяснить отличия между тремя категориями велосипедов, которые раньше казались Вам одинаковыми. Но важно учитывать, что 4 отличительных признака только вместе дадут Вам понимание, какой же велосипед перед Вами. Отдельно каждый параметр поможет определить свойство велосипеда, но никак не класс и назначение.

Теперь дело остается за малым – использовать эти знания на практике.

Оцените статью
Атлетика
Добавить комментарий