Циклокроссовый велосипед — это специализированный тип велосипеда, предназначенный для соревнований на неровных, грязных и извилистых маршрутах. Он сочетает в себе черты шоссейного и горного велосипеда, имея более легкую раму, узкие колеса с агрессивным протектором и возможность установки крыльев для защиты от грязи.
Эти велосипеды оснащены передними и задними тормозами, способными обеспечить надежное торможение в различных погодных условиях. Циклокроссовые модели также обладают более высоким клиренсом, что позволяет преодолевать препятствия, такие как бревна и ямы, что делает их идеальными для кроссовых гонок.
Анатомия циклокроссового велосипеда
Циклокросс – это обиходное название велокросса: кольцевых гонок по сложной пересеченной местности. Неизменными атрибутами трасс для этой дисциплины являются холмистый рельеф, труднопроходимые лесные участки с грязью и песком, множество природных и искусственно созданных барьеров. Циклокросс необычайно динамичен и зрелищен. Конечно, он выдвигает особые требования к велосипеду . Техника должна быть не только всепроходимой, но и способна выдерживать высокий темп гонки, демонстрировать одинаково хорошие ездовые характеристики на асфальте и бездорожье, оставаться легкой и надежной.
Всем этим требованиям соответствуют циклокроссовые велосипеды. Внешне они схожи с классическими гибридами – моделями, в которых объединены достоинства горных байков и шоссейников. Но при более детальном рассмотрении можно заметить ряд важных отличий. Эти особенности и станут предметом нашего разговора.
Геометрия и материал рамы
В общих чертах рама циклокроссового байка схожа с шоссейным велосипедом, но здесь важен ряд принципиальных нюансов. Нижние перья циклокроссового велосипеда длиннее, а наклон рулевого стакана меньше, – это сделано для того, чтобы улучшить управляемость на небольших скоростях. Тросики тормозов и трансмиссии скрыты внутри рамы. Это позволяет не только избежать их загрязнений и повреждений, но и добавляет удобства при переноске, поскольку очень часто велосипедисту приходится преодолевать препятствия с байком на плече.
Верхняя труба рамы расположена горизонтально или с минимальным наклоном. Более тупой угол подседельной трубы обеспечивает комфортную посадку, при которой велосипедист не устает, удерживая высокий темп гонки на протяжении долгого времени. К слову, этот эффект работает и при обычном катании, поэтому циклокроссовые велосипеды очень ценят велотуристы, проводящие в седле большую часть дня.
К материалам из которых изготавливают раму таких велосипедов выдвигают особые требования. Они должны обладать высокой прочностью, быть относительно легкими и эффективно поглощать вибрации, поскольку классические модели циклокроссовых байков имею ригидную вилку. Оптимальным решением с точки зрения ценовой доступности и баланса вышеуказанных характеристик является алюминий. Спортсмены продвинутого уровня, принимающие участие в кроссовых гонках, отдают предпочтение карбоновым рамам из современного углепластика. В дополнение к общеизвестным достоинствам – прочности, легкости и виброгашению – композитные материалы последнего поколения менее склонны к повреждениям из-за точечных ударов.
Вилка, колеса и тормоза
Большинство моделей циклокроссовых велосипедов имеют ригидную (жесткую) вилку. В угоду экономии веса многие спортсмены предпочитают использовать вилки, изготовленные из карбона. Они не только значительно уменьшают вес велосипеда, но и эффективнее справляются с поглощением вибраций.
Циклокроссовые велосипеды, обычно, комплектуют стандартными шоссейными колесами диаметром 28 дюймов. Обода изготовлены из легких высокопрочных материалов и имеют двойное или тройное исполнение, что позволяет им выдерживать интенсивные нагрузки.
В зависимости от особенностей использования циклокроссового велосипеда подбирают покрышки с соответствующим рисунком протектора. Слики и полуслики – дорожные резины со слабовыраженным рельефом протектора – используют велотуристы, проводящие большую часть маршрута на трассе или укатанных грунтовых тропах; в этом случае они получают высокую скорость и хорошее управление. Для гонок используют классическую циклокроссовую резину. Это агрессивные покрышки с выраженным рельефом протектора и грунтозацепами по краям, которые обеспечивают проходимость и контроль управления на самых сложных участках.
Велосипеды для кросса чаще оснащают кантилеверными тормозами. Классические дисковые системы оказываются не такими эффективными: из-за налипания большого количества грязи они нуждаются в постоянной чистке, не столь надежны и чаще выходят из строя. А вот кантилеверные тормоза, являющиеся предшественниками V-brake’ов, идеально адаптированы к подобным условиям, главным образом благодаря увеличенному грязевому зазору. При правильной настройке они не уступают в эффективности и надежности дисковым системам.
К вопросу о педалях
На циклокроссовых моделях традиционно используют контактные педали горных велосипедов. Они имеют конфигурацию отличную от педалей шоссейников, и не так интенсивно засоряются грязью. К тому же металлический шип в горных контактных ботинках имеет другое строение, в такой обуви комфортнее преодолевать препятствия в спешенном состоянии, в чем неизбежно возникает необходимость на велокроссовой трассе.
Распространенное заблуждение, что контакты – это прерогатива исключительно спортсменов. Из-за высоких темпов и интенсивности нагрузок такие педали, действительно, в большей степени необходимы райдерам профессионального уровня. Но это не значит, что рядовые велосипедисты не вынесут своей пользы от встегнутой стопы.
Контакты в значительной мере разгружают колени, поскольку велосипедист может педалировать не только нажимая на педаль вниз, но и подтягивая ее вверх. С контактными педалями правильно работают не только коленные суставы, но и бедра, благодаря тому, что ноги с фиксированными стопами двигаются ровно без болтаний.
Рули циклокроссовых велосипедов
Все модели кроссовых велосипедов оснащают рулем типа «баран». Он имеет четыре позиции для хвата, позволяет находить оптимальное положение для рук на любой местности, дает удобный рычаг на спусках и подъемах, а также при сильном ветре. От классического шоссейного руля циклокроссовый «баран» отличается размерами. Руль имеет увеличенную ширину, что сделано для лучшей управляемости велосипедом. На нем часто располагают дублирующие тормозные ручки, позволяющие совершать экстренное торможение, не меняя хвата рук.
Как максимально просто отличать Туринг/Грэвел/Циклокросс?

Наш, не побоимся этого слова, проект, всё больше привлекает к себе внимание людей, которые только собираются приобрести велосипед для приключений, походов и путешествий. Как следствие, нам стало приходить большое количество сообщений с помощью в выборе велосипеда и, зачастую, велосипеды сильно разнятся по геометриям. Дабы сохранить наше ценное время для создания контента, а новичкам помочь в выборе, мы запускаем серию статей, в которых ответим на большинство вопросов по выбору двухколёсного друга для приключений.
Проблематика вопроса
- У всех «руль-баран»
- У всех «жесткая» вилка
- У всех дисковые тормоза
- У большинства из них 28 колеса
Любые параметры геометрии для человека нового в культуре будут крайне сложной информацией для восприятия. Поэтому мы постараемся максимально просто, что называется «на пальцах», объяснить основные отличия этих велосипедов.
Дабы это не выглядело «сухо» и скучно, помимо геометрии мы расскажем немного о философии. технических решениях и особенностях каждого из классов.
Истоки Турингов, Грэвелов и Циклокроссов. Откуда всё пошло?
Вы наверняка заметили, что все эти три категории велосипедов не только сильно похожи друг на друга, но и на своего «родителя» – шоссейный велосипед.
Если выражаться корректнее, то и Туринги, и Грэвелы, и Циклокроссы – все они относятся к классу Шоссейных велосипедов, а каждый из них является подклассом со своими особенностями. Для большей понятности нарисовали Вам картинку.
Туринги, Грэвелы и Циклокроссы являются видоизмененными версиями шоссейного велосипеда
Предпосылки образования новых подклассов Шоссейного велосипеда
Шоссейный велосипед является родоначальником велосипедной культуры как таковой, а главной его целью было, есть и будет максимально быстрое достижение цели по твердым покрытиям по установленному маршруту.
Так как других альтернатив Шоссейному велосипеду на момент середины 20-го века не было, люди пытались приспособить его и к туризму и к легкому бездорожью. Как итог, на свет появились три ответвления Шоссейного велосипеда со своими особенностями.
Главные параметры геометрии, по которым можно отличить Туринг, Грэвел и Циклокросс
Мы уже давно в своих видеороликах с обзорами велосипедов говорим об этих параметрах, но в этой статье распишем все максимально подробно.
Рама (Frame)
Если смотреть на велосипед в профиль, то рама визуально делится на два так называемых «треугольника». У каждой линии треугольника есть свои параметры наклона, изгиба, длины и так далее. Вместе они составляют геометрию рамы. Более наглядно мы показали это схемой ниже
Разделение рамы велосипеда на два визуальных «треугольника»
Рассматривая задний треугольник (зелёный), мы видим, что он состоит из верхних перьев (ВП), нижних перьев (НП) и подседельной трубы (ПТ). Здесь нас интересует длина нижних перьев – одно из ключевых отличий, которое нам необходимо.
Рассматривая передний треугольник (жёлтый), мы видим, что он состоит из верхней трубы (ВТ), нижней трубы (НТ), подседельной трубы (ПТ) и рулевого станкана (РС).
Нижние перья (НП), Подседельная труба (ПТ) и нижняя труба (НТ) сходятся в центральной точке велосипеда, где располагается так называемая «каретка» – именно её положение (провис) является вторым ключевым параметром, который нам нужен.
Вилка (Fork)
У вилки нам необходим всего один параметр – трейл. Добросовестные производители обычно указывают на сайтах этот параметр, но если он отсутствует, не переживайте, его можно рассчитать по формуле (2-я картинка в карусели), зная значение оффсета вилки (offset или rake).
Для примера возьмём велосипед Shulz Wanderer:
- R = 311 мм (диаметр 622/2)
- Объем покрышки = 42 мм, но реальный объём ~47 мм. Высота покрышки ~ равна её ширине, поэтому берем значение 47 мм.
- f = 47 мм
- α = 71°
T = ((311+47)*cos(71) – 47)/sin(71) =
(358*cos(71) – 47)/sin(71) =
(358*0,325 – 47)/0,945 =
(116,35 – 47)/0,945 =
Значение Трейла на официальном сайте производителя 73,8 мм. Небольшая погрешность допустима из за варьирующейся ширины покрышки
Так же Вы можете воспользоваться сервисом сравнения геометрий велосипедов bikeinsights.com
Длина базы
Теперь, когда мы наглядно понимаем ключевые аспекты рамы и вилки, мы можем упомянуть о последнем немаловажном параметре – длине базы. Это расстояние от центра заднего колеса до центра переднего колеса.
Итоговые параметры
Резюмируем, для отличия Туринга, Грэвела и Циклокросса нам необходимо 4 ключевых параметра:
Теперь мы можем, наконец-то, перейти к самим категориям и наглядно показать отличия.
Циклокросс (Cyclocross)
Циклокроссовая гонка. Момент преодоления припятствия
Начнем с Циклокросса, как с дисциплины, которая меньше всего подходит под привычный нам велотуризм.
Сам по себе Циклокросс или Велокросс является спортивной дисциплиной, нацеленной для спортивного передвижения по бездорожью с препятствиями. В такой гонке участники преодолевают грязь, песок, траву, гравий и искусственно созданные барьеры, перед которыми необходимо спешиваться и переносить велосипед на себе.
Циклокроссовый велосипед более всех похож на шоссейный из всей «троицы». Главные отличия заключаются:
- В посадке – она более вертикальная, но всё равно крайне спортивная
- В увеличенных зазорах под более широкие покрышки (до 40 мм) и грязь
- В обязательном наличии дисковых тормозов. У шоссейных велосипедов дисковые тормоза встречаются не всегда и не являются обязательным требованием
Так же у Циклокросса есть «железное» правило, в отличии от Туринга и Грэвела – он всегда, во всех случаях будет иметь dropbar руль (руль-баран). У Турингов и Грэвелов в основной массе тоже стоят dropbar рули, но встречаются версии и с обычным прямым рулём (flatbar). Как пример, из Турингов можно привести Salsa Marrakesh, а из гравийных велосипедов – Pride Rocx 8 – эти велосипеды существуют с двумя версиями рулей.
Геометрия Циклокросса
Возвращаемся к нашим четырём ключевым параметрам геометрии. Для циклокросса они такие:
- Длина задних перьев не более 430 мм
- Провис каретки. Варьируется от 69 до 72 мм, но бывают исключения на подобии велосипеда Marin Gestalt с провисом каретки 80 мм
- Трейл вилки. Варьируется от 56 до 68 мм, но бывают исключения на подобии велосипеда Jake The Snake с трейлом 74 мм. Это придает велосипеду более быстрое управление, по сравнению с MTB-подобными велосипедами
- Длина базы. При аналогичной ростовке Туринга или Грэвела, длина базы Циклокросса будет заметно короче, в угоду маневренности. Этот параметр производитель так же указывает на официальном сайте.
Туринг (Touring)
Туринговый велосипед в экипировке Fully Loaded
Главное, что стоит учитывать при выборе Туринга, что он рассчитан на долгие многодневные походы и кругосветные путешествия. Исходя из этого, Туринги зачастую выглядят как «олдскульные» велосипеды и многие технические решения действительно сделаны с оглядкой на надежность и ремонтопригодность, а не на низкий вес и технологичность.
Туринг является некой противоположностью циклокросса – он не спортивный, с длинной базой, в большинстве случаев тяжелее и рассчитан на перевозку большого количества груза.
Выше мы уже упомянули про ремонтопригодность, поэтому на многих Турингах установлены проверенные временем, но крайне тяжелые трансмиссии 3х9 (у некоторых моделей – 2х10 или 3х10). Они дают просто шикарный диапазон по переключениям, не так быстро приходят в негодность, как более современные легкие комплектующие и если Вы всё же умудритесь сломать один из компонентов, то с большей вероятностью сможете найти ей замену в местных магазинах.
Геометрия Туринга
- Длина задних перьев не менее 445 мм. Самые популярные значения 450-455 мм
- Провис каретки. Варьируется от модели, но в большинстве случаев ниже 70 мм (от 70 до 78 мм). Самые популярные значения 70-72 мм
- Трейл вилки. Варьируется от модели, но зачастую не выходит за пределы 70 мм. Это помогает сохранить адекватную управляемость при использовании загруженного переднего багажника
- Длина базы. При аналогичной ростовке Циклокросса или Грэвела, длина базы Туринга будет самой большой, в угоду стабильности при долгих заездах. Этот параметр производитель так же указывает на официальном сайте.
Грэвел (Gravel)
Gravel (гравийный велосипед) Merida Silex
Грэвел или гравийный велосипед, как Вы уже логически догадались, находится посередине между Циклокроссом и Турингом. Именно поэтому мы разбираем его последним, дабы лучше понимать контекст.
Гравийный велосипед сейчас является чуть ли не самым популярным классом велосипедов и этому есть объяснение – люди устали от MTB. Сам по себе горный велосипед не был создан для города, но благодаря удобной посадке, проходимости и комфорту, завоевал любовь огромного количества людей.
Главной задачей «гравийника» было создать такой же универсальный и удобный по посадке велосипед, но более накатистый и с небольшим намеком на спорт. Если судить по спросу и огромным продажам – у него это получилось.
Главной особенностью «гравийника» является его усредненность во всём. Если Циклокросс и Туринг страдают неким радикализмом и подойдут узкому кругу лиц, то Грэвел отлично подойдет массовому потребителю без особых требований.
Городской коммьютинг, небольшие соревнования, походы выходного дня – со всеми этими задачами велосипед справляется отлично.
Геометрия Грэвела
- Длина задних перьев находится в промежутке между 430 мм и 440 мм. Это помогает велосипеду оставаться и достаточно маневренным на техничных участках и относительно комфортно использовать задний багажник, не цепляя боковые сумки ногами
- Провис каретки. Варьируется от 66 мм до 75 мм, но бывают исключения на подобии велосипеда Kross Esker 4.0. Ориентируйтесь на свои потребности: Чем провис каретки меньше, тем больше клиренс и тем комфортнее Вы будете чувствовать себя на бездорожье; Чем провис каретки больше, тем более стабильным и «дорожным» Вам будет казаться велосипед
- Трейл вилки. Варьируется от 55 до 73 мм, но бывают исключения на подобии велосипеда Kona Libre AL, у которого значение трейла 80.3 мм. Это помогает сохранить адекватную управляемость при использовании загруженного переднего багажника
- Длина базы. При аналогичной ростовке Циклокросса или Туринга, длина базы Гравийного велосипеда будет находиться посередине – это делает его наиболее универсальным.
Почему именно геометрия является правильным критерием определения категории велосипеда?
Многие люди, в частности некомпетентные магазины и продавцы, могут написать о велосипеде любую удобную информацию и скрыть полезную, чтобы продать Вам велосипед.
Давайте разберём это на реальном примере.
На Российском рынке не найти более подходящего кандидата на эту роль, чем Author Ronin. При появлении в продаже, его сразу же записали в Туринги.
Хроммолевый циклокросс Author Ronin
Что казалось бы такого? – Велосипед сделан из хроммолебденовой стали 4130, имеет множество бонок на раме и крепления под багажник. Но если мы откроем геометрию и посмотрим на цифры, то поймем, что это, внимание, Циклокросс!
- Длина задних перьев не менее – 425 мм
- Провис каретки – 69 мм
- Трейл вилки – 73 мм
- Длина базы в 540-ой ростовке (М) – 1032 мм. Для примера, у одного из самых коротких Турингов Kona Sutra, в аналогичной ростовке длина базы составляет 1059 мм. Если же взять стандартные Туринги, например, Marin Four Corners, то длина его базы будет составлять 1081 мм
Под эгидой Туринга, российские магазины и продавцы успешно продают спортивный циклокроссовый велосипед, который отлично подойдет для ультрамарафонов, но с Турингами он даже близко не стоит.
Поэтому, крайне важно знать хотя бы ключевые параметры геометрии, чтобы понимать, что Вы покупаете.
Итог
Резюмируем всё вышесказанное в схеме ниже:
Надеемся, что у нас удалось максимально просто и доходчиво объяснить отличия между тремя категориями велосипедов, которые раньше казались Вам одинаковыми. Но важно учитывать, что 4 отличительных признака только вместе дадут Вам понимание, какой же велосипед перед Вами. Отдельно каждый параметр поможет определить свойство велосипеда, но никак не класс и назначение.
Теперь дело остается за малым – использовать эти знания на практике.
Чем отличается гревел от циклокросса

Опытные велосипедисты знают, что современные велосипеды делятся не только на шоссейные, экстремальные и горные. Их классификация уже давно не ограничивается дорожным покрытием и стилем катания – производители стараются выводить на рынок узкоспециализированные велосипеды, рассчитанные на многочисленные спортивные дисциплины и соответствующие предпочтениям велосообщества. В одной только категории шоссейных байков навскидку можно насчитать 7 различных «подклассов» аппаратов, отличающихся геометрией рамы и предназначением. Сегодня мы поговорим подробнее о различиях между циклокроссом и гревелом.
Главным отличием можно назвать покрытия, для которых предназначены велосипеды. Так, маневренный и жесткий циклокросс покупают спортсмены для езды по бездорожью – песку, грязи, снегу, лужам. Он не рассчитан на скоростные рекорды и ежедневные покатушки по городу.
Гревел же идеально катит по ровной дороге, не обязательно асфальтированной, хотя с легкой грунтовкой и неглубокими ямами он тоже справляется. Хорошо подходит для длинных дистанций. Чем еще отличаются эти велосипеды, за основу которых взят классический шоссейник?
велосипеды stels. Большой выбор. Гарантия лучшей цены! Доставка в регионы.
Циклокросс – для коротких тренировок в непогоду
Циклокросс – это, прежде всего, вид спорта с более, чем столетней историей. Гонки проходят по скользким и грязным трассам (в идеале – после дождя) с подъемами и спусками, они Включают и участки, где байк приходится тащить на себе. Посадка на кроссовом велосипеде более агрессивная, что подходит для коротких по времени соревнований.
Особенности конструкции циклокросса:
- Высокое расположение каретки – чтобы звезды не мешали преодолевать препятствия.
- Увеличенные грязевые зазоры.
- Укорочена колесная база.
- Рулевой угол более острый.
- Покрышки с хорошим сцеплением – «зубастые» протекторы отлично подходят для сыпучих поверхностей.
по лучшей цене велосипеды cube с доставкой до вашего региона!
Рама CX-байка чаще всего гладкая, максимум – может располагаться одно крепление для бутылки с водой. Ее изготавливают из легкого алюминия или карбона. Верхняя труба рамы на кроссовых велосипедах часто выполняется плоской. В некоторых моделях ее даже изгибают определенным образом, чтобы байк было удобнее нести на плече.
Гревел – для длительных покатушек по городу и за его пределы
Свое название этот байк с американскими корнями получил от английского слова gravel, что означает «гравий». Его вес в среднем около 12 кг, но при этом функциональность и «вездеходность» остается достаточно высокой. Посадка более расслабленная по сравнению с CX.
Особенности гравийного велосипеда:
- Низкое расположение каретки – гравийник не предназначен для преодоления препятствий в виде бревен и бордюров, плюс это понижает центр тяжести, что делает байк более устойчивым.
- Широкие шины – примерно 30-35 мм, как правило, не имеют агрессивных протекторов.
- На раме предусмотрено множество креплений для бутылок, сумок, крыльев, экипировки и т.д.
- Более длинные перья – 465 мм, то есть, на 40 мм длиннее, чем на циклокроссе. Это позволяет закрепить корзины или багажник, которые пригодятся в многодневных заездах.
Рама гревела чаще всего изготавливается из стали, так как для этого типа велосипедов легкий вес – не основная цель, но бывают варианты из алюминия или титана. А вот вилка зачастую ставится карбоновая. В целом, это проходимый, неприхотливый и универсальный байк с более стабильным – по сравнению с циклокроссом – управлением.
В обоих вариантах устанавливаются дисковые тормоза, а также бескамерные колеса, что позволяет избежать проколов. Но и давление в таких колесах ниже. Выбирайте велосипед в зависимости от типа езды, дорожного покрытия и особенностей тренировок.




