Драфтинг в велоспорте — это техника, при которой один велосипедист ездит в модели за велосипедом соперника, чтобы снизить сопротивление воздуха. Такой подход позволяет экономить силы и увеличивать скорость, поскольку в этом случае основной поток воздуха обходит заднего велосипедиста, создавая зону пониженного давления. Это особенно полезно в соревнованиях, где каждая секунда на счету.
Драфтинг требует мастерства и хорошей координации между гонщиками, так как неправильные маневры могут привести к столкновениям. Эта стратегия часто используется в групповых заездах и у профессионалов, где команда может работать совместно, чтобы максимизировать эффективность каждого участника и достичь лучших результатов.
Что такое драфтинг в велоспорте и триатлоне
Драфтинг встречается в таких видах спорта, как велоспорт, триатлон, плавание, лыжи и даже бег. Как же достичь финишной черты, используя не только свои собственные силы, но и помощь других участников? Давайте исследуем этот вопрос в данном материале.
Что такое драфтинг
Аэродинамическое сопротивление – это препятствие для увеличения скорости, но если кто-то закрывает гонщиков спереди, они способны двигаться быстрее, потребляя при этом меньшие затраты энергии.
Именно на этом основан драфтинг, который применяется во множестве циклических видов спорта, где спортсмены стремятся к продвижению вперёд: в велоспорте, триатлоне, плавании, лыжных гонках, беге и так далее.
Как это происходит? Всё сопротивление воздуха принимает на себя первый гонщик (либо автомобиль), а те, кто едет сзади, попадают в аэродинамический карман, который позволяет им при той же скорости тратить меньше сил.
Вы, конечно, замечали, как приятно катиться на велосипеде при попутном ветре? Следование за другим спортсменом даст аналогичные ощущения.
Какой эффект даёт драфтинг
Энергоэффективность в драфтинге удивляет. Даже при сравнительно низкой скорости до 30 км/ч велосипедист, находящийся сзади, затрачивает на 10% меньше усилий.
На скоростях выше, двигаясь парой, второй гонщик затратит на до 30% меньше энергии, чем первый, который прилагает 100% усилий для движения вперёд. А если говорить о группе из четырёх велогонщиков, движущийся в хвосте участник прилагает лишь 60% усилий в отличие от первого спортсмена.
Стоит отметить, что лидер группы, благодаря участникам, находящимся позади, способен двигаться немного быстрее. Результаты тестов в аэродинамической трубе показывают, что сопротивление для первого велосипедиста может уменьшаться до 3,1% благодаря образованию воздушного кармана позади: поток воздуха, создаваемый гонщиками, которые следуют за ним, помогает лидеру.
Эффект драфтинга, как уже упоминалось, постепенно усиливается от второго гонщика к третьему и так далее, но затем преимущество становится равномерным, поэтому наилучшей позицией в группе считается место между пятым и восьмым велосипедистом.

Драфтинг в велоспорте
Среди всех упомянутых спортивных дисциплин наибольшую известность драфтинг приобрел в велоспорте, так как именно велосипедисты способны развивать такие скорости, при которых аэродинамическое сопротивление имеет значительное влияние. В велогонках для большой группы участников существует специальный термин – пелотон. Также имеются различные способы организации в зависимости от направления ветра, чтобы максимально эффективно использовать драфтинг.
Логично, что при встречном ветре спастись от него можно, если «сесть на колесо» прямо за спиной гонщика впереди. Но при боковом ветре эффект от драфтинга будет, если двигаться параллельно другому велосипедисту со стороны, скрытой от ветра.
Скачайте тренировочные программы к марафону и полумарафону и начните подготовку уже сегодня!
Оптимальное расстояние для уменьшения энергозатрат, безусловно, требует быть как можно ближе к колесу лидера. Рекомендовано держаться примерно на расстоянии половины колеса. Метр позади – и речи о сохранении 30% усилий уже не будет.
Впрочем, не всякое колесо позволит вам ехать позади и «дышать носом». В групповом заезде важно найти такого гонщика, за которым будет комфортно и безопасно ехать. От едущего позади также требуется быть всегда начеку и не смотреть по сторонам во избежание аварии.
В гонках с раздельным стартом – «разделках» – драфтинг запрещён. На то она и индивидуальная гонка на время
Советы по езде «на колесе»

Драфтинг в триатлоне: когда он разрешён, а когда – запрещён
З апрещено двигаться за другим спортсменом во время велоэтапа на «железной» дистанции и «половинке». Расстояние, которое триатлеты должны соблюдать между друг другом, – 12 метров.
Однако этим запреты не кончаются. При обгоне правила указывают не заезжать в зону другого участника, площадь которой 12 х 3 м. Спортсмен может въехать в эту зону, но при проезде через неё максимальное разрешенное время равно 20 секундам. Обогнав, спортсмен должен выехать из зоны драфтинга в течение 5 секунд.
Поскольку автомобили в силу своей площади спасают гонщиков от сопротивления ветра куда более эффективно, в данном случае запретная зона равна 35 х 5 м.
К слову, осуществлять поездки группами на небольшие расстояния разрешено лишь профессиональным атлетам, тогда как спортсменам возрастных категорий это запрещено. Тем не менее, на многих соревнованиях на это закрывают глаза, как и на правило, согласно которому спортсмены различных полов не имеют права драфтить друг друга. В этом случае зона драфтинга составляет 10 метров, а преодолеть её можно в течение 20 секунд.
Профессиональные триатлеты, участвующие в гонках с разрешённым драфтингом, всё-таки могут быть наказаны за сидение «на колесе», но если это колесо мотоцикла. Здесь опасная зона равна 12 метрам.
Нарушение правил грозит несколькими минутами простоя в штрафном боксе:
- 5 минут на длинной и средней дистанции;
- 2 минуты на стандартной дистанции;
- 1 минута в спринте триатлона и других спринтерских дистанциях.
Повторное нарушение грозит дисквалификацией на стандартной и спринтерской гонках, а для полу- и «железной» дистанций отстранение от соревнований начинается с третьего штрафа.
До включения триатлона в программу Олимпийских игр в профессиональных гонках драфтинг был запрещён, а появился он благодаря требованию МОК, ведь групповая велогонка с драфтингом это не просто сидение «на колесе», а больше тактическая игра и борьба. Именно это захватывает дух зрителей.
Плавание
Многие начинающие триатлеты думают, что получить преимущество от драфтинга можно только на велоэтапе, но также заметную экономию энергии дает драфтинг на плавательном этапе.
Вода плотнее воздуха, и её гидродинамическое сопротивление намного выше, так что, уцепившись за какого-либо пловца, можно облегчить движение примерно на 40%. Но при неумении драфтить пловец не получит никакого преимущества, поэтому рекомендуется отрабатывать групповое плавание.
Бег
О драфтинге в беге говорят мало, но он есть, ведь не зря же марафонец Элиуд Кипчоге в своих двух попытках преодолеть двухчасовой барьер на 42,2 км бежал, окружённый большой группой пейсмейкеров.
Большинству триатлетов драфтинг на беговом этапе не поможет, поскольку тут нет скоростей велоэтапа и гидродинамического сопротивления плавания, но, впрочем, при движении против сильного ветра спрятаться за спинами других спортсменов значит сэкономить себе силы.
Запрещён ли драфтинг в триатлоне на плавании и беге? Нет, на этих двух этапах большого значения драфту не придают: никто штрафовать вас не будет, если плавательный этап вы будете преодолевать, прячась за другим спортсменом.
Почему же на велоэтапах установлены такие условия? В отношении возрастных категорий любителей на стандартной и коротких дистанциях ITU аргументирует запрет «вероятной опасностью группового передвижения для спортсменов-любителей».
В длинном триатлоне возбраняется драфтить из-за индивидуального духа гонки. Для многих «железная» дистанция – это преодоление себя, борьба с самим собой. Однако не всегда судьи могут уследить за тысячами триатлетов, и они этим пользуются, сбиваясь в кучи, но вот за «железными» профессионалами судейский корпус тщательно следит и не даёт шанса отдохнуть «на колесе».
Драфтинг в плавании на открытой воде
Как и в триатлоне, в плавании на открытой воде спортсмены пользуются драфтингом, экономя свои силы, которые уходят на преодоление сопротивления воды. Соревнованиями это не запрещено, поэтому, осваивая различные техники плавания, освойте и следование за другими пловцами.
Какие виды драфтинга в воде вы можете использовать?
- Драфтинг вслед – самый простой способ, когда вы плывёте прямо позади другого участника, но по эффективности он уступает боковому драфту.
- Драфтинг сбоку – это следование за лидером по V-образной форме или клином (видели же, как летят стаи перелётных птиц?). Самое лучшее положение при этом, где максимально низкое сопротивление воды, – в районе туловища плывущего перед вами.
Драфтить нужно уметь. Мы не рекомендуем с первого же группового заезда близко садиться «на колесо» с вероятностью завалить всю группу. Постепенно практикуйте этот навык и не забывайте, что не только вас должны возить, иногда роль лидера необходимо взять на себя, то есть учитесь не только колёсничать, но и везти. И, конечно, избегайте драфтинга на тех соревнованиях, где он запрещён.
Советы по велоспорту: как кататься на велосипеде как профессионал

Драфтинг — один из важнейших навыков в велоспорте, будь вы воином выходного дня или начинающим профессионалом. Он не только делает вашу поездку более эффективной за счет экономии энергии, но и играет важную роль в стратегии гонки. Освоение искусства драфтинга может значительно улучшить ваши результаты, помогая вам дольше оставаться свежим, поддерживать более высокую скорость и даже занять позицию для выигрышного хода в гонке. В этой статье подробно рассматриваются тонкости драфтинга, предлагаются исчерпывающие советы и приемы, которые помогут вам драфтить как профессионал.

Понимание основ черчения
Что такое драфт?
Drafting, также известный как slipstreaming, — это техника, при которой один велосипедист едет близко позади другого, чтобы уменьшить сопротивление воздуха. Ведущий гонщик прорывает ветер, создавая воздушный карман с меньшим сопротивлением, в который может проскользнуть следующий гонщик, требуя от него меньше энергии для поддержания той же скорости. Эта техника не ограничивается только велоспортом, но также используется в различных видах автоспорта, беге и даже плавании.
Наука, лежащая в основе черчения
Когда велосипедист едет один, он сталкивается со всей силой сопротивления воздуха, которая экспоненциально увеличивается со скоростью. На более высоких скоростях сопротивление воздуха может составлять до 90% усилий, необходимых для движения вперед. Двигаясь позади другого велосипедиста, вы можете уменьшить это сопротивление до 30%. Такая экономия энергии позволяет вам сохранять силы, что может иметь решающее значение во время длительных поездок или в конце гонки.
Велосипедист впереди, известный как «тянущий» или «ведущий велосипедист», также немного выигрывает от тяги, создаваемой следующим велосипедистом. Давление воздуха позади них уменьшается, немного уменьшая сопротивление, которое они испытывают. Однако основное преимущество получает велосипедист, едущий сзади.
Преимущества драфтинга
Энергосбережение: Драфтинг снижает затраты энергии на поддержание скорости, позволяя проезжать большие расстояния, не уставая быстро.
Повышение скорости: Велосипедисты, следуя в группе и по очереди занимая лидирующие позиции, способны сохранять более высокую среднюю скорость по сравнению с поездкой в одиночку.
Стратегическое позиционирование: В гонках драфтинг позволяет вам оставаться в непосредственной близости от конкурентов, не затрачивая слишком много энергии, и готовиться к сильному финишу.
Групповая динамика: Езда в группе, или пелотоне, также обеспечивает защиту от ветра и создает чувство товарищества и командной работы.

Методы эффективного составления
Позиционирование: поиск оптимальной позиции
Ключ к эффективному драфтингу — сохранение правильной позиции позади ведущего гонщика. Вам нужно быть достаточно близко, чтобы воспользоваться сниженным сопротивлением воздуха, но не настолько близко, чтобы рисковать столкновением. Вот несколько советов по позиционированию:
Расстояние: Оптимальное расстояние между передним колесом и задним колесом впереди едущего велосипедиста обычно составляет от 6 до 12 дюймов (от 15 до 30 сантиметров). Однако это может меняться в зависимости от скорости, опыта и условий. Обратите внимание, что неопытным велосипедистам следует оставлять больше места.
Боковое позиционирование: В ветреную погоду слегка сместитесь влево или вправо, чтобы оставаться в потоке воздуха ведущего гонщика, который может смещаться в зависимости от направления ветра. Поймите, что в ветреную погоду может быть сложно сохранять контроль. Одним из самых важных факторов, которые могут повлиять на устойчивость к боковому ветру, являются колеса. Колеса с мелким сечением, такие как Drive 40D и волнистые края, как у Drive Helix 57D может помочь вам ехать прямо и сохранять контроль.
Уровень глаз: Сосредоточьте взгляд на ездоке впереди, особенно на его бедрах или плечах. Это позволит вам быстро реагировать на любые изменения скорости или направления.
Отдых: Поддерживайте расслабленную верхнюю часть тела, чтобы поглощать любые незначительные движения или изменения скорости. Напряжение в руках или плечах может сделать ваш велосипед дерганым и затруднить управление.
Связь — это ключ
Эффективная коммуникация жизненно важна при драфтинге, особенно в группе. Вот несколько способов оставаться на связи с другими гонщиками:
Ручные сигналы: Используйте стандартные сигналы рукой для обозначения препятствий, поворотов или остановок. Эти сигналы должны быть четкими и видимыми для тех, кто находится позади вас.
Словесные указания: Элементарные команды, вроде «уменьшить темп», «прекратить» или «налево/направо», способны избежать происшествий, особенно когда речь идет о плотной окружении.
Невербальные сигналы: Незначительные изменения положения тела или движения головы могут указывать на изменения темпа или направления без необходимости использования слов.
По очереди: При езде в группе регулярно меняйте позицию лидера, чтобы распределить нагрузку. Это особенно важно во время длительных поездок или гонок, где экономия энергии имеет решающее значение.
Методы темпа: одинарный против двойного
При езде в группе вы можете столкнуться с различными формациями paceline, каждая из которых имеет свой собственный набор динамики драфтинга. Две наиболее распространенные — это single paceline и double paceline.
Одиночная линия темпа: В одинарной линии темпа гонщики следуют друг за другом по прямой. Ведущий гонщик тянет в течение определенного периода времени, прежде чем отделиться и переместиться в конец линии. Затем следующий гонщик занимает лидирующее положение. Такая формация эффективна для поддержания постоянного темпа и часто используется в гонках на время или при езде против встречного ветра.
Двойной темп: В двойной линии темпа гонщики образуют две параллельные линии. Ведущие гонщики в каждой линии сближаются перед тем, как перейти в конец противоположной линии. Такая формация позволяет чаще менять направление движения и полезна в больших группах или когда поддержание высокой скорости является приоритетом.
Прохождение поворотов в группе
Прохождение поворотов при драфте в группе требует точности и уверенности. Вот несколько советов по прохождению поворотов без потери драфта и опасности для других:
Предвидеть поворот: Начните позиционировать себя для поворота до того, как вы его достигнете. Это может включать в себя небольшое перемещение внутрь или наружу от впереди идущего гонщика, в зависимости от направления поворота.
Следуйте по линии: Доверяйте линии ведущего гонщика на повороте и следуйте ей внимательно. Избегайте резкого торможения, так как это может вызвать волновой эффект в группе.
Поддерживать скорость: Постарайтесь сохранить скорость в повороте, наклонившись в него и удерживая вес сбалансированным. Внезапное замедление может нарушить тягу и привести к образованию зазоров.
Плавный выход: При выходе из поворота постепенно увеличивайте скорость до темпа группы, контролируя, чтобы не превышать пределы сцепления.
Составление чертежей в различных условиях
Эффективное драфтование требует адаптации к различным погодным и дорожным условиям. Вот как можно скорректировать свою технику:
встречный ветер: При сильном встречном ветре драфтинг становится еще более важным. Держитесь как можно ближе к впереди идущему гонщику, сводя к минимуму свое воздействие ветра. Езда в более плотном строю с более короткими рывками может помочь поддерживать скорость и экономить энергию.
Поперечный ветер: При боковом ветре расположитесь немного сбоку от ведущего гонщика, образуя эшелон. Такая диагональная формация позволяет каждому гонщику защищать от ветра следующего. Эшелоны могут быть сложными в больших группах и часто требуют координации и опыта для эффективного выполнения.
Спуски: На спусках драфтинг может помочь вам сохранить контроль и скорость. Оставайтесь в драфте, чтобы сохранить энергию, но будьте готовы скорректировать свое положение, если ведущий гонщик тормозит или меняет направление. Держите свой вес сзади и низко на велосипеде для лучшей устойчивости.
Подъемы: Дрифтинг в гору менее эффективен из-за более низких скоростей, но он все равно может помочь снизить усталость. Держитесь ближе к впереди идущему гонщику, но будьте готовы быстро отреагировать, если он замедлится или встанет из седла, что может привести к резкому снижению темпа.

Продвинутые методы черчения
Движение позади более крупных гонщиков или транспортных средств
Проезд за более крупными гонщиками или транспортными средствами может значительно увеличить преимущества слипстрима. Вот как максимально использовать эти возможности:
Большие райдеры: Если вы оказались позади более крупного гонщика, воспользуйтесь его большим сопротивлением ветру, оставаясь как можно ближе к нему, насколько это возможно. Большая масса его тела создает больший карман пониженного давления воздуха, что облегчает вашу езду.
Мотопомпинг: В тренировках некоторые велосипедисты используют мотопейсинг, когда они тянутся за автомобилем, как за скутером. Это позволяет проводить высокоскоростные тренировки без необходимости тратить чрезмерную энергию. Однако мотопейсинг требует квалифицированного driver и должно проводиться только в контролируемых условиях.
Всплеск и спринт с драфта
Знание того, когда и как делать рывок или спринт из драфта, может стать решающим фактором между победой и поражением в гонке. Вот несколько советов по эффективному выполнению этих приемов:
тайминг: Подождите, пока не займетесь идеальным положением для вашего хода. Чаще всего это подразумевает хорошее самочувствие и нахождение в завершающей трети соревнования.
Ускорение: Когда вы решили рвануть вперед или рвануть вперед, делайте это решительно. Используйте тягу в своих интересах, оставаясь позади ведущего гонщика до последнего момента, а затем промчитесь мимо него с рывком скорости.
Точность позиционирования: Готовясь к спринту, немного отойдите в сторону, чтобы не попасть в окружение других гонщиков. Убедитесь, что у вас свободный путь впереди, прежде чем приступить к спринту.
Составление проектов в конкурентных сценариях
В соревновательном велоспорте драфтинг — это не просто сохранение энергии, это стратегия. Вот как использовать драфтинг в своих интересах в гонке:
Отколы: В отрыве драфт внутри группы имеет решающее значение для поддержания скорости и опережения пелотона. Работайте с другими гонщиками, чтобы делать короткие, эффективные повороты впереди, и четко общайтесь, чтобы поддерживать высокий темп.
Погоня: Когда вы преследуете отрывающегося, оставайтесь в пределах группы, чтобы сохранить энергию. Если вы тянете, убедитесь, что ваши повороты короткие, чтобы не выгореть. Цель — поймать отрывающегося, не истощая себя.
Последние километры: По мере приближения к завершению гонки драфт становится еще более важным. Расположитесь ближе к началу группы, но не выходите в лидеры слишком рано. Используйте драфт, чтобы оставаться свежим, а затем сделайте свой ход на последних километрах.

Распространенные ошибки, которых следует избегать
Даже опытные велосипедисты могут совершать ошибки при драфтинге. Вот несколько распространенных ошибок, на которые следует обратить внимание:
Перекрывающиеся колеса: Одна из самых опасных ошибок в драфтинге — перекрытие переднего колеса задним колесом гонщика впереди. Если он двигается вбок, это может привести к падению. Всегда держите переднее колесо прямо за задним колесом.
Не обращая внимания: Легко почувствовать себя слишком комфортно в драфте и потерять фокус. Всегда будьте бдительны и готовы реагировать на внезапные изменения скорости или направления.
Резкое торможение: Внезапное торможение в потоке автомобилей может спровоцировать цепную реакцию и привести к ДТП. Старайтесь тормозить плавно, чтобы лучше управлять скоростью.
Неспособность общаться: Отсутствие коммуникации может привести к авариям или падению гонщиков. Всегда четко сообщайте о своих намерениях тем, кто позади вас.
Тренировочные упражнения по черчению
Улучшение навыков черчения требует практики. Вот несколько тренировочных упражнений, которые помогут вам стать лучше:
Практика темпа: Найдите группу райдеров и потренируйтесь ездить в темпе. Сосредоточьтесь на плавных переходах, поддержании правильной дистанции и эффективной коммуникации.
Учения Эшелона: Практикуйте езду в эшелонированном строю, чтобы улучшить способность тягать при боковом ветре. Это упражнение лучше всего выполнять с небольшой группой опытных гонщиков.
Гонки на мотоциклах: Если у вас есть доступ к автомобилю и безопасное окружение, попробуйте ехать на моторе, чтобы имитировать высокоскоростное драфтование. Это упражнение поможет вам привыкнуть к езде на скоростях выше обычных и улучшит время реакции.
Групповые спринты: Организуйте имитационные спринты с вашей тренировочной группой. Потренируйтесь оставаться в драфте до последнего момента, а затем запускайте спринт, чтобы имитировать условия гонки.
Заключение: Освоение искусства черчения
Драфтинг — это фундаментальный навык в велоспорте, который может значительно улучшить ваши результаты, независимо от того, участвуете ли вы в гонках или просто катаетесь с друзьями. Поняв основы, отточив технику и регулярно практикуясь, вы сможете драфтинговать как профессионал и вывести свой велоспорт на новый уровень.
Помните, что драфтинг — это столько же стратегия и командная работа, сколько и физическая подготовка. Общайтесь с другими гонщиками, будьте бдительны и не бойтесь делать смелые шаги, когда придет время. С этими советами и приемами вы будете на пути к овладению искусством драфтинга и наслаждению всеми преимуществами, которые оно приносит в ваш велоспорт.
Шоссейный велоспорт

Именно с него началось всеобщее увлечение человечества велосипедом, именно он, оставаясь самым консервативным направлением из технических видов спорта, вобрал в себя максимум инноваций и инженерных решений. Шоссейный велоспорт часто сравнивают с «Формулой-1», что неудивительно.
Известные многодневные гонки, такие как Giro d’Italia и Tour de France, привлекают тысячи сильнейших велогонщиков со всего мира, сотни тысяч зрителей на местах и миллионы фанатов, наблюдающих за событиями через телевизор или интернет. Сергей Иванов, PR-менеджер компании Slopestyle Distribution, делится своими мыслями о ключевых аспектах шоссейного велоспорта, который иногда приобретает необычные, а порой даже эксцентричные формы.
Групповые гонки
Классика на все времена
Групповые гонки — основа шоссейного велоспорта. Можно сказать, его источник. В групповом заезде все спортсмены стартуют одновременно и проходят гоночный маршрут в непосредственной борьбе как с внешними условиями гонки (покрытие дороги, рельеф трассы и погода), так и со своими соперниками.
Знаменитые велогонки Grand Tour и Pro Tour основываются именно на групповых этапах, где от гонщиков требуются не только исключительная физическая форма и выносливость, но еще и продуманная тактика и стратегия участия во всей гонке, отличная командная работа и поддержка. В групповых гонках разрешен драфтинг — использование аэродинамической тени, создаваемой участником, едущим впереди. Человек, движущийся на велосипеде, испытывает на себе действие множества разных сил, препятствующих его движению: сопротивление качению резины, сила трения в частях привода велосипеда, сопротивление воздуха. Использование драфтинга позволяет членам команды, сильной стороной которых является спринт, обеспечить моментальное мощное ускорение, сохранение сил для решительного рывка на финишной прямой или способствовать отрыву команды от группы соперников. У спортсменов могут быть и другие сильные стороны, например хороший навык подъема в гору — до наступления горных этапов гонки таким гонщикам команда экономит силы.
Велосипед для групповых гонок мы часто видим на иллюстрациях в статьях, посвященных шоссейному велоспорту. Его внешность узнаваема: классическая рама, тонкие колеса, изогнутый руль — «баран». Визуально он почти не изменился с момента своего появления в конце XIX века. На самом деле изменения глобальные и они не прекращаются ни на минуту.
Сталь, материал рамы первых велосипедов, сменили сперва алюминиевые сплавы, а потом и карбоновое волокно. Постоянно совершенствуются и системы переключения передач — от простейших механических на три-четыре скорости до современных на 22 и более передачи с электронным управлением. Существенные усилия направлены на повышение комфорта спортсмена, что позволяет экономить силы. При этом применяются допустимые Международным союзом велосипедистов (UCI) решения в области аэродинамики и снижения веса велосипеда.
Об ограничениях стоит сказать отдельно: Международный союз высоко оценивает возможности технического прогресса и, чтобы обеспечить гонщикам приблизительно равные условия для соревнований, ввел множество ограничений, не позволяющих инженерам обеспечивать спортсменов велосипедами, дающими им существенное преимущество. Это касается профиля труб велосипедной рамы, использования тех или иных компонентов, общего веса велосипеда и множества других деталей, влияющих на процесс движения спортсмена. Несмотря на консервативную позицию, иногда некоторые ограничения снимаются. Так, например, недавно разрешили использование дисковых тормозов на шоссейных велосипедах, и этим сразу же воспользовались производители.
Аэробайк
Когда все решает аэродинамика
Еще один тип велосипеда, который можно встретить на групповых гонках, — аэробайк. Аэродинамическое сопротивление неизбежно возрастает с увеличением скорости и в определенный момент становится непреодолимым на классическом гоночном велосипеде. Для дальнейшего повышения скорости спортсмену приходится прикладывать несоразмерные усилия.
Решением стал аэробайк — велосипед с упором на аэродинамику, в жертву которой было принесено все остальное. По сравнению с классическим шоссейным велосипедом аэробайк имеет больший вес, он менее универсальный, но на скоростных этапах, где основная борьба между соперниками происходит на скоростях, превышающих 40 км/ч, такой велосипед позволяет экономить силы и ускоряться в борьбе за победу. В арсенале профессиональных шоссейных команд присутствуют обычно оба типа велосипедов, и решение об использовании того или иного вида принимается исходя из стратегии прохождения этапа.
Time Trial
Отдельный старт
Практически все большие велосипедные гонки включают в себя и этапы с раздельным стартом. В отличие от групповых этапов раздельный предполагает прохождение маршрута в одиночестве, без помощи товарищей по команде. Гонщик соревнуется с секундомером, а главное препятствие — набегающий поток воздуха.
Раздельный старт, Time Trial, исключает драфтинг, поэтому велосипед для этого вида гонок позволяет использовать так называемый лежак. Это специальные дополнительные рукоятки на руле, позволяющие занять максимально аэродинамическую позицию, запрещенную UCI для участников групповых гонок. Вид велосипеда для раздельного старта — это идеал аэродинамики. Инженеры производителей делают все возможное для воплощения идеи максимальной скорости. Разработка «разделочных» велосипедов, равно как и аэробайков, идет с обязательными этапами компьютерного моделирования в среде специальных приложений и последующими испытаниями конструкции в аэродинамической трубе.

Трек
Вторым столпом велоспорта, безусловно, являются трековые гонки. В конце XVIII века появились первые велодромы — кольцевые трассы «под крышей», где спортсмены-велогонщики соревновались друг с другом на скорость прохождения дистанции, состоящей из нескольких кругов.
В отличие от классических велогонок гонки на треке имели в основе коммерческую составляющую, зрителям была видна вся дистанция, а проход на соревнования осуществлялся по билетам, как на стадион. Гонки и тренировки на треке могут проводиться круглый год, это способствовало быстрому росту популярности трекового велоспорта. На треке существует огромное количество типов заездов, среди которых спринты, эстафеты, темповые гонки на выносливость, индивидуальные и командные заезды. Спортсмены едут по кольцевой конструкции, выполненной из дерева, с наклонными стенами, позволяющими иметь свободу для маневра в выборе траектории для ускорения и опережения соперника.
Велосипед для трековых гонок — один из самых необычных в сфере шоссейного велоспорта. Трековый велосипед имеет низкую посадку, на нем отсутствует система переключения передач, тормоза и механизм свободного хода заднего колеса: колесо крутится неразрывно с вращением педалей.
В качестве колес часто используются диски — колеса, представляющие собой монолитный диск с установленной на него резиновой трубкой-покрышкой. Такое решение встречается и в гонках с раздельным стартом — диск обладает лучшей для велосипедного колеса аэродинамикой и жесткостью, но имеет и недостаток — его невозможно использовать при боковом ветре. Поэтому в раздельном старте выбор колеса-диска зачастую ограничен только задним колесом, с четким пониманием погодных условий предстоящего заезда. Трековые гонки проходят в условиях отсутствия бокового ветра, поэтому использование колес-дисков приветствуется спортсменами повсеместно.
Отдельно стоит упомянуть кейрин — разновидность трековых гонок, появившуюся и ставшую очень популярной в Японии. Особенность кейрина — тотализатор, где желающие могут сделать ставку на результат соревнований. Кейрин, как одно из явлений японской культуры, состоит из множества особенностей и ритуалов.
Например, спортсмены обязаны пройти обучение в специальной школе с очень жесткой программой и отбором. Велосипеды для этого вида спорта должны иметь сертификацию ассоциации кейрина. Лишь небольшое число производителей имеют право выпускать детали для таких велосипедов.
Кстати, велосипеды практически не отличаются между собой, и когда-то их невысокая стоимость, надежность и простота конструкции при- влекли внимание японских велокурьеров. Вскоре на это обратили внимание курьеры из Лос-Анджелеса и Сан-Франциско, начав пересаживаться на трековые велосипеды с фиксированной передачей. Явление стало массовым, и поклонниками FixedGear стали велосипедисты, далекие от профессии курьера, — так образовалась собственная субкультура. Вслед за этим появились и соревнования — аллейкэты, в рамках которых участники проходят контрольные точки, расположенные порой в разных концах города; а также критериум — участники делают несколько кругов по городским улицам, зарабатывая очки, из которых складывается итоговая позиция в списке финишировавших. Так как FixedGear является частью современной городской культуры, соревнования далеки от статуса официальных, но крупные мероприятия, например Red Hook Criterium, собирают тысячи участников, от любителей до знаменитых трековых и шоссейных гонщиков.
Триатлон
Это один из самых современных видов мультиспорта, который в последние годы стремительно входит в моду. Спортсмены соревнуются в трех этапах последовательно: плавание, велогонка и бег. На сегодняшний день существует множество дистанций триатлона, но Ironman считается классическим вариантом. Дистанция велогонки в этой дисциплине составляет около 180 км.
В других направлениях триатлона длина велосипедного маршрута может быть меньше или больше. На небольших дистанциях разрешен драфтинг, что запрещает использовать аэродинамические рукоятки — лежак. Но в большинстве вариантов велосипедной дистанции драфтинг запрещен, поэтому производители велосипедов для триатлона сосредоточены на достижении максимальной аэродинамической эффективности.

Велосипед для этого вида спорта внешне напоминает велосипед для раздельного старта, который, к слову, также может быть использован в триатлоне. Но существуют и специально изготовленные модели, применимые только тут.
Дело в том, что в этом виде спорта велозаезды не подчиняются правилам и ограничениям UCI и у разработчиков имеется полная свобода в выборе форм труб, технологий снижения веса, увеличения жесткости и аэродинамики. Заезд в триатлоне, особенно на дистанциях Ironman, существенно превышает по протяженности дистанции раздельного старта в шоссейных велогонках. Поэтому одной из основных целей разработчиков является обеспечение комфорта триатлета и решение вопросов, касающихся размещения на велосипеде запаса воды, питания и ремонтного набора, необходимых для долгого заезда. Велосипеды, созданные специально для триатлона, имеют особенности в плане посадки и геометрии, ведь спортсмену по завершении гонки предстоит еще и беговой этап, где будут работать другие мышцы.
Эндуранс
Не все велосипедисты стремятся участвовать в групповых гонках, многим нравятся долгие поездки и путешествия. Людям с одинаковыми желаниями свойственно объединяться, результат — многокилометровые заезды. В разных странах они проводятся по разным правилам и имеют разные названия: бреветы — прохождение огромных дистанций в установленном лимите времени; спортивы — британская разновидность велозаездов на большие расстояния или проводимые (в том числе и в нашей стране) заезды «Гран Фондо». Участникам бреветов можно полагаться только на собственные силы, в то время как любителям коллективных заездов со стороны организаторов оказывается поддержка на пунктах питания, техническая и медицинская помощь.
Велоиндустрия не стала долго ждать и ответила на потребности долгих поездок еще одним типом шоссейных велосипедов — эндуранс. Эндуранс-шоссейник имеет заметные отличия от гоночного велосипеда: рама короче, рулевой стакан выше, кареточный узел ниже для лучшего контроля на спусках, можно установить широкие покрышки, хорошо поглощающие неровности дороги. Аэродинамические показатели такого велосипеда ниже, чем у гоночного. Его потенциальная скорость меньше, тем не менее он заметно выигрывает в комфорте и позволяет спортсмену лучше контролировать дорожную обстановку. Эндуранс-велосипед идеально подойдет для путешественников, планирующих свой маршрут с ночевками в гостиницах, или для велотуристов, предпочитающих легкое снаряжение и берущих с собой в поездку минимум вещей.




