Что такое двигательные действия, выполняемые за минимальный отрезок времени

Двигательные действия, выполняемые за минимальный отрезок времени, относятся к категории реактивных движений, которые требуют высокой скорости реакции и точности выполнения. Такие действия часто наблюдаются в спорте, боевых искусствах и других видах активности, где требуется мгновальная адаптация к изменяющимся условиям.

Примеры таких движений включают удары, прыжки или резкие маневры, которые основаны на рефлексах и требуют тренированности для максимальной эффективности. Важно отметить, что успешное выполнение таких действий зависит как от физиологических, так и от психологических факторов, включая уровень подготовленности и стрессоустойчивости исполнителя.

1 Определения 2 Виды быстроты 3 Физиологические механизмы

Скорость – это способность осуществлять двигательные действия в кратчайшие сроки, соответствующие определенным условиям (Назаренко Л. Д., Колесник И. С.). Скорость представляет собой совокупность функциональных характеристик человека, которые позволяют выполнять двигательные действия за минимально возможное время в заданных условиях (Курамшин Ю. Ф.).

Выделяют простые и комплексные формы проявления скоростных возможностей. К элементарным формам относятся четыре типа скоростных проявлений: способность быстро реагировать на сигнал; способность выполнять отдельные локальные движения с наибольшей скоростью; способность к быстрому началу движения (иногда в практике это называют "резкостью"); способность выполнять движения в максимальном темпе.

умение стремительно увеличивать скорость сразу после старта до предельного уровня (скоростные навыки на старте) в спринтерском беге; способность достигать значительных показателей скорости на дистанции (дистанционные скоростные навыки) в беге, плавании и других циклических движениях; способность оперативно переходить от одних действий к другим и т. д.

Уровень развития и проявления скоростных способностей зависит от следую щих факторов: Подвижности нервных процессов (лобильность), т. е. скорости перехода нервных центров из состояния возбуждения в состояние торможения и обратно. Соотношения различных мышечных волокон, их эластичности, растяжимости. Эффективности внутримышечной и межмышечной координации. Совершенства техники движений. Степени развития волевых качеств, силы, координационных способностей, гиб кости. Содержания АТФ в мышцах, скорости её расщепления и быстроты ресинтеза (восстановления).

Для развития скоростных способностей применяются упражнения, выполняемые с максимальной или близкой к максимальной скоростью (т.е. скоростные упражнения). Их можно классифицировать на три основные группы: 1. Упражнения, которые целенаправленно воздействуют на отдельные составляющие скоростных способностей: а) быстрота реакции; б) скорость выполнения отдельных движений; в) улучшение частоты движений; г) увеличение стартовой скорости; д) скоростная выносливость; е) быстрота выполнения последовательных двигательных действий в целом (например, бег, плавание, контроль мяча). 2. Упражнения комплексного (многостороннего) воздействия на все ключевые компоненты скоростных способностей (такие как спортивные и подвижные игры, эстафеты, единоборства и др.). 3. Упражнения совместного воздействия: а) на скоростные и другие способности (скоростные и силовые, скоростные и координационные, скоростные и выносливость); б) на скоростные способности и совершенствование двигательных действий (в спринте, плавании, командных спортивных играх и т.д.).

Простая реакция представляет собой ответ на заранее предсказанное действие в ответ на неожиданно возникший сигнал (например, бросок мяча, старт, прыжок по ожидаемому сигналу и т.д.). Все другие реакции считаются сложными.

В двигательных реакциях выделяют три фазы: Латентный компонент Двигательный компонент ОКОНЧАНИЕ ДЕЙСТВИЯ СИГНА Л 1. Сенсорную – от момента появления сигнала до первых признаков мышечной активности 2. Премоторную – от появления электрической активности мышц до начала движения 3. Моторную – от начала движения до его завершения

Наиболее популярный метод повышения скорости реакции – это повторный метод, который подразумевает многократное выполнение упражнений на неожиданно возникший сигнал. Игровой метод – применяется для предотвращения чрезмерной стабилизации простой реакции и основан на выполнении заданий в условиях постоянного и случайного изменения обстановки. Сенсорный метод – фокусируется на улучшении сенсорного аспекта двигательной реакции (ученик выполняет 5-метровый рывок на максимальной скорости, после каждой попытки ему сообщается время реакции, и затем ученик самостоятельно определяет, за сколько он выполнил задание)

Сложные реакции. Выделяют: реакцию на движущийся объект и реакцию выбора. Эти типы реакций чаще всего встречаются в единоборствах и спортивных играх.

Скорость индивидуального движения — демонстрируется в умении быстро осуществлять различные двигательные действия, что можно наблюдать в таких видах спорта, как метание копья, волейбол, фехтование и других. Для увеличения этой скорости эффективны следующие методы: выполнение упражнений с возрастанием внешнего сопротивления и контрастный (вариативный) метод, который включает в себя чередование упражнений в сложных, обычных и облегченных условиях.

Другая разновидность скоростных способностей – высокий темп движений (максимальная частота движений в единицу времени) играет важную роль в гребле, беге, велоспорте. Большое значение в поддержании высокого темпа имеет способность быстро сокращать и расслаблять мышцы, в так же быстро «выключать» мышцы антагонисты.

Частота движений развивается при повторном выполнении движений с большой частотой. Развитие способности к расслаблению мышц идет по трём направлениям: 1. Максимальное уменьшение напряженности мышц, не принимающих участия в данном движении. 2. Устранение напряжения мышц антагонистов. 3. Овладение ритмом чередования напряжения и расслабления мышц.

В циклических «спринтерских» действиях различают несколько фаз:

При повышении уровня развития скоростных способностей можно выделить два методических подхода: 1. Совершенствование отдельных составляющих скоростных способностей, определяющих их проявление. 2. Целостное совершенствование, которое предусматривает объединение локальных способностей в целостные двигательные акты, характерные для данного вида спорта. В качестве средств развития комплексных форм проявления скоростных способностей используются упражнения, которые можно выполнить с максимальной скоростью. Их продолжительность в игровых видах спорта может быть до 10 сек. А при развитии абсолютного уровня дистанционной скорости продолжительность более 1 мин.

Ведущим является повторный метод. Основная задача – превысить свою максимальную скорость. Продолжительность выбирается такой чтобы скорость передвижения не снижалась к концу выполнения. Движения выполняются с максимальной скоростью, интервалы отдыха должны обеспечивать относительно полное восстановление(скорость движений не должна заметно снижаться от повторения к повторению). Не менее важное значение имеют игровой и соревновательный методы, использование которых создает дополнительный стимул для предельного скоростного проявления способностей.

Эффективным методом является и вариативный метод, предполагающий чередование упражнения в затрудненных, обычных и облегченных условиях. В некоторых случаях наблюдается длительная остановка в росте результатов, образуется «скоростной барьер» основная причина – продолжительное применение одних и тех же средств, методов, нагрузок и условий занятий. Для предупреждения этого применяется вариативный метод.

При измерении простой реакции можно использовать линейку длиной 40 см Выполнение: Тестируемый стоит лицом к линейке с вытянутой рукой. Тестирующий держит на весу линейку таким образом, чтобы она располагалась отметкой «О см» между большим и указательным пальцами испытуемого. Когда спортсмен готов к выполнению теста, испытатель отпускает линейку. Задача испытуемого как можно быстрее сжать пальцы в кулак. Оценка скорости реакции осуществляется по длине преодолённого линейкой расстояния в сантиметрах.

Время реакции выбора и реакции на движущийся объект имеет большое значение в спортивных играх, единоборствах. В лабораторных условиях время реакции выбора определяют так: испытуемому предъявляют слайды с игровыми или боевыми ситуациями.

Оценив ситуацию, испытуемый реагирует либо нажатием кнопки, либо словесным ответом, либо специальным действием. Измерение реакции на движущийся объект осуществляется с помощью обычного электросекундомера. Испытуемому даётся задание остановить секундомер на определенной цифре (например 11 секунд). Регистрируются показатели 20 контрольных попыток: отмечаются как преждевременные (к примеру, 0, 2; 0, 4 секунды), так и запаздывающие (+0, 1 сек и т. д. ) реакции. Оценивается общее количество преждевременных и запаздывающих реакций, а Высчитывается общее абсолютное среднее время ошибки реакции.

Контрольные задания для определения максимальной частоты движений в различных суставах. Частота движений рук и ног измеряется с помощью теппинг-тестов. Фиксируется количество движений руками (поочередно или одновременно) или ногами (поочередно или одновременно) за 5-20 секунд. Для выполнения теппинг-теста понадобятся бумага, карандаш и секундомер. По сигналу в течение 10 секунд нарисуйте точки карандашом на бумаге с максимальной частотой движений той рукой, которая выполняет движения быстрее. Затем подсчитайте общее количество точек.

Выполнение специфических упражнений из конкретных видов спорта на время(бег на 100 м, плавание на 50 м, бег на лыжах на 500 м, ведение футбольного мяча 30 м, ведение шайбы)

Быстрота. Скоростные способности, средства и методы их развития

Быстрота – это комплекс скоростных способностей, обеспечивающих выполнение двигательных действий в минимальный отрезок времени. Способность выполнять двигательное действие за минимальный отрезок времени.

Скоростные способности обуславливают быстроту выполнения двигательных действий, к ним относятся:

1) быстрота (простой и сложной) двигательной реакции;

2) быстрота одиночного движения;

3) частота движений – темп.

Сочетание этих 3-х показателей позволяет оценить все случаи проявления быстроты, (они не зависят друг от друга, так время двигательной реакции не зависит от скорости движения).

I. Быстрота двигательной реакции – оценивается латентным (скрытым) временем реагирования.

Различают:

а) Простая моторная реакция – это время реакции на предопределенный сигнал, который возникает внезапно (например, выстрел стартового пистолета). Простая моторная реакция (ПМР) подвержена переносу, т.е. люди, демонстрирующие быструю реакцию в одних ситуациях, также показывают высокую скорость реакции и в других (005-02 сек. – спортивные ситуации, 015-035 сек. – неспортивные). Улучшение простой моторной реакции происходит при выполнении различных скоростных заданий. Однако тренировки, направленные на развитие реакции, не влияют на скорость одиночных движений (скорость реакции на звуковые сигналы менее, чем на световые).

Методика развития: на 1-ом этапе применяется метод повторного реагирования на внезапный сигнал, сюда относятся соревновательный метод, спортивные игры (баскетбол, волейбол, футбол). На 2-ом этапе совершенствуются сенсорный (чувствительный) тип реакций, вырабатывается способность к точному восприятию времени и его параметров в движении.

Сначала учащихся информируют о времени реагирования, затем он сам оценивает его, и сравнивает с полученным результатом, и в конце учится реагировать с заранее обусловленным временем, для чего используются технические средства срочной информации (электросекундомер). Таким образом, спортсмен учится и начинает управлять своими двигательными реакциями во времени. 3-ий этап – расчлененный. На 4-ом этапе применяют психорегулирующую идеомоторную тренировку, здесь внимание уделяется на предстоящие движения, а не на сигнал (моторный тип реакции).

б) Быстрота сложной двигательной реакции — характеризуется временем реагирования на внезапный неопределенный раздражитель (сигнал), неопределенностью ответного действия (спортивные игры, единоборства). Время = 025 сек. до 1 сек.

Сложные двигательные реакции складываются:

1. Реакция на движущийся объект.

2. Реакция выбора.

Реакция на движущийся объект по времени занимает от 025 сек. до 1 сек. – это время, затраченное на фиксацию движущегося объекта или предмета глазами.

Способность видеть перемещающийся предмет тренируема, для этого используют:

1. Увеличение скорости перемещающегося предмета.

2. Неожиданное возникновение движущегося объекта.

3. Уменьшение размеров перемещающихся предметов.

4. Уменьшение размеров площадки.

Реакция выбора – здесь значительные трудности возникают в связи с необходимостью выбора нужного решения с учетом поведения соперника, партнера и игровой ситуации. Большая часть времени идет на принятие самого решения: если вариантов решений от 2 до 8 то время затрачивается от 03 сек. до 06 сек.

Для совершенствования реакции выбора используют постепенное увеличение числа возможных решений (ситуаций), т.е. сначала дается задание выбрать правильное решение из 2-ух возможных вариантов, затем из 3,4,5 и т.д. решений. Для этого используются специально подготовительные упражнения и тренажеры. В этих упражнениях обязательным условием является одновременное развитие и совершенствование спортивно-технических навыков, координационных способностей и тактического мышления. Следовательно, быстрота сложной двигательной реакции складывается из умения (скорости) увидеть, оценить, выбрать решение и начать действовать.

II. Быстрота одиночного движения и частота движений (темп) БОД – выполнение упражнения с максимальной скоростью исполнения.

Максимальная скорость зависит от уровня:

1) динамической силы,

4) владения техникой.

Следовательно, воспитание быстроты тесно связано с воспитанием других физических качеств и совершенствование техники.

Частота движений, или темп, представляет собой число (частота повторов циклов) движений за определенный период времени. Таким образом, темп оценивается количеством движений за единицу времени. Например, у пешеходов темп составляет 120-140 шагов, а у гребцов — 30-40 гребков в минуту. Темп имеет связь со скоростью движения, однако они не являются идентичными: при одинаковом темпе, но различной длине шага скорость может варьироваться.

Темп зависит от:

1) массы тела – чем больше масса, тем меньше темп;

2) моментов инерции, движущихся частей тела (пальцы 8-10 движений в сек., туловище 1-2 движения в сек.).

С изменением темпа нередко меняется вся структура движения (ходьба, бег). Темп часто используют для регулирования нагрузки. В качестве средств развития быстроты одиночного движения и темпа используют скоростные упражнения, т.е. те которые можно выполнять с максимальной скоростью.

Требования к скоростным упражнениям:

1. Они должны быть технически просты для выполнения их на предельной скорости.

2. Они должны быть хорошо изучены, чтобы внимание уделялось только на скорость выполнения.

3. По времени они не продолжительны (до 20-22 сек.), чтобы к концу упражнения скорость не снижалась.

4. Выполнять их необходимо на максимальной мощности (интенсивности) и после выполнения давать полный отдых (активный отдых), обеспечивающий восстановление возбудимости нервной системы.

5. Развитие скоростных качеств осуществляется в течение первого и второго дня после отдыха, а В начальной фазе основной тренировки.

6. Интенсивность – 88% от максимальной.

7. Обязательное сочетание упражнений общего и локального воздействия, способствующие сохранению работоспособности и увеличению объема выполняемой работы.

8. В конце заданий (занятий) упражнения на расслабление.

Методы: повторный, повторно-прогрессирующий, переменный, игровой, соревновательный, контрастный (выполнение упражнений с отягощениями и без них, с сопротивлением и без него).

Так же к скоростным способностям относят скоростно-силовые способности – это проявление предельно возможных усилий в короткий промежуток времени с оптимальной амплитудой.

Они зависят от:

2) от абсолютной силы мышц;

3) от способности мышц к быстрому нарастанию усилий, к ним относятся упражнения прыжкового и метательного характера.

При развитии быстроты, максимального увеличения скорости можно добиться путем:

1. Повышение предельной скорости.

2. Увеличения максимальной силы (с помощью отягощений скорость развивается при 30-50% от максимального веса, скоростно-силовые способности при 50-70%, сила при 70-90% от максимального веса) путем перемещения непредельных отягощений с предельной скоростью и оптимальной амплитудой (приседания с весом, выпрыгивания, прыжки с высоты с дальним выпрыгиванием).

Преодоление скоростного барьера: облегчение внешних условий уменьшением веса снаряда, бег под гору, по ветру, буксирующее приспособление. Варьирование отягощений (тяжелое ядро перед обычным). Лидирование и сенсорная активизация скоростных проявлений (бег за лидером, звуко-свето-лидеры). Эффект разгона – бег сходу. Сужение пространственно-временных границ выполнения упражнений (ограниченное время игры, размеры площадки, дистанции).

Особенности развития быстроты у детей

Исследования показывают, что в детском и подростковом возрасте имеются благоприятные предпосылки для воспитания быстроты движений. Это объясняется высокой возбудимостью инервационных механизмов, регулирующих деятельность двигательного аппарата и высокой интенсивностью обменных процессов.

Большая подвижность нервных процессов, свойственная детям и подросткам обуславливает быстроту смены сокращений и расслабление мышц, максимальный темп движений. Особенно интенсивный рост показателей быстроты движений происходит от 7-8 лет до 13-14 лет. В дальнейшем рост быстроты замедляется. Это объясняется тем, что к 13-14 годам в основном завершается анатомо-физиологическое формирование двигательного аппарата подростка, и это говорит о необходимости своевременного развития у детей соответствующих двигательных качеств и навыков.

Оцените статью
Атлетика
Добавить комментарий