Кросс-кантри — это вид велосипедного спорта, который проходит по пересечённой местности, включая леса, холмы и различные природные препятствия. Участники соревнований преодолевают дистанцию, выполняя сложные маршруты, что требует не только физической подготовки, но и навыков владения велосипедом в условиях изменяющегося рельефа.
Этот вид спорта сочетает в себе элементы скоростного спуска и восхождения, а также техник маневрирования, что делает каждую гонку уникальной и увлекательной. Кросс-кантри популярен как среди профессионалов, так и среди любителей, привлекая людей разных возрастов и уровней подготовки.
Что такое кросс-кантри

Многие, кто искренне увлечен велоспортом, вскоре начинают ощущать скуку от простых поездок по улицам, паркам и городу. В этот момент приходит пора развивать свои навыки и погружаться в новое хобби – экстремальное катание. Одним из необычных стилей велоезда является кросс-кантри. С этим видом спорта начинали многие велоэкстремалы. Что же представляет собой кросс-кантри, каковы его отличия от других стилей и какие методы тренировок являются наиболее эффективными?
С английского языка термин cross country переводится как «пересеченная местность». Велосипеды, специально разработанные для данной экстремальной активности, также носят это название и идеально подходят для начинающих, которые только знакомятся с горным велоспортом. Этот вид спорта входит в программу Олимпийских игр с 1996 года, что способствовало его популярности среди современных любителей велоэкстрима.
Горные велосипеды с доставкой в ваш регион! Широкий ассортимент. Обеспечиваем самую низкую цену.
Стиль езды кросс-кантри

ХС (сокращенное и немного переиначенное от cross country) – это езда по максимально пересеченной местности, которая может включать, как естественные, так и искусственные препятствия:
- крутые спуски
- затяжные подъемы
- песок
- неровности
- камни
- бревна
- грязь
- небольшие холмы
- корни
- выбоины
Обладатель горного велосипеда из небольшого района может, безусловно, утверждать, что заниматься кросс-кантри можно и в его городских условиях, особенно осенью, когда идут дожди. Однако, на самом деле, маршруты для тренировок в данном виде спорта составляют около шести-семи километров, и пройти даже небольшой участок по такому труднопроходимому грунту довольно сложно, ведь малейшая ошибка или неудачное движение могут привести к падению. Таким образом, кроме сильных ног и выносливости сердечно-сосудистой системы, вам потребуются крепкие нервы, быстрая реакция и ясный ум. Такой вид езды великолепно развивает выносливость и оттачивает рефлексы при управлении горным велосипедом, предназначенным для кросс-кантри.
велосипеды стелс. Широкий ассортимент. Гарантия лучшей цены! Доставка в регионы.
Первые соревнования по кросс-кантри прошли в 1976 году в США. Стоит отметить, что XC – не просто расслабленная езда по пересеченной местности (хотя, конечно, никто не запретит вам кататься в этом стиле для своего удовольствия), это стрессовая гонка, соревнование на скорость или на количество пройденных кругов.
Соревнования по кросс-кантри бывают трех видов:

Соревнования проходят в различные сезоны, что дает участникам шанс отточить свои навыки на разнообразных маршрутах. Тренировки могут осуществляться в парках, холмистой местности и в любых других условиях с бездорожьем, а также на специально подготовленных трассах. Кроме того, профессиональные кросс-кантрийщики для поддержания хорошей физической формы занимаются аэробными видами активности, такими как бег, катание на лыжах, плавание и силовые тренировки, поскольку нередко на подъемах им приходится двигаться стоя.
Оптимально, чтобы велосипед для кросс-кантри имел прочную рамку из алюминия (или углеродного волокна), в общем, лёгкую. Чтобы свести к минимуму дискомфорт при передвижении по камням и неровностям, вилка велосипеда должна быть качественной амортизационной. Шины должны быть не слишком широкими, но крепкими, легкими и с рифленым протектором.
Большинство любителей качественного кросс-кантри выбирают двухподвесные велосипеды и используют контактные педали. Кроме того, для кросс-кантри характерно использование надежной защитной экипировки, среди которой обязательным элементом является шлем. Важно регулярно проводить технический осмотр велосипеда, что является ключевым аспектом этого вида активности.
Как попасть в велоспорт. Гонки кросс-кантри. Всё, что вы хотели знать
Гонки кросс-кантри – это настоящее испытание физической формы, навыков и душевной стойкости райдера.

Это одна из старейших гоночных дисциплин в маунтинбайкинге. И в последнее время в подобных гонках наметился еще больший рост популярности, появились более сложные трассы, а велосипеды стали более технологичными – всё это делает гонки по-настоящему занимательными и напряженными.
Но что из себя представляют современные кросс-кантрийные гонки? Почему это настолько увлекательно? Как вы можете попробовать себя в гонках XC? И что вам нужно, чтобы начать? Читайте дальше, чтобы узнать.

Что такое гонки на горных велосипедах в стиле кросс-кантри?
Кросс-кантри на Олимпийских играх
В отличие от даунхила (скоростного спуска) или эндуро, современные олимпийские соревнования по кросс-кантри (часто обозначаемые как XCO) представляют собой мероприятия с массовым стартом, где участники проходят несколько кругов по определенной трассе. Это делает такие гонки замечательными для зрителей, а также для близких и друзей, которые придут поддержать участников, так как они смогут наблюдать за гонщиками несколько раз.
Классическая трасса для кросс-кантри состоит из подъемов, спусков и более ровных участков синглтрека (местами узких и труднопроходимых). Длина круга варьируется от гонки к гонке, но 4-5 км на круг – это довольно распространенное явление.
В каждой гонке устанавливается определенное количество кругов, и побеждает тот, кто первым пересечет финишную черту. Количество пройденных кругов зависит от вашего возраста и опыта. Топовые гонщики проезжают наибольшее количество кругов (обычно 6-8), а общая продолжительность гонки составляет около 90 минут. Новички проезжают меньше кругов, а продолжительность гонки составляет от 30 до 80 минут.

Обычно на трассе предусмотрены две технические зоны, где у гонщиков есть возможность не только пополнить свои энергетические запасы (вода/батончики), но и воспользоваться помощью механика. Например, отремонтировать или заменить покрышку.
Эти специально отведенные зоны – единственные места, где райдеры могут получить оперативную помощь, поэтому если вы случайно прокололи шину сразу после технической зоны, то придется идти пешком (или бежать трусцой, если вы в хорошей физической форме) до следующей технической зоны.
Как и можно было предположить, гонщик, первым достигший финиша, становится победителем. В некоторых соревнованиях победы дают возможность получать рейтинговые баллы. Накопив достаточное количество таких баллов, гонщик получает возможность перейти в более высокий класс, где гонки будут продолжительнее, а соперничество – более интенсивным.
Марафоны
Марафоны – это соревнования с массовым стартом, как и кросс-кантри на Олимпийских играх, но на гораздо более длительные дистанции. Это может быть от 40 км и вплоть до 140 км для самых подготовленных райдеров.
И снова трасса будет состоять из подъемов, спусков и синглтреков. Однако из-за весьма продолжительного характера дистанции эти подъемы и спуски иногда могут быть гораздо длиннее – до часа, если вы участвуете в соревнованиях где-нибудь в Альпах.

Марафонские гонки обычно состоят из одного большого круга, но иногда на таких соревнованиях могут быть нескольких средних кругов. Например, три 30-километровых круга общей протяженностью 90 км.
Как и на соревнованиях XCO, в данном формате также присутствуют технические зоны, где участники могут пополнить запасы еды и напитков, а также решить любые технические вопросы. Поскольку XC-марафоны охватывают значительно большие расстояния, гонщики, как правило, более независимы и заранее обеспечивают себя всем необходимым.
Что интересного в гонках кросс-кантри?
Гонки по пересеченной местности (кросс-кантри) – это нешуточная проверка ваших разносторонних способностей, как горного велосипедиста. Вам нужно не только уметь справляться со спусками, но и быть достаточно подготовленными, чтобы на большой скорости преодолевать подъемы.
Участие в XC-гонках невероятно увлекательно, потому что вы мчитесь локоть к локтю с другими гонщиками. И хотя старт может быть немного нервным, как только вы входите в ритм гонки, трасса становится посвободнее.

Кросс-кантри может иметь репутацию довольно "серьезной" дисциплины, но мы неоднократно убеждались, что эта сцена невероятно дружелюбна и всеохватна, особенно на локальных соревнованиях.
У велосипедистов всегда есть желание поделиться рекомендациями перед соревнованиями, и часто можно встретить семьи, соревнующиеся в различных категориях на протяжении всего уикенда.
Наконец, гонки по пересеченной местности могут привести вас в красивые и живописные места, поэтому никогда не знаешь, где окажешься, если начнешь выходить за рамки местных соревнований.
Какой тип велосипеда нужен для гонок кросс-кантри?
На начальном уровне для гонок кросс-кантри можно использовать любой исправный горный велосипед. Так что если у вас есть велосипед для трейла или эндуро, и вы хотите попробовать свои силы, то можете прийти, заплатить деньги и участвовать в гонке. Важно: всегда стоит уточнить у организаторов, нужны ли вам какие-либо дополнительные документы, прежде чем вы придете.
Конечно, возможно, вы не будете так же быстры, как гонщики на кросс-кантрийных велосипедах, но это отличный способ попробовать себя в этой дисциплине, прежде чем вы решите обновить свой байк.
Хардтейл или двухподвеска?
У велосипедистов, желающих приобрести подходящий гоночный кросс-кантрийный велосипед, есть всего два варианта:
- горный велосипед с амортизационной вилкой (хардтейл)
- горный велосипед с амортизационной вилкой и задним амортизатором (двухподвес).
Хардтейл имеет амортизацию только спереди, сочетая амортизационную вилку с жесткой задней. Хардтейлы обычно легче и проще в обслуживании, потому что нет сложного заднего амортизатора, о котором нужно все время беспокоиться.

Кроме того, они часто более доступны по цене, чем двухподвесы того же класса.
Двухподвес имеет переднюю и заднюю подвески, сочетая переднюю амортизационную вилку с задним амортизатором. Это делает его более эффективным и устойчивым при спуске по сравнению с хардтейлом, а также более комфортным.

Одним из минусов является то, что установка дополнительного амортизатора приводит к увеличению веса и требует больше ресурсов, времени и средств на обслуживание.
Что лучше всего подойдет вам, будет зависеть от того, где и на чем вы любите кататься, а также от вашего опыта.
Если вам нравится кататься и участвовать в гонках на сложных участках, то вам подойдет двухподвес.

Если по душе более плавная, менее техничная езда с большим количеством подъемов, то, возможно, стоит выбрать хардтейл.
Бюджет тоже отыгрывает немаловажную роль. Велосипедисты с большим бюджетом обычно выбирают двухподвесный велосипед, в то время как тем, кто ищет более доступные варианты, скорее всего, подойдет хардтейл.
На самом деле ключевыми аспектами являются ваша физическая подготовка и навыки, поэтому не стоит чрезмерно концентрироваться на своем велосипеде. Лучшие спортсмены могут демонстрировать высокие результаты на любом из них.
Что еще нужно для гонок кросс-кантри?
Опять же, на уровне новичка вам не нужно многого для гонок по пересеченной местности. Обычный велосипедный шлем и велоэкипировка, в которой вам удобно ездить, вполне подойдут на первое время.
По мере повышения мастерства вы, возможно, захотите окунуться в мир контактных педалей и обуви, одежды из лайкры и дорогих шлемов.

Все это создано для того, чтобы сделать вас немного быстрее и эффективнее, что, возможно, позволит вам подняться выше в таблице лидеров.
Как было упомянуто ранее, ваша физическая подготовка и умение управлять велосипедом в конечном итоге определят вашу позицию на финише.
Что важно не забыть взять с собой
На гонку лучше всего взять свой обычный дорожный набор инструментов или подседельную сумку. Это поможет решить любые мелкие технические проблемы, возникшие в день гонки.
Во время самой гонки многие велосипедисты также берут с собой баллончик CO2 или мини-насос на случай, если вдруг случится прокол.
Также не забудьте несколько гелей, батончики или другую еду, потому что во время гонки вы будете расходовать много энергии.
Лицензия для участия в гонках
Наконец, если вы хотите участвовать в соревнованиях, организованных федерацией, то может понадобиться гоночная лицензия.
На небольших соревнованиях лицензия может и не понадобиться, но всегда лучше проверить это до того, как вы придете в день соревнований.
Где можно найти ближайшие соревнования по кросс-кантри?
У небольших локальных гонок могут быть свои сайты или страницы в ВК, поэтому быстрый поиск мероприятий в вашем районе может помочь. Если нет, спросите в местном магазине велосипедов или, возможно, поговорите с местными кантрийщиками, чтобы узнать, как обстоят дела.
Необходимо лишь пройти процедуру регистрации и приступать к делу.
Кросс-кантри (горная велогонка): история, дисциплины, особенности велосипеда и соревнования
Высокая физическая подготовка, технические навыки и психологическая стойкость – всё это о велогонках на пересечённой местности. Ранее мы писали о горном велоспорте, где есть много экстремальных видов вроде даунхилла и фрирайда, но именно велогонки кросс-кантри — самый популярный и доступный представитель семейства маунтинбайка.
В этом гиде мы познакомим вас с захватывающим миром гонок кросс-кантри (другое название — XC MTB), а заодно и с множеством других аббревиатур в этом виде спорта. Что из себя представляют кросс-кантри гонки? На каких трассах соревнуются спортсмены? И что нужно, чтобы к ним присоединиться?

История
По сравнению с шоссейными гонками горный велоспорт — сравнительно новый вид спорта. Истории известны случаи, когда люди катались на шоссейных велосипедах по бездорожью ещё в 90-х годах 19 века, но изобретение именно горного велосипеда с отличной от шоссейного велосипеда рамой, размером колёс и рулём пришлось на середину 1970-х годов.
Первое в истории велосоревнование на пересечённой местности состоялось в 1978 году от Крестед-Бьютт до Аспена в Колорадо (США). Маршрут составил примерно 60 км.
С течением времени дизайн и детали горных велосипедов начали улучшаться. В дальнейшем была внедрена система амортизации передней вилки, что позволило использовать велосипед на более сложных маршрутах.
Год за годом в это вид спорта приходило всё больше гонщиков, и в 1990 году руководящий орган велоспорта UCI, наконец, признал кросс-кантри отдельной дисциплиной. Ещё через шесть лет XC (сокращённое международное название кросс-кантри) стал единственным представителем горного велоспорта на Олимпийских играх.
Чем привлекательны гонки по пересечённой местности
Экстрим и физическая подготовка
Гонки по пересечённой местности — это настоящая проверка велогонщика на его всесторонние способности. Вам нужно не только уметь справляться со сложными спусками, но и быть в хорошей физической форме, чтобы быстро заезжать в крутые или изматывающе длинные подъёмы. Кросс-кантри предлагает впечатляющий спектр эмоций: от стресса на сложных участках до эйфории на спусках.
Открытость
Написанное выше может привести к выводу, что кросс-кантри имеет репутацию довольно сложной и серьёзной дисциплины. Однако состав участников всегда очень разнообразный: от профессионально подготовленных велосипедистов до туристов. В особенности это касается дисциплины «кросс-кантри марафон».
Природа
Если ездить МТБ-марафоны, можно попасть в невероятно живописные места. Шанс повышается во время многодневных гонок, когда на протяжении нескольких дней велосипедисты преодолевают сотни километров, минуя разные красивые места планеты. Кросс-кантри – это не просто гонки, это ещё и путешествия.
Зрелищность
На кросс-кантри гонках наблюдаются захватывающие моменты падений и прыжков, а создатели трасс всё активнее внедряют значительные преграды для спортсменов. Для победы в этих соревнованиях недостаточно полагаться только на физическую выносливость — возрастает необходимость в участниках с высоким уровнем технической подготовки.
Безопасно ли заниматься кросс-кантри
Участие в гонках кросс-кантри невероятно увлекательно, потому что вы стартуете одновременно с другими спортсменами, а совместный старт создаёт дополнительный азарт. Однако начало гонки может быть немного нервным и сопровождаться высоким риском падения из-за толпы велогонщиков. Здесь нужно быть максимально аккуратным.
Скачайте тренировочные программы к марафону и полумарафону и начните подготовку уже сегодня!
Впрочем, в середине гонки, когда наиболее быстрые уйдут вперёд, а наименее мощные останутся позади, места на трассе станет больше, и вы сможете расслабиться.
Совет! Своё место в стартовых воротах определяйте исходя из уровня соперников. На своей первой гонке оставайтесь в конце или в середине толпы. Если вы не претендуете на высокие места в финишном протоколе, не становитесь в первых рядах.
В случае падения у вас, вероятнее всего, будет гораздо меньше шансов получить серьёзные травмы по сравнению с дорогами общего пользования.
Во-первых, особенности местности и наличие препятствий предполагают, что скорость на бездорожье обычно меньше, а мягкие дороги и тропинки из травы значительно более безопасны, чем жёсткое покрытие асфальта.
Не стесняйтесь спешиваться, если какое-то препятствие вас пугает и вы не уверены в его успешном прохождении. Постепенно повышайте свой уровень на тренировках.

Гоночные дисциплины
Кросс-кантри охватывает самые разнообразные трассы: от грунтовых и гравийных дорог до извилистых одиночных троп в горах и в лесах. Равнина, спуски и подъёмы, грязь, камни и трава — в кросс-кантри можно испытать и навыки, и мощность, и скорость.
Сложность трасс и продолжительность гонки обычно зависят от вида программы кросс-кантрийных соревнований.
Олимпийский кросс-кантри
Самый распространённый тип гонок кросс-кантри в профессиональной среде — это олимпийская дисциплина, также известная как XCO. По сути, это размеченная трасса, по которой вы проходите определённое количество кругов. Протяжённость круга в соревнованиях профессиональных гонщиков составляет от 4 до 10 км, а продолжительность около 90 минут.
Для участия в XCO велосипедист должен обладать не только высоким уровнем технических навыков, но и хорошей выносливостью.
Марафонский кросс-кантри
Название дисциплины говорит само за себя: это самая продолжительная по времени и самая длинная по километражу гонка. Сокращённо марафон называют XCM. Из всех видов кросс-кантри ХСМ, пожалуй, самый спокойный, однако это не означает, что марафоны — это легко.
В отличие от олимпийской дисциплины, в марафоне трасса проложена в один круг от 60 до 120 км. Благодаря тому, что в ХСМ трассы немного проще, чем в других программах кросс-кантри, марафон — самая популярная в любительской среде дисциплина.
Гонка с выбыванием
XCE, элиминатор — всё это названия гонки с выбыванием, проводящейся в несколько раундов. Дистанция трассы элиминатора должна не превышать 1000 м, но вместе с тем включать искусственные и естественные препятствия для создания динамики.
По правилам, одновременно на старт выходят четыре спортсмена. По итогам заезда двое лучших переходят в следующий раунд, а двое других выбывают.
Гонка в гору
XCP, или кросс-кантри, представляет собой соревнование, которое проводится между двумя пунктами, начинаясь в одной локации и заканчиваясь в другой. Стартовая линия находится внизу склона, а финиш располагается на вершине горы. На этом маршруте не предусмотрены преграды, как в ХСО, но участникам следует быть готовыми к разнообразным неровностям на дороге. Все это дополняется иногда достаточно крутыми наклонами.
Шорт-трек
XCC похож на XCO, но с тем отличием, что такая гонка имеет очень короткие круги (1-2 км) и общую дистанцию не более 15 км. На официальных соревнованиях дисциплина стоит в программе за день до основной гонки ХСО.
Этот формат очень удобен для зрителя, поскольку обычно все события на трассе можно увидеть с одной точки. Для гонщиков же такое скоростное состязание — настоящее испытание физических и технических возможностей. Риск падения здесь выше, чем в обычном ХСО.
Гонка на время
XCT — это единственный формат соревнований в кросс-кантри, где старт гонщиков индивидуальный, обычно с разрывом в 30 секунд. Соответственно, время каждого гонщика измеряется отдельно, и тот, кто проедет трассу быстрее всех, становится победителем.
Гонка на время не проводится сама по себе. Её традиционно включают в один из дней многодневных соревнований. Протяжённость дистанции ХСТ часто не превышает 25 км.
Командная эстафета
XCR — это соревнование, в котором участник команды пробегает один круг олимпийской трассы, прежде чем в установленном месте передать эстафету своему товарищу. Примечательно, что в одной гонке участвуют представители различных возрастных групп: юниоры, спортсмены до 23 лет, а также мужчины и женщины. Поэтому тактический выбор порядка старта каждого участника имеет большое значение.
Суточная гонка
24-часовая гонка — это гонка, в которой участники едут весь день и всю ночь в течение 24 часов подряд. Они могут остановиться в любое время, чтобы поесть, сделать перерыв или сменить снаряжение, но главная цель — проехать как можно больше кругов за эти сутки. Формат сугубо любительский и не входит в программы официальных мероприятий.
Велосипед и снаряжение для кросс-кантри
Для кросс-кантри используется горный велосипед с плоским рулём и широкими покрышками с протектором. Поскольку горный велоспорт — это целое семейство различных видов, то, разумеется, есть и разные типы велосипедов, но кросс-кантрийные велосипеды самые лёгкие из них. Весят они обычно от 7,5 кг до 12,5 кг.
Характеристики велосипеда для кросс-кантри- Амортизация
Маунтинбайки всегда оснащены амортизационной вилкой спереди (хардтейл), но некоторые модели имеют также подвеску сзади (двухподвесы). Как спереди, так и сзади у большинства велосипедов XC ход подвески примерно 100 мм, а максимальный ход обычно составляет 120 мм.
Посадка на кросс-кантрийной раме будет более вертикальной, чем на шоссейной, но всё-таки более аэродинамичной, нежели на велосипеде для даунхилла. Такое положение гонщика обеспечивает более ловкое управление, особенно при подъёме и спуске.
Сегодня на рынке представлено множество горных велосипедов с диаметрами колёс 27,5 дюймов (или 650b) и 29 дюймов, зачастую называемых найнерами. Эти распространённые размеры обозначают диаметр обода и обычно указываются вместе с шириной покрышки в дюймах (например, 29 x 2,0, 27,5 x 2,4, 29 x 2,8).
27,5-дюймовые колёса имеют более быстрое ускорение и отличаются хорошей манёвренностью, а 29-дюймовые колёса более эффективны в длительных поездках и обеспечивают лучшее сцепление с дорогой. На больших колёсах легче и комфортнее преодолеть препятствия, однако вес такого колеса будет больше.
Выбор размера колеса сводится к личным предпочтениям. В зависимости от типа катания вы можете предпочесть плавность хода 29-дюймового колеса или лёгкость и манёвренность 27,5-дюймового колеса. Более высокие гонщики могут выбрать большие колёса, в то время как гонщики ростом ниже скорее обратят внимание на колёса меньшего размера.
Дополнительное снаряжение для кросс-кантри- Обувь — велотуфли со специальным шипом на двухболтовом соединении (SPD), благодаря которому велосипедист встёгивается в контактные МТБ-педали.
- Велошлем. Для кросс-кантри он отличается от шлемов в экстремальных видах горного велоспорта. Он не закрывает всё лицо, не защищает подбородок гонщика, но зато хорошо вентилируется и мало отличается от шоссейного шлема.
- Одежда в кросс-кантри не отличается от экипировки шоссейных велосипедистов: те же шорты с памперсом и обтягивающие джерси из лёгкой спортивной ткани.
- Что касается запасных частей, рекомендуем иметь в подседельной либо нарамной сумке мультитул и велоаптечку, куда входят клей, запасная камера, заплатки и другие инструменты для повреждённой камеры. Во время гонки многие велосипедисты Возят с собой баллон с CO2 или мини-насос на случай, если получат небольшой прокол.
Хардтейл против двухподвеса: какой тип велосипеда выбрать
Для гонщиков, желающих купить подходящий кросс-кантрийный велосипед, есть два варианта: горный велосипед с передним амортизатором (хардтейл) или велосипед с полной подвеской, где амортизатор есть как спереди, так и сзади (двухподвес).
Хардтейлы легче и проще в обслуживании, потому что не нужно беспокоиться о сложном устройстве заднего амортизатора. Они также более доступны по цене, чем велосипед с полной подвеской той же спецификации.
Двухподвес предлагает большую эффективность и комфорт на сложных маршрутах в отличие от хардтейла. Однако следует учитывать, что добавленная подвеска увеличивает общий вес, а также требует большего времени и финансовых затрат на обслуживание.
То, что лучше всего подойдёт вам, будет в основном зависеть от того, где и на чём вы любите кататься, а также от вашего уровня горного байкера.
- Если вам нравится кататься и участвовать в гонках по сложной местности и на техничных трассах, вам подойдёт велосипед с полной подвеской.
- Если вам нравится более плавная, менее техничная езда с большим количеством подъёмов, то можно остановить свой выбор на хардтейле.
- Бюджет, разумеется, тоже играет роль. Обычно гонщики с большими финансовыми возможностями выбирают двухподвесы, тогда как те, кто ищет более доступные варианты, покупают хардтейлы.
Стоит помнить, что на гонках первостепенное значение будет иметь ваша физическая форма и уровень навыков, поэтому не нужно зацикливаться на том, какой тип велосипеда использовать. К слову, лучшие кросс-кантрийщики одинаково эффективны на обоих типах маунтинбайка.
Известные спортсмены из кросс-кантри в России и в мире
Пожалуй, самой титулованной в России велосипедисткой кросс-кантри стоит назвать Ирину Калентьеву. Победительница Кубка мира, двукратная чемпионка мира, бронзовый призёр Олимпийских игр 2008 года и обладательница множества других наград. В 2019 году Ирина завершила спортивную карьеру в России, но продолжает выступать в Швейцарии за местную профессиональную команду.

Швейцария — это сердце гонок по пересечённой местности. В стране высочайший уровень мероприятий, множество команд и лучшие гонщики мира:
- Нино Шуртер — олимпийский чемпион игр 2016, многократный победитель чемпионатов мира и Европы, трёхкратный победитель Кубка мира, серебряный и бронзовый призёр Олимпийских игр разных лет
- Джоланда Нефф — олимпийская чемпионка 2020, двукратная победительница Кубка мира, трёхкратная чемпионка мира среди юниоров.
Говоря об успехах российских маунтинбайкеров, стоит выделить Юрия Трофимова, который стал чемпионом мира в категории U23 в 2005 году в Италии. В 2002 году он завоевал серебряную медаль на чемпионате мира среди юниоров и бронзу на чемпионате Европы. В 2008 году Трофимов решил перейти в шоссейный велоспорт и неоднократно участвовал в крупных гонках Гранд Тура, исполняя роль грегари (шоссейного гонщика, поддерживающего свою команду или её лидера).
В европейском кросс-кантри много имён, достойных упоминания: Ярослав Кулхави, Том Пидкок, Эви Ричардс, Жюльен Абсалон, Полин Ферран-Прево и другие.
Где искать гонки кросс-кантри
В каждом регионе есть местные серии стартов, крупные либо небольшие соревнования, и, скорее всего, вы будете удивлены, обнаружив, насколько тесен гоночный график.
- сохраняйте в закладки наш Календарь веломарафонов и велогонок России 2022. Календарь каждый месяц обновляется и пополняется гонками, расписание которых становится известно.
- есть календарь на портале Velomania с отдельным блоком «Анонсы гонок ХС, ХСО, ХСМ».
- возможно, в вашем регионе работает отдельный спортивный портал, объединяющий циклические виды спорта. Загляните туда: помимо беговых и лыжных соревнований, там может обнаружиться анонс кросс-кантрийных заездов.
Что нужно для участия в гонке по пересечённой местности
Сохраняйте этот набор для кросс-кантри гонки:
- исправный горный велосипед
- шлем
- очки
- обтягивающая велоодежда и удобная обувь
- минимальный набор инструментов
- медицинская справка
- спортивная страховка
- жидкость в велобутылке
- деньги для оплаты слота.
Самое замечательное в кросс-кантри то, что это весьма доступная форма катания на горных велосипедах. В отличие от других соревновательных дисциплин, таких как даунхилл, эндуро, байкер-кросс, XC требует гораздо более низкого уровня технических навыков. Но это не значит, что это совсем просто.
Перед тем как принять участие в своей первой гонке, важно уверенно управлять велосипедом по сложным маршрутам и комфортно себя чувствовать на неровных участках и синглтреках (узких тропах). Поэтому, прежде чем отправляться на гонку кросс-кантри, обязательно проведите тренировки на пересечённой местности для проверки своих навыков.
Будем рады, если наш гид позволил вам разобраться в мире кросс-кантри, укрепил желание участвовать в соревнованиях и предупредил о возможных опасностях. Катайтесь, наслаждайтесь и развивайтесь!




