Что такое лыжная подготовка и зачем она нужна

Что такое лыжная подготовка и зачем она нужна
Содержание

Лыжная подготовка — это комплекс мероприятий, направленных на развитие физических и технических навыков, необходимых для успешного катания на лыжах. Она включает в себя как общую физическую подготовку, так и специализированные тренировки, которые помогают улучшить выносливость, силу и координацию движений лыжника.

Кроме того, лыжная подготовка способствует повышению уровня безопасности на склонах, снижая риск травм. Правильная подготовка позволяет лыжнику уверенно чувствовать себя на трассе, эффективно управлять лыжами и адаптироваться к изменяющимся условиям, что делает зимний отдых более комфортным и приятным.

Лыжная подготовка

Во многих регионах нашей страны, где зима длительная и обильная снежная, катание на лыжах является одним из наиболее популярных и доступных видов физической активности. Перемещение на лыжах по равнинной и холмистой местности с преодолением различных подъемов и спусков задействует значительное количество мышечных групп и оказывает благоприятное влияние на развитие и укрепление функциональных систем организма, прежде всего на сердечно-сосудистую, дыхательную и нервную. Физическая нагрузка при занятиях лыжами легко регулируется как по объему, так и по интенсивности. Это делает лыжи отличным средством физической подготовки для людей всех возрастов, полов, здоровья и уровней физической подготовки.

Работа содержит 1 файл

лыжная подготовка.doc

— 461.00 Кб (Загрузить)

Федеральная служба по образованию

ГОУ ВПО «Сибирский государственный технологический

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

Лыжная подготовка

Красноярск 200 7

Федеральное учреждение по вопросам образования

ГОУ ВПО «Сибирский государственный технологический

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

Лыжная подготовка

Рекомендации по выбору лыжного снаряжения, средств для смазки и одежды для занятий лыжной подготовкой студентов разных специальностей

Одобрено редакционно-издательским советом СибГТУ как учебное пособие для студентов всех специальностей очного обучения

Красноярск, 2007

Нужина О.А., Василистова Т.В., Звяг инцева В.А. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА: лыжная подготовка : методические указания по подбору лыжного инвентаря, мази и одежды на занятиях по лыжной подготовке для студентов всех специальностей очной формы обучения. – Лесосибирск: ЛфСибГТУ, 200 7 . – 27 с.

Пособие включает в себя необходимую информацию о роли лыжной подготовки в учебном пр оцессе.

Подробно о писаны методика подбора лыжного инвентаря, мази и одежды на занятиях по лыжной подготовке с учетом современных требований

 Василистова Т.В., Нужина О.А.,

 ГОУ ВПО «Сибирский государственный технологический униве р ситет», 200 7

1. Методика подбора лыжног о инвентаря……………..………………. …….. 8

2. Одежда и темпера турный режим……………… ….…………………………25

Библиографический список…………………….………………………………. 27

В большинстве районов нашей страны, где зима продолжи ­ тельная и снежная, занятия лыжами – один из самых доступных и массовых видов физической культуры.

Катание на лыжах по равнинам и в горах, включая подъемы и спуски с разной наклоном, активирует множество мышечных групп и благоприятно сказывается на улучшении и укреплении функциональных систем организма, особенно сердечно-сосудистой, дыхательной и нервной систем.

Физическая нагрузка при занятиях на лыжах очень легко дози ­ руется как по объему, так и по интенсивности. Это позволяет ре ­ комендовать лыжи как средство физического воспитания для лю ­ дей любого возраста, пола, состояния здоровья и уровня физиче ­ ской подготовленности.

Выполнение умеренной мышечной работы с вовлечением в движение всех основных групп мышц в условиях пониженных температур, на чистом морозном воздухе заметно повышает со ­ противляемость организма к самым различным заболеваниям и положительно сказывается на общей работоспособности.

Прогулки и походы на лыжах в красивой лесистой и разнооб ­ разной по рельефу местности доставляют большое удовольствие и эстетическое наслаждение, оказывают положительное влияние на нервную систему, улучшают общее и эмоциональное состояние ор ­ ганизма, повышают умственную и физическую работоспособность.

Исключительно велико и воспитательное значение передвиже ­ ния на лыжах. Во всех видах занятий на лыжах – на уроках, на тренировках, на соревнованиях или просто на прогулках – успешно воспитываются важнейшие морально-волевые качества: смелость и настойчивость, дисциплинированность и трудолюбие, способ ­ ность к перенесению любых трудностей, что особенно важно в под ­ готовке юношей к службе в рядах Вооруженных Сил РФ.

Лыжи имеют большое прикладное значение в быту и на раз ­ личных работах в условиях длительной и снежной зимы в север ­ ных и восточных районах страны, где используются охотниками, геологами, связистами, лесниками.

Доступность лыжного спорта делает его очень популярным среди школьников и молодежи. Особенно привлекают спуски со склонов различной крутизны.

Занятия на лыжах имеют образовательное значение. В ходе за ­ нятий лыжники приобретают новые знания, умения и навыки, связанные с лыжным спортом (изучают теорию лыжного спорта, закономерности подготовки, гигиену занятий физическими уп ­ ражнениями и т.д.).

В нашей стране сложились две основные формы работы по лыжам — лыжная подготовка и лыжный спорт.

Лыжная подготовка — обязательный минимум занятий на лыжах по физическому воспитанию в общеобразовательных школах, профессионально-технических училищах, средних и высших учеб ­ ных заведениях различного профиля, в Вооруженных Силах стра ­ ны; рекомендуется в качестве спортивного развлечения вклю ­ чать в занятия по физическому воспитанию в дошкольных учреждениях и передвижение на лыжах. Лыжный спорт — один из самых массовых видов спорта, куль ­ тивируемых в Российской Федерации. Наибольшей популярно ­ стью в силу доступности и характера воздействия на организм пользуются лыжные гонки на различные дистанции. За годы развития сложились следующие типы лыжного спорта.

Основной целью занятий лыжным спортом является достижение физического совершенства и наиболее высоких спортивных достижений, что и выделяет этот вид спорта среди других активностей на лыжах.

При этом и у нас, и за рубежом наиболее популярны лыжные гонки, в которых участвуют лыжники практически любого воз ­ раста (начиная со школьного). Все больше людей в России зани ­ маются горнолыжным спортом и фристайлом, хотя массового распространения они пока не получили. Прыжки на лыжах с трамплина, биатлон, лыжное двоеборье постоянно включаются в соревнования различного масштаба, но ввиду технической слож ­ ности и материального обеспечения они по массовости уступают лыжным гонкам.

1 . Инвентарь и снаряжение для занятий по лыжной подготовке

Качество учебной работы по лыжной подготовке и достижение высоких результатов в лыжных гонках во многом зависят от правильно выбранного инвентаря и умелого применения лыжных мазей.

Для занятий необходим следующий спортивный инвен ­ тарь: лыжи, лыжные палки, крепления, специальная обувь (ботинки), одежда, комплект лыжных мазей.

Лыжи

Лыжи в зависимости от назначения (гоночные, турист ­ ские, охотничьи и др.) имеют характерную форму, размер, материал, из которого они изготовлены, и другие особенности.

Лыжи состоят из следующих основных частей:

НОСОК — передняя заостренная и загнутая вверх часть лыжи;

грузовая площадка — утолщенная средняя часть лыжи, на которую ставится крепление;

пятка — задняя часть лыжи, слегка закругленная и из огнутая вверх;

плоская поверхность с направляющим каналом, а Внутренними и наружными ребрами (краями).

Расстояние по вертикали от горизонтальной плоскости до самой высокой точки скользящей поверхности называ ­ ется весовым прогибом .

Изготавливают лыжи из дере ­ вянных и синтетических материа ­ лов.

Деревянные лыжи, их выбор и подготовка. Начальное обучение технике передвижений на деревян ­ ных лыжах проще, чем на пласти ­ ковых. На них нетрудно установить любые крепления. Они удобны при передвижении по мягкому снегу.

При выборе лыж надо учиты ­ вать два основных фактора: длину и массу тела лыжника.

Существует несколько способов выбора лыж:

1) лыжу ставят у носка ноги и поднимают вверх выпрямленную руку — согнутые пальцы должны быть наложены на верхний конец лыжи (рис. 1);

2) оптимальную длину лыж определяют по формуле: +30- 35 см ;

3) по длине и массе тела лыжника (табл. 1).

Рис. 1. Выбор лыж по росту

Таблица 1

Зависимость длины лыж от массы и длины тела лыжника

Если лыжи коротки, то на них труднее скользить, если длинны — сложнее выполнять повороты, преодолевать подъемы и спуски.

Соотношение между лыжами и весом лыжника определяется величиной весового прогиба (интервал между скользящей поверхностью лыжи и плоскостью, на которой она располагается). Этот прогиб необходим для того, чтобы нагруженная лыжа эффективно передавала вес лыжника на снег, обеспечивая при этом стабильное сцепление с лыжней и улучшая скольжение. Чем выше масса тела лыжника, тем более жесткими должны быть лыжи при той же длине.

Практически жесткость определяется следующим обра ­ зом. Лыжи, поставленные скользящими поверхностями друг к другу, сжимают кистью одной руки в самом широ ­ ком месте их весового прогиба. У лыж нормальной жест ­ кости прогиб должен исчезнуть при сильном сжатии. Если он исчезает при легком нажиме, то лыжи слишком мягкие. Если усилием кисти одной руки их не удается сжать, что ­ бы они соприкасались по всей длине, то лыжи считаются жесткими.

Мягкие лыжи хуже скользят, так как грузовая площадка слишком плотно прижимается к снегу и мазь под ней быст ­ рее стирается. Жесткими лыжами труднее управлять, их нельзя плотно прижать к лыжне и оттолкнуться. У таких лыж всегда будет «отдача» (проскальзывание назад в мо ­ мент отталкивания). Мазь быстро стирается с их концов.

Новые деревянные лыжи нужно подвергнуть горячей

просмолке. Просмолка предохраняет их от преждевремен ­ ного износа, набухания от влаги, улучшает качество смазки лыж мазями. Со скользя ­ щей поверхности новых лыж предвари ­ тельно устраняют с помощью металлической цикли и мелкой наждачной бумаги все неровности и шероховатости. Циклю ­ ют и шлифуют лыжи в направлении относка к пятке.

Хорошо подготовленную скользящую поверхность постепенно и равномерно прогревают паяльной или газовой горелкой и тампоном или кистью наносят на нее ровным тонким слоем предварительно разогретую лыжную смо ­ лу или специальную пропитку. Затем лыжу вновь нагревают до кипения смолы. При

этом нужно следить, чтобы древесина не обуглилась. После охлаждения смолы про ­ цедура прогревания повторяется несколько раз до тех пор, пока смола не перестанет впитываться в лыжу и древесина не станет темно-коричневого цвета. Остатки смолы удаляются сухой тряпкой. Просмоленные лыжи складывают скользящими поверхно ­ стями, связывают у носкового загиба и у задников лыж . Между грузовыми площад ­ ками вставляют распорку шириной 6- 8 см ( рис.2)

Рис. 2. Лыжи в распорке
Выбор и подготовка пластиковых лыж. На сегодняшний день в лыжных видах спорта используются исключительно пластиковые лыжи. Они обладают легкостью, гибкостью и упругостью, не впитывают влагу, отлично скользят по снегу и могут обойтись без дополнительной смазки. Пара таких лыж весит от 1,2 до 1,5 кг, в то время как элитные модели для профессиональных лыжников-гонщиков имеют массу 1,03-1,08 кг.

Пластиковые лыжи состоят из нескольких слоев: сколь ­ зящей поверхности — высокомолекулярного полиэтилена, стекловолокна, пенопласта, отделочного слоя пластика. В последнее время для скользящей поверхности разработано новое пластиковое покрытие — тефлон. Фирмы «Atomic» применяют два вида тефлона: на тепло (с грубой структу ­ рой скользящей поверхности) и на холод (с мелкой струк ­ турой скользящей поверхности).

Пластиковые лыжи в основном рассчитаны на твердую лыжню, приготовленную с помощью специальных машин.

Ширина пластиковых лыж меньше деревянных и по всей длине практически одинакова. Желобок на скользящей поверхности пластиковой лыжи по ширине и глубине име ­ ет вдвое меньшие размеры, чем на деревянной. Преимуще ­ ство пластиковых лыж в скольжении особенно ощутимо на твердой лыжне и в условиях оттепели. В отличие от деревянных пластиковые лыжи не требуют периодической просмолки. Весовой прогиб у них постоянен, поэтому распорки не требуется.

Пластиковые лыжи, как и их деревянные аналоги, выбираются в зависимости от роста и веса лыжника. Для передвижения с использованием конькового стиля длина лыж определяется по формуле: рост лыжника + 10-20 см. Пластиковые лыжи не должны быть короче роста лыжника, поскольку использование лыж меньшей длины не допускается правилами соревнований по лыжным гонкам свободным стилем.

Способ выбора лыж по массе тела заключается в сле ­ дующем. Нужно положить лыжи на ровную поверхность (на пол) скользящими поверхностями вниз, примерно в 30 см одна от другой. Затем встать на них, стараясь рав ­ номерно загрузить обе лыжи. Помощник должен просу ­ нуть лист бумаги в зазор между скользящей поверхно ­ стью лыжи и поверхностью, на которой они лежат.

Лист должен свободно проходить под лыжей только в части грузовой площадки. Если лист проходит под всей лыжей, значит они для этого лыжника жесткие, если же вообще не проходит под лыжей (нет никакого зазора), то лыжи для него слишком мягкие.

На лыжах зарубежных фирм ставится маркировка «soft» — мягкие, «medium» — средние, «stift» — жесткие. Существует еще одна важная характеристика пластиковых лыж — эластичность. Она проверяется так: левой рукой нужно взять лыжу за пяточную часть, уравновесить ее па ­ раллельно земле и ребром правой ладони резко ударить ближе к грузовой площадке (колодке). лыжи. Эластичность определяется по степени вибрации. Если вибрация очень сильная или, наоборот, слабая или вообще отсутствует, то эта пара лыж не рабочая (не достаточно хорошая).

Зарубежные западные фирмы «Fischer» и «Atomic» (Ав ­ стрия), «Rossignol» (Франция) «Karhu» (Финляндия) и др. выпускают лыжи различных типов и моделей. Так, напри ­ мер, фирма «Fischer» выпускает лыжи для гонщиков профессионалов; гонщиков-любителей (на дистанциях повышенной сложности); лыжников-любителей (на дис ­ танциях средней сложности); для спортсменов-любителей туристов (на облегченных дистанциях); для путешест ­ вующих туристов (подходят для местности с лыжней и без лыжни); для туристов (подходят для местности без лыж ­ ни); для детей и гонщиков-юниоров (подходят для местно ­ сти с лыжней и без лыжни).

Свойства первоклассных высококачественных лыж оп ­ ределяются конструкцией лыжи и пластиком скользящей поверхности. Ведущие фирмы изготавливают лыжи по ­ следнего поколения по САР-технологии. Ее отличие от традиционной в том, что боковые и верхняя поверхности лыж представляют собой монолитную высокопрочную самонесущую конструкцию. Раньше боковые и верхние поверхности лыж склеивались.

В современных гоночных беговых лыжах используют специальную сотову ю конструкцию «AIR CORE» (рис. 3 ), позволившую снизить их массу и придать лыжам большую прочность. Туристские лыжи и лыжи для спортсменов-лю ­ бителей изготавливаются по т ехнологии «AIR CHANNEL» , позволившей также сде ­ лать лыжи прочнее и легче за счет воздушных каналов. У лыж для конькового стиля носковая часть укорочена и мень ­ ше длина дуги загиба по сравне ­ нию с деревянными лыжами.

Французская фирма «Rossig ­ nol» для конькового хода выпус ­ тила

Рис. 3 . Конструкция Рис. 4 . Конструкция

(сотовая) « AIR CORE » (с воздушными каналами)

лыжи последнего поколения «Racing cobra» («бегущая кобра»). В верхней части этого изделия наблюдается легкое расширение. При взгляде от пятки вдоль скользящей поверхности лыжи, в носковой части можно заметить расширение, напоминающее позу кобры, готовой к атаке. Эта форма считается залогом высокой устойчивости и плавного скольжения лыж.

Подготовка новых пластиковых лыж перед выходом на снег принципиально отличается от подготовки лыж из древесины. Скользящую поверхность пластиковых лыж следует отциклевать ровной металлической циклей и об ­ работать мелкой наждачной бумагой (нулевкой) до глад ­ кости. Затем протереть сухой тряпкой или тряпкой, слегка смоченной растворителем.

После этого скользящую по ­ верхность покрыть грунтовым парафином и разогреть специальным утюжком, нагретым до температуры не вы ­ ше 200 0 С. В результате чего парафин заполняет все поры, имеющиеся в пластике. Затем лыжам дают остыть в тече ­ ние 1-1,5 ч. Парафин, оставшийся на скользящей поверх ­ ности лыжи, тщательно снимают пластмассо ­ вой циклей (скребком). Протирают лыжи син ­ тетической тканью. Теперь лыжи готовы к смазке или нанесению парафина в соответст ­ вии с погодными условиями и задачами урока или тренировки. Такую грунтовку лыж следу ­ ет проводить 2-4 раза за сезон.

Современные лыжные палки изготавлива ­ ются из композиционного материала на осно ­ ве угле волокна или сплавов легких металлов.

Лыжная палка состоит из: стержня, темляка (петля для руки), рукоятки, опорного элемента (кольцо или «лапка») и наконечника.

Стержень состоит из тонкостен ­ ной конической трубки. На верх ­ нем, чуть расширенном, конце на ­ ходится рукоятка с темляком, ко ­ торый изготавливается из синтети ­ ческой тесьмы с приспособлением для его подгонки по руке лыжника.

Рукоятка чаще всего бывает пласт ­ массовой. Темляк подгоняется та ­ ким образом, чтобы кисть лыжни ­ ка, опираясь на петлю палки, не сжимала жестко рукоятку. На ниж ­ нем, слегка зауженном, конце нахо дится опорный элемент, состоящий из «лапки» (кольца), не позволяю ­ щей палке проваливаться в снег, и наконечника, изготавливаемого из твердого сплава металлов типа «победит».

Лыжные палки должны соответствовать длине тела лыжника. Для передвижения классическими ходами реко ­ мендуется выбирать палки следующим образом:

1) если лыжник стоит на полу, то палки должны дохо ­ дить до верхней части его плеча, что примерно на 30 см м еньше длины тела лыжника (рис. 5 , а);

2) если лыжник стоит на снегу, то палки должны доходить ему до подмышечной впадины, так как они на длину наконе чника провалились в снег (рис. 5 , б ).

Необходимую длину палок можно более точно установить, воспользовавшись таблицей 2.

Зависимость длины лыжных палок от длины тела лыжника

Лыжная подготовка

Лыжная подготовка — важный прикладной вид физического воспитания, связанный с умением передвигаться на лыжах по снегу.

Что такое лыжная подготовка и зачем она нужна

Применение соревновательно-игровых заданий является эффективным средством совершенствования лыжной техники, а также развития физических качеств учащихся на уроках лыжной подготовки.

С помощью игр и соревновательных заданий учащимися успешно приобретаются необходимые навыки передвижения по дистанции, куда входят спуски и подъемы, а также закрепляются умения применять технику лыжных ходов с учетом рельефа местности.

При совершенствовании техники лыжных ходов соревновательно-игровые задания направлены на отработку скольжения при различных опорных положениях, а также толчков палками.

Группы задач для лыжников

В соответствии с задачами лыжной подготовки соревновательные и игровые задания можно раз делить условно на группы:

1) совершенствование техники лыжных ходов на учебной лыжне (по кругу, на отрезках лыжни, на дистанции по пересеченной местности);

2) передвижение в строю;

3) повороты на месте и в движении;

4) усовершенствование навыков спуска и подъема по пересеченной местности;

5) развитие физических качеств и функциональных возможностей организма учащихся;

6) приобретение умения соревноваться и тактически противостоять сопернику, ориентироваться на местности, рационально используя лыжную технику.

Применение эстафет и длительных игр

Помимо игр и соревновательных упражнений, которые применяются для совершенствования техники и способов передвижения на лыжах, ниже описаны эстафеты, игры и игровые задания для развития основных физических качеств — быстроты движения и выносливости.

Для развития выносливости применяются соревнования и игры с длительным передвижением от 20 до 25 мин. Продолжительность соревнования или игры зависит от физической подготовленности, пола и возраста учащихся.

Автор

Гуревич И.А.

Лыжная подготовка — классификация способов и техник передвижения

Для всестороннего физического развития и закаливания детей хирурги-травматологи советуют брать уроки лыжной подготовки. На занятиях ребята приобретают морально-волевые качества, осваивают строевые приёмы, изучают технику разных ходов, подъема, спуска с гор, торможения и поворотов. Учебная программа делится на 2 курса. На лыжную подготовку в системе физического воспитания отводится 40 часов.

Процесс обучения
  • правильная подготовка оборудования к преодолению горных троп;
  • выявление требований, которым должно отвечать основное снаряжение для спорта: крепления, палки, мази.

Первое занятие проводится с целью проверки умения детей ходить на лыжах. Последующие уроки начинаются с отработки строевых приёмов на месте и в движении. Будущие лыжники знакомятся с профилактикой обморожений. Если температура окружающей среды низкая, должен выполняться медленный бег без лыж на протяжении 5 минут. Способ эффективен от обморожения пальцев ног.

Другие особенности обучения:

  • Первые занятия проводятся в максимально благоприятных условиях: исключение скоростного режима, отказ от быстрого спуска, выполнение упражнений на пологих склонах холмов и в облегчённой форме одежды.
  • Применение ходьбы по лыжне и целине, но без палок.
  • Требования к площадке для обучения: отсутствие ветра, возможность проложить 1−2 замкнутые лыжни, а в центре снаряжение для преподавателя, наличие уклона.
  • Чтобы сэкономить время и исключить травмы, рекомендуется проводить занятия на коротких склонах. На такой площадке дети или туристы не могут набрать большую скорость, а при необходимости способны тормозить в нужный момент.

Классические упражнения по передвижению на снаряжении включаются в каждое занятие. Они выполняются в основной части урока. Физические нагрузки возрастают постепенно, что способствуют развитию выносливости и скорости в перемещении на лыжах. Если ученики выполняют шаги колонной, наиболее подготовленный учащийся является замыкающим.

В его задачи входит:

  • руководство движением;
  • оказание помощи отстающим и одновременное сообщение по колонне преподавателю о травме, поломке снаряжения.

Чтобы в строю была дисциплина, учитель обязан строго пресекать любые нарушения.

Требования к снаряжению

В подготовку к занятию входит опрятный внешний вид ученика. Отдельно предъявляются требования к подбору лыж. Учитывается рост и вес спортсмена. Крепление должно находиться в устойчивом положении. Для этого оно монтируется по центру лыжи, а снизу фиксируется надёжно ботинок.

Рекомендуется использовать жесткие крепления либо резиновые аналоги.

Палки комплектуются специальными наконечниками, кольцами, ремнями для кистей. Они считаются универсальными, если регулируется длина. Ботинки подбираются по размеру ноги. Периодически они смазываются гуталином. Средство — отличное препятствие для проникновения влаги. Чтобы предупредить быстрое замерзание, нельзя зашнуровывать обувь туго, обвязывая шнурки вокруг ноги.

В таком случае нарушается кровообращение.

После уроков ботинки просушиваются. Не рекомендуется использовать печку либо батарею. В противном случае обувь будет жёсткой. Ботинки надеваются на 2 носка, изготовленных из шерсти и хлопчатобумажной ткани. Описание одежды:

  • надёжная защита от ветра и холода;
  • небольшой вес;
  • удобство и комфорт.

Рекомендуется носить свитер, который будет перекрывать брюки при сильном наклоне туловища в разные стороны. Подготовка лыж к соревнованиям требует наличия головного убора и перчаток. Если тренировки проводятся в суровых районах, лучше носить шапочку, прикрывающую уши. Дополнительно используются специальные наушники. После получения инвентаря необходимо проверить его на исправность, развязав лыжи до выхода на улицу.

Чтобы предупредить появление льда на инвентаре, необходимо дать им время остыть. Лучшая профилактика травматизма — соблюдение правильной техники выполнения упражнений. Независимо от способа передвижения на лыжах соблюдается дистанция до впереди идущего ученика 3−4 м, а на спуске — до 30 м. В последнем случае запрещено выставлять вперёд палки.

Для быстрого прекращения движения советуют присесть или упасть на бок, при этом захватив инвентарь сзади. В завершении спуска лыжник не должен останавливаться внизу склона. Прыжки с трамплина требуют соответствующей подготовки и особых лыж. Пересекаться с инвентарем других лыжников строго запрещено.

Принципы проведения уроков

Обучение предполагает попеременный переход от одной техники передвижения к другой. На протяжении всего курса дети обучаются новым методикам, одновременно совершенствуя предыдущие. Подобная методика соответствует специфике перемещения на лыжах. На уроках передвижение совершается во время обучения, с целью достижения учебного склона, при возвращении на базу. Установленные принципы распространяются на любой рельеф.

Чтобы повысить эффективность уроков, рекомендуется:

  • сократить количество подготовительных упражнений до минимума, которые выполняются на месте
  • заменить их специальной программой по овладению отдельными элементами скользящей техники.

Если программа составлена правильно, ученики смогут за курс приобрести навыки по управлению лыжами с учётом их веса, сохранив их параллельное расположение. В основе классификации лыжных ходов находится классический и свободный стили. В первую группу входят следующие методики:

  • Попеременные: четырехшажная, двухшажная.
  • Одновременные: бесшажные, основная и скоростная одношажная, двухшажная.

Свободный либо коньковый стиль характеризуется попеременными и одновременными методиками. Существует специальная схема последовательности обучения ходам. В качестве разминки выполняются упражнения на месте, но без инвентаря. На следующем этапе выполняются спортивные задачи на лыжах и на месте.

Способы выполнения двухшажного хода:

  • стойка;
  • покачивание ног, схожее на пружину;
  • одноопорное скольжение;
  • имитация «маятника», шага и прыжка.
  • На снегу ученики работают без палок, выполняя упражнение «самокат», имитируя плуг.

    Описание подъёмов

    Если задания выполняются на некрутом уклоне, соблюдается ступающий шаг. Лыжами нужно притопывать, оказывая упор на палки сзади. Другие упражнения на подъёмах:

    • Лесенка. Выполняется на крутом склоне. Ученик поднимается правым либо левым боком, соблюдая приставные шаги. Нога поднимается с лыжей до ½ голени, параллельно передвигая лыжу на полшага вправо (влево). При выполнении упражнения тяжесть тела распределяется на две стопы. Корпус тела наклоняется незначительно вперёд, а палка размещается вблизи стопы.
    • Полуелочка. Лучше исполнять наискось, чтобы подняться на горку. Приём выполняется по определённой технике: лыжа, которая находится по склону выше, переставляется в линии движения, а вторая с разворотом носка поперёк горы.
    • Елочка. Подъём осуществляется при надёжном удерживании ноги креплением. Для техники характерно широкое разведение носков лыж в разные стороны. Пятки при шаге переносятся одна через другую. Лыжи ставятся на снегу внутренними ребрами: задняя часть впереди расположенного инвентаря опускается на склон против обуви стоящей на снегу ноги. Палки должны находиться сзади нижней конечности.

    Правила ухода

    Выбор лыж, будь то деревянные или пластиковые, осуществляется с учётом роста и веса пользователя. Важно, чтобы инвентарь не имел царапин, перекосов или деформаций. Длина лыж должна соответствовать росту пользователя, а также принимать во внимание дистанцию от плеча до кончиков пальцев. Для повышения скольжения лыж по снегу и улучшения сцепления применяются специальные мази и парафины.

    Дополнительно составы предупреждают преждевременный износ. Если средство наносится тонким слоем, лыжи хорошо скользят, а толстый слой обеспечивает прочное сцепление при выполнении зигзагообразных упражнений, змейки. Мазь с низкой температурой скользит лучше. Специалисты советуют использовать одновременно несколько составов.

    Таким способом можно добиться получения комбинированного слоя. Нужно наносить на носок, пятку и желоб скользящую мазь, а на середину — состав удерживающего типа. Чтобы обработать коньковые ходы, используется парафин. Его нужно распространить по всей поверхности. Мази, которые применяются для лыж, классифицируются на 3 группы:

    • Твёрдые.
    • Жидкие.
    • Полутвёрдые.

    По цвету специалисты различают голубые, зелёные, светло-зелёные, чёрные. Первые составы предназначены для ходьбы по старому крупнозернистому покрытию, насту и гололёду. Если снег только выпал, используется фиолетовая либо жёлтая мазь. Парафины рассчитаны на температуру от нуля и выше. Голубой применяется, когда температура находится в пределах -1- -10, а зеленый — ниже -10 градусов.

    Новичкам рекомендуется выбирать спортивное снаряжение с помощью тренера.

    Оцените статью
    Атлетика
    Добавить комментарий