Милитроф — это специализированная характеристика, описывающая степень заинтересованности или вовлеченности человека в военные или милитаристские идеи. Этот термин часто используется в контексте психологии и социологии для анализа поведения индивидов или групп, которые имеют склонность к идеализации военной службы, военной силы или связанных с этим ценностей.
Кроме того, милитроф может также отражать социальные и культурные тенденции, связанные с милитаризацией общества. В этом контексте важно учитывать, как подобные установки влияют на общественное сознание и взаимодействие в различных группах.
Лимитрофы — это. (определение). Лимитрофные государства
Лимитрофы – это слово, первоначально использовавшееся для обозначения стран, возникших на месте бывшей Российской империи после 1917 года. В 90-х годах данный термин стал применяться к государствам, образовавшимся в результате распада Советского Союза. После успеха в Великой Отечественной войне этот термин начал употребляться в исторической перспективе, поскольку в тот период некоторые территории, ранее входившие в состав империи, вновь стали частью советского государства.
История термина
Лимитрофы – термин с глубокими историческими традициями. В древности он обозначал пограничные территории Римской империи, которые были обязаны обеспечивать содержание имперских войск. Это слово переводится как «находящийся у границы», что акцентирует внимание на обязанности местного населения финансировать военные формирования. Официальное употребление термина было зафиксировано в 1763 году.
Со временем это понятие стало использоваться для обозначения новых стран на западных рубежах Российской империи, таких как Эстония, Латвия и Литва. Иногда к этому перечню добавляют Финляндию и Польшу.

Использование в ХХ веке и в наше время
Лимитрофы – это понятие, которое в 20-х годах прошлого столетия обозначало приграничные государства, соседние с Советской Россией (в первую очередь имелись в виду прибалтийские земли и Финляндия). В конце века Цымбурский ввел практику употребления данного слова в смысле геополитическом. Отныне это слово стали применять к странам, которые прилежат к одному общему центру, и связаны с ним хозяйственными связями, схожестью культуры, языка, традиций. В наши дни, с ускорившимся процессом глобализации, этим словом обозначают те государства, которые не только географически прилежат к одному центру, но и также связаны с какой-либо державой информационными, экономическими отношениями. В последнем случае лимитрофы – это государства, которые могут быть территориально отделены от центра, но сохраняют с ним культурные связи.

Понятие тьюторства
Множество современных экспертов в области политики выдвинули геополитическую интерпретацию данного понятия. По их мнению, сильные государства намеренно осуществляют свое влияние в менее крупных странах, чтобы удерживать свои позиции в определенных регионах. Некоторые исследователи утверждают, что Куба в свое время находилась под влиянием СССР, несмотря на удаленность, в то время как Вьетнам находился под воздействием США. Таким образом, государство-лимитроф представляет собой страну, которая служит идеологической и экономической опорой для крупного центра. Историки подчеркивают, что как авторитарные, так и либерально-демократические режимы стремятся создавать собственные сферы влияния.

Проблема границ с другими государствами
Некоторые страны обладают искусственно установленными границами, что является следствием договорённостей между соседними государствами. В связи с этим, данный концепт тесно соприкасается с понятием «буферное государство». Этот термин используется для описания государственного образования, возникающего между двумя другими, которые не смогли согласовать свои границы.
Они являются ареной скрытой геополитической борьбы более крупных держав. Такая ситуация наблюдалась в ХХ веке, особенно после окончания Первой мировой войны. Регионы-лимитрофы часто формировались в результате противостояния различных блоков стран, принадлежащих разным лагерям. Это очень хорошо прослеживается на примере событий холодной войны, когда советское руководство приняло доктрину, согласно которой оно имело за своими пределами определенный район влияния, в котором недопустимы акции других государств. В политологии такая ситуация обозначается как критические границы.

Способы взаимодействия
Лимитрофы представляют собой важный элемент современного геополитического ландшафта. Россия окружена рядом стран, которые были частью Советского Союза и продолжают поддерживать с ней активные экономические, политические и культурные связи.
Эти отношения разнообразны: они включают обмен ресурсами и профессиональными кадрами, формирование общего информационного поля, а также финансирование и кредитование. В текущих условиях особенно важными стали торговля, инвестиции и банковские вложения. Все это способствует сближению государств и их интеграции. Прибалтийские лимитрофы — страны, когда-то входившие в состав Советского Союза и ныне являющиеся западными соседями России. Отношения с ними достаточно непростые и многослойные, что обусловлено множеством противоречий, накопившихся за последние десятилетия.

Конфликты
В XX веке пограничные государства нередко становились ареной военных столкновений между державами, стремящимися получить экономическое и идеологическое превосходство. Во времена холодной войны именно на этих территориях часто вспыхивали локальные конфликты между сторонами двух антагонистических блоков.
Нередко целью противостояния является борьбы за природные ресурсы, столь необходимые для поддержания могущества, престижа и авторитета той или иной державы. Нередко территория государства лимитрофа становилась ареной для противодействия крупных держав. Часто эти страны предоставляют своим союзникам места для размещения экономических предприятий или военных баз. История показывает, что страны становились лимитрофами как добровольно, так и по принуждению.
Виды современных государств
Современные политологи условно делят государства по их геополитическому влиянию на сверхдержавы, региональные державы и малые страны. Последние, как правило, становятся лимитрофами. В силу слабой экономической развитости они примыкают к более крупному и сильному государству и попадают под его влияние. Однако лимитрофами могут стать государства экономически развитые, которые в силу экономических интересов или практической выгоды включаются в орбиту влияния какой-либо державы. Такие государственные образования проводят самостоятельную политику и сохраняют за собой возможность изменить курс.
Психология лимитрофа

Лимитрофами в Римской империи обозначали пограничные области, обязанные содержать находившиеся на их территории римские легионы. В ХХ веке этим термином обозначили ряд государств, образовавшихся на западной границе Советской России в результате распада Российской империи: Польшу, Финляндию, Эстонию, Латвию и Литву.
Еще их называли санитарным кордоном, чтобы «коммунистическая зараза» не проникла в Европу. Все эти государственные образования отличает то, что свою государственность они не завоевали, а получили без особых усилий, хотя это не означает то, что они не хотели ее. Поляки, например, неоднократно пытались освободиться от российского владычества в XIX веке, но не смогли.
Легкость получения желанной государственности всегда таит в себе опасность – что легко досталось, столь же легко может и уйти, что, в общем-то, и произошло. Характерной чертой лимитрофа всегда было желание обхитрить противостоящие силы, между которыми он находится, и при этом не пролить своей крови. Но так редко получается. В годы Второй мировой войны только Финляндия смогла сохранить государственный суверенитет, все остальные лимитрофы вошли в состав либо Германии, либо СССР.
Конечно, нахождение между двумя враждебными мирами – Советским Союзом и капиталистической и фашистской Западной Европой таило в себе большую опасность. В подобной ситуации часто у народа, не верящего в свои силы защитить нежданно-негаданно полученную государственность, возникает соблазн встать под защиту сильного союзника и дополнительно оградить себя системой международных договоров. Однако, как прозорливо заметил император Александр III, у страны есть только два союзника – это ее армия и флот. То же самое о надежных союзниках может сказать и любое другое государство.
Надежда на то, что кто-то будет проливать свою кровь за твою свободу и независимость, – это старая, но до сих пор распространенная иллюзия. И лучше бы Польше в 1939 году не иметь в союзниках предавших ее Англию и Францию и положиться на свои силы, как это сделала Финляндия в войне с СССР, но она предпочла призрачную надежду на защиту Запада.
Несмотря на сложность геополитического положения, всегда есть выбор. И этот выбор мы можем наблюдать на примере государств-лимитрофов в конце тридцатых годов ХХ века. Их судьбу пытались определить великие державы без их согласия. В результате Мюнхенского сговора была поделена Чехословакия, страна с сильной армией и военной промышленностью сдалась без боя Германии, даже не попытавшись сопротивляться.
Прибалтийские правительства тоже решили сдаться без борьбы, чтобы избежать потерь. Возможно, покорность судьбе хорошее качество, но не в этом случае. Прибалтика покорно отдалась Советскому Союзу.
Государства, утратившие свой суверенитет, часто недовольны решениями страны, к которой они присоединились. В настоящее время они с сожалением вспоминают о сосланных в Сибирь антагонистах советской власти, «классовых элементах» и различных бедах, которые им выпали, будь то реальные или воображаемые. Однако все эти события стали следствием их выбора попытаться избежать насилия и жертв, отказавшись от защиты своей свободы и независимости с оружием в руках. Это был их простой, но неудовлетворительный выбор.
Когда перед советским народом встала такая же дилемма – умереть или сдаться на милость фашистской Германии, мой восемнадцатилетний отец пошел на фронт и защитил страну, получив два ранения и инвалидность. Он вернулся домой, а вот 8 668400[1] военнослужащих погибли в этой войне, всего мы в ней потеряли 27 млн. человек, – это самые большие потери на европейском театре военных действий Второй мировой войны, народ был готов на эти жертвы. Это был наш тяжелый выбор.
Каждый народ имеет столько свободы, сколько он готов оплатить самой дорогой ценой – кровью. Польша, потеряв 66 тыс. убитыми польских солдат, посчитала, что это слишком большая цена за свободу и независимость и сдалась на милость немецких победителей.
В результате ее общие потери во Второй мировой войне составили 6,2 млн. чел. или 17% населения, а СССР потерял 16% и победил, освободив и Польшу, и Прибалтику, и половину Европы. Лимитроф, практически без сопротивления сдавшийся на милость победителя, потерял больше, чем сражавшийся не на жизнь, а на смерть советский народ, но не получил, как они считают, ничего: ни свободы, ни государственного суверенитета, ни почета, ни компенсаций ущерба. Это был выбор не только польского правительства, но и польского народа. Он не поднялся, как советский народ, не встал на защиту страны, а наблюдал, как гибнет его плохо подготовленная армия под командованием бездарных командиров.
Яркая черта большинства лимитрофов – это стремление «въехать в рай на чужом горбу». Особенно ярко это проявилось в попытке поднять восстание в Варшаве и взять власть до прихода Красной Армии. Когда это не удалось, то начались обвинения в том, что в решающий момент советские войска не пришли на помощь полякам.
Тягостное впечатление остается от чтения документов, в которых описывается, как прибывший в июле 1944 года в Москву премьер-министр польского правительства Ст. Миколайчик ведет переговоры о власти, взять которую его Армия Крайова не может, и о границах страны, которую должна освободить Красная Армия, а затем отдать часть своей территории полякам.
Не забудем, что, освобождая Польшу мы потеряли 600 тысяч человек, в девять раз больше, чем польская армия в 1939 году. И что, мы должны были отдать власть откровенно антисоветским силам, которые бы начали лить «помои» на своих освободителей уже в 1945 году? Этого мы допустить не могли и совершенно правильно сделали, что не допустили. У восставших было время взять власть в Варшаве, они этого не смогли сделать, значит, власть не должна была принадлежать им. Это жестокая логика войны, но она единственно правильная и справедливая.
года У. Черчилль в своем выступлении в Палате Общин заявил: «Русские войска, — отметил он, — сейчас находятся у ворот Варшавы. Они приносят освобождение для Польши. Они предлагают польскому народу свободу, суверенитет и независимость. Их целью является дружелюбное сосуществование Польши и России. Это мне представляется весьма логичным»[2].
В годы войны и англичане, и американцы прекрасно понимали, освобожденное государство не должно затем проводить враждебную политику по отношению к освободителю. Польша была обречена быть просоветской, иначе кровь, пролитая советским солдатом, была бы напрасна. Сегодня этот тезис лимитрофам неочевиден, а российскому гражданину он также ясен, как и любому советскому солдату и командиру, шедшему на смерть на чужой земле и за чужую свободу.
Не все лимитрофы одинаковы, среди них встречаются исключения. Иную судьба себе обеспечила Финляндия. Получив свободу и независимость, эта относительно небольшая европейская страна была намерена любой ценой отстаивать свою свободу. Она проводила антисоветскую политику, но ее стремление отстоять независимость заслуживает уважение.
Несмотря на то, что в ходе советско-финляндской войны финны вынуждены были пойти на территориальные уступки, они отстояли свое право на проведение независимой политики. Зажатые между СССР и Германией, финны встали на сторону фашистской Германии. Для СССР это был сильный, мужественный и жестокий противник, готовый ради своей свободы и независимости на все.
После войны Финляндия продемонстрировала уверенную стойкость, отстояв своё право на нейтральный статус, несмотря на значительное давление как со стороны НАТО, так и со стороны СССР. Она сумела установить с этими государствами равноправные и уважительные отношения. Невзирая на ожесточённые конфликты прошлого между СССР и Финляндией, в настоящее время между ними сложились позитивные взаимосвязи. Сегодня Финляндия, благодаря последовательной защите своей свободы и государственного суверенитета, не может считаться «лимитрофом».
Однако «свято место пусто не бывает», и сейчас в состав лимитрофов определенно входит Украина, которая выйдя из состава СССР, попыталась создать собственное государство. Находясь между двух миров – Западом и Россией, она сделала выбор в пользу первого. Этот выбор закреплен в ходе государственного переворота 2014 года. Мировоззренческий раскол общества и армии не позволил сохранить суверенитет над Крымом и Донбассом, первый де-юре, а второй де-факто вышли из состава украинского государства. Распад государственности сопровождается проблемами в идейной области.
Украина, как считают ее руководители, не имеет, «достойной истории», поскольку все прошлое «занято» Россией. Сейчас идет процесс создания суверенного прошлого, который получается не очень хорошо, поскольку факты не подтверждают заявленных исторических концепций, выводящих историю современных украинцев от мифических укров, с каждом годом продляя ее на тысячу лет вглубь веков. Современный комплекс неполноценности предполагается возместить за счет древней истории, однако создать свою великую историю пока плохо получается.
Новейшая история, которая собственно и есть история Украины, выстраивается от противного, которым является Россия. Последняя виновата во всех бедах украинского народа – голодоморе, репрессиях, национальном угнетении и унижении. Отсутствие фактов не смущает новоявленный лимитроф. Поскольку русские и украинцы столетиями жили в мире и согласии, то найти подходящих борцов с «москалями» довольно трудно, поэтому на эту роль подошли немногие, среди них – предатель Мазепа и пособники фашистов Шухевич, Бандера. Сегодня – они национальные украинские герои.
Современные лимитрофы – Польша, Украина, Прибалтийские государства, а теперь еще, похоже, и Чехия почти одновременно начали массированную фальсификацию истории Второй мировой войны. Согласованность по времени и темам свидетельствует о том, что процесс направляется из одного центра, и находится он не в лимитрофах – они лишь выполняют «грязную» работу, плодами которой хочет воспользоваться Запад, готовящийся к слому современного миропорядка, сложившегося по результатам Второй мировой войны. Атака на советскую историю – это нападение на современную Россию. Переписав итоги войны, превратив жертв в насильников, они добиваются цели осуждения России, как правопреемника СССР, исключения ее из числа победителей, и, в конечном счете, превращения в международного изгоя. Не думаю, что им это удастся, ведь у России еще есть надежные союзники – те самые, о которых говорил Александр III.
Поразительно то, с какой настойчивостью нынешние «лимитрофы» повторяют свои собственные и чужие ошибки восьмидесятилетней давности. Прибалтика и Польша сначала вступили в НАТО, считая, что натовцы их защитят, поскольку сами себя они защищать не хотят. Но парадокс заключается в том, что в НАТО никто не хочет воевать, тем более, за других.
Альянс рассматривается как выгодный бизнес по обеспечению безопасности за 2% ВВП, но вот этой услуги там предоставить уже некому. До распада СССР многие страны Западной Европы имели достойные армии – Англия, Франция, ФРГ. С исчезновением Советского Союза и роспуском Варшавского Договора их вооруженные силы сильно деградировали в отсутствие реального противника, поскольку народы и правительства не верят в агрессивность России.
Переход на новый миропорядок, в целях которого действуют «лимитрофы», пытаясь извратить прошлое, с неизбежностью ведет к многополярному миру. И в этом мире Европа не будет уже столь интересна нынешним заокеанским гарантам безопасности. В самой Европе на обломках поствоенного мира возникнут новые центры силы, а вместе с ними и новые угрозы.
И вероятнее всего для лимитрофов они будут исходить, как обычно, с Запада, но они с упорством, достойным лучшего применения, наступают на те же грабли восьмидесятилетней давности. Следование бессмертному завету Остапа Бендера: «Европа нам поможет», вместо готовности самим защитить себя, всегда ведет лимитрофов к одному и тому же – потере свободы, независимости и суверенитета. Но они этого не понимают, или не хотят понять. В случае неусвоения исторических уроков или их искажения, история повторяется, и это касается всех, включая тех, кто ее переписывает.
[1] Россия и СССР в войнах ХХ веке: Статистическое исследование.: ОЛМА-ПРЕСС, 2001, С.595.
[2] Союз Советских Социалистических Республик и польское подполье военного и политического характера. Апрель 1943 года — декабрь 1945 года: В трех томах. Том 2. Часть 1: Варшавское восстание. Июль — ноябрь 1944 года / Под редакцией А.Н. Артизова. — Москва: МФД, 2016. — 832 страницы. Страница 116.




