Переменный метод тренировки заключается в чередовании различных типов нагрузок и режимов выполнения упражнений для достижения наилучших результатов. Такой подход позволяет избежать плато в прогрессе, улучшить общую физическую подготовку и снизить риск травм, так как мышцы и сердечно-сосудистая система получают разнообразные стимулы.
Кроме того, переменный метод помогает поддерживать интерес к тренировкам за счет разнообразия и новизны. Это особенно важно для поддержания мотивации, поскольку однообразные тренировки могут быстро надоесть и привести к потере увлечения занятиям спортом.
Переменный метод тренировки
Методы физического воспитания представляют собой подходы к использованию физических нагрузок. В процессе физического воспитания выделяют две категории методов (см. рис. 4): специфические методы, присущие исключительно данному процессу, и общепедагогические методы, используемые в любых формах обучения и воспитания.
Специфические методы физического воспитания:
1) методы строго регламентированных упражнений;
2) игровой метод (использование упражнений в игровой форме);
3) конкурирующий подход (применение упражнений в форме соревнований).
Эти методы применяются для решения специфических задач, связанных с обучением технике выполнения физических активностей и развитием физических характеристик.
Общепедагогические методы методы физического воспитания:
1) вербальные методы;
2) методы визуального воздействия.
Нельзя полагаться только на один из методов в методологии физического воспитания, считая его лучшим. Лишь оптимальное сочетание упомянутых методов согласно методическим принципам позволит эффективно решить комплекс задач физического воспитания.
Рис. 4. Система специфических и общеметодических методов, используемых в физическом воспитании
Методы строго регламентированного упражнения
Основным методическим направлением в процессе физического воспитания является строгая регламентация упражнений. Сущность методов строго регламентированного упражнения заключается в том, что каждое упражнение выполняется в строго заданной форме и с точно обусловленной нагрузкой.
Методы строго регламентированного упражнения обладают большими педагогическими возможностями. Они позволяют: 1) осуществлять двигательную деятельность занимающихся по твердо предписанной программе (по подбору упражнений, их связкам, комбинациям, очередности выполнения и т.д.); 2) строго регламентировать нагрузку по объему и интенсивности, а также управлять ее динамикой в зависимости психофизического состояния занимающихся и решаемых задач; 3) точно дозировать интервалы отдыха между частями нагрузки; 4) избирательно воспитывать физические качества; 5) использовать физические упражнения в занятиях с любым возрастным контингентом; 6) эффективно осваивать технику физических упражнений и т.д.
В практике физического воспитания все методы строго регламентированного упражнения подразделяются на две подгруппы: 1) методы обучения двигательным действиям; 2) методы воспитания физических качеств.
Методы обучения двигательным действиям. К ним относятся:
1) целостный метод (метод целостно-конструктивного упражнения);
2) расчлененно-конструктивный; 3) сопряженного воздействия. Метод целостно-конструктивного упражнения. Применяется на любом этапе обучения. Сущность его состоит в том, что техника двигательного действия осваивается с самого начала в целостной своей структуре без расчленения на отдельные части. Целостный метод позволяет разучивать структурно несложные движения (например, бег, простые прыжки, общеразвивающие упражнения и т.п.).
Целостным методом возможно осваивать отдельные детали, элементы или фазы не изолированно, а в общей структуре движения, путем акцентирования внимания учеников на необходимых частях техники.
Недостаток этого метода заключается в том, что в неконтролируемых фазах или деталях двигательного действия (движения) возможно закрепление ошибок в технике. Следовательно, при освоении упражнений со сложной структурой его применение нежелательно. В этом случае предпочтение отдается расчлененному методу.
Метод расчлененно-конструктивного обучения. Используется на ранних стадиях образовательного процесса. Основная идея заключается в разделении сложного двигательного действия на составные части или этапы, которые последовательно изучаются и затем объединяются в единое целое.
При применении расчлененного метода необходимо соблюдать следующие правила (В. В.Белинович, 1958).
1. Обучение целесообразно начинать с целостного выполнения двигательного действия, а затем в случае необходимости выделять из него элементы, требующие более тщательного изучения.
2. Необходимо расчленять упражнения таким образом, чтобы выделенные элементы были относительно самостоятельными или менее связанными между собой.
3. Изучать выделенные элементы в сжатые сроки и при первой же возможности объединять их.
4. Выделенные элементы надо по возможности изучать в различных вариантах. Тогда легче конструируется целостное движение.
Недостаток расчлененного метода заключается в том, что изолированно разученные элементы не всегда легко удается объединить в целостное двигательное действие.
В практике физического воспитания целостный и расчлененно-конструктивный методы часто комбинируют. Сначала приступают к разучиванию упражнения целостно. Затем осваивают самые трудные выделенные элементы и в заключение возвращаются к целостному выполнению.
Метод сопряженного воздействия. Применяется в основном в процессе совершенствования разученных двигательных действий для улучшения их качественной основы, т.е. результативности. Сущность его состоит в том, что техника двигательного действия совершенствуется в условиях, требующих увеличения физических усилий. Например, спортсмен на тренировках метает утяжеленное копье или диск, прыгает в длину с утяжеленным поясом и т.п. В этом случае одновременно происходит совершенствование как техники движения, так и физических способностей.
При применении сопряженного метода необходимо обращать внимание на то, чтобы техника двигательных действий не искажалась и не нарушалась их целостная структура.
Подходы к развитию физических качеств. Способы строгого контроля, используемые для развития физических качеств, включают разнообразные сочетания нагрузки и отдыха. Они ориентированы на достижение и фиксирование адаптивных изменений в организме. Данные методы можно классифицировать на те, что используют стандартные, и те, что применяют нестандартные (переменные) нагрузки.
Методы стандартного упражнения в основном направлены на достижение и закрепление адаптационных перестроек в организме. Стандартное упражнение может быть непрерывным и прерывистым (интервальным).
Метод стандартно-непрерывного упражнения представляет собой непрерывную мышечную деятельность без изменения интенсивности (как правило, умеренной). Наиболее типичными его разновидностями являются: а) равномерное упражнение (например, длительный бег, плавание, бег на лыжах, гребля и другие виды циклических упражнении); б) стандартное поточное упражнение (например, многократное непрерывное выполнение элементарных гимнастических упражнений).
Метод стандартно-интервального упражнения — это, как правило, повторное упражнение, когда многократно повторяется одна и та же нагрузка. При этом между повторениями могут быть различные интервалы отдыха.
Методы переменного упражнения. Эти методы характеризуются направленным изменением нагрузки в целях достижения адаптационных изменений в организме. При этом применяются упражнения с прогрессирующей, варьирующей и убывающей нагрузкой.
Упражнения с прогрессирующей нагрузкой непосредственно ведут к повышению функциональных возможностей организма. Упражнения с варьирующей нагрузкой направлены на предупреждение и устранение скоростных, координационных и других функциональных «барьеров». Упражнения с убывающей нагрузкой позволяют достигать больших объемов нагрузки, что важно при воспитании выносливости.
Основными разновидностями метода переменного упражнения являются следующие методы.
Метод переменно-непрерывного упражнения. Он характеризуется мышечной деятельностью, осуществляемой в режиме с изменяющейся интенсивностью. Различают следующие разновидности этого метода:
а) переменное упражнение в циклических передвижениях (переменный бег, «фартлек», плавание и другие виды передвижений с меняющейся скоростью);
б) переменное поточное упражнение — серийное выполнение комплекса гимнастических упражнений, различных по интенсивности нагрузок.
Метод нагрузки с переменными интервалами. Он включает различные промежутки отдыха между физическими нагрузками. К основным вариантам данного метода относятся:
а) прогрессирующее упражнение (например, последовательное однократное поднимание штанги весом 70—80—90—95 кг и т.д. с полными интервалами отдыха между подходами;
б) варьирующее упражнение с переменными интервалами отдыха (например, поднимание штанги, вес которой волнообразно изменяется — 60—70—80—70—80—90—50 кг, а интервалы отдыха колеблются от 3 до 5 мин);
в) нисходящее упражнение (например, пробегание отрезков в следующем порядке — 800 + 400 + 200 + 100 м с жесткими интервалами отдыха между ними).
Кроме перечисленных, имеется еще группа методов обобщенного воздействия в форме непрерывного и интервального упражнения при круговой тренировке.
Круговой метод представляет собой последовательное выполнение специально подобранных физических упражнений, воздействующих на различные мышечные группы и функциональные системы по типу непрерывной или интервальной работы. Для каждого упражнения определяется место, которое называется «станцией». Обычно в круг включается 8—10 «станций». На каждой из них занимающийся выполняет одно из упражнений (например, подтягивания, приседания, отжимания в упоре, прыжки и др.) и проходит круг от 1 до 3 раз (рис. 5).
Рис. 5. Метод круговой тренировки
Данный метод используется для воспитания и совершенствования практически всех физических качеств.
Более подробно методы воспитания физических качеств рассматриваются в седьмой главе «Теоретико-практические основы развития физических качеств».
Игровой метод
В системе физического воспитания игра используется для решения образовательных, оздоровительных и воспитательных задач.
Суть игрового подхода состоит в том, что активность участников структурируется вокруг содержания, условий и норм игрового процесса.
Основными методическими особенностями игрового метода являются [3]:
1) игровой метод обеспечивает всестороннее, комплексное развитие физических качеств и совершенствование двигательных умений и навыков, так как в процессе игры они проявляются не изолированно, а в тесном взаимодействии; в случае же педагогической необходимости с помощью игрового метода можно избирательно развивать определенные физические качества (подбирая соответствующие игры);
2) наличие в игре элементов соперничества требует от занимающихся значительных физических усилий, что делает ее эффективным методом воспитания физических способностей;
3) широкий выбор разнообразных способов достижения цели, импровизационный характер действий в игре способствуют формированию у человека самостоятельности, инициативы, творчества, целеустремленности и других ценных личностных качеств;
4) соблюдение условий и правил игры в условиях противоборства дает возможность педагогу целенаправленно формировать у занимающихся нравственные качества: чувство взаимопомощи и сотрудничества, сознательную дисциплинированность, волю, коллективизм и т.д.;
5) присущий игровому методу фактор удовольствия, эмоциональности и привлекательности способствует формированию у занимающихся (особенно у детей) устойчивого положительного интереса и деятельного мотива к физкультурным занятиям.
К недостатку игрового метода можно отнести его ограниченные возможности при разучивании новых движений, а также при дозировании нагрузки на организм.
Соревновательный метод
Соревновательный метод — это способ выполнения упражнений в форме соревнований. Сущность метода заключается в использовании соревнований в качестве средства повышения уровня подготовленности занимающихся. Обязательным условием соревновательного метода является подготовленность занимающихся к выполнению тех упражнений, в которых они должны соревноваться.
В практике физического воспитания соревновательный метод проявляется:
1) в формате официальных турниров различных уровней (Олимпиады, мировые чемпионаты по различным видам спорта, национальные первенства, городские соревнования, отборочные этапы и т.д.);
2) как элемент организации урока, любого физкультурно-спортивного занятия, включая и спортивную тренировку.
Соревновательный метод позволяет [8]:
- стимулировать максимальное проявление двигательных способностей и выявлять уровень их развития;
- выявлять и оценивать качество владения двигательными действиями;
- обеспечивать максимальную физическую нагрузку;
- содействовать воспитанию волевых качеств.
Общепедагогические методы, используемые в физическом воспитании
В физическом воспитании широко применяются методы общей педагогики, в частности методы использования слова (словесные методы) и методы обеспечения наглядности (наглядные методы).
Применение общепедагогических методов в физическом воспитании зависит от содержания учебного материала, дидактических целей, функций, подготовки занимающихся, их возраста, особенностей личности и подготовки преподавателя-тренера, наличия материально-технической базы, возможностей ее использования.
Словесные методы
В физическом воспитании преподаватель свои общепедагогические и специфические функции в значительной мере реализует с помощью слова: ставит перед занимающимися задачи, управляет их учебно-практической деятельностью на занятиях, сообщает знания, оценивает результаты освоения учебного материала, оказывает воспитательное влияние на учеников.
В физическом воспитании применяются следующие словесные методы.
1. Дидактический рассказ. Представляет собой изложение учебного материала в повествовательной форме. Его назначение — обеспечить общее, достаточно широкое представление о каком-либо двигательном действии или целостной двигательной деятельности. Наиболее широко применяется в процессе физического воспитания детей младшего и среднего школьного возраста.
В начальной школе, особенно в I—II классах, занятия физическими упражнениями проходят интересно (эмоционально), если они проводятся в форме «двигательных, дидактических рассказов»: отдельные действия-эпизоды последовательно развертываются по рассказу преподавателя. Эти действия объединяются каким-либо общим сюжетным рассказом, который дети сопровождают действиями, доступными их воображению и двигательному опыту.
Чем старше занимающиеся, тем шире вместо рассказа применяются описание, объяснение учебного материала и лекция.
2. Характеристика. Это метод формирования у участников представления о действии. Характеристика включает ясное, выразительное и наглядное раскрытие особенностей и свойств объектов, их размеров, размещения в пространстве, форм, а также информацию о характере протекания процессов и событий. С помощью характеристики участникам предоставляется, в первую очередь, фактический материал, указывается, что необходимо делать, но не объясняется, почему следует делать именно так. Этот метод применяется, в основном, для формирования первоначального представления или в процессе изучения сравнительно простых действий, когда участники могут опираться на свои знания и двигательный опыт.
3. Объяснение. Метод представляет собой последовательное, строгое в логическом отношении изложение преподавателем сложных вопросов, например понятий, законов, правил и т.д. Практически объяснение характеризуется доказательством утверждений, аргументированностью выдвинутых положений, строгой логической последовательностью изложения фактов и обобщений.
В физическом воспитании объяснение применяется в целях ознакомления занимающихся с тем, что и как они должны делать при выполнении учебного задания. При объяснении широко используется спортивная терминология, характерная для данного раздела программы (легкоатлетическая, гимнастическая и т.д.). Применение терминов делает объяснение более кратким.
Для детей младшего школьного возраста объяснение должно отличаться образностью, ярким сравнением и конкретностью.
4. Беседа. Вопросно-ответная форма взаимного обмена информацией между преподавателем и учащимися.
Что делает преподаватель
Что делают учащиеся
Логически правильно формулирует вопросы, определяет их последовательность. Следит за ответами учащихся, вносит в них коррективы. Подводит итог беседы. Формулирует выводы
5. Разбор — форма беседы, проводимая преподавателем с занимающимися после выполнения какого-либо двигательного задания, участия в соревнованиях, игровой деятельности и т.д., в которой осуществляются анализ и оценка достигнутого результата и намечаются пути дальнейшей работы по совершенствованию достигнутого.
6. Лекция представляет собой системное, всестороннее, последовательное освещение определенной темы (проблемы).
7. Инструктирование — это четкое и детальное представление задачи, предлагаемой обучающимся преподавателем.
8. Комментарии и замечания. Преподаватель по ходу выполнения задания или сразу же за ним в краткой форме оценивает качество его выполнения или указывает на допущенные ошибки. Замечания могут относится ко всем занимающимся, к одной из групп или к одному ученику.
9. Распоряжения, команды, указания — основные средства оперативного управления деятельностью занимающихся на занятиях.
Под распоряжением понимается словесное указание преподавателя на занятии, которое не имеет определенной формы (стандартных словосочетаний, неизменных по подбору фраз). Распоряжения дают для выполнения какого-либо действия («повернитесь лицом к окнам», «постройтесь вдоль стены» и т.д.), упражнения, для подготовки мест занятий, инвентаря для уборки спортзала и т.д. Распоряжения применяются преимущественно в начальной школе.
Указание представляет собой словесные воздействия с целью внесения соответствующих поправок при неправильном выполнении двигательных действий (например, «быстрее», «выше взмах» и т.п.). Указания чаще всего применяют в начальной школе.
В зависимости от того, как преподаватель подает команды, как он дает указания и распоряжения, можно почти безошибочно сделать заключение о его профессиональной подготовленности.
Методы обеспечения наглядности
В физическом воспитании методы обеспечения наглядности способствуют зрительному, слуховому и двигательному восприятию занимающимися выполняемых заданий. К ним относятся:
1) метод непосредственной наглядности (показ упражнений преподавателем или по его заданию одним из занимающихся);
2) методы опосредованной наглядности (демонстрация учебных видеофильмов, кинограмм двигательных действий, рисунков, схем и др.);
3) методы направленного прочувствования двигательного действия;
4) способы получения срочных данных. Изучим ключевые характеристики этих методов.
Метод непосредственной наглядности. Предназначен для создания у занимающихся правильного представления о технике выполнения двигательного действия (упражнения). Непосредственный показ (демонстрация) движений преподавателем или одним из занимающихся всегда должен сочетаться с методами использования слова, что позволяет исключить слепое, механическое подражание. При показе необходимо обеспечить удобные условия для наблюдения: оптимальное расстояние между демонстрантом и занимающимися, плоскость основных движений (например, стоя к занимающимся в профиль легче показать технику бега с высоким подниманием бедра, маховые движения в прыжках в высоту с разбега и т.п.), повтор демонстрации в разном темпе и в разных плоскостях, наглядно отражающих структуру действия.
Методы опосредованной наглядности создают дополнительные возможности для восприятия занимающимися двигательных действий с помощью предметного изображения. К ним относятся: демонстрация наглядных пособий, учебных видео- и кинофильмов, рисунки фломастером на специальной доске, зарисовки, выполняемые занимающимися, использование различных муляжей (уменьшенных макетов человеческого тела) и др.
Наглядные пособия позволяют акцентировать внимание занимающихся на статических положениях и последовательной смене фаз движений.
С помощью видеофильмов демонстрируемое движение можно замедлить, остановить в любой фазе и прокомментировать, а также многократно повторить.
Рисунки фломастером на специальной доске являются оперативным методом демонстрации отдельных элементов техники физических упражнений и тактических действий в игровых видах спорта.
Зарисовки, выполняемые занимающимися в виде фигурок, позволяют графически выразить собственное понимание структуры двигательного действия.
Муляжи (макеты человеческого тела) позволяют преподавателю продемонстрировать занимающимся особенности техники двигательного действия (например, техники бега на различные дистанции, техники перехода через планку в прыжках в высоту с разбега, техники приземления в прыжках в длину с разбега и т.п.).
Методы направленного прочувствования двигательного действия направлены на организацию восприятия сигналов от работающих мышц, связок или отдельных частей тела. К ним относятся:
1) направляющая помощь преподавателя при выполнении двигательного действия (например, проведение преподавателем руки занимающихся при обучении финальному усилию в метании малого мяча на дальность);
2) осуществление упражнений с пониженной скоростью;
3) фиксация положений тела и его частей в отдельные моменты двигательного действия (например, фиксация положения звеньев тела перед выполнением финального усилия в метаниях);
4) использование специальных тренажерных устройств, позволяющих прочувствовать положение тела в различные моменты выполнения движения.
Методы срочной информации. Предназначены для получения преподавателем и занимающимися с помощью различных технических устройств (тензоплатформы, электрогониометры, фотоэлектронные устройства, свето- и звуколидеры, электромишени и др.) срочной и преламинарной информации после или по ходу выполнения двигательных действий соответственно с целью их необходимой коррекции либо для сохранения заданных параметров (темпа, ритма, усилия, амплитуды и т.д.). Так, например, в настоящее время в физическом воспитании и спорте широко применяются различные тренажерные устройства (велоэргометры, беговые дорожки, гребной тренажер и др.), оборудованные встроенными компьютерами, управляющими системой регулирования нагрузки (рис. 6).
Рис. 6. Автоматизированный тредбан с компьютерным программированием режима тренировки
Компьютер показывает значения пульса, скорости, времени, длину дистанции, расход калорий и др. Профиль нагрузки графически отображается на дисплее.
В заключение следует отметить, что, готовясь к занятию и выбирая оптимальные для того или иного этапа методы, преподаватель должен предусматривать, какова должна быть их структура, чтобы усилить, например, мотивационную или воспитательную, образовательную или развивающую функцию.
Холодов Ж. К. Кузнецов В. С. Теория и методика физического воспитания и спорта. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 480 с. Глава 4. Средства и методы физического воспитания. — С. 32-52.
- Назад
- Вперёд
Переменный метод тренировки при подготовке велосипедистов к командной гонке на 100 км
В специальной литературе по велосипедному спорту (Л. Шелешнев, 1963; Е. Архипов, 1966; А. Седов, 1968; С. Минаков, 1972) указывается на необходимость использования переменного метода тренировки в подготовке велосипедистов. В то же время отсутствие убедительных данных о наиболее целесообразном соотношении величин тренировочных нагрузок снижает эффект применения этого метода.
С. М. Минаков о содержании переменного метода пишет, что он «характеризуется прохождением дистанции или ее частей с переменной скоростью» («Велосипедный спорт в коллективах физкультуры», 1972 г.).
Ю. Г. Крылатых (1972) рекомендует для оценки эффективности улучшения аэробных способностей велосипедистов осуществлять интервальную нагрузку (не непрерывную, а переменную) при частоте сердечных сокращений 180 ударов в минуту в течение 3 минут и при 165 ударах в минуту на протяжении 7,5 минут.
Опрос квалифицированных тренеров по велосипедному спорту показал, что в практике этот метод применяется во время прохождения спортсменами тренировочных дистанций, пролегающих по пересеченной местности, или при смене позиций гонщиков при езде в команде, когда используется работа переменной мощности.
Такой подход к вопросу применения переменного метода не может решать задачи управления процессом тренировки, эффективного воздействия на функциональные показатели выносливости велосипедиста и способствовать значительному росту спортивных достижений в гонке на 100 км.
Анализ изученных данных показал, что постоянное повышение величины нагрузки при подготовке велосипедистов требует пересмотра и уточнения режимов тренировки.
Многие авторы (3. Курас, 1969; Н. Кичайкина, 1968; В. Зациорский, 1970) обращают внимание на то, что переменный метод тренировки может сыграть важную роль в достижении спортсменом высоких результатов.
Все это потребовало изучения эффективности применения переменного метода тренировки, и в первую очередь решения таких вопросов, как: — соотношение составляющих частей непрерывного переменного метода тренировки, способствующего улучшению функциональных возможностей велосипедистов; — характер применения непрерывного переменного метода на всех этапах тренировки как одного из основных при подготовке к командной гонке на 100 км.
При контроле за деятельностью сердечно-сосудистой системы с помощью метода радиотелеметрии во время проведения командной гонки на 100 км были получены подробные характеристики динамики величины пульса (ЧСС), что, в свою очередь, позволило более эффективно подбирать тренировочные средства и методы, соответствующие соревновательным нагрузкам.
Учитывая научные рекомендации В. М. Зациорского (1970—1971), нами был использован переменный метод тренировки при подготовке сборной команды УССР к V Спартакиаде народов СССР.
Этот метод тренировки применялся с начала подготовительного периода. Выполняемые нагрузки чередовались по времени. Например, езда на шоссе на отрезке дистанции 1—2 км в течение 1—3 мин. при ЧСС 175—180 уд. в 1 мин. и отдыхе 3—4 мин. чередовалась с ездой на шоссе на отрезке дистанции до 2 км в течение 1—3 мин. при пульсе 120—140 уд. в 1 мин. При этом дистанция составляла 40—60 км.
Использование переменного метода позволило «вкрапливать» в занятия соревновательные режимы с начала подготовительного периода, а также увеличивать объем интенсивных тренировок.
Использование данного метода подготовки в комбинации с другими способствовало спортсменам добиться выдающихся успехов на V Спартакиаде народов СССР, где они заняли 3-е место в командной гонке.
В дальнейшем была поставлена задача апробировать научные рекомендации последних лет, в которых предлагалось изменить тренировочные методы, повысив удельный вес длинных отрезков дистанции. С этой целью была отобрана группа спортсменов — студентов кафедры велосипедного спорта КГИФКа. В нее входили кандидаты в мастера спорта и мастера спорта СССР.
Начиная с 1973 г. совместно с медико-биологической бригадой (профессор Л. Евгеньева, кандидат биол. наук Т. Кадьмуцкая) проводились исследования, которые позволили, с одной стороны, оценить соотношение различных режимов работы в тренировочном занятии, распределить методы тренировки в микро- и макроциклах, а с другой — вскрыть закономерности кумулятивного влияния тренировочных занятий на сердечно-сосудистую, дыхательную системы и систему кровообращения.
При разработке тренировочных планов было определено, что в подготовительном периоде, который начинался с октября, будет использоваться преимущественно переменный метод тренировки.
Методы переменного упражнения
Метод воспитания (от греч. "методос" — путь) — это способ реализации целей воспитания. Методы воспитания являются главными средствами, обеспечивающими успешность решения задач воспитательного процесса. Обычно методы воспитания рассматривают как способы воздействия на сферы человека с целью выработки у них определенных качеств. Однако такое понимание не соответствует нашему пониманию воспитательного процесса. Под методами воспитания мы понимаем способы взаимодействия педагогов и учащихся, в процессе которого происходят изменения в развитии качеств личности воспитанников.
Введение1. Понятия о методах физического воспитания2. Методы воспитания физических качеств3. Методы стандартного упражнения4. Методы переменного упражнения5. Круговой методЗаключение
Прикрепленные файлы: 1 файл
— 23.53 Кб (Скачать документ)
1. Понятия о методах физического воспитания
2. Методы воспитания физических качеств
3. Методы стандартного упражнения
4. Способы сменного тренинга
5. Круговой метод
Метод воспитания (от греч. "методос" — путь) — это способ реализации целей воспитания. Методы воспитания являются главными средствами, обеспечивающими успешность решения задач воспитательного процесса. Обычно методы воспитания рассматривают как способы воздействия на сферы человека с целью выработки у них определенных качеств. Однако такое понимание не соответствует нашему пониманию воспитательного процесса. Под методами воспитания мы понимаем способы взаимодействия педагогов и учащихся, в процессе которого происходят изменения в развитии качеств личности воспитанников.
В физическом воспитании широко применяются методы педагогики, в частности словесные методы и наглядные методы.
Применение общепедагогических методов в физическом воспитании зависит от содержания учебного материала, дидактических целей, функции, подготовки занимающихся, их возраст, особенностей личности и подготовки преподавателя-тренера.
1. Понятия о методах физического воспитания
Одной из основных задач, решаемой в процессе физического воспитания, является оптимальное развитие физических качеств человека. К ним относят мышечную силу, быстроту, выносливость, гибкость и ловкость.
Методов и особенно различных версий (модификаций) в педагогической литературе указывается так много, что выбрать адекватные и реальные помогала лишь их классификация. Классификация методов — это выстроенная по определенному признаку система методов. Она помогает обнаружить в методах общее и специфическое, существенное и случайное, теоретическое и
практическое и тем самым способствует их наиболее эффективному применению.
В настоящее время наиболее объективной и удобной представляется классификация методов воспитания на основе направленности — интегративной характеристики, включающей в себя в единстве нескольких сторон методов воспитания. В соответствии с этой характеристикой выделяются три группы методов воспитания:
- методы формирования сознания личности
- методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения
- методы стимулирования поведения и деятельности.
Учитель физической культуры обязан иметь глубокие знания о методах совершенствования физических способностей. Это позволит ему с максимальной точностью выбрать наиболее подходящие методики физического развития, учитывающие специфические условия.
2. Методы воспитания физических качеств
Под методами физического воспитания понимаются способы применения физических упражнений. В физическом воспитании используются две группы методов:
1. специфические (применяемые только для процесса физического воспитания)
2. общепедагогические (применяемые во всех случаях обучения и воспитания).
К специфическим методам относят:
- метод регламентированного упражнения;
- игровой метод;
- соревновательный метод;
- словесный и сенсорный методы.
Метод регламентированного упражнения предусматривает обеспечение оптимальных условий для усвоения новых двигательных умений, навыков или направленное воздействие на развитие определенных физических качеств.
Игровой метод может быть применен на основе любых физических упражнений и не обязательно связан с какими-либо спортивными играми. Игровой метод используется для комплексного совершенствования двигательной деятельности и позволяет развивать такие качества, как ловкость, быстрота ориентировки, находчивость, самостоятельность и инициативность.
Соревновательный метод используется как в относительно элементарных формах, для активизации занимающихся при выполнении отдельных упражнений на занятиях, так и в самостоятельном виде в качестве контрольных или официальных спортивных соревнований.
Словесный и сенсорный методы предполагают широкое использование слова и чувственной информации. Благодаря словесному методу можно сообщать необходимые знания, активизировать и углублять восприятие, анализировать и оценивать результаты, корректировать поведение занимающихся.
С помощью сенсорных техник достигается наглядность (визуальное восприятие, слуховые и тактильные ощущения).
К общепедагогическим методам относят:
- Словесный метод;
- Метод наглядного воздействия.
Оптимальное сочетание вышеперечисленных методов может обеспечить успешную реализацию комплекса задач физического воспитания.
- Методы стандартного упражнени я
Методы стандартного упражнения в основном направлены на достижение и закрепление адаптационных перестроек в организме.
К данным методам относят:
1. Метод равномерного упражнения (например, равномерный бег, поточное выполнение элементарных движений и т. п.);
2.Метод повторного упражнения (например, бег 5 раз по 30 м).
Стандартное упражнение может быть непрерывным и прерывистым.
Метод стандартно-непрерывного упражнения представляет собой непрерывную мышечную деятельность без изменения интенсивности. Наиболее типичными его разновидностями являются:
- Равномерное упражнение (например, длительный бег, плаванье, бег на лыжах и т.п.);
- Стандартное поточное упражнение (например, многократное непрерывное выполнение элементарных гимнастических упражнений).
Метод стандартно-прерывистого упражнения — это повторное упражнение, когда многократно повторяется одна и та же нагрузка.
4. Способы изменяющейся тренировки
Методы переменного упражнения характеризуются направленным изменением нагрузки в целях адаптационных изменений в организме.
Упражнения с прогрессирующей нагрузкой ведут к повышению функциональных возможностей организма. Упражнения с варьирующей нагрузкой направлены на предупреждение и устранение функциональных барьеров. Упражнения с убывающей нагрузкой позволяют достигать больших объемов нагрузки, что важно при воспитании выносливости.
Переменные методы также подразделяются на непрерывные и прерывистые упражнения.
Метод переменно-непрерывного упражнения характеризуется мышечной деятельностью, осуществляемой с изменяющейся интенсивностью. Различают некоторые разновидности данного метода:
- Переменное упражнение в циклических передвижениях (например, переменный бег, плавание и другие виды передвижений с изменяющейся скоростью);
- Переменное поточное упражнение — выполнение комплекса гимнастических упражнений, различных по интенсивности нагрузок.
Для метода переменно-прерывистого упражнения характерно наличие различных интервалов отдыха между нагрузками. Типичными его разновидностями являются:
- Прогрессирующее упражнение (например, последовательное однократное поднимание штанги весом 70, 80, 90, 96 кг и т.д. с полными интервалами отдыха между подходами);
- Варьирующее упражнение с переменными интервалами отдыха (например, поднимание штанги, вес которой волнообразно изменяется: 60, 70, 80, 70, 80, 90, 50 кг, а интервалы отдыха колеблются от 3 до 5 мин);
- Нисходящее упражнение (например, преодалевание расстояния в следующем порядке: 800, 400, 200, 100 м с малыми интервалами отдыха между ними).
Кроме всех вышеперечисленных методов имеется еще одна группа методов воздействия в форме непрерывного и прерывистого упражнения при круговой тренировке.
Круговой метод представляет собой последовательное выполнение специально подобранных физических упражнений, воздействующих на различные мышечные группы и функциональные системы по типу непрерывной и прерывистой работы. Для каждого упражнения определяется место, называющееся «станцией». Обычно в круг включается 8-10 «станций».
Оценивается влияние кругового метода по следующим критериям:
- За стандартное время увеличение количества повторений (например, подъем штанги за 30 с);
- Стандартное количество повторений за меньшее время;
- По уменьшению пульса через несколько тренировок.
Данный метод используется для воспитания и совершенствования практически всех физических качеств. Он чрезвычайно эффективен в упражнениях на развитие силы сопротивления, быстрой силы, сердечнососудистой системы и дыхательных путей.
Методы физического воспитания охватывают приемы использования физических упражнений. С их помощью достигаются определенные цели, связанные с освоением техники выполнения физических упражнений и развитием физических качеств.
Каждый метод воспитания и соответствующий ему метод самовоспитания отличаются один от другого тем, на какую сущностную сферу человека они оказывают доминирующее воздействие.
Опираясь на классификацию методов, педагог не только ясно представляет себе их систему, но и лучше понимает назначение, характерные признаки различных методов и модификаций.
Ни одним из методов нельзя ограничиваться в методике физического воспитания как наилучшим. Только оптимальное сочетание названных методов в соответствии с методическими принципами может обеспечить успешную реализацию комплекса задач физического воспитания.




