Что такое скорость в физкультуре: основные аспекты и значение

Что такое скорость в физкультуре: основные аспекты и значение
Содержание

Скорость в физкультуре — это ключевой компонент физической подготовки, который отражает способность человека быстро выполнять движения или преодолевать дистанции. Она играет важную роль в различных видах спорта, где требуется высокая динамичность, например, в легкой атлетике, футболе и плавании.

Кроме того, развитие скорости способствует улучшению координации, реакции и общей выносливости, что положительно сказывается на спортивных результатах и общем состоянии здоровья. Таким образом, тренировка скорости является важным аспектом для всех, кто стремится к достижению высоких результатов в спорте и поддержанию физической активности.

Быстрота как физическое качество; виды быстроты, обуславливающие факторы, мера измерения, общая характеристика и методические приемы совершенствования

Скорость – это способность выполнять двигательные действия с максимальным темпом (в минимально возможные сроки). Различают поверхностные и более сложные формы проявления скоростных характеристик. К простым формам относят скорость реакции, быстроту одиночного движения и частоту (темп) движений.

Скорость простой реакции — латентный (скрытый) период реакции — это временной интервал от момента появления сигнала до начала движения. Латентное время для простой реакции у взрослых, как правило, не превышает 0,3 секунды.

Сложные двигательные реакции характеризуются реакциями «выбора» (когда необходимо мгновенно определить одно из нескольких возможных действий, соответствующее данной ситуации). В некоторых видах спорта такие реакции совмещаются с реакциями на движущийся объект (например, мяч, шайба и так далее).

Частота, или темп, движений — это число движений в единицу времени (например, число беговых шагов за 10 с).

Скоростные способности проявляются в различных комбинациях и в сочетании с другими физическими характеристиками и техническими действиями: быстрота выполнения комплексных двигательных действий, умение максимально быстро достигать высшей скорости и способность долго сохранять эту скорость.

Умение максимально быстро наращивать максимальную скорость измеряется по фазе стартового разгона или стартового времени. В среднем этот показатель составляет 5—6 секунд. Способность длительно поддерживать достигнутую максимальную скорость называется скоростной выносливостью и измеряется по скорости на дистанции.

В играх и единоборствах есть еще одно специфическое проявление скоростных качеств — быстрота торможения, когда в связи с изменением ситуации необходимо мгновенно остановиться и начать движение в другом направлении.

Выражение форм быстроты и скорости движений определяется множеством факторов: состоянием центральной нервной системы и нервно-мышечного аппарата индивида; морфологией мышечной ткани, ее составом (то есть соотношением быстрых и медленных волокон); силой мышц; умением мышц быстро переходить из состояния напряжения в расслабление; запасами энергии в мышцах (АТФ и КТФ); амплитудой движений, т.е. уровнем подвижности суставов; координацией движений при выполнении скоростных заданий; биологическим ритмом функционирования организма; возрастом и полом; природными скоростными способностями человека.

Периоды, наиболее способствующие развитию скоростных качеств как у мальчиков, так и у девочек, ограничены возрастом от 7 до 11 лет. После 11 лет рост различных показателей быстроты продолжается, но уже в меньшем объёме до 14—15 лет. До 12—13 лет половые различия в уровне развития скоростных способностей минимальны.

Для повышения быстроты используются упражнения, выполняемые на предельных или близких к предельным скоростях (т.е. скоростные тренировки). Их можно классифицировать на три главные группы (В. И. Лях, 1997):

1. Упражнения, направленно воздействующие на отдельные компоненты скоростных способностей: быстроту реакции; скорость выполнения отдельных движений; улучшение частоты движений; улучшение стартовой скорости; скоростную выносливость; быстроту выполнения последовательных двигательных действий в целом (например, бега, плавания, ведения мяча).

2. Занятия, направленные на всестороннее развитие всех ключевых элементов скоростных качеств (например, спортивные игры, подвижные соревнования, эстафеты, единоборства и прочее).

3. Упражнения сопряженного воздействия: на скоростные и все другие способности (скоростные и силовые, скоростные и координационные, скоростные и выносливость); на скоростные способности и совершенствование двигательных действий (в беге, плавании, спортивных играх и др.).

Для увеличения частоты движений используются: циклические тренировки в обстановке, способствующей ускорению темпа движений.

Основными методами воспитания скоростных способностей являются:

Способы строго контролируемых тренировок охватывают: а) методы повторного выполнения заданий с акцентом на достижение максимальной скорости; б) методы вариативной (изменяемой) тренировки, где скорость и ускорение изменяются согласно заданной программе в специально подготовленной среде.

Соревновательный метод – различные тренировочные состязания (прикидки, эстафеты, гандикапы — уравнительные соревнования) и финальные соревнования.

Игровая методика заключается в выполнении различных заданий с высокой скоростью в ходе организации подвижных и спортивных мероприятий.

Характеристика быстроты и ее форм

Быстрота как двигательное качество – это способность человека совершать двигательное действие в минимальный для данных условий отрезок времени с определенной частотой и импульсивностью. В вопросе о природе этого качества среди специалистов нет единства взглядов. Одни высказывают мысль, что физиологической основой быстроты является лабильность нервно-мышечного аппарата. Другие полагают, что важную роль в проявлении быстроты играет подвижность нервных процессов. Многочисленными исследованиями доказано, что быстрота является комплексным двигательным качеством человека.

Владимир Сергеевич Мельницкий

Содержимое разработки

Характеристика быстроты и ее форм

Скорость как двигательное свойство представляет собой умение человека выполнять двигательное действие за кратчайший возможный промежуток времени в определенных условиях, с заданной частотой и импульсивностью. Вопрос о природе данной характеристики вызывает разногласия среди экспертов. Некоторые утверждают, что основой скорости является лабильность нервно-мышечного аппарата. В то время как другие считают, что значительную роль в проявлении скорости играют подвижные нервные процессы. Многочисленные исследования подтвердили, что скорость — это комплексное двигательное качество человека.

Различают несколько элементарных форм проявления быстроты:

1. Скорость выполнения простой и сложной двигательной реакции.

2. Быстроту одиночного движения.

3. Скорость сложного (многосуставного) движения, обусловленная изменением позиции тела или переходом от одной активности к другой, при отсутствии значительного внешнего сопротивления.

4. Частоту движений.

Формы проявления быстроты, которые мы выделяем, относительно автономны и имеют слабую зависимость от степени общей физической подготовки.

Быстрота двигательной реакции, как ответ на внезапно появляющийся сигнал определенным движением или действием, имеет большое значение для рукопашного боя. В условиях поединка может быть один или несколько одновременных или последовательных раздражителей (действий противника), поэтому и выделяют простую и сложную реакции (реакция на движущийся объект или реакция выбора соответственно).

В элементарной реакции можно выделить два ее составляющих:

1. Латентный (запаздывающий), обусловленный задержками, накапливающимися на всех уровнях организации действия в ЦНС. Латентное время простой двигательной реакции не поддается тренировке, не связано со спортивным мастерством и не может приниматься за характеристику быстроты человека.

2. Двигатель, благодаря улучшениям которого в значительной мере уменьшается время отклика.

Для простых реакций характерен значительный перенос быстроты: тренировка в различных скоростных упражнениях улучшает быстроту простой реакции, а люди, быстро реагирующие в одних ситуациях, будут быстро реагировать и в других.

Во время интенсивной работы мышц у спортсменов с хорошей физической подготовкой отмечается сокращение времени простой двигательной реакции и увеличение возбудимости нервно-мышечного аппарата (НМА); у людей с низким уровнем тренировки время реакции увеличивается, что приводит к снижению возбудимости центральной нервной системы и общего функционального состояния НМА. После выполнения кратковременной, но интенсивной физической нагрузки может наблюдаться сокращение времени реакции, вызванное ослаблением тормозных механизмов вследствие перевозбуждения центральной нервной системы.

Встречаются утверждения, что быстрота – качество врожденное, что нельзя, например, стать бегуном на короткие дистанции, если нет соответствующих природных данных. Однако практика подтверждает, что в процессе систематической многолетней тренировки спортсмен может развить качество быстроты в очень большой мере.

Оптимальный период для развития быстроты приходится на возраст 10-12 лет. Быстрота движений тесно связана с мышечной силой, поэтому их следует развивать одновременно. Известно, что чем меньше внешние силы сопротивления, тем быстрее происходят движения. Однако снизить вес снаряда, согласно правилам соревнований, невозможно. Так же нельзя уменьшить вес собственного тела без ущерба для здоровья.

Но можно увеличить силу. Возросшая сила позволит спортсмену легче преодолевать внешнее сопротивление, а значит, и быстрее выполнять движения.

Что такое скорость в физкультуре: основные аспекты и значение

-80 процентов

Скорость в спорте : какие факторы на неё влияют

То, насколько организм человека способен реагировать или действовать за минимальный отрезок времени без утомления, называют скоростью. В некоторых видах активности, таких, например, как бег, плавание, велоспорт скорость играет главенствующую роль, в других — второстепенную. Но сложно представить какой — то вид спорта, за исключением шахмат, где скорость была бы не важна вовсе, поскольку она является как частью уровня координации движений, так и физической подготовленности. Известно, что на скоростной показатель оказывает влияние целый ряд факторов, которые разделяют на две большие группы: анатомические с мышечно-физиологическими, и физико-биомеханические.

Анатомические силы мышц На то, как соотносится между собой длина мышцы и её сила, влияет исходное положение туловища спортсмена. Это происходит по причине анатомической фиксации мышцы в её начале и конце. Например, спортсмен может стоять, поставив таз таким образом, чтобы он отклонился от вертикальной оси, и это уже будет выступать в роли стимулятора предварительного растяжения и удлинения мышцы. Поэтому всегда нужно следить за правильным положением тела в момент тренировки ,чтобы мышца не растягивалась чрезмерно — это негативно отразится на силовом показатели мышцы, и как следствие — снизит скорость.

Физико-биомеханические факторы

Физико-биомеханические элементы влияют на скорость спортсмена во время выполнения комплексных движений. Это особенно видно при анализе рычагов и вращательных импульсов. 1. Принцип рычага Руки и ноги спортсмена служат рычагами, которые инициируют движения в процессе физической активности. Чтобы они начали работать, необходима мышца, способная их активировать. Как только мышца руки или ноги сокращается, рычаг начинает двигаться.

Скорость движения "рычага" (ног/рук) спортсмена напрямую зависит от его массы, силы тяжести, которая на него воздействует, а также расстояние точки , к которой прилагается сила, от оси вращения. Оказывать воздействие на рычаг, давая ему необходимую скорость, можно изменением положения сустава и задействованием мышечной силы для повышения вращательной скорости.

2. Сохранение моментума вращения Представьте, что любое движение тела можно рассматривать как вращение вокруг оси, проходящей через определенные его части. В этом контексте сохранение моментума вращения существенно влияет на скорость, что обеспечивается регулярным сгибанием и разгибанием человеческих суставов. Спортсмен может изменять скорость вращения различных частей тела вокруг своей оси, изменяя позицию тела. Например, сгибая колени, он может ускорять вращение тазобедренного сустава. Таким образом, мы разобрали факторы, влияющие на скоростные характеристики спортсмена, которые являются одним из ключевых аспектов для успешного занятия физической активностью. Не упустите интересные новости и события в нашем телеграм-канале: https://tlgg.ru/fitbarnews

Оцените статью
Атлетика
Добавить комментарий