Скоростные качества — это физические способности человека, определяющие быстроту выполнения движений и реакций. К ним относятся такие характеристики, как скорость передвижения, реакция на внешние стимулы и скорость выполнения различных действий, что особенно важно в спорте и повседневной жизни.
Эти качества можно развивать через специальные тренировки, направленные на улучшение координации, скорости реакции и выносливости. Высокий уровень скоростных качеств способствует не только спортивным достижениям, но и общему развитию человека, улучшая его физическую форму и состояние здоровья.
Скоростные качества
Скоростные качества характеризуются способностью человека совершать двигательные действия в минимальный для данных условий отрезок времени. Они проявляются в «чистом» виде, когда без значительных мышечных усилий возникают очень большие ускорения. В соответствии со вторым законом Ньютона это возможно, когда перемещаемая масса невелика.
Выделяют три основные (элементарные) разновидности проявления скоростных качеств (Д.Д. Донской, В.М. Зациорский, 1979): скорость одиночного движения; частоту движения; латентное время реакции. Между этими элементарными формами проявления быстроты корреляция очень мала. Тем самым хорошие показатели скоростных качеств в их отдельной разновидности еще не гарантируют такой же успешности в проявлении других разновидностей скоростных качеств.
Обычно проявление скоростных качеств является комплексным. Например, при ловле мяча результат действия будет зависеть от латентного времени реакции на движущийся объект, скорости одиночного движения руки, частоты движения в суставах тела, особенно когда мяч проходит в стороне от ловящего. Ниже приведены данные экспериментальных исследований, в которых определялась критическая скорость полета мяча (м/с), при которой человек с его комплексным проявлением качества быстроты уже не в состоянии поймать мяч.
Эта скорость, в сущности, определяет верхнюю границу его текущих скоростных возможностей. Конечно, по этим данным сложно определить, за счет каких элементарных разновидностей скоростных качеств лимитируется их общее проявление при решении конкретной двигательной задачи.
Проявление скоростных качеств определяется быстрым изменением положения тела или его частей в пространстве (т.е. скоростью их движения), быстрым изменением силовых показателей и т.д. Все это обеспечивается функционированием мышечной системы тела. Поскольку мышцы могут работать только на сокращение, движение в любом суставе обеспечивается коактивацией (совместной работой) мышц-сгибателей и мышц-разгибателей.
Рассмотрим достаточно простое движение — сгибание-разгибание в локтевом суставе. Группа основных мышц-сгибателей включает в себя бицепс брахии, брахиалис и брахиорадиалис, мышца- разгибатель — трицепс брахии. Для приведения в движение предплечья в первой фазе двигательного действия (для определенности будем считать, что движение начинается из положения полностью распрямленной руки) необходимо резко активировать сгибатели. Результатом этого является разгон и движение предплечья по направлению к плечу.
Через какое-то время предплечье необходимо затормозить, чтобы оно остановилось в положении полного сгибания в локтевом суставе.
Для этого надо активировать разгибатель локтевого сустава, создающий тормозящую силу (или, точнее, тормозящий момент сил). Вторая фаза — разгибание в локтевом суставе — сопровождается резким возрастанием активности разгибателя, а через некоторое время — активностью сгибателей для торможения движущегося предплечья.
Рассмотрение полного процесса сгибания-разгибания в локтевом суставе показывает, что в выбранной нами последовательности движения вначале активируются сгибатели, затем разгибатели, а затем снова сгибатели. Такая картина активности мышечной системы называется трехпачечным паттерном (типом, моделью) активности, он наблюдается во всех сгибательно-разгибательных движениях в любом суставе.
В этом подразделе вводится понятие о трехпачечном паттерне в связи с тем, что в скоростных движениях он проявляется наиболее ярко. А для того чтобы скоростное движение было выполнено на максимуме своих возможностей, необходима четкая координация в активизации мышечных групп, обслуживающих тот или иной сустав тела человека.
Скоростные возможности человека проявляются в естественных локомоциях, относящихся к циклическим движениям, в которых определенно чередуются опорные и безопорные фазы. Ходьба характеризуется как последовательность движений с опорой на одну или две ноги, бег — это последовательность движений с опорой и без опоры (полетная фаза). С увеличением скорости передвижения происходит переход от ходьбы к бегу, а по мере роста скорости бега меняется соотношение (процентное) опорных и полетных фаз.
Если длина шага остается неизменной, то скорость растет преимущественно за счет роста частоты беговых шагов. Если частота беговых шагов постоянна, то скорость возрастает преимущественно за счет роста длины шагов. По мере роста скорости передвижения проявляются не только скоростные возможности человека, но большое значение приобретает и уровень скоростно-силовых качеств опорно-двигательного аппарата.
Скоростные качества в разных проявлениях ускоренно развиваются в возрасте 10—13 лет. Половые различия в уровне развития скорости движения невелики до 12-летнего возраста. В последующем мальчики имеют преимущество перед девочками, у которых уровень развития скоростных качеств после 13—14 лет растет слабо.
Максимальные значения показателей быстроты (по элементарным ее проявлениям) достигаются в период от 15 до 19 лет как у юношей, так и у девушек. Темп движений в период с 7 до 16 лет увеличивается в 1,5 раза. Увеличение протекает неравномерно: наиболее значительное увеличение характерно для 7 — 9 лет, затем в 10 — 11 лет годовой прирост частоты снижается, а в 12—13 лет снова увеличивается преимущественно за счет роста силовых и скоростно-силовых возможностей в пубертатном периоде.
В возрасте от 20 — 29 до 55 — 65 лет параметры быстрой ходьбы и бега стабилизируются. Большой разброс во временных диапазонах объясняют влиянием индивидуальной динамики развития качеств, в данном конкретном аспекте — скоростных. После 65 лет (граница достаточно условна и индивидуальна) начинает проявлять себя старческая инволюция двигательных функций.
Скоростные качества это
Скоростные качества или быстрота – это способность совершать двигательные действия в минимальный для данных условий отрезок времени.
Выделяют следующие элементарные формы проявления скоростных качеств:
латентное время двигательной реакции (т.е. время от появления сигнала для начала двигательного действия), зависит эта форма прежде всего от подвижности нервных процессов;
скорость отдельного движения при малом внешнем сопротивлении, так и быстрота реакции является до известной степени врожденным качеством и трудно поддается развитию в процессе тренировки;
максимальный темп мышечных сокращений.
К скоростным способностям относят также:
быстроту выполнения целостных двигательных действий;
способность как можно быстрее набрать максимальную скорость;
способность длительно поддерживать ее.
Это комплексные виды скоростных способностей.
В каждом виде спорта чаще всего встречается комплексное проявление скоростных способностей.
Все двигательные реакции, совершаемые человеком, делятся на две группы: простые и сложные.
Простой реакцией называется ответ заранее известным движением на заранее известный сигнал (зрительный, слуховой, тактильный).
Примерами такого вида реакций являются старт в ответ на выстрел в легкой атлетике или в плавании, прекращение нападающего или защитного действия в единоборстве или во время спортивной игры при свистке арбитра и т.п. Быстрота простой реакции определяется по так называемому латентному (скрытому) периоду реакции – временному отрезку от момента появления сигнала до момента начала движения. Латентное время простой реакции у взрослых, как правило, не превышает 0,3 сек.
Сложные реакции – это выбор движения и реакция на движущийся объект.
Для практики физического воспитания наибольшее значение имеет быстрота выполнения целостных двигательных действий: в беге, плавании, передвижении на лыжах, велогонках, гребле и т.д.
Скорость в целостных сложнокоординационных двигательных актах зависит не только от уровня быстроты, но и от техники владения действием, координационных способностей, мотивации, волевых качеств и др. Поэтому при оценке скоростных способностей на основе комплексных форм движений эти слагаемые стараются максимально нивелировать или уровнять.
Каждое циклическое движение представляет собой сочетание ритмичной смены напряжения и расслабления одной групп мышц с ритмичной сменой расслабления и напряжения мышц- антагонистов.
При не высоком темпе это чередование происходит довольно четко, но при повышении темпа может наступить момент, когда напряжение работающей группы мышц частично накладывается на напряжение мышц-антагонистов. Возникает скоростная напряженность, не позволяющая еще больше увеличивать темп, что является сдерживающим фактором в проявление скоростных качеств.
Основное условие специальной тренировки для развития скоростных качеств заключается в обязательном выполнении упражнения с интенсивностью близкой к максимальной. Они должны удовлетворять, по меньшей мере, трем требованиям:
1) техника упражнения должна обеспечивать возможность выполнять быстрые движения;
2) упражнения скоростного характера должны быть хорошо освоены, для того чтобы не расходовать лишнюю энергию и не концентрировать внимание на преодолении сложностей движений;
3) продолжительность упражнения должна быть такой, чтобы к концу выполнения скорость не снижалась вследствие утомления.
Быстрота развивается при выполнении кратковременных упражнений с максимальной скоростью. При этом необходимо помнить, что при выполнении этих упражнений необходимо соблюдать определенные правила:
1. Быстрота не может развиваться у человека, если он утомлен. Вследствие этого упражнения на развитие качества быстроты выполняются на занятиях в первую очередь, т.е. первыми. Это качество лучше воспитывается в эмоциональных, соревновательных условиях (эстафеты, игры, групповые старты и др.). Частота сердцебиений в предложенных упражнениях варьирует в зависимости от возраста и уровня подготовленности занимающихся в пределах 170–180 ударов в минуту.
2. При выполнении нового, плохо освоенного упражнения не надо стремиться выполнить его с предельной скоростью.
3. Выполняя упражнение на быстроту, необходимо обращать внимание на умение занимающегося расслаблять мышцы не, участвующие в основном двигательном акте (например, техника бега на 100 м у высококвалифицированных спринтеров и новичков). У новичков, лицо перекошено, руки напряжены и др.
4. Отдых между упражнениями на быстроту должен быть достаточно продолжительным и занимать – 3–5 мин и более. Необходимо обучать занимающегося при выполнении упражнения умению хорошо настраиваться на каждую очередную попытку
Скорость и степень расслабления мышц-антагонистов может быть важным фактором, влияющим на скорость движения. Если требуется увеличить скорость движения, необходимо выполнять на тренировочных занятиях специальные движения (такие же, как в соревновательном упражнении) со скоростью, равной или превышающей ту, которая используется в тренировочном упражнении.
Задания на быстроту выполняются сериями повторений с паузами отдыха почти до полного восстановления, тогда скорость движений не будет заметно снижаться от повторения к повторению. Так же в тренировках на быстроту важно варьировать формы скоростных движений. При этом немаловажное значение приобретает психологическая подготовка занимающихся, умение настроиться на работу с запредельной мощностью.
Обычно, когда от человека требуется проявление наивысшей скорости, ему приходится преодолевать значительное внешние сопротивления (вес, инерцию собственного тела, активное гидродинамическое сопротивление). В этих случаях величина достигнутой скорости существенно зависит от силовых возможностей человека. Факторы, определяющие развитие скоростных способностей:
тип высшей нервной деятельности (подвижность нервных процессов);
соотношение быстрых и медленных волокон (80 % – быстрых, 8 % –промежуточных);
уровень владения техникой;
уровень закрепощения мышц – антагонистов;
уровень динамической силы;
быстрота двигательной реакции;
скорость одиночного движения;
На скорость наряду с биомеханическими и физиологическими факторами оказывают влияние ряд других факторов:
частота мышечных сокращений;
ритм, длина «шага»;
движение по инерции;
умение расслаблять мгновенно мышцы после выполнения рабочих движений.
Скорость в циклических двигательных действиях определяется не только темпом мышечных сокращений, но и быстротой перемещения в пространстве.
Абсолютная скорость перемещения напрямую зависит от уровня владения совершенной техникой.
Отсюда следует, что воспитание скоростных качеств находится в определенной зависимости от развития и совершенствования индивидуальной техники.
Добиться увеличения быстроты перемещения можно несколькими путями:
во-первых, за счет увеличения темпа мышечных сокращений;
во-вторых, за счет выполнения движения с максимальной силой, что скажется на скорости отдельного движения.
Опыт подсказывает, что существенно повысить уровень максимальной частоты чрезвычайно тяжело, задача повышения силовых возможностей, а так же технической подготовленности решается более просто.
В процессе силовой подготовки, направленной на повышение скорости движений решаются две основные задачи:
1) повышение уровня максимальной мышечной силы;
2) способности к проявлению большой силы в условиях быстрых движений.
При работе над скоростно-силовыми показателями интенсивность выполняемых упражнений должна стремиться к максимальному уровню. Чем выше тренированность, тем больше должна быть интенсивность. Необходимым условием для глубоких адаптационных перестроек в организме, обуславливающих повышения исходного уровня работоспособности является необходимость постепенного увеличения объемов работы скоростно-силовой направленности. Однако, чрезмерное повышение объема или интенсивности нагрузок может привести к адаптационным срывам, выражающихся в проявлениях переутомления. Из этого следует, что дальнейшее совершенствование процесса скоростно-силовой подготовки должно идти не в сторону бесконечного увеличения объемов и интенсивности, а в сторону оптимизации их распределения во времени.
С помощью силовых и скоростно-силовых упражнений развивается преимущественно быстрота отдельных движений, кроме которой существуют быстрота реакции и быстрота как необходимая характеристика темпа движений.
Все эти разновидности скоростных качеств мало взаимосвязаны и несколько отличаются друг от друга по физическому и механическому проявлению, а так же по методике развития.
Предпосылками быстроты выступает не только природная подвижность нервных процессов, но и уровень нервно-мышечной координации, который повышается под влиянием специальной тренировки.
При подборе упражнений направленных на развитие темпа движений следует ориентироваться на то, что:
1) эти упражнения могут выполняться индивидуально с заданным темпом или с задачей постепенного увеличения темпа;
2) могут быть групповыми упражнениями, представленными в форме соревнований на быстроту выполнения заданного количества циклов движений или большого количества этих циклов за заданный отрезок времени.
Быстрота реакции до некоторой степени может быть развита упражнений выполняемых под ожидаемую или неожидаемую резкую команду. Способы выполнения этих упражнений могут варьироваться, как могут и варьироваться и условия ожидания команд.
Подбирая упражнения для скоростной тренировки, следует останавливаться преимущественно на тех из них, в которых высокий темп движений, а так же повышение темпа до максимального не сопровождаются непроизвольным изменением формы движений.
Занятия, направленные на развитие отдельных проявлений скоростных способностей неотделимы с задачей совершенствования техники
Критерии и методы оценки скоростных способностей.
Тесты для оценки скоростных способностей делятся на 4 группы:
1) для оценки быстроты простой реакции;
2) для оценки скорости одиночного движения;
3) для оценки максимальной быстроты движений в разных сустава;
4) для оценки скорости, проявляемой в целостных двигательных действиях, чаще всего в беге на короткие дистанции.
Методы воспитания скоростных способностей:
Чем быстрота отличается от скорости
Наряду с понятием темпа, мы часто слышим о быстроте бега или скорости бега. Для большинства бегунов эти понятия абсолютно синонимичны. Так ли это на самом деле?
Если обратиться к физике, быстрота и скорость измеряются в одинаковых единицах. Но быстрота отвечает на вопрос, насколько быстро, а скорость — насколько быстро и в каком направлении.
Вместе с тем быстрота и скорость — не просто теоретические понятия. Это конкретные, измеримые показатели, которые влияют на качество бега, его технику, а также на наши результаты на тренировках и соревнованиях.
В статье мы расскажем о том, что такое быстрота, какие есть виды быстроты, как она влияет на наш бег и чем отличается от скорости.
Что такое быстрота
Быстрота — это способность совершать определённые двигательные действия в минимально заданный отрезок времени. Это определение характеризует быстроту как физическое, то есть врождённое качество, благодаря которому мы двигаемся. Также быстротой называют скоростные способности.
Обе формулировки можно считать правильными, однако если мы имеем в виду физическое качество, то корректнее говорить о быстроте в первом значении. В дальнейшем мы будем рассматривать быстроту именно как способность совершать определённые двигательные действия в минимально заданный отрезок времени.
Виды быстроты
Быстрота двигательных реакций
Это способность реагировать в ситуациях, требующих срочных двигательных действий.
Быстрота реакции зависит от целого ряда процессов, протекающих в организме. Решающее значение здесь имеет работа нервной системы: передача нейронами воспринятого рецепторами сигнала в ЦНС, формирование в головном мозге ответного сигнала и передача двигательными нейронами этого сигнала к мышце. Только после этого мышца отвечает двигательной активностью.
В спринтерском беге, например, время между выстрелом стартового пистолета и началом движения спортсмена измеряют с помощью специальных датчиков, встроенных в стартовые колодки. У элитных спортсменов эта величина колеблется в среднем от 120 до 140 миллисекунд.

Быстрота движений
Это способность, определяющая скоростные характеристики движений.
В свою очередь, быстрота движений делится на два типа:
Скачайте тренировочные программы к марафону и полумарафону и начните подготовку уже сегодня!
- быстрота отдельного двигательного акта
Отдельным двигательным актом называют любое одиночное движение, например, удар по мячу в футболе или выпад фехтовальщика. В беге это может быть как полный беговой шаг, так и его отдельные фазы.
Для наиболее точного определения времени одиночного движения используют специальное оборудование: тензостельки, тензоплатформы, а также различные виды кинограмм.
Однако можно определить быстроту движения и более простым способом. Для этого нужно выполнить пять несложных действий, например, приседаний или выпрыгиваний с максимально возможной скоростью, после этого общее время выполнения движений разделить на 5. Такой способ менее точный, но вполне подойдёт для сравнения быстроты атлетов без специального оборудования.
- быстрота повторяющихся движений
Повторяющиеся движения — это одинаковые движения, которые продолжаются на протяжении определённого времени. Такими движениями можно назвать все циклические виды спорта: бег, плавание, гребля и другие.
Эта форма быстроты характеризуется количеством движений в единицу времени. Если при пробегании дистанции 60 метров или 100 метров зафиксировать не только время, но и количество шагов, то можно определить число движений в единицу времени.
Во всех упражнениях, которые используются для определения быстроты движений, рекомендуется создавать условия, в которых не изменялась бы форма движения. Это позволит получить более точные результаты измерений.
Исследования последних лет показывают, что каждый вид быстроты относительно независим от другого вида. Например, высокая скорость двигательной реакции отнюдь не означает, что спортсмен будет быстрее выполнять ряд последовательных движений.
Поэтому важно развивать разные скоростные качества — разную быстроту движений
Поскольку бег — это циклический вид спорта, нас интересует как раз быстрота повторяющихся в определённом темпе движений. Сенситивный период развития этой формы быстроты — 11–14 лет: в этом возрасте наблюдаются наиболее значительные темпы прироста быстроты.
Если ваш ребенок планирует активно заниматься лёгкой атлетикой, важно именно в это время уделять особое внимание упражнениям на развитие быстроты. Это не значит, что в последующем тренировать это физическое качество бесполезно, однако рост результатов уже не будет таким стремительным.
Важность развития быстроты для бегунов можно продемонстрировать на примере такого важного показателя, как время контакта с поверхностью. Эта величина напрямую влияет на скорость бега и зависит от быстроты отталкивания стопой. Чем быстрее происходит отталкивание, тем меньше время контакта с поверхностью.
Быстрота отталкивания стопой, в свою очередь, зависит от развития всех вышеперечисленных видов быстроты.

Как развить быстроту
Спортсмены для развития разных видов быстроты используют различные виды упражнений. Приведём наиболее подходящие для бегунов примеры:
- для развития быстроты двигательной реакции: выбегания с низкого старта по команде, выбегания из различных исходных положений по команде, выбегание после выполнения упражнения (например, отжиманий) по хлопку или свистку.
- для развития быстроты отдельного двигательного акта: прыжки в длину с места, смена положения ног в прыжке, а Выполнение отдельных фаз бегового шага с максимальной скоростью.
- для развития быстроты повторяющихся движений: бег в упоре лёжа (5–30 сек) с максимальной частотой движений, челночный бег, бег по координационной лестнице.
- комплексные средства развития быстроты: бег с низкого старта (30–60 метров), повторное выполнение отрезков 30–100 метров, бег с хода (не с места, а набрав определённую скорость) с задачей удерживать набранную скорость (30–60 метров).
Все вышеперечисленные упражнения хорошо знакомы спринтерам. Однако бегуны на средние и длинные дистанции также могут значительно улучшить свои результаты, если будут грамотно использовать эти упражнения в своей подготовке.
Время и количество упражнений и подходов подбираются индивидуально. Важно, чтобы в процессе выполнения не снижалась скорость выполнения упражнений или пробегания отрезков.
Скорость: что такое, виды и как используется
Часто понятие «скоростные способности» используют в качестве альтернативы быстроте. В спортивной литературе для определения характеристик двигательных способностей встречается и термин «быстрота», и термин «скоростные способности».
Но скорость и быстрота (скоростные способности) не синонимичны друг другу. Поэтому в статье будем отталкиваться от общепринятого определения скорости.
Скорость — это величина, определяющая быстроту передвижения в пространстве. Её обычно измеряют в м/с или км/ч. В жизни мы чаще всего используем понятие «средняя скорость», которую легко рассчитать: пройденное расстояние делится на затраченное на его преодоление время.
Термин «скорость» обычно используют велосипедисты в тренировках и в соревнованиях. Бегуны больше пользуются понятием «темп».
Так как скорость — векторная (то есть имеющая направление) величина, в спортивных исследованиях используют:
- линейную скорость — скорость, с которой объект движется по определённой траектории. Вычисляется она как отношение длины ко времени и используется при криволинейном движении. Чаще всего слово «линейная» пропускают и говорят просто о скорости.
- горизонтальную скорость — скорость, с которой тело движется в проекции на горизонтальную плоскость, при любой траектории движения. Например, при метании молота или копья траектория его движения параболическая (дугообразная). Поэтому горизонтальная скорость будет ниже, чем линейная скорость полёта снаряда.
- вертикальную скорость — изменение высоты полёта за единицу времени. Обычно используется в исследованиях легкоатлетических прыжков и метаний.
В беге значения этих видов скоростей тренеры и спортивные специалисты используют для биомеханического разбора отдельных фаз бегового шага. Помогает в этом видео- и фотосъёмка. Такой подход позволяет выявить ошибки и лишние движения в технике бега, а также разобрать наиболее влияющие на результат элементы беговых движений.




