Что такое скоростные способности и как они влияют на физическую активность

Что такое скоростные способности и как они влияют на физическую активность

Скоростные способности — это физические качества, позволяющие человеку выполнять движения с высокой быстротой. Они включают в себя такие элементы, как реакция, быстрота движений и координация, что имеет большое значение в различных видах спорта и повседневной жизни.

Развитие скоростных способностей требует систематических тренировок и правильного подхода к физической подготовке. Благодаря этим качествам, спортсмены могут достигать высоких результатов, а также улучшать свою общую физическую форму и выносливость.

Скоростные способности спортсмена, их характеристика

Скоростные способности спортсмена, их характеристика

Скоростные способности представляют собой навыки человека, позволяющие ему выполнять двигательные действия за кратчайший возможный срок в определённых условиях. Выделяют простые и сложные формы проявления скоростных способностей. К простым формам относятся скорость реакции, быстрота отдельного движения и темп движений.

Двигательные реакции человека можно классифицировать на две категории: простые и сложные. Простой реакцией называют ответ, который осуществляется заранее известным движением на заранее заданный сигнал (зрительный, слуховой, тактильный). К примеру, примеры таких реакций включают старт в легкой атлетике или плавании по сигналу старта, а также прекращение действий в единоборствах или спортивных играх под свист судьи. Скорость простой реакции можно измерить через латентный (скрытый) период реакции — это время от появления сигнала до начала движения. Обычно латентное время реакции у взрослых не превышает 0,3 секунды.

Сложные моторные реакции наблюдаются в спортивных дисциплинах, подразумевающих постоянные и неожиданные изменения в действиях (спортивные игры, борьба, горнолыжный спорт и т.п.). В физическом воспитании и спорте преобладают реакции «выбора», когда необходимо быстро определиться с одним из множества возможных действий, адекватным конкретной ситуации.

В ряде видов спорта такие реакции одновременно являются реакциями на движущийся объект (мяч, шайба и т.п.).

Временной промежуток, необходимый для осуществления отдельного движения (например, удара в боксе), также свидетельствует о скоростных качествах. Частота или ритм движений представляет собой количество движений за определённый промежуток времени (например, количество шагов во время бега за 10 секунд).

В разных видах физической активности базовые проявления скоростных качеств могут принимать различные формы и сочетания с другими физическими параметрами и техниками. В данном случае наблюдается комплексное выражение скоростных способностей. К ним относят: скорость исполнения целых двигательных шагов, умение как можно быстрее достигнуть максимальной скорости и способность длительное время её поддерживать.

Для практики физического воспитания наибольшее значение имеет скорость выполнения человеком целостных двигательных действий в беге, плавании, передвижении на лыжах, велогонках, гребле и т.д., а не элементарные формы ее проявления. Однако эта скорость лишь косвенно характеризует быстроту человека, так как она обусловлена не только уровнем развития быстроты, но и другими факторами, в частности техникой владения действием, координационными способностями, мотивацией, волевыми качествами и др.

Способность максимально быстро достичь высокой скорости оценивается по этапу стартового разгона или первоначальной скорости. Обычно на это уходит от 5 до 6 секунд. Умение долго сохранять достигнутую максимальную скорость называют скоростной выносливостью, и этот показатель определяется через скорость на дистанции.

В спортивных играх и единоборствах есть еще одно особое проявление скоростных качеств — способность быстро тормозить, которая необходима для мгновенной остановки и изменения направления в ответ на изменяющуюся ситуацию.

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2020

Что такое скоростные способности и как они влияют на физическую активность

Физическое воспитание: развитие скоростных способностей

А.А. Феофанова 1

1 Кемеровский Государственный Университет

Документ формата PDF

40.5 КБ

Текст работы размещён без изображений и формул. Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Скоростные показатели представляют собой совокупность функциональных характеристик человека, позволяющих осуществлять физические действия за наиболее короткий промежуток времени в данных условиях. Среди специалистов существует разногласие по этому поводу. Некоторые считают, что физиологическая основа быстроты кроется в лабильности нервно-мышечного аппарата. Другие утверждают, что подвижность нервных процессов играет ключевую роль в проявлении скоростных возможностей. Многочисленные исследования подтверждают, что быстрота является комплексным двигательным качеством человека.

Разделяют элементарные и комплексные формы проявления скоростных способностей. К элементарным формам относятся:

1. быстрота моторной реакции;

2. скорость одиночного движения;

3. частота перемещений.

Скорость является проявлением способностей человека срочно реагировать на внешние раздражители и выполнять быстрые движения. В спортивной практике скоростные способности проявляются в специфических формах скоростно-силовых качеств. Скоростные способности по сравнению со всеми другими физическими качествами являются самым трудно тренируемым качеством человека. Максимально возможный прирост скорости в спринтерском беге в процессе многолетних занятий не превышает 15-18 %. Это обусловлено прежде всего тем, что их физиологической основой является мало поддающееся совершенствованию врожденное свойство центральной нервной системы — подвижность нервных процессов (смена возбуждения и торможения).

Скорость — это характеристика, которая проявляется многогранно и по-разному в различных физических активностях индивидуумов. Умение быстро осуществлять как ациклические, так и циклические движения, а также производить резкие ускорения является одним из наиважнейших свойств спортсмена, например, легкоатлета.

Быстрота движения в первую очередь определяется соответствующей нервной деятельностью, вызывающей напряжение и расслабление мышц, направляющей и координирующей движения. Она в значительной мере зависит от совершенства спортивной техники, силы и эластичности мышц, подвижности в суставах, а в продолжительной работе от выносливости спортсмена. Встречаются утверждения, что быстрота — качество врожденное, что нельзя, например, стать бегуном на короткие дистанции, если нет соответствующих природных данных. Однако практика подтверждает, что в процессе систематической многолетней тренировки спортсмен может развить качество быстроты в очень большой мере.

Скорость может проявляться в разных аспектах. Существует такое понятие, как быстрота, которое определяется как способность быстро реагировать на визуальные, звуковые или тактильные стимулы. К примеру, это может быть реакция фехтовальщика на действия соперника или скорость старта спринтера на коротких дистанциях.

Быстрота выражается В способности к смене движений по направлению и характеру, прекращению движений. Это та сторона качества быстроты, которая в наибольшей мере проявляется в спортивных играх, скоростном спуске на лыжах, слаломе. Одной из характеристик быстроты является частота движений, играющая большую роль в таких действиях, как, например, спринтерский бег т.д.

Скорость выражается в умении быстро повторять движения; к примеру, это можно наблюдать у баскетболистов, которые ведут мяч, или у спринтеров на коротких дистанциях. Чем легче является активная часть тела, тем выше частота, которую она может развить. Развитие скорости повторных движений происходит в минимальных объемах.

Для развития частоты движений можно использовать бег на месте с максимальной, естественной, частотой, но с минимальным подниманием стоп от пола. Это упражнение можно использовать и как соответствующий тест, подсчитывая количество шагов за 10 секунд. С целью превышения максимальной скорости и частоты движений можно использовать звуковой ритм или соответствующую музыку:

1. Под звуки музыки с четко выраженным ускоряющимся темпом, продолжительностью 15-30 секунд, гораздо проще развить максимальную скорость и попытаться её превысить. Например, в ходе эксперимента бег на месте под усиливающийся танцевальный ритм дал возможность спортсменам увеличить частоту движений на 5-8 %.

2. Быстрота проявляется В способности преодолевать определенное расстояние в наиболее короткий отрезок времени, а В импульсивности, резкости одиночных или повторных движений. Между указанными формами проявления быстроты имеется связь, но нет прямой зависимости.

3. Уровень максимальной скорости, который можно достичь за кратчайший срок, оценивается в фазе начального разгона или стартовой скорости. Обычно это время варьируется от 2 до 3 секунд.

4. Способность как можно дольше удерживать достигнутую максимальную скорость называют скоростной выносливостью и определяют по дистанционной скорости.

5. В спортивных играх и бойцовских дисциплинах существует еще одно уникальное проявление быстроты — это скорость реакции на торможение, когда из-за изменения обстановки требуется немедленно остановиться и переключиться на новое направление движения.

Проявление форм быстроты и скорости движений зависит от целого ряда факторов:

1. состояние центральной нервной системы и нервно-мышечного комплекса человека;

2. морфологических особенностей мышечной ткани, её композиции (т.е. соотношения быстрых и медленных волокон);

4. умение мышц оперативно сменять состояние напряжения на расслабление;

5. энергетических запасов в мышце (аденозинтрифосфорная кислота — АТФ и креатинфосфат — КРФ);

6. амплитуда движений, то есть уровень подвижности в суставах;

7. способности координации движений при скоростной работе;

8. ритма жизнедеятельности организма на биологическом уровне;

9. возраста и пола;

10. стремительных природных талантов человека.

С физиологической точки зрения быстрота реакции зависит от скорости протекания следующих 5 фаз:

1. появление импульса в рецепторах (зрительных, слуховых, тактильных и других), задействованных в процессе восприятия сигнала;

2. передачи возбуждения в центральную нервную систему;

3. передача сигнальных данных по нервным каналам, их обработка и создание эфферентного сигнала;

4. проведения эфферентного сигнала от центральной нервной системы к мышце;

5. активация мышцы и формирование в ней механизма работы.

Половые различия в уровне развития скоростных способностей невелики до 12—13-летнего возраста. Позже мальчики начинают опережать девочек, особенно в показателях быстроты целостных двигательных действий (бег, плавание и т.д.).

Скоростные показатели человека имеют свою уникальную природу. К примеру, существует возможность иметь отличное начальное ускорение при сравнительно низкой скорости на длинных дистанциях, и наоборот. При этом тренировки на развитие реакции почти не влияют на частоту движений.

Таким образом скоростные способности необходимы во всех видах лёгкой атлетики. Это качество тесно связано с техникой выполнения упражнений, силой мышц, гибкостью, хорошей координацией движений. Именно за счёт совершенствования этих качеств, развивается скорость. Для развития быстроты применяются упражнения с большой частотой движений: бег на короткие отрезки, бег под уклон, спортивные игры. Упражнения скоростно-силового характера выполняются в большем количестве и с большей интенсивностью.

Скоростные способности

Под скоростными способностями понимают возможности человека, обеспечивающие ему выполнение двигательных действий в минимальный для данных условий промежуток времени. Различают элементарные и комплексные формы проявления скоростных способностей. К элементарным формам относятся быстрота реакции, скорость одиночного движения, частота (темп) движений.

Все моторные реакции человека можно классифицировать на две категории: простые и сложные. Простая реакция возникает, когда заранее известное движение выполняется в ответ на определенный сигнал (зрительный, слуховой, тактильный). К таким реакциям можно отнести стартовое движение (старт) после выстрела стартового пистолета в легкой атлетике или плавании, а также прекращение атакующих или защитных действий в единоборствах или спортивных играх по свистку судьи и подобные случаи. Скорость простой реакции измеряется по так называемому латентному (скрытому) периоду реакции — это время от момента появления сигнала до начала движения. Обычно латентное время простой реакции у взрослых не превышает 0,3 секунды.

Сложные двигательные реакции встречаются в видах спорта, характеризующихся постоянной и внезапной сменой ситуации действий (спортивные игры, единоборства, горнолыжный спорт и т.д.). Большинство сложных двигательных реакций в физическом воспитании и спорте — это реакции «выбора» (когда из нескольких возможных действий требуется мгновенно выбрать одно, адекватное данной ситуации).

В некоторых спортивных дисциплинах данные реакции происходят в ответ на движущийся предмет, такой как мяч или шайба.

Временной интервал, затраченный на выполнение одиночного движения (например, удар в боксе), тоже характеризует скоростные способности. Частота, или темп, движений — это число движений в единицу времени (например, число беговых шагов за 10 с). В различных видах двигательной деятельности элементарные формы проявления скоростных способностей выступают в различных сочетаниях и в совокупности с другими физическими качествами и техническими действиями. В этом случае имеет место комплексное проявление скоростных способностей. К ним относятся: быстрота выполнения целостных двигательных действий, способность как можно быстрее набрать максимальную скорость и способность длительно поддерживать ее.

Для успешного освоения физического воспитания ключевое значение имеет скорость выполнения комплексных двигательных действий в таких видах активности, как бег, плавание, лыжные гонки, велоспорт, гребля и т.д., а не простейшие формы проявления этой скорости. Тем не менее, эта скорость лишь в определенной мере отражает быстроту индивида, поскольку она зависит не только от уровня развития быстроты, но и от ряда других обстоятельств, включая технику выполнения действия, координационные способности, мотивацию, волевые качества и прочее. Возможность как можно быстрее достичь максимальной скорости определяется по фазе старта или стартовой скорости, которая в среднем составляет 5—6 секунд. Способность на длительное время сохранять достигнутую максимальную скорость называется скоростной выносливостью и измеряется по скорости на дистанции.

В играх и единоборствах есть еще одно специфическое проявление скоростных качеств — быстрота торможения, когда в связи с изменением ситуации необходимо мгновенно остановиться и начать движение в другом направлении.

Выражение различных форм быстроты и скорости движений обусловлено множеством факторов:

  1. состояния центральной нервной системы и нервно-мышечного аппарата человека;
  2. морфологических особенностей мышечной ткани, ее композиции (т.е. от соотношения быстрых и медленных волокон);
  3. силы мышц;
  4. способности мышц быстро переходить из напряженного состояния в расслабленное;
  5. энергетических запасов в мышце (аденозинтрифосфорная кислота — АТФ и креатинфосфат — КТФ);
  6. амплитуды движений, т.е. от степени подвижности в суставах;
  7. способности к координации движений при скоростной работе;
  8. биологического ритма жизнедеятельности организма;
  9. возраста и пола;
  10. скоростных природных способностей человека.

С физиологической точки зрения быстрота реакции зависит от скорости протекания следующих пяти фаз:

  • возникновения возбуждения в рецепторе (зрительном, слуховом, тактильном и др.), участвующем в восприятии сигнала;
  • передачи возбуждения в центральную нервную систему;
  • перехода сигнальной информации по нервным путям, ее анализа и формирования эфферентного сигнала;
  • проведения эфферентного сигнала от центральной нервной системы к мышце;
  • возбуждения мышцы и появления в ней механизма активности.

Величина максимальной частоты движений определяется тем, как быстро двигательные нервные центры могут переходить из состояния возбуждения в торможение и наоборот, то есть она связана с лабильностью нервных процессов.

На быстроту, проявляемую в целостных двигательных действиях, влияют: частота нервно-мышечной импульсации, скорость перехода мышц из фазы напряжения в фазу расслабления, темп чередования этих фаз, степень включения в процесс движения быстро сокращающихся мышечных волокон и их синхронная работа.

С биохимической перспективы скорость движений определяется уровнем аденозинтрифосфорной кислоты в мышцах, а также темпом ее расщепления и ресинтеза. При выполнении анаэробных упражнений, таких как спринты, ресинтез АТФ осуществляется за счет фосфорокреатинового и гликолитического процессов, что происходит без кислородного участия. Вклад аэробного источника в энергетическое обеспечение различных видов скоростной активности составляет всего 0—10%.

Генетические исследования (метод близнецов, сопоставление скоростных возможностей родителей и детей, длительные наблюдения за изменениями показателей быстроты у одних и тех же детей) свидетельствуют, что двигательные способности существенно зависят от факторов генотипа. По данным научных исследований, быстрота простой реакции примерно на 60—88% определяется наследственностью. Среднесильное генетическое влияние испытывают скорость одиночного движения и частота движений, а скорость, проявляемая в целостных двигательных актах, беге, зависит примерно в равной степени от генотипа и среды (40-60%).

Самыми подходящими периодами для формирования скоростных качеств у мальчиков и девочек считаются годы с 7 до 11 лет. После этого, с 11 до 14—15 лет, рост различных показателей быстроты продолжается, но уже с меньшими темпами. К этому возрасту стабильные результаты в области быстрой реакции и максимальной частоты движений уже становятся нормой. Целенаправленные тренировки и занятия различными видами спорта способствуют положительному влиянию на развитие скоростных способностей: спортсмены, занимающиеся специально, могут иметь преимущество в 5—20% и более, а улучшение показателей может происходить вплоть до 25 лет.

Половые различия в уровне развития скоростных способностей невелики до 12—13-летнего возраста. Позже мальчики начинают опережать девочек, особенно в показателях быстроты целостных двигательных действий (бег, плавание и т.д.).Задачи развития скоростных способностей.

Основная задача заключается в всестороннем развитии скоростных качеств (реакция, частота движений, скорость индивидуальных действий, быстрота комплексных действий) вместе с освоением движений и навыков, которые становятся доступными детям в процессе обучения в школе. Для учителя физической культуры и спорта крайне важно не пропустить младший и средний школьный возраст — это сенситивные (особенно благоприятные) этапы для успешного влияния на развитие этой группы способностей.

Вторая задача — максимальное развитие скоростных способностей при специализации детей, подростков, юношей и девушек в видах спорта, где скорость реагирования или быстрота действия играет существенную роль (бег на короткие дистанции, спортивные игры, единоборства, санный спорт и др.).Третья задача — совершенствование скоростных способностей, от которых зависит успех в определенных видах трудовой деятельности (например, в летном деле, при выполнении функций оператора в промышленности, энергосистемах, системах связи и др.).

Развитие скоростных качеств представляет собой довольно сложную задачу. Возможности увеличения скорости в циклических движениях значительно ограничены. В ходе спортивных тренировок рост скорости может быть достигнут не только через непосредственно влияние на скоростные показатели, но и другими способами — путём развития силовых и скоростно-силовых характеристик, а также скоростной выносливости, улучшения техники выполнения движений и др. То есть, через совершенствование тех факторов, от которых в значительной степени зависит проявление различных аспектов быстроты.

В многочисленных исследованиях показано, что все вышеназванные виды скоростных способностей специфичны. Диапазон взаимного переноса скоростных способностей ограничен (например, можно обладать хорошей реакцией на сигнал, но иметь невысокую частоту движений; способность выполнять с высокой скоростью стартовый разгон в спринтерском беге еще не гарантирует высокой дистанционной скорости и наоборот). Прямой положительный перенос быстроты имеет место лишь в движениях, у которых сходные смысловые и программирующие стороны, а также двигательный состав. Отмеченные специфические особенности скоростных способностей поэтому требуют применения соответствующих тренировочных средств и методов по каждой их разновидности.

Перечень применённых источников:

  1. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Издательский цент "Академия", 2000. — 480 с. Подробнее.
Оцените статью
Атлетика
Добавить комментарий