Скоростные способности в физкультуре представляют собой одну из ключевых компонентов физической подготовленности, определяющую быстроту выполнения движений и реакции. Они позволяют спортсменам достигать высоких результатов в различных видах спорта, требующих скорости, таких как бег, плавание или единоборства.
Развитие скоростных способностей основано на комбинации тренировок, которые включают специальные упражнения для улучшения координации, силовой подготовки и быстроты реакции. Это содействует не только повышению спортивной продуктивности, но и улучшению общей физической формы и функциональных возможностей организма.
Скоростные способности, их виды
Скоростные характеристики являются набором функциональных качеств человека, которые позволяют осуществлять двигательные действия в наименьшие сроки, соответствующие данным условиям.
Выделяются простые и сложные формы выражения скоростных характеристик.
К простым формам относят четыре типа скоростных характеристик:
- способность к быстрому реагированию на сигнал;
- способность к выполнению одиночных локальных движений с максимальной скоростью;
- способность к быстрому началу движения (то, что в практике иногда называют резкостью);
- способность к выполнению движений в максимальном темпе.
К настоящему времени накоплен ряд научных фактов, которые показывают, что и эти способности имеют сложную структуру.
В частности, было выяснено, что максимальная скорость элементарных движений не может рассматриваться как единственный критерий проявления скоростных способностей.
Это подтверждается тем, что отсутствует четкая корреляция между показателями максимальной скорости в движениях, выполняемых из различных исходных позиций, с разными весами отягощений и без них, а также при изменении амплитуды движений.
Более высокие показатели максимального темпа наблюдаются в движениях верхних конечностей по сравнению с нижними, правых – по сравнению с левыми, дистальных – по сравнению с проксимальными.
Таким образом, можно выделить специфическую карту максимальных скоростных возможностей человека.
Базовые проявления быстроты в разных комбинациях, а В взаимодействии с другими умениями и техническими навыками создают целостное выражение скоростных способностей в сложных двигательных действиях, присущих определенному виду спортивной практики.
К таким комплексным формам проявлений можно отнести:
- способность быстро набирать скорость на старте до максимально возможной – стартовые скоростные способности: стартовый разгон в спринтерском беге, конькобежном и гребном спорте, бобслее, рывки в футболе, «доставание» укороченного мяча в теннисе;
- способность к достижению высокого уровня дистанционной скорости – дистанционные скоростные способности: бег, плавание и другие циклические локомоции;
- способность быстро переключаться с одних действий на другие и т. п.
Уровень развития и проявления скоростных способностей зависит от следующих факторов:
- подвижности нервных процессов, т. е. скорости перехода нервных центров из состояния возбуждения в состояние торможения и обратно;
- соотношения различных мышечных волокон, их эластичности, растяжимости;
- эффективности внутримышечной и межмышечной координации;
- совершенства техники движений;
- степени развития волевых качеств, силы, координационных способностей, гибкости;
- содержания АТФ в мышцах, скорости ее расщепления и ресинтеза (восстановления).
На проявление скоростных способностей Влияет и температура внешней среды. Максимальная скорость движений наблюдается при температуре +20–22°С. При температуре +16°С скорость снижается на 6–9%.
Скоростные способности человека очень специфичны. Можно очень быстро выполнять одни движения и сравнительно медленнее – другие, обладать хорошим стартовым ускорением и невысокой дистанционной скоростью, и наоборот. Тренировка в быстроте реакции практически не скажется на частоте движений. Знание этих фактов очень важно для практики.
Так, при подборе физических упражнений, например, для баскетболистов, футболистов, теннисистов, для которых главной является стартовая скорость, необходимо основное внимание уделять не бегу по дистанции, а стартовым ускорениям из разных положений и быстрым изменениям направления движения. А в занятиях, например, в прыжках в длину следует стремиться к повышению дистанционной скорости, а не стартового разгона.
Наличие относительной независимости различных форм скоростных способностей указывает на то, что, вероятно, не существует универсального фактора, который бы определял максимальную скорость во всех без исключения физических упражнениях.
Прямой (непосредственный) перенос скоростных способностей наблюдается только в координационно-сходных двигательных действиях
Так, в упражнениях, в которых скорость разгибания ног имеет большое значение, улучшение результата в прыжках с места скажется на показателях в спринтерском беге, толкании ядра, в то же время на скорости плавания и удара в боксе это не отразится.
Значительный перенос скоростных способностей в координационно-различных движениях наблюдается только у физически слабо подготовленных людей.
Статьи по теме
>
Развитие быстроты , как физического качества человека
Согласно современным взглядам, быстрота как физическое качество человека представляет собой совокупность функциональных характеристик, позволяющих осуществлять двигательные действия за максимально короткое время. Физиологический механизм, обеспечивающий проявление быстроты, в первую очередь связан со скоростными показателями нервных процессов и рассматривается как многофункциональное свойство центральной нервной системы. Скоростные способности человека обладают высокой специфичностью. Предложены упражнения и средства, направленные на развитие быстроты. Улучшение физических качеств является важным элементом для поддержания здорового образа жизни.
Сапожникова Милана Ириковна
Содержимое разработки
с углубленным изучением отдельных предметов»
городского округа город Уфа Республики Башкортостан
«Улучшение скорости как физического показателя человека»
учитель физической культуры МБОУ «Школа №45 с углубленным изучением отдельных предметов»городского округа город Уфа Республики Башкортостан
Сапожникова М.И.
— Характеристика быстроты как физическое качество человека и ее формы
— Задачи развития скоростных способностей
— Ответная реакция в спортивной сфере
— Методика развития быстроты
— Упражнения для развития быстроты
— Средства развития комплексных форм быстроты
В соответствии с современными представлениями быстрота как физическое качество человека — это комплекс функциональных свойств, обеспечивающих выполнение двигательных действий в минимальный отрезок времени. Физиологический механизм проявления быстроты, связанный прежде всего со скоростными характеристиками нервных процессов, представляется как многофункциональное свойство центральной нервной системы (ЦНС).
Существуют простые и сложные виды скорости.
Элементарные формы в различных сочетаниях и в совокупности с другими физическими качествами и двигательными навыками обеспечивают комплексные формы быстроты в конкретном виде двигательной деятельности:
Комплексные формы так же, как и элементарные, специфичны для разных видов спорта. Например, способность быстро набирать скорость на старте, т. е. стартовое ускорение, характерна для спринтерского бега, конькобежного и гребного спорта, бобслея, футбола, тенниса; высокая дистанционная скорость — для циклических видов спорта и различных прыжков при выполнении разбега.
Двигательная реакция может быть простой и сложной. Простая реакция — это ответ определенным движением на заранее известный, но внезапно появляющийся сигнал (например, выстрел стартового пистолета).
Быстрота простой реакции составляет у квалифицированных спортсменов 0,1-0,2 с. Она имеет значение в стартовых действиях при спринтерском беге, плавании и т. д. Сложная реакция включает реакцию на движущийся объект и реакцию выбора. Реакция на движущийся объект заключается в зрительном восприятии объекта (мяча, игрока), оценке направления и скорости его движения, выборе плана действия и начале его осуществления.
Время реакции на движущий объект варьируется от 0,2 до 1,0 секунды. Выбор реакции определяется необходимостью подобрать подходящий двигательный ответ в зависимости от поведения партнера, противника или изменений в окружающей среде. Эффективность сложной реакции непосредственно влияет на успешность выполнения действий в спортивных играх и единоборствах.
Быстрота одиночного движения важна при метаниях, ударах по мячу, ударах клюшкой, уколах в фехтовании и т. д.
Частота движений (темп) играет первостепенную роль во многих циклических видах спорта.
Существенную роль играет фактор наследственности. Так, время простой реакции в процессе тренировки улучшается всего на 0,1 с. Это обстоятельство, как уже было ранее отмечено, следует учитывать при выборе для занятий того или иного вида спорта.
Многообразие форм проявления быстроты указывает на то, что данное физическое качество нельзя сводить только к скорости передвижения, как это иногда ошибочно делается.
Значимость данной темы обусловлена тем, что умение оперативно реагировать на действия партнёра или соперника играет ключевую роль как в профессиональной сфере, так и в спортивной деятельности.
Характеристика быстроты и форм ее проявления
Формы проявления быстроты относительно независимы друг от друга. В частности, тренировка в быстроте реакции почти не сказывается на частоте движений; стартовое ускорение мало влияет на скорость бега по дистанции. Однако последние исследования показали, что такая независимость наблюдается только при обособленном изучении показателей быстроты, а в целостных двигательных актах между ними имеется связь.
С учетом этого на практике все же необходимо дифференцированно подходить к совершенствованию различных форм быстроты, основываясь на их значимости для данного вида двигательной деятельности. Важно также, что в отношении быстроты прямой перенос (явление, аналогичное переносу навыков) имеет место лишь в сходных по координации движениях.
Различают несколько элементарных форм проявления быстроты:
1. Скорость выполнения как простых, так и сложных двигательных реакций.
2. Быстроту одиночного движения.
3. Быстроту сложного (многосуставного) движения, связанного с изменением положения тела или переключением с одного действия на другое при отсутствии значительного внешнего сопротивления.
4. Частоту движений.
Выделяемые формы проявления быстроты относительно независимы друг от друга и слабо связаны с уровнем общей физической подготовленности.
Скорость двигательной реакции, проявляющаяся в ответ на неожиданный сигнал с выполнением определенного движения или действия, играет важную роль в рукопашном бою. Во время поединка может возникнуть один или несколько одновременных или последовательных раздражителей (действий соперника), поэтому различают простые и сложные реакции (реакция на движущиеся объекты и реакция выбора соответственно).
В простой реакции выделяют два ее компонента:
1. Латентный (запаздывающий), обусловленный задержками, накапливающимися на всех уровнях организации действия в ЦНС. Латентное время простой двигательной реакции не поддается тренировке, не связано со спортивным мастерством и не может приниматься за характеристику быстроты человека.
2. Моторный, за счет совершенствования, которого в основном и происходит сокращение времени реакции
Для простых реакций характерен значительный перенос быстроты: тренировка в различных скоростных упражнениях улучшает быстроту простой реакции, а люди, быстро реагирующие в одних ситуациях, будут быстро реагировать и в других.
В процессе интенсивной мышечной активности у людей с хорошей физической подготовкой фиксируется сокращение времени простой двигательной реакции и увеличение возбудимости нервно-мышечного аппарата (НМА); напротив, у людей с меньшей тренировочностью время реакции увеличивается, а возбудимость центральной нервной системы (ЦНС) и функциональное состояние НМА ухудшаются. После выполнения интенсивной кратковременной мышечной нагрузки возможно сокращение времени реакции, так как это может быть связано с угнетением тормозных процессов в результате перевозбуждения ЦНС.
Задачи развития скоростных способностей
Первая задача состоит в необходимости разностороннего развития скоростных способностей (быстрота реакции, частота движений, скорость одиночного движения, быстрота целостных действий) в сочетании с приобретением двигательных умений и навыков, которые осваивают дети за время обучения в образовательном учреждении. Для педагога по физической культуре и спорту важно не упустить младший и средний школьный возраст – сенситивные (особенно благоприятные) периоды для эффективного воздействия на эту группу способностей.
Вторая задача – максимальное развитие скоростных способностей при специализации детей, подростков, юношей и девушек в видах спорта, где скорость реагирования или быстрота действия играет существенную роль (бег на короткие дистанции, спортивные игры, единоборства, санный спорт и др.).
Третья задача – совершенствование скоростных способностей, от которых зависит успех в определенных видах трудовой деятельности (например, в летном деле, при выполнении функций оператора в промышленности, энергосистемах, системах связи и др.).
Развивать скоростные способности довольно сложно. Возможности увеличения скорости в циклических двигательных актах имеют свои ограничения. В процессе спортивной подготовки улучшение скорости движений достигается не только за счет прямого влияния на скоростные способности, но и другими способами – через развитие силовых и скоростно-силовых качеств, скоростной выносливости, оттачивание техники выполнения движений и т.д. Это означает, что важно совершенствовать те аспекты, от которых в значительной степени зависит проявление различных качеств скорости.
В многочисленных исследованиях показано, что все вышеназванные виды скоростных способностей специфичны. Диапазон взаимного переноса скоростных способностей ограничен (например, можно обладать хорошей реакцией на сигнал, но иметь невысокую частоту движений; способность выполнять с высокой скоростью стартовый разгон в спринтерском беге еще не гарантирует высокой дистанционной скорости и наоборот). Прямой положительный перенос быстроты имеет место лишь в движениях, у которых сходные смысловые и программирующие стороны, а также двигательный состав. Отмеченные специфические особенности скоростных способностей поэтому требуют применения соответствующих тренировочных средств и методов по каждой их разновидности. [6, с. 33].
Реакция в спорте
Реакция – это осознаваемое ответное действие на определенный сигнал.
Все разновидности реакции имеют одну и ту же структуру: восприятие сигнала (предварительный период); осознание сигнала (основной период, латентный); ответное действие (исполнительный период).
Один из стандартных примеров реакции – начало соревнования в спорте. К примеру, пловец, готовящийся к старту, при сигнале «Внимание!» занимает стартовую позицию.
С этого момента до стартового выстрела проходит предварительный период реакции. От выстрела до начала движения спортсмена – основной латентный период реакции. От начала стартовых движений до отрыва от стартовой тумбочки – исполнительный.
В психологии спорта различают простые и сложные реакции.
Простые реакции характеризуются одним сигналом и одним, заранее известным, ответным действием. Сложные реакции определяются двумя и более сигналами, одним или несколькими ответными действиями.
В простых реакциях выделяют три типа: сенсорный, моторный и нейтральный. Тип реакции зависит от направленности внимания спортсмена. Например, если стартующий спортсмен ожидает команду к началу выполнения действий (на старте), то у него появляется сенсорный тип реакции. Если же спортсмен сосредоточился на предстоящих движениях, то эта реакция у него моторного типа. При нейтральном типе реакции у спортсмена нет акцента внимания.
Комплексные реакции характерны для всех спортивных дисциплин, в которых присутствует соперничество между участниками (бокс, фехтование, различные виды борьбы, командные игры).
Представители этих видов спорта, как правило, владеют значительным арсеналом приемов нападения, защиты, обманных действий, но все не знают заранее, как себя вести в данный момент, какой применить прием, поэтому их реакции носят характер выбора. Такие реакции тоже отличаются быстротой, но у них более длительный, по сравнению с простыми реакциями, латентный период, возникающий в результате большого количества информации, поступающей в головной мозг и требующей переработки.
Быстрота реакции в спорте имеет огромное значение. Часто исход спортивной борьбы зависит от того, насколько своевременно и рационально реагирует спортсмен на изменения в соревновательной ситуации или насколько своевременно он выполняет стартовое действие. Быстрота реакций поддается совершенствованию с помощью специальных упражнений.
Методика развития быстроты
Для развития быстроты простой реакции используют повторное, максимально быстрое выполнение тренируемых движений или упражнений по сигналу. В самостоятельных занятиях сигналом может быть звук брошенного предмета, магнитофонная запись и др. Большую пользу принесут упражнения в облегченных условиях.
К подобным упражнениям относится старт под сигнал под уклон до 15 градусов или с использованием резинок-амортизаторов. Например: спринт со старта на дистанцию 10-15 метров, выполняемый 4-6 раз в 2-3 подхода. Важно помнить, что длительность выполнения таких упражнений не должна превышать 4-5 секунд.
Однако, во многих случаях приходится сталкиваться со сложными реакциями, для реализации которых необходимо: 1) адекватно оценить ситуацию; 2) принять двигательное решение; 3) оптимально его выполнить. При этом необходимо помнить, что чем больше имеющихся альтернатив для принятия решения, тем более затруднено само его принятие и длительнее время реагирования. Наиболее существенное уменьшение времени сложной реакции наблюдается при сокращении ее моторного компонента.
Чем менее трудным и более автоматизированным является движение, тем меньшее напряжение при этом испытывает нервная система и тем короче реакция и быстрее движение. Отрабатывая технику в различных "стандартных" комбинациях ударных и защитных действий, как раз и решаются проблемы ускорения принятия решений.
Гипоксия, сильное и продолжительное нервное напряжение могут привести к ухудшению времени сложной реакции. Под влиянием утомления ухудшается и точность мышечно-суставного чувства.
Сложные реакции на движущийся объект (РДО) идентифицируются в основном с быстротой реагирования на удары и передвижения соперника. Время реакции может составлять от 0,25 до 1,0 секунды. На сенсорную ее фазу уходит примерно 0,05 секунды. Основное значение для быстроты реагирования на действия противника имеет способность увидеть перемещающийся с высокой скоростью объект.
Основная цель тренировки заключается в этом. Требования к тренировочному процессу необходимо постепенно увеличивать следующим образом: 1) повышением скорости движения; 2) неожиданным появлением предмета; 3) уменьшением расстояния для реакции. В самостоятельных занятиях для достижения этой цели можно применять подвижные игры с малыми мячами или специфические упражнения. Совершенствование точности реакции на движущиеся объекты происходит одновременно с улучшением ее быстроты.
Сложность реакции выбора зависит от разнообразия возможного изменения обстановки , ведь противник может и атаковать в самой неожиданной последовательности. При тренировке такой реакции необходимо идти по пути постепенного увеличения числа возможных альтернатив, что и используется при отработке связок ударов и защит различной сложности.
Во всех видах единоборств у мастеров большую роль в сокращении времени сложной двигательной реакции выбора играет фактор предвосхищения ситуации, когда опытный боец реагирует не столько на само движение, сколько на подготовительные действия к нему противника. Это связано с тем, что в каждом движении есть две фазы:
1) познотоническая, выражающаяся в трудноуловимом изменении позы человека и перераспределении напряжения мышц;
2) собственно движение. Мастера умеют реагировать уже на первую фазу. Этим, например, можно объяснить уход от ударов противника на ближней и средней дистанции тогда, когда само время удара меньше времени принятия защиты. К сожалению, самостоятельно, без партнера, отрабатывать в упражнениях сложную реакцию с выбором из нескольких альтернатив, да еще с предвосхищением действий соперника, практически невозможно.
Хотя оперативность реагирования на действия соперника играет значительную роль, в рукопашном бою основное внимание следует уделять скорости выполнения комплексных двигательных действий, таких как удары, защиты, изменения позы и перемещения и прочие.
Максимальная скорость движений, которую может проявлять человек, зависит не только от быстроты его двигательной реакции, но и от других способностей:
динамической, силы, гибкости, координации, уровня владения техникой. Поэтому скоростные способности считают комплексным двигательным качеством.
Скоростные способности человека очень специфичны, и прямого переноса быстроты в координационно не схожих движениях у хорошо физически подготовленных людей, как правило, не наблюдается. Это говорит о том, что если Вы хотите повысить скорость выполнения каких-то специфических (ударных или защитных) действий, то должны тренироваться преимущественно в скорости выполнения именно этих действий.
Для развития скоростных Способностей используют упражнения, которые должны соответствовать по меньшей мере трем основным критериям:
1) способность осуществления задач с наивысшей скоростью;
2) освоенность упражнения должна быть настолько хорошей, чтобы внимание можно было сконцентрировать только на скорости его выполнения;
3) во время тренировки не должно происходить снижение скорости выполнения упражнений. Снижение скорости движений свидетельствует о необходимости прекратить тренировку этого качества и о том, что в данном случае начинается работа над развитием выносливости.
При выполнении серии движений с максимальной частотой какому-либо сегменту тела вначале сообщается кинетическая энергия, которая затем гасится с помощью мышц-антагонистов, и этому же сегменту придается обратное ускорение, и т.д. В связи с этим, с ростом частоты движений активность мышц может стать настолько кратковременной, что мышцы не успевают за такие малые промежутки времени полностью сокращаться и расслабляться.
Работа мышц при этом приближается к изометрическому режиму. Поэтому в ходе тренировки необходимо работать не только над быстротой сокращения работающих мышц, но и над быстротой их расслабления. Высококвалифицированные спортсмены как раз и отличаются способностью к сокращению времени произвольного расслабления работающих мышц в движениях с предельной частотой. Добиться этого можно путем постоянного контроля за быстрым расслаблением работающих мышц в скоростных движениях, а также тренировкой самой способности релаксации мышц, в том числе и аутотренингом.
При анализе задач, связанных с обучением и улучшением техники быстрых движений (ударов, защитных действий), важно принимать во внимание возникающие трудности сенсорной коррекции во время выполнения этих движений. Для успешного решения данной проблемы следует придерживаться двух основных правил:
1. Изучение необходимо проводить на скорости, близкой к максимальной (как говорят, в 9/10 силы), для того, чтобы биодинамическая структура движений по возможности не отличалась при их выполнении на предельной скорости и чтобы был возможен контроль над техникой движений, такие скорости называются контролируемыми).
2. Необходимо варьирование скоростью выполнения упражнения от предельной до субмаксимальной.
Важным условием повышения эффективности и экономичности серий скоростных движений в рукопашном бою выступает возможность использования энергии рекуперации эластических структур мышц и связок, т.е. способности накапливать энергию их упругой деформации в подготовительных фазах и реализация этой энергии в рабочих фазах движений. Вклад такой "неметаболической" энергии в общем объеме энерготрат увеличивается с повышением скорости движений. Поэтому необходимо повышенное внимание к развитию гибкости и улучшению эластичности мышц, обеспечивающих основные действия в бою, и целенаправленное совершенствование способности к рекуперации энергии.
В ходе поединка бойцы обычно сталкиваются с необходимостью комплексного проявления различных форм быстроты и скоростных движений: одиночных и серийных ударов, принятия защиты, передвижений, а также быстроты перехода от защиты к атаке и наоборот. При этом увеличение скорости выполнения одиночных ударов почти не отразится на частоте выполнения их серией, или быстроте реакции на действия противника, или на скорости передвижения. Поэтому в тренировках необходимо развивать все возможные формы проявления быстроты, необходимые для эффективного ведения рукопашного боя. И тот, кто этого не поймет, и не будет целенаправленно работать над решением проблемы, может остаться беспомощным перед своими противниками, даже обладая хорошей техникой.
В индивидуальных тренировках, ориентированных на улучшение быстроты, рекомендуется использовать аналитический подход, сосредоточенный на выборочном развитии различных её форм. Ниже представлены простые и достаточно эффективные упражнения, которые можно выполнять самостоятельно для достижения поставленных целей. Важно помнить, что улучшение быстроты и скорости движений не должно проводиться в состоянии физической, эмоциональной или сенсорной усталости. Обычно такие тренировки совмещаются с работой по технической или скоростно-силовой подготовке, а в некоторых случаях и с развитием отдельных элементов скоростной выносливости.
Упражнения для развития быстроты
1. Выполнение отдельных ударов рукой или ногой с максимальной скоростью: а) в воздух; б) на снарядах. Можно для проверки использовать следующий прием:
подвесить газетный лист и наносить удары по нему — если скорость в финальной части удара достаточно высокая, то лист легко "протыкается" ударной частью руки или ноги.
Упражнение выполняется по 5-10 одиночных повторений в серии. При снижении скорости ударов выполнение упражнения следует прекратить. Это же упражнение можно вначале выполнять с утяжелителями, но затем — обязательно без отягощения и с установкой на достижение максимума скорости и с контролем за техникой исполнения. Отдых между сериями 1-2 минуты.
2. Выполнение серий ударов в воздух или на специализированных объектах (грушах, мешках, подушках, макиварах) с максимальной интенсивностью. Всего проводится 5-6 серий по 2-5 ударов за 10 секунд, которые повторяются 3-4 раза с перерывом в 1-2 минуты, в течение которого важно максимально расслабить мышцы, выполняющие основную работу в упражнениях. 3. Последовательное выполнение серий по 10 ударов руками или ногами с последующим 20-секундным отдыхом. Весь комплекс выполняется в различных вариациях на протяжении 3 минут.
4. Выполнение серий ударов рукой по теннисному мячу, прикрепленному на длинной резинке к держателю на голове (рис.185).
5. Поочередное выполнение с максимальной частотой в течение 10 секунд сначала ударов руками, а затем бега на месте с последующим отдыхом в течение 20 секунд. Всего упражнение выполняется в течение 3 минут (рис.186).
6. Выполнение максимального количества ударов руками в прыжке вверх на месте (рис.187).
7. Выполнение фиксированных серий ударов в прыжках вверх на месте с концентрацией усилия в одном из них. Начинать необходимо с двух ударов, затем постепенно увеличивать их количество.
8. "Бой с тенью" включает выполнение одиночных ударов или комбинаций из 3-4 ударов с максимальной скоростью, сопровождающихся движениями, обманными маневрами и различными защитными техниками, при этом необходимо представлять конкретного противника: технического или "силового", высокого или низкого и так далее. Упражнение должно длиться 2-3 раунда, каждый из которых занимает 2-3 минуты. Перерывы между раундами составляют 2-4 минуты.
9. Бег со старта из различных положении, в том числе из положения сидя, лежа лицом вниз или вверх, в упоре лежа, лежа головой в противоположную сторону. Выполнять: [5-6 раз по 10-15 метров через 1,0-1,5 минуты отдыха] х 3-4 серии через 2-3 минуты отдыха. Это упражнение можно выполнять и по сигналу (стуку подброшенного вверх предмета).
10. Быстрый бег в парке или в лесу с уклонами, блоками и уходами от встречных веток кустов и деревьев. Чередовать серии: быстрый бег до 10 секунд с последующей ходьбой 1-2 минуты. Всего выполнять 3-4 раза. Обратить внимание на меры безопасности.
11. Ритмичные перемещения двух сложенных вместе ладоней рук с максимальной частотой. Движения могут выполняться вправо-влево (А), вверх-вниз (Б) или — круговые (В), в нескольких сериях по 5-10 секунд (рис.188).
12. Передвижение в различных стойках вперед-назад или вправо-влево на два, три или четыре шага. Упражнение выполняется ритмично, в чередовании с подскоками на месте по 10-20 раз подряд.
13. Активное тряска кистями рук или ступнями ног в горизонтальном или вертикальном направлении (см. рис. 18 9,190). Рекомендуется выполнять 2-3 подхода с перерывами в 1-2 минуты, которые следует заполнять неспешными, расслабляющими и гармоничными упражнениями различных связок и формальных комплексов.
Желательно, чтобы интервалы отдыха были активными. Для этого используйте медленное, расслабленное и плавное выполнение различных связок и формальных комплексов.
Средства развития комплексных форм быстроты
В качестве средств развития комплексных форм быстроты применяются упражнения, выполняемые с максимальной или близкой к ней скоростью. Техника упражнений должна быть настолько хорошо освоена, чтобы все внимание обращалось не на нее, а на скорость передвижения.
Повторный метод – является ведущим.
Предполагается выполнение одной или нескольких серий тренировок; количество повторений в каждой серии регулируется в соответствии с возможностью поддерживать заданный темп. Временные промежутки для отдыха планируются таким образом, чтобы обеспечить максимально полное восстановление и предотвратить явное снижение скорости от одного повторения к другому.
В частности, для бегунов-спринтеров может быть выбран следующий вариант: 2 серии с последовательным пробеганием 80, 120, 150, 200 м в каждой из них или 10 раз по 100 м.
Кроме повторного находит применение переменный метод. С этой целью осуществляется, например, скоростной бег в гору с небольшим углом подъема, затем по ровной поверхности и под гору; плавание против и по течению и т. п.
Эффективными методами также являются игровой и соревновательный методы.
Развитие физических качеств является необходимым компонентом здорового образа жизни. Это и ловкость, и выносливость, и сила, и гибкость, и, конечно, быстрота. Стать быстрым сразу и за один день не получится. Для этого необходимо выполнять физические упражнения, причем делать это систематически, упорядоченно.
Таким образом, можно действительно достичь наилучшего результата и затем поддерживать себя в отличной физической форме. Быть стремительным – значит быть на первом месте!
Список литературы:
1.Захаров Е. Рукопашный бой: Самоучитель
2.И. П. Березин, Ю. В. Дергачев "Школа здоровья"
3.Л. А. Лещинский "Берегите здоровье"
4. Назаренко, Людмила Дмитриевна. Способы и подходы к развитию двигательных координаций [Текст] : монография. – М.: Изд. «Теория и практика физической культуры», 2003
5. Холодов, Жорж Константинович. Теория и методика физического воспитания [Текст] : Учеб. пособие для вузов физ. культуры / Холодов, Жорж Константинович, Кузнецов, Василий Степанович. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Академия, 2001.

-80%
Скоростные способности

Под скоростными способностями понимают возможности человека, обеспечивающие ему выполнение двигательных действий в минимальный для данных условий промежуток времени. Различают элементарные и комплексные формы проявления скоростных способностей. К элементарным формам относятся быстрота реакции, скорость одиночного движения, частота (темп) движений.
Все двигательные реакции, совершаемые человеком, делятся на две группы: простые и сложные. Ответ заранее известным движением на заранее известный сигнал (зрительный, слуховой, тактильный) называется простой реакцией. Примерами такого вида реакций являются начало двигательного действия (старт) в ответ на выстрел стартового пистолета в легкой атлетике или в плавании, прекращение нападающего или защитного действия в единоборствах или во время спортивной игры при свистке арбитра и т.п. Быстрота простой реакции определяется по так называемому латентному (скрытому) периоду реакции — временному отрезку от момента появления сигнала до момента начала движения. Латентное время простой реакции у взрослых, как правило, не превышает 0,3 с.
Сложные моторные реакции наблюдаются в спортивных дисциплинах, отличающихся постоянным и внезапным изменением условий выполняемых действий (таких как спортивные игры, боевые искусства, горнолыжный спорт и др.). Основная часть сложных моторных реакций в физическом воспитании и спорте представляет собой реакции «выбора», когда необходимо сразу принять решение, выбрав одно из нескольких возможных действий, подходящее к текущей ситуации.
В ряде видов спорта такие реакции одновременно являются реакциями на движущийся объект (мяч, шайба и т.п.).
Временной интервал, затраченный на выполнение одиночного движения (например, удар в боксе), тоже характеризует скоростные способности. Частота, или темп, движений — это число движений в единицу времени (например, число беговых шагов за 10 с). В различных видах двигательной деятельности элементарные формы проявления скоростных способностей выступают в различных сочетаниях и в совокупности с другими физическими качествами и техническими действиями. В этом случае имеет место комплексное проявление скоростных способностей. К ним относятся: быстрота выполнения целостных двигательных действий, способность как можно быстрее набрать максимальную скорость и способность длительно поддерживать ее.
Для практики физического воспитания наибольшее значение имеет скорость выполнения человеком целостных двигательных действий в беге, плавании, передвижении на лыжах, велогонках, гребле и т.д., а не элементарные формы ее проявления. Однако эта скорость лишь косвенно характеризует быстроту человека, так как она обусловлена не только уровнем развития быстроты, но и другими факторами, в частности техникой владения действием, координационными способностями, мотивацией, волевыми качествами и др. Способность как можно быстрее набрать максимальную скорость определяют по фазе стартового разгона или стартовой скорости. В среднем это время составляет 5—6 с. Способность как можно дольше удерживать достигнутую максимальную скорость называют скоростной выносливостью и определяют по дистанционной скорости.
В играх и единоборствах есть еще одно специфическое проявление скоростных качеств — быстрота торможения, когда в связи с изменением ситуации необходимо мгновенно остановиться и начать движение в другом направлении.
Выражение различных форм быстроты и скорости движений определяется множеством факторов:
- состояния центральной нервной системы и нервно-мышечного аппарата человека;
- морфологических особенностей мышечной ткани, ее композиции (т.е. от соотношения быстрых и медленных волокон);
- силы мышц;
- способности мышц быстро переходить из напряженного состояния в расслабленное;
- энергетических запасов в мышце (аденозинтрифосфорная кислота — АТФ и креатинфосфат — КТФ);
- амплитуды движений, т.е. от степени подвижности в суставах;
- способности к координации движений при скоростной работе;
- биологического ритма жизнедеятельности организма;
- возраста и пола;
- скоростных природных способностей человека.
С физиологической точки зрения быстрота реакции зависит от скорости протекания следующих пяти фаз:
- возникновения возбуждения в рецепторе (зрительном, слуховом, тактильном и др.), участвующем в восприятии сигнала;
- передачи возбуждения в центральную нервную систему;
- перехода сигнальной информации по нервным путям, ее анализа и формирования эфферентного сигнала;
- проведения эфферентного сигнала от центральной нервной системы к мышце;
- возбуждения мышцы и появления в ней механизма активности.
Максимальная частота движений зависит от скорости перехода двигательных нервных центров из состояния возбуждения в состояние торможения и обратно, т.е. она зависит от лабильности нервных процессов.
На быстроту, проявляемую в целостных двигательных действиях, влияют: частота нервно-мышечной импульсации, скорость перехода мышц из фазы напряжения в фазу расслабления, темп чередования этих фаз, степень включения в процесс движения быстро сокращающихся мышечных волокон и их синхронная работа.
С биохимической точки зрения быстрота движений зависит от содержания аденозинтрифосфорной кислоты в мышцах, скорости ее расщепления и ресинтеза. В скоростных упражнениях ресинтез АТФ происходит за счет фосфорокреатинового и гликолитического механизмов (анаэробно — без участия кислорода). Доля аэробного (кислородного) источника в энергетическом обеспечении разной скоростной деятельности составляет 0—10%.
Исследования в области генетики (анализ близнецов, сравнение физических возможностей родителей и их детей, длительное наблюдение за изменениями в показателях скорости у одних и тех же детей) показывают, что двигательные способности в значительной степени обусловлены генетическими факторами. На основании научных данных, скорость простой реакции в пределах 60—88% определяется наследственными характеристиками. Влияние генетики на скорость одиночного движения и частоту движений является умеренным, тогда как скорость, проявляющаяся во время комплексных двигательных действий, таких как бег, зависит примерно поровну от наследственности и внешней среды (40-60%).
Наиболее благоприятными периодами для развития скоростных способностей как у мальчиков, так и у девочек считается возраст от 7 до 11 лет. Несколько в меньшем темпе рост различных показателей быстроты продолжается с 11 до 14—15 лет. К этому возрасту фактически наступает стабилизация результатов в показателях быстроты простой реакции и максимальной частоты движений. Целенаправленные воздействия или занятия разными видами спорта оказывают положительное влияние на развитие скоростных способностей: специально тренирующиеся имеют преимущество на 5—20% и более, а рост результатов может продолжаться до 25 лет.
Половые различия в уровне развития скоростных способностей невелики до 12—13-летнего возраста. Позже мальчики начинают опережать девочек, особенно в показателях быстроты целостных двигательных действий (бег, плавание и т.д.).Задачи развития скоростных способностей.
Первая задача состоит в необходимости разностороннего развития скоростных способностей (быстрота реакции, частота движений, скорость одиночного движения, быстрота целостных действий) в сочетании с приобретением двигательных умений и навыков, которые осваивают дети за время обучения в образовательном учреждении. Для педагога по физической культуре и спорту важно не упустить младший и средний школьный возраст — сенситивные (особенно благоприятные) периоды для эффективного воздействия на эту группу способностей.
Вторая задача — максимальное развитие скоростных способностей при специализации детей, подростков, юношей и девушек в видах спорта, где скорость реагирования или быстрота действия играет существенную роль (бег на короткие дистанции, спортивные игры, единоборства, санный спорт и др.).Третья задача — совершенствование скоростных способностей, от которых зависит успех в определенных видах трудовой деятельности (например, в летном деле, при выполнении функций оператора в промышленности, энергосистемах, системах связи и др.).
Развивать скоростные способности довольно сложно. Потенциал увеличения скорости в циклических движениях имеет свои ограничения. Во время спортивных тренировок рост скорости достигается не только за счет влияния на сами скоростные способности, но и через другие методы — например, через развитие силовых и скоростно-силовых характеристик, скоростной выносливости, улучшение техники выполнения движений и т.д. Это достигается благодаря усовершенствованию тех аспектов, от которых в значительной мере зависит проявление различных качеств быстроты.
В многочисленных исследованиях показано, что все вышеназванные виды скоростных способностей специфичны. Диапазон взаимного переноса скоростных способностей ограничен (например, можно обладать хорошей реакцией на сигнал, но иметь невысокую частоту движений; способность выполнять с высокой скоростью стартовый разгон в спринтерском беге еще не гарантирует высокой дистанционной скорости и наоборот). Прямой положительный перенос быстроты имеет место лишь в движениях, у которых сходные смысловые и программирующие стороны, а также двигательный состав. Отмеченные специфические особенности скоростных способностей поэтому требуют применения соответствующих тренировочных средств и методов по каждой их разновидности.
Список использованной литературы:
- Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Издательский цент "Академия", 2000. — 480 с. Подробнее.




