Способность человека совершать двигательные действия в минимальный отрезок времени называется реакцией или реактивностью. Эта характеристика включает в себя скорость обработки информации и выполнения движений в ответ на стимулы.
Развивать реакцию можно через специальные тренировки, которые помогают улучшить координацию, скорость и точность движений. Высокая реактивность играет важную роль в различных видах спорта и повседневной жизни, позволяя эффективно справляться с неожиданными ситуациями.
Скоростные качества
Скоростные способности или скорость – это умение выполнять движения за максимально короткий промежуток времени в заданных условиях.
Ключевые элементарные формы проявления скоростных способностей включают:
латентное время реакции на движение (т.е. время, необходимое для начала действия после получения сигнала), которое, в первую очередь, определяется подвижностью нервных процессов;
скорость отдельного движения при малом внешнем сопротивлении, так и быстрота реакции является до известной степени врожденным качеством и трудно поддается развитию в процессе тренировки;
наивысшая скорость сокращения мышц.
К скоростным качествам также относятся:
быстроту выполнения целостных двигательных действий;
умение быстро достигать предельной скорости;
умение долго сохранять эту скорость.
В большинстве видов спорта обычно наблюдается комплексное проявление скоростных качеств.
Все двигательные реакции, совершаемые человеком, делятся на две группы: простые и сложные.
Простой реакцией называется ответ заранее известным движением на заранее известный сигнал (зрительный, слуховой, тактильный).
Примерами такого вида реакций являются старт в ответ на выстрел в легкой атлетике или в плавании, прекращение нападающего или защитного действия в единоборстве или во время спортивной игры при свистке арбитра и т.п. Быстрота простой реакции определяется по так называемому латентному (скрытому) периоду реакции – временному отрезку от момента появления сигнала до момента начала движения. Латентное время простой реакции у взрослых, как правило, не превышает 0,3 сек.
Сложные реакции – это выбор движения и реакция на движущийся объект.
Для практики физического воспитания наибольшее значение имеет быстрота выполнения целостных двигательных действий: в беге, плавании, передвижении на лыжах, велогонках, гребле и т.д.
Скорость в целостных сложнокоординационных двигательных актах зависит не только от уровня быстроты, но и от техники владения действием, координационных способностей, мотивации, волевых качеств и др. Поэтому при оценке скоростных способностей на основе комплексных форм движений эти слагаемые стараются максимально нивелировать или уровнять.
Каждое циклическое движение представляет собой сочетание ритмичной смены напряжения и расслабления одной групп мышц с ритмичной сменой расслабления и напряжения мышц- антагонистов.
При не высоком темпе это чередование происходит довольно четко, но при повышении темпа может наступить момент, когда напряжение работающей группы мышц частично накладывается на напряжение мышц-антагонистов. Возникает скоростная напряженность, не позволяющая еще больше увеличивать темп, что является сдерживающим фактором в проявление скоростных качеств.
Основное условие специальной тренировки для развития скоростных качеств заключается в обязательном выполнении упражнения с интенсивностью близкой к максимальной. Они должны удовлетворять, по меньшей мере, трем требованиям:
1) методика выполнения упражнения должна позволять осуществлять резкие движения;
2) упражнения скоростного характера должны быть хорошо освоены, для того чтобы не расходовать лишнюю энергию и не концентрировать внимание на преодолении сложностей движений;
3) продолжительность упражнения должна быть такой, чтобы к концу выполнения скорость не снижалась вследствие утомления.
Быстрота развивается при выполнении кратковременных упражнений с максимальной скоростью. При этом необходимо помнить, что при выполнении этих упражнений необходимо соблюдать определенные правила:
1. Быстрота не может развиваться у человека, если он утомлен. Вследствие этого упражнения на развитие качества быстроты выполняются на занятиях в первую очередь, т.е. первыми. Это качество лучше воспитывается в эмоциональных, соревновательных условиях (эстафеты, игры, групповые старты и др.). Частота сердцебиений в предложенных упражнениях варьирует в зависимости от возраста и уровня подготовленности занимающихся в пределах 170–180 ударов в минуту.
2. При выполнении нового, плохо освоенного упражнения не надо стремиться выполнить его с предельной скоростью.
3. Выполняя упражнение на быстроту, необходимо обращать внимание на умение занимающегося расслаблять мышцы не, участвующие в основном двигательном акте (например, техника бега на 100 м у высококвалифицированных спринтеров и новичков). У новичков, лицо перекошено, руки напряжены и др.
4. Отдых между упражнениями на быстроту должен быть достаточно продолжительным и занимать – 3–5 мин и более. Необходимо обучать занимающегося при выполнении упражнения умению хорошо настраиваться на каждую очередную попытку
Скорость и степень расслабления мышц-антагонистов может быть важным фактором, влияющим на скорость движения. Если требуется увеличить скорость движения, необходимо выполнять на тренировочных занятиях специальные движения (такие же, как в соревновательном упражнении) со скоростью, равной или превышающей ту, которая используется в тренировочном упражнении.
Задания на быстроту выполняются сериями повторений с паузами отдыха почти до полного восстановления, тогда скорость движений не будет заметно снижаться от повторения к повторению. Так же в тренировках на быстроту важно варьировать формы скоростных движений. При этом немаловажное значение приобретает психологическая подготовка занимающихся, умение настроиться на работу с запредельной мощностью.
Чаще всего, когда требуется максимальная скорость от человека, ему необходимо справляться с серьезными внешними силами (вес, инерция собственного тела, сопротивление воды). В таких ситуациях уровень достигнутой скорости в значительной мере зависит от физической силы индивида. Основные факторы, влияющие на развитие скоростных навыков:
соотношение быстрых и медленных волокон (80 % – быстрых, 8 % –промежуточных);
уровень владения техникой;
уровень закрепощения мышц – антагонистов;
уровень динамической силы;
быстрота двигательной реакции;
скорость одиночного движения;
На скорость наряду с биомеханическими и физиологическими факторами оказывают влияние ряд других факторов:
частота мышечных сокращений;
ритм, длина «шага»;
движение под воздействием инерции;
умение расслаблять мгновенно мышцы после выполнения рабочих движений.
Скорость в циклических двигательных действиях определяется не только темпом мышечных сокращений, но и быстротой перемещения в пространстве.
Абсолютная скорость перемещения напрямую зависит от уровня владения совершенной техникой.
Отсюда следует, что воспитание скоростных качеств находится в определенной зависимости от развития и совершенствования индивидуальной техники.
Добиться увеличения быстроты перемещения можно несколькими путями:
во-первых, за счет увеличения темпа мышечных сокращений;
во-вторых, за счет выполнения движения с максимальной силой, что скажется на скорости отдельного движения.
Опыт подсказывает, что существенно повысить уровень максимальной частоты чрезвычайно тяжело, задача повышения силовых возможностей, а так же технической подготовленности решается более просто.
В процессе силовой подготовки, направленной на повышение скорости движений решаются две основные задачи:
1) увеличение предела максимальной мышечной силы;
2) способности к проявлению большой силы в условиях быстрых движений.
При работе над скоростно-силовыми показателями интенсивность выполняемых упражнений должна стремиться к максимальному уровню. Чем выше тренированность, тем больше должна быть интенсивность. Необходимым условием для глубоких адаптационных перестроек в организме, обуславливающих повышения исходного уровня работоспособности является необходимость постепенного увеличения объемов работы скоростно-силовой направленности. Однако, чрезмерное повышение объема или интенсивности нагрузок может привести к адаптационным срывам, выражающихся в проявлениях переутомления. Из этого следует, что дальнейшее совершенствование процесса скоростно-силовой подготовки должно идти не в сторону бесконечного увеличения объемов и интенсивности, а в сторону оптимизации их распределения во времени.
С помощью силовых и скоростно-силовых упражнений развивается преимущественно быстрота отдельных движений, кроме которой существуют быстрота реакции и быстрота как необходимая характеристика темпа движений.
Все эти разновидности скоростных качеств мало взаимосвязаны и несколько отличаются друг от друга по физическому и механическому проявлению, а так же по методике развития.
Предпосылками быстроты выступает не только природная подвижность нервных процессов, но и уровень нервно-мышечной координации, который повышается под влиянием специальной тренировки.
При подборе упражнений направленных на развитие темпа движений следует ориентироваться на то, что:
1) эти упражнения могут выполняться индивидуально с заданным темпом или с задачей постепенного увеличения темпа;
2) могут быть групповыми упражнениями, представленными в форме соревнований на быстроту выполнения заданного количества циклов движений или большого количества этих циклов за заданный отрезок времени.
Быстрота реакции до некоторой степени может быть развита упражнений выполняемых под ожидаемую или неожидаемую резкую команду. Способы выполнения этих упражнений могут варьироваться, как могут и варьироваться и условия ожидания команд.
Выбирая упражнения для тренировки скорости, важно акцентировать внимание на тех, которые предполагают быстрые движения, а также на повышении темпа до предела без необязательно изменяющейся техники исполнения.
Занятия, направленные на развитие отдельных проявлений скоростных способностей неотделимы с задачей совершенствования техники
Критерии и методы оценки скоростных способностей.
Тесты для оценки скоростных способностей делятся на 4 группы:
1) для оценки быстроты простой реакции;
2) для оценки скорости одиночного движения;
3) для оценки максимальной быстроты движений в разных сустава;
4) для оценки скорости, проявляемой в целостных двигательных действиях, чаще всего в беге на короткие дистанции.
Методы воспитания скоростных способностей:
Тестовые задания для подготовки к олимпиаде по физической культуре 10-11 классы | Полятинская Саргылана Давыдовна. Работа №232942
Тестовые вопросы по физической культуре. 1.Под физической культурой понимается: а — педагогический процесс по физическому совершенствованию человека; б — регулярные занятия физическими упражнениями, закаливание организма; в — достижения общества, отражающие физическое и духовное развитие человека.
2. Какое из представленных понятий охватывает все остальные: а — спорт; б — система физического воспитания; в — физическая культура. 3. Процесс, ориентированный на всестороннее развитие физических качеств личности, который обеспечивает формирование крепкого молодого поколения с гармоничным развитием с раннего возраста, называется: а — общей физической подготовкой; б — специальной физической подготовкой; в — гармонической физической подготовкой; г — прикладной физической подготовкой.
4.Состояние организма, характеризующееся прогрессивными функциональными изменениями, произошедшими под влиянием повторения двигательных действий, обозначается как: а — развитие; б — закаленность; в — тренированность; г — подготовленность. 5.К показателям физической подготовленности относятся: а — сила, быстрота, выносливость; б — рост, вес, окружность грудной клетки; в — артериальное давление, пульс; г — частота сердечных сокращений, частота дыхания.
6.Совокупность упражнений, приемов и методов, направленных на обучение двигательными и другим умениям и навыкам, а также их дальнейшее совершенствование обозначается как: а — тренировка; б — методика; в — система знаний; г — педагогическое воздействие. 7.Какая страна является родиной Олимпийских игр: а — Рим; б — Китай; в — Греция; г — Египет.
8.Где проводились древнегреческие Олимпийские игры: а — в Олимпии; б — в Спарте; в — в Афинах. 9.Почему античные Олимпийские игры называли праздниками мира: а — они имели мировую известность; б — в них принимали участие атлеты со всего мира; в — в период проведения игр прекращались войны; г — они отличались миролюбивым характером соревнований.
10.Олимпийские игры (летние или зимние) проводятся через каждые: а — 5 лет; б — 4 года; в — 2 года; г — 3 года. 11.Зимние игры проводятся: а — в зависимости от решения МОК; б — в третий год празднуемой Олимпиады; в — в течени и последнего года празднуемой Олимпиады; г — в течени и второго календарного года, следующего после года начала Олимпиады.
12.Здоровый образ жизни (ЗОЖ) предполагает: а — упорядоченный режим труда и отдыха, отказ от вредных привычек; б — регулярное обращение к врачу; в — физическую и интеллектуальную активность; г — рациональное питание и закаливание. 13.Какой фактор играет определяющую роль для состояния здоровья человека: а — образ жизни; б — наследственность; в — климат.
14.При физической работе в душном помещении или одежде, которая плохо пропускает воздух, может возникнуть: а — ожог; б — тепловой удар; в — перегревание; г — солнечный удар. 15.Основными источниками энергии для организма являются: а — белки и минеральные вещества; б — углеводы и жиры; в — жиры и витамины; г — углеводы и белки.
16.Рациональное питание обеспечивает: а — правильный рост и формирование организма; б — сохранение здоровья; в — высокую работоспособность и продление жизни; г — все перечисленное. 17.Физическая работоспособность — это: а — способность человека быстро выполнять работу; б — способность разные по структуре типы работ; в — способность к быстрому восстановлению после работы; г — способность выполнять большой объем работы.
18.Люди, систематически занимающиеся физическими упражнениями в сочетании с использованием оздоровительных сил природы, отличаются: а — фагоцитарной устойчивостью; б — бактерицидной устойчивостью; в — специфической устойчивостью; г — не специфической устойчивостью. 19.Что понимается под закаливанием: а — посещение бани, сауны; б — повышение устойчивости организма к воздействию неблагоприятных условий окружающей среды; в — купание, принятие воздушных и солнечных ванн в летнее время; г — укрепление здоровья.
20.К объективным критериям самоконтроля можно отнести: а — самочувствие, аппетит, работоспособность; б — частоту дыхания, ЖЕЛ, антропометрию; в — нарушение режима, наличие болевых ощущений. 21.Назовите основные факторы риска в образе жизни людей: а — малая двигательная активность (гипокинезия), психологические стрессы; б — нарушение в питании, переедание, алкоголизм, наркомания, курение; в — все перечисленное.
22. Риск получения травм во время выполнения физических упражнений уменьшается, если занимающиеся: а — не завышают свои способности; б — следуют рекомендациям преподавателя; в — обладают умениями правильного выполнения движений; г — умеют контролировать свои эмоции. 23. В случае травмы или ухудшения самочувствия во время урока ученик должен прекратить занятия и уведомить: а — преподавателя, проводящего урок; б — классного руководителя; в — одноклассников; г — школьного медицинского работника.
24.Какими показателями характеризуется физическое развитие: а — антропометрическими показателями; б — ростовесовыми показателями, физической подготовленностью; в — телосложением , развитием физических качеств, состоянием здоровья. 25.Формирование человеческого организма заканчивается к : а — 14-15 годам; б — 17-18 годам; в — 19-20 годам; г — 22-25 годам.
26.Главным отличием физических упражнений от других двигательных действий является то, что они: а — строго регламентированы; б — представляют собой игровую деятельность; в — не ориентированы на производство материальных ценностей; г — создают развивающий эффект. 27.Техникой движений принято называть: а — рациональную организацию двигательных действий; б — состав и последовательность движений при выполнении упражнений; в — способ организации движений при выполнении упражнений; г — способ целесообразного решения двигательной задачи.
28.Назовите из предложенного списка неправильно названные физические качества (несколько ответов): а — стойкость; б — гибкость; в — ловкость; г — бодрость; д — выносливость; е — быстрота; ж — сила. 29.Это физическое качество проверяют тестом «челночный бег 3 по 10» у учащихся общеобразовательных школ: а — выносливость; б — скоростно-силовые и координационные; в — гибкость.
30.Ловкость — это: а — способность осваивать и выполнять сложные двигательные действия, быстро их перестраивать в соответствии с изменяющимися условиями; б — способность управлять своими движениями в пространстве и времени; в — способность ловко управлять двигательными действиями в зависимости от уровня развития двигательных качеств человека. 31.Быстрота — это: а — способность человека совершать двигательные действия в минимальный отрезок времени; б — способность человека быстро набирать скорость; в — способность человека выполнять упражнения в беге с максимальной скоростью на короткие дистанции.
32.Под гибкостью как физическим качеством понимается: а — комплекс морфофункциональных свойств опорно-двигательного аппарата человека, определяющий глубину наклона; б — способность выполнять движения с большой амплитудой за счет мышечных напряжений; в — комплекс физических свой ств дв игательного аппарата, определяющих подвижность его звеньев; г — эластичность мышц и связок. 33.Сила — это: а — способность точно дифференцировать мышечные усилия различной величины и условиях непредвиденных ситуаций и смешанных режимов работы мышц; б — способность противостоять утомлению, вызываемому относительно положительными напряжениями значительной величины; в — способность преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему с помощью мышечных усилий.
34.Под выносливостью как физическим качеством понимается: а — комплекс психофизических свойств человека, обусловливающий возможность выполнять разнообразные физические нагрузки; б — комплекс психофизических свойств человека, определяющий способность противостоять утомлению; в — способность длительно совершать физическую работу, практически не утомляясь; г — способность сохранять заданные параметры работы. 35.Нагрузка физических упражнений характеризуется: а — величиной их воздействия на организм; б — напряжением определенных мышечных групп; в — временем и количеством повторений двигательных действий; г — подготовленностью занимающихся, их возрастом и состоянием здоровья.
36.Активный отдых — это: а — специфическая подготовка спортсмена к предстоящим соревнованиям; б — двигательная деятельность, снимающая утомление и способствующая восстановлению работоспособности; в — деятельность, направленная на совершенствование двигательного действия в изменяющихся условиях. 37.Подводящие упражнения применяются: а — если обучающийся недостаточно физически развит; б — если в двигательном фонде отсутствуют опорные элементы; в — если необходимо устранять причины возникновения ошибок; г — если применяется метод целостно-аналитического упражнения.
38.Бег на дальние дистанции относится к : а — легкой атлетике; б — спортивным играм; в — спринту; г — бобслею. 39.При беге на длинные дистанции по правилам соревнований применяется: а — низкий старт; б — высокий старт; в — вид старта по желанию бегуна. 40.В переводе с греческого «гимнастика» означает: а — гибкий; б — упражняю; в — преодолевающий.
41.XXI зимние Олимпийские игры проходили в : а — Осло; б — Саппоро; в — Сочи; г — Ванкувере . 42.Динамика индивидуального развития человека обусловлена: а — влиянием эндогенных и экзогенных факторов; б — генетикой и наследственностью человека; в — влиянием социальных и экологических факторов; г — двигательной активностью человека. 43.Простейший комплекс ОРУ (обще развивающие упражнения) начинается с упражнения: а — для мышц ног; б — типа потягивания; в — махового характера; г — для мышц шеи.
44. В условиях продолжительной нагрузки с высокой интенсивностью рекомендуется дышать: а — попеременно через нос и рот; б — одновременно через рот и нос; в — исключительно через рот; г — исключительно через нос. 45. В правилах баскетбола в случае ничейного результата в основное время предусмотрен дополнительный период продолжительностью: а — 3 минуты; б — 7 минут; в — 5 минут; г — 10 минут.
46.Два очка в баскетболе засчитывается при броске в корзину: а — из зоны нападения; б — с любой точки площадки; в — из зоны защиты; г — с любого места внутри трех очковой линии. 47.Правилами волейбола каждой команде во время игры предоставлено максимум . удара (передачи) для возвращения мяча на сторону соперника (не считая касания на блоке): а — 2; б — 4; в — 3; г — 5. 48.Вид деятельности, являющийся предметом соперничества и исторически оформившийся как способ выявления и сравнения человеческих возможностей, принято называть: а — гимнастикой; б — соревнованием; в — видом спорта.
49.Основой методики воспитания физических качеств является: а — простота выполнения упражнений; б — постепенное повышение силы воздействия; в — схематичность упражнений; г — продолжительность педагогических воздействий. 50.Назовите способы передвижения человека (несколько ответов): а — ползание; б — лазанье; в — прыжки; г — метание; д — группировка; е — упор.
51.Какие основные базовые виды двигательных действий входят в школьную программу физического воспитания (несколько ответов): а — метание дротика; б — ускорения; в — толчок гири; г — подтягивание; д — кувырки; е — стойка на одной руке. 52.Олимпийский символ представляет собой пять переплетенных колец, расположенных слева направо в следующем порядке: а — вверху — красное, голубое, черное, внизу — желтое и зеленое; б — вверху — зеленое, черное, красное, внизу — голубое и желтое; в — вверху — голубое, черное и красное, внизу — желтое и зеленое; г — вверху — голубое, черное, красное, внизу — зеленое и желтое.
53.Пять олимпийских колец символизируют: а — пять принципов олимпийского движения; б — основные цвета флагов стран-участниц Игр Олимпиады; в — союз континентов и встречу спортсменов на Олимпийских играх; г — повсеместное становление спорта на службу гармонического развития человека. 54.Укажите, кто из выдающихся спортсменов РФ в настоящее время является членом Международного олимпийского комитета (МОК): а — Вячеслав Фетисов; б — Юрий Титов; в — Александр Попов; г — Александр Карелин.
55.Основным показателем, характеризующим стадии развития организма, является: а — биологический возраст; б — календарный возраст; в — скелетный и зубной возраст. 56.Систематическое употребление веществ, изменяющих психологическое состояние человека (табака, алкоголя, ингаляторов), специалисты расценивают как: а — асоциальное поведение; б — респективную привычку; в — вредную привычку; г — консеквентное поведение.
57.Игры, проведенные в Москве, были посвящены Олимпиаде: а — 20-ой; б — 21-ой; в — 22-ой; г — 23-ой. 58.Один из способов прыжка в длину в легкой атлетике обозначается как прыжок: а — «с разбега»; б — «перешагиванием»; в — «перекатом»; г — «ножницами». 59.Гиподинамия — это: а — пониженная двигательная активность человека; б — повышенная двигательная активность человека; в — нехватка витаминов в организме; г — чрезмерное питание. 60.Олимпийский девиз, выражающий устремления олимпийского движения, звучит как: а — «Быстрее, выше, сильнее»; б — «Главное не победа, а участие»; в — « О спорт — ты мир!». Ответы: 1.в 2.в 3.а 4.в 5.а 6.б 7.в 8.а 9.в 10.б 11.б 12.в 13.а 14.б 15.б 16.г 17.г 18.г 19.б 20.б 21.в 22.б 23.а 24.а 25.г 26.в 27.а 28.а ,г 29.б 30.а 31.а 32.в 33.в 34.б 35.а 36.б 37.б 38.а 39.б 40.б 41.г 42.а 43.б 44.в 45.в 46.г 47.в 48.б 49.б 50.а ,б ,в 51.б ,г ,д 52.в 53.в 54.в 55.а 56.в 57.в 58.а 59.а 60.а
- Курсы повышения квалификации
- Тестирование для педагогов
- Олимпиады
- Викторины
- Творческий конкурс
- Опубликовать материал на сайте
- Опубликовать статью в печатном сборнике
- Заказать рецензию
Способность человека совершать двигательные действия в минимальный отрезок времени называется
Скоростные качества или быстрота – это способность совершать двигательные действия в минимальный для данных условий отрезок времени.
Выделяют следующие элементарные формы проявления скоростных качеств:
латентное время двигательной реакции (т.е. время от появления сигнала для начала двигательного действия), зависит эта форма прежде всего от подвижности нервных процессов;
Скорость индивидуального движения при низком внешнем сопротивлении, а также оперативность реакции в определенной мере являются природными характеристиками, которые сложно развивать в ходе тренировок;
максимальный темп мышечных сокращений.
К скоростным способностям относят также:
быстроту выполнения целостных двигательных действий;
способность как можно быстрее набрать максимальную скорость;
способность длительно поддерживать ее.
Это комплексные виды скоростных способностей.
В каждом виде спорта чаще всего встречается комплексное проявление скоростных способностей.
Все двигательные реакции, совершаемые человеком, делятся на две группы: простые и сложные.
Простой реакцией называется ответ заранее известным движением на заранее известный сигнал (зрительный, слуховой, тактильный).
К примерам подобных реакций можно отнести старт по сигналу выстрела в легкой атлетике или плавании, а также прекращение действий нападающего или защитника в единоборствах или командных играх по свистку арбитра и т.д. Скорость простой реакции определяется так называемым латентным (скрытым) периодом реакции, который представляет собой промежуток времени от момента появления сигнала до начала движения. У взрослых латентное время простой реакции обычно не превышает 0,3 секунды.
Сложные реакции – это выбор движения и реакция на движущийся объект.
Для практики физического воспитания наибольшее значение имеет быстрота выполнения целостных двигательных действий: в беге, плавании, передвижении на лыжах, велогонках, гребле и т.д.
Скорость в целостных сложнокоординационных двигательных актах зависит не только от уровня быстроты, но и от техники владения действием, координационных способностей, мотивации, волевых качеств и др. Поэтому при оценке скоростных способностей на основе комплексных форм движений эти слагаемые стараются максимально нивелировать или уровнять.
Каждое циклическое движение представляет собой сочетание ритмичной смены напряжения и расслабления одной групп мышц с ритмичной сменой расслабления и напряжения мышц- антагонистов.
При не высоком темпе это чередование происходит довольно четко, но при повышении темпа может наступить момент, когда напряжение работающей группы мышц частично накладывается на напряжение мышц-антагонистов. Возникает скоростная напряженность, не позволяющая еще больше увеличивать темп, что является сдерживающим фактором в проявление скоростных качеств.
Основное условие специальной тренировки для развития скоростных качеств заключается в обязательном выполнении упражнения с интенсивностью близкой к максимальной. Они должны удовлетворять, по меньшей мере, трем требованиям:
1) техника упражнения должна обеспечивать возможность выполнять быстрые движения;
2) упражнения скоростного характера должны быть хорошо освоены, для того чтобы не расходовать лишнюю энергию и не концентрировать внимание на преодолении сложностей движений;
3) продолжительность упражнения должна быть такой, чтобы к концу выполнения скорость не снижалась вследствие утомления.
Скорость тренируется через выполнение коротких упражнений на предельной скорости. Важно учитывать, что во время выполнения таких упражнений следует придерживаться определенных рекомендаций:
1. Быстрота не может развиваться у человека, если он утомлен. Вследствие этого упражнения на развитие качества быстроты выполняются на занятиях в первую очередь, т.е. первыми. Это качество лучше воспитывается в эмоциональных, соревновательных условиях (эстафеты, игры, групповые старты и др.). Частота сердцебиений в предложенных упражнениях варьирует в зависимости от возраста и уровня подготовленности занимающихся в пределах 170–180 ударов в минуту.
2. При выполнении нового, плохо освоенного упражнения не надо стремиться выполнить его с предельной скоростью.
3. Выполняя упражнение на быстроту, необходимо обращать внимание на умение занимающегося расслаблять мышцы не, участвующие в основном двигательном акте (например, техника бега на 100 м у высококвалифицированных спринтеров и новичков). У новичков, лицо перекошено, руки напряжены и др.
4. Отдых между упражнениями на быстроту должен быть достаточно продолжительным и занимать – 3–5 мин и более. Необходимо обучать занимающегося при выполнении упражнения умению хорошо настраиваться на каждую очередную попытку
Скорость и степень расслабления мышц-антагонистов может быть важным фактором, влияющим на скорость движения. Если требуется увеличить скорость движения, необходимо выполнять на тренировочных занятиях специальные движения (такие же, как в соревновательном упражнении) со скоростью, равной или превышающей ту, которая используется в тренировочном упражнении.
Задания на быстроту выполняются сериями повторений с паузами отдыха почти до полного восстановления, тогда скорость движений не будет заметно снижаться от повторения к повторению. Так же в тренировках на быстроту важно варьировать формы скоростных движений. При этом немаловажное значение приобретает психологическая подготовка занимающихся, умение настроиться на работу с запредельной мощностью.
Обычно, когда от человека требуется проявление наивысшей скорости, ему приходится преодолевать значительное внешние сопротивления (вес, инерцию собственного тела, активное гидродинамическое сопротивление). В этих случаях величина достигнутой скорости существенно зависит от силовых возможностей человека. Факторы, определяющие развитие скоростных способностей:
тип высшей нервной деятельности (подвижность нервных процессов);
соотношение быстрых и медленных волокон (80 % – быстрых, 8 % –промежуточных);
степень proficiency в использовании технологии;
уровень закрепощения мышц – антагонистов;
уровень динамической силы;
быстрота двигательной реакции;
скорость одиночного движения;
На скорость наряду с биомеханическими и физиологическими факторами оказывают влияние ряд других факторов:
частота мышечных сокращений;
ритм, длина «шага»;
движение по инерции;
умение расслаблять мгновенно мышцы после выполнения рабочих движений.
Скорость в циклических двигательных действиях определяется не только ритмом сокращений мышц, но и быстротой перемещения в пространстве.
Абсолютная скорость перемещения напрямую зависит от уровня владения совершенной техникой.
Отсюда следует, что воспитание скоростных качеств находится в определенной зависимости от развития и совершенствования индивидуальной техники.
Добиться увеличения быстроты перемещения можно несколькими путями:
во-первых, за счет увеличения темпа мышечных сокращений;
во-вторых, за счет выполнения движения с максимальной силой, что скажется на скорости отдельного движения.
Опыт подсказывает, что существенно повысить уровень максимальной частоты чрезвычайно тяжело, задача повышения силовых возможностей, а так же технической подготовленности решается более просто.
В процессе силовой подготовки, направленной на повышение скорости движений решаются две основные задачи:
1) повышение уровня максимальной мышечной силы;
2) способности к проявлению большой силы в условиях быстрых движений.
При улучшении скоростно-силовых параметров упражнения должны выполняться с максимально возможной интенсивностью. Высокий уровень подготовки требует соответствующей степени нагрузки. Важно понимать, что для обеспечения глубоких адаптационных изменений в организме, влияющих на рост работоспособности, необходимо постепенно увеличивать объем тренировок скоростно-силового характера. Тем не менее, слишком резкое увеличение объема или интенсивности может стать причиной адаптационного срыва, проявляющегося в симптомах переутомления. Таким образом, дальнейшее развитие скоростно-силовой подготовки должно сосредоточиться не на бесконечном увеличении нагрузки, а на оптимизации их распределения во времени.
С помощью силовых и скоростно-силовых упражнений развивается преимущественно быстрота отдельных движений, кроме которой существуют быстрота реакции и быстрота как необходимая характеристика темпа движений.
Все эти разновидности скоростных качеств мало взаимосвязаны и несколько отличаются друг от друга по физическому и механическому проявлению, а так же по методике развития.
Предпосылками быстроты выступает не только природная подвижность нервных процессов, но и уровень нервно-мышечной координации, который повышается под влиянием специальной тренировки.
При подборе упражнений направленных на развитие темпа движений следует ориентироваться на то, что:
1) эти упражнения могут выполняться индивидуально с заданным темпом или с задачей постепенного увеличения темпа;
2) могут быть групповыми упражнениями, представленными в форме соревнований на быстроту выполнения заданного количества циклов движений или большого количества этих циклов за заданный отрезок времени.
Быстрота реакции до некоторой степени может быть развита упражнений выполняемых под ожидаемую или неожидаемую резкую команду. Способы выполнения этих упражнений могут варьироваться, как могут и варьироваться и условия ожидания команд.
Подбирая упражнения для скоростной тренировки, следует останавливаться преимущественно на тех из них, в которых высокий темп движений, а так же повышение темпа до максимального не сопровождаются непроизвольным изменением формы движений.
Занятия, направленные на развитие отдельных проявлений скоростных способностей неотделимы с задачей совершенствования техники
Параметры и подходы к определению быстроты физических качеств.
Тесты для оценки скоростных способностей делятся на 4 группы:
1) для оценки быстроты простой реакции;
2) для оценки скорости одиночного движения;
3) для оценки максимальной быстроты движений в разных сустава;
4) для оценки скорости, проявляемой в целостных двигательных действиях, чаще всего в беге на короткие дистанции.
Методы воспитания скоростных способностей:




