Что такое темп и как его определить

Что такое темп и как его определить

Темп — это мера скорости выполнения какого-либо действия или процесса, отражающая, как быстро или медленно осуществляется изменение в течение времени. В разных контекстах темп может иметь различные значения: в музыке он указывает на скорость исполнения произведения, в физике — на изменение положения объекта, а в повседневной жизни может характеризовать ритм работы или активности человека.

Определение темпа важно для понимания динамики процессов, что помогает в планировании, организации рабочего времени и в разработке стратегий. Правильная оценка темпа позволяет оптимизировать усилия и достигать намеченных целей более эффективно.

Темп определение

Темп (итал. tempo, от лат. tempus — время) — это скорость, с которой разворачивается музыкальная структура произведения во время его исполнения или восприятия внутренним слухом; он определяется количеством основных метрических долей, проходящих за единицу времени. Первоначально латинское слово tempus, подобно греческому xronos (хронос), означало промежуток времени определенной величины. В средневековой мензуральной музыке tempus — это продолжительность brevis, которая могла быть равна 3 или 2 semibrevis. В первом случае «темп» назывался совершенным (perfectum), во втором — несовершенным (im-perfectum). Эти концепции «темпов» схематически соответствуют более поздним определениям четного и нечетного размеров такта; оттуда и возник английский термин time, обозначающий размер, а также использование мензурального знака С, указывающего на несовершенный «Т.», для обозначения наиболее распространенного четного размера.

В новой системе тактовой ритмики, пришедшей на смену мензуральной, темп (итал. tempo, франц. temps) — это изначально главная тактовая доля, чаще всего четверть (semiminima) или половинная (minima); двухдольный такт на французском языке называется mesure, а 2 temps — «такт на 2 темпа». Темп понимался, таким образом, как продолжительность, величина которой определяет скорость исполнения (итал. movimento, франц. mouvement). Переведенное на другие языки (в первую очередь, на немецкий), итальянское слово tempo стало означать именно movimento, и аналогичное значение приобрело русское слово «темп». Новая интерпретация (которая относится к старой, как понятие частоты в акустике соотносится с понятием длительности периода) не изменяет смысл таких фраз, как L’istesso tempo («такой же темп»), Tempo I («возврат к исходному темпу»), Tempo precedente («возврат к предыдущему темпу»), Tempo di Menuetto и других. Во всех этих случаях вместо tempo можно использовать movimento. Однако для указания на темп, вдвое превышающий исходный, требуется обозначение doppio movimento, так как doppio tempo означало бы вдвое большую продолжительность тактовой доли и, следовательно, вдвое более медленный темп.

Переосмысленный термин «темп» демонстрирует новое восприятие времени в музыке, которое стало характерным для тактовой ритмики, пришедшей на смену мензуральной в конце 16 – начале 17 веков: акцент смещается с длительностей на скорость. Понятия о длительности и их соотношении становятся менее четкими и подвергаются изменениям, вызванным стремлением к выразительности.

Уже К. Монтеверди отличал от механически ровного «Т. руки» («… tempo de la mano») «T. аффекта души» («tempo del affetto del animo»); требующая такого Т. часть была издана в виде партитуры, в отличие от др. частей, напечатанных по традиции отд. голосами (8-я книга мадригалов, 1638), т. о., явно выступает связь «выразительного» Т. с новым вертикально-аккордовым мышлением. О выразит. отклонениях от ровного Т. пишут многие авторы этой эпохи (Дж.

Фрескобальди, М. Преториус и другие; см. Tempo rubato. Тактовая ритмика без таких отклонений является исключительным случаем, который нередко требует специальных указаний («ben misurato», «streng im Zeitmaß» и т.д.; уже Ф. Куперен в начале 18 века использовал указание «mesure»).

Математическая точность не подразумевается даже при указании «a tempo» (сравните с «в характере речитатива, но in tempo» в 9-й симфонии Бетховена; «a tempo, ma libero» — «Ночи в садах Испании» М. де Фалья). За «нормальное» можно считать такое Т., которое допускает отклонения от теоретической длительности нот в пределах определенных зон (H. A. Гарбузов; см. Зона); однако чем более эмоциональной является музыка, тем легче преодолеваются эти границы. В романтическом стиле исполнения, как показывают исследования, затактная

Что такое темп и как его определить

может превзойти по длительности следующую за ней

(парадоксальные отношения можно заметить, например, в интерпретации А. Н. Скрябиным собственных произведений), хотя в нотах нет указаний на какие-либо изменения, и слушатели, как правило, их не воспринимают. Эти незаметные отклонения отличаются не своим размером, а психологическим значением: они не возникают из самой музыки, а предписываются ей.

Как те нарушения, что указаны в нотах, так и те, что отсутствуют, лишают темповую единицу («счётное время», нем. Zahlzeit, tempo в изначальном значении) постоянной величины и позволяют говорить только о её средней величине. В связи с этим метрономические обозначения, на первый взгляд определяющие длительность нот, на самом деле указывают на их частоту: большее число (

Что такое темп и как его определить

равно 100 в сравнении с

Что такое темп и как его определить

= 80) указывает меньшую длительность. В метрономич. обозначении существенно число ударов в единицу времени, а не равенство промежутков между ними. Обращающиеся к метроному композиторы часто отмечают, что они не требуют механич. равномерности метронома. Л. Бетховен к первому своему метрономич. указанию (песня «Север или юг») сделал примечание: «Это относится лишь к первым тактам, ибо чувство имеет свой собственный такт, который не может быть вполне выражен этим обозначением».

«Темп аффекта» (или «Темп чувства») уничтожил свойственную мензуральной системе определ. длительность нот (integer valor, к-рая могла быть изменена пропорциями). Это вызвало потребность в словесных обозначениях Т. Вначале они относились не столько к скорости, сколько к характеру музыки, «аффекту», и были довольно редкими (т. к. характер музыки мог быть понят и без спец. указаний). В сер. 18 в. устанавливаются определ. соотношения между словесными обозначениями и скоростью, измеряемой (как и в мензуральной музыке) нормальным пульсом (ок. 80 ударов в минуту). Указания И. Кванца и др. теоретиков могут быть переведены на метрономич. обозначения след. образом:

Промежуточное положение занимают allegro и andante:

К нач. 19 в. эти соотношения названий Т. и скорости движения перестали выдерживаться. Возникла потребность в более точном определителе скорости, к-рой ответил сконструированный И. Н. Мельцелем метроном (1816). Большое значение метрономич. указаниям (как общему ориентиру в Т.) придавали Л. Бетховен, К. М. Вебер, Г. Берлиоз и др. Эти указания, подобно определениям Кванца, не всегда относятся к осн. темповой единице: в скорых Т. счёт б. ч. идёт более крупными длительностями (

Темп (в музыке)

Музыка

Темп [итал. tempo, от лат. tempus (дословно – время) – термин, обозначающий одну из мензур в мензуральной нотации], представляет собой скорость музыкального движения. В музыке барокко и классико-романтического периода (приблизительно 1650–1900) темп характеризуется количеством метрических долей в единицу времени.

В тактовой нотации, где длительности относительны, требуются специальные указания скорости. К скорым темпам относят allegro, presto (быстро), vivo (живо), vivace (очень живо) и другие, к медленным – adagio, lento (медленно), largo (широко) и другие, к средним – moderato (умеренно или размеренно), andante («идя шагом»). К основным темповым терминам примыкают термины с уточняющими словами (molto, assai – очень, poco – немного и т. п.) и суффиксами (усилительный -issimo и уменьшительные -etto, -ino). Темп-скорость допускает выразительные отклонения от механической равномерности ( агогика ).

Темповые обозначения впервые появились в испанских школах игры на виуэле , опубликованных в 1530-х гг. ( Л. де Милан , Л. де Нарваэс ). Итальянские темповые термины ( Н. Вичентино , 1555) использовались для характеристики ритмического движения теми или иными длительностями мензуральной нотации, от крупных (tardo) до самых мелких (veloce, velocissimo). Системы темповых обозначений на других языках, аналогичные системе Вичентино, разрабатывались в 17 в. ( А. Кирхер ) и начале 18 в. (Демо де ла Саль; подробнее см.: Miehling K. Das Tempo in der Musik von Barock und Vorklassik. Wilhelmshaven, 1993. S. 23).

Для количественного определения темпа М. Мерсенн предлагал использовать маятник, Ж. Совёр изобрёл эхометр (измерительную линейку). И. И. Кванц (1752) соотносил темповые термины с «нормальным пульсом» 80 ударов в минуту.

Изобретение метронома (1815) позволило более точно указывать скорость; этим пользовались композиторы начиная с Л. ван Бетховена . Композиторы-романтики (кроме Г. Берлиоза , Р. Шумана и П. И. Чайковского в поздних сочинениях) предпочитали словесные указания темпа. Помимо итальянских приобрели популярность немецкие ( Р. Вагнер , Г. Малер , А. фон Веберн ) и французские ( К. Дебюсси , А. Н. Скрябин ) темповые ремарки. С конца 19 в. чаще стали применяться метрономические указания, в 20–21 вв. – точный хронометраж. Словами указываются ускорение (accelerando, stringendo и др.) и замедление (ritenuto, ritardando, rallentando, allargando), другие темповые сдвиги. Несмотря на уточнения у ряда композиторов (например, у И. Ф. Стравинского , С. С. Прокофьева ), вопрос о «правильности» темпа того или иного музыкального произведения остаётся предметом дискуссий для исполнителей, слушателей, критиков.

Ключевые трудности возникают из-за того, что в некоторых случаях одинаковая скорость исполнения может восприниматься как разные темпы, а скорость, которую слушатель воспринимает как более низкую, может казаться «особенно быстрым темпом» (по исследованиям Ф. Вейнгартнера и Р. Штеглиха). В финале Симфонии № 7 Л. ван Бетховена в качестве основного уровня пульсации допускаются как чередования половинных, так и частые чередования четвертей; отсюда возникают различия в «дирижёрских аппликатурах» (по Н. П. Аносову – Г. Н. Рождественскому), которые на слух воспринимаются как различие в темпах, что может быть объяснено с исторической и психологической точки зрения.

Хотя длительность в абсолютном выражении зависит от темпа (этот факт прописан во всех учебниках элементарной теории музыки ), темп как в исполнении, так и в восприятии сам зависит от способа нотации музыки теми или иными ритмическими графемами. В музыке 17–18 вв. крупные длительности ассоциировались с медленным движением, мелкие длительности – с быстрым.

Нотные знаки понимались в смысле абсолютной продолжительности во времени. Начиная с 18 в. они, напротив, стали различаться не столько по времени звучания, сколько по тяжести. Парадокс реального значения нотных длительностей состоит в том, что знаки, привычно именуемые длительностями, означают «ритмическую массу».

Это обстоятельство, будучи скрытой причиной затруднений, на деле может помочь разрешению темповых проблем. Одним из следствий указанной зависимости темпа от ритмической записи являются случаи скачкообразной перемены темпа в восприятии даже тогда, когда словесная ремарка в нотном тексте отсутствует. Так, последняя вариация в финале Концерта для фортепиано с оркестром до минор KV 491 В. А. Моцарта отличается от предыдущих вариаций более крупной величиной счётной доли (четверть с точкой) и воспринимается как более быстрая.

Исходя из наблюдений подобного рода может быть предложено уточнённое определение понятия темпа. Темп в современном понимании не тождествен скорости, но его количественную оценку (балл) можно определить математически как функцию двух аргументов: скорости и ритмической массы счётной доли.

Понятие темпа, изложенное М. Г. Харлапом [темп – это мера движения, выражающаяся в произведении массы на скорость (Харлап. 1971. С. 411; Харлап М. Г. Темп // Музыкальная энциклопедия. Москва, 1981. Т. 5. Кол. 493)], нуждается в дальнейшей детализации: «вес» отсчетного времени можно рассматривать как логарифм продолжительности.

Иными словами, слух преобразует геометрическую прогрессию нотных длительностей в арифметическую прогрессию «весов» (так же как геометрическая прогрессия частот музыкальных звуков превращается слухом в арифметическую прогрессию высот). Основанная на этой закономерности 20-балльная система лишает почвы спекуляции о «неизмеримости» музыкального времени и недоступности темпа рациональному познанию.

Темп в музыке

Чтобы изучать и исполнять музыку, важно разобраться в том, как она формируется. Для музыканта это так же важно, как уметь читать ноты с листа. Поэтому предлагаем заглянуть сегодня в основы теории и разобраться с понятием темпа. А мы постараемся, чтобы вы не заскучали в процессе.

Что такое темп в музыке

Темп относится к средствам музыкальной выразительности. В этой же компании находятся ритм, лад, такт, метр, тональность, гармония и другие. Подробнее о них можно почитать здесь.

Tempo (итал.) – это скорость смены метрических единиц композиции. По-простому – скорость ее воспроизведения. Одно и то же стихотворение можно прочитать по-разному: быстро или медленно. От этого кардинально меняется его восприятие. Так и с песней, только в ней звучат не только слова, а еще и музыка.

На первой странице партитуры темп указывается над первым тактом. Это позволяет музыканту понять, с какой скоростью необходимо исполнять произведение. Это также показывает, где можно начать играть следующую часть, и как органично интегрировать вокал в данный ритм.

В современной музыке, как правило, темп остается постоянным на протяжении всей композиции. Тем не менее, существуют песни, где темп меняется от быстрого к более медленному и наоборот. Это особенно заметно в произведениях классической эпохи, где замедления и ускорения встречаются почти в каждом произведении.

Композиция делится на повторяющиеся такты определенного размера. Внутри каждого из них есть сильные и слабые доли. Сильные – это те, на которые падает ударение. Темп как раз показывает, сколько ударных долей помещается в один временной промежуток. Самым точным темповым измерением признана шкала BPM (Beats Per Minute).

То есть конкретное количество ударов за период длительностью в 60 секунд.

Пульсация музыки

Заметили, что у темпа композиции и человеческого сердцебиения много общего? Например, оба они характеризуются количеством ударов в минуту. Средние темповые значения попадают в диапазон пульса человека в спокойном состоянии – 60-80 уд./мин. Медленные композиции – это 40-58, а быстрые – свыше 90 битов.

В высоком темпе под 200 ударов бьется и наше сердце при интенсивных физических нагрузках. Ощущения – на любителя, но и в музыке все аналогично. На вкус и цвет, как говорится, фломастеры разные.

Изучение: Как овладеть игрой на пианино

Когда новички смотрят на исполнения опытных музыкантов – это и вдохновляет, и пугает. Насколько четко профессионалы улавливают все нюансы, четко следуя ритму и темпу исполняемой мелодии. Как же получается такая магия? На самом деле, не все так страшно и сложно. Важно понять суть и подключить немного практики.

Метроном

Ритмическая сетка музыки состоит из тактов, но они могут быть заполнены не только звуками. Паузы тоже считаются. Они позволяют сделать акцент на каком-то моменте, дают отдых слушателю, а солисту – время, чтобы набрать в легкие воздух.

Метроном способен обозначить ту самую ритмическую сетку, согласно которой музыкант сможет уловить скорость воспроизведения мелодии.

В настройках метронома устанавливается темп и размер мелодии. Размер – числовое обозначение в виде 4/4, 2/2 и т. п. Он показывает количество ударных в числе всех долей такта. Для указания темпа в этом приборе служит уже знакомая нам шкала bpm. К примеру, 70 или 80 ударов в минуту. Таким образом, удары метронома будут совпадать с ударными долями тактов.

Темп композиции станет яснее. Его будет проще воспроизвести.

Самый известный метроном, используемый в музыке, назван в честь его изобретателя – немецкого пианиста и механика Мельцеля. Считается, что этот инструмент наиболее эффективен для темпового обозначения. Игра под метроном Мельцеля (м. М) позволяет выработать чувство ритма и в дальнейшем на слух подстраиваться под темп музыкального произведения.

Прибор был изобретен в 1815 году и положил начало точному измерению музыкального темпа. Его использовал при создании своих шедевров Л. ван Бетховен и композиторы 20-21 века. При этом большинство композиторов эпохи романтизма предпочитали словесное указание.

Метроном существует в двух формах: электронный и механический – с использованием пружин и грузов, как это было в эпоху его создания. Обе разновидности имеют своих поклонников. Кроме того, сегодня активно используются современные решения – приложения для мобильных устройств и онлайн-инструменты, функционирующие по аналогичному принципу.

Читать: Как сменить тональность композиции?

Иные варианты темповых обозначений

Там, где точность не является критичной, темп указывается специальными терминами. Они делятся на три основные группы: медленные, умеренные и быстрые.

Первые темповые обозначения появились в 16 веке в испанских школах. Существуют итальянская, немецкая, английская, русская и французская версии одних и тех же диапазонов. То есть означают они одно и то же. При этом каждому из них соответствует числовое определение по метроному.

Чаще всего в нотациях можно встретить названия на итальянском либо русском языках:

  1. Медленные: largo (широко), larghetto (довольно широко), lento (протяжно), adagio (медленно), adagietto (довольно медленно), grave (тяжело).
  2. Умеренные: andante (спокойно), andantino (немного быстрее), moderato (умеренно, sostenuto (сдержанно), allegretto (живо), allegro moderato (умеренно быстро).
  3. Быстрые: allegro (быстро), vivo (живо), vivace (живее), presto (быстро), prestissimo (еще быстрее).

Как мы уже говорили, скорость чаще всего не меняется, но иногда все-таки может быть динамической внутри одной композиции. Для этих изменений тоже есть отдельные термины: accelerando (ускоряя), ritenuto (замедляя), ritardando (запаздывая) – и так далее.

Это основные обозначения, но у пульса музыки, могут быть еще и различные оттенки. Для них тоже используются слова.

  • assai – весьма;
  • commodo – удобно;
  • non troppo – не слишком;
  • molto – очень;
  • mosso – подвижно;
  • maestoso — торжественно;
  • animando – оживленно;
  • agitato — взволнованно;
  • sempe – все время.

О том, как предпочтительнее указывать скорость воспроизведения идут постоянные споры. Исполнители и композиторы делятся считающих правильным измерять темп с помощью числового обозначения и любителей словесных терминов. Часто в нотах пользуются сочетанием обоих вариантов. Итальянское или русское название пишется рядом с числовым значением по метроному.

Ну вот, мы как минимум разобрались, почему скорый поезд называется Аллегро, а на пачке макарон может быть написано Presto. А если серьезно, то знания темповых обозначений важны для получения навыка чтения нот и правильного исполнения. Но об этом мы уже говорили.

Зачем еще нужно знать темп музыки?

Суть заключается в аналогии, которая была проведена между музыкальной темповой характеристикой и сердечным ритмом человека. Например, правильно выбранная песня с оптимальным темпом может значительно улучшить качество тренировки. Это объясняется тем, что организм человека начинает синхронизироваться с заданной музыкальной пульсацией.

По данным исследований, ритмическая музыка способствует повышению эффективности физической активности. Спринтеры, которые тренируются под музыку, зачастую показывают лучшие результаты в скорости и выносливости, а любители силовых упражнений способны поднимать более тяжёлые веса.

Читать: Лад в музыке

Здесь важно рассчитать подходящее количество битов в минуту для своего вида спортивной активности. Для йоги, пилатеса и стрейчинга подойдут композиции менее 120 bpm. В диапазоне 125-140 находится лучшее музыкальное сопровождение для общей разминки, степа или танцев. Динамичная музыка 140-190 bpm отлично стимулирует к рекордным результатам в тяжелом спорте. Также ее можно слушать при кардионагрузках, вроде бега.

Темп современной музыки

Скоростью звучания определяется настроение композиции, ее характер, стиль и общее восприятие. Очень быстрые темпы относятся к энергичной танцевальной музыке, а более медленные олицетворяют спокойные мелодии. Логично же? Хотя далеко не однозначно. Вы можете использовать любые темповые значения в своих творениях, не соблюдая этих регламентов.

Однако, общие критерии по некоторым жанрам уже сложились. Вот они:

  • поп-музыка – 110-140 bpm;
  • хип-хоп – 80-130 bpm;
  • техно – 140-160 bpm;
  • рок – 65-95 bpm;
  • драм-энд-бейс – 140-200 bpm.

Таким образом, величина темпа связана с жанрами музыки, как и остальные важные средства выразительности. И хотя плюс-минус эти значения колеблются, зависимость отрицать нельзя. Поэтому так важно изучение музыкальной теории для всех, кто связывает свое будущее с музыкой.

Для того чтобы эффективно обращаться с инструментами и своим голосом, необходимо осознавать механизмы их функционирования. Ловить ритм можно интуитивно – это свойственно каждому. Однако, чтобы уметь его настраивать и следовать заданному темпу во время исполнения, требуется регулярная практика.

Поэтому не пропускайте уроки сольфеджио, прислушивайтесь к своему плейлисту и постарайтесь уловить ту самую частоту ударов, с которым бьется сердце любимой песни. Тогда вы сможете ее повторить. А еще, вполне вероятно, создадите свой собственный хит.

Оцените статью
Атлетика
Добавить комментарий