Тэмп — это скорость или ритм выполнения какого-либо действия, чаще всего употребляется в музыке, спорте и личной жизни. В музыке тэмп определяет, с какой частотой исполняются ноты и такты, влияя на общее восприятие произведения. В спорте тэмп может относиться к скорости выполнения упражнений или ходьбы, а в повседневной жизни — к темпу жизни человека и его активности.
Тэмп может изменяться в зависимости от контекста и настроения: быстрый тэмп часто ассоциируется с высоким уровнем энергии и динамики, в то время как медленный тэмп может создавать атмосферу спокойствия и расслабленности. Правильный выбор тэмпа важен для достижения гармонии и баланса в различных сферах жизни.
Что такое темп в музыке?
Если вы только начинаете свой путь в музыке, наблюдение за исполнением музыканта на инструменте может вызывать как восторг, так и тревогу. Как им удается столь точно следовать ритму композиции? Где они обрели способность совмещать ритм, мелодию и вокал в одно целое?
На самом деле, все гораздо проще, чем кажется. Музыканты опираются на понятие темпа, которое помогает сформировать структуру музыки и создает запоминающуюся каденцию, обогащающую общее звуковое восприятие. Но что же такое темп в музыке? И как мы можем использовать его для передачи разных эмоций в своих произведениях?
В этом материале мы подробно рассмотрим эти вопросы и познакомим вас с основными темповыми обозначениями, которые помогут вам начать использовать силу времени в ваших композициях. Начнем!
Что такое темп?
В самом простом виде темп в музыке означает темп или скорость композиции. В переводе с итальянского это слово означает "время", что говорит о способности этого музыкального элемента удерживать песню вместе. Подобно тому, как мы полагаемся на часы, чтобы определить время перехода из одного места в другое, музыканты используют темп, чтобы знать, где играть различные части в музыкальном произведении.
В традиционных музыкальных произведениях темп определяется количеством ударов в минуту, известным как BPM, а также с помощью специальных меток для метронома. Это число показывает, сколько ударов необходимо для исполнения определенной части музыки за одну минуту. На нотах правильный темп обычно указывается над первым тактом.
В современных композициях музыкальные произведения зачастую имеют фиксированный темп, хотя встречаются и исключения. Тем не менее, темп может быть изменчивым. В более классических произведениях ритм может меняться несколько раз в ходе всего произведения. Например, в одной части может быть один ритм, а во второй — совершенно другой, несмотря на то, что это все одно и то же произведение.
Темп остается неизменным до тех пор, пока не будет отмечена четкая настройка. Темп произведения можно сравнить с биением человеческого сердца. Темп остается постоянным и ровным, но если вы начнете увеличивать свою энергию, удары станут быстрее, что приведет к изменению темпа.
Темп против BPM
Вероятно, вы уже встречали такое понятие, как биения в минуту, или bpm, в своей цифровой аудио рабочей станции (DAW). В западной музыке BPM используется для обозначения темпа, представляющего собой равномерно распределенные удары, которые движутся с постоянной скоростью. Чем выше значение, тем быстрее происходят удары, поскольку на одну единицу времени приходится больше ударов.
Тем не менее, следует понимать, что количество ударов в минуту не является синонимом ритма. Вы можете применять различные ритмические рисунки при одинаковом bpm или темпе. Поэтому темп не всегда четко прослушивается в музыкальной композиции, хотя он играет ключевую роль и может быть ощущаем. Можно использовать одинаковый ритм, который совпадает с ударами вашего темпа, но это не обязательно для соответствия такту.
Обычно значение bpm можно найти в верхней части интерфейса вашей DAW; в Ableton оно расположено в левом верхнем углу:
Короче говоря, удары в минуту — это способ измерения темпа. Темп является более всеобъемлющим понятием, включающим в себя различные формы темпа и каденции.
BPM в популярной музыке
Количество ударов в минуту в музыке может передавать различные чувства, фразы и даже целые жанры. Вы можете создать песню в любом жанре с любым количеством ударов в минуту, однако есть некоторые общие диапазоны темпа, в которые попадают определенные жанры, что может быть полезным ориентиром. Как правило, более быстрый темп означает более энергичную песню, а более медленный — более спокойную. Вот некоторые из основных жанров с точки зрения количества ударов в минуту:
- Рок: 70-95 ударов в минуту
- Хип-хоп: 80-130 ударов в минуту
- Rсмысл". Мы все умеем улавливать темп и работать в контексте заданных параметров темпа.
Вы даже можете сравнить темп и BPM с тиканьем часов. Поскольку в минуте 60 секунд, часы тикают ровно в 60 BPM. Время и темп неразрывно связаны друг с другом. Вполне логично, что песня, исполненная в темпе, превышающем 60, может зарядить нас энергией. Мы буквально переходим в новый, более быстрый темп.
Музыканты часто используют такие инструменты, как метроном или клик трек в лучших DAW, чтобы помочь сохранить время и ритм во время исполнения музыкального произведения, хотя в большинстве случаев этот отсчет происходит внутри или отражается дирижером.
Классификация типов темпа с помощью обозначений темпа
Темпы также могут быть классифицированы в определенных диапазонах, называемых темповыми метками. Темповая разметка обычно представлена итальянским, немецким, французским или английским словом, которое может помочь в определении скорости и настроения.
Ниже мы расскажем о некоторых традиционных обозначениях темпа, но учтите, что можно смешивать и сочетать различные темповые выражения друг с другом. Один из самых ярких примеров в классической музыке можно найти в сочинениях Густава Малера. Этот композитор иногда комбинировал немецкие темповые обозначения с традиционными итальянскими, чтобы создать более описательное направление.
Так как музыка — это универсальный язык, нелишним будет разобраться в каждом из следующих терминов, чтобы вы могли сыграть произведение так, как оно было задумано, с быстрым соблюдением темпа.
Итальянская темповая разметка
Вы заметите, что некоторые из традиционных итальянских темповых обозначений имеют определенный диапазон. Другие музыкальные термины относятся к качеству темпа, а не к заданной скорости. Помните, что обозначение темпа может относиться не только к определенному диапазону, но и к другим словам, обозначающим общее качество темпа произведения.
>
- Могила: Медленно и торжественно, от 20 до 40 ударов в минуту
- Ларго: в широком смысле, 45-50 ударов в минуту
- Lento: Медленно, 40-45 ударов в минуту
- Адажио: медленно, от 55 до 65 ударов в минуту
- Аданте: темп ходьбы, от 76 до 108 ударов в минуту
- Адажиетто: Довольно медленное, 65-69 ударов в минуту
- Модерато: умеренно, от 86 до 97 ударов в минуту
- Аллегретто: умеренно быстрое, от 98 до 109 ударов в минуту
- Аллегро: Быстрое, стремительное, несущее радость от 109 до 132 ударов в минуту
- Vivace: Живой и быстрый, 132-140 ударов в минуту
- Престо: Очень быстро, 168-177 ударов в минуту
- Претиссимо: Быстрее, чем presto
Немецкая темповая разметка- Kräftig: энергичный или мощный
- Лангсам: Медленно
- Лебхафт: Жизнерадостное настроение
- Mäßig: Умеренная скорость
- Rasch: Быстро
- Шнель: Быстро
- Bewegt: Анимированный, живой
Французская темповая разметка

Английская темповая разметка
Эти термины распространены в мире музыкального производства и не требуют особых пояснений, но их стоит перечислить, поскольку вы можете удивиться, что некоторые из этих слов несут в себе определенный темп.
Дополнительные условия
Указанные выше символы темпа в основном касаются стандартной скорости выполнения, однако также существуют и другие термины для достижения выразительности. Часто для более точного обозначения темпа применяются как указания на темп, так и одно или несколько слов, приведенных ниже.
Например, allegro agitato означает быстрый, возбужденный тон. Molto allegro означает очень быстро. А с такими комбинированными терминами, как Meno Mosso, Marcia moderato, Pio Mosso, motion pic Mosso, вообще нет предела. Вы увидите, что некоторые произведения классической и барочной эпохи были названы исключительно по их темповым обозначениям.
Эти дополнительные итальянские слова дают больше музыкальных контекстов, чтобы любое произведение можно было сыграть так, чтобы передать первоначальный смысл и ощущение композиции.
- Пикаре: В удовольствие
- Agitato: в возбужденном состоянии
- Кон Мото: С движением
- Ассаи: Очень
- Energico: с энергией
- L’istesso: С той же скоростью
- Ma non troppo: Не слишком
- Марсия: В стиле марша
- Molto: Очень
- Мено: Не так быстро
- Моссо: Анимированный рапид
- Пиу: Подробнее
- Поко: Немного
- Субито: Внезапно
- Tempo comodo: С комфортной скоростью
- Tempo Di: На скорости
- Tempo Giusto: С постоянной скоростью
- Tempo Semplice: Обычная скорость
Изменение темпа
Музыка может менять темп между частями, но может и свободно регулироваться, когда темп плавно переходит от одной части к другой. Трудно найти современные примеры, но в этом мрачном поп-треке ASHWARYA вы можете почувствовать смену темпа между куплетами и припевами:
Смена темпа встречается во всех классических композициях:
- Accelerando: Становится быстрее
- Алларгандо: Снижение темпа к концу произведения
- Doppio più mosso: Двойная скорость
- Doppio più lento: половинная скорость
- Лентандо: Постепенно становится медленнее и мягче
- Meno mosso: Меньше движения
- Meno moto: Меньше движения
- Rallentando: Постепенное замедление
- Ritardando: Замедление
- Рубато: Свободная регулировка темпа в зависимости от потребностей момента
- Tempo Primo или A Tempo: возврат к исходному темпу.
Все мы интуитивно понимаем, что такое темп, но вы можете открыть для себя множество новых музыкальных возможностей, если потратите время на то, чтобы понять, как он работает, и включите теорию музыки в наши повседневные произведения. Итальянский термин, естественно, покажется вам незнакомым, но чем больше вы будете играть музыку и сталкиваться с этими вековыми обозначениями темпа, тем больше они будут становиться второй натурой для вашей игры и выражения.
Получайте удовольствие, играя с темпом в своей музыке, и обязательно ознакомьтесь с другими нашими материалами о понимании теории музыки.
Темп в музыке
Чтобы изучать и исполнять музыку, важно разобраться в том, как она формируется. Для музыканта это так же важно, как уметь читать ноты с листа. Поэтому предлагаем заглянуть сегодня в основы теории и разобраться с понятием темпа. А мы постараемся, чтобы вы не заскучали в процессе.
Что такое темп в музыке
Темп относится к средствам музыкальной выразительности. В этой же компании находятся ритм, лад, такт, метр, тональность, гармония и другие. Подробнее о них можно почитать здесь.
Tempo (итал.) – это скорость смены метрических единиц композиции. По-простому – скорость ее воспроизведения. Одно и то же стихотворение можно прочитать по-разному: быстро или медленно. От этого кардинально меняется его восприятие. Так и с песней, только в ней звучат не только слова, а еще и музыка.
На первом листе партитуры темп указан над началом первого такта. Это помогает музыканту понять, с какой скоростью следует исполнять музыкальную фразу. Таким образом, становится ясно, когда начинать играть следующую секцию и как органично сочетать вокал с заданным ритмом.
В современных музыкальных произведениях, как правило, темп остается постоянным на протяжении всей композиции. Однако иногда встречаются работы, в которых скорость исполнения варьируется от быстрой к более медленной и наоборот. Это особенно заметно в произведениях классической эпохи, где изменение темпа слышно практически в каждом произведении.
Композиция делится на повторяющиеся такты определенного размера. Внутри каждого из них есть сильные и слабые доли. Сильные – это те, на которые падает ударение. Темп как раз показывает, сколько ударных долей помещается в один временной промежуток. Самым точным темповым измерением признана шкала BPM (Beats Per Minute).
То есть конкретное количество ударов за период длительностью в 60 секунд.
Пульсация музыки
Заметили, что у темпа композиции и человеческого сердцебиения много общего? Например, оба они характеризуются количеством ударов в минуту. Средние темповые значения попадают в диапазон пульса человека в спокойном состоянии – 60-80 уд./мин. Медленные композиции – это 40-58, а быстрые – свыше 90 битов.
В высоком темпе под 200 ударов бьется и наше сердце при интенсивных физических нагрузках. Ощущения – на любителя, но и в музыке все аналогично. На вкус и цвет, как говорится, фломастеры разные.
Читать: Словарик музыкальных жаргонизмов
Когда новички смотрят на исполнения опытных музыкантов – это и вдохновляет, и пугает. Насколько четко профессионалы улавливают все нюансы, четко следуя ритму и темпу исполняемой мелодии. Как же получается такая магия? На самом деле, не все так страшно и сложно. Важно понять суть и подключить немного практики.
Метроном
Ритмическая сетка музыки состоит из тактов, но они могут быть заполнены не только звуками. Паузы тоже считаются. Они позволяют сделать акцент на каком-то моменте, дают отдых слушателю, а солисту – время, чтобы набрать в легкие воздух.
Метроном способен обозначить ту самую ритмическую сетку, согласно которой музыкант сможет уловить скорость воспроизведения мелодии.
В настройках метронома устанавливается темп и размер мелодии. Размер – числовое обозначение в виде 4/4, 2/2 и т. п. Он показывает количество ударных в числе всех долей такта. Для указания темпа в этом приборе служит уже знакомая нам шкала bpm. К примеру, 70 или 80 ударов в минуту. Таким образом, удары метронома будут совпадать с ударными долями тактов. Ритм мелодии станет очевидным.
Это будет проще воспроизвести.
Самый известный метроном, используемый в музыке, назван в честь его изобретателя – немецкого пианиста и механика Мельцеля. Считается, что этот инструмент наиболее эффективен для темпового обозначения. Игра под метроном Мельцеля (м. М) позволяет выработать чувство ритма и в дальнейшем на слух подстраиваться под темп музыкального произведения.
Прибор был изобретен в 1815 году и положил начало точному измерению музыкального темпа. Его использовал при создании своих шедевров Л. ван Бетховен и композиторы 20-21 века. При этом большинство композиторов эпохи романтизма предпочитали словесное указание.
Метрономы бывают как электронными, так и механическими – с использованием пружин и грузиков, подобно тем, что существовали во времена его создания. Оба типа пользуются спросом. Современные решения включают специальные приложения для мобильных устройств и онлайн-сервисы, которые функционируют по аналогичному принципу.
Читать: Самые популярные музыкальные группы
Иные варианты темповых обозначений
Там, где точность не является критичной, темп указывается специальными терминами. Они делятся на три основные группы: медленные, умеренные и быстрые.
Первые темповые обозначения появились в 16 веке в испанских школах. Существуют итальянская, немецкая, английская, русская и французская версии одних и тех же диапазонов. То есть означают они одно и то же. При этом каждому из них соответствует числовое определение по метроному.
Как правило, в нотациях встречаются названия на итальянском или русском языке:
- Медленные: largo (широко), larghetto (довольно широко), lento (протяжно), adagio (медленно), adagietto (довольно медленно), grave (тяжело).
- Умеренные: andante (спокойно), andantino (немного быстрее), moderato (умеренно, sostenuto (сдержанно), allegretto (живо), allegro moderato (умеренно быстро).
- Быстрые: allegro (быстро), vivo (живо), vivace (живее), presto (быстро), prestissimo (еще быстрее).
Как мы уже говорили, скорость чаще всего не меняется, но иногда все-таки может быть динамической внутри одной композиции. Для этих изменений тоже есть отдельные термины: accelerando (ускоряя), ritenuto (замедляя), ritardando (запаздывая) – и так далее.
Это основные обозначения, но у пульса музыки, могут быть еще и различные оттенки. Для них тоже используются слова.
- assai – весьма;
- commodo – удобно;
- non troppo – не слишком;
- molto – очень;
- mosso – подвижно;
- maestoso — торжественно;
- animando – оживленно;
- agitato — взволнованно;
- sempe – все время.
О том, как предпочтительнее указывать скорость воспроизведения идут постоянные споры. Исполнители и композиторы делятся считающих правильным измерять темп с помощью числового обозначения и любителей словесных терминов. Часто в нотах пользуются сочетанием обоих вариантов. Итальянское или русское название пишется рядом с числовым значением по метроному.
Ну вот, мы как минимум разобрались, почему скорый поезд называется Аллегро, а на пачке макарон может быть написано Presto. А если серьезно, то знания темповых обозначений важны для получения навыка чтения нот и правильного исполнения. Но об этом мы уже говорили.
![]()
Зачем еще нужно знать темп музыки?
Ответ заключается в том же параллельном измерении, которое мы провели между темпом и ритмом человеческого сердца. Например, правильно подобранная музыка по темпу может способствовать более эффективным занятиям спортом, поскольку организм человека начинает адаптироваться к выбранной пульсации.
По данным исследований, ритмичная музыка способствует повышению эффективности тренировок. Спринтеры, которые бегут под музыку, часто демонстрируют лучшие результаты в скорости и выносливости, а спортсмены, занимающиеся силовыми тренировками, способны поднимать больший вес.
Читать: Как научиться петь
Здесь важно рассчитать подходящее количество битов в минуту для своего вида спортивной активности. Для йоги, пилатеса и стрейчинга подойдут композиции менее 120 bpm. В диапазоне 125-140 находится лучшее музыкальное сопровождение для общей разминки, степа или танцев. Динамичная музыка 140-190 bpm отлично стимулирует к рекордным результатам в тяжелом спорте. Также ее можно слушать при кардионагрузках, вроде бега.
Темп современной музыки
Скоростью звучания определяется настроение композиции, ее характер, стиль и общее восприятие. Очень быстрые темпы относятся к энергичной танцевальной музыке, а более медленные олицетворяют спокойные мелодии. Логично же? Хотя далеко не однозначно. Вы можете использовать любые темповые значения в своих творениях, не соблюдая этих регламентов.
Однако, общие критерии по некоторым жанрам уже сложились. Вот они:
- поп-музыка – 110-140 bpm;
- хип-хоп – 80-130 bpm;
- техно – 140-160 bpm;
- рок – 65-95 bpm;
- драм-энд-бейс – 140-200 bpm.
Таким образом, величина темпа связана с жанрами музыки, как и остальные важные средства выразительности. И хотя плюс-минус эти значения колеблются, зависимость отрицать нельзя. Поэтому так важно изучение музыкальной теории для всех, кто связывает свое будущее с музыкой.
Чтобы ловко управляться с инструментами и собственным голосом, нужно понимать, как все это вообще работает. Взять и уловить темп можно просто на уровне интуиции – это доступно каждому человеку. Но уметь подбирать его, придерживаться заданного значения при исполнении возможно только если постоянно практиковаться.
Поэтому не пропускайте уроки сольфеджио, прислушивайтесь к своему плейлисту и постарайтесь уловить ту самую частоту ударов, с которым бьется сердце любимой песни. Тогда вы сможете ее повторить. А еще, вполне вероятно, создадите свой собственный хит.




