Что такое темп: определение и его значение

Что такое темп: определение и его значение
Содержание

Тэмп — это скорость или ритм выполнения какого-либо действия, чаще всего употребляется в музыке, спорте и личной жизни. В музыке тэмп определяет, с какой частотой исполняются ноты и такты, влияя на общее восприятие произведения. В спорте тэмп может относиться к скорости выполнения упражнений или ходьбы, а в повседневной жизни — к темпу жизни человека и его активности.

Тэмп может изменяться в зависимости от контекста и настроения: быстрый тэмп часто ассоциируется с высоким уровнем энергии и динамики, в то время как медленный тэмп может создавать атмосферу спокойствия и расслабленности. Правильный выбор тэмпа важен для достижения гармонии и баланса в различных сферах жизни.

Что такое темп в музыке?

Если вы только начинаете свой путь в музыке, наблюдение за исполнением музыканта на инструменте может вызывать как восторг, так и тревогу. Как им удается столь точно следовать ритму композиции? Где они обрели способность совмещать ритм, мелодию и вокал в одно целое?

На самом деле, все гораздо проще, чем кажется. Музыканты опираются на понятие темпа, которое помогает сформировать структуру музыки и создает запоминающуюся каденцию, обогащающую общее звуковое восприятие. Но что же такое темп в музыке? И как мы можем использовать его для передачи разных эмоций в своих произведениях?

В этом материале мы подробно рассмотрим эти вопросы и познакомим вас с основными темповыми обозначениями, которые помогут вам начать использовать силу времени в ваших композициях. Начнем!

Что такое темп?

В самом простом виде темп в музыке означает темп или скорость композиции. В переводе с итальянского это слово означает "время", что говорит о способности этого музыкального элемента удерживать песню вместе. Подобно тому, как мы полагаемся на часы, чтобы определить время перехода из одного места в другое, музыканты используют темп, чтобы знать, где играть различные части в музыкальном произведении.

В традиционных музыкальных произведениях темп определяется количеством ударов в минуту, известным как BPM, а также с помощью специальных меток для метронома. Это число показывает, сколько ударов необходимо для исполнения определенной части музыки за одну минуту. На нотах правильный темп обычно указывается над первым тактом.

В современных композициях музыкальные произведения зачастую имеют фиксированный темп, хотя встречаются и исключения. Тем не менее, темп может быть изменчивым. В более классических произведениях ритм может меняться несколько раз в ходе всего произведения. Например, в одной части может быть один ритм, а во второй — совершенно другой, несмотря на то, что это все одно и то же произведение.

Темп остается неизменным до тех пор, пока не будет отмечена четкая настройка. Темп произведения можно сравнить с биением человеческого сердца. Темп остается постоянным и ровным, но если вы начнете увеличивать свою энергию, удары станут быстрее, что приведет к изменению темпа.

Темп против BPM

Вероятно, вы уже встречали такое понятие, как биения в минуту, или bpm, в своей цифровой аудио рабочей станции (DAW). В западной музыке BPM используется для обозначения темпа, представляющего собой равномерно распределенные удары, которые движутся с постоянной скоростью. Чем выше значение, тем быстрее происходят удары, поскольку на одну единицу времени приходится больше ударов.

Тем не менее, следует понимать, что количество ударов в минуту не является синонимом ритма. Вы можете применять различные ритмические рисунки при одинаковом bpm или темпе. Поэтому темп не всегда четко прослушивается в музыкальной композиции, хотя он играет ключевую роль и может быть ощущаем. Можно использовать одинаковый ритм, который совпадает с ударами вашего темпа, но это не обязательно для соответствия такту.

Обычно значение bpm можно найти в верхней части интерфейса вашей DAW; в Ableton оно расположено в левом верхнем углу:

Короче говоря, удары в минуту — это способ измерения темпа. Темп является более всеобъемлющим понятием, включающим в себя различные формы темпа и каденции.

BPM в популярной музыке

Количество ударов в минуту в музыке может передавать различные чувства, фразы и даже целые жанры. Вы можете создать песню в любом жанре с любым количеством ударов в минуту, однако есть некоторые общие диапазоны темпа, в которые попадают определенные жанры, что может быть полезным ориентиром. Как правило, более быстрый темп означает более энергичную песню, а более медленный — более спокойную. Вот некоторые из основных жанров с точки зрения количества ударов в минуту:

  • Рок: 70-95 ударов в минуту
  • Хип-хоп: 80-130 ударов в минуту
  • Rсмысл". Мы все умеем улавливать темп и работать в контексте заданных параметров темпа.

    Вы даже можете сравнить темп и BPM с тиканьем часов. Поскольку в минуте 60 секунд, часы тикают ровно в 60 BPM. Время и темп неразрывно связаны друг с другом. Вполне логично, что песня, исполненная в темпе, превышающем 60, может зарядить нас энергией. Мы буквально переходим в новый, более быстрый темп.

    Музыканты часто используют такие инструменты, как метроном или клик трек в лучших DAW, чтобы помочь сохранить время и ритм во время исполнения музыкального произведения, хотя в большинстве случаев этот отсчет происходит внутри или отражается дирижером.

    Классификация типов темпа с помощью обозначений темпа

    Темпы также могут быть классифицированы в определенных диапазонах, называемых темповыми метками. Темповая разметка обычно представлена итальянским, немецким, французским или английским словом, которое может помочь в определении скорости и настроения.

    Ниже мы расскажем о некоторых традиционных обозначениях темпа, но учтите, что можно смешивать и сочетать различные темповые выражения друг с другом. Один из самых ярких примеров в классической музыке можно найти в сочинениях Густава Малера. Этот композитор иногда комбинировал немецкие темповые обозначения с традиционными итальянскими, чтобы создать более описательное направление.

    Так как музыка — это универсальный язык, нелишним будет разобраться в каждом из следующих терминов, чтобы вы могли сыграть произведение так, как оно было задумано, с быстрым соблюдением темпа.

    Итальянская темповая разметка

    Вы заметите, что некоторые из традиционных итальянских темповых обозначений имеют определенный диапазон. Другие музыкальные термины относятся к качеству темпа, а не к заданной скорости. Помните, что обозначение темпа может относиться не только к определенному диапазону, но и к другим словам, обозначающим общее качество темпа произведения.

    >

  • Могила: Медленно и торжественно, от 20 до 40 ударов в минуту
  • Ларго: в широком смысле, 45-50 ударов в минуту
  • Lento: Медленно, 40-45 ударов в минуту
  • Адажио: медленно, от 55 до 65 ударов в минуту
  • Аданте: темп ходьбы, от 76 до 108 ударов в минуту
  • Адажиетто: Довольно медленное, 65-69 ударов в минуту
  • Модерато: умеренно, от 86 до 97 ударов в минуту
  • Аллегретто: умеренно быстрое, от 98 до 109 ударов в минуту
  • Аллегро: Быстрое, стремительное, несущее радость от 109 до 132 ударов в минуту
  • Vivace: Живой и быстрый, 132-140 ударов в минуту
  • Престо: Очень быстро, 168-177 ударов в минуту
  • Претиссимо: Быстрее, чем presto

Немецкая темповая разметка

  • Kräftig: энергичный или мощный
  • Лангсам: Медленно
  • Лебхафт: Жизнерадостное настроение
  • Mäßig: Умеренная скорость
  • Rasch: Быстро
  • Шнель: Быстро
  • Bewegt: Анимированный, живой

Французская темповая разметка

Что такое темп: определение и его значение

  • Пост: Медленная скорость
  • Modere: Умеренный темп
  • Рапид: Быстрый
  • Виф: Lively
  • Вите: Быстрый
  • Английская темповая разметка

    Эти термины распространены в мире музыкального производства и не требуют особых пояснений, но их стоит перечислить, поскольку вы можете удивиться, что некоторые из этих слов несут в себе определенный темп.

    Дополнительные условия

    Указанные выше символы темпа в основном касаются стандартной скорости выполнения, однако также существуют и другие термины для достижения выразительности. Часто для более точного обозначения темпа применяются как указания на темп, так и одно или несколько слов, приведенных ниже.

    Например, allegro agitato означает быстрый, возбужденный тон. Molto allegro означает очень быстро. А с такими комбинированными терминами, как Meno Mosso, Marcia moderato, Pio Mosso, motion pic Mosso, вообще нет предела. Вы увидите, что некоторые произведения классической и барочной эпохи были названы исключительно по их темповым обозначениям.

    Эти дополнительные итальянские слова дают больше музыкальных контекстов, чтобы любое произведение можно было сыграть так, чтобы передать первоначальный смысл и ощущение композиции.

    • Пикаре: В удовольствие
    • Agitato: в возбужденном состоянии
    • Кон Мото: С движением
    • Ассаи: Очень
    • Energico: с энергией
    • L’istesso: С той же скоростью
    • Ma non troppo: Не слишком
    • Марсия: В стиле марша
    • Molto: Очень
    • Мено: Не так быстро
    • Моссо: Анимированный рапид
    • Пиу: Подробнее
    • Поко: Немного
    • Субито: Внезапно
    • Tempo comodo: С комфортной скоростью
    • Tempo Di: На скорости
    • Tempo Giusto: С постоянной скоростью
    • Tempo Semplice: Обычная скорость

    Изменение темпа

    Музыка может менять темп между частями, но может и свободно регулироваться, когда темп плавно переходит от одной части к другой. Трудно найти современные примеры, но в этом мрачном поп-треке ASHWARYA вы можете почувствовать смену темпа между куплетами и припевами:

    Смена темпа встречается во всех классических композициях:

    • Accelerando: Становится быстрее
    • Алларгандо: Снижение темпа к концу произведения
    • Doppio più mosso: Двойная скорость
    • Doppio più lento: половинная скорость
    • Лентандо: Постепенно становится медленнее и мягче
    • Meno mosso: Меньше движения
    • Meno moto: Меньше движения
    • Rallentando: Постепенное замедление
    • Ritardando: Замедление
    • Рубато: Свободная регулировка темпа в зависимости от потребностей момента
    • Tempo Primo или A Tempo: возврат к исходному темпу.

    Все мы интуитивно понимаем, что такое темп, но вы можете открыть для себя множество новых музыкальных возможностей, если потратите время на то, чтобы понять, как он работает, и включите теорию музыки в наши повседневные произведения. Итальянский термин, естественно, покажется вам незнакомым, но чем больше вы будете играть музыку и сталкиваться с этими вековыми обозначениями темпа, тем больше они будут становиться второй натурой для вашей игры и выражения.

    Получайте удовольствие, играя с темпом в своей музыке, и обязательно ознакомьтесь с другими нашими материалами о понимании теории музыки.

    Темп в музыке

    Чтобы изучать и исполнять музыку, важно разобраться в том, как она формируется. Для музыканта это так же важно, как уметь читать ноты с листа. Поэтому предлагаем заглянуть сегодня в основы теории и разобраться с понятием темпа. А мы постараемся, чтобы вы не заскучали в процессе.

    Что такое темп в музыке

    Темп относится к средствам музыкальной выразительности. В этой же компании находятся ритм, лад, такт, метр, тональность, гармония и другие. Подробнее о них можно почитать здесь.

    Tempo (итал.) – это скорость смены метрических единиц композиции. По-простому – скорость ее воспроизведения. Одно и то же стихотворение можно прочитать по-разному: быстро или медленно. От этого кардинально меняется его восприятие. Так и с песней, только в ней звучат не только слова, а еще и музыка.

    На первом листе партитуры темп указан над началом первого такта. Это помогает музыканту понять, с какой скоростью следует исполнять музыкальную фразу. Таким образом, становится ясно, когда начинать играть следующую секцию и как органично сочетать вокал с заданным ритмом.

    В современных музыкальных произведениях, как правило, темп остается постоянным на протяжении всей композиции. Однако иногда встречаются работы, в которых скорость исполнения варьируется от быстрой к более медленной и наоборот. Это особенно заметно в произведениях классической эпохи, где изменение темпа слышно практически в каждом произведении.

    Композиция делится на повторяющиеся такты определенного размера. Внутри каждого из них есть сильные и слабые доли. Сильные – это те, на которые падает ударение. Темп как раз показывает, сколько ударных долей помещается в один временной промежуток. Самым точным темповым измерением признана шкала BPM (Beats Per Minute).

    То есть конкретное количество ударов за период длительностью в 60 секунд.

    Пульсация музыки

    Заметили, что у темпа композиции и человеческого сердцебиения много общего? Например, оба они характеризуются количеством ударов в минуту. Средние темповые значения попадают в диапазон пульса человека в спокойном состоянии – 60-80 уд./мин. Медленные композиции – это 40-58, а быстрые – свыше 90 битов.

    В высоком темпе под 200 ударов бьется и наше сердце при интенсивных физических нагрузках. Ощущения – на любителя, но и в музыке все аналогично. На вкус и цвет, как говорится, фломастеры разные.

    Читать: Словарик музыкальных жаргонизмов

    Когда новички смотрят на исполнения опытных музыкантов – это и вдохновляет, и пугает. Насколько четко профессионалы улавливают все нюансы, четко следуя ритму и темпу исполняемой мелодии. Как же получается такая магия? На самом деле, не все так страшно и сложно. Важно понять суть и подключить немного практики.

    Метроном

    Ритмическая сетка музыки состоит из тактов, но они могут быть заполнены не только звуками. Паузы тоже считаются. Они позволяют сделать акцент на каком-то моменте, дают отдых слушателю, а солисту – время, чтобы набрать в легкие воздух.

    Метроном способен обозначить ту самую ритмическую сетку, согласно которой музыкант сможет уловить скорость воспроизведения мелодии.

    В настройках метронома устанавливается темп и размер мелодии. Размер – числовое обозначение в виде 4/4, 2/2 и т. п. Он показывает количество ударных в числе всех долей такта. Для указания темпа в этом приборе служит уже знакомая нам шкала bpm. К примеру, 70 или 80 ударов в минуту. Таким образом, удары метронома будут совпадать с ударными долями тактов. Ритм мелодии станет очевидным.

    Это будет проще воспроизвести.

    Самый известный метроном, используемый в музыке, назван в честь его изобретателя – немецкого пианиста и механика Мельцеля. Считается, что этот инструмент наиболее эффективен для темпового обозначения. Игра под метроном Мельцеля (м. М) позволяет выработать чувство ритма и в дальнейшем на слух подстраиваться под темп музыкального произведения.

    Прибор был изобретен в 1815 году и положил начало точному измерению музыкального темпа. Его использовал при создании своих шедевров Л. ван Бетховен и композиторы 20-21 века. При этом большинство композиторов эпохи романтизма предпочитали словесное указание.

    Метрономы бывают как электронными, так и механическими – с использованием пружин и грузиков, подобно тем, что существовали во времена его создания. Оба типа пользуются спросом. Современные решения включают специальные приложения для мобильных устройств и онлайн-сервисы, которые функционируют по аналогичному принципу.

    Читать: Самые популярные музыкальные группы

    Иные варианты темповых обозначений

    Там, где точность не является критичной, темп указывается специальными терминами. Они делятся на три основные группы: медленные, умеренные и быстрые.

    Первые темповые обозначения появились в 16 веке в испанских школах. Существуют итальянская, немецкая, английская, русская и французская версии одних и тех же диапазонов. То есть означают они одно и то же. При этом каждому из них соответствует числовое определение по метроному.

    Как правило, в нотациях встречаются названия на итальянском или русском языке:

    • Медленные: largo (широко), larghetto (довольно широко), lento (протяжно), adagio (медленно), adagietto (довольно медленно), grave (тяжело).
    • Умеренные: andante (спокойно), andantino (немного быстрее), moderato (умеренно, sostenuto (сдержанно), allegretto (живо), allegro moderato (умеренно быстро).
    • Быстрые: allegro (быстро), vivo (живо), vivace (живее), presto (быстро), prestissimo (еще быстрее).

    Как мы уже говорили, скорость чаще всего не меняется, но иногда все-таки может быть динамической внутри одной композиции. Для этих изменений тоже есть отдельные термины: accelerando (ускоряя), ritenuto (замедляя), ritardando (запаздывая) – и так далее.

    Это основные обозначения, но у пульса музыки, могут быть еще и различные оттенки. Для них тоже используются слова.

    • assai – весьма;
    • commodo – удобно;
    • non troppo – не слишком;
    • molto – очень;
    • mosso – подвижно;
    • maestoso — торжественно;
    • animando – оживленно;
    • agitato — взволнованно;
    • sempe – все время.

    О том, как предпочтительнее указывать скорость воспроизведения идут постоянные споры. Исполнители и композиторы делятся считающих правильным измерять темп с помощью числового обозначения и любителей словесных терминов. Часто в нотах пользуются сочетанием обоих вариантов. Итальянское или русское название пишется рядом с числовым значением по метроному.

    Ну вот, мы как минимум разобрались, почему скорый поезд называется Аллегро, а на пачке макарон может быть написано Presto. А если серьезно, то знания темповых обозначений важны для получения навыка чтения нот и правильного исполнения. Но об этом мы уже говорили.

    Зачем еще нужно знать темп музыки?

    Ответ заключается в том же параллельном измерении, которое мы провели между темпом и ритмом человеческого сердца. Например, правильно подобранная музыка по темпу может способствовать более эффективным занятиям спортом, поскольку организм человека начинает адаптироваться к выбранной пульсации.

    По данным исследований, ритмичная музыка способствует повышению эффективности тренировок. Спринтеры, которые бегут под музыку, часто демонстрируют лучшие результаты в скорости и выносливости, а спортсмены, занимающиеся силовыми тренировками, способны поднимать больший вес.

    Читать: Как научиться петь

    Здесь важно рассчитать подходящее количество битов в минуту для своего вида спортивной активности. Для йоги, пилатеса и стрейчинга подойдут композиции менее 120 bpm. В диапазоне 125-140 находится лучшее музыкальное сопровождение для общей разминки, степа или танцев. Динамичная музыка 140-190 bpm отлично стимулирует к рекордным результатам в тяжелом спорте. Также ее можно слушать при кардионагрузках, вроде бега.

    Темп современной музыки

    Скоростью звучания определяется настроение композиции, ее характер, стиль и общее восприятие. Очень быстрые темпы относятся к энергичной танцевальной музыке, а более медленные олицетворяют спокойные мелодии. Логично же? Хотя далеко не однозначно. Вы можете использовать любые темповые значения в своих творениях, не соблюдая этих регламентов.

    Однако, общие критерии по некоторым жанрам уже сложились. Вот они:

    • поп-музыка – 110-140 bpm;
    • хип-хоп – 80-130 bpm;
    • техно – 140-160 bpm;
    • рок – 65-95 bpm;
    • драм-энд-бейс – 140-200 bpm.

    Таким образом, величина темпа связана с жанрами музыки, как и остальные важные средства выразительности. И хотя плюс-минус эти значения колеблются, зависимость отрицать нельзя. Поэтому так важно изучение музыкальной теории для всех, кто связывает свое будущее с музыкой.

    Чтобы ловко управляться с инструментами и собственным голосом, нужно понимать, как все это вообще работает. Взять и уловить темп можно просто на уровне интуиции – это доступно каждому человеку. Но уметь подбирать его, придерживаться заданного значения при исполнении возможно только если постоянно практиковаться.

    Поэтому не пропускайте уроки сольфеджио, прислушивайтесь к своему плейлисту и постарайтесь уловить ту самую частоту ударов, с которым бьется сердце любимой песни. Тогда вы сможете ее повторить. А еще, вполне вероятно, создадите свой собственный хит.

    Оцените статью
    Атлетика
    Добавить комментарий