Что такое темп в спорте: основные понятия и значение

Что такое темп в спорте: основные понятия и значение
Содержание

Темп в спорте — это скорость выполнения упражнений или преодоления дистанции, что играет ключевую роль в достижении успеха в различных дисциплинах. Правильный темп позволяет спортсменам оптимально распределять силы, улучшать выносливость и повышать эффективность тренировок. Контроль над темпом помогает избежать усталости и травм, а также позволяет тренерам корректировать стратегии соревнований.

Кроме того, темп может варьироваться в зависимости от тактики, условий соревнования и индивидуальных характеристик спортсмена. В командных видах спорта, например, согласованность темпа между игроками часто решает исход игры. Эффективное использование темпа способствует не только спортивным результатам, но и личному самочувствию спортсмена.

Темповый бег и лактатный порог: почему темповая тренировка должна стать частью вашего расписания

Откройте для себя способы повышения эффективности тренировок и достижения лучших результатов, основываясь на свежих данных из области спортивной физиологии. Материал окажется полезным как для новичков в беге, так и для опытных атлетов, желающих достичь новых высот.

  • OBLA
  • Критическая мощность бега
  • Темповый бег
  • Лактатный порог
  • Лактатный челнок
  • Предиктор спортивных результатов

Темповые тренировки — что это?

Темповые тренировки представляют собой занятия, осуществляемые на уровне, приближенном к вашему лактатному порогу. Лактатный порог — это та интенсивность, при которой лактат начинает накапливаться в крови быстрее, чем организм способен его переработать. Такие тренировки способствуют увеличению этого порога, что дает возможность бежать быстрее на более длинные дистанции без сильного ощущения усталости.

Зачем нужен темповый бег
  • Повышение лактатного порога : Темповые тренировки помогают организму более эффективно утилизировать лактат, что позволяет вам бегать быстрее на более длительные дистанции.
  • Улучшение выносливости : Они развивают аэробную выносливость, что важно для средних и длинных дистанций.
  • Увеличение скорости : Регулярные темповые тренировки могут сдвинуть ваш лактатный порог в сторону более высоких скоростей.
  • Психологическая подготовка : Эти тренировки помогают привыкнуть к бегу на высоких уровнях интенсивности, что важно для соревнований.

Как часто проводить тренирвки на уровне лактатного порога?

Что такое темп в спорте: основные понятия и значение

Рекомендуется выполнять темповые тренировки от одного до двух раз в неделю, в зависимости от вашего уровня подготовки и поставленных целей. Новичкам следует проводить их раз в неделю, в то время как более опытные бегуны могут добавлять их в программу тренировок дважды в неделю.

соревнования по бегу, темповая тренировка, лактатный порог

Как регулировать нагрузку во время темповой тренировки?
  • Пульс : Один из способов регулировать нагрузку — следить за частотой сердечных сокращений. Темповые тренировки обычно проводятся на уровне 80-90% от максимальной частоты сердечных сокращений.
  • Субъективное Ощущение : Бег на уровне лактатного порога должен ощущаться как «комфортно тяжелый». Вы должны быть в состоянии поддерживать этот темп в течение 20-40 минут, но разговор при этом будет затруднен.
  • Пейс : Определите свой темп для темповых тренировок, исходя из ваших результатов на 10 км или полумарафоне. Обычно это темп, который вы можете поддерживать в течение 60 минут на соревнованиях.

от простых к сложным

Примеры темповых тренировок

Классическая темповая тренировка

Проведите разминку в течение 10 минут, после чего бегите 20 минут в максимально быстром темпе, который сможете поддерживать в течение часа. Темп должен быть «удобно тяжелым». Завершите тренировку 10 минутами легкого бега для остывания. Увеличивайте время тренировки по мере повышения уровня физической подготовки.

Темповые интервалы

По окончании разминки осуществите два скоростных забега продолжительностью по 10 минут с минутным перерывом между ними. Отдых поможет вам поддерживать высокое качество выполнения на протяжении всего времени.

Получасовая прогрессия

Разминайтесь в течение 10 минут, затем совершите 30-минутный забег. Начните с темпа примерно на одну минуту на милю медленнее, чем темп 10 км, затем ускоряйтесь на 10-15 секунд на милю каждые пять минут, чтобы последние пять минут бежать в темпе 10 км или чуть ниже.

темп 60/60

Сначала проведите разминку продолжительностью 10 минут в умеренном темпе. Затем перейдите к 15 минутам бега в стабильном ритме. Далее следует 15-минутный отрезок: 60 секунд бега на пределе возможностей, за которыми следует 60 секунд в темповом ритме. Повторяйте это чередование в течение всего времени.

Рекомендации по проведению темповых тренировок

Чтобы добиться наилучших результатов, стоит применять сочетание интервальных и темповых занятий, соответствующих личным характеристикам спортсмена. Не менее значимо принимать во внимание условия тренировочного процесса, например, состояние покрытия и метеорологические факторы, поскольку они могут оказывать влияние на скорость бега и уровень накопления лактата.

 

бег на уровне порога лактата

Неожиданные открытия о темповых тренировках

Три десятилетия назад группа физиологов под руководством Бертиля Сьодина из Национального исследовательского института обороны Швеции посадила восемь бегунов на беговые дорожки. Сначала ученые проверили кровь бегунов в разных темпах, особое внимание уделялось лактату — химическому веществу, которое, как считается, коррелирует с результатами бега.

Затем они попросили бегунов проводить еженедельные 20-минутные тренировки в темпе, который они назвали vOBLA — скорость, при которой происходит «начало накопления лактата в крови»(OBLA) — то, что мы называем темповым бегом.

OBLA (Onset of Blood Lactate Accumulation)

Это точка начала накопления лактата в крови, важный физиологический показатель. OBLA считается ключевым предиктором спортивных результатов в беге.

Результаты, опубликованные в European Journal of Applied Physiology and Occupational Physiology, поразили беговое сообщество 1980-х годов как бомба. После 14 недель таких тренировок темп бегунов снизился на четыре процента — с 5:43 на милю до 5:29.

Исследование Сьодина было одним из нескольких, в которых темповый бег подчеркивался как важнейший элемент тренировки. Но оно также породило ошибочное мнение, что существует один идеальный темп, в котором следует бегать, и что лучший способ сделать это — найти такой темп и придерживаться его на протяжении примерно трех миль. Однако такая целеустремленность не соответствует ни последним достижениям физиологии упражнений, ни тому, что на самом деле делают многие лучшие бегуны .

Подтянуться к стартам

Эффективные темповые тренировки для бегунов при подготовке к соревнованиям

Подготовка к 5 и 10 км

1. За 8 недель до старта:

  • Темповой бег 5 км в темпе на 5-7 сек/км медленнее 10 км
  • После темпа: 4-8 ускорений по 200 м в темпе 5 км .

2. Последние 4 недели:

  • Чередуйте темповые с интервалами:а) 2-3 х 3 км в темпе 10 км, отдых 3-4 минб) 2 х 2.5 км в темпе 5 км, отдых 5 мин.

Подготовка к марафону и полумарафону

1. Увеличивайте длину темпового бега:

  • Полумарафон: до 13 км или 75 мин в целевом темпе
  • Марафон: до 21-26 км или 2-2.5 часа в целевом темпе

2. Меняйте программы тренировок:

  • Полумарафонцы: иногда 16-19 км в марафонском темпе
  • Марафонцы: иногда 13 км в темпе полумарафона

Ключевые моменты
  • Постепенно увеличивайте нагрузку
  • Тренируйте соревновательный темп
  • Адаптируйте план под свои цели и возможности

Этот подход поможет улучшить результаты и подготовиться к соревнованиям эффективно и безопасно.

Мнение специалиста

Почему OBLA важнее VO2 max?

OBLA также является одним из тех параметров производительности, которые легче изменить — он гораздо быстрее реагирует на тренировки, чем, например, VO2 max . Фактически, в исследовании Сьодина показатели VO2-max у бегунов не изменились.

Джек Дэниелс, легендарный тренер по бегу и автор «Формулы бега Дэниелса», определяет «критическую мощность» более конкретно, как темп, который вы можете держать в часовом забеге — для большинства из нас это между 10 и 15 километрами.

Предиктор производительности

Это показатель или фактор, который может предсказать или спрогнозировать спортивные результаты атлета.

В беге предиктор — это измеримый физиологический или биомеханический параметр, который коррелирует с будущей производительностью спортсмена.

Другие предикторы (кроме OBLA) в беге могут включать:— VO2 max — Экономичность бега— Анаэробный порог — Скорость на лактатном пороге.

Другие исследования непосредственно изучали корреляцию между vOBLA и производительностью. В исследовании участвовали 22 бегуна, которые в среднем пробегали 10 километров за 31 минуту и 35 секунд.Исследователи обнаружили, что существует сильная корреляция (взаимосвязь) между vOBLA и временем, за которое бегуны пробегают 10 километров. Это значит, что чем выше vOBLA у бегуна, тем лучше его результаты на дистанции 10 км. Конкретно, данные исследования показали, что каждые 10 секунд разницы в vOBLA (например, если один бегун может поддерживать более высокую скорость на 10 секунд дольше, прежде чем у него начнется накопление лактата) связаны с разницей в 70 секунд в личном рекорде на 10 км. То есть, бегун с более высоким vOBLA может пробежать 10 км на 70 секунд быстрее, чем бегун с более низким vOBLA.

Именно поэтому бегуны и тренеры давно заинтересованы в том, чтобы проводить тренировки в темпе OBLA или около него. Тем не менее, существует также путаница в том, что именно означает «в темпе или около», и именно это мы исследуем далее на этой странице.

Осознание значения лактатного порога

Лактатный порог: мифы и реальность

Термин OBLA (Onset of Blood Lactate Accumulation) используют преимущественно физиологи. Бегуны же чаще говорят о «лактатном пороговом темпе», «пороговом темпе» или «темповых пробежках». Чтобы разобраться в этой терминологии, важно понять роль лактата в мышечном метаболизме.

Лактат имеет плохую репутацию, часто связываемую с длительным бегом в анаэробном темпе. Его обвиняют во всем — от болезненности мышц до ощущения «мертвых ног» в конце интенсивных интервалов. Однако это не совсем так. Лактат — это просто побочный продукт метаболизма глюкозы, который образуется каждый раз, когда вы двигаете мышцами.

Лактатный порог

— это уровень интенсивности физической нагрузки, при котором молочная кислота (лактат) начинает накапливаться в крови быстрее, чем организм успевает её утилизировать.

Любопытные данные

Исследования показывают, что когда уровень лактата в крови достигает значения между 2,3 и 3 ммоль/л, это соответствует оптимальной интенсивности тренировки для улучшения аэробной производительности. При этой интенсивности тренировки организм начинает использовать анаэробные источники энергии, но еще не достигает критического уровня лактата, который может привести к усталости и снижению производительности.

  • Лактат 2,3-2,5 ммоль/л : это уровень лактата, при котором организм начинает использовать анаэробные источники энергии, но еще не достигает критического уровня лактата. Тренировки на этом уровне помогают улучшить аэробную производительность и увеличить выносливость.
  • Лактат 2,5-3,0 ммоль/л : это уровень лактата, при котором организм использует анаэробные источники энергии более интенсивно. Тренировки на этом уровне помогают улучшить анаэробную производительность и увеличить скорость бегуна.
  • Лактат 3,0-3,5 ммоль/л : это уровень лактата, при котором организм достигает критического уровня лактата. Тренировки на этом уровне помогают улучшить анаэробную производительность и увеличить скорость бег

При низких нагрузках лактат расходуется почти так же быстро, как и образуется, а количество, которое вытекает из мышц в кровь, ничтожно мало. На более высоких уровнях — при беге в умеренном темпе — он образуется быстрее, но и расходуется тоже быстрее. В кровь попадает больше, но не намного.

Ситуация меняется при беге в марафонском темпе. В этот момент уровень лактата в крови поднимается примерно до 2 миллимолей на литр (ммоль). Это все еще относительно низкий уровень, но если вы продолжаете ускоряться, концентрация лактата быстро растет. Когда вы достигаете часового темпа по Дэниелсу, уровень лактата удваивается до 4 ммоль — классического порогового уровня. Превышение этого уровня приводит к резкому увеличению концентрации лактата в крови.

Лактатный порог — краткая справка

Лактатный порог — это уровень интенсивности физической нагрузки, при котором молочная кислота (лактат) начинает накапливаться в крови быстрее, чем организм успевает её утилизировать.

Почему важен лактатный порог?

1. Оптимизация тренировок: — Позволяет определить оптимальную интенсивность тренировок для улучшения выносливости.— Помогает избежать перетренированности и снизить риск травм.

2. Повышение производительности: — Тренировки на уровне или чуть выше лактатного порога могут улучшить способность организма утилизировать лактат, что повышает выносливость и производительность.3. Контроль состояния:— Измерение лактатного порога может служить индикатором физической формы и прогресса в тренировках.

Как измерить лактатный порог?

1. Лабораторные исследования: — Осуществляются в специализированных условиях с применением оборудования для определения уровня лактата в крови. Атлет выполняет физическую нагрузку на беговой дорожке или велотренажере с постепенно увеличивающейся интенсивностью, и периодически берутся образцы крови для дальнейшего анализа.

2. Полевые тесты: Проводятся в условиях реальных тренировок. Например, можно использовать 30-минутный тест, при котором спортсмен бежит или едет на велосипеде с максимальной устойчивой интенсивностью, а средний пульс за последние 20 минут считается приблизительным значением лактатного порога.

Как улучшить лактатный порог?

1. Интервальные тренировки: — Выполнение высокоинтенсивных интервалов с короткими периодами отдыха помогает повысить способность организма утилизировать лактат.

2. Темповые тренировки: — Тренировки на уровне или чуть выше лактатного порога способствуют улучшению выносливости и способности организма работать на высоких уровнях интенсивности.

3. Силовые тренировки: — Укрепление основных групп мышц помогает улучшить общую производительность и выносливость.

4. Постепенное увеличение нагрузки: — Постепенное повышение интенсивности тренировок позволяет организму адаптироваться и улучшить способность утилизировать лактат.

О ПОНЯТИЯХ "РИТМ", "ТЕМП", "ЧАСТОТА ДВИЖЕНИЙ", "ЧУВСТВО РИТМА" Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Гончаров Виктор Иванович, Власенко Татьяна Николаевна, Маньшин Борис Григорьевич

Ритм, темп и частота движений являются одними из основных кинематических характеристик комплексов движений . В свое время, особенно в 50-60 годы прошлого века, они активно изучались исследователями из области физической культуры и спорта. В настоящее время, несмотря на то, что остается еще немало не изученных и малоизученных теоретических и практических вопросов в этой области, интерес к ним как к объектам исследования явно снизился. В представляемой статье рассматриваются понятия ритм, темп и частота движений как временные и скоростные параметры комплексов движений . Дается характеристика и отличительные особенности каждого из них. Подчеркивается нередкое использование этих понятий, не соответствующее их реальному содержанию, что особенно касается ритма и темпа движений . Выделяется ритм движений как базовый феномен для темпа и частоты движений . Показана роль оптимального ритма в успешности освоения комплексов и отдельных параметров движений. Подчеркнута роль чувства ритма как способности дифференцировать, запоминать и воспроизводить ритм движений (соотношение времени и пауз выполнения отдельных движений) в проявлении ловкости в процессе выполнения физических упражнений.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Гончаров Виктор Иванович, Власенко Татьяна Николаевна, Маньшин Борис Григорьевич

ЭФФЕКТИВНОСТЬ РАЗВИТИЯ РИТМИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ЮНЫХ ЛЕГКОАТЛЕТОВ
Ритм в музыке и ритмической гимнастике

Темпо-ритмические характеристики движений как фактор синхронизации элементов в групповых упражнениях художественной гимнастики

ВЗАИМОСВЯЗЬ СПОСОБНОСТИ К ВОСПРОИЗВЕДЕНИЮ РИТМА ДВИЖЕНИЙ С РАЗВИТИЕМ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ СТУДЕНТОК

Организация стрелковой тренировки спортсменов в биатлоне с использованием технических средств для самоконтроля движений

i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ABOUT THE CONCEPTS OF "RHYTHM", "TEMPO", "FREQUENCY OF MOVEMENTS", "SENSE OF RHYTHM"

The characteristics and distinctive features of each of them are given. The frequent use of these concepts, which does not correspond to their real content, is emphasized, especially with regard to the rhythm and tempo of movements. The rhythm of movements is highlighted as a basic phenomenon for the tempo and frequency of movements. The role of the optimal rhythm in the success of mastering complexes and individual parameters of movements is shown. The role of the sense of rhythm as the ability to differentiate, remember and reproduce the rhythm of movements (the ratio of time and pauses in the performance of individual movements) in the manifestation of agility in the process of performing physical exercises is emphasized.

Текст научной работы на тему «О ПОНЯТИЯХ "РИТМ", "ТЕМП", "ЧАСТОТА ДВИЖЕНИЙ", "ЧУВСТВО РИТМА"»

1. Badanina L.P. (2016), Management of Personnel Adaptation, Academy of State Service and Management under the Head of the Republic of Komi, KRAGSiU. Syktyvkar:

2. Burdastykh, E. N. (2021), "The formation of adaptation potential of future teachers at the stage of professional training", Uchenye zapiski of Kursk State University, No. 1(57), pp.162-168.

3. Golub, L.N. (2000), Social and professional adaptation and pedagogical rehabilitation of vocational school students, dissertation, Bryansk.

4. Gorbunova N.V. (2019), "Professional adaptation of future teachers and young professionals to pedagogical activity", Humanities, No. 3 (47), pp.38-44.

5. Marus Y.V., Kovalenko E.V., Elkina V.N. (2021), Adaptation problems of a starting educator and ways to solve them, Vestnik of Altai Academy of Economics and Law, No.11-2, pp. 257-262.

6. Haustova, A.I. (2017), "Types and stages of pedagogical workers’ adaptation to professional activity", Young Scientist, No. 40 (174), pp. 81-83.

Материал был получен редакцией 26 января 2023 года

О ПОНЯТИЯХ «РИТМ», «ТЕМП», «ЧАСТОТА ДВИЖЕНИЙ», «ЧУВСТВО

Виктор Иванович Гончаров, доктор психологических наук, профессор, Татьяна Николаевна Власенко, кандидат педагогических наук, доцент, Борис Григорьевич Маньшин, кандидат педагогических наук, доцент, Дальневосточный федеральный университет,

Ритм, темп и частота движений являются одними из основных кинематических характеристик комплексов движений. В свое время, особенно в 50-60 годы прошлого века, они активно изучались исследователями из области физической культуры и спорта.

В настоящее время, несмотря на то, что остается еще немало не изученных и малоизученных теоретических и практических вопросов в этой области, интерес к ним как к объектам исследования явно снизился. В представляемой статье рассматриваются понятия ритм, темп и частота движений как временные и скоростные параметры комплексов движений.

Дается характеристика и отличительные особенности каждого из них. Подчеркивается нередкое использование этих понятий, не соответствующее их реальному содержанию, что особенно касается ритма и темпа движений. Выделяется ритм движений как базовый феномен для темпа и частоты движений. Показана роль оптимального ритма в успешности освоения комплексов и отдельных параметров движений. Подчеркнута роль чувства ритма как способности дифференцировать, запоминать и воспроизводить ритм движений (соотношение времени и пауз выполнения отдельных движений) в проявлении ловкости в процессе выполнения физических упражнений.

Ключевые слова: комплексы движений, ритм движений, темп движений, частота движений, чувство ритма.

ABOUT THE CONCEPTS OF "RHYTHM", "TEMPO", "FREQUENCY OF MOVEMENTS", "SENSE OF RHYTHM" Viktor Ivanovich Goncharov, the doctor of psychological ciences, professor, Tatiana Niko-laevna Vlasenko, the candidate of pedagogical sciences, docent, Boris Grigoryevich Manshin, the candidate of pedagogical sciences, docent, Far-Eastern Federal University, Vladivostok

Rhythm, tempo and frequency of movements are one of the main kinematic characteristics of the complexes of movements. At that time, especially at the 50th -60th years of the last century, they were ac-

tively studied by researches from the field of physical culture and sports. Currently, in spite of the fact that there are still a lot of unstudied and poorly studied theoretical and practical issues in this field, interest for them as for the objects of research has clearly decreased. At the presented article the concepts of rhythm, tempo and frequency of movements are considered as time and speed parameters of complexes of movements. The characteristics and distinctive features of each of them are given. The frequent use of these concepts, which does not correspond to their real content, is emphasized, especially with regard to the rhythm and tempo of movements.

Ритм движений выделяется как ключевое явление, определяющее темп и частоту движений. Подчеркивается значение оптимального ритма для успешного освоения комплексов и отдельных параметров движений. Также акцентируется внимание на роли чувства ритма, как способности различать, запоминать и воспроизводить ритм движений (соотношение времени и пауз при выполнении отдельных движений) в проявлении ловкости во время выполнения физических упражнений.

Keywords: complexes of movements, rhythm of movements, tempo of movements, frequency of movements, sense of rhythm.

Ритм, темп и частота движений являются одними из основных кинематических характеристик комплексов движений, в физической культуре и спорте — физических упражнений. В свое время они активно изучались исследователями из области физической культуры и спорта. Большего же внимания удостоился темп движений, исследование которого в основном включало вопросы сохранение старого и усвоение нового темпа движений, их взаимовлияний [1, 7, 8 и др.].

Эти понятия встречаются настолько часто, насколько часто рассматривается динамическая картина движений. Вместе с тем они не всегда точно и корректно используются, что приводит к определенной путанице и необъективной трактовке их проявления в реальном процессе исполнения комплексов движений.

Цель исследования — провести анализ понятий ритм, темп, частота движений, предложить определения этих понятий, отвечающие их объективным характеристикам.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Анализ, проведенный в соответствии с целью исследования, позволил предложить следующие трактовки понятий ритм, темп и частота движений.

Ритм движений — это определенное соотношение продолжительности выполнения отдельных элементов и пауз между ними в комплексе движений (физических упражнений). Его справедливо относят к временным характеристикам комплексов движений.

Под темпом движений чаще всего подразумевают частоту повторения отдельных стереотипных элементов на протяжении выполнения какого-либо комплекса движений, которая определяется и продолжительностью выполнения этих элементов, и длительностью пауз между ними. Но не исключается использование этого понятия и для характеристики скорости выполнения и отдельных частей комплекса (комбинации в гимнастике, отдельных частей дистанции в беге, велоспорте, плавании и др.).

Понятие темпа нередко распространяется и на выполнение всего комплекса движений, состоящего из отдельных частей с разной частотой выполнения входящих в них элементов. Говорят, например, о разном темпе выполнения комбинаций в гимнастике, ведения игры в спортивных играх, пробегания кроссовой дистанции и т. д. Таким образом, оценивается средняя скорость выполнения всех элементов комплекса, даже разнотипных. В этом случае зачастую используется эмоциональная оценка энергичности выполнения всего упражнения. Для обозначения такого усредненного темпа точнее будет использовать термин темп комплекса движений, или определенного физического упражнения.

Одной из характеристик повторяющихся движений, кроме их темпа, является понятие частоты. Частота обозначает количество повторений аналогичных движений за определённый промежуток времени, например, количество шагов при беге на короткие дистанции. По сути, это понятие выступает как синоним темпа движений, поэтому их можно объединить под общим термином темп (частота) движений.

Хотя все эти три понятия и относят к временным параметрам движений, а точнее их комплексов, справедливости ради надо отметить, что лишь ритм движений является их временной характеристикой. Темп же и частоту движений следует отнести к скоростным характеристикам движений (число движений в единицу времени).

Таким образом, ритм, темп и частота движений являются специфическими понятиями, правда, имеющими между собой определенные соотношения. Однако, как справедливо в свое время отметил Е.П. Ильин [4], в литературе часто понятия темпа и ритма движений подменяют друг друга. Между тем, ритм движений, составленный из движений, выполняемых с одинаковым временем и паузами между ними, по сути, является ничем иным как темпом и частотой движений. В этом случае он становится скоростной характеристикой движений.

Объективно ритм является более сложным двигательным феноменом, чем темп и частота движений, которые имеют в большей степени механический характер исполнения. Он представляет собой сложную канву соотношения продолжительности отдельных элементов и фрагментов комплексов движений и составляет организующую и упорядоченную структуру ряда выполняемых движений. Ритм во многом регулируется установленным регламентом, целесообразной техникой, физическими возможностями выполнения комплекса движений — в спорте спортивных упражнений.

Т. е. ритм — это уже уровень управления движениями более высокого порядка, от которого во многом зависит конечный результат исполнения целостного комплекса движений (физического упражнения). Неслучайно в наших и других исследованиях была выявлена высокодостоверная связь способностей к овладению движениями, результатов их воспроизведения с развитым чувством ритма [3]. Было также получено, что при запоминании и воспроизведении протяженности движений лучшие результаты дают приемы с использованием ориентировки на ритм движений [2]. Роль ритма и способности к его воспроизведению (чувство ритма) в освоении броска в баскетболе убедительно показана и в исследовании Б.Г. Маньшина [5].

Соотношение между рассматриваемыми понятиями можно проиллюстрировать следующим рисунком.

Выполнение стереотипных движений с одними скоростью и паузами между ними

Выполнение движений без следования стереотипности в скорости и паузах между ними

Частота движений Темп движений (физических упражнений) или отдельных их циклов

Равномерный Ритм движений Неравномерный (изменчивый)

Изображение — Динамическая диаграмма, частоты, темп и ритм движений

В связи со значением ритма в организации движений особое значение приобретают способности к освоению и воспроизведению ритма движений, которые обычно обозначаются как «чувство ритма». Если использовать этот термин в таком понимании, то понятие «чувство ритма» будет означать способности дифференцировать, запоминать и воспроизводить ритм движений (соотношение времени и пауз выполнения отдельных движений). Это чувство, наряду с другими специальными чувствами пространства, направления, формы, развиваемых усилий, влияет на проявление ловкости в процессе выполнения физических упражнений [4, 6 и др.].

Проведенное исследование позволяет предложить следующие трактовки понятий ритм, темп и частота движений.

Ритм движений — это определенное соотношение продолжительности выполнения отдельных элементов и пауз между ними в комплексе движений (физических упражнений). Его следует относить к временным характеристикам комплексов движений. Оптимальный ритм движений во многом определяет успешность освоения комплексов и отдельных параметров движений, в т. ч. на уровне различной спортивной квалификации.

Темп движений — это частота повторения отдельных стереотипных элементов на протяжении выполнения какого-либо комплекса движений. Однако понятие темпа можно распространять и на выполнение всего комплекса движений, состоящего из отдельных частей с разной частотой выполнения входящих в них элементов (выполнения комбинаций в гимнастике, ведения игры в спортивных играх, пробегания кроссовой дистанции и т. д.). Таким образом, оценивается средняя скорость выполнения всех элементов комплекса, даже разнотипных. Для обозначения такого усредненного темпа более подходит термин темп комплекса движений, или определенного физического упражнения.

Частота движений является синонимом понятия темп движений и уместно обозначать их одним термином темп (частота) движений.

Следует отметить, что ритм движений является более широким понятием, определяющим и темп, и частоту движений. Кроме этого, лишь ритм движений является их временной характеристикой. Темп же и частоту движений следует относить к скоростным характеристикам движений (число движений в единицу времени).

Чувство ритма означает способности дифференцировать, запоминать и воспроизводить ритм движений (соотношение времени и пауз выполнения отдельных движений). Оно связано с проявлением ловкости в процессе выполнения физических упражнений.

1. Ботнаренко Ф.А. Использование технических средств двусторонней связи для обучения пловцов управлению скоростью плавания : автореф. дис. . канд. пед. наук / Ботнаренко Федор Ананьевич. — Москва, 1970. — 20 с.

2. Гончаров В.И. Моторные механизмы ошибок воспроизведения амплитуд движений / В.И. Гончаров // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. -2007. — № 8 (30). — С. 27-31.

3. Гончаров В.И., Роль психофизиологических функций в развитии двигательных умений / В.И. Гончаров, Е.А. Мухачев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. — 2015. — Вып. 12 (130). — С. 309-314.

4. Ильин Е.П. Психомоторная организация человека / Е.П. Ильин. — Санкт-Петербург, Питер, 2003. — 384 с.

5. Маньшин Б.Г. Методика обучения техническим действиям баскетболистов на основе развития психомоторных способностей : автореф. дис. . канд. пед. наук / Маньшин Борис Григорьевич. — Хабаровск, 2011. — 23 с.

6. Медведев В.В. Психология : учеб. для ин-тов физ. культ. / В.В. Медведев. — Москва : Физкультура и спорт, 1987. — 225 с.

7. Подарь Г.К. Развитие у школьников 13-16 лет способности управлять скоростью бега на коньках: (На материале исследований высококвалифицированных и начинающих конькобежцев): автореф. дис. . канд. пед. наук / Подарь Галина Кирилловна. — Москва, 1966. — 17 с.

8. Пьянков Ю.П. Значение дифференцировки пространства и времени в обучении спортивному бегу: автореф. дис. . канд. пед. наук / Пьянков Ю.П.- Москва, 1961.- 18 с.

1. Botnarenko, F.A. (1970), The use of technical means of two-way communication for training swimmers to control the speed of swimming, dissertation, Moscow.

2. Goncharov, V.I. (2007), "Motor mechanisms of errors in reproducing motion amplitudes", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 8 (30), pp. 27-31.

3. Goncharov, V.I. and Mukhachev, (2015), E.A., "Participation of psychophysiological fonctions in the formation of motor skills", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 12 (130), pр. 309-314.

4. Ilyin Е.Р. (2003), Psychomotor organization of a person, Peter, St Petersburg.

5. Маньшин Б.Г. (2015), Методы обучения техническим действиям баскетболистов, основанные на развитии психомоторных способностей, диссертация, Хабаровск.

6. Medvedev V.V., (1987), Psychological foundations of training and improvement in sports, Physical education and sports, Moscow.

7. Podar G.K. (1966), Development of the ability to control the speed of running on skates in school children aged 13-16 years: (based on the research of highly qualified and novice skaters), dissertation, Moscow.

8. Pyankov Y.P. (1961), Пe Value of differentiation of space and time in teaching sports running, dissertation, Moscow.

Статья поступила в редакцию 28.12.2022

ОРГАНИЗАЦИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДКОВКИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ МВД РОССИИ, НАПРАВЛЕННАЯ НА ПОДГОТОВКУ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КАДРОВ ДЛЯ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНЫХ

Кирилл Юрьевич Горин, заместитель начальника кафедры, Дальневосточный юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации, Хабаровск

В статье рассматривается модель подготовки курсантов образовательных организаций системы МВД России к осуществлению оперативно-розыскной деятельности посредством занятий по физической подготовке. Автор ставит цели по осуществлению профессиональной подготовки и выдвигает задачи для ее достижения, а также формы проведения занятий, формулирует методическую систему подготовки и прогнозирует итоговый результат.

Ключевые слова: физическая подготовка; служебно-прикладная физическая подготовка; оперативно-розыскная деятельность; педагогическая модель; Министерство внутренних дел Российской Федерации.

ORGANIZATION OF PHYSICAL TRAINING IN EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIAN FEDERATION AIMED AT TRAINING PROFESSIONAL PERSONNEL FOR OPERATIONAL-SEARCH

Кирилл Юрьевич Горин, заместитель начальника отдела Дальневосточного юридического института Министерства внутренних дел Российской Федерации, Хабаровск

The article considers the model for the training of cadets of educational organizations of the Russian Ministry of Internal Affairs for operational-search activities through physical training. The author sets the goals for the implementation of professional training and puts forward tasks to achieve it, as well as forms of conducting classes, formulates the methodological system of training and predicts the final result.

Keywords: physical training, service and applied physical training, operational-search activity, Pedagogical model, the Ministry of the Interior of the Russian Federation.

В текущее время актуализирована потребность в повышении итоговой квалификации курсантов образовательных организаций системы Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее — МВД России) как с учетом специфики осуществляемой комплексной профессиональной подготовки в самих вузах, так и в специфических требованиях к непосредственно сотрудникам в ходе осуществления ими их профессиональной

Какой темп упражнений выбрать

Скорость выполнения упражнений — один из параметров силовой тренировки, который может влиять на ее результат. Какой темп выбрать, если вы работаете на рельеф, объем и силу?

29 сентября
26646 просмотров
В избранное

Фото к статье: Какой темп упражнений выбрать

Что такое темп упражнений

Так называют скорость выполнения движения. «Темп — переменная при построении программ тренировок, означающая скорость движений в упражнении», — объясняет Денис Савченко, персональный тренер сети клубов «АртФитнес». — Другой составляющей темпа является время под нагрузкой (ВН), которое показывает продолжительность механической нагрузки на мышечные волокна при выполнении упражнения с отягощениями. Наряду с интенсивностью, время под нагрузкой имеет принципиальное значение для создания необходимого стимула для увеличения мышечного размера».

Время под нагрузкой влияет на рост мышц гораздо больше, чем другие параметры. «Напряжение мышечных волокон запускает механизм, ответственный за восстановление структурных повреждений имеющихся волокон и лежащий в основе обновления мышечных клеток. Именно время под нагрузкой, а не количество сделанных повторений отвечает за наш дальнейший прогресс в тренировочном процессе»,— говорит Денис Савченко.

Условно, у мышц нет «счетчика повторений», они реагируют на количество времени, проведенного под нагрузкой. На этот показатель как раз и влияет скорость выполнения движений.

Выбор скорости упражнений зависит от ваших целей. «Эффект занятий с разной скоростью выполнения упражнений будет отличаться, — комментирует Алексей Боляев, персональный тренер женской фитнес-студии Women Secrets в Царицыно. — Отличие состоит в эффективности выполнения поставленной задачи. Если задача — наработка скорости, то медленным выполнением упражнений этой цели не достичь».

Изучим, как темп выполнения упражнений — быстрый или медленный — сказывается на мышцах.

Медленный темп выполнения упражнений

Первый и очевидный плюс медленного темпа упражнений — лучший контроль над техникой выполнения. «Главное преимущество медленного выполнения упражнений — возможность контролировать свои движения, что является очевидным плюсом для безопасности, снижения риска травмы и сохранения здоровья», — говорит Алексей Боляев.

Что касается влияния на мышцы — медленный темп усиливает рост мускулатуры. «При медленном темпе повышается время под нагрузкой (ВН), тем самым мы получаем анаболический стресс, который теоретически должен привести к потенциальному росту мышц, — добавляет Денис Савченко.

Медленный темп часто «прописывают» новчикам — он помогает хорошо почувствовать работу целевых мышц и сосредоточиться на технике выполнения упражнений.

Быстрый темп выполнения упражнений

Этот вид движения помогает улучшить скоростные качества. «Преимущество быстрого выполнения упражнений состоит в том, что оно помогает увеличить скорость выполнения упражнения со снарядом», — говорит Алексей Боляев.

Иными словами, если вы хотите развить свои скоростные показатели, то работать с утяжелителями желательно в быстром темпе. Разумеется, без нарушения техники выполнения упражнений.

Есть у быстрого темпа упражнений и другие преимущества. «Когда мы тренируемся с высокой скоростью, то можем использовать больший вес (нагрузка переносится легче из-за инерции), — добавляет Денис Савченко. — Плюс, так мы можем выполнять больше повторений за одно и то же время».

Таким образом, и у быстрого, и у медленного темпа упражнений есть свои плюсы и минусы. Какой из них выбрать?

Какой темп полезнее для роста мышц

Это вопрос дискуссионный. С одной стороны, как мы уже сказали — в результате медленного выполнения упражнений, мышцы дольше будут находиться под нагрузкой, что стимулирует их рост. С другой — тренировка в быстром темпе позволяет выполнить больше повторов и иногда —использовать большие веса.

Однако к последнему эксперты относятся неодобрительно. «Вес снаряда влияет на темп выполнения упражнения. Чем больше вес — тем больше внимания нужно уделять скорости выполнения упражнения в сторону ее понижения, — говорит Алексей Боляев. — Выполнение упражнения с большим весом и высокой скоростью, если и возможны в силу отличной подготовки атлета, но крайне небезопасны для его здоровья. Больше вес — больше опасность, так как в погоне за скоростью неизбежно теряется техника выполнения, что является основной причиной травм».

Какой же темп тренировок следует выбрать? Если вы только начинаете, то стоит остановиться на медленном. Это поможет освоить правильную технику выполнения упражнений.

Если основные движения уже освоили и хочется динамичных занятий, имеет смысл попробовать упражнения в быстром темпе.

Также можно пробовать работу в комбинированном темпе: когда одну фазу движения вы выполняете с максимальной скоростью, а вторую — с минимальной. «Одно из исследований 2012-го года показало, что очень сильное увеличение времени под нагрузкой (ВН) не дает хорошего результата, — комментирует Денис Савченко. — В рамках другого исследования 1999-го года ученые выяснили, что для роста мышц упражнение лучше выполнять быстро (но с соблюдением техники). Насколько быстро нужно выполнять эти повторения? Лучшее время выполнения повторения составляет от 2-х до 6-ти секунд».

Для этого также имеет значение и фаза упражнения. «Многие большую роль отводят позитивной фазе (когда мы поднимаем снаряд вверх), — продолжает объяснять Денис Савченко. — Однако негативная фаза (когда мы опускаем утяжелитель вниз) имеет точно такую же эффективность на рост мышц. Движение — как в позитивной, так и в негативной фазе — должно быть подконтрольным, вы должны чувствовать мышцы. Нейромышечная связь положительно влияет на дальнейший прогресс в тренировочном процессе. Но если ваша цель — не мышечная гипертрофия, а повышение силовых показателей, то выполнять позитивную фазу (то есть поднимать снаряд) необходимо как можно быстрее».

Таким образом, вы можете варьировать темп упражнений в зависимости от ваших целей. И не забывайте: для постоянного прогрессаполезно менять какие-либо параметры тренировки (набор упражнений, вес утяжелителей и пр). Темп — один из этих параметров. Поэтому периодически выполняйте привычный набор упражнений с другой скоростью — быстрее или медленнее, чем обычно. Это поможет избежать плато и добавить разнообразия в занятия.

Оцените статью
Атлетика
Добавить комментарий