Что такое трейлрайдинг: основные аспекты и особенности

Что такое трейлрайдинг: основные аспекты и особенности
Содержание

Трейлрайдинг — это вид активного отдыха, который включает в себя езду на горном велосипеде по природным тропам и маршрутам. Он сочетает в себе элементы физической нагрузки и приключения, позволяя велосипедистам исследовать живописные пейзажи, преодолевая естественные препятствия, такие как камни, корни деревьев и крутые уклоны.

Эта дисциплина популярна среди любителей природы и адреналина, так как предлагает не только возможность насладиться окружающим миром, но и испытать свои навыки владения велосипедом в разнообразных условиях. Трейлрайдинг способствует улучшению физической формы и обеспечивает чувство единения с природой.

13 часто задаваемых вопросов о трейлраннинге

В ходе множества обсуждений в социальных сетях, на форумах любителей бега, а В живом общении мы не раз встречали путаницу с терминами и нехватку знаний о структуре современного endurance outdoor спорта. Игорь Владимиров, член управляющего совета Russian Trail Running Association и Комиссии по трейлраннингу при ВФЛА, подробно объяснил, что такое трейлраннинг и чем он отличается от других outdoor активностей.

 

Мы задали ему 13 наиболее популярных вопросов о трейлраннинге и получили четкие и простые ответы.

1. Что такое трейлраннинг?

Если перевести дословно, то это будет означать бег по тропам (trail – тропа, running – бег). Международная ассоциация трейлраннинга дает следующее определение: «Соревнование на открытом воздухе (в горах, лесах, пустынях и т.д.) с возможными участками асфальта, но не превышающими 20% от общей длины маршрута, с обязательной разметкой (или предоставленным GPS треком) трассы». На практике данное правило интерпретируется довольно свободно в отношении наличия асфальта. Например, на одном из старейших трейлов мира La SainteLyon его доля превышает 20%.

2. Трейлраннинг – это вид спорта или спортивная дисциплина?

Немного терминологии. Весь мировой спорт можно разделить на виды спорта, а каждый из видов, в свою очередь, на спортивные дисциплины. Например, плавание это вид спорта, а вот плавание на 100 м или плавание в открытой воде на 25 км – это плавательные дисциплины.

Подобным образом, легкая атлетика представляет собой спортивную категорию, а бег на 200 метров, марафон и метание молота являются специфическими дисциплинами в ее рамках. В 2015 году на конгрессе IAAF в Пекине трейлраннинг был официально признан как дисциплина легкой атлетики. Таким образом, это не что иное, как спортивная дисциплина в составе легкой атлетики.

3. Чем отличается трейлраннинг от кросса, горного бега?

Некогда кроссовые и горные пробежки прошли аналогичный путь, как трейлраннинг, и стали составной частью легкой атлетики, что маркирует их как дисциплины под руководством IAAF. В международном регламенте IAAF прописаны правила 250 (Кросс), 251 (Горный бег) и 252 (Трейлраннинг), которые и устанавливают различия между этими легкоатлетическими направлениями.

Первое и главное отличие: четкие критерии на длину трасс в кроссе и горном беге и отсутствие таковых в трейлраннинге. В кроссе есть четкая классификация длин дистанций, и классической для взрослых является дистанция 12 км (ни больше, ни меньше). Аналогично, в горном беге есть 12 км вверх и 12 км вверх-вниз с обязательными заданными параметрами набора высот. Есть категория Long – 30 км.

Кросс не может составлять 13 или 50 км по установленным нормам – для взрослых предусмотрена дистанция только 12 км (а для различных возрастных категорий – 10, 8 и так далее). То же самое касается горного бега: 14 км уже не считается горным бегом – это либо 12, либо 30 км. Однако трейлраннинг не имеет строгих требований к длине дистанции и набору высоты.

Что такое трейлрайдинг: основные аспекты и особенности

Если бы всё сводилось только к длинам, то логично было бы отметить, что кросс и горный бег не являются трейлраннингом, однако трейлраннинг в свою очередь включает их. Необходимы другие отличия. И такие отличия существуют.

Во-первых, требования к маршруту. В трейлраннинге маршрут должен служить естественным исследованием местности, что подразумевает лишь минимальную подготовку трассы (за исключением мер безопасности): маршрут забега может проходить через пересечения рек, грязные участки, сложные горные тропы и так далее.

Вместе с тем требование естественности предполагает, что дизайнер трассы не создает искусственных сложностей (за исключением, может быть, 1-2 «изюминок трассы») типа перехода одного и того же брода туда и сюда по 10-20 раз или болота, если рядом есть тропа, а следует естественно проложенным населением региона грунтовым тропам и дорогам. В кроссе и горном беге трасса должна быть специально подготовлена – обычно это просто хорошие беговые тропинки или травяное покрытие без камней, бродов и заболоченных кусков. Именно поэтому трассы кросса или горного бега нельзя отнести к трейлраннингу.

Еще одним ключевым отличием трейлраннинга от кросса и горного бега является требование к экипировке. Наличие запаса воды, еды, свистка и спасодеяла прямо прописано в правиле 252 для трейлраннинга и отсутствует в горном беге и кроссе. В трейлраннинге на большинстве стартов разрешено использование телескопических палок для бега, а в двух других дисциплинах – запрещено.

4. Почему термин кросс использовался и продолжает использоваться для стартов по пересеченной местности, отличных от 12 км?

Дело в том, что ранее, пока не существовало дисциплины трейлраннинг, любой бег (соревновательный или тренировочный) по равнинной пересеченной местности было принято именовать кроссом. Но с появлением трейлраннинга как отдельной легкоатлетической дисциплины все такие забеги можно именовать и трейлом, и кроссом.

5. В чем отличие трейлраннинга от скайраннинга?

Трейлраннинг – это дисциплина легкой атлетики, а скайраннинг – дисциплина альпинизма. В трейлраннинге приветствуется следование трассы естественно проложенным грунтовым тропам и дорогам (как равнинным, так и горным). А в скайраннинге – следование максимально сложным горным маршрутам, которые все еще можно преодолеть без специального альпинистского оборудования: и очень крутые склоны, где порой приходится карабкаться, цепляясь руками, и сложные скальные гребни. В особо экстремальных sky забегах (Red Fox Elbrus Race, Lenin Peak Race) иногда требуются кошки.

Скачайте тренировочные программы к марафону и полумарафону и начните подготовку уже сегодня!

Трейлраннинг – это спортивное исследование региона по размеченной трассе, а скайраннинг – спортивное покорение горной вершины, доступной для преодоления ногами. Недаром большинство гонок в скайраннинге проходят на высотах от 2 км и выше, либо, если в данном регионе горы ниже, через самую высокую вершину региона.

12 часто задаваемых вопросов о трейлраннинге

6. Есть ли классификация трасс в трейлраннинге?

Да, все соревнования можно отнести к одной из 4 категорий: Short (менее 42 км), Medium (42-69 км), Long (70-99), Extra Long (100 и более).

7. Какие организации управляют трейлраннингом в мире, и проводятся ли чемпионаты мира?

Главной управляющей организацией в мире трейлраннинга является International Trailrunning Association (ITRA), которая действует под эгидой IAAF (Международная ассоциация легкоатлетических федераций). ITRA проводит чемпионаты мира по трейлраннингу вместе с другой международной ассоциацией – IAU (Международная ассоциация ультрамарафонов). Чемпионаты мира по трейлраннингу проводятся с 2007 года (в США). Сначала они проводились раз в 2 года силами IAU, а после того, как IAAF признала трейлраннинг легкоатлетической дисциплиной, с 2015 года раз в год.

Количество стран-участниц растет год от года. Если в 2007 году было 12 стран, то в 2017 году на чемпионате мира в Италии – уже 39 стран. Чемпионаты мира проводились и будут проводиться в ближайшем будущем на дистанциях категорий M и L. IAU и ITRA условно называют их 50K и 80K, хотя на самом деле это дистанции, которые могут отличаться от 50 км и 80 км более чем на 5-6 км.

8. Кто может участвовать в официальном чемпионате мира?

В числе участников официального чемпионата мира могут быть лишь те спортсмены, которые были зарегистрированы Федерацией легкой атлетики своей страны. За несколько недель до начала чемпионата подается заявка на участие – 9 мужчин и 9 женщин. Некоторые из них будут соревноваться за страну как в индивидуальных, так и в командных дисциплинах, в то время как другие выступят исключительно в командном зачете.

Самостоятельно заявиться на чемпионат мира, как на обычный трейл, нельзя, хотя чемпионат мира проводится в рамках какого-то уже существующего и зарекомендовавшего себя интересной трассой и хорошей организацией трейла. Участники чемпионата мира стартуют отдельно от любителей, которые тем не менее имеют шанс пробежаться по трассе чемпионата мира в так называемой Open Race. В Open Race заявку можно регистрироваться самостоятельно через сайт забега, как на любые другие трейлы.

9. Есть ли официальный трейлраннинг и сборная в России?

В марте 2017 года была организована Russian Trail Running Association (RTRA), которая провела переговоры с ВФЛА (это необходимый шаг, так как, повторимся, трейлраннинг – это дисциплина легкой атлетики), и которой было делегировано право развития трейлраннинга в России и представление его в ITRA. В управляющий совет RTRA вошли организаторы крупнейших трейлов России, а главой RTRA стал Иван Кузьмин (основатель и главный организатор Elbrus World Race).

12 часто задаваемых вопросов о трейлраннинге

10. Есть ли календарь международных и российских стартов?

Старты под эгидой ITRA можно посмотреть на сайте www.i-tra.org в разделе Calendar. В России под эгидой RTRA проводится RTRA Series – серия забегов, которые зарекомендовали себя высоким качеством организации. Предварительный календарь на год можно посмотреть на сайте www.rtra-series.ru. Далеко не все трейлы входят в серию, по разным причинам, но их можно найти на сайте www.probeg.org.

Многочисленные уральские старты можно найти на сайтах www.ski66.ru и uralraces.ru, старты Сибири – trunning.ru, старты Юга России www.sportpautina.ru.

11. Что такое баллы ITRA и UTMB (Ultra Trail du Mont Blanc)?

Каждый организатор может сертифицировать свой трейл на сайте i-tra.org. При сертификации он отправляет в ITRA данные о соревновании: длину дистанции и набор (что подтверждает GPS-треком), количество пунктов питания на трассе и прочие характеристики. После этого специалисты ITRA оценивают сложность старта по специальной формуле и присваивают ему от 0 до 6 баллов ITRA.

Если трейл слишком простой (обычно короче 20 км и с небольшими наборами), то он вообще не получает баллов. Чуть посложнее 20-40 – 1 балл или иногда 2 балла, если набор большой. Слишком много пунктов питания также нехорошо: если они чаще, чем в 10 км, трейл получает штраф и снижение баллов. Самые сложные трейлы получают оценку 6.

Баллы ITRA – это потенциальные баллы UTMB. Если организатор хочет, чтобы его забег был квалификационным для UTMB, он должен дополнительно сообщить об этом на сайте UTMB. Тогда забег включат в состав квалификационных для UTMB, и все его участники смогут использовать эти баллы для подачи заявок на этот легендарный трейл.

12. А зачем вообще баллы UTMB?

Трейлраннинг – очень демократичный вид спорта, и помимо официального чемпионата мира существует неофициальный и, пожалуй, еще более престижный – Ultra Trail di Mont Blanc. 100 миль вокруг горы Монблан с набором 10000 м по территории Франции, Италии и Швейцарии со стартом и финишем в легендарном Шамони.

Попасть на него могут все любители, но это надо заслужить – набрать 15 баллов UTMB тремя гонками за последние два года. Т.е, если трейлраннер хочет бежать в UTMB в 2019 году, он должен проделать следующие действия: пробежать в 2017-2018 три гонки, в сумме дающие 15 баллов UTMB, подать в конце декабря 2018 года заявку и ждать лотереи с конкурсом более 2 человек на место.

В дополнение к основному забегу в рамках масштабного фестиваля трейлраннинга организуются и другие соревнования: CCC, TDS, OCC, для участия в которых необходимо заработать определенное количество баллов, чтобы получить возможность участвовать в лотерее. Да, трейлраннинг на сегодняшний день является весьма востребованным спортом в мире.

13. Что такое Performance Index?

В марафоне и других классических легкоатлетических дисциплинах возможно сравнение спортсменов по личным рекордам. Также по улучшению своих, как их называют, «личников», можно следить за своим прогрессом. Но в трейлраннинге все трассы разные. Как же оценить результат? В ITRA придумали свою формулу, подробности которой не раскрывают, но в общем она выглядит так.

Сначала трассе определяют ее плоский эквивалент: длина в км + суммарный набор в метрах /100 (например, для 100 км с набором 6 её плоский эквивалент будет равен 160). Далее на основе статистических данных считают, за сколько мог бы ее пробежать «идеальный бегун» (например, за 10 часов).

На основе чего это идеальное время выбирается, не раскрывается, но есть предположение, что на основе статистических данных по подобным забегам. За это идеальное время можно получить Performance Index=1000. Далее индекс уменьшается обратно пропорционально времени: чем больше время, тем меньше индекс (в нашем примере за 20 ч спортсмен получит Performance Index 500). Видеть свой Performance Index каждый спортсмен может в протоколе старта на сайте ITRA, если старт был сертифицирован.

Игорь Владимиров, трейлраннер, член управляющего совета Russian Trail Running Association и Комиссии по трейлраннингу при ВФЛА, один из основателей Московского трейла

Трейлрайдинг – что это такое?

трейлрайдинг

Дословно трейлрайдинг – это самое обычное катание на горном велосипеде по тропинкам и дорожкам в лесу с легким добавлением экстрима. Такая тропа с легкой подготовкой носит название трейл. Дорожки могут содержать вылеты, корешки и секции камней. Нужно уметь спускаться по довольно жестким съезжалкам и уметь контролировать байк на тропинке (читай как на трейле).

В отличие от другие дисциплин, она не загоняет спортсмена в какие-то особенно ощутимые рамки. Фактически — это катание в своё удовольствие по природным ландшафтам. Соответственно, это в некоторой степени, аналог фрирайда, однако в отличие от него не предусматривается жестких спусков или длинных пролетов. Зато есть секции, где нужно хорошенько поработать педалями.

От кросскантри же этот стиль отличает отсутствием спортивной составляющей. Спортсмен не старается уложиться в обозначенные рамки и не пытается усердно гнаться за результатом. Кроме того, даже в кросскантри от райдера требуется именно проехать трассу. В этом же стиле можно просто выбрать другой маршрут, если уровень не позволяет сделать большего. Однако, рассматриваемый стиль всё равно принято считать более агрессивным, чем кросскантри или эндуро.

Что такое трейл?

трейл

Трейл – это самая обычная тропинка в лесу или в горах, где можно проехать. Трейлы бывают совсем разные с разной степенью экстремальности. Не нужно думать, что эта тропинка будет слишком легкая. Некоторые трейлы могут быть близки по сложности к части трассы для даунхилла.

Не обошлось и без пресловутого маркетинга. Если раньше этот стиль назывался обычным катанием, то сейчас это громкое слово трейлрайдинг. Это, конечно же неплохо, но на этой волне байки для трейла подпрыгнули в цене раза в два!

В результате, от обычного поклонника лесных маршрутов с легким элементом экстрима, который передвигается на своем ашанобайке по тропам, трейлрайдера выделяет дорогущий велосипед с ультрасовременной спортивной экипировкой. В самом трейлрайдинге нет ничего негативного, но в его подаче необходимо быть внимательным к рекламе. Часто для новичка, который еще не ориентируется в стилях и только начинает свой путь в мире велоспорта, это привлекательное название становится определяющим при выборе, и он, фактически, переплачивает вдвое магазину за излишне навороченное оборудование. Ведь он приобрел не просто горный велосипед, а стильный горный велосипед для модного катания!

Байк для трейла

байк для трейла

Несмотря на присутствие понятия «мода» в этом вопросе, есть некоторые определяющие показатели того, какой байк лучше подходит для данного стиля.

Нужен легкий велосипед. Желательно использовать двухподвес, хотя часто используют и хардтейлы. Ход вилки и заднего амортизатора должен составлять около 120 — 130 мм. Преимущественно выбираются дисковые тормоза. Резина нужна накатистая и не слишком «злая». Сидушка должна быть удобной, но с закосом под спортивной использование.

Посадка выбирается произвольно. Чаще она заниженная. Ведь встречаются на пути и серьезные съезжалки. Руль выбирается широкий V-образный с подъемом. Необходим весь диапазон скоростей, т.е. классические три звезды спереди и семь или девять звездочек сзади.

Защита и экипировка

В отличие от экстремальных дисциплин, трейлрайдинг не предусматривает обязательного наличия полного набора защиты. Достаточно использовать обычный шлем-котелок или классический велосипедный шлем (он же улей). Можно надеть защиту коленей. В остальном всё определяется принципом чем легче, тем лучше! С собой можно взять рюкзак с запасом воды и самыми необходимыми инструментами.

Ведь стиль предусматривает длительные и затяжные поездки. Одежда выбирается универсальная в зависимости от сезона. Необходимо помнить и про такие аксессуары, как крылья и источники света. Можно использовать велокомпьютер.

Что такое трейл-велосипед и каким он должен быть

трейл-велосипед

По современной классификации «велосипедного досуга» трейл – это способ катания, при котором велосипед позволяет выполнять преодоление препятствий на пересечённой местности, достаточно легко покоряет крутые спуски и горки, пробирается через камни, но при этом не предназначен для преодоления серьёзных фрирайдовых трасс, и по стилю езды приближается к велосипедам для кросс-кантри. Если во фрирайде велосипедист сам прокладывает себе путь, то трейловая трасса изначально немного более «стерилизована» и облегчена. Одним словом, велосипед для трейла – это гибрид спортивного велосипеда-внедорожника и велосипеда для длительных поездок.

Отсюда следуют некоторые конструкционные особенности: машина должна быть прочнее, чем байк для кросс-кантри, но не должна обладать тяжестью боевого рыцарского коня, как при фрирайде. Философия для трейл-байка может быть сформулирована следующей фразой: расширяем возможности.

Особенности трейлового велосипеда

Руль

Искривлённый, с подъёмом. Такой руль можно отрегулировать, наклоняя его назад или вперёд, для максимально удобного хвата. Кроме того, такой руль шире, что улучшает управление. Известно, что при стремительном спуске, когда переднее колесо бешено подпрыгивает вместе с рулём и руками велосипедиста, то при прочих равных условиях большая ширина руля стабилизирует переднее колесо, одновременно увеличивая контроль над поворотом колеса с помощью меньших усилий. Это очень важно при высокой скорости на спуске, когда за каждое мгновение проходится значительный отрезок пути.

Чрезвычайно важно, что искривлённый руль позволяет держать кисти рук более высоко, что важно при использовании trailbike как дорожного велосипеда в длительных поездках. Высокая посадка позволяет меньше нагружать пояс верхних конечностей, а при стремительных спусках смещение центра тяжести назад предохраняет от кувырка через голову, тем более, когда сверху приземляется велосипед.

Вынос руля должен иметь небольшую длину, ориентировочно на 1 см меньше, чем у велосипедов кросс-кантри. Это объясняется тем, что трейловому велосипеду необходимо точно смещать центр тяжести на заднее колесо при движении по крутым спускам.

Седло

Должно регулироваться достаточно быстро, не нужно лениться опустить его перед длинным спуском. Помните, что чем ниже ваш центр тяжести на крутом спуске, тем целее будут ваши шейные позвонки. Хорошее эргономичное седло, подходящее как для стремительных спусков (его можно удерживать бёдрами) и одновременно не травмирующее промежность при длительных турах.

велосипедное седло

Тормоза

Должны работать мощно, с постепенным, быстрым и постоянным торможением. Идеальным вариантом будут дисковые тормоза 8 дюймов, которые отвечают самому взыскательному покупателю.

дисковые тормоза SRAM X0 Trail

На рисунке четырёхцилиндровые дисковые тормоза SRAM X0 Trail.

Передняя вилка

Отличительной особенностью трейл-байка является большой ход амортизаторов передней вилки. В идеале – это 130-140 мм, и уж никак не менее 100 мм. Многие любители, редко съезжающие с асфальта, склонны недооценивать значение большого хода для комфортной и безопасной езды. Если вы научитесь менять на ходу «отзывчивость вилки», то спокойно можете её заблокировать, и подъём в горку дастся гораздо легче, без досадных «клевков» и потери энергии.

Рога

Вопрос о рогах на руле остаётся открытым.

Во-первых, если вы поставили искривлённый руль, то рога будут стоять не параллельно, во-вторых, если при сильном ударе ладонным бугром при резком «клевке» вилки крепление рога ослабнет, можно получить серьёзную травму, потеряв управление. Но при наличии рогов, можно стоя на педалях, «штурмовать» крутые горки, когда подключается дополнительная мускулатура, а это немаловажно.

Задняя подвеска

Если вы счастливый обладатель велосипеда с задней подвеской, то можете не обращать внимание на размер хода. Помните, что даже хардтейл может быть трейлбайком. Но в любом случае, между передней и задней подвеской должен быть «баланс» и некоторое равенство возможностей. Если у вас стоит блокиратор подвески, то он должен работать на подъёмах, и смягчать спуски.

Покрышки

В вопросе выбора покрышек всё далеко не так просто. Должна быть достигнута хорошая «катимость» и замечательное сцепление. Если большую часть составляют дальние дорожные поездки, то замечательно подойдёт жёсткая резина с узким профилем, которая меньше гремит и экономит силы велосипедиста. Если же впереди мягкая тропа в лесу после дождя, то нужны такие же мягкие и мясистые покрышки с грунтозацепами. Их недостаток в том, что на твёрдых шоссейных покрытиях они быстро изнашиваются.

покрышки

Сравнительно ровный профиль универсальный профиль с нормальным сцеплением и самоочисткой.

Отличным решением ситуации станут два совершенно разных комплекта, в которых комбинация «внедорожной» шины на заднем колесе и низкопрофильной спереди является практически универсальной.

Таким образом, универсальной конструкции просто не существует. Здесь перечислены наиболее важные особенности, которых нужно придерживаться, если вы любитель время от времени порезвиться на дикой природе, не меняя при этом байк с дорожного на фрирайдовый.

Оцените статью
Атлетика
Добавить комментарий