Трековый велосипед — это специализированное двухколесное транспортное средство, designed для гонок на велотреках. Его конструкция оптимизирована для максимальной скорости и маневренности, что достигается благодаря жесткой раме, одному переднему и отсутствию заднего переключателя, а также жестким колесам без спиц.
Такие велосипеды используются в различных дисциплинах велоспорта, включая спринт, командные гонки и гонки на время. Трековые велосипеды характеризуются фиксированной передачей, что позволяет улучшить передачу мощности и управляемость, делая их идеальными для спортсменов, стремящихся к максимальным результатам на специальных треках.
Трековые велосипеды

Трековый велосипед – подкласс спортивных байков, который находит широкое применение на скоростных трассах. Трековые велогонки входят в программу Олимпийских игр, благодаря чему трек-байк получил популярность среди гонщиков. Впоследствии он стал появляться на загородных трассах и городских дорогах и демонстрировать себя как самый быстрый велосипед.
Особенности езды на трековом велосипеде
Трек-байк – простейший велосипед, достигает максимально возможной скорости. Трансмиссия представлена классическим синглспидовым вариантом – по одной звездочке спереди и сзади, цепь короткая, как на простом дорожном велосипеде.
На трековом велосипеде легко трогаться и разгоняться за счет низкого передаточного отношения трансмиссии. Педали не имеют свободного хода (фиксированная передача), благодаря чему вращение на них передается от движущегося заднего колеса, и наоборот. Эта взаимосвязь позволяет долго удерживать скорость велосипеда.

Передний тормоз на трек-байке
Трек изначально выпускается без тормозов, так как предназначен для специальных соревнований. Остановка велосипеда осуществляется резким сжатием педалей – скиддинг. За счет этого колесо блокируется, вызывая занос. Такой вид торможения небезопасен в городских условиях, поэтому на модели фиксов могут устанавливаться передние ручные тормоза.

Скиддинг – намеренный вход в занос для остановки
Посадка велосипедиста сильно занижена – седло находится выше уровня руля. Фактически это улучшает аэродинамику, но ухудшает обзорность по сторонам, поэтому вождение трекового велосипеда в городе требует особой внимательности.
Трек-байк – легкий велосипед, лишенный всяческих обвесов, включая тормоза (в традиционном понимании). Низкий вес в сочетании с особенностью посадки позволяет достигать невиданных для великов скоростей – до 90 км/час! За счет легкости и постоянного раскручивания колеса и педалей он может легко преодолевать даже затяжные подъемы.
Чем отличается трек от шоссейника
Обязательное требование для «фиксика» – абсолютно ровные дороги, как и для шоссейного велосипеда. На первый взгляд, он очень похож на своего скоростного брата:
- легкая и тонкая рама;
- 28-дюймовые колеса;
- узкие и гладкие покрышки под высоким давлением;
- форма руля;
- взаиморасположение руля и седла.
Если всмотреться внимательней, то даже простой и компактный шоссейник кажется навороченным рядом с трековым байком. Здесь нет ничего «лишнего», только самое основное – колеса, руль, педали и простейшая трансмиссия.
Отличия от шоссейного байка следующие:
- меньше колесная центровка;
- меньший наклон нижней трубы к горизонтали;
- композитная вилка;
- отсутствие системы переключения передач;
- нет тормозов (или только передний клещ);
- втулка без свободного хода.
Трековые велосипеды обладают короткой колесной базой, в сравнении с шоссер-байками, за счет уменьшения длины задних перьев. Дропауты удлинены, как на дорожных моделях, и позволяют отодвигать колесо и настраивать натяг цепи.
Каретка у фикс-велосипедов располагается высоко по сравнению с обычными гоночными моделями. Это связано с катанием по наклонному велотреку на соревнованиях. Чтобы в движении педали не задевали поверхность дороги, кареточный узел приподнят путем изменения угла наклона нижней трубы.
Трековый велосипед имеет только одну передачу. Никаких переключателей в конструкции этой модели не предусмотрено изначально. Велосипедист извлекает максимум скоростных возможностей. Шоссейники оснащаются и передним, и задним переключателями, имеют большое количество передаточных отношений. Цепь на фиксе короткая, как и на дорожном синглспиде, ходит прямо и рассчитана на срок эксплуатации велосипеда.
Шоссейный байк в обязательном порядке оснащается и передним, и задним клещевыми тормозами. Профессиональные трековые модели выпускается без них. Это было обусловлено максимальным снижением веса и упрощением конструкции.
Свободного хода у педалей относительно колеса нет из-за отсутствия в задней втулке специальной муфты. Шоссейники оснащены механизмом свободного хода, благодаря чему можно двигаться накатом, не прилагая сопротивляющего усилия на педали. Последнее, кстати, при езде на фикс-байках требует особой аккуратности – при повышенных усилиях колесо может крутануть в обратную сторону, а велосипед сильно занести.

Бестормозные треки fix-gear фигурируют в фильме «Срочная доставка»
Сфера использования трек-байков – не только велоспорт. Так, например, их можно катать в таких целях:
- длительные переезды по трассе;
- городские поездки по городским дорогам;
- курьерские поездки;
- исполнение трюков – фигурное катание.
Рама трекового велосипеда
Короткая колесная база – уменьшенное расстояние между центрами втулок – повышает жесткость рамы, что еще больше склоняет ее к использованию исключительно на ровных трассах.
Рама может изготавливаться из нескольких материалов:
- алюминий;
- карбоновое волокно;
- титан.
Бюджетные модели изготовлены из алюминия, как самого недорогого и менее стойкого к нагрузкам материала. Зачастую на алюминиевую раму ставится карбоновая вилка, что немного снижает жесткость по сравнению с алюминиевой вилкой.
Рама из карбона более стойкая и долговечная в сравнении с алюминиевой, а ход на высоких скоростях мягче. Несмотря на стандартные преимущества по комфортности карбона перед алюминием, в большей степени комфорт определяется дизайном рамы, а также посадкой, если речь идет не о профессиональных гонках. Да и стоит углеволокно дороже.
Но самыми дорогими являются титановые рамы. В связи со стоимостью, велосипеды на основе этого материала не находят широкого распространения. Что касается эксплуатационных характеристик, титан взял высокую прочность стали, легкость алюминия и углеволокна.
Трековые велосипеды предназначены для гонок по велодромам, но могут использоваться в городах и на длительных трассовых перегонах. Фикс – самый легкий, простой и относительно неприхотливый велосипед.
Как отличить трековый велосипед от шоссейного
И трековый и шоссейный велосипеды относятся к категории спортивных двухколесных транспортных средств. Они создавались специально для развития больших скоростей в велоспорте и на первый взгляд кажутся очень похожими. Давайте сравним эти два типа велосипеда и выделим их общие и отличительные черты. Посмотрите на шоссейные и трековые велосипеды в нашем каталоге. 
Слева — трековый байк Merida Reacto Track 500. Справа — шоссейный Merida Scultura 100 Итак, выделим общие черты трековых и шоссейных байков:
- тонкая легкая рама;
- колёса диаметром 28 дюймов;
- узкие гладкие шины под высоким давлением;
- седло расположено выше руля;
- ригидная вилка;
- необычная форма руля — баран.
Но эти два типа байков имеют совершенно разное предназначение. Трековый велосипед предназначен для развития максимально быстрых скоростей на специальных трассах — велотреках. На шоссейном байке тоже можно довольно быстро разгоняться, но он подходит для езды по асфальту на трассах и городских улицах.
Если два велосипеда поставить рядом можно увидеть различия между ними:
- Переключение скоростей. Шоссейные велосипеды снабжены системами переключения скоростей, благодаря чему велосипедисту не приходиться прикладывать усилия для преодоления крутого подъема. Трансмиссия трекового байка состоит из двух звездочек и цепи. Благодаря фиксированной передачи велосипед моментально трогается с места и сразу разгоняется. Но если ехать в горку на трековой модели, то крутить педали будет тяжело. Велосипедист может рассчитывать только на собственные силы, чтобы разогнаться.
- Тормоза. Любой шоссейный велосипед оборудован задними и передними тормозами. Отсутствие в трековых моделях тормозов объясняется спецификой трекового спорта — там не требуется тормозов. Благодаря их отсутствию упрощена конструкция изделия и значительно снижен вес.
- Втулка заднего колеса. В связи с отсутствием специальной муфты в задней втулке трекового байка, в ней нет свободного хода педалей. У шоссейных велосипедов свободный ход педалей есть. Он нужен для того, чтобы при езде под гору можно педали не вращать, а спокойно двигаться по инерции накатом. Точно также можно ехать по прямой дороге. Сначала усиленно крутишь педали, а затем прекращаешь, велосипед катится, педали находятся в спокойном состоянии, а ноги отдыхают.
- Геометрия. Нижняя труба трекового по отношению к горизонтали наклонена меньше. Вилка изготовлена из композитных материалов. За счет уменьшенного расстояния между втулками усилилась жесткость рамы. В их производстве используют титан, алюминий или карбоновое волокно. Не менее важным отличием трекового велосипеда от шоссейной модели является короткая колесная база. Благодаря удлиненным дропаутам (посадочные места для колесных осей), велосипедист настраивает натяг цепи. Для гонок по наклонному велотреку каретка у трековой модели расположена высоко. Благодаря этой особенности педали не касаются поверхности трека.
Таким образом, можно сказать, что трековый и шоссейный — это совершенно разные типы велосипедов, предназначенные для разных целей. Трековая модель лишена ненужных для спортивной езды обвесов, включая систему переключения передач и тормоза. Аэродинамическая посадка велосипедиста в сочетании с малым весом позволяет достигать на этом байке скоростей, сравнимых с автомобильными – до 90 км/час. Это и делает трековый велоспорт таким скоростным и зрелищным.




