Тур де Франс — это один из самых престижных и известных велогонок в мире, который проходит ежегодно во Франции и соседних странах. Состязание длится около трех недель, на протяжении которых спортсмены преодолевают разнообразные трассы, включая равнинные, горные и временные этапы. Тур привлекает внимание миллионов зрителей и имеет богатую историю, начавшись в 1903 году.
Гонка не только представляет собой испытание на выносливость и мастерство велогонщиков, но и демонстрирует красивейшие пейзажи Франции. Тур де Франс стал символом международного велоспорта и важным событием для всех любителей этого вида спорта, сформировав свою культурную значимость и традиции.
Tour de France: всё, что вы хотели знать о самой популярной велогонке
Для большинства любителей велоспорта «Тур де Франс» является самым знаковым и ожидаемым мероприятием в течение года. Миллионы людей следят за длительным и напряжённым соревнованием по телевидению, а также множество зрителей регулярно обновляют новости о гонке, в то время как тысячи удачливых фанатов становятся непосредственными зрителями этой захватывающей борьбы профессиональных велогонщиков.
*На старт, внимание, поехали!
Что такое «Тур де Франс»
«Тур де Франс» (оригинальное название Le Tour de France) или «Великая петля» – это многодневная профессиональная велогонка, проводимая ежегодно с классическим стартом в последнее воскресенье июля. Событие продолжается 23 дня и считается наиболее значимым и трудным велосоревнованием в мире.
История
«Тур де Франс» начинался в 1903 году как рекламная кампания газеты L’Auto – сегодня известной как L’Équipe. Редактору Анри Дегранжу нужно было поднять продажи газеты и превзойти конкурента Le Vélo. 20 ноября 1902 года во время обеда в парижском Café de Madrid журналист Жео Лефевр подал Дегранжу идею организовать велогонку.
Журнал L’Auto впервые объявил о проведении гонки 19 января 1903 года.
Стартовая дата – 1 июля 1903 года. 6 этапов за 19 дней. Общая длина гонки – 2428 км.
Главный приз для победителя составил 12 000 франков, что в шесть раз больше, чем многие рабочие тогда получали за год. На первую многодневку записались 60 участников, но только 24 из них добрались до финиша.
Успех пришёл довольно быстро: количество подписчиков газеты увеличилось с 25 тысяч в 1903 году до 250 тысяч в 1908 и свыше полумиллиона в 1923. Абсолютный рекорд L’Auto был установлен в 1933 году, когда во время многодневного веломарафона газету купили более 850 тысяч раз за один день. Продажи L’Auto возросли до таких масштабов, что Le Vélo оказался на грани банкротства.
В те времена, в 1903 году, никто не мог предположить, что «Тур де Франс» станет самой знаменитой велогонкой в мире.
Сколько этапов в Туре
В актуальной версии «Тур де Франс» насчитывается 21 этап, а общее расстояние колеблется от 3000 до 4000 километров. Каждый этап длится один день, а гонщики могут рассчитывать на два дня отдыха на протяжении всего турнира. Только представьте, с каким огромным напряжением работают спортсмены, преодолевая свыше 150 километров ежедневно по сложным маршрутам.
Скачайте тренировочные программы к марафону и полумарафону и начните подготовку уже сегодня!
Этапы бывают следующих видов:
равнинные;
горные;
холмистые;
индивидуальная гонка на время.
Самый длинный этап может быть протяжённостью более 220 км. Самый короткий этап – индивидуальная гонка на время, расстояние которой тоже год от года меняется.
Где проходит маршрут
Маршрут и старт «Тур де Франс» меняются каждый год, но неизменным остаётся финиш на Елисейских полях в Париже. Старт в разные годы давали в Нормандии, Лондоне, на Корсике, в Брюсселе, в Монако. Петлю делают по всей Франции, чтобы жители разных регионов страны смогли стать свидетелями события мирового значения.
Обходя Францию, атлеты проходят через Альпы, Пиренеи и горы Центрального массива.
Финальный этап известен как неофициальный чемпионат спринтеров, но наиболее примечательной характеристикой финала стала традиция пить шампанское на велосипеде. Эта честь достаётся победителям Тура во время пересечения линии старта.
Забавно, но французские историки Жан-Люк Бёф и Ив Леонар говорят, что большинство французов плохо представляли себе форму своей страны, пока газета L’Auto не начала публиковать карты с маршрутом гонки.
Как определяется победитель
Многодневная велогонка использует суммарное время прохождения этапов для определения победителя, то есть время гонщиков складывается со временем их предыдущего этапа. Чтобы одержать победу, нужно показать наименьшее время в сумме.
Такая система позволяет командам выстраивать тактику, где бы их лидер всегда оставался на верхних строчках генеральной классификации (ранжирование гонщиков согласно накопленному времени), при этом не тратя все силы. Так что победить в Туре можно, даже не выиграв ни одного отдельного этапа.
Да, какое отношение имеют команды к этому? Велоспорт – это командный вид спорта. Главной проблемой для любого райдера является сопротивление воздуха. Передвигаясь вместе, можно значительно сэкономить свои силы, сохраняя высокую скорость.
На «Тур де Франс» в каждой команде, которых обычно 20-22, по восемь спортсменов, и у каждого свои функции в пелотоне: реагировать на атаки соперников, беречь силы лидера, ограждая его от ветра, бороться за победу на отдельном этапе.
Кстати, в первые годы участники Тура ездили индивидуально, и им даже запрещали держаться вместе. Это создавало значительный разрыв между победителем и вторым местом. Сейчас же основная разница во времени набирается благодаря «разделкам» и этапам, где финиш находится на вершине горы.
Майки лидеров
Жёлтая майка – майка, о которой мечтают все профессиональные гонщики. Выдают её лидеру генеральной классификации Тура. Жёлтый цвет у майки неспроста: такими были страницы газеты, спонсировавшей гонку.
Зелёная майка выдаёт в велогонщике лучшего спринтера, которого определяют по сумме очков на финишах этапов и на промежуточных финишах.
Белая майка в красный горошек (именуется как «гороховая майка») означает, что спортсмен лучший в горных восхождениях. «Горный король» определяется по сумме очков, набранных на горных финишах.
Обычная белая майка символизирует лучшего молодого гонщика (обладателю должно быть меньше 25 лет).
Самому же агрессивному гонщику дают специальный красный номер. Под «агрессивным» организаторы понимают не только атакующий стиль гонщика, но и командный дух, мужество и храбрость.
Вам наверняка интересно узнать, какими суммами награждают победителей. В 2020 году общий призовой фонд составил 2 293 000 евро:
500 000 евро – победитель;
по 25 000 евро – лучший спринтер и лучший «горняк» по итогам гонки;
000 евро – лучший молодой гонщик по итогам гонки;
000 евро – самый агрессивный гонщик по итогам гонки;
000 евро – победитель того или иного этапа;
2000 евро – дневная премия самому агрессивному гонщику;
1500 евро – победитель промежуточного спринта;
500 евро – дневная премия обладателю жёлтой майки;
500 евро – дневная премия обладателю белой майки;
300 евро – дневная премия обладателю зелёной майки;
премия горняков зависит от категории, присвоенной подъёму; если это восхождение HC (вне категории), то победитель получает 800 евро, если это первая категория – 650 евро, вторая категория – 500 евро, третья – 300 евро и четвёртая категория – 200 евро.
Самый сложный этап
Наиболее трудный участок в «Тур де Франс», безусловно, горный, хотя горы здесь встречаются в огромном количестве. Именно они делают Тур уникальным среди многих других соревнований. Из 21 этапа максимум 8 будут равнинными, тогда как оставшиеся участки будут представлены холмистой и горной местностью. Даже короткая индивидуальная гонка может включать в себя значительный уклон на подъемах.
Знаковые восхождения в многодневке – подъёмы на Коль дю Турмале и Альп д’Юэз.
Перевал Турмале – это 1395 м вертикального набора по узкой трассе длиной 18,6 км. Включение подъёма на эту вершину – самое частое за всю историю гонки: Тур посетил его более 85 раз. С 1980 года перевал признали «выходящим за рамки классификации», благодаря его сложности.
Что же такое «подъём вне классификации»? Подъёмы ранжируются в соответствии с их сложностью и делятся на категории от одного до четырёх, где 1 – самый сложный, а 4 – самый лёгкий. Сложность рассчитывается по формуле, которая учитывает крутизну и длину подъёма.
Однако есть определённые горы, которые называют Hors Catégorie, то есть «выходящими за рамки классификации» из-за их чрезвычайной сложности. За 21 этап «Тур де Франс» участникам предстоит подняться на горы Hors Catégorie не один раз.
Пик Альп д’Юэз представляет собой живописный серпантин из 21 поворота, каждый из которых увековечен именами победителей этапов. За 13,8 километров подъёма велосипедисты преодолевают высоту в 1120 метров. 18-й этап «Тур де Франс» 2013 года включал в себя два восхождения на эту легендарную гору!
Коль дю Галибье – ещё один часто посещаемый гонщиками «Тур де Франс» перевал. Это самая высокая точка велогонки: 2645 м над уровнем моря. Чтобы достичь вершины, нужно проехать 18,1 км, набрав при этом 1245 м высоты.
Изнурительные уклоны проверяют характер велосипедиста на прочность, и очень часто горные перевалы определяют расстановку мест в рейтинге многодневки. И если бы ещё спортсмены за один этап ехали лишь один перевал! Однако до начала подъёма на сложнейшую гору они преодолевают несколько других «попроще».
Изучая более чем столетнюю историю Тура, специалисты особо упоминают 18й этап гонки 1983 года. Пелотон должен был проехать 247,5 км с набором 6 685 м. Жак Мишо выиграл этот этап за 7 часов 45 минут.
Средняя скорость
Начиная с 1903 года, темп развития Тура продолжает увеличиваться. Это связано с очевидными факторами: уровень снаряжения с каждым годом повышается благодаря активному внедрению научных достижений и технологий в спортивную сферу.
Некоторые прошлые победители были быстрейшими благодаря применению допинга. Вы не удивитесь, узнав, что самый быстрый «Тур де Франс» принадлежит Лэнсу Армстронгу, позже сознавшемуся в употреблении запрещённых препаратов. У Армстронга вскоре после этого отняли все семь титулов победителя «Тур де Франс».
Ну а рекорд средней скорости он показал в 2005 году – 41,7 км/ч, что более чем на 1 км/ч быстрее, чем у нынешних гонщиков, использующих гораздо более современную экипировку.
Средняя скорость «Тур де Франс» с 2009 года:
2009 г., Альберто Контадор: 40,03 км/ч
2010 г., Энди Шлек: 39,59 км/ч
2011 г., Кэдел Эванс: 39,79 км/ч
2012 г., Брэдли Уиггинс: 39,93 км/ч
2013 г., Крис Фрум: 40,68 км/ч
2014 г., Винченцо Нибали: 40,68 км/ч
2015 г., Крис Фрум: 39,64 км/ч
2016 г., Крис Фрум: 39,63 км/ч
2017 г., Крис Фрум: 41,00 км/ч
2018 г., Герайнт Томас: 40,23 км/ч
2019 г., Иган Бернал: 40,58 км/ч
2020 г., Тадей Погачар: 39,87 км/ч
Что такое Caravane Publicitaire
Caravane Publicitaire, что в переводе означает «рекламный караван», идет бок о бок с Туром с 1930 года, когда расходы по размещению гонщиков перешли с плеч спонсоров на плечи организаторов. Чтобы покрыть все эти огромные траты, Анри Дегранж разрешил рекламодателям предшествовать гонке. Шествие из ярко украшенных грузовиков и автомобилей и стало известно как рекламный караван.
С тех пор «Тур де Франс» стал привлекательным для предпринимателей, поскольку зрители накапливаются вдоль трассы за некоторое время до старта гонки и могут не раз заметить названия брендов.
Чтобы попасть в караван, рекламодатели платят организаторам примерно 250 000 евро. К этой сумме добавляются расходы на коммерческие образцы и товары для толпы. Например, в 1994 году банк GAN выдал 170 000 брелоков, 80 000 значков, 60 000 пластиковых пакетов и 535 000 экземпляров своей гоночной газеты. Всё это вместе весило 32 тонны.
Рекламная процессия из ста с лишним автомобилей выдвигается за два часа до старта и простирается на более чем 10 километров.
На сегодня рекламный караван продолжает существовать скорее как традиция для зрителей, поскольку командам вновь оказывают спонсорскую помощь бренды. Согласно опросу, процитированному в издании Franceinfo, 47% из 10–12 миллионов зрителей Тура выходят на обочину дорог гонки только ради каравана.
Почему велогонка так популярна среди зрителей
Болельщик Тура – ещё одно отличие гонки от множества других соревнований в различных видах спорта. Живой коридор из зрителей на подъёмах (не менее полумиллиона человек на трассе к вершине Альп д’Юэз), кемпинги по маршруту, карнавальные наряды, произведения искусства на полях и в небе: как только болельщики не поддерживают свои любимые команды!
Попав даже в самую крошечную деревушку на трассе «Тур де Франс», вы сможете наблюдать, с каким энтузиазмом местные жители встречают соревнование. В ряде населённых пунктов, помимо самого мероприятия, зрителей может ожидать небольшой фестиваль.
«Тур де Франс» любят не только за спорт, но и за путешествие по Франции, когда благодаря трансляции есть возможность познакомиться с интересными маршрутами и дорогами разных уголков страны. Не зря соревнование называют ещё и путеводителем по Франции.
Эта гонка даёт всему государству огромные рекламные возможности, и потому редкий житель будет недоволен ей. Так, каждый год директор гонки Кристиан Прюдомм получает письма из городов со всей страны с просьбой организовать этап у них. И это несмотря на то, что города и посёлки тратят огромные суммы, чтобы принять гонку.
Обычная ставка для города, принимающего стартовый этап, составляет 50 000 евро, а финишного этапа – 100 000 евро. Например, когда в 2007 году старт Тура был дан в Лондоне, столица Великобритании заплатила за это право более 1 миллиона евро.
Можно ли любителям участвовать в гонке
Участие в «Тур де Франс» командное, а не индивидуальное, так что если какая-либо из команд не подпишет с вами контракт, гоняться рядом с профессионалами не получится.
В начале истории Тура любителям предоставляли возможность участвовать в некоторых этапах гонки, и они иногда добивались успеха. Так, в 1984 году на 17-м этапе в Альп д’Юэз триумфировал спортсмен-любитель из Колумбии Луис Эррера, который проживал на своей родине на высоте 2000 метров над уровнем моря. Он стал первым колумбийцем, который одержал победу на этапе данного соревнования, а также первым любителем-велосипедистом, выигравшим этап в истории «Тур де Франс».
Впрочем, проехать по маршруту Тура можно. Для любителей существует мероприятие L’Étape du Tour, которое проводится во время «Тур де Франс», обычно за несколько дней до того, как тот или иной этап пройдёт для профессионалов.
Любопытные факты
В 1990 году Грег Лемонд стал победителем Тура, не выиграв ни одного этапа. То же в 2017 году повторил Крис Фрум.
Наибольшее количество побед в общем зачёте: Жак Анкетиль, Эдди Меркс, Бернар Ино и Мигель Индурайн. Все они выиграли Тур по пять раз. У Армстронга, конечно, семь побед, но все они аннулированы. У Криса Фрума пока четыре победы.
Самый медленный «Тур де Франс» был в 1919 году. Средняя скорость победителя бельгийца Фирмина Ламбо составила 24,1 км/ч.
Гонка 2005 года была самой быстрой в истории Тура. Лэнс Армстронг проехал общие 3592,5 км за 86 часов 15 минут 2 секунды, достигнув общей скорости 41,7 км/ч. Позднее его победа была аннулирована из-за допингового скандала.
Рекорд самого быстрого этапа поставили в 1999 году. Пелотон двигался со средней скоростью 50,4 км/ч на протяжении 194,5 км.
Самая быстрая индивидуальная гонка на время за Роханом Деннисом на «Тур де Франс» 2015 года. Этап в 13,8 км он выиграл со средней скоростью 55,446 км/ч.
Самая быстрая командная гонка на время принадлежит команде Orica GreenEDGE. В 2013 году они преодолели 25 км скоростью 57,7 км/ч.
Самое быстрое восхождение на Альп д’Юэз было совершено Марко Пантани в 1997 году со скоростью 23,1 км/ч.
Наибольшее отставание второго гонщика от победителя составляет 2 часа 49 минут 45 секунд. Это произошло на самом первом выпуске «Тур де Франс».
Наименьше отставание второго гонщика от победителя составляет всего 8 секунд. Такое ожесточённое соперничество состоялось в 1989 году между победителем Грегом Лемондом и Лораном Финьоном.
Самый длинный отрыв от пелотона принадлежит Хосе Луису Вьехо, который оторвался от группы на 22 минуты 50 секунд на этапе Монженевр – Маноск гонки 1976 года.
Самый длинный «Тур де Франс» был проведен в 1926 году. Общая протяжённость его 17 этапов – 5745 км. В тот же год самым длинным этапом стал маршрут от Меца до Дюнкерка – 433 км.
У велогонщиков из Франции самое большое число побед на этапах за всю историю «Большой петли» – 708. У Бельгии – 471, у Италии – 270. Россияне побеждали 11 раз, спортсмены из Узбекистана – 9, из Казахстана – 5, из Украины – 4.
«Тур де Франс» транслируется в 190 странах с совокупной аудиторией 3,5 млрд человек.
Для победы в этой гонке участники прибегали не только к допингу. Были и более креативные способы. Например, использование общественного транспорта между этапами, помощь автомобиля, к которому за проволоку цеплялся гонщик на велосипеде, помощь от болельщиков, устраняющих соперников простым разбрасыванием острых предметов на дороге.
Профессиональный велогонщик при подъёме на Коль дю Турмале выдаёт средние 350-375 ватт на час, в то время как обычный велосипедист-любитель покажет около 175-200 ватт. Это означает, что профессионал сделает два восхождения, прежде чем любитель доберется до вершины.
Французская авиационная компания Hélicoptères de France предоставляет услуги по воздушной съёмке Тура с 1999 года. Пилоты проходят подготовку на трассах гонки за полгода до её начала.
Если вам посчастливилось оказаться в Париже под занавес «Тур де Франс», не упустите возможность увидеть финиш гонки на Елисейских полях. Энергию и шум парижской толпы невозможно передать на экране.
Это культовое событие даст огромный заряд эмоций не только фанатам велоспорта, но и обычным туристам, ведь сегодня Тур считают третьим по величине спортивным событием в мире после чемпионата мира ФИФА и Олимпийских игр.
Велогонка «Тур де Франс»: история «Большой петли»
Легендарная велогонка «Тур де Франс» (Tour de France) выделяется даже на фоне двух других Гранд-туров. Впервые знаменитая «Большая петля» или по-французски La Grande Boucle прошла в 1903 году и с тех пор превратилась в самую популярную велосипедную гонку всех времен. Olympics рассказывает историю культовой велосипедной супермногодневки «Тур де Франс».
В 1902 году концепцию многодневного соревнования по французским дорогам предложил журналист газеты L’Auto Жео Лефевр, а ее реализацию поддержал и осуществил редактор издания Анри Дегранж. Первоначально «Тур де Франс» задумывался как средство для продвижения и увеличения тиража L’Auto.
И, надо сказать, такой ход сработал – число подписчиков уже после первой гонки 1903 года возросло в два с лишним раза, после чего продолжило увеличиваться солидными темпами. Дебютная «Большая петля» прошла с 1 по 19 июля 1903 года с участием 60 гонщиков из Франции, Бельгии, Швейцарии, Германии и Италии. Победу на стартовом этапе протяженностью 467 км (всего было проведено шесть этапов) одержал 32-летний француз Морис Гарен, он же выиграл Тур и в итоговом зачете. Общая протяженность дебютной гонки, стартовавшей и финишировавшей в Париже, составила 2428 километров. Гонку закончил 21 велосипедист, а второго призера Гарен опередил почти на три часа.
Тур набирал обороты, привлекая в том числе и сильных иностранных спортсменов. Первым иностранным чемпионом в 1909 году стал Франсуа Фабер из Люксембурга, а в 1920 году бельгиец Филипп Тис стал первым в истории трехкратным победителем «Большой петли». Кстати, с 1913 по 1929 год в генеральной классификации первенствовал лишь один француз.
Знаменитая желтая майка лидера и чемпиона впервые была введена в обиход в 1919 году. Еще один бренд «Тур де Франс» — белая в красный горох майка горного короля. Причем сама майка «дебютировала» на гонке только в 1975 году.
Из-за Первой и Второй мировых войн «Большая петля» не проводилась в период 1915 – 1918 и 1940 – 1946 годов, но после возрождения вновь стала чрезвычайно популярной. В ней побеждал знаменитый итальянский дуэт Фаусто Коппи – Джино Бартали, швейцарец Хуго Коблет, но трижды подряд Тур первым выиграл все же француз – Луи Бобе первенствовал в 1953 – 1955 годах. Еще один французский гонщик, легендарный Жак Анкетиль выиграл четыре «Больших петли» подряд в первой половине шестидесятых годов прошлого века, всего же в его активе пять чемпионских титулов.
Пятикратными триумфаторами «Тур де Франс» стали бельгиец Эдди Меркс (1969 — 1974), француз Бернар Ино (1978 — 1985) и испанец Мигель Индурайн (1991 — 1995). На рубеже тысячелетий американец Лэнс Армстронг одержал семь побед, однако позднее его титулы были аннулированы из-за признаний в употреблении допинга, и они не были переданы никому другому. На протяжении своей истории Тур неоднократно проходил за пределами Франции, в том числе в Бельгии, Нидерландах и Германии. С 1975 года «Большая петля» завершается на Елисейских полях в Париже и включает 21 этап в последние годы.
«Тур де Франс»
«Тур де Фра́нс» (франц. Le Tour de Fránce), одна из трёх крупнейших мужских многодневных велогонок в сезоне (наряду с «Вуэльтой» и «Джиро д’ Италия» ). Проводится с 1903 г. (с перерывами).
Протяжённость маршрута составляет от 2428 (1903) до 5745 (1926) км.
Жак Анкетиль – победитель «Тур де Франс» в генеральной классификации. 1961. Жак Анкетиль – победитель «Тур де Франс» в генеральной классификации. 1961. Первый победитель – М. Гарен (Франция, 1903). Наибольшее число побед (по 5) у Ж. Анкетиля (Франция, 1957, 1961–1964), Э. Меркса (Бельгия, 1969–1972, 1974), Б. Ино (Франция, 1978, 1979, 1981, 1982, 1985), М. Индурайна (Испания, 1991–1995).
7 раз выигрывал гонку Л. Армстронг (США, 1999–2005), который в 2012 г. был дисквалифицирован за применение допинга, его результаты аннулированы. В 2010 г. 2-е место занял российский велогонщик Д. Н. Меньшов (в 2014 результат аннулирован в связи с дисквалификацией спортсмена).
Велосипедная гонка проводится каждый год (за исключением времен двух мировых войн) на протяжении трех недель в июльские дни. В 1903 году она состояла из 6 этапов, сейчас же их количество увеличилось до 22. Тур проходит по территории Франции и соседних стран (таких как Италия, Испания, Швейцария, Бельгия, Люксембург, Германия и Нидерланды). Также некоторые этапы «Тур де Франс» имели место на Британских островах (в 1974 и 1994 годах).
Традиционно финиш гонки находится в Париже на Елисейских Полях. Трасса этого этапа изобилует многочисленными поворотами, гонщики преодолевают несколько раз круговую дистанцию, вдоль улиц располагаются толпы зрителей.
Финиш велогонки «Тур де Франс». В жёлтой футболке – Герайнт Томас. Елисейские поля, Париж. 2018. Финиш велогонки «Тур де Франс». В жёлтой футболке – Герайнт Томас. Елисейские поля, Париж. 2018.
Неофициальное название велогонки – «Большая петля» (франц. La Grande Boucle). «Тур де Франс» не является старейшей велогонкой Франции; до неё появились основанные в 1891 г. велогонки Париж – Брест – Париж (спонсировалась газетой Le Petit Journal ) и Бордо – Париж (проводилась по 2014).
Инициатором выступила газета L’Auto (редактор – А. Дегранж; впоследствии L’Équipe – крупнейшая ежедневная спортивная французская газета). Идея создания велогонки принадлежит журналисту L’Auto Ж. Лефевру, она была высказана им Дегранжу во время обеда в парижском «Кафе де Мадрид» 20 ноября 1902 г.
В велогонке 1903 года участвовали 60 велосипедистов, соревнующихся на трассах, соединяющих основные города Франции. Среди принимающих городов были Париж, Лион, Марсель, Тулуза, Бордо и Нант. Общая протяженность гонки составила 2428 км.
Успех гонки «Тур де Франс» стал большим успехом и для газеты L’Auto, число подписчиков выросло в 1903 г. с 25 до 65 тыс., в 1908 г. достигло 250 тыс., а во время «Тур де Франс» 1923 г. ежедневно продавалось около 500 тыс. экз. газеты. Её рекордный тираж был достигнут во время гонок 1933 г. – 854 тыс. экз. в день.
Ныне организатором «Тур де Франс» выступает «Общество Тур-де-Франс» – филиал Amaury Sport Organisation, который является частью медиахолдинга, включающего в том числе газету L’Équipe.
В течение гонки различные этапы имеют разный профиль и спецификацию (горные этапы, заезды с раздельным стартом, индивидуальные, командные и спринтерские этапы).
Спонсорская испанская команда «Мовистар Тим» – победитель велогонки «Тур де Франс» в командной классификации. 2015. Спонсорская испанская команда «Мовистар Тим» – победитель велогонки «Тур де Франс» в командной классификации. 2015. Ныне в «Тур де Франс» участвуют профессиональные команды, которые финансируются коммерческими спонсорами.
Первоначально «Тур де Франс» планировался как индивидуальное соревнование; деятельность команды в поддержку своего капитана была осуждена А. Дегранжем. Тем не менее, в 1920-х годах стало очевидно, что одиночным гонщикам трудно добраться до финиша, поэтому в 1930 году формат гонки изменили на командный. В команде состязались спортсмены из одной страны. В период с 1962 по 1966 год соревнования проводились среди спонсорских команд.
В 1967 и 1968 гг. команды снова формировались на основе гражданства спортсменов. В 1969 г. вернулись спонсорские команды.
Рекордсменом по победам среди национальных сборных является Франция (12 побед). Спонсорская испанская команда «Мовистар Тим» побеждала 7 раз.
В 2012 г. разгорелся один из крупнейших в мировом спорте допинговых скандалов, связанный с именем Л. Армстронга. Результаты гонок 1999–2005 гг. были отменены, новые победители не объявлены.
Помимо лидера общего зачёта по времени (жёлтая майка), в «Тур де Франс» существуют и другие номинации: лучший спринтер (майка зелёного цвета), лучший горный гонщик (белая майка в красный горошек), лучший молодой гонщик (белая майка).
Гонку «Тур де Франс» с 2007 года возглавляет К. Прюдомм.
Помимо основных состязаний с 2022 г. проводится женская велогонка.
Текущие спонсоры «Тур де Франс»: LCL, E.Leclerc, ŠKODA, Continental, Krys и др.
Победители «Тур де Франс» в генеральной классификации