Велосипедный спорт — это активная физическая дисциплина, включающая в себя разные виды гонок и соревнований на велосипедах. Он сочетает в себе аспекты физической подготовки, выносливости и мастерства управления, что делает его не только популярным среди спортсменов, но и доступным для любителей активного отдыха.
Помимо профессиональных соревнований, велосипедный спорт также способствует развитию культивирования здорового образа жизни и охраны окружающей среды. С каждым годом все больше людей выбирают велосипед как средство передвижения, что ведет к улучшению экологии и пропаганде активного образа жизни.
Всё о велоспорте — как он развивался и какие дисциплины включает
Данная статья предназначена для тех, кто стремится глубже узнать о велоспорте и выяснить, как хобби на велосипедах и первые соревнования стали основой для профессиональной деятельности, охватывающей свыше 70 различных дисциплин.
Первые гонки на велосипедах- Льеж — Бастонь — Льеж — стартовала в 1892 году. Первый вариант маршрута в 250 км проходил от Спа до Бастони и обратно. Из 33 участников того заезда до финиша добралось только 17;
- Классика Брюсселя — впервые эта гонка прошла 12 августа 1893 года. Маршрут между двумя столицами, Парижем и Брюсселем, составляет 397 км;
- Париж — Рубе — проводится с 1896 года. Далеко не все участники справляются с сочетанием булыжников и бездорожья на этом маршруте даже сегодня.
Позже начали устраивать гонки, продолжающиеся несколько дней. Наиболее знаменитая из них, Тур де Франс, была впервые организована в 1903 году.
Как сформировался профессиональный велоспорт


Велосипедная трасса Нео Фалирон и спортсмены из Франции Леон Фламан и Поль Массон
В первых гонках могли участвовать все желающие, кто мог себе позволить велосипед. Но постепенно оформилось разделение участников на профессионалов, любителей и новичков. Среди велосипедистов-любителей были проведены первые международные соревнования — Чемпионат 1893 года в Чикаго. Он включал в себя три программы — спринт, гонка с лидером и гонка на 10 миль.
Велосипедный спорт впервые был представлен на Олимпийских играх в современной эпохе, которые прошли в 1896 году. В Афинах был возведен велотрек «Нео Фалирон», где atletas соревнования за 5 комплектов медалей. Шестой комплект был установлен в ходе шоссейной гонки длиной 87 км по маршруту Афины — Марафон — Афины.
Создание Международного союза велосипедистов (UCI или УСИ) в 1900 году стало значимым этапом для продвижения велогонок как вида спорта. UCI начал стандартизировать правила различных дисциплин, организовывать чемпионаты мира и другие мероприятия. Впоследствии в рамках UCI образовалось две международные федерации, которые занимаются координацией любительского и профессионального велоспорта (ФИАК и ФИКП).
В мире профессионального велоспорта существует уникальная система ранжирования и награждения лидеров соревнований, представленная через цветные майки. В каждой гонке имеются свои стандарты цветовых обозначений. Например, в знаменитой многодневной гонке Джиро д’Италия гонщик, занявший первое место в общем зачете, получает розовую майку, а лидер спринтерской категории — сиреневую (цикламеновую). Гонщик, который набрал наибольшее количество очков в горной классификации, удостаивается синей майки.
Развитие велосипедного спорта в России
Увлечение велосипедами в конце 19 века не могло обойти стороной Российскую империю. В Петербурге и Москве появились велосипедные клубы, активно строились велотреки из дерева или цемента. Но несмотря на интерес к велотранспорту, ездить на нем в городах долгое время запрещал закон.
В 1891 году состоялись первые значительные соревнования под названием «Первый ездок России». Участники принимали участие в заезде по трассе, длиной 7,5 версты. Спустя три года прошел веломарафон от Москвы до Нижнего Новгорода, который сумели завершить лишь двое гонщиков. В 1895 году была организована не менее сложная гонка между Петербургом и Москвой.
Российские велосипедисты Выходили на международную арену. В 1896 году на чемпионате мира в Копенгагене гонщик Михаил Дьяков из Петербурга занял первые места в соревнованиях на 1 и 10 миль, а также стал вторым в гонке на 100 км.
В советский период велосипедный спорт приобрел большую популярность и стал массовым. С середины 20-х годов прошло множество соревнований и веломарафонов. В это время также была создана спортивная классификация для шоссе и трека, а также установлены нормативы для присвоения спортивных разрядов.
В 1952 году СССР вошел в УСИ, в этом же году советские гонщики впервые отправились на Олимпиаду. А уже через 8 лет Виктор Капитонов выиграл олимпийское золото в групповой гонке на шоссе.
Появление новых велосипедных дисциплин: маунтинбайка и BMX
В середине 20 века в США стали появляться клубы любителей кататься на велосипедах вне шоссе. Их участники адаптировали свои байки под условия бездорожья. Когда к этому движению подключились профессиональные инженеры, появился новый тип велосипеда — горный или маунтинбайк.
В 80-х количество поклонников экстремальной езды быстро росло и в 1990 году прошел первый Чемпионат мира по маунтинбайку, а с 1996 года дисциплина стала олимпийской. В этом направлении появилось множество стилей и отдельных дисциплин, у каждой из которых свои требования к оснащению велосипеда и особенностям трассы. Существует международная ассоциация горных велосипедистов — IMBA.
BMX стал зарождаться примерно в 60-е годы, когда подростки пытались подражать трюкам мотокроссменов на своих велосипедах с маленькими колесами. Долгое время это направление оставалось андеграундным. Первой официально признанной BMX дисциплиной стали гонки по трассам — Racing. В 2008 году эта дисциплина была добавлена в олимпийский зачет.
Велосипедный спорт это

Название «велосипед» произошло от двух латинских слов «velocis» — быстрый, скорый и «pes (pedis)» — стопа, что в дословном переводе на русский язык означает «быстрая стопа».
В России движущийся экипаж появился во второй половине ХVIII века. Первую самобеглую коляску изобрел крепостной крестьянин Леонтий Шамшуренков из деревни Большепольской Яранского уезда Казанской губернии.
В 1751 г. он обратился в сенат с описанием своего изобретения, а в 1752 г. по указу сената была построена «самобеглая коляска», которая приводилась в движение двумя людьми и развивала скорость до 15 км/час. Несколько позже идея создания самоходной коляски увлекла другого замечательного изобретателя И. П. Кулибина. Его знаменитая «самокатка» была построена в 1791 г. Это была трехколесная карета с сидением для двух пассажиров. За сидением помещался человек, приводивший ее в движение с помощью педалей.
К сожалению, в России в те времена не существовало патентного права, поэтому изобретения наших умельцев не получили мирового признания.
На Западе велосипед впервые появился в 1808 г. В Париже была сделана деревянная машина, состоящая из двух колес и стержня, человек сидел верхом на ней и мог двигаться только прямо, попеременно отталкиваясь от земли ногами. В 1817 г. Карл фон Дрейс получил патент в Германии на изобретение якобы «первого» в мире велосипеда. Его велосипед был сделан из дерева, имел управляемое переднее колесо, но еще без шатунов и педалей. Человек передвигался на нем, отталкиваясь ногами от земли, машину назвали «дрезиной».

Металлическая рама была внедрена на Западе только в 1839 году. С этого момента процесс усовершенствования велосипеда стал развиваться стремительно. В 1855 году появились тормоза, а в 1867 году англичанин Мадизон и американец Канельс разработали проволочные спицы. В 1869 году в Англии Трефц предложил фиксировать шатуны на каретке, в то время как другой изобретатель, Сержан, впервые оснастил велосипед цепной передачей.
В конце 1870-х годов появляются более совершенные и легкие велосипеды с колесами разной величины, названные «пауками». Настоящий переворот в совершенствовании велосипеда произошел в 1885 г., когда шотландским ветеринаром Денлопом была изобретена и применена полая пневматическая шина. В 1879 году Д. Старлей (Англия) модернизировал геометрию конструкции велосипедов.
Колёса были одинаковые, имели спицы, цепь шла на заднее колесо, три ведомые шестерни и переключатель. В России этот переключатель назывался «Супер Чемпион». Тем самым велосипед приобрёл почти современный вид.
В Москве первые велосипеды были замечены в начале 1860-х годов. Доподлинно известно, что, приблизительно, в 1865 г. самокат, изготовленный из железа местным кузнецом, появился в Останкине, в усадьбе графов Шереметевых.
В Санкт-Петербурге велосипеды появились еще в 1860 г. в аристократической среде. Это были примитивные двухколесные «костотрясы», изготовленные из дерева и металла, такое название они получили из-за жесткости колес и отсутствия амортизации. Катались на них только в закрытых манежах, езда по городу в то время была категорически запрещена.

Во второй половине ХIХ столетия в России стало стремительно увеличиваться число поклонников нового способа передвижения. В те годы велосипед стоил около 300-400 рублей, поэтому купить его могли лишь состоятельные люди: аристократы, промышленники и купцы.
Любители велосипедного спорта организовывались в кружки, клубы, общества, которые сыграли большую роль в становлении и развитии велосипедного спорта в России. В 1880 г. в Петербурге было создано первое общество велосипедистов, но устав Санкт-Петербургского общества велосипедистов – любителей (СПбОВЛ) был принят только 5 декабря 1884 года.
Московское общество велосипедистов — любителей (МОВЛ) было утверждено 31 марта 1884 г., организатором объединения и автором устава стал Юлий Иванович Блок, московский коммерсант, спортивный деятель и заядлый велосипедист. Второй значимой организацией велосипедистов Москвы был Клуб велосипедистов — любителей (МКВЛ), основанный 19 мая 1888 года.
Петербургские кружки и общества любителей велосипедного спорта вели острую спортивную конкуренцию с Московскими клубами и задавали тон в велосипедном спорте страны.
Первая велогонка в России на 1,5 версты состоялась 24 июля 1883 г. на ипподроме Московского общества охотников конского бега на Ходынском поле, собравшая около 25000 зрителей. Все спортсмены ехали на высоких велосипедах — «Пауках» по земляной утрамбованной дорожке без виражей. Победителем стал Ю. Блок с результатом 3 минуты 38 секунд.

Сначала гонки проходили на ипподромах и шоссейных дорогах. Позже, благодаря финансированию велосипедных обществ и крупных бизнесменов, были возведены специализированные циклодромы (треки). В 1891 году на Ходынском поле в Москве появился цементный трек, а к 1895 году многие города России уже обзавелись собственными циклодромами.
В истории развития русского велосипедного спорта большую роль сыграли всероссийские чемпионаты. Первый чемпионат прошел в 1891 г. на только что выстроенном циклодроме на дистанцию 7, 5 версты. Первым чемпионом России стал москвич Г. Девис, получивший звание «первого ездока России ». В 1893, 1894, 1895 гг. звание первого ездока России завоевал М. Дьяков из Петербурга.
В 1896 г. он выиграл гонку на чемпионате в Англии, в этом же году установил рекорд мира на дистанциях 2 и 5 миль и вплотную приблизил рекорд мира в гонке на 1 час к 40 км. В 1897 г. в Копенгагене на первенстве мира в гонках на 100 км с лидерами-квадруплетистами занял второе место. Это были первые успехи русских велосипедистов на мировой арене.
С конца первого десятилетия ХХ века группа молодых московских велосипедистов — Н. Струнников, Ф. Борисов, П. Степанов, инициировали создание новой спортивной организации любителей велосипедного спорта. Они с энтузиазмом проводили шоссейные гонки, по подписке собирали деньги на призы.

В 1917 г. в Туле был разыгран последний чемпионат старой России по треку, собравший всего несколько спортсменов. Звание Чемпиона завоевал москвич М. Бойтлер (Гарден). К концу года прекратили свою деятельность все клубы и общества Российской империи.
Революция 1917 года открыла трудящимся широкий доступ к занятиям всеми видами физических упражнений, в том числе и велосипедным спортом. Уже в 1918 г. состоялось Первенство Центральной России по треку в г. Туле. В этом же году была проведена гонка Москва — Тверь — Москва. В последующие три года в Туле разыгрывались первенства РСФСР в гонках по треку.
Впервые чемпионат СССР по велосипедному спорту был проведен в 1923 г. на московском ипподроме. В нем участвовали 80 велосипедистов из разных городов страны, первыми чемпионами СССР стали В. Ипполитов и Г. Козлов, тогда же чемпионат СССР на шоссе выиграл И. Лепетов. С 1924 г. в чемпионат СССР по треку был включен спринт для женщин, звание чемпионки СССР завоевала москвичка Б. Левинштадт.
Историческое постановление ЦК ВКП(б) от 13 июля 1925 г. «О развитии спорта в нашей стране» способствовало росту массовости и в велосипедном спорте, а также улучшению качества выпускаемых велосипедов. С каждым годом количество соревнований росло. В эти же годы была утверждена первая спортивная классификация по шоссе и треку, разработаны нормативы присвоения спортивных званий: мастер спорта, I II III спортивных разрядов.
C 1927 г. женщины стали принимать участие в гонках по шоссе, первой чемпионкой РСФСР на 10 км стала москвичка А. Граве.
В 1936 г. были созданы добровольные спортивные общества, которые имели особое значение в развитии велоспорта. Начиная с 1936 г., регулярно проводились первенства СССР по шоссе, кроссу и треку, велотуры по республикам. В августе 1937 г. был дан старт первой Всесоюзной многодневной велогонке. Её маршрут пролегал по РСФСР, УССР, БССР и составлял 2509 км. Победителем среди участников на гоночных велосипедах стал одессит М. Рыбальченко, а на дорожных В. Букреев.
В послевоенное время в мире велосипедного спорта произошли изменения в формате гонок. Если до войны акцент делался преимущественно на индивидуальные заезды, то позже наибольшую популярность приобрели групповые и командные состязания: улучшились навыки педалирования и управления велосипедом, а также увеличилась скорость.
Велосипедный спорт приобрел большую популярность и среди сельской молодежи. Одним из престижнейших состязаний в Европе считалась Велогонка Мира, которая впервые была проведена в 1948 г. по дорогам Польши, ГДР и Чехословакии. Наши спортсмены впервые участвовали в Велогонке Мира в 1954 г. Гонщики СССР семь раз выходили победителями в командном зачете — в 1956, 1958, 1959, 1961, 1962, 1965, и 1966 гг.
Впервые велосипедисты нашей страны приняли участие в Олимпийских играх 1912 г. До этого в декабре 1910 г. по инициативе спортсменов Петербурга состоялось совещание представителей петербургских и московских обществ, на котором был создан оргкомитет по подготовке русских велосипедистов к Олимпийским играм в Стокгольме. В мае 1912 г. на шоссе под Ригой в соревнованиях на 315 верст были отобраны 12 велосипедистов в сборную команду России для участия в Играх. Но дебют русских велосипедистов был неудачным.
Долгие годы наши спортсмены были лишены возможности состязаться на Олимпийских играх. Лишь в апреле 1951 года был создан Олимпийский комитет СССР, положивший начало Олимпийскому движению в нашей стране. Дальнейшему развитию велосипедного спорта в нашей стране способствовало решение об участии советских спортсменов в Олимпийских Играх 1952 г. в г. Хельсинки.
Первая большая победа на Олимпиадах связана с именем заслуженного мастера спорта СССР Виктора Арсеньевича Капитонова. На Играх 1960 г. в условиях сильнейшей жары он выиграл олимпийское золото в групповой гонке на шоссе. На этой же Олимпиаде, Р. Варгашкин был третьим в гонке на 1 км с места, а В. Леонов и Б. Васильев завоевали бронзовые медали в гонке на тандемах.
В 1900 г. был основан Международный союз велосипедистов (фр. Union Cycliste Internationale, UCI), который является одним из старейших международных спортивных объединений. На конгрессе в Сан-Себастьяне в 1965 г. в составе UCI образовалось две независимые федерации: Международная любительская федерация велосипедного спорта (FIAC) и Международная федерация профессионального велосипедного спорта (FICP).
В 1952 г. Федерация велоспорта СССР была принята в Международный союз велосипедистов. В том же году председатель Федерации велоспорта СССР А. Куприянов был избран членом руководящего комитета UCI, в 1965 г. его избрали вице-президентом, и занимал он этот пост до 1977 г. В 1977 г. на конгрессе UCI председатель Федерации велосипедного спорта СССР В. С. Сысоев абсолютным большинством голосов был избран вице — президентом Международной федерации велосипедистов – любителей (FIAC), а в 1982 г. — стал президентом FIAC. Начиная с 1992 г., деление UCI на любительскую и профессиональную федерации было признано нецелесообразным и был создан единый руководящий орган UCI. На данный момент UCI объединяет 174 Национальные федерации, а руководителем UCI является Давид Лапартьен.
Еще в 1968 г. конгресс UCI обратился в Международный Олимпийский комитет с просьбой включить женский велоспорт в программу Олимпийских игр. И только в 1980 г. женщинам разрешили выступать на Олимпиаде в гонках на шоссе, но это случилось лишь в 1984 г. на Играх в Лос-Анджелесе. С 1988 г. женщины получили право состязаться на Олимпийских Играх в спринте и гонке преследования на треке.
ФВСР благодарит за предоставленные материалы «Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма (ГЦОЛИФК)». При создании статьи был использован материал Ковылин М.М., Недоцук, Ю.И., Семенов С.В., Казаков А.Ю., Максимова В.М. Основы велосипедного спорта // Учебное пособие М., 2013. С. 4-19. и Веломузей Андрея Мятиева.
ФВСР является официально уполномоченным управляющим органом для всех дисциплин велосипедного спорта на территории РФ
Виды и дисциплины велоспорта
Велосипедный спорт, подобно своим циклическим сородичам (бегу и лыжным гонкам), требует от атлетов максимальной скорости при выполнении определенного маршрута. Наиболее распространенные дисциплины велоспорта – это шоссейные соревнования, кросс-кантри и трековые гонки.
А слышали ли вы когда-нибудь о фигурной езде или велополо? После прочтения нашего материала вы поймёте, насколько же многогранен велосипедный спорт.
История велоспорта
«Машина для бега» – так назывался самый первый велосипед, изобретённый в 1817 году немецким профессором Карлом фон Дрезом. Но оставшаяся на страницах истории первая в мире велосипедная гонка состоялась только полвека спустя: 31 мая 1868 года в парке пригорода Парижа Сен-Клу участники соревновались на дистанции 2000 м.
Спустя два года на территории Франции между Руаном и Парижем стартовала первая длительная шоссейная гонка на 120 км, которая считается прародительницей бреветов (несоревновательных веломарафонов). В то время гонщики ездили на тяжёлых деревянных велосипедах, и средняя скорость победителя была равна 11 км/ч.

К концу 19 века популярными становятся многодневные гонки. Самая известная из них – 1200-километровая гонка «Париж-Брест-Париж», впервые прошедшая в 1891 году. Сейчас это самый известный бревет, но до 1951 года он был соревнованием среди профессиональных велогонщиков.
К слову, российский велоспорт начал писать свою историю тоже с конца 19-го века. Именно в 1891 году впервые состоялся Всероссийский чемпионат на дистанцию 7,5 вёрст (8 км).
А вот спустя три года состоялся первый веломарафон из Москвы в Нижний Новгород. Правда, дороги того времени были так плохи, что до финиша добрались только два участника.
В программе Олимпийских игр велоспорт присутствует с самого начала – с 1896 года. Причём чемпионат мира на шоссе прошел гораздо позже – только в 1921 году в Копенгагене.
Надо заметить, что вплоть до 1996 года велоспорт был мужским видом спорта на Олимпийских играх, но на мировых чемпионатах женщины появились раньше, уже с 1958 года.
Виды и дисциплины в велоспорте
Как было отмечено в начале статьи, велоспорт многогранен и, помимо гонок на шоссе и треке, включает в себя даунхилл, фигурную езду и даже игру в мяч на велосипедах. Но надо сказать, что и те же шоссейные гонки не ограничиваются лишь групповой гонкой и индивидуальной гонкой на время.
Загрузите планы тренировок для марафона и полумарафона, начните свою подготовку прямо сейчас!
Шоссейный велоспорт
Это самый популярный вид в велосипедном спорте и та основа, с которой велоспорт вообще начинался.
Гонки на шоссе бывают групповыми и индивидуальными: в таком виде шоссе представлено в программе Олимпийских игр. В групповой гонке все участники стартуют в одно время и могут ехать расстояние вплоть до 200 км. Здесь работает не только сила и выносливость, но и тактика: командная либо же индивидуальная.
Индивидуальная гонка на время – это гонка с раздельным стартом. Вот тут уже нет речи о тактике: только личная способность крутить педали так мощно, как это возможно.
В рамках чемпионатов, первенств и коммерческих стартов спортсмены выступают и в других видах:
- Критериум – кольцевая гонка с промежуточными финишами на определённых кругах. Выигранный финиш приносит призовые очки, и в данном виде победителем становится тот, кто набрал наибольшее количество очков.
- Командная гонка – то же, что и гонка с раздельным стартом, но уже в составе команды от 4 до 6 человек. Задача: финишировать первыми, финиш засчитывается по последнему участнику команды.
- Парная гонка – гонка с раздельным стартом, но не индивидуально, а парами.
- Многодневная гонка – гонка продолжительностью не менее двух дней. В каждый из дней нужно проехать заданную дистанцию, двигаясь в группе. На разных этапах победители могут меняться, но победителем всей многодневки станет тот, кто преодолел все этапы за наименьшее время.
- Гонка в гору – то же, что и индивидуальная гонка на время, но с отличием в виде постоянного подъёма в гору на протяжении 10-15 км.
Трековый велоспорт
Дерево вместо асфальта, движение по кругу вместо прямой – вот первое, на что обратит внимание человек, незнакомый с велосипедным спортом. В гонках на треке используется модифицированный шоссейный велосипед с одной фиксированной передачей и без тормозов. И, пожалуй, трек – самый медалеёмкий вид.
Гонки на велотреке бывают следующих типов:
- Спринт – заезд на расстояние в 2-3 круга. Проводится в несколько этапов с участием в каждом до четырёх гонщиков. В финал выходят победители каждого конкретного заезда.
- Командный спринт – тоже короткая гонка, но уже с участием команд, состоящих из трёх спортсменов. После старта первый гонщик помогает команде развить скорость, выбывая по окончании круга. С ним же покидает трассу второй гонщик, а задача третьего участника – не потерять набранный ход, потому что время всей команды зависит от его финиша.
- Гонка по очкам – массовая гонка с одновременным стартом и промежуточными финишами на кругах.
- Гонка на выбывание – в этом состязании участник, пересекающий линию очередного промежуточного финиша последним, выбывает из гонки.
- Индивидуальная гонка преследования – гонка с одновременным стартом двух человек, стартующих с противоположных сторон трека.
- Командная гонка преследования – аналогична индивидуальной, но с той разницей, что с противоположных сторон трека стартуют уже команды, состоящие из 4х спортсменов. Гонка тяжела тем, что здесь необходимо взаимодействие в команде для достижения результата.
- Мэдисон – парная гонка, в которой напарники поочерёдно сменяют друг друга до момента промежуточного финиша с начислением очков. То есть соревнование между гонщиками начинается только перед промежуточным финишем каждые 20 кругов.
- Скрэтч – групповая гонка с одновременным стартом не более 24 человек. Интересна тем, что здесь из гонки выбывает отставший на один круг участник, а вот в обратном случае, когда один из велосипедистов обгонит всех на один круг, он автоматически станет победителем.
- Гит – индивидуальный заезд на время на 1 км, 500 м и 200 м. Старт бывает с места и с ходу.
- Кейрин – гонка за мотоциклом, который, впрочем, нельзя обгонять. За 2,5 круга до финиша мотоцикл покидает полотно, и вот тут уже спортсмены показывают всё, на что они способны. Победитель, разумеется, тот, кто первым окажется на финише.
- Омниум – трековое многоборье. В омниум включены 4 дисциплины, в которых спортсмены соревнуются в один день. Многоборье состоит из скрэтча, темповой гонки, гонки на выбывание и гонки по очкам.
Велокросс
В велокроссе (или, по-другому, в циклокроссе) используется похожий на шоссейник велосипед, но с отличием в широкой и зубастой резине, как того требует трасса по пересечённой местности с включением грязевых участков.
На трассе спортсменов ожидают естественные и искусственные препятствия, поэтому довольно часто гонщики спешиваются и преодолевают препятствия с велосипедом на плече.
С видами тут всё просто:
- Групповая гонка
- Гонка с индивидуальным стартом
Горный велоспорт (Маунтинбайк)
Горные велосипеды, известные также как маунтинбайки (МТБ), завоевали популярность среди различных категорий людей. Тем не менее, в профессиональном спортe горный велоспорт значительно менее развит по сравнению с шоссейными и трековыми гонками.
В соответствии с ландшафтом в горном велоспорте используются разные по конструкции велосипеды, но для обывателя, впрочем, отличия будут заметны не сразу.
Можно подумать, что циклокросс и МТБ, как гонки, не имеют отличий, однако если взглянуть на трассу профессиональной горной велогонки, можно усомниться, проедет ли здесь велосипед вообще. Трамплины, каменные и скальные участки – часть всего того, что ждет маунтинбайкеров.
Кросс-кантри XC – наиболее популярное направление в горном велоспорте и, если так можно сказать, самое безопасное. Этот вид первым из МТБ стал частью Олимпийских игр, что случилось в 1996 году.
- Олимпийский кросс-кантри (ХСО) – гонка продолжительностью примерно 1-2 часа по кольцевой трассе (рекомендуемая длина круга 4-6 км). ХСО – единственная дисциплина маунтинбайка, включенная в Олимпийские игры.
- Марафонский кросс-кантри (XCM) – длинная гонка на 2-8 часов (60-120 км) без повторения точек дистанции. В этом виде сложность трассы необязательное условие.
- Гонка на время (XCT) – индивидуальный заезд так же, как и в шоссейном велоспорте.
- Кросс-кантри по короткой кольцевой трассе (XCC) – критериум на 10-15 км с разыгрыванием промежуточных финишей.
- Спринт с выбыванием (элиминатор, ХСЕ) – короткая гонка по малой кольцевой трассе (500-1000 м) в несколько этапов.
- Гонка от одного пункта до другого (XCP) – как понятно из названия, в этой гонке участники стартуют в одном месте, а финишируют в другом. Протяжённость трассы обычно составляет от 25 до 60 км.
Даунхилл – скоростной спуск по максимально сложному рельефу с естественными и искусственными препятствиями. Продолжительность такой гонки составляет не более 5 минут, а расстояние – не более 3,5 км.
Ошеломительный даунхилл “от первого лица”
Апхилл – дисциплина, противоположная даунхиллу. Задача гонщиков состоит в том, чтобы показать лучший результат на скоростном подъёме.
4-кросс (4X) – гонка, похожая на трековый спринт. Старт даётся одновременно для 4-х велосипедистов. На следующий этап попадает победитель каждого из промежуточных заездов.
Трасса кросса сложна, так что из-за этого, а ещё из-за одновременного старта с возможным контактом участников по ходу гонки, 4X – одно из самых травмоопасных направлений велоспорта. Вся гонка длится от 30 до 60 секунд.
Фрирайд, хотя и имеет технические сходства с даунхиллом, акцентирует внимание не на скорости, а на экстриме и зрелищности, которые он предлагает.
Параллельный слалом – как и в лыжном спорте, в слаломе спортсмены стартуют со склона горы, преодолевая препятствия. Из слова «параллельный» ясно, что для гонщиков созданы две аналогичные трассы и победит тот, кто быстрее других окажется внизу.
BMX
Велосипед BMX (расшифровывается как Bicycle Motocross, а переводится как велосипедный мотокросс) не спутать ни с каким другим. Колеса диаметром 20 дюймов, низкое седло, маленькая рама.
И хотя в России BMX всё ещё воспринимается как экстремальное увлечение подростков, с 2008 года направление представлено на Олимпийских играх.
Такой велосипед предназначен не для длительной быстрой поездки, но для выполнения трюков и скоростной езды по искусственно усложнённым трассам:
- BMX-рейс – классическая гонка по извилистой трассе без выполнения трюков.
- Гонка на время – старт даётся отдельно для каждого участника, побеждает тот, кто покажет наименьшее время прохождения дистанции.
- BMX-верт – гонка в рампе (сооружение, похожее на разрезанную пополам трубу). Суть такова: спортсмен разгоняется с одного конца рампы, заезжает на другой конец трубы и, вылетая из неё, должен выполнить в воздухе различные трюки. Оценивается оригинальность трюков, их сложность и точность исполнения.
- BMX-дёрт – гонка с выполнением трюков в воздухе и с преодолением трамплинов.
- Флэтленд – выполнение трюков на ровной поверхности, например, вращение на одном колесе. Главное условие – нельзя касаться земли частями тела.
Верт, дёрт и флэтленд часто объединяют под одним названием «фристайл».
Велоспорт в помещении
Велоспорт в помещении, который скрывает под своим наименованием художественный велоспорт и велобол, наравне с шоссейным и горным признан Международным союзом велосипедистов (UCI). Это значит, что ежегодно формируется календарь соревнований, проводятся чемпионаты и кубки мира. На сегодня вид наиболее популярен в Германии.
- Художественный велоспорт – фигурное катание на велосипеде, где спортсмены показывают номер под музыкальное сопровождение, а судьи присуждают оценки за качество исполнения.
- Велобол – исключительно мужская дисциплина. В матче соревнуются две команды по два игрока в каждой. По мячу ударяют передним или задним колесом. Цель, как и в футболе, – забить мяч в ворота команды соперника.
Как проходят чемпионаты мира по велоспорту
На международной арене за соревнования отвечает Международный союз велосипедистов (UCI) со штаб-квартирой в Швейцарии. На уровне стран за развитие велоспорта отвечают национальные организации, как, например, в нашей стране Федерация велосипедного спорта России.
Чемпионаты мира по велоспорту (UCI) проводятся ежегодно с новой страной на каждый год, но, если говорить о частях света, то центр велосипедной жизни – это Европа, и именно европейским странам выпадает честь проводить у себя ЧМ. На весь последующий год победителю ЧМ даётся право выступать в белой майке с цветными полосами на груди, так называемой «радужной майке».
Этап на выбывание – это один из элементов мужского омниума на чемпионате мира 2016 года
Разумеется, чемпионы выявляются в каждом из многочисленных видов велоспорта. Так, мировые первенства бывают не только на шоссе или треке, но и по велокроссу, BMX, маунтинбайку и т.п.
В нашей стране Федерация велосипедного спорта России проводит национальные чемпионаты на шоссе, треке, в горном велоспорте и BMX.
Чемпионат России по шоссейному велоспорту проводится в дисциплинах:
- Критериум
- Многодневная гонка
- Индивидуальная гонка
- Групповая гонка
- Смешанная эстафета
- Командная гонка
- Парная гонка
- Индивидуальная гонка на время в гору
Чемпионат России по велоспорту на треке проводится в дисциплинах:
- Гит с ходу 1000 м (мужчины), 500 м (женщины)
- Командная гонка преследования 3 км
- Мэдисон
- Командный спринт
- Спринт
- Кейрин
- Гит с места 1000 м (мужчины)
- Командная гонка преследования 4 км
- Омниум
- Индивидуальная гонка преследования 4 км (мужчины), 3 км (женщины)
Чемпионат России по горному велоспорту проводится в дисциплинах:
- Олимпийский кросс-кантри
- Марафонский кросс-кантри
- Гонка в гору
- Критериум
- Элиминатор
- Эстафета
Чемпионат России по BMX проводится в дисциплинах:
- Гонка на время
- BMX-рейс
- Фристайл
Велоспорт как часть других видов
Велогонки можно встретить и в других видах спорта. Первое, что приходит на ум, – это, конечно, триатлон. В семействе триатлона велоэтапы включены в дуатлон (бег-велосипед-бег), зимний триатлон (бег-горный велосипед-лыжи), аквабайк (плавание-велосипед).
Спортивное ориентирование также не могло обойти использование велосипеда в своих дисциплинах, так что ориентирование на велосипеде, наряду с ориентированием на лыжах и бегом, занимает свою нишу в этом прикладном виде спорта.
Немногим известно, но велогонка есть и в альпинизме, а точнее, в беговом виде альпинистского спорта – скайраннинге. Среди типов скай-гонок есть высотный дуатлон – SkyBike. В рамках такой гонки спортсмены не только преодолевают вертикальный километр или же другой короткий высотный забег, но ещё и едут затем на горном велосипеде.
В скайраннинге проходит командное соревнование на длительные расстояния SkyRaid, в ходе которого участники могут сочетать бег с велоспортом, лыжными гонками и скалолазанием.
Тур де Франс – самая популярная велогонка
Le Tour de France, неофициально именуемая «Большая петля», – старейшая и самая авторитетная многодневная велосипедная гонка, проводимая с 1903 года. В 2020 году событие состоялось, несмотря на пандемию коронавируса, в 107-й раз (однако даты проведения были сдвинуты).
Изначально Тур де Франс является рекламным проектом французской газеты L’Auto. Тогда, в конце 19-го века, L’Auto в конкуренции проигрывала другому французскому изданию Le Velo. И вот в поисках решения, способного повысить продажи газеты, редакция увидела его в проведении многодневной велогонки, потому что однодневные гонки показали себя эффективным инструментом продаж.
Первый Тур де Франс состоял из 6 этапов (2500 км) и собрал 60 спортсменов. Редакция не прогадала: число подписчиков издания выросло с 25 тысяч до 65 тысяч человек.
Ежегодно точка старта и маршрут гонки меняются, чтобы дать возможность жителям разных регионов Франции увидеть событие мирового масштаба вживую, но неизменным остаётся финиш на Елисейских полях в Париже. На официальном сайте многодневки заранее публикуется запланированный маршрут с профилем высот, ведь трасса гонки в первую очередь интересна огромными наборами высоты.
Лучшие моменты Тур де Франс 2019
Знаете, сколько километров проезжают гонщики в рамках Тур де Франс? От 3 до 4 тысяч км, поделённых на 21 этап! То есть средняя протяжённость одного этапа не меньше 140 км.
И поскольку гонка поделена на условные отрезки, победитель определяется по суммарному времени, которое должно быть наименьшим среди всех гонщиков. Таким образом, не выигрывая ни одного этапа, можно всё-таки стать победителем всего тура, прибывая на финиш в первых рядах.
Заметная особенность Тур де Франс – призовые майки, символизирующие достижения того или иного гонщика.
- Жёлтая майка выдаётся лидеру многодневки, у которого на данный момент лучшее время.
- Зелёную майку носит лучший спринтер.
- Гороховая майка идентифицирует лучшего горного гонщика.
- Белую майку надевает лучший молодой гонщик, возраст которого меньше 25 лет.
- Наконец, самому агрессивному гонщику присуждают специальный белый номер на красном фоне.
Гонщики команд не представляют свои национальные сборные. Например, участники Тур де Франс 2020 года, российские спортсмены Ильнур Закарин (CCC Team) и Павел Сиваков (INEOS Grenadier), выступают за польскую и британскую команды соответственно. Ранее в Туре участвовали российские команды «Катюша» и «Тинькофф», хотя в них также были иностранные гонщики, но в настоящее время они уже не существуют.
Если же каждый гонщик едет на отдельном велосипеде, то почему они разбиты на команды? Профессиональный велоспорт – это командный вид спорта, где все участники собраны для помощи какому-либо гонщику для победы в одном или нескольких этапах.
Например, из более чем 160 участников Тур де Франс на подиум нацелены не более 15-ти человек. Все остальные участники команд помогают лидеру в этом: прикрывают его от ветра, реагируют на атаки соперников, забирают призовые места в протоколе на отдельных этапах, раздёргивают пелотон.
Велогонки для любителей
Если самые престижные и авторитетные забеги, а также лыжные марафоны открыты для всех желающих любителей, то в велоспорте такого нет.
Всемирно известные велогонки Париж-Рубэ, Тур де Франс, Джиро д’Италия, Тур Фландрии – доступны для участия только профессиональным командам. На них не сможет заявиться даже профессиональный спортсмен из сборной, если у него нет контракта с той или иной командой.
Тем не менее в мире, а особенно в Европе, существует достаточно легендарных, красивых и массовых велосипедных гонок. Выбирайте гонку по душе и присоединяйтесь к многочисленному сообществу велосипедистов!




