Велоспорт — это активный вид спорта, который включает в себя соревнования на велосипедах и прогулки на них. Он сочетает физическую нагрузку, скорость и стратегию, что делает его популярным как среди профессионалов, так и для любителей. Велоспорт развивает выносливость, силы и координацию, а также способствует активному отдыху на свежем воздухе.
Существуют различные дисциплины велоспорта, включая шоссе, маунтинбайк и BMX, каждая из которых имеет свои особенности и требования к технике. Велоспорт также играет важную роль в экологии, поскольку он является экологически чистым и эффективным способом передвижения по городу.
Всё о велоспорте — как он развивался и какие дисциплины включает
Это статья для тех, кто хочет поближе познакомиться с миром велоспорта и понять, как увлечение велосипедами и первые гонки на них переросли в профессиональный спорт, который включает в себя более 70 отдельных дисциплин.
Первые гонки на велосипедах
- Льеж — Бастонь — Льеж — стартовала в 1892 году. Первый вариант маршрута в 250 км проходил от Спа до Бастони и обратно. Из 33 участников того заезда до финиша добралось только 17;
- Классика Брюсселя — впервые эта гонка прошла 12 августа 1893 года. Маршрут между двумя столицами, Парижем и Брюсселем, составляет 397 км;
- Париж — Рубе — проводится с 1896 года. Далеко не все участники справляются с сочетанием булыжников и бездорожья на этом маршруте даже сегодня.
Чуть позже стали организовывать многодневные гонки. Самая известная из них, Тур де Франс, впервые была проведена в 1903 году.
Как сформировался профессиональный велоспорт


Велотрек Нео Фалирон и гонщики из Франции Леон Фламан и Поль Массон
В первых гонках могли участвовать все желающие, кто мог себе позволить велосипед. Но постепенно оформилось разделение участников на профессионалов, любителей и новичков. Среди велосипедистов-любителей были проведены первые международные соревнования — Чемпионат 1893 года в Чикаго. Он включал в себя три программы — спринт, гонка с лидером и гонка на 10 миль.
Велоспорт был представлен на первых в современной истории Олимпийских играх, которые проводились в 1896 году. Тогда в Афинах был построен велотрек «Нео Фалирон», на котором разыграли 5 комплектов медалей. Шестой комплект был разыгран в шоссейной гонке на 87 км по маршруту Афины — Марафон — Афины.
Важным шагом для развития велогонок как спорта, стало создание в 1900 году Международного союза велосипедистов (UCI или УСИ). UCI стал регламентировать правила отдельных дисциплин, организовывать чемпионаты мира и другие соревнования. Позже внутри UCI появились две международные федерации, координирующие любительский и профессиональный велоспорт (ФИАК и ФИКП).
В профессиональном велоспорте сложилась особая система классификации и поощрения лидеров гонки. Это цветные майки. В каждой гонке приняты свои цвета, например, в многодневной Джиро д’Италия лидер генеральной квалификации получает розовую майку, лидер спринтерского зачета — сиреневую (цикламеновую), а гонщик, получивщий наибольшее количество очков в горной классификации — синюю майку.
Развитие велосипедного спорта в России
Увлечение велосипедами в конце 19 века не могло обойти стороной Российскую империю. В Петербурге и Москве появились велосипедные клубы, активно строились велотреки из дерева или цемента. Но несмотря на интерес к велотранспорту, ездить на нем в городах долгое время запрещал закон.
В 1891 году были организованы первые крупные соревнования под названием «Первый ездок России». Гонщики участвовали в заезде по треку, протяженностью 7,5 версты. А через три года состоялся веломарафон от Москвы до Нижнего Новгорода. Добраться до конца этого маршрута смогли только двое участников. В 1895 году была проведена не менее сложная гонка Петербург — Москва.
Российские велосипедисты участвовали и в международных соревнованиях. В 1896 году на первенстве мира в Копенгагене гонщик Михаил Дьяков из Петербурга занял первые места в гонках на 1 и 10 миль и второе место в лидерской гонке на 100 км.
В советское время велосипедный спорт стал более массовым и популярным. С середины 20-х годов проводилось множество соревнований и веломарафонов. Тогда же была разработана спортивная классификация по шоссе и треку, нормативы присвоения спортивных разрядов.
В 1952 году СССР вошел в УСИ, в этом же году советские гонщики впервые отправились на Олимпиаду. А уже через 8 лет Виктор Капитонов выиграл олимпийское золото в групповой гонке на шоссе.
Появление новых велосипедных дисциплин: маунтинбайка и BMX
В середине 20 века в США стали появляться клубы любителей кататься на велосипедах вне шоссе. Их участники адаптировали свои байки под условия бездорожья. Когда к этому движению подключились профессиональные инженеры, появился новый тип велосипеда — горный или маунтинбайк.
В 80-х количество поклонников экстремальной езды быстро росло и в 1990 году прошел первый Чемпионат мира по маунтинбайку, а с 1996 года дисциплина стала олимпийской. В этом направлении появилось множество стилей и отдельных дисциплин, у каждой из которых свои требования к оснащению велосипеда и особенностям трассы. Существует международная ассоциация горных велосипедистов — IMBA.
BMX стал зарождаться примерно в 60-е годы, когда подростки пытались подражать трюкам мотокроссменов на своих велосипедах с маленькими колесами. Долгое время это направление оставалось андеграундным. Первой официально признанной BMX дисциплиной стали гонки по трассам — Racing. В 2008 году эта дисциплина была добавлена в олимпийский зачет.
История велоспорта
История велоспорта — это рассказ о трансформации простого изобретения в символ скорости, выносливости и спортивного мастерства. От парижских аллей до олимпийских треков, велосипеды и их водители продолжают вдохновлять миллионы людей на занятия спортом, улучшая свое здоровье и дух соперничества. С каждым махом педали велоспорт не только преодолевает расстояния, но и стирает границы, объединяя людей разных наций и культур. Рассмотрим данный летний вид спорта более подробно.
Появление и развитие

Велосипед, сочетание латинских слов velox (быстрый) и pes (нога), олицетворяет эволюцию передвижения и спорта. Созданный для быстрого перемещения на дальние расстояния, велосипед превратился из простого транспортного средства в инструмент для активного отдыха и профессиональных спортивных соревнований. Со временем он эволюционировал от деревянных конструкций до современных многофункциональных моделей, включая дорожные, складные, спортивные, и даже специализированные, такие как велоколяски и цирковые велосипеды.
Создание велодромов, произошедшее от сочетания слов «велосипед» и греческого «dromos» (бег, место для бега), дало начало новому виду спортивных сооружений, специально предназначенных для велосипедных соревнований. Эти арены, оснащенные треками и трибунами, стали местом жарких сражений на педалях, где спортсмены демонстрируют свои навыки и скорость.
Первое значительное международное соревнование прошло в 1869 году во Франции. С тех пор велоспорт стал неотъемлемой частью Олимпийских игр, начиная с 1896 года. Сначала только мужчины могли участвовать в этих соревнованиях, но к 1984 году и женщины получили право соревноваться в шоссейных гонках, а к 1988 — и на треке. С 1996 года программы соревнований обогатились новыми дисциплинами, включая индивидуальные гонки на шоссе и кросс-кантри на маунтинбайках.
С 1893 года проводятся чемпионаты мира по трековым гонкам, а с 1921 — по шоссейным. Велоспорт преобразился, превратившись в мировое движение с созданием Международного союза велосипедистов (UCI) в 1900 году, объединившего спортсменов и энтузиастов со всего мира. Разделение на любительские и профессиональные федерации в 1993 году сменилось единым органом управления, что стало символом глобализации и унификации этого вида спорта.
Велоспорт в России
История российского велоспорта начинается с 1751 года, когда крепостной крестьянин Леонтий Шамшуренков создал первую самобеглую коляску. Это изобретение демонстрирует раннее стремление россиян к механическому передвижению, которое могло бы облегчить труд человека. В след за ним шагнул и И. П. Кулибин, создавший в 1791 году трехколесную карету, приводимую в движение с помощью педалей. Эти ранние разработки, хоть и не получили мирового признания из-за отсутствия патентного права в России, положили начало интереса к самоходным машинам.
Велосипеды в России стали замечать с начала 1860-х годов, особенно после того как в 1865 году в Останкине появился самокат из железа. Но широкая популярность этого вида транспорта начала набирать обороты во второй половине XIX века, когда велосипеды, стоившие 300-400 рублей, стали доступны только состоятельным слоям общества.
В 1880 году в Петербурге было создано первое общество велосипедистов. Вскоре, к 1884 году, Московское и Петербургское общества велосипедистов оформили свои уставы, что способствовало дальнейшему развитию и популяризации велоспорта. Организованные клубы и общества начали проводить соревнования, первая из которых состоялась в 1883 году на Ходынском поле в Москве, привлекла огромное количество зрителей.
С началом XX века велоспорт стал частью массовой культуры. В 1891 году в Москве был построен первый цементный трек, а к 1895 году по всей России уже функционировали циклодромы. Это дало толчок к развитию велогонок, как на треке, так и на шоссе. Первый всероссийский чемпионат прошел в 1891 году и заложил основу для международных успехов русских велосипедистов.
Российские велосипедисты начали принимать участие в международных соревнованиях в конце XIX века. Наибольшими успехами стали победы на чемпионатах мира и участие в Олимпийских играх, начиная с 1912 года. После революции 1917 года велосипедный спорт стал доступен широким массам, что способствовало его дальнейшему развитию и популярности.
Виды велоспорта
Велоспорт разнообразен и включает в себя множество дисциплин, каждая из которых имеет свои уникальные правила и особенности:
- Шоссейный велоспорт — наиболее популярный вид, включает групповые гонки и индивидуальные гонки на время. Групповая гонка включает массовый старт, где тактика и командная работа играют ключевую роль. Индивидуальная гонка на время требует максимальной концентрации и физической выносливости, так как спортсмены стартуют поодиночке.
- Трековый велоспорт — проводится на велодроме с использованием специализированных велосипедов. Включает множество гонок, таких как спринт, командный спринт, гонка на выбывание, и индивидуальная гонка преследования.
- Велокросс (циклокросс) — гонка по пересеченной местности с преодолением препятствий, где спортсмены иногда несут свои велосипеды.
- Горный велоспорт (Маунтинбайк) — включает кросс-кантри, даунхилл, и марафонский кросс-кантри. Эти гонки проводятся по сложным горным трассам с различными препятствиями.
- BMX — олимпийский вид спорта, где спортсмены выполняют трюки и участвуют в гонках на специальных коротких трассах.
- Велоспорт в помещении — включает художественный велоспорт и велобол, где спортсмены демонстрируют свою технику и умение управлять велосипедом в условиях ограниченного пространства.
Каждый вид требует от спортсменов развития специфических навыков и стратегий для успешного выступления на соревнованиях.
Преимущества велоспорта
Велоспорт привносит значительные преимущества не только для физического, но и для ментального здоровья. Регулярная езда на велосипеде улучшает сердечно-сосудистую систему, повышает общую физическую выносливость и способствует контролю веса. Это также отличный способ снять стресс и бороться с депрессией благодаря улучшению настроения и уменьшению тревожности, которые часто сопровождают физическую активность.
Велоспорт особенно ценен тем, что доступен людям всех возрастных групп и физической подготовки. Он не требует дорогостоящего оборудования или членства в фитнес-клубах и может практиковаться в разнообразных локациях — от городских улиц до сельских троп и горных маршрутов.
Социальный аспект велоспорта также значителен. Групповые поездки и велосипедные клубы предоставляют возможность для общения, налаживания новых контактов и даже развития общественной жизни. Велосипед как средство передвижения также способствует уменьшению экологического воздействия на окружающую среду, снижая уровень выбросов CO2 по сравнению с автомобильным транспортом, что делает его привлекательным выбором для экологически осознанных граждан.
Таким образом, велоспорт представляет собой доступную, полезную и экологически ответственную активность, которая приносит пользу как на индивидуальном, так и на общественном уровне.







Велоспорт это кратко

Название «велосипед» произошло от двух латинских слов «velocis» — быстрый, скорый и «pes (pedis)» — стопа, что в дословном переводе на русский язык означает «быстрая стопа».
В России движущийся экипаж появился во второй половине ХVIII века. Первую самобеглую коляску изобрел крепостной крестьянин Леонтий Шамшуренков из деревни Большепольской Яранского уезда Казанской губернии.
В 1751 г. он обратился в сенат с описанием своего изобретения, а в 1752 г. по указу сената была построена «самобеглая коляска», которая приводилась в движение двумя людьми и развивала скорость до 15 км/час. Несколько позже идея создания самоходной коляски увлекла другого замечательного изобретателя И. П. Кулибина. Его знаменитая «самокатка» была построена в 1791 г. Это была трехколесная карета с сидением для двух пассажиров. За сидением помещался человек, приводивший ее в движение с помощью педалей.
К сожалению, в России в те времена не существовало патентного права, поэтому изобретения наших умельцев не получили мирового признания.
На Западе велосипед впервые появился в 1808 г. В Париже была сделана деревянная машина, состоящая из двух колес и стержня, человек сидел верхом на ней и мог двигаться только прямо, попеременно отталкиваясь от земли ногами. В 1817 г. Карл фон Дрейс получил патент в Германии на изобретение якобы «первого» в мире велосипеда. Его велосипед был сделан из дерева, имел управляемое переднее колесо, но еще без шатунов и педалей. Человек передвигался на нем, отталкиваясь ногами от земли, машину назвали «дрезиной».

Металлическая рама на Западе появилась лишь в 1839 г. Дальше усовершенствование велосипеда шло очень быстро. В 1855 г. появились тормоза, в 1867 г. англичанин Мадизон и американец Канельс изобрели проволочные спицы. В 1869 г. в Англии Трефц предложил крепить шатуны на каретке, а другой изобретатель Сержан впервые оборудовал велосипед цепной передачей.
В конце 1870-х годов появляются более совершенные и легкие велосипеды с колесами разной величины, названные «пауками». Настоящий переворот в совершенствовании велосипеда произошел в 1885 г., когда шотландским ветеринаром Денлопом была изобретена и применена полая пневматическая шина. В 1879 году Д. Старлей (Англия) модернизировал геометрию конструкции велосипедов.
Колёса были одинаковые, имели спицы, цепь шла на заднее колесо, три ведомые шестерни и переключатель. В России этот переключатель назывался «Супер Чемпион». Тем самым велосипед приобрёл почти современный вид.
В Москве первые велосипеды были замечены в начале 1860-х годов. Доподлинно известно, что, приблизительно, в 1865 г. самокат, изготовленный из железа местным кузнецом, появился в Останкине, в усадьбе графов Шереметевых.
В Санкт-Петербурге велосипеды появились еще в 1860 г. в аристократической среде. Это были примитивные двухколесные «костотрясы», изготовленные из дерева и металла, такое название они получили из-за жесткости колес и отсутствия амортизации. Катались на них только в закрытых манежах, езда по городу в то время была категорически запрещена.

Во второй половине ХIХ столетия в России стало стремительно увеличиваться число поклонников нового способа передвижения. В те годы велосипед стоил около 300-400 рублей, поэтому купить его могли лишь состоятельные люди: аристократы, промышленники и купцы.
Любители велосипедного спорта организовывались в кружки, клубы, общества, которые сыграли большую роль в становлении и развитии велосипедного спорта в России. В 1880 г. в Петербурге было создано первое общество велосипедистов, но устав Санкт-Петербургского общества велосипедистов – любителей (СПбОВЛ) был принят только 5 декабря 1884 года.
Московское общество велосипедистов — любителей (МОВЛ) было утверждено 31 марта 1884 г., организатором объединения и автором устава стал Юлий Иванович Блок, московский коммерсант, спортивный деятель и заядлый велосипедист. Второй значимой организацией велосипедистов Москвы был Клуб велосипедистов — любителей (МКВЛ), основанный 19 мая 1888 года.
Петербургские кружки и общества любителей велосипедного спорта вели острую спортивную конкуренцию с Московскими клубами и задавали тон в велосипедном спорте страны.
Первая велогонка в России на 1,5 версты состоялась 24 июля 1883 г. на ипподроме Московского общества охотников конского бега на Ходынском поле, собравшая около 25000 зрителей. Все спортсмены ехали на высоких велосипедах — «Пауках» по земляной утрамбованной дорожке без виражей. Победителем стал Ю. Блок с результатом 3 минуты 38 секунд.

Вначале состязания проводились на ипподромах и шоссе. В дальнейшем на средства велосипедных Обществ и крупных предпринимателей были выстроены циклодромы (треки). В 1891 г. цементный трек был построен в Москве, на Ходынском поле, а к 1895 г. уже во многих городах России имелись свои циклодромы.
В истории развития русского велосипедного спорта большую роль сыграли всероссийские чемпионаты. Первый чемпионат прошел в 1891 г. на только что выстроенном циклодроме на дистанцию 7, 5 версты. Первым чемпионом России стал москвич Г. Девис, получивший звание «первого ездока России ». В 1893, 1894, 1895 гг. звание первого ездока России завоевал М. Дьяков из Петербурга.
В 1896 г. он выиграл гонку на чемпионате в Англии, в этом же году установил рекорд мира на дистанциях 2 и 5 миль и вплотную приблизил рекорд мира в гонке на 1 час к 40 км. В 1897 г. в Копенгагене на первенстве мира в гонках на 100 км с лидерами-квадруплетистами занял второе место. Это были первые успехи русских велосипедистов на мировой арене.
С конца первого десятилетия ХХ века группа молодых московских велосипедистов — Н. Струнников, Ф. Борисов, П. Степанов, инициировали создание новой спортивной организации любителей велосипедного спорта. Они с энтузиазмом проводили шоссейные гонки, по подписке собирали деньги на призы.

В 1917 г. в Туле был разыгран последний чемпионат старой России по треку, собравший всего несколько спортсменов. Звание Чемпиона завоевал москвич М. Бойтлер (Гарден). К концу года прекратили свою деятельность все клубы и общества Российской империи.
Революция 1917 года открыла трудящимся широкий доступ к занятиям всеми видами физических упражнений, в том числе и велосипедным спортом. Уже в 1918 г. состоялось Первенство Центральной России по треку в г. Туле. В этом же году была проведена гонка Москва — Тверь — Москва. В последующие три года в Туле разыгрывались первенства РСФСР в гонках по треку.
Впервые чемпионат СССР по велосипедному спорту был проведен в 1923 г. на московском ипподроме. В нем участвовали 80 велосипедистов из разных городов страны, первыми чемпионами СССР стали В. Ипполитов и Г. Козлов, тогда же чемпионат СССР на шоссе выиграл И. Лепетов. С 1924 г. в чемпионат СССР по треку был включен спринт для женщин, звание чемпионки СССР завоевала москвичка Б. Левинштадт.
Историческое постановление ЦК ВКП(б) от 13 июля 1925 г. «О развитии спорта в нашей стране» способствовало росту массовости и в велосипедном спорте, а также улучшению качества выпускаемых велосипедов. С каждым годом количество соревнований росло. В эти же годы была утверждена первая спортивная классификация по шоссе и треку, разработаны нормативы присвоения спортивных званий: мастер спорта, I II III спортивных разрядов.
C 1927 г. женщины стали принимать участие в гонках по шоссе, первой чемпионкой РСФСР на 10 км стала москвичка А. Граве.
В 1936 г. были созданы добровольные спортивные общества, которые имели особое значение в развитии велоспорта. Начиная с 1936 г., регулярно проводились первенства СССР по шоссе, кроссу и треку, велотуры по республикам. В августе 1937 г. был дан старт первой Всесоюзной многодневной велогонке. Её маршрут пролегал по РСФСР, УССР, БССР и составлял 2509 км. Победителем среди участников на гоночных велосипедах стал одессит М. Рыбальченко, а на дорожных В. Букреев.
В послевоенный период в велосипедном спорте изменился характер гонок. Если в довоенные годы, в основном, проводились индивидуальные гонки, то в дальнейшем большой популярностью стали пользоваться групповые и командные соревнования: улучшилась техника педалирования и владения велосипедом, повысилась скорость.
Велосипедный спорт приобрел большую популярность и среди сельской молодежи. Одним из престижнейших состязаний в Европе считалась Велогонка Мира, которая впервые была проведена в 1948 г. по дорогам Польши, ГДР и Чехословакии. Наши спортсмены впервые участвовали в Велогонке Мира в 1954 г. Гонщики СССР семь раз выходили победителями в командном зачете — в 1956, 1958, 1959, 1961, 1962, 1965, и 1966 гг.
Впервые велосипедисты нашей страны приняли участие в Олимпийских играх 1912 г. До этого в декабре 1910 г. по инициативе спортсменов Петербурга состоялось совещание представителей петербургских и московских обществ, на котором был создан оргкомитет по подготовке русских велосипедистов к Олимпийским играм в Стокгольме. В мае 1912 г. на шоссе под Ригой в соревнованиях на 315 верст были отобраны 12 велосипедистов в сборную команду России для участия в Играх. Но дебют русских велосипедистов был неудачным.
Долгие годы наши спортсмены были лишены возможности состязаться на Олимпийских играх. Лишь в апреле 1951 года был создан Олимпийский комитет СССР, положивший начало Олимпийскому движению в нашей стране. Дальнейшему развитию велосипедного спорта в нашей стране способствовало решение об участии советских спортсменов в Олимпийских Играх 1952 г. в г. Хельсинки.
Первая большая победа на Олимпиадах связана с именем заслуженного мастера спорта СССР Виктора Арсеньевича Капитонова. На Играх 1960 г. в условиях сильнейшей жары он выиграл олимпийское золото в групповой гонке на шоссе. На этой же Олимпиаде, Р. Варгашкин был третьим в гонке на 1 км с места, а В. Леонов и Б. Васильев завоевали бронзовые медали в гонке на тандемах.
В 1900 г. был основан Международный союз велосипедистов (фр. Union Cycliste Internationale, UCI), который является одним из старейших международных спортивных объединений. На конгрессе в Сан-Себастьяне в 1965 г. в составе UCI образовалось две независимые федерации: Международная любительская федерация велосипедного спорта (FIAC) и Международная федерация профессионального велосипедного спорта (FICP).
В 1952 г. Федерация велоспорта СССР была принята в Международный союз велосипедистов. В том же году председатель Федерации велоспорта СССР А. Куприянов был избран членом руководящего комитета UCI, в 1965 г. его избрали вице-президентом, и занимал он этот пост до 1977 г. В 1977 г. на конгрессе UCI председатель Федерации велосипедного спорта СССР В. С. Сысоев абсолютным большинством голосов был избран вице — президентом Международной федерации велосипедистов – любителей (FIAC), а в 1982 г. — стал президентом FIAC. Начиная с 1992 г., деление UCI на любительскую и профессиональную федерации было признано нецелесообразным и был создан единый руководящий орган UCI. На данный момент UCI объединяет 174 Национальные федерации, а руководителем UCI является Давид Лапартьен.
Еще в 1968 г. конгресс UCI обратился в Международный Олимпийский комитет с просьбой включить женский велоспорт в программу Олимпийских игр. И только в 1980 г. женщинам разрешили выступать на Олимпиаде в гонках на шоссе, но это случилось лишь в 1984 г. на Играх в Лос-Анджелесе. С 1988 г. женщины получили право состязаться на Олимпийских Играх в спринте и гонке преследования на треке.
ФВСР благодарит за предоставленные материалы «Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма (ГЦОЛИФК)». При создании статьи был использован материал Ковылин М.М., Недоцук, Ю.И., Семенов С.В., Казаков А.Ю., Максимова В.М. Основы велосипедного спорта // Учебное пособие М., 2013. С. 4-19. и Веломузей Андрея Мятиева.
ФВСР является официально уполномоченным управляющим органом для всех дисциплин велосипедного спорта на территории РФ




