Форест бежал, потому что стремился избежать трудностей и боли, испытывая при этом внутреннюю необходимость двигаться вперед. Его бег стал символом освобождения, возможностью оставить позади тревоги и страхи, связанные с его ограниченными физическими и умственными способностями.
Также бег служил способом найти свое место в мире, преодолевая предвзятые мнения о своем состоянии. В этом процессе Форест обнаруживал свою силу и личную свободу, открывая новые горизонты и возможности, что в итоге помогло ему обрести уверенность и самоидентификацию.
«Форрест Гамп»: любить или ненавидеть?
В 1994 году фильм «Форрест Гамп» стал настоящим прорывом в киноиндустрии, однако его успех принес не только похвалу. Некоторые кинокритики выразили серьезное недовольство картиной. Мы рассмотрим причины контрастных мнений, представив новый лонгрид о том, как «Форрест Гамп» вдохновил одних и вызвал неприязнь у других, на примере двух рецензий критиков.
Поделиться
Почему я люблю «Форреста Гампа»
Бен Светки, ведущий редактор издания The Hollywood Reporter
Кинематограф можно сравнить с коробкой шоколадных конфет: у каждого свои предпочтения. Тем не менее, фильм «Форрест Гамп» вызывает у многих интеллектуалов, особенно у критиков, дискомфорт. Его чрезмерная сентиментальность и яркие фразы, такие как «Моя мама всегда говорила», могут раздражать.
Конечно, в фильме многое раздражает . Два с половиной часа звенящей фортепианной партитуры Алана Сильвестри и у меня вызывают желание биться головой о ближайшую стену. Да и вряд ли мне будет какая-то польза от защиты фильма, который вдохновил возникновение сети креветочных ресторанов. Но каждый раз, когда «Гампа» показывают по телевизору, он меня затягивает.
Не имеет значения, с какого момента я начинаю просмотр: будь то ситуация, когда Форрест в детстве учит Элвиса двигаться бедрами, или момент, когда Форрест, будучи ветераном Вьетнамской войны, показывает президенту Линдону Бейнсу Джонсону свой шрам на ягодице в Белом Доме. В конечном итоге я неизбежно оказываюсь на диване с миской попкорна в руках. И, на мой взгляд, это и есть истинное определение хорошего кино.
«Гамп» также ломает стереотипы, [как и «Криминальное Чтиво»].
«Криминальное Чтиво», которое уступило «Гампу» в борьбе за «Оскар» в 1995 году (наряду с лентами «Побег из Шоушенка», «Викторина» и «Четыре свадьбы и одни похороны»), заслуживает признания за свои смелые экспериментальные подходы в кино с нестандартной хронологией и сценарием, наполненным отсылками к поп-культуре. Однако «Гамп» тоже разрушает шаблоны, как и «Криминальное Чтиво».
Сценарий Эрика Рота игнорирует все законы кинопроизводства, и фильм больше похож на современный роман, чем на кинофильм. В нем нет злодеев, центрального конфликта и чрезмерного саспенса. Это и не комедия, и не драма, и не любой другой жанр, которому можно дать название. Главный герой, мужчина с уровнем IQ 75, блуждает по второй половине XX века и случайно оказывается в эпицентре исторических событий: вот он рядом с Джорджем Уоллесом в дверях колледжа в Алабаме в 1950-е гг., затем с Эбби Хоффманом на антивоенном протесте в 1960-е гг., потом он инвестирует во «фруктовую компанию» Apple в 1970-ые и стремительно богатеет. И вот в самом конце он предстает на экране в роли мудреца и человека, спасшего себя от чрезмерной циничности.

«Форрест Гамп» часто ставят в один ряд с фильмом «Будучи там», в котором Питер Селлерс исполнил роль схожего персонажа, который тоже бездельничает, путешествуя по жизни. (Credit: Photos 12/Alamy)
Безусловно, Том Хэнкс является одной из основополагающих причин, по которым этот фильм так приятно смотреть. В истории кино можно встретить множество выдающихся актеров, которые в разной степени успешно воплощали персонажей с ограниченными возможностями. Версия Питера Селлерса в картине «Будучи там» 1979 года выделялась своей особенностью, однако его образ садовника Чэнса напоминал чистый холст, и никогда не было ясно, что именно он думал. Шон Пенн, напротив, немного переусердствовал в фильме «Я — Сэм» 2001 года и подвергся критике со стороны зрителей и кинокритиков. Но Хэнкс, с его прямой, словно доска, осанкой и мелодичным южным акцентом, наделил Гампа таким шармом, сопереживанием и человечностью, что зрители всегда улавливают его мысли и испытывают желание просто его обнять.
Когда картина debuted в кинотеатрах, её отличительной особенностью стали визуальные эффекты, благодаря которым Гамп фактически оказывался в архивных хрониках и сценах исторических событий. Роберт Земекис не стал первопроходцем в использовании этого киношного приёма: аналогичные методы применял Вуди Аллен в своём фильме «Зелиг» 1983 года. Однако никто не смог реализовать это так непринуждённо и с такой душевностью, как Земекис.

В 1994 «Форрест Гамп» был революционером в использовании компьютерной графики, легко внедряя Тома Хэнкса в исторические кадры. (Credit: Rex Features)
Помните ту сцену, когда Гамп случайно подсказывает Джону Леннону текст песни Imagine, когда они оба появляются на «Шоу Дика Каветта»? Это не просто трюк с применением компьютерной графики — это один из самых важных моментов фильма. По сути, эффекты в Гампе настолько свежи и привлекательны, что легко забыть о другом потрясающем визуальном преимуществе фильма — операторской работе Дона Берджесса. Кадр, где Робин Райт стоит на коленях на земле напротив лачуги в Алабаме, где ее героиня провела детство с жестоким отцом, настолько душераздирающе прекрасен, что мы практически забываем, как мерзко себя ведет себя Дженни на протяжении большей части фильма.
Я не утверждаю, что «Форрест Гамп» — идеальный фильм. Или то, что он заслужил награду за лучший фильм. Но нельзя отрицать, что эмоционально он работает так, как никогда бы не смогло молодежное и яркое «Криминальное Чтиво». «Гамп» создал совершенно новый поп-культурный архетип — простака с дзен-мудростью и даром оказываться в нужное время в нужном месте , который продолжает находить отклик и сегодня. Спустя 21 год после выхода в прокат [текст написан в 2015 году — прим. пер.], фильм по-прежнему трогает зрителей, по-прежнему цитируется («Stupid is as stupid does» — «Дураком человека делают дурацкие поступки»), по-прежнему раздражает критиков.
Все, что я хочу сказать, — это то, что в следующий раз, когда он будет идти по телевизору, я опять буду жевать попкорн.
Почему я ненавижу «Форреста Гампа»
Сэм Адамс, редактор блога Indiewire’s Criticwire
«Вокруг света за 80 дней». «Величайшее шоу мира». «Огненные колесницы». Любой знаток «Оскара» со стажем сможет составить список величайших промахов Академии из фильмов, о которых вспоминают только в качестве примера того, как редко победитель номинации за лучший фильм действительно достоин этой награды. «Форрест Гамп» занимает почетное место в списке «О чем они вообще думали?» среди фильмов за всю историю «Оскара». Какой бы ужасной ни казалась его победа над «Криминальным Чтивом» в 1994 году, сейчас все еще хуже — его успех и у Академии и у зрителей не столько раздражает, сколько откровенно сбивает с толку.
Своей карьерой критика, по крайней мере отчасти, я обязан «Форресту Гампу». Летом 1994 года я учился на последнем курсе университета и был начинающим критиком, который никогда не писал для аудитории больше, чем класс английского языка. Но, когда я посмотрел фильм, я не смог промолчать.
Я обратился к редакторам школьной газеты с просьбой разрешить мне рецензировать фильмы для них со слабой надеждой, что «Гампа» покажут на кампусе и я получу свой шанс. Рецензия объемом чуть более 1000 слов, к счастью, предшествует эпохе, когда каждое слово сохраняется в сети. Но из-за нее я получил свое первое письмо ненависти: доказательство, что я теперь критик.
Сейчас же «Форрест Гамп» не так плох, каким я его запомнил — он еще хуже. В 21 я был полон идеологической уверенности, привитой дорогостоящим гуманитарным образованием, и, в основном, возмущался книжным подходом фильма к истории, тем, как фильм превозносил безответственного простака и клеветал на политические движения 1960-х, как использовал мертвых женщин и черных людей для просвещения белых. Сейчас я вдвое старше, и меня больше отталкивает другое: самодовольная, душная, невыносимая этика фильма, вызывающая нервный тик игра Хэнкса (особенно сложно перевариваемая после его прекрасной работы в «Капитане Филлипсе»), тяга режиссера Роберта Земекиса к постановке исторических сцен на уровне диорам, сделанных школьниками.
Оглядываясь на прошлое, можно сказать, что «Гамп» стал основой для последующих безжизненных лент Роберта Земекиса («Полярный экспресс», «Беовульф», «Рождественская песнь»), на которые он потратил все первое десятилетие нового тысячелетия. Возможно, ни один другой известный режиссер не был так близок к разрушению под воздействием технологий. «Гамп» ознаменовал собой момент, когда эпоха цифровых технологий достигла своего пика. Для создания «Парка Юрского периода», вышедшего за год до этого, было достаточно нескольких динозавров, созданных с помощью компьютерной графики. Однако Земекис применил ее на протяжении всего фильма, нарисовав путь пера с небес к ногам Тома Хэнкса и позволив Гэри Синизу сыграть инвалида-вьетнамца, который потерял обе ноги в бою.

«Гамп» имел огромный кассовый успех, собрав 677 миллионов долларов по всему миру. С учетом инфляции, он был успешнее «Темного рыцаря» в США. (Credit: Af Archive/Alamy)
Земекис и его команда были так озабочены тем, смогут ли они заставить спецэффекты работать, что они не остановились, чтобы подумать, а стоит ли это делать. Какой смысл вставлять Хэнкса в кадры кинохроники с Кеннеди? Чтобы президент смог посмеяться, когда Форрест скажет, что ему нужно пописать, или чтобы у Линдона Джонсона была возможность попросить Гампа показать рану на ягодице? Кто вообще мог посчитать хорошей или даже приемлемой сцену, где Форрест появляется на Шоу Дика Каветта и, описывая свою поездку в коммунистический Китай, невольно дает Джону Леннону идею для песни Imagine? («Никакой собственности?», — спрашивает низкосортный пародист, которого наняли изобразить голос Леннона. — «И никакой религии тоже?»)
Его жалкий моральный идиотизм препятствует любым попыткам извлечь внятную идеологию, пусть изображение в фильме Партии черных пантер в качестве моральных пустозвонов, а протестующих против войны студентов — как бьющих женщин грубиянов, и вызвало культурные войны. Ньют Грингрич, республиканец, спикер Палаты представителей, назвал фильм «подтверждением того, что контркультура уничтожает людей и основные ценности», а журнал The National Review провозгласил его «лучшей картиной, обличающей контркультуру шестидесятых». Когда предок Форреста надевает капюшон Ку-Клукс-Клана мы видим его в кадрах из печально известного расистского фильма «Рождение Нации» Дэвида Уорка Гриффита, это не исторический комментарий, а просто отличный трюк. Можно только благодарить богов за то, что изначальная сцена, в которой предок Форреста весь в грязи подвергается линчеванию, была вырезана из-за недостатка времени.

Фильм получил высокую оценку некоторых консерваторов за, скорее всего, негативное изображение контркультуры, но был при этом был раскритикован левыми за реакционизм. (Credit: Af Archive/Alamy)
Хэнкс был удостоен «Оскара» за лучшую мужскую роль, а Синиз получил номинацию за лучшую роль второго плана, но на самом деле стоило наградить Робин Райт за то изящество, с которым она переносит многие мучения, на которые обрек ее этот фильм. В детстве Дженни избивают, и фильм намекает, что отец подвергает ее сексуальному насилию; будучи взрослой, она проводит десятилетия, ширяясь героином и нюхая кокаин, пока беспомощный невинный Форрест натыкается на одну золотую жилу за другой. Фильм жалеет ее, но не предполагает, что нам нужно ей посочувствовать, и в итоге загоняет ее обвинениями в распущенности в могилу раньше времени. Форрест же просто продолжает бежать.
«Форрест Гамп» похож на попытку вернуть невинность и игривость прежнего времени, ностальгируя, однако, не по прошлому, а по старым фильмам. Земекис — непревзойденный техник, что сослужило ему отличную службу ранее, в фильмах от «Назад в Будущее» до «Что скрывает ложь», но у него не получается проявить такую искренность, как у Джона Форда, или такое изящество, как у Пауэлла и Прессбургера, если уж браться сравнивать его с парой возможных предшественников Гампа. Фильм хочет быть таким же легким, как его знаменитое перо, но он шагает по истории, как неуклюжий фокусник, которому не терпится раскрыть вам, как делается трюк.
Перевод Анастасии Лаврентьевой специально для «Иноекино»

Форрест Гамп / Forrest Gump США. 1994 Режиссер: Роберт Земекис В главных ролях: Том Хэнкс, Робин Райт, Салли Филд, Гэри Синиз Сценарий: Эрик Рот по мотивам одноименного романа Уинстона Грума Хронометраж: 142 минуты
Почему самое время пересмотреть «Форреста Гампа»
Как и герой фильма Роберта Земекиса, мы живем в непростое время. Давайте вспомним, как Форрест Гамп переживал трагедии и чему он нас научил.
Ориентировочное время на чтение: 3 минутыПриложение для личностного роста. Скачать
«Запомни, Форрест: ты такой же, как все остальные»

Именно этими словами мать наставляет сына — молчаливого мальчика с громоздкими скобами на ногах. Тест IQ показал, что до условной «нормы» Форресту не хватает нескольких баллов, так что в школе его явно ждёт непростая жизнь, да и после школы, видимо, тоже.

В классическом голливудском фильме это могло бы быть завязкой очередной «истории успеха». Форрест доказал бы всем свою гениальность, а в финале получил бы Нобелевскую премию или стал знаменитым музыкантом. Он оказался бы не таким, как все остальные, особенным.
Но Форрест Гамп всего лишь свидетель своей эпохи, её трагедий и успехов. Он наблюдатель, сохранивший детский взгляд на мир. Именно эта особенность персонажа позволяет и нам взглянуть на исторические события с другой точки зрения и вместе с тем соотнести их с собой. Это история о человеке, который, как и все мы, живёт в непростое время, и поэтому она универсальна и понятна каждому.
«Я, может быть, не очень умный, но я знаю, что такое любовь»

Наивность и внутренняя чистота — главные качества Форреста Гампа. Это влияет и на киноязык, на котором с нами общается Роберт Земекис: фильм отличается «мягкой» режиссурой, не прибегающей к броским приёмам. Зато в нем найдена нужная интонация: искренняя и очень личная, несмотря на то что реальная история второй половины XX века стала неотделимой частью картины.
Форрест Гамп успел застать многое: от сегрегации в университетах до антивоенных протестов, от хитов Элвиса до убийства Кеннеди. Становясь частью исторических событий, Форрест Гамп не теряет себя. Он следует собственным чувствам и принимает людей такими, какие они есть. Он дружит искренне, а любит бескорыстно.
Персонажа носит по эпохе, и, возможно, его счастье в том, что он не всё может осознать. Впрочем, некоторые основополагающие человеческие ценности Форрест осознает лучше многих. Он в состоянии чувствовать любовь и сострадание, дорожить дружбой и ценить жизнь во всех её многообразных проявлениях. Этому у него стоит поучиться.
Возможно, он не понимает некоторых очевидных для взрослого человека вещей. Но, кажется, при этом Форрест знает что-то очень важное и недоступное нам.
Форрест смотрит на мир глазами ребенка, который умело отделяет зёрна от плевел, хорошее от плохого. Он не считывает подтексты и скрытые смыслы. Но он точно знает, что нужно держать своё слово, помогать друзьям и слушать своё сердце. И, возможно, если бы таких «дураков», как Форрест, было больше, наш мир стал бы чуточку лучше и добрее.
«Жизнь как коробка шоколадных конфет»

В эпоху, выпавшую Форресту Гампу, происходит множество событий, и некоторые из них трагичны. США воюет во Вьетнаме, куда и попадает герой. Детская, наивная интонация, с которой он повествует о службе в армии и боевых действиях, подчёркивает бессмысленность, ужас и бесчеловечность происходящего.
Во время службы в армии Форрест встречает Баббу, который «знаком со всеми аспектами креветочной индустрии» и планирует продолжить семейный бизнес, как только «это всё завершится». Лейтенант Дэн Тейлор стремится закончить свою жизнь героически в бою — подобно своим предкам. Таким образом, мечты Баббы и Дэна противоположны: один стремится к спокойной жизни, в то время как другой ожидает смерти на поле боя.
Но судьба распоряжается иначе: Бабба умирает, а Дэн возвращается домой без ног. Кажется, что теперь ему незачем жить: война ломает даже тех, кто собирался ей служить. Но спустя время он осознаёт, что заблуждался, находит в жизни новый смысл и благодарит Форреста за спасение.
В своем фильме Земекис много рассуждает о том, что такое фатум. «У всех ли есть судьба или мы летим по жизни, как перышко на ветру?» — задаётся вопросом Форрест. И сам же отвечает: «Мне кажется, и то, и другое». Мы не всегда в состоянии всё контролировать: если жизнь — это коробка шоколадных конфет, то порой попадаются ужасно горькие. Но именно в эти моменты особенно важно не опускать руки и не останавливаться.
«Беги, Форрест, беги!»

Эта всем известная фраза не про побег от действительности, а про движение несмотря ни на что. Из любой передряги, из любой исторической трагедии есть выход. У той самой судьбы, «соавторами» которой мы являемся, ещё припасены сюрпризы. Ведь чудеса, как говорила миссис Гамп, случаются каждый день.
Форрест Гамп — воплощение человека, который не сдается, потому что не умеет сдаваться, не отчаивается, потому что не научился отчаиваться. Если плохо — действуй. Если не знаешь, как действовать, — начни с простого.
«Я бежал, потому что надо было бежать. Я не думал о том, куда это меня приведёт», — вспоминает Форрест, бежавший марафон больше трёх лет. Он будто бы провозглашает, что человек существует именно ради движения: ради того, чтобы любить, созидать, удивляться простым вещам. Иногда это даётся с большим трудом. Но мы должны двигаться дальше. «Бежать, потому что надо».
Форрест Гамп напоминает нам именно об этом, а также о таких бесценных качествах, как искренность, способность к сопереживанию, честность и доброта. Персонажу Тома Хэнкса все они свойственны в высшей мере, однако он не супергерой, а почти такой же обычный человек, как и мы.
И, похоже, нам есть чему у него поучиться — особенно сейчас.




