Велосипедист должен двигаться по специализированным велодорожкам, если таковые имеются, так как это обеспечивает безопасность как для него, так и для других участников дорожного движения. Велодорожки, как правило, отделены от автомобильного трафика, что минимизирует риск аварий и позволяет создавать комфортные условия для езды.
Если велодорожек нет, велосипедисту следует воспользоваться краем проезжей части, соблюдая правила дорожного движения. Важно быть предельно внимательным к окружающим, уступать дорогу пешеходам и следить за автомобилями, чтобы избежать опасных ситуаций.
Какие правила нужно знать велосипедисту, прежде чем выехать на дорогу в 2023 году
Игнорирование ряда этих правил может привести не только к штрафам, но и к серьезным авариям, требующим длительного лечения.
В 2023 году в правилах дорожного движения произошли некоторые изменения, касающиеся велосипедистов, однако основные положения остались прежними. Даже опытному велосипедисту не помешает освежить в памяти некоторые из правил.
Кто такой велосипедист
В правилах дорожного движения всё указано ясно: велосипедист определённо не является пешеходом, так как он движется либо по дороге, либо по тротуару. Тем не менее, тот, кто ведёт велосипед "под уздцы", является полноправным пешеходом, так как не управляет транспортным средством, оставаясь при этом в непосредственной близости к нему.
Велосипедист как участник дорожного движения может переходить из одного режима в другой. А значит, при необходимости водитель велосипеда может слезть со своего "стального коня" и далее действовать в режиме пешехода. К примеру, переходить дорогу по нерегулируемому пешеходному переходу. В марте 2023-го вступило в силу постановление, согласно которому статус велосипедиста стал более чётким.
Правила-2023: средства индивидуальной мобильности
С 1 марта 2023 года все велосипеды обязаны быть оснащены педалями или ручками (аналогичными тем, что установлены на велосипедах с ручным приводом).
По новым регламентам, к велосипедам не причисляются: самокаты, скейтборды, роликовые коньки и подобные устройства. Электрические самокаты, гироскутеры, электроскейтборды и иные аналогичные средства теперь классифицируются как "средства индивидуальной мобильности" (СИМ). Для них действуют другие правила, и это отдельная тема для обсуждения.
Правила дорожного движения для велосипедистов
При поверхностном взгляде на ПДД может показаться, что владельцу велосипеда достаточно изучить раздел правил 24 "Дополнительные требования к движению велосипедистов и водителей мопедов". Но нет. В правила придётся вникать гораздо глубже. По некоторым параметрам велосипедисты приравнены к мотоциклистам — с 1 марта 2023 года велосипедист, который едет вне населённого пункта в тёмное время суток или в условиях недостаточной видимости, обязан иметь при себе предметы со световозвращателями. Это требование относится не только к движению по проезжей части, но и в любых других разрешённых местах.
Обязанности велосипедиста: техническое состояние велосипеда
Согласно пункту 2.3.1 Правил дорожного движения, водитель транспортного средства, включая велосипедиста, обязан поддерживать велосипед в надлежащем состоянии.
Запрещается выезжать на дорогу с неисправными тормозами или рулевым управлением. Велосипедистам не рекомендуется выезжать на дороги в ночное время или при плохих погодных условиях, если их "железный конь" не оборудован фарами и задними огнями.
Экстремалы, которые намеренно облегчают велосипед за счёт удаления важных деталей, могут быть привлечены к административной ответственности. Риск для себя и других участников движения очевиден. Если имеются сомнения, перед поездкой лучше ознакомьтесь с актуальными правилами ПДД 2023 года, в которых учтены практически все нюансы и нормы.
Что запрещено делать велосипедисту по ПДД
Ездить "без рук" нельзя, нужно держаться за руль хотя бы одной конечностью.
Также нельзя поворачивать налево на дорогах с трамвайным движением и там, где больше одной полосы, за исключением велосипедных зон. Это значит, что в городе нельзя поворачивать налево практически на всех крупных улицах. Велосипедисту не запрещено пересекать проезжую часть по пешеходным переходам, но только в положении рядом с велосипедом. Велосипедист не обязан надевать шлем, но тем не менее этот пункт относится к рекомендациям. В некоторых случаях шлем может спасти жизнь.
Можно ли ездить на велосипеде пьяным
Некоторые гонщики тешат себя иллюзией, что велик — не автомобиль, а значит, с хмельного велосипедиста спроса нет. Это не так. Пункт 2.7 ПДД "запрещает управлять велосипедом лицам, находящимся в состоянии алкогольного опьянения, а также передавать управление лицам, находящимся в состоянии опьянения".
Даже если друг или родственник во время застолья попросил сгонять за пивком на велосипеде в соседний киоск, ему следует отказать.
Штрафы для велосипедистов
Почти любое нарушение ПДД велосипедистом наказывается штрафом в размере 800 рублей. За пьяную езду — штраф 1–1,5 тысячи рублей. Если велосипедист мешает другим участникам движения, он должен быть готов выплатить одну тысячу рублей. Согласно пункту 14.1 ПДД, велосипедист обязан уступать пешеходам, переходящим дорогу или вступившим на проезжую часть.
За причинение вреда другому участнику движения велосипедист, согласно п. 1 ст. 12.30 КоАП, заплатит 1–1,5 тысячи рублей.
Правила дорожного движения: сигналы велосипедиста на дороге
Согласно пункту 8.1., перед началом движения, перестроением, поворотом и остановкой водитель обязан подавать сигналы "световыми указателями поворота". На велосипедах нет световых указателей поворота, сигналы подают рукой (впрочем, и автомобилисты в случае неисправности световых указателей используют руки).
Если во время движения вытянуть в сторону левую руку, это будет эквивалентно сигналу левого поворота. Вытянутая правая рука — сигнал правого поворота.
Сигналы поворота подаются заранее, до начала поворота. Вернуть руку на руль лучше перед самым началом поворота. Если отсутствует практика в этом вопросе, лучше потренироваться в безопасном месте.
Где можно ездить на велосипеде
Шесть пунктов подраздела 24 Правил дорожного движения (24.1–24.6) охватывают вопросы, касающиеся велосипедистов. Велосипедист, достигший 14-летнего возраста, имеет право передвигаться (в порядке убывания):
- велосипедная дорожка;
- велопешеходная дорожка;
- полоса для велосипедистов;
- правый край проезжей части;
- обочина;
- тротуар или пешеходная дорожка.
Каждый последующий пункт в данном списке подразумевает, что предыдущие варианты отсутствуют. То есть по обочине можно ехать, если нет велосипедной дорожки или нет возможности ехать по правому краю проезжей части.
Но есть исключения. По проезжей части можно ехать, если ширина велосипеда или груза превышает один метр. Ещё это разрешено, если движение осуществляется в колоннах. Взрослому можно ехать по тротуару / пешеходной дорожке, если он сопровождает велосипедиста младше 14 лет или перевозит ребёнка в возрасте до 7 лет.
Велосипедисты в возрасте от 7 до 14 лет могут ездить по тротуарам, пешеходным, велосипедным и велопешеходным дорожкам, а В пределах пешеходных зон.
Правила-2023: ПДД для велосипедиста
По состоянию на 2023-й велосипедисты могут передвигаться по тротуарам и обочинам, но они должны следовать ряду требований.
Если водитель велосипеда создаёт помехи для других участников движения, он должен спешиться и перейти в режим пешехода.
Показательный пример: согласно пункту 24.6, если велосипедист и автомобилист будут ехать по тротуару и столкнутся, в аварии будут виноваты оба, поскольку нарушили правила и создали условия для ДТП. Но если автомобиль въедет в спешившегося велосипедиста, виноват будет только водитель машины.
Как отмечают эксперты, главное правило для велосипедиста, как и любого другого участника движения, — быть предельно внимательным. И тогда всё будет хорошо.
ПДД для велосипедов с 1 марта 2023 года
В последние годы в нормативные акты о дорожном движении внедрено множество поправок, касающихся как велосипедов, так и электровелосипедов. Введено новое определение – Средство Индивидуальной Мобильности (СИМ). О новшествах, связанных с СИМ, мы поговорим в другом материале. А сейчас остановимся на изменениях в правилах, касающихся велосипедистов.

Велосипед определение с точки зрения ПДД
Велосипед" — транспортное средство, кроме инвалидных колясок, которое имеет по крайней мере два колеса и приводится в движение как правило мускульной энергией лиц, находящихся на этом транспортном средстве, в частности при помощи педалей или рукояток и может также иметь электродвигатель номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки, не превышающей 0,25 кВт, автоматически отключающийся на скорости более 25 км/ч. (п. 1.2. ПДД)
Главная особенность новой редакции правил — исключение вводного оборота "в частности", то есть наличие педалей или рукояток — теперь нобязательный признак велосипеда, то, что делает велосипед велосипедом.
Данная мера направлена на отделение велосипедов от других видов транспорта, которые используют мышечную силу, но не считаются велосипедами, такими как беговелы, самокаты, скейтборды, ролики, моноциклы и прочее, включая средства индивидуальной мобильности.
Стоянка на тротуаре

Стоянка на краю тротуара, граничащего с проезжей частью, разрешается только легковым автомобилям, мотоциклам, мопедам и велосипедам в местах, обозначенных знаком 6.4 с одной из табличек 8.4.7, 8.6.2, 8.6.3, 8.6.6 — 8.6.9. (п. 12.2. ПДД)
Светоотражающие элементы

Светоотражатели — обязательный элемент пассивной безопасности на велосипеде.
При движении в темное время суток или в условиях недостаточной видимости велосипедистам, лицам, использующим для передвижения средства индивидуальной мобильности, и водителям мопедов рекомендуется, а вне населенных пунктов указанные лица обязаны иметь при себе предметы со световозвращающими элементами и обеспечивать видимость этих предметов водителями других транспортных средств. (п. 24.10 ПДД)
Движение велосипедистов по зоне для велосипедов

Пункт 24.1 ПДД тоже обновили и теперь он звучит следующим образом: Движение велосипедистов в возрасте старше 14 лет и лиц, использующих для передвижения средства индивидуальной мобильности, в возрасте старше 14 лет должно осуществляться по велосипедной, велопешеходной дорожкам, проезжей части велосипедной зоны или полосе для велосипедистов.
Именно: проезжая часть велосипедной зоны добавлена в список мест с самым высоким приоритетом, по которым должны двигаться велосипедисты старше 14 лет. Это означает, что если на участке дороги установлен знак "велосипедная зона", то в первую очередь велосипедисты старше 14 лет должны ехать именно по проезжей части велосипедной зоны. При этом, если на дороге есть одновременно несколько элементов из приведенного ниже списка, то велосипедист может выбрать для движения любой удобный вариант.
Движение велосипедистов у края проезжей части

п. 24.5 ПДД: Движение велосипедистов и лиц, использующих для передвижения средства индивидуальной мобильности, по правому краю проезжей части в случаях, предусмотренных настоящими Правилами, должно осуществляться только в один ряд. При этом лицам, использующим для передвижения средства индивидуальной мобильности, запрещаются обгон или объезд с левой стороны транспортного средства.
С точки зрения движения в один ряд не изменилось ничего, но стоит обратить внимание, что указанный запрет для средств индивидуальной мобильности (СИМ) на велосипедистов не распространяется, то есть для нас объезд припаркованных авто не является нарушением правил.
Приоритет на велосипедных дорожках в пешеходных зонах

Новая редакция п. 24.6: Если движение велосипедиста или лица, использующего для передвижения средство индивидуальной мобильности, в случаях, предусмотренных настоящими Правилами, по тротуару, пешеходной дорожке, обочине или в пределах пешеходных зон (включая велосипедные дорожки, находящиеся в пешеходных зонах) подвергает опасности или создает помехи для движения пешеходов, велосипедист должен спешиться и руководствоваться требованиями, предусмотренными настоящими Правилами для движения пешеходов, а лицо, использующее для передвижения средство индивидуальной мобильности, спешиться или снизить скорость до скорости, не превышающей скорость движения пешеходов.
Для велосипедистов в данном пункте предназначено лишь одно изменение, относящееся к ситуации, когда велосипедная дорожка находится внутри пешеходной зоны: слезаем с велика, ведем ручками.
Приоритет пешеходов перед велосипедистами

Кроме того, согласно пункту 24.6, в новом абзаце указано, что при совмещённом движении велосипедистов и пользователей средств индивидуальной мобильности с пешеходами, именно пешеходы пользуются приоритетом.
То есть везде, где могут встретиться велосипедист и пешеход, последний будет иметь приоритет.
Приоритет при пересечении проезжей части

Регламентирует новым пунктом 24.6.1: При пересечении проезжей части вне перекрестка велосипедистом или лицом, использующим для передвижения средство индивидуальной мобильности, указанные лица обязаны уступить дорогу другим участникам дорожного движения, движущимся по ней.
Ну, вы поняли — мы опять всем и все должны. Причем в буквальном смысле: Суть данного пункта состоит в том, что при пересечении проезжей части велосипедист должен уступить дорогу всем участникам дорожного движения, которые движутся по этой проезжей части.




