История возникновения велоспорта: от первых велосипедов до современных гонок

История возникновения велоспорта: от первых велосипедов до современных гонок

Велоспорт начал свою историю в начале 19 века с изобретением двухколесного транспортного средства, известного как дредноут, созданного немецким бароном Карлом фон Дрезом в 1817 году. Это устройство стало основой для дальнейших разработок, и вскоре появились различные конструкции, включая высокие отметки, которые получили популярность в 1870-80-х годах.

С развитием технологий и улучшением конструкции велосипедов, велоспорт стал не только средством передвижения, но и видом спорта. В 1868 году в Париже прошли первые официальные велогонки, что положило начало организационным структурам и соревнованиям, которые со временем вышли на международный уровень, превратив велоспорт в популярную и зрелищную дисциплину.

История велоспорта

История возникновения велоспорта: от первых велосипедов до современных гонок

В отличие от многих олимпийских дисциплин, история которых уходит корнями в далекое прошлое, велосипедный спорт возник относительно недавно — в конце XIX века. Прежде чем углубляться в его становление и эволюцию, стоит вспомнить, как возник сам велосипед.

Идея передвижения на колесах с использованием человеческой силы появилась очень давно. Различные повозки и кареты, приводимые в движение человеком на 4, 3 и 2 колесах, начали появляться почти одновременно в таких странах, как Германия, Франция, Англия и других. Не остались в стороне и мастера из России.

Паукообразный велосипед.

Первый год XIX столетия ознаменовался созданием первого двухколесного цельнометаллического велосипеда. Сотворил его на нижнетагильском заводе крепостной мастеровой Ефим Михеевич Артамонов.

В день Ильи Пророка 1800 года он прокатился по улицам Екатеринбурга на необычном велосипеде, а уже в 1801 году с помощью своего самоката совершил путешествие в Москву, преодолев более 5 тысяч километров по бездорожью. Он продемонстрировал свое изобретение на коронации царя на Сокольническом поле, что освободило его от крепостного права. Вес его "новенького" аппарата превышал 40 кг.

Шатуны и педали были установлены на переднем, ведущем колесе, диаметр которого превышал один метр, в то время как заднее колесо было почти в два раза меньше. Высота конструкции составила около 1,5 метра. Однако изобретателю не удалось получить патент на своё творение.

Большой выбор велосипедов. Доставим мерида велосипеды в ваш регион. Гарантия лучшей цены.

Велосипед завтрашнего дня.

Историки велоиндустрии утверждают, что основателем современного велосипеда считается немецкий лесничий Карл фон Драйс из Мангейма. В 1814 году он создал деревянный двухколесный велосипед, который имел управляемое переднее колесо и мог двигаться в любом направлении. Движения ездока были схожи с работой ног лыжника: он передвигался, отталкиваясь ногами от земли. В 1817 году Карл фон Драйс получил патент в Германии на своё изобретение, названное якобы "первым в мире велосипедом".

В дальнейшем велосипед подвергался улучшениям в Западной Европе и Америке. Совершенствовалась система шатунов, которая была установлена непосредственно на переднем колесе. Это улучшение и увеличенное переднее колесо повысили скорость, но значительно усилили тряску. В Англии такой велосипед прозвали "костотрясом".

Официальной датой начала проведения соревнований по велосипедному спорту принято считать 31 мая 1868 года, когда на аллеях парка парижского пригорода Сен-Клу была организована гонка на 2.000м. Ее победителем стал англичанин Дж.Мур, который в следующем году триумфально финишировал во впервые проводившейся шоссейной гонке на "костотрясах" Париж-Руан на 120км. По словам очевидцев, от участников этого мучительного испытания требовались "сила слона и ловкость обезьяны". Победитель англичанин Мур окончил дистанцию за 10 час 45 мин, т.е. со скоростью спортсмена-пешехода.

Позже скорость велосипеда была увеличена до 30 км/ч. Изобретатели изменили размер колес, сделав переднее больше, а заднее – меньше. Эти транспортные средства стали известны как "пауки". Тем не менее, управление "пауком" было рискованным. При любом незначительном ударе велосипед мог перевернуться, и велосипедист нередко падал через руль.

На этом "небоскребе" Томас Стивенс совершил в 1885г. кругосветное путешествие, передвигаясь со скоростью 60км в день. Одновременно с "пауками" стала распространяться другая модель велосипеда, названная "кенгуру". Впервые была применена цепная передача, а увеличение скорости достигалось соотношением шестерен. Дальнейшее совершенствование велосипеда шло очень быстро.

В 1885 году произошел значительный прорыв в этой области, когда шотландский ветеринар Денлоп изобрел и начал использовать полую пневматическую шину. Чтобы улучшить комфорт поездки на "костотрясах" для своего сына, он "обул" колеса велосипеда в кольца из резинового садового шланга, предназначенного для полива растений, и наполнил их водой.

Тряска значительно уменьшилась, но появилось другое неудобство — водяные шины "съели скорость". Тогда изобретательный врач накачал шины воздухом. Для того, чтобы воздух не выходил обратно, он изобрел особый клапан, автоматически закрывающийся под напором уплотненной атмосферы. Пневматические шины были тем новшеством, которого нахватало "стальному коню" для окончательного признания его удобным способом передвижения.

В течение следующих лет в проект велосипеда внедряется множество улучшений, направленных на повышение прочности, уменьшение веса, эстетику и возможность достижения высоких скоростей. Всего за несколько лет велосипед стал популярным средством передвижения, отдыха и занятия спортом. С 1870 года в разных городах Франции, Италии, Великобритании и других странах начинается сооружение велотреков.

В 1890г. в велосипедном спорте наметилось несколько категорий гонщиков: профессионалы, любители и независимые. С появлением пневматических шин велосипедные гонки получили широкое распространение не только на треке, где до этого гонялись только "пауки" и "кенгуру", но и на шоссе. В 1891г. было положено начало традиционной дорожной гонке Бордо-Париж (600км).

Первый чемпионат мира по велотреку для любителей состоялся в Чикаго в 1893 году. С 1895 года начали проводиться чемпионаты мира для профессиональных спринтеров. В конце XIX века шестидневные велогонки на треке набрали огромную популярность. Первая из таких гонок была организована в 1896 году в США.

А первые чемпионаты мира по шоссе для любителей стали проводиться в 1921г. на 190км; для гонщиков-профессионалов — в 1927г. на 185км; среди женщин в 1958г. Наиболее значительной дорожной гонкой является гонка для профессионалов вокруг Франции — "Тур де Франс". Впервые она состоялась в 1903г., общая протяженность — 5.000км. Условия этой сверхдальней гонки меняются каждый год, подвергаются изменению и этапы.

Велосипедный спорт является одной из немногих дисциплин, которая присутствовала на всех современных Олимпийских играх. Для спортсменов I Олимпиады, проходившей в Афинах, был возведён трек, во многом соответствующий актуальным стандартам. Первые олимпийские соревнования состоялись 8 апреля 1896 года, и в них участвовали велосипедисты из пяти европейских стран.

В программу соревнований было включено 5 видов гонок на треке и один на шоссе. Уникально достижение французского спортсмена П.Массона, ставшего на одной Олимпиаде трехкратным чемпионом.

В период проведения первой Олимпиады Международный Союз велосипедистов (УСИ) еще не был основан; его создание состоялось только в 1900 году. Тем не менее, представители Международного союза рабочих велосипедистов "Солидарность" проявили активную инициативу по добавлению велогонок в олимпийскую программу. Долгое время организаторы соревнований самостоятельно составляли списки дисциплин, иногда включая гонки исключительно на закрытых треках, как это имело место в 1900 и 1904 годах (результаты Олимпиады 1904 года, в которой принимали участие только спортсмены из США, не были зафиксированы в официальных протоколах), или только на шоссе, как в 1912 году.

В 1908-1972г.г. проводились трековые гонки на тандемах. Современный регламент соревнований в общих чертах стал определяться с 1928 года. Женщины впервые участвовали в Олимпиаде 1984г. На первых Олимпийских играх лидировали велосипедисты Франции и Великобритании, затем к ним присоединились спортсмены Дании, Италии, Германии, СССР.

На Олимпийских играх 1996 года, проходивших в Атланте, велосипедисты соревновались за медали как на шоссе, так и на треке, а также на дорогах самого города. В этот раз впервые в истории Олимпиады к традиционным видам велоспорта добавился горный велосипед, который отличается широкими колесами. Этот вид велоспорта появился около 20 лет назад благодаря хиппи из Северной Калифорнии, и ранее американцы занимали лидирующие позиции в горных гонках. Соревнования проходили по живописным холмам и рощам парка для верховой езды. Важно отметить, что к участию в Играх были допущены профессиональные спортсмены.

В каждом виде соревнований используются разные типы велосипедов, а цена моделей для трековых и шоссейных гонок может достигать 4.500 долларов. Шоссейный велосипед может иметь до 14 передач и снабжены первоклассными тормозами. Трековый велосипед имеет только одну передачу и не имеет тормозов. Скорость велосипедистов на треке на закругленных бортиках может достигать 64,5км в час.

В Атланте был возведен первый мобильный трек "Стоун маунтин". Соперничество за верхние позиции всегда было весьма напряженным: в 1964 году, к примеру, всего 0,16 секунды разделяло чемпиона от спортсмена, занявшего 51-е место; а в 1976 году команда из Западной Германии одержала победу в гонке — преследовании на 4 км, воспользовавшись более легким гелием для заполнения шин своих велосипедов вместо обычного воздуха.

Одним из наиболее заметных явлений олимпийского движения в последние десятилетия является постоянное расширение видов программы. К началу 90-х годов приобрели массовую популярность новые виды велосипедного спорта — маунтенбайк (горный велосипед), триатлон, ряд дисциплин трековой программы соревнований…

Данная тенденция также охватывает программу женского велоспорта. На XXVII Олимпийских играх, проходивших в Сиднее в 2000 году, соревнования по велоспорту были расширены до 18 дисциплин, из которых 7 комплектов медалей будут разыграны среди женщин.

Мы можем гордиться тем, что велосипедный первенец родился именно в нашей стране. Но изобретение талантливого самоучки крепостного мастера Артамонова не нашло применения. И потому первые велосипеды, появившиеся в России в конце 60-х годов XIXв., были продукцией заводов Англии и Германии. В 1880г.

Городская администрация Санкт-Петербурга зарегистрировала примерно сто велосипедов, а спустя два года они возникли в Москве. Однако для булыжной мостовой такая техника оказалась не очень подходящей. Более того, передвижение на них по городу было строго под запретом.

Первое официальное состязание было проведено в Москве 24 июля 1883г. На двух дистанциях 1,5 и 7,5 верст. Фактически они носили международный характер. В состязаниях участвовали американский, австрийский и английские спортсмены. 1883 год и отмечается как дата рождения велосипедного спорта в России.

На втором месте по значимости для становления российского велоспорта находится соревнование, которое прошло 23 сентября 1884 года на Царском Лугу (Марсовом поле) в Санкт-Петербурге. Эти мероприятия способствовали быстрому образованию велосипедных обществ в Москве и Санкт-Петербурге. В Петербурге еще в 1882 году было основано первое русское велосипедное общество. Устав Петербургского общества велосипедистов — любителей получил утверждение 5 декабря 1884 года.

Вскоре возникло Московское общество велосипедистов-любителей и Московский клуб велосипедистов. Уже к концу 80-х г.г. велосипедные общества созданы в других городах России, а велосипедные кружки были во многих губернских и уездных городах. (В 1896г. среди любителей велосипедной езды москвичи увидели Л.Н. Толстого. 70-летний писатель прекрасно владел машиной. Почитатели подарили ему велосипед с серебряными спицами).

В 1886 году была разработана первая версия современного велосипеда, который имел колеса одинакового размера и цепную передачу на заднем колесе. Эта конструкция заменила так называемые "пауки", и интерес к велоспорту начал стремительно набирать популярность. Главными центрами велосипедной активности стали города Рига, Киев и Одесса. Сначала соревнования проходили на ипподромах и шоссе.

В дальнейшем на средства общества и крупных предпринимателей были выстроены циклодромы (треки). В 1891г. в Москве был построен трек, покрытый цементом. В Петербурге действовал деревянный трек длиной 250м, который собирался за полчаса. В Одессе в 1894г. был построен первый велотрек с асфальтовым покрытием длиной 360м.

Ключевым моментом в спортивной истории России стал турнир 1891 года, в ходе которого разыгрывалось звание "Первый ездок России". Это соревнование стало называться первым "Всероссийским чемпионатом". В столицу съехались лучшие спортсмены из Петербурга, Киева и Одессы.

В программе была гонка на дистанции 7,5 версты, считавшейся тогда классической. Подобные соревнования были проведены потом в 1892-1894г.г. в Москве. Велосипед становится массовым увлечением. В 1894г. впервые был проведен интереснейший марафон от Москвы до Нижнего Новгорода, но шоссе оказалось таким разбитым, что только двое спортсменов доехали до Волги.

Следует упомянуть о появлении в 1895 году самой трудной и продолжительной гонки Санкт-Петербург — Москва. Успех в ней одержал решительный и выносливый гонщик М.Дзевочко. Гонщик из Петербурга М.Дьяков на протяжении нескольких лет с честью представлял Россию на международной спортивной арене. Так, на чемпионате мира 1896 года, прошедшем в Копенгагене, он завоевал второе место в главной гонке на 100 км и занял верхние позиции в заездах на 1 и 10 миль.

А.Панкратову принадлежит приоритет первого русского велосипедиста, свершившего в 1911-1913г.г. кругосветное путешествие по маршруту, который официально утвердил Международный Союз велосипедистов. А.Бутылкин, Г.Вашкевич, П.Ипполитов, П. Степанов-Калашников, С.Уточкин — все эти спортсмены стали гордостью нашего велоспорта.

В конце XIX века велогонки, завоевавшие популярность в Западной Европе и Америке, стали модными и в России. Публика с интересом посещала соревнования на велосипедах. Велосипедный спорт находился на пике своей популярности. Однако вскоре в это lucrative направление вмешались большие коммерческие компании.

Они Скупали лучших гонщиков и превратили велосипедные соревнования в чисто коммерческое предприятие, торговые махинации целиком переносятся на спортивную арену. Пропадает спортивный интерес, гонки перестают привлекать зрителей. "Через 20лет после сенсационного события на Московском ипподроме в 1883г. от велосипедного спорта ничего не осталось", — так писал прославленный велосипедист П.Ипполитов.

В результате Октябрьской революции 1917 года Тульский трек оказался единственным действующим "велосипедным островком" в стране. В 1918 году Тульский губернский олимпийский комитет совместно с Московским клубом велосипедистов провел в Туле первый чемпионат Советской России. Это событие стало стартом для развития велосипедного спорта в РСФСР.

Двадцатые годы…Первая гонка по Московскому Садовому кольцу, тогда еще вымощенному крупным булыжником, первая встреча гонщиков Москвы и Петрограда, первый чемпионат Сибири, всеукраинская олимпиада в Харькове, первый чемпионат страны, проведенный в 1923г. на Московском ипподроме: соревнования на треке, а на шоссе — в 1928г. Резкий толчок развитию советского велосипедного спорта дала Всесоюзная спартакиада 1928г. (Победитель спринтерской гонки А.Куприянов в течение многих лет занимал пост вице-президента УСИ и ФИАК).

12 августа 1937 года в Москве была запущена первая многодневная гонка, организованная в Советском Союзе. Русские велосипедисты впервые приняли участие в олимпийской трассе в Стокгольме в 1912 году. Из 12 участников только один велогонщик смог закончить 320-километровую дистанцию, заняв 60-е место. В 1926 году российские спортсмены впервыех вступили в соревнования с зарубежными велогонщиками, представляющими рабочие спортивные объединения.

Тогда наши велосипедисты убедительно победили на состязаниях в Париже и Бермене. Однако официальный счет выступлениям на международной арене был открыт лишь в 50-ые годы, после признания наших гонщиков Международным союзом велосипедистов в 1952г. А в Международную любительскую федерацию велоспорта СССР входит с 1965г.

Р.Варгашкин стал первым советским спортсменом, который установил мировой рекорд в трековой гонке на километровую дистанцию. Дебют советских велосипедистов на Олимпийских играх произошёл в 1952 году, однако он оказался неудачным. За разочарованиями первых попыток вскоре последовали радостные моменты первых побед. В.Капитонов стал первым олимпийским чемпионом СССР в велоспорте.

Большой выбор велосипедов. Доставим мерида велосипеды в ваш регион. Гарантия лучшей цены.

Зульфия Забирова

Долгие годы советские гонщики, переживая неудачи, шли к олимпийской победе. В 1976 и 1980г.г. сборная СССР стала олимпийским чемпионом в шоссейной командной гонке, а в групповой гонке на 189км победу праздновал С.Сухорученков. Отличились наши гонщики и в командной гонке преследования на 100км на олимпийском треке в Крылатском.

На Олимпийских играх 1988 года советские велогонщики завоевали 4 золотые медали. Особенно выделяется победа А. Кириченко в гите — дисциплине, в которой наши спортсмены ранее никогда не занимали первое место на олимпийском пьедестале. Также стоит отметить успех Эрики Салумяэ из Таллинна, которая представляла команду СССР и одержала победу в женской спринтерской гонке, впервые включенной в олимпийские соревнования. В 1996 году золото для России завоевала Зульфия Забирова в индивидуальной гонке на время. На сегодняшний день, по мнению экспертов, для успешной конкуренции с ведущими велонациями необходимо делегировать большее количество российских велосипедистов в зарубежные профессиональные команды или создавать собственные профессиональные команды, решая проблемы финансирования на уровне государства.

Те, кто выходит на трассы, никогда не скажут друг о друге "велосипедист", даже не скажут "спортсмен". Непременно произнесут слово "гонщик", ибо для них гонщик — синоним слова "боец". Этот титул — большая честь, его надо заслужить.

Текст: Музей спортивной истории РГАФК. Источник: Infosport.Ru

История велоспорта

История велоспорта — это рассказ о трансформации простого изобретения в символ скорости, выносливости и спортивного мастерства. От парижских аллей до олимпийских треков, велосипеды и их водители продолжают вдохновлять миллионы людей на занятия спортом, улучшая свое здоровье и дух соперничества. С каждым махом педали велоспорт не только преодолевает расстояния, но и стирает границы, объединяя людей разных наций и культур. Рассмотрим данный летний вид спорта более подробно.

Появление и развитие

Велосипед — это результат комбинации латинских слов velox (быстрый) и pes (нога), символизирующий развитие методов передвижения и спорта. Первоначально разработанный для быстрого перемещения на значительные расстояния, велосипед из простого средства транспорта стал инструментом для активного отдыха и профессиональных соревнований. С течением времени он претерпел значительные изменения — от деревянных моделей до современных высокотехнологичных вариантов, включая дорожные, складные, спортивные модели, а также специализированные, такие как велоколяски и цирковые велосипеды.

Создание велодромов, произошедшее от сочетания слов «велосипед» и греческого «dromos» (бег, место для бега), дало начало новому виду спортивных сооружений, специально предназначенных для велосипедных соревнований. Эти арены, оснащенные треками и трибунами, стали местом жарких сражений на педалях, где спортсмены демонстрируют свои навыки и скорость.

Первое заметное международное событие в велоспорте состоялось в 1869 году во Франции. С тех пор дисциплина прочно вошла в программу Олимпийских игр, начиная с 1896 года. Изначально только мужчины имели возможность участвовать в этих соревнованиях, но к 1984 году женщины также получили право участвовать в шоссейных гонках, а с 1988 года — и в трековых соревнованиях. Начиная с 1996 года, программы состязаний стали разнообразнее, добавив индивидуальные шоссейные гонки и кросс-кантри на маунтинбайках.

С 1893 года проводятся чемпионаты мира по трековым гонкам, а с 1921 — по шоссейным. Велоспорт преобразился, превратившись в мировое движение с созданием Международного союза велосипедистов (UCI) в 1900 году, объединившего спортсменов и энтузиастов со всего мира. Разделение на любительские и профессиональные федерации в 1993 году сменилось единым органом управления, что стало символом глобализации и унификации этого вида спорта.

Велоспорт в России

Велосипедное движение в России берет свое начало в 1751 году, когда крепостной крестьянин Леонтий Шамшуренков изобрел первую самобеглую коляску. Это новшество стало свидетельством раннего интереса россиян к механизированным способам передвижения, которые могли бы облегчить повседневную жизнь. В дальнейшем к этому стремлению присоединился И. П. Кулибин, который в 1791 году создал трехколесную коляску, приводимую в движение с помощью педалей. Хотя эти первые разработки не обрели мировую известность из-за отсутствия патентной системы в России, они положили начало интересу к самоходным транспортным средствам.

Велосипеды в России стали замечать с начала 1860-х годов, особенно после того как в 1865 году в Останкине появился самокат из железа. Но широкая популярность этого вида транспорта начала набирать обороты во второй половине XIX века, когда велосипеды, стоившие 300-400 рублей, стали доступны только состоятельным слоям общества.

В 1880 году в Санкт-Петербурге было основано первое велосипедное общество. Всего через четыре года, в 1884, общества велосипедистов Москвы и Петербурга утвердили свои уставы, что способствовало распространению и росту популярности велоспорта. Созданные клубы начали организовывать состязания, и первое из них прошло в 1883 году на Ходынском поле в Москве, собрав множество зрителей.

С началом XX века велоспорт стал частью массовой культуры. В 1891 году в Москве был построен первый цементный трек, а к 1895 году по всей России уже функционировали циклодромы. Это дало толчок к развитию велогонок, как на треке, так и на шоссе. Первый всероссийский чемпионат прошел в 1891 году и заложил основу для международных успехов русских велосипедистов.

Велосипедный спорт в России начал развиваться на международной арене с конца XIX века. Наивысшими достижениями стали победы на чемпионатах мира и участие в Олимпийских играх, начиная с 1912 года. После революции 1917 года, этот вид спорта стал доступным для массового населения, что способствовало его активному развитию и росту популярности.

Виды велоспорта

Велоспорт разнообразен и включает в себя множество дисциплин, каждая из которых имеет свои уникальные правила и особенности:

  • Шоссейный велоспорт — наиболее популярный вид, включает групповые гонки и индивидуальные гонки на время. Групповая гонка включает массовый старт, где тактика и командная работа играют ключевую роль. Индивидуальная гонка на время требует максимальной концентрации и физической выносливости, так как спортсмены стартуют поодиночке.
  • Трековый велоспорт — проводится на велодроме с использованием специализированных велосипедов. Включает множество гонок, таких как спринт, командный спринт, гонка на выбывание, и индивидуальная гонка преследования.
  • Велокросс (циклокросс) — гонка по пересеченной местности с преодолением препятствий, где спортсмены иногда несут свои велосипеды.
  • Горный велоспорт (Маунтинбайк) — включает кросс-кантри, даунхилл, и марафонский кросс-кантри. Эти гонки проводятся по сложным горным трассам с различными препятствиями.
  • BMX — олимпийский вид спорта, где спортсмены выполняют трюки и участвуют в гонках на специальных коротких трассах.
  • Велоспорт в помещении — включает художественный велоспорт и велобол, где спортсмены демонстрируют свою технику и умение управлять велосипедом в условиях ограниченного пространства.

Каждая дисциплина требует от атлетов формирования уникальных умений и тактик для достижения высоких результатов на турнирах.

Преимущества велоспорта

Велоспорт привносит значительные преимущества не только для физического, но и для ментального здоровья. Регулярная езда на велосипеде улучшает сердечно-сосудистую систему, повышает общую физическую выносливость и способствует контролю веса. Это также отличный способ снять стресс и бороться с депрессией благодаря улучшению настроения и уменьшению тревожности, которые часто сопровождают физическую активность.

Велоспорт имеет огромное значение, так как подходит для людей разных возрастов и уровней физической подготовки. Для его занятий не нужно дорогое оборудование или абонементы в спортзалы, а заниматься им можно в самых различных местах — от городских улиц до сельских дорожек и горных троп.

Социальный аспект велоспорта также значителен. Групповые поездки и велосипедные клубы предоставляют возможность для общения, налаживания новых контактов и даже развития общественной жизни. Велосипед как средство передвижения также способствует уменьшению экологического воздействия на окружающую среду, снижая уровень выбросов CO2 по сравнению с автомобильным транспортом, что делает его привлекательным выбором для экологически осознанных граждан.

Следовательно, велосипедный спорт является доступным, полезным и экологически безопасным занятием, которое приносит преимущества как для отдельных людей, так и для общества в целом.

Белый шквал - тренировки для хоккеистов-любителей Загородный клуб Ленинское
Набор детей в хоккей на Севере Спб клюшки Заряд Здравница Федорова Елки - Аренда коттеджей Мастерская Винтер Классик Hockey Max ProКаток на Бутлерова 9 RegenClinicVitakin Каток на Бутлерова 9 Реформа Реформа
Набор детей в хоккей на Севере Спб клюшки Заряд Здравница Федорова Елки - Аренда коттеджей Мастерская Винтер Классик Hockey Max ProКаток на Бутлерова 9 RegenClinicVitakin Каток на Бутлерова 9 Реформа Реформа

Оцените статью
Атлетика
Добавить комментарий