Гонки безусловно являются спортом, так как они требуют высокой физической подготовки, концентрации и мастерства участников. Спорт подразумевает наличие соревнований, где участники стремятся превзойти друг друга, и гонки идеально вписываются в это определение.
Кроме того, гонки предъявляют серьезные требования к технике и стратегии, что делает их не только физическим, но и интеллектуальным испытанием. Это сочетание физической активности и эмоциональной напряженности подчеркивает значение гонок как полноценного вида спорта.
Виды автоспорта. Самые известные автогонки в мире

Узнайте, какие существуют типы автогонок, где проходят гонки на автомобилях и какие виды автосоревнований существуют на планете в нашей свежей статье блога Dudarev Motorsport!
Автомобильный спорт имеет более чем столетнюю историю: первый заезд на автомобилях прошел в 1894 году. С тех пор автогонки из местных развлечений для энтузиастов превратились в международные события, собирающие десятки тысяч зрителей.
Какие бывают гонки?
Существуют многочисленные виды гонок, правила которых регулярно обновляются, чтобы учитывать новые стандарты безопасности, ожидания зрителей, интересы спонсоров и пожелания самих участников. Появляются новые форматы соревнований, такие как дрэг-рейсинг, которые затем оформляются как отдельные дисциплины. Тем не менее, можно выделить семь основных направлений:
Кольцевые гонки

Здесь все просто. Это те самые классические гонки, которые каждый наблюдал хоть раз в жизни по телевизору. Правила простые: имеется кольцевой гоночный трек с тщательно подготовленным асфальтовым покрытием, большим количеством поворотов и трибунами для зрителей.
Участники гонок имеют возможность выступать как в одиночном заезде, так и в командах. Тот, кто первым приходит к финишу и сохраняет свой автомобиль в целости, становится победителем, которого обсыпают шампанским, награждают призами и вызывают восхищение у зрителей.
Кольцевые соревнования, как правило, являются наиболее захватывающими, а крупные мероприятия привлекают сотни тысяч фанатов. Для поддержки автомобильного спорта функционируют масштабные отрасли, занимающиеся производством гоночных машин, специализированной одежды и снаряжения для гонщиков, а также разработкой гоночных симуляторов.
При заездах счет идет на доли секунды, за которые и сражаются лучшие в мире пилоты и инженеры, все масштабно и эстетично. Разные заезды подразумевают разное количество кругов, но условно их можно назвать короткими: редко один заезд длится более 2 часов.
Гонки на выносливость

Само название этих соревнований говорит о сути: помимо высокой скорости, участникам необходимо проявлять стойкость и командное взаимодействие. Во время пит-стопов пилоты меняются местами, чтобы предоставить друг другу возможность отдохнуть и снова вернуться за руль.
В зависимости от установленных правил, команда может состоять от 3 до 8 человек, и каждый из них проводит за рулем автомобиля по несколько часов. Времени на сон практически нет, а перекусы бывают крайне редко – это настоящие гонки на пределе сил! Как и в традиционных кольцевых гонках, соревнования проходят на асфальтированной трассе, однако они значительно длиннее и могут длиться до 24 часов.
Ралли и ралли-рейды

Вы, несомненно, знакомы с известным ралли «Дакар», ранее известным как «Париж-Дакар». Это действительно идеальные соревнования для любителей нестандартных трасс!
Раллийные гонки проводятся часто в черте города, и для них просто перекрываются улицы, но, как говорится, не асфальтом единым: покрытие может быть и куда интереснее. За городом вполне может встретиться и песок, и гравий, а в холодный сезон и снег и лёд, и пилотам приходится тренироваться на разных типах покрытий, чтобы быть готовым ко всему.
Чаще всего маршрут разделяют на сегменты: после сравнительно спокойных участков начинаются специальные этапы, которые требуют значительных усилий, времени и иногда приводят к повреждениям автомобилей. Длина трасс для ралли-рейдовых соревнований составляет тысячи километров, и команда самостоятельно разрабатывает расписание передвижения, отдыха и сна, опираясь на «легенду» — маршрут, который необходимо пройти.
Здесь уже не идет речи о суперлегких болидах: цену имеют износостойкость и проходимость машин. По сравнению с практически «стерильными» условиями классического трека, здесь многое зависит от типа дорожного покрытия, а еще от умения экипажа при необходимости быстро починить автомобиль и снова отправляться в путь. Вариант для сильных духом, иначе и не скажешь.
Расстояние классического ралли колеблется от 70 до 500 км и может растягиваться на несколько дней. Участникам необходимо стремиться к максимальному результату с самого старта – начиная с первого специального этапа.
Трофи

В то время как тысячи людей создают лучшие асфальтовые покрытия для кольцевых гонок, организаторы трофи-заездов из кожи вон лезут, чтобы организовать участникам ямы и буреломы.
Болота? Замечательно. Снег и грязь? Просто прекрасно. Песок и глина? Великолепно. «Чем сложнее — тем интереснее» — это основной принцип выбора маршрутов. Не для всех, но желающих хватает.
По пути могут встречаться задания, добавляющие баллы, но и без заданий здесь есть чем заняться: вытащить машину из болота, расчистить дорогу от бобровых хаток, откопать товарища, который увяз по пояс, пока всех спасал.
Стоит отметить, что команды часто оказывают поддержку друг другу в сложных ситуациях: гонки гонками, но оставлять соперника в беде было бы неправильно. Перед стартом заезда экипажи тщательно подготавливают свои автомобили: помимо топлива и пищи, они не забывают взять с собой лопаты, пилы, цепи для колес, лебедки, тросы и, конечно же, немало спокойствия, ведь на пути может возникнуть что угодно.
Дрэг-рейсинг

Весьма странные гонки: все просто едут по прямому участку. Казалось бы, чего интересного: нет поворотов. Здесь имеет цену только скорость, и ничего больше: пилоты разгоняются до 350-400 км/ч, и испытывают бОльшие перегрузки, чем космонавты во время старта.
Соревнования по дрэг-рейсингу могут организовываться на различных транспортных средствах: есть гонки для мотоциклов, электрокаров, скутеров, вел bikes и даже для тракторов и газонокосилок. Тем не менее, для профессиональных заездов создаются специализированные сверхлегкие машины, называемые дрэгстерами.
В одном заезде участвуют только два автомобиля, а классические дистанции составляют ¼ мили, ⅛ мили, ½ мили или 1 милю. В России дрэг-рейсинг довольно юн, в самостоятельный вид спорта он выделился не сразу. Сначала автолюбители гоняли ночью по пустым дорогам, что, конечно, с учетом развиваемых скоростей, было небезопасно, но в 2005 году и у нас появились первые трассы, и теперь заезды проходят и на них.
Дрифт

Дрифт считается одним из самых современных направлений автоспорта. В России он получил статус отдельной дисциплины только в 2020 году, однако первые соревнования по дрифту проводились значительно раньше – уже в 2011 году была организована Российская дрифт серия (RDS).
Этот вид предусматривает наличие трека с большим количеством поворотов, проходимых пилотами с помощью техники управляемого заноса. В основном, соревнования проводятся на кольцевых трассах или их фрагментах. При оценке выступления спортсменов учитывается траектория прохождения трассы, зрелищность, скорость, угол заноса, расстояние до соперника и другие технические аспекты.
Ралли-кросс
.png)
Ралли-кросс сочетает в себе характеристики как кольцевых гонок, так и ралли: аналогично кольцевым гонкам, соревнования проводятся по круговой трассе, но в данном случае асфальтовые участки сменяются гравийными.
Автодромы для ралли-кросса — это самостоятельные отдельные комплексы для этого вида автоспорта. Здесь соревнуются в различных классах — от переднеприводных атмосферных автомобилей объемом 1.6 литра с мощностью 160 л.с. до полноприводных спорткаров мощностью 700 л.с. Во время каждого заезда пилоты обязаны проехать по одному разу по так называемой «джокер-петле», дополнительному ответвлению от основной трассы, увеличивающему время прохождения круга.
Теперь, когда вы ознакомились с различными видами автомобильного спорта, давайте обсудим чемпионаты.
Формула-1

У этой гонки больше всего поклонников со всего мира, самые большие бюджеты и значительные призовые фонды. Впервые гонки Гран-При прошли в 1950 году, и с тех пор каждый год проводятся заезды в несколько этапов.
Чемпионат начинается в марте и продолжается до ноября каждого года. Его название возникло из свода технических условий, известного как «формула», которым должны соответствовать машины всех участников. Существует мнение, что автогонки являются естественным развитием популярных конных скачек, где автомобили заменили лошадей. На самом деле, в современном языке все еще используются термины «стюард» и «поул-позиция», которые имели хождение несколько столетий назад.
Формула-1 относится к кольцевым гонкам, для заездов используются болиды с открытыми колесами, над их улучшением постоянно трудятся инженеры и механики. Участие в гонках интересно не только самим пилотам и зрителям, но и крупнейшим автопроизводителям: Ferrari, Alfa Romeo, Mercedes-Benz. В рамках гонок они тестируют свои разработки, постоянно улучшают модели, а также сохраняют репутацию лучших в мире производителей авто.
Как и другие виды автоспорта, этот спорт подходит тем, кто находится в отличной физической кондиции: перегрузки в Формуле-1 являются одними из самых значительных. В отдельных поворотах гонщики могут испытывать до 4-5g, что можно сопоставить только с перегрузками, которые ощущают пилоты самолетов.
Чемпионат мира по ралли World Rally Championship (WRC)

World Rally Championship (WRC) – это всемирный чемпионат высочайшего уровня – та же Формула-1, только не на кольцевом треке, а там, где выбрал оргкомитет.
С 1973 года в Монте-Карло проводятся гонки, которые стали ежегодной традицией. В настоящее время Чемпионат мира WRC состоит из 12 этапов, проходящих по различным странам. Автомобилистам предстоит enfrentarse c различными условиями дорожного покрытия: асфальт, снег, лёд, песок или гравий. Однако, начиная с 2021 года, гонщики должны использовать только один тип покрытия на протяжении всей трассы.
Это изменение было внесено для того, чтобы участникам не требовалась замена колес между этапами соревнований. Участки соревнований проходят по предварительно перекрытым дорогам, но, пройдя их, экипажи попадают на связующие участки – “перегоны” – обычные дороги, по которым происходит движение транспорта. Здесь приходится соблюдать правила дорожного движения и вести себя прилично, иначе можно схватить пенализацию вплоть до дисквалификации.
Каждый экипаж обладает маршрутной книгой, в которой указано время прибытия на каждый специальный участок (СУ). Обычно за день гонки команды преодолевают в общей сложности 350-400 км, включая специальные участки и "перегоны".
3. Чемпионат мира по автогонкам на выносливость (WEC)
.png)
World Endurance Championship — крупный чемпионат с уже десятилетним стажем, он проводится с 2012 года. Здесь особенно важна сила духа пилотов, способность концентрироваться и рассчитывать свои силы.
Цель команды заключается в том, чтобы финишировать на автомобиле с максимальной целостностью и в кратчайшие сроки. Эти гонки считаются менее элитарными по сравнению с Формулой-1: в них участвуют как профессиональные, так и опытные гонщики, а также представители автопроизводящих компаний и независимые команды.
Автогонки и так весьма экстремальный вид спорта, а уж гонки на выносливость и тем более: большую роль здесь имеет фактор усталости и психологической устойчивости пилотов. Но, чтобы гонки все же проходили безопасно, на пит-стопах участники команды сменяют друг друга, проверяют состояние машин и делают необходимое обслуживание авто. Сейчас чемпионат состоит из шести гонок, проводимых по всему миру: три гонки в Европе, одна в Америке и две в Азии.
Автогонки серии GT

Если Формула-1 представляет собой элиту, доступную лишь ограниченному кругу, то гонки GT3 и GT4 открыты для значительно большего числа автолюбителей.
Автомобили GT3 и GT4 представляют собой более простые версии машин старших категорий — GT1 и GT2. Также участникам запрещена заводская переделка автомобилей — такие меры применяются чтобы уровнять шансы участников, а не устраивать «гонку вооружений», чем часто грешит «Формула».
На каждом этапе GT3 проходят две гонки, каждая из которых длится 1 час. В категории GT3 участвуют автомобили, такие как BMW Z4 GT3, Mercedes AMG GT3, Ascari KZ1-R, Aston Martin DBRS9, Audi R8 LMS и другие. Соревнования организованы в нескольких классах: для профессионалов и любителей.
Чемпионат мира World RX Rallycross

Первая серия Чемпионата мира по ралли-кроссу проходила в 2014 году, и, в сравнении с «Формулой», World RX Rallycross еще достаточно молод.
В данной серии гонщики передвигаются по замкнутой трассе, как и в традиционных автоспортивных соревнованиях. Однако поверхность дорожки включает как асфальт, так и гравий, а также обычно имеются трамплины, что добавляет зрелищности и увеличивает сложность прохождения дистанции.
Чемпионат мира по ралли-кроссу разыгрывается только в классе Supercar (полноприводные автомобили с 2-литровыми двигателями мощностью около 600 л.с.). Бонус этой гонки: все заезды транслируются в прямом эфире на канале YouTube совершенно бесплатно.
Гонки DTM

Deutsche Tourenwagen Masters — это гонки, проводимые в Германии.
Начиналось все с чемпионата Дойче Реннспорт Мастершафт, который впервые был проведен в 1972 году. Он был создан для участия модифицированных машин Группы 2 (дорожные седаны и купе) и Группы 4 (автомобили ГТ) немецких производителей. В течение почти 40 лет регламент гонки многократно менялся: пересматривались классы машин, требования к двигателям и кузовам, чемпионат даже брал паузу, но сейчас он снова объединяет лучших пилотов.
- Ограниченное количество расходников, например, за сезон можно использовать только определенное количество шин;
- Регламентированное количество тестовых заездов;
- Ограничены соревнования между конструкторами автомобилей: машина должна работать весь сезон, ее нельзя дорабатывать между этапами.
Ралли «Дакар»

Как можно понять из названия, это соревнование на внедорожниках называется «Ралли Париж-Дакар». Первый этап прошел в 1979 году, и до 2009 года финиш либо старт происходил в столице Сенегала — Дакаре.
Традиционно старт ралли проходил в Париже, а финиш — в Дакаре. Но с 1995 года из-за постоянных возражений парижский властей старт стали проводить и в других городах. В 2009 году чемпионат на 10 лет перебрался в Америку, с 2020 года маршрут проходит на территории Саудовской Аравии.
Ралли предназначено для разнообразной аудитории: от энтузиастов до профессионалов, причем любителей традиционно больше. В этом соревновании могут принимать участие легковые и грузовые автомобили, квадроциклы, мотоциклы и вездеходы.
Автоспорт. История развития

Автоспорт представляет собой технический вид спорта, который включает в себя все виды соревнований на различных типах автотранспортных средств. Речь идёт о гоночных, грузовых, серийных, спортивных и других автомобилях. Одни соревнования могут отличаться от других способом проведения, дистанцией, классом автомобилей. Класс автотранспортного средства определяется по объёму цилиндров в двигателе, по собственному весу авто и по элементам конструкции. Все критерии и признаки, по которым классифицируются автомобили, используемые для участия в автоспорте, указаны в Международном спортивном кодексе.
В современные автоспортивные дисциплины, как и в большинстве соревнований, связанных с автомобилями, обычно используются спортивные, рекордные и гоночные транспортные средства. К тому же, существуют специализированные кроссовые автомобили, такие как багги, карты и аналогичные модели. Что касается форматов соревнований, то сегодня востребованы такие виды заездов, как кольцевые или трековые гонки, картинг, ралли, многоборье, а также попытки установить новые рекорды и другие подобные мероприятия.
Существуют также обычные, так называемые, “уличные гонки”. Эти гонки официально не относятся к автоспорту, но всё же имеют ту же суть. А какие же правила в автоспорте? В большинстве случаев они заключаются в одном – давить сильнее на гашетку и пытаться первым пересечь финишную черту.
Основным показателем автомобилестроительной гонки считается квалификация водителя, а также степень технологической развитости автомобиля, с чем, безусловно, трудно не согласиться.
Впервые автоспорт заявил о себе ещё в далёком 1893 году, когда издатель знаменитой парижской газеты под названием “Le Petit Journal”, звали этого человека Пьер Жиффар, заявил, что в ближайшее время будет проведена первая автомобильная гонка. Хотелось бы отметить, что ещё в 1887 году было проведено соревнование колясок, которые передвигались без посторонней помощи.
Итак, первая значимая гонка была запланирована на 22 июля 1894 года. Участникам, которые представляют собой "автомобили" без лошадей, предстояло проехать маршрут от Парижа до Руана. Стоит подчеркнуть, что протяженность этого пути составляет 126 километров, и его следовало преодолеть менее чем за 8 часов.
Что касается критериев, по которым должен был определяться победитель, то они были весьма-весьма расплывчатыми: победит тот экипаж, который сможет продемонстрировать лучшую комбинацию таких составляющих, как экономия, безопасность и удобство управления – вот, как то так и было прописано в правилах заезда. Победитель данной гонки получил 5000 франков, что являлось совсем неплохой суммой, так сказать, для начала всего автоспорта в целом.
Стоит отметить, что для участия в этом заезде было подано 102 заявки. Участвовали автомобили на бензиновом, керосиновом, электрическом топливе и даже паровые. Первая действительно полноценная гонка прошла годом позже — в 1895 году на маршруте Париж-Бордо-Париж. История автомобильного спорта изобилует разнообразными увлекательными событиями. Здесь были как радостные победы и значительные технические прорывы, так и горькие трагедии.
Сегодня, автогонки представляют собой особо мощный маркетинговый инструмент. Также, автоспорт является многомиллиардным бизнесом, в котором принимают участие не только отличные спортсмены, но и бизнесмены “большого калибра”. А вообще, автоспорт был и всегда останется борьбой профессионализма водителя совместно с достижениями в области техники.




