Методика обучения эстафетного бега включает в себя целый ряд этапов, направленных на развитие координации, скорости и выносливости участников. Важным аспектом является обучение правильному технике передачи эстафетной палочки, что может быть достигнуто через регулярные тренировки, где акцентируется внимание на синхронизации движений и ритме бега.
Кроме того, стоит уделить внимание психологической подготовке, поскольку общий успех команды во многом зависит от взаимодействия и доверия между участниками. Использование игр и соревнований, направленных на улучшение командной работы, способствует созданию необходимой атмосферы и помогает спортсменам чувствовать себя более уверенно во время официальных соревнований.
Методические рекомендации эстафетного бега: работа-залог победы Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»
эстафетный забег / развитие истории / спортивные дисциплины / регламенты / недочеты / способы обучения / категории эстафетного забега / беговые тренировки. / relay competition / development of history / sports disciplines / regulations / errors / training techniques / categories of relay competition / running drills.
Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Н А. Клюкина, Д Н. Прянишникова
В этой статье обсуждаются исторические моменты формирования и развития эстафетного бега. Автор анализирует разновидности данного вида спортивного соревнования, а также часто встречающиеся ошибки. Кроме того, освещаются ключевые аспекты техники выполнения эстафетного бега и подходы к обучению.
Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Н А. Клюкина, Д Н. Прянишникова
Подготовка к техническим аспектам эстафетного бега для начинающих легкоатлетов-студентов
Совершенствование основных компонентов техники передачи в легкоатлетических эстафетах 4х100м атлетов-паралимпийцев с поражением ода на основе анализа соревновательной деятельности
Легкая атлетика в олимпийский год: соревнования на коротких дистанциях, эстафетные и барьерные забеги (по итогам чемпионатов мира по лёгкой атлетике 2013 и 2015 годов)
Легкая атлетика на XXXI Олимпийских играх в Рио-де-Жанейро: забеги на спринт, барьерные и эстафетные соревнования
Особенности технической подготовки спортсменов в эстафетном беге
Не можете найти то, что необходимо? Воспользуйтесь сервисом подбора литературы.
METHODICAL RECOMMENDATIONS OF THE RESTAURANT RUN: TEAM WORK-PLEDGE OF VICTORY
This article outlines the historical aspects of the development and formation of the relay race . The author examines the types of relay race , the main mistakes in this sport , describes the basic issues of the performance of the technique of relay race and teaching methods.
Текст научной работы на тему «Методические рекомендации эстафетного бега: работа-залог победы»
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ЭСТАФЕТНОМУ БЕГУ: КОМАНДНЫЙ АСПЕКТ
Н.А. Клюкина, старший преподаватель
Пермский государственный аграрно-технологический университет имени академика Д.Н. Прянишникова (Россия, город Пермь)
Аннотация. В данной статье излагаются исторические аспекты развития и становления эстафетного бега. Автором рассматриваются виды эстафетного бега, основные ошибки в данном виде спорта, описываются базовые вопросы исполнения техники эстафетного бега и методика обучения.
Основные термины: эстафета, развитие истории, спортивные дисциплины, регламентация, распространенные ошибки, техники обучения, различные виды эстафетного бега, упражнения для бега.
В первую очередь эстафетный бег — это интересно. Различные игровые эстафеты проводят в школе для маленьких детей, они также используются как тренировочный прием и для подготовки взрослых спортсменов. Эстафета порождает большую жажду победы и желание выкладываться, поскольку спортсмен ощущает ответственность не только за себя, но и за свой результат. Помимо этого, с помощью тренировочных эстафет можно психологически подготовить к одиночным забегам атлетов.
Хроника эстафетного бега
Само слово «эстафета» («staffa») заимствовано из итальянского языка, где оно означает «стремя». В прежние времена, чтобы самым быстрым способом доставить важное сообщение, гонцам приходилось менять лошадей — позволяло сохранять максимальную скорость передвижения. Этот принцип перенесён и в спортивные эстафеты на разные дистанции.
Наибольшую популярность имеет эстафета 4х100 метров. Эстафета 4х400 метров также привлекает большое количество зрителей, однако динамика стометровки делает спринтерскую эстафету гораздо более зрелищной. Многим зрителям нравятся спринты благодаря их невероятному ритму и напряжению. В эстафетных забегах эта динамика повторяется 4 раза подряд, и каждый следующий участник старается исправить ошибки предыдущего.
Исторические данные свидетельствуют, что беговые эстафеты проводились ещё среди племён ацтеков и майя, а в Древней
В Греции проводились факельные эстафеты. Традиция передачи огня в формате беговой эстафеты и зажжение факела закрепилась во время церемонии открытия современных Олимпийских игр.
Так, например, олимпийский факел, предназначенный для открытия XXIX Олимпийских игр в г. Пекин (Китай, 2008 г.), 24 марта 2008 г. был зажжён в греческой Олимпии, и эстафета его передачи прошла 97000 км, через 5 континентов, 21 страну мира и все провинции Китая. Участниками эстафеты стали 2380 человек.
Эстафетный бег как вид легкоатлетического соревнования начал набирать популярность в конце XIX века. Первоначально были введены эстафеты с комбинациями дистанций: 100 м + 200 м + 400 м; 100 м + 200 м + 400 м + 800 м; 200 м + 200 м + 400 м + 800 м и другие. Эти эстафеты обычно включали разные сегменты дистанции. С течением времени наибольшую известность получили эстафеты с одинаковыми отрезками: 4 х 100 м, 4 х 200 м, 4 х 400 м, 4 х 800 м, 4 х 1500 м, 10 х 1000 м и так далее.
Также изменялись и правила соревнования. Первоначально в эстафетном беге не было «зоны передачи», и эстафетная палочка передавалась стоящему на месте участнику следующего этапа. Передавать эстафету с ходу начали в конце 90-х годов XIX столетия, когда была введена 20-метровая «зона передачи». С 1963 года перед «зоной передачи» вводится ещё 10 -метровая «зона разгона», что позволило
Спортсмены могут достигать более высокой скорости при использовании палочек.
В современном виде эстафетный бег 4 х 100 и 4 х 400 м впервые был проведен в 1912 г. на V Олимпиаде в г. Стокгольм, где на этих дистанциях соревновались только мужчины. Первыми победителями стали, соответственно, команды Великобритании (42,4 с) и США (3.16,7 с — рекорд мира). В дальнейшем уровень достижений в эстафетном беге стал непрерывно расти.
Мужская команда России зафиксировала первый рекорд в эстафете 4 х 100 м в 1900 году, составив время 59,2 секунды. В 1922 году этот результат был улучшен до 47,1 секунды благодаря усилиям А. Цейзика и Н. Соколова,
С. Назаретов, П. Лауденбах). В 1926 г. был преодолён рубеж 45 с.
Этот тип эстафетного бега возник в СССР 1 августа 1924 года, когда московские легкоатлеты зафиксировали результат 3.38,0 с в качестве первого рекорда страны. Через 45 лет был установлен первый женский рекорд СССР с показателем 3.47,4 с.
Правила, ошибки эстафетного бега
Главные правила сводятся к корректной передаче эстафетной палочки на каждом этапе и к запрету на вмешательство в действия соперников во время их пробежки. Передача должна проходить внутри специального коридора, длина которого в эстафете 4 х 100 м составляет 20 метров. Спортсменам запрещено использовать различные клеящие вещества или перчатки для захвата палочки. Эстафетный бег, так же как и спринт, начинается с низкого старта. В процессе эстафетного бега палочка передается и принимается по возможности на максимальной скорости.
Спортсмены, бегущие на 2, 3 и 4 этапах начинают бег с высокого старта. Принимающий эстафетную палочку стартует в пределах 10 м от зоны передачи, используя при этом индивидуальные отметки, обозначающие начало разбега. Перед самым окончанием зоны передач эстафетная палочка передается из рук в руки, обычно снизу вверх.
Методы передачи эстафетной палочки.
Применяются следующие способы передачи:
1. Во время передачи эстафетной палочки на внешней стороне передающий удерживает ее в левой руке, движется справа от принимающего и передает палочку ему в правую руку.
2. При внутренней передаче бегун держит эстафетную палочку в правой руке, бежит слева от принимающего и передает ее в левую руку.
3. В процессе так называемой «франкфуртской» передачи осуществляется комбинированный подход:
— первая передача — внутренним;
— третья — снова через внутренний метод.
Задачи, средства и методы обучения
Задача 1. Сформировать понимание о методике эстафетного бега.
1. Сообщить сведения о видах эстафетного бега.
2. Пояснить и продемонстрировать метод передачи эстафетной палочки в зоне длиной 20 метров при максимально возможной скорости.
3. Показать кинокольцовки передачи эстафеты сильнейшими бегунами.
4. Прояснить важность вычисления и аккуратности движений при передаче эстафеты.
Задача 2. Научить технике передачи эстафетной палочки.
1. С помощью объяснения и наглядного примера сформировать представление о методе передачи эстафетной палочки снизу.
2. Передача эстафетной палочки правой и левой руками, стоя на месте, без предварительной имитации и с предварительной имитацией движений рук при беге.
3. Переправа эстафетной палочки по команде учителя во время движения шагом.
4. То же по сигналу передающего.
5. Эстафетная палочка передается по сигналу передающего во время медленного, а затем быстрого бега. Контрольная точка устанавливается преподавателем (тренером).
6. Передача эстафетной палочки при быстром беге по отдельной дорожке.
Рекомендации по методике. Задания для передачи эстафетной палочки на одном месте
полняются парами, двумя шеренгами и по кругу. Передающий находится уступом в противоположную сторону от руки, держащей эстафету. Так же выполняются упражнения в передаче эстафетной палочки в передвижении шагом и медленным бегом.
Задача 3. Обучить спортсмена, получающего эстафету, правильно стартовать.
1. Старт на прямой из положения с опорой на одну руку.
2. Начало на отдельной линии на повороте (при выходе на прямой участок) с поддержкой на одной руке.
3. Старт на отдельной дорожке на прямой (при входе в вираж).
4. Установление дистанции от старта до контрольного знака.
5. Старт на отдельной дорожке в момент достижения передающим контрольной отметки.
Рекомендации по методике. При освоении старта на дорожке важно следить за тем, чтобы принимающий находился на внешней линии в 2-м и 4-м этапах, а на внутренней — в 3-м. Переход к изучению старта, синхронизированного с бегом передающего, имеет смысл лишь после достижения уверенного навыка старта и бега по задней части дорожки.
Задача 4. Добиться передачи эстафеты на максимальной скорости в 20-метровой зоне.
1. Эстафета передается с максимальной быстротой в указанной зоне (для каждого этапа устанавливаются индивидуальные контрольные точки для команды).
2. Командный эстафетный бег на полную дистанцию с участием двух и более команд.
Разновидности эстафетного бега
— Официальные эстафеты для женщин и мужчин: 4*100, 4* 200, 4*400, 4* 800 м;
— Официальная мужская эстафета 4×1500 м;
— Олимпийские эстафеты для женщин и мужчин: 4* 100 м и 4*400 м
— "Шведская эстафета" — 800/400/200/100 м или 100/200/400/800 м;
— Любительские, школьные эстафеты -дальность этапов
Эстафета на 4 этапа по 100 метров
Техника эстафетного бега 4 х 100 м.
На первом этапе бегун начинает с низкого старта в повороте, как это делается на 200 метрах. Эстафетная палочка удерживается тремя пальцами правой руки, при этом указательный и большой пальцы выпрямлены и касаются дорожки на старте. Для того чтобы бегун первого этапа мог бежать у края дорожки, важно, чтобы палочка всегда находилась в правой руке, а передавалась в левую руку партнёру. Дистанция проходит с максимальной скоростью. Основная сложность заключается в передаче эстафетной палочки в ограниченной зоне при высокой скорости.
Способы передачи эстафетной палочки:
Снизу — вверх. При этой методике бегун, который получает эстафетную палочку, отводит свою руку (противоположную той, что передает палочку) немного назад и вбок, большой палец отклоняется в сторону ладони, а четыре пальца держатся вместе, ладонь направлена прямо назад. Передающий бегун опускает эстафетную палочку движением снизу вверх между большим пальцем и ладонной частью руки. Как только принимающий бегун чувствует касание эстафетной палочки, он хватает ее, сжимая кисть.
Сверху—вниз. При данном способе рука отводится также назад чуть в сторону, но плоскость ладони смотрит вверх. Передающий бегун вкладывает эстафетную палочку движением сверху—вниз, опуская ее на ладонь. При соприкосновении палочки с ладонью принимающий бегун захватывает ее, сжимая кисть.
Когда бегун, который передает эстафету, достигает контрольной отметки, принимающий участник начинает свое движение. Входя в зону передачи, оба бегуна сближаются, и первый должен догнать второго. За два шага перед передачей первый бегун должен произнести короткую команду, чтобы второй выпрямил и отдал руку назад для получения эстафеты. После успешной передачи бегун, принявший эстафету, ускоряет свой бег на следующем этапе, в то время как бегун, завершивший передачу,
эстафету, постепенно замедляя бег, останавливается, но не выходит за боковые границы своей дорожки. Только после пробегания зоны передачи другими командами он покидает дорожку.
Спортсмен на втором этапе держит эстафетную палочку в левой руке и передаст её бегуну на третьем этапе в правую руку. Бегун на III этапе движется по виражу, стараясь держаться как можно ближе к бровке, и передает эстафету на IV этапе из правой руки в левую. Процесс передачи эстафетной палочки выполняется согласно вышеописанным методам.
В зоне передачи бегуны должны бежать, не мешая друг другу, т.е. по краям беговой дорожки в зависимости от руки, осуществляющей передачу. При рациональной технике передачи эстафеты бегун, принимающий палочку, должен осуществлять бег и прием эстафеты не оглядываясь назад, сохраняя высокую скорость. Обычно бегун, принимающий эстафету, стартует или с высокого старта, или с низкого старта с опорой на одну руку. При высоком старте бегун поворачивает голову немного назад, чтобы видеть контрольную отметку и подбегающего к ней бегуна. При старте с опорой на одну руку бегун смотрит назад через плечо неопорной руки, или, опустив голову, смотрит назад под неопорной рукой.
Ключевым аспектом техники в момент передачи является синхронный бег, то есть нужно двигаться в одном темпе. Необходимо определить наилучшую длину «форы» для старта, чтобы момент совпадения скоростей передающего и принимающего участника происходил в центре зоны передачи.
Основная задача при передаче эстафетной палочки — как можно быстрее передать ее, не потеряв время на самой передаче. Расстояние между бегунами в момент передачи равняется длине отведенной назад руки бегуна, принимающего эстафету, и длине выпрямленной вперед руки бегуна, передающего эстафету.
Этапный забег 4 x 400 м
Эстафета 4 x 400 метров — командная дисциплина из 4 спортсменов, которая должна передавать эстафетную палочку, пробежать 1600 метров и опередить на
завершении состязаний. Соревнования проходят в летний период (дорожка длиной 400 метров) и зимой (дорожка длиной 200 метров).
Правила и техника:
На открытом стадионе эстафета стартует с беговых позиций для дистанции 400 метров, где каждая команда проходит первый этап на своей дорожке. Затем участники, как и на 800-метровом забеге, выходят на общую дорожку и после примерно 115 метров переходят на общий бег вдоль бровки стадиона. Передача эстафетной палочки с первого на второй этап осуществляется вдоль линии старта 800-метровой дистанции, а на последующих этапах — на финишной линии 400 метров. Процесс передачи палочки должен проходить в 20-метровом коридоре.
Таким образом, эстафета 4 х 400 метров это контактная беговая дисциплина, что делает её общей с бегом на средние дистанции. Часто проблемы возникают при передаче палочки, особенно со второго этапа на третий, когда разрывы между командами еще не столь велики. В отличие от эстафеты 4×100 метров передача палочки не играет такой ключевой роли, однако слаженная передача весьма важна.
Одним из направлений легкой атлетики являются Встречные эстафеты. В учебниках и специализированных изданиях по легкой атлетике не описана методика их проведения. Включение встречных эстафет в учебный процесс помогает поддерживать интерес к занятиям легкой атлетикой, развивает такие физические качества, как скорость, выносливость и ловкость, а также формирует настойчивость, упорство и волю к победе, улучшает координацию движений и способствует выработке привычки концентрироваться мышечным усилиям.
Техника проведения встречных эстафет.
Члены команды преодолевают заданные участки дистанции, передавая друг другу эстафетную палочку, размеры которой составляют 26-30 см в длину, 32 мм в диаметре и весит не менее 50 граммов. Во время эстафет сохраняется идеальный уровень скорости, что способствует улучшению быстроты движений.
учащихся с различным уровнем физической подготовленности.
Эстафеты с противником организуются исключительно на коротких дистанциях, как правило, с численным составом команд, состоящим из многих участников. Они могут включать не только беговые этапы, но и задания, которые нужно выполнять на каждом этапе, не отвлекаясь от передачи эстафетной палочки.
При проведении эстафет следует придерживаться следующих правил:
1. Запрещается катить и передавать эстафетную палочку своему товарищу;
2. Запрещается всякая помощь (подталкивание на старте и т. п.) одного участника команды другому;
3. Финишный этап должен быть завершен бегуном, который пересечёт линию финиша с эстафетной палочкой;
4. При падении эстафетной палочки уронивший должен поднять ее не мешая участникам других команд;
5. В случае падения во время передачи ответственность за подъем лежит на том, кто осуществлял передачу.
Специальные беговые упражнения
Чтобы эффективно овладеть искусством бега, следует начать с выполнения специализированных беговых упражнений. Эти занятия способствуют формированию правильных мышечных ощущений, связанных с техникой бега, и помогают устранить определённые технические недостатки.
1. Бег прямыми ногами вперед. Упражнение направлено на правильную постановку стопы.
Не удается отыскать нужные материалы? Воспользуйтесь сервисом по подбору литературы.
2. Беговой роллинг. Продвижение вперед осуществляется перекатом с пятки на носок через прямую ногу (активная работа голеностопа)
3. Бег с подъемом голени. Это упражнение осуществляется на передней стороне сто-
1. Составители: Клюкина Н.А., Щенкова И.Т., Быстрых М.С., Маслаускене О.Ю. / Методические рекомендации для учителей и преподавателей физической культуры «Обучение технике видов легкой атлетики. Бег на короткие дистанции. Эстафетный бег».
2. Маслаков В.М., Врублевский Е.П., Мирзоев О.М. Эстафетный бег: его история, методика, подготовка и тренировки. Олимпия, 2009.
3. Озолин Э.С., Кривозубов В.В. Методика подготовки легкоатлетических эстафетных команд 4×100 м к Олимпийским играм в Сеуле // Научно-спортивный вестник. — 1989.
Тулья слегка наклонена под углом 10-12°, руки движутся как во время бега, колено не выступает за свою проекцию.
4. Бег с высоким подниманием бедра. Угол наклона туловища вперед 10-12°, подъем маховой ноги 90°,опорная нога упругая прямая, опускаем на полстопы впереди своей проекции, руки работают как при беге.
5. Переходящие прыжки (с одной ноги на другую). Это движение выполняется с подскоком вверх и быстрой заменой ног.
6. Пробегание отрезков30-40 м с ускорением и последующим бегом по инерции.
7. Прямой бег на дистанции 60, 80, 100 метров с варьированием темпа на протяжении пути.
8. Бег по повороту (по часовой и против часовой стрелки) с наклоном туловища в сторону поворота.
9. Аналогично с выходом на прямую.
10. Бег по прямой с выходом в поворот.
В завершение хочу отметить, что эстафетный бег является одной из самых впечатляющих дисциплин в мире легкой атлетики. Его ценят как взрослые, так и молодое поколение. При поверхностном знакомстве с этим видом соревнования становится очевидным, что правила эстафетного бега отличаются своей сложностью и уникальностью. Они требуют не только от каждого участника высоких индивидуальных результатов, но и отличной командной работы.
Только совокупность всех этих элементов позволит команде подняться на вершину пьедестала. Как написано на одной из скал Греции: «Если хочешь быть сильным — бегай, хочешь быть красивым — бегай, хочешь быть умным — бегай». Ученые установили, что слова эти высечены древними эллинами и тем самым до сих пор используются в наши дни.
4. Жилкин А.И. и другие. Легкая атлетика: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / А.И. Жилкин, В.С. Кузьмин, Е.В. Сидорчук. — Москва: Издательский центр «Академия», 2003
METHODICAL RECOMMENDATIONS OF THE RESTAURANT RUN: TEAM
ОБЕЩАНИЕ ПОБЕДЫ В РАБОТЕ
N.A. Klyukina, associate professor
Пермский государственный агро-технологический университет имени академика Д.Н. Прянишникова (Россия, Пермь)
Abstract. This article outlines the historical aspects of the development and formation of the relay race. The author examines the types of relay race, the main mistakes in this sport, describes the basic issues of the performance of the technique of relay race and teaching methods.
Ключевые слова: эстафетный бег, история становления, спорт, правила, ошибки, методы тренировок, разновидности эстафет, беговые упражнения.
Читать книгу: «Эстафетный бег. История, техника, обучение, тренировка»

Маслаков В. М. – вице-президент Всероссийской федерации лёгкой атлетики, главный тренер сборных команд Российской Федерации по лёгкой атлетике, Заслуженный тренер СССР, Заслуженный работник физической культуры Российской Федерации (г. Москва).
Е. П. Врублевский – руководитель кафедры теории и практики лёгкой атлетики в Смоленской государственной академии физической культуры, спорта и туризма, является доктором педагогических наук и профессором (г. Смоленск).
Мирзоев О. М. – доцент кафедры теории и методики лёгкой атлетики Российского государственного университета физической культуры, спорта и туризма, кандидат педагогических наук, доцент (г. Москва).
1 страница. Триумфальное завершение эстафетной гонки 4 × 100 м женской сборной России на XXIX Олимпийских играх, проходивших в Пекине (Китай, 2008 год).
2 стр. Герои XXIX Олимпийских игр в г. Пекине: вверху – сборная команда страны в эстафетном беге 4 × 100 м – чемпионы Игр: А. Федорива, Ю. Чермошанская, Е. Полякова и Ю. Гущина; внизу – сборная команда страны в эстафетном беге 4 × 400 м – бронзовые призёры: В. Фролов, М. Дылдин, Д. Алексеев и А. Кокорин.
Эстафетный бег — это единственный командный вид лёгкой атлетики, где каждый участник преодолевает свой этап, а итоговое время команды определяется суммой результатов всех участников. Победа в соревновании зависит от мастерства каждого члена команды в сочетании высокой скорости бега, а также точности передачи и приема эстафетной палочки с минимальными временными затратами. Этот вид соревнований заметно отличается от других видов лёгкой атлетики, поскольку требует от участников как понимания друг друга, так и безукоризненной четкости и согласованности действий. Более того, они должны быть постоянно готовы адаптироваться к изменениям в соревновательной обстановке или внешних условиях.
Само слово «эстафета» («staffa») заимствовано из итальянского языка, где оно означает «стремя». Так, для того чтобы самым быстрым способом доставить важное сообщение, в прежние времена гонцам приходилось менять лошадей, образно говоря перескакивать из «стремени в стремя», что позволяло сохранять максимальную скорость передвижения. Этот принцип перенесён и в спортивные эстафеты (21).
Беговые эстафеты, организуемые на стадионе, могут состоять из этапов как коротких, так и средних дистанций. В первом варианте эстафетный бег проходит по отдельным дорожкам (на всей дистанции или на начальном этапе), в то время как во втором – по общей дорожке. При этом наличие эстафетной палочки не влияет на технику бега; рекомендуется некоторое время привыкать к расслабленному и свободному её удерживанию. В беговых соревнованиях по шоссе или по неровной местности эстафету можно передавать как с помощью палочки, так и при касании руки партнёра.
Нельзя не отметить тот факт, что эстафетный бег является не только одним из наиболее эмоциональных, увлекательных соревнований для участников, но и зрелищным для болельщиков. Немалую роль, кроме уровня подготовленности каждого участника, умения быстро бежать и передавать эстафетную палочку, здесь имеет слаженность действий всех спортсменов команды, их психическая совместимость, техническое и тактическое мастерство.
Эстафетный бег представляет собой ключевой вид соревнований в общеобразовательных учреждениях и детских спортивных группах. Практика эстафетного бега воспитывает с раннего возраста чувство командного духа и умение сосредотачиваться. А разнообразные игры в формате эстафеты помогают эффективно усваивать навыки низкого и высокого старта, а также быстро оценивать начальную скорость.
Следует отметить положительные воздействия эстафетного бега на развитие и совершенствование скоростных способностей спринтера. Включение в тренировочное занятие передачи эстафетной палочки на различных отрезках (что у отечественных бегунов и бегуний встречается крайне редко!) позволяет избежать многих нежелательных моментов, которые возникают при беге с ходу, когда на спортсмена «давят» не только показания секундомера, но и результат товарища. Кроме того, эстафета развивает быстроту реакции, способность к ускорению, а высокий эмоциональный настрой создаёт прекрасные условия для повышения скорости бега спортсменов. В тоже время, как всякое коллективное действие, она заставляет спринтера быть более собранным, внимательным, чувствовать ответственность перед товарищами по команде. Вот уж поистине – «один за всех и все за одного!»
Эстафетный бег является особенно полезным в обучении молодых спринтеров. В начале тренировок у детей интерес к самому процессу часто выше, чем к достижениям. Учитывая это свойство, разнообразие методов тренировки становится важным для формирования положительного эмоционального фона у юных атлетов.
Таким образом, эстафетный бег не только захватывает своим динамизмом, но и является таким скоростным упражнением, которое выполняется не в стандартном, неизменном виде, а в вариативных, изменяющихся ситуациях и формах, что, по нашему мнению, особенно важно.
Тем временем, стиль забега спортсменов на эстафетах показывает, что большинство молодых атлетов не освоили правильную технику передачи эстафетной палочки. Это ещё раз подчеркивает, что многие из них участвуют в эстафетах без должной подготовки, а тренировки по этому виду соревнований организуются в спешном порядке, обычно за 1–2 недели до мероприятий (в лучшем случае!), а иногда даже за несколько часов до старта. Основная задача такой подготовки – добраться до финиша без нарушений! Тем не менее, стоит лишь посмотреть на соревнования любого уровня, как становится очевидным: выступления большинства команд заканчиваются довольно скромными результатами или даже дисквалификацией.
При этом хотелось бы отметить, что эстафетный бег, как эффективное тренировочное средство, широко используется в подготовке сильнейших спринтеров мира. Особенно много внимания ему уделяется в США, странах Карибского бассейна и др.
К сожалению, в Российской Федерации этот положительный пример перенимает слишком малое количество тренеров. По всей видимости, именно поэтому у нас существует нехватка специалистов, способных подготовить эстафетные команды к важным соревнованиям.
Наблюдения и анализ тренировочного процесса отечественных спринтеров показали, что эстафетному бегу отводится чрезвычайно мало времени и места, а многие специалисты не в полной мере знакомы с методикой подготовки эстафетных команд. Зачастую она не только не отвечают цели и задачам организации тренировочного процесса бегунов на короткие дистанции, но и осуществляется в ущерб ему.
Часто бывает, что улучшение техники эстафетного бега осуществляется в неподходящем скоростном режиме и применяется как «дополнение» к нагрузке другого типа. Иногда не принимается во внимание состояние атлета и то, смог ли он восстановиться после предыдущих тренировочных сессий! Не зря именно в эстафетах участники часто получают травмы.
Все это свидетельствует о слабой методической подготовленности тренеров, информированности в вопросах, касающихся как совершенствования технического мастерства спортсменов, так и организации подготовки эстафетных команд различного уровня.
В своих усилиях создатели научно-методического пособия стремились не только собрать и обобщить материалы, собранные различными исследователями о эстафетном беге, но и значительно обогатить их собственными данными, которые были собраны за последние несколько лет в результате совместной работы с тренерами и спортсменами сборной России по лёгкой атлетике.
Следует отметить, что в 1988 г. были изданы методические рекомендации В. В. Кривозубова (фактически последнее издание по эстафетному бегу в нашей стране), где автором были предложены факторы, определяющие техническое мастерство спортсменов и их подготовку в эстафетном беге 4 × 100 м (4). Безусловно, исследования В. В. Кривозубова представляют интерес и не утратили актуальность сегодня, в связи с чем отдельные аспекты его работы не могли не найти своего отражения на страницах нашей книги.
Создатели не утверждают, что охватили все аспекты, связанные с эстафетным бегом, однако они верят, что если использовать предоставленный материал с креативным и вдумчивым подходом, его можно эффективно применять на практике.
Выражаем признательность тренерам и спортсменам – бегунам и бегуньям на короткие дистанции сборной команды Российской Федерации по лёгкой атлетике за содействие в получении экспериментального материала.
Командные виды спорта, составляющие программу состязаний Международной ассоциации легкой атлетики (IAAF) и Европейской ассоциации легкой атлетики (ЕАА)
Дистанции в программе соревнований, проводимых на стадионе
► На Олимпийских играх, чемпионатах мира (включая соревнования среди юниоров), Европы (также для юниоров и молодёжи), а также Кубке Европы (начиная с 2009 года, эти соревнования получили название командного чемпионата Европы) – 4 × 100 м и 4 × 400 м.
► На Чемпионатах мира среди юношей и девочек (16–17 лет) – 100 + 200 + 300 + 400 м.
Дистанции, которые представлены в зачете соревнований, организуемых в закрытых помещениях
► На Чемпионатах мира и Европы – 4 × 400 м.
► На Европейском Кубке – 800 и 600 и 400 и 200 метров.
Дистанции в программе соревнований, проводимых на шоссе
► Экиден (марафонская дистанция, состоящая из 6 этапов):
– 6-й этап – 7 км 195 м.
Мировые, континентальные и национальные рекорды фиксируются не только в традиционных эстафетах на 4 × 100 и 4 × 400 метров, но и в беге на 4 × 200 метров, 4 × 800 метров и 4 × 1500 метров.
Менее популярны в последнее время эстафеты 10 × 1000 м, 3 × 1000 м, «шведская эстафета» (400 м + 300 м + 200 м + 100 м), 800 м + 400 м + 200 м + 100 м, «олимпийская эстафета» – 800 м + 200 м + 200 м + 400 м, 10 × 100 м, 4 × 500 м и др.
Бесплатный отрывок завершён.




