Чтобы развить быстроту, ключевым моментом является регулярная тренировка, сочетающая в себе элементы скоростной работы и силовых упражнений. Важно включать в тренировки различные виды активности, такие как спринты, прыжки и agility-упражнения, которые способствуют улучшению координации и реактивности.
Дополнительно, внимание следует уделять технике выполнения упражнений и правильно подобранному режиму питания, так как сбалансированный рацион способствует восстановлению и общему развитию физической формы. Также полезными будут растяжки и разогревы, которые обеспечат поддержку мышц и суставов, что, в свою очередь, уменьшает риск травм.
Развиваем быстроту у детей 5–7 лет
Уровень общей физической подготовленности ребенка определяется тем, насколько развиты у него основные двигательные качества. Одним из основных физических качеств является быстрота. Уровень ее развития определяет успех в подавляющем большинстве видов спорта.
Быстрота как двигательное качество представляет собой способность человека выполнять двигательные действия в минимальный срок, которая определяется скоростью реакции на сигнал и частотой многократно повторяющихся действий.
Темочки:
На физкультуре быстрота реакции развивается с помощью разнообразных упражнений, требующих быстрого реагирования на заранее обусловленные сигналы (например, свободный бег с остановками или изменением направления по сигналу, при проведении эстафет, спортивных игр.
Для развития быстроты движений при организации игровых упражнений и подвижных игр используются естественные формы движений и нестереотипные способы их выполнения.
Для развития у детей быстроты важно:
— Использовать хорошо освоенные упражнения, так как движение должно быть в основных чертах освоено ребёнком в медленном темпе, иначе все усилия будут направлены на овладение действием, а не на быстрое его выполнение.
— Проводить освоенные ребенком упражнения в разных условиях, с разной интенсивностью, с усложнением, чтобы они не носили однообразный характер.
— Проводить упражнения в начале занятия или прогулки, чтобы дети были в состоянии максимальной работоспособности.
— Учитывать продолжительность упражнений, чтобы исключить снижение скорости и наступление утомления.
— Учитывать физическую подготовленность детей и состояние их здоровья.
Для развития быстроты у детей старших и подготовительных групп можно использовать следующие упражнения:
1) Исходное положение (Далее — и. п.) — правая рука вверх, левая вниз. Энергичная смена рук в быстром темпе. Повторить после небольшой паузы.
2) И. п. — сидя, упор руками сзади, ноги согнуты в коленях. Переступая стопами ног, быстрые повороты вокруг себя в разные стороны.
3) И. п. — ноги на ширине плеч, палка посередине перед собой. Быстро подбросить и поймать палку другой рукой. Повторить несколько раз.
4) И. п. — парами лицом друг к другу. Хлопок в ладоши перед собой, по ладоням товарища (перекрестно). Темп постепенно увеличивается.
5) ПРОПЕЛЛЕР. Держать палку за середину правой рукой. Активно работая кистью, быстро поворачивать ее вправо — влево. После отдыха выполнять движение левой кистью.
6) БРОСЬ МЯЧ. Подбрасывать мяч вверх, отбивая его о пол или стену, делая хлопки и повороты в разные стороны.
7) ЛУК И СТРЕЛЫ. Дети делятся на два звена, которые стоят друг против друга на расстоянии 15 м. По сигналу воспитателя «стрелы» перебегают к своему «луку», определяется самая быстрая «стрела». Затем дети меняются местами.
8) КТО ДАЛЬШЕ? Трое-четверо детей с одной стороны площадки одновременно отталкивают обручи, стараясь, чтобы они катились как можно дальше, ловят их, не допуская падения, и там останавливаются.
Игры способствующие развитию быстроты:
1) ТРЕТИЙ ЛИШНИЙ. Дети стоят по кругу парами. Водящий пытается догнать одного лишнего ребенка, который убегает от него и может заменить одного из детей, стоящих в паре, встав перед ним.
2) Я – ВЕДУЩИЙ. Дети бегут в колонне друг за другом. По сигналу педагога разбегаются по всему залу (площадке). Педагог называет имя ведущего, и все дети выстраиваются за ведущим в колонну. Игра повторяется несколько раз.
Каждый раз место ведущего занимает другой ребенок.
3) УСПЕЙ ПОЙМАТЬ. Дети стоят по кругу, в центре круга – педагог, который придерживает рукой палку, поставленную на пол вертикально. Затем педагог называет имя одного из детей, быстро отпускает палку и отбегает. Ребенок должен успеть подбежать и схватить палку, не дав ей упасть.
В данную игру дети могут играть самостоятельно. В таком случае, если вызванный ребенок сумел схватить палку, он занимает место водящего. Если сделать этого не удалось, то водящий остается прежний. Стоять можно лицом, боком или спиной к центру круга.
4) БЕРЕГИ МЕШОЧЕК. По кругу разложены мешочки с песком. Количество играющих на одного больше, чем мешочков. Дети бегут по кругу так, чтобы мешочек был расположен между ними и центром круга. По сигналу быстро «Быстро взять!» берут один мешочек.
Тот, кто не успел его взять, считается проигравшим.
5) НЕ ДАВАЙ МЯЧ. Играют все дети, один из которых — водящий. Все, кроме водящего, в произвольном порядке размещаются по залу и перебрасывают друг другу мяч, который пытается перехватить водящий. Перехватив мяч, водящий быстро бросает его в любого игрока, не сходя с места. Ребенок, в которого попал мяч, становится водящим, а прежний водящим занимает его место.
Игры, направленные на развитие быстроты, создают положительную предпосылку для воспитания силы и выносливости, а также других физических качеств, оказывая разносторонний эффект, поэтому необходимо работать над всеми ее составляющими.
Публикации по теме:
Консультация для родителей «Развиваем музыкальные способности детей дома» «Развиваем музыкальные способности детей дома». Консультация для родителей Музыкальность ребёнка развивается при создании благоприятных.
Деловая игра «Развиваем познавательные способности детей дошкольного возраста» Если вы хотите научить детей думать, Научите их сначала придумывать. Дж. Родари ЗАДАЧИ: 1. Повышать компетентность, профессионализм.
Консультация для педагогов и родителей детей дошкольного возраста «Развиваем речь детей по теме «Дикие животные лесов» Консультация для педагогов и родителей детей дошкольного возраста: «Развиваем речь детей по теме: «Дикие животные лесов». Дети должны знать:.

Консультация для родителей «Ложками играем, чувство ритма развиваем» для детей 3–5 лет Ложками играем, чувство ритма развиваем. Консультация для родителей. Ритм – это чередование звуков и пауз разной продолжительности. Надо.
Консультация для родителей «Развиваем связную речь детей, знакомя их с любимым городом» Консультация для родителей на тему: «Развиваем связную речь детей, знакомя их с любимым городом».Как хочется, чтобы речь вашего ребёнка.
Консультация для родителей «Развиваем детей через театрализованную деятельность» Театр это искусство, которое близко и понятно детям. Так как в основе театра лежит игра. Театр воздействует на эмоциональный мир ребёнка.
Консультация для родителей «Развиваем мелкую моторику детей» Цель:Знакомство родителей с методами и приемами работы с детьми по развитию мелкой моторики рук в домашних условияхЗадачи:показать важность.

Консультация для родителей «Развиваем у детей чувство ритма» Уважаемые родители! Чем чаще вы будете играть с ребёнком в музыкальные игры, тем быстрее ребёнок будет развиваться. У него появится интерес.
Развиваем слуховое внимание у детей. Консультация для родителей Внимание является необходимым условием любой деятельности. Человек, хорошо владеющий своим вниманием, как правило, отличается такими положительными.

Сценарий мастер-класса с родителями воспитанников старшей группы «Развиваем пальчики — развиваем мозг» Сценарий мастер-класса с родителями воспитанников старшей группы «Развиваем пальчики — развиваем мо г» Цель: познакомить родителей с приемами.
- Темочки
Развитие скоростных способностей

В обыденной жизни человеку приходится быстро совершать различные двигательные действия в короткий промежуток времени – например, успеть попасть в магазин до его закрытия. Для этого ему нужно ускорить свой шаг и даже перейти на быстрый бег. А бывают ситуации, когда необходимо выполнить какое-то движение в считанные доли секунды, чтобы предотвратить беду, – например, успеть схватить на лету падающую вазу и т.д. Оба эти случая характеризуют скоростные способности человека. В первом случае проявляется способность быстро выполнять двигательные действия в короткий промежуток времени, во втором – способность быстро среагировать на какую-либо ситуацию и выполнить ответное движение.
Все сказанное касается и физического совершенствования человека с помощью физических упражнений. Взять, к примеру, бег на короткие дистанции – 60 м, 100 м и 200 м. По правилам соревнований бег начинают по сигналу судьи. Надо быть очень внимательным, чтобы стартовать вовремя: чуть зазевался – и уже отстанешь от соперников. Но этого мало.
После начала бега следует очень быстро выполнять движения руками и ногами, чтобы первым пересечь линию финиша. Здесь одновременно проявляются быстрота двигательной реакции и быстрота движений, а в целом – скоростные способности спортсмена. Как же их развивать?
Развитие быстроты двигательной реакции
Улучшить быстроту двигательной реакции можно, используя разнообразные подвижные и спортивные игры. К примеру, использовать подвижные игры – такие, как «День и ночь», «Светофор». Среди спортивных игр можно выделить настольный теннис, футбол, бадминтон и др. Помимо этого, развитию быстроты двигательной реакции способствуют различные виды единоборств.
Это борьба: самбо, дзюдо, каратэ, бокс и т.д. Нельзя оставлять без внимания и различные эстафеты как самые доступные средства для развития быстроты двигательной реакции.
Но недостаточно знания только данных средств. Основным способом развития быстроты двигательной реакции является повторное выполнение упражнений. Так как по времени упражнения на развитие быстроты двигательной реакции носят характер мгновенного действия, паузы отдыха между ними могут быть очень короткими, а количество повторений – достаточно большим (примерно до 10 раз).
Развитие быстроты движений
Для этого используют самые разнообразные упражнения: метания, игры, упражнения с предметами и без предметов, различные виды единоборств.
Эффективным средством также является бег: с высоким подниманием бедра, приставными и скрестными шагами, по малому кругу, семенящий, с ускорением, по отметкам, бег прыжками, бег эстафетный, бег по наклонной дорожке, бег за лидером и т.д. Выполняют эти упражнения с предельной или околопредельной скоростью.
Но использовать все эти упражнения для развития быстроты движений можно только после их разучивания. В любом случае выполнять их следует технически правильно, иначе польза будет минимальная. В соответствии с особенностями проявления быстроты выделяют две основные задачи, направленные на развитие способности быстро выполнять движение.
Одна из них – это упражнение в быстром начале движения, умении мгновенно реагировать действием на сигнал (словесный, звуковой). Это качество необходимо во многих подвижных и спортивных играх (настольном теннисе, баскетболе и др.), на старте в беге, плавании, любых эстафетах. Другая задача – учить поддерживать высокий темп движения, например в беге наперегонки, за партнером, при катании мяча, обруча.
При подборе игр и упражнений для развития быстроты необходимо учитывать некоторые специфические для данного качества требования, к которым относятся следующие:
- во-первых, движение должно быть в основных чертах освоено ребенком в медленном темпе. Без этого все усилия будут направлены на овладение действием, а не на быстрое его выполнение. Так, ребенок, неуверенно ловящий мяч и допускающий ряд ошибок (прижимает мяч к груди, широко расставляет руки), не сможет быстро его поймать и тут же перебросить обратно. Исправить недостатки в технике движения при быстром его выполнении невозможно;
- во-вторых, продолжительность упражнений на быстроту должна быть небольшой, чтобы к концу выполнения упражнения скорость не снижалась и не наступало утомление. Длина дистанции для бега в быстром темпе должна быть не более 30 м, число повторений прыжков – 10–12, продолжительность непрерывного интенсивного бега в играх – до 15–20 сек. Кроме того, должны быть предусмотрены интервалы отдыха;
- в-третьих, упражнения для развития быстроты не должны носить однообразный характер. Повторять их надо в различных условиях с разной интенсивностью, с усложнениями или, наоборот, снижением требований, облегчением заданий. Тогда не будет закрепления, стабилизации скорости, так называемого «скоростного барьера», который в дальнейшей работе с трудом преодолевается;
- в-четвертых, важным условием для успешного выполнения быстрых движений является такое состояние организма, которое достигается лишь в том случае, если дети не утомлены предшествующей деятельностью. Значит, игры и упражнения, совершенствующие быстроту, целесообразно проводить в начале занятий физическими упражнениями.
Наиболее благоприятным возрастным периодом для развития быстроты движений является младший и средний школьный возраст. При этом длительность выполнения скоростного упражнения не должна превышать 4–6 сек.
Физические упражнения для развития быстроты
1. И.п. – о.с. Быстро делать хлопки перед собой и за спиной. После 8–10 хлопков сделать перерыв, руки опустить и затем повторить упражнение 1–2 раза.
2. И.п. – руки перед грудью, пальцы сжаты в кулак. Постукивать правым кулаком по левому, как бы забивая гвоздь. Постепенно ускорять темп, доводя до максимально возможного. Руки опустить, после перерыва постукивать левым кулаком по правому.
3. И.п. – руки впереди согнуть, пальцы сжаты в кулаки. Энергично, резко разогнуть поочередно руки вперед, слегка поворачивая и наклоняя туловище вперед, – «боксеры». Повторить 4–5 раз, сделать перерыв и вновь выполнить упражнение.
4. И.п. – правая рука вверх. Энергично размахивая руками, быстро менять их положение (правая вверх – левая вниз, левая вверх – правая вниз). Делать перерывы для отдыха, руки опускать вниз.
5. И.п. – ноги врозь, руки в «замок» над головой. Быстро наклониться вперед, не сгибая ног в коленях, и энергично опустить руки вниз – «дровосек», сказав «Ух!», – сочетая наклоны с энергичным выдохом. Выполнить 5–6 раз, затем сделать перерыв и повторить упражнение 3–4 раза.
6. И.п. – лечь на живот, руки положить под подбородок – кисть одной руки на кисть другой. Быстро поочередно сгибать ноги под хлопки учителя.
7. И.п. – лежа на спине. Поочередно сгибать и разгибать ноги, имитируя езду на велосипеде. Чередовать движения в быстром и умеренном темпе, делать паузы для отдыха. Повторить 5–6 раз по 7–8 сек.
8. И.п. – лежа на спине. По сигналу быстро сесть, согнуть ноги, обхватив их руками, голову опустить, затем снова лечь.
9. И.п. – ноги врозь, мяч в правой руке. Быстро передавать мяч из правой руки в левую впереди и сзади себя. Делать перерывы для отдыха.
10. И.п. – ноги врозь, мяч в правой руке. Перебрасывать мяч из правой руки в левую, стараясь энергично поворачивать кисть.
Игры для развития быстроты
У кого дольше? Поставить обруч ободом на пол, сверху придерживая его рукой. Резким быстрым движением закрутить обруч одной рукой вокруг вертикальной оси, как юлу, затем выпустить, дать покружиться и поймать, не допуская падения.
Бегом в обруче. Дети сидят на полу в больших обручах, ноги прямые, упираются в обруч. Выполнять приставные шаги вправо и влево в быстром темпе.
Кто дальше? Трое-четверо детей с одной стороны площадки одновременно отталкивают обручи, стараясь, чтобы они катились как можно дальше, ловят их, не допуская падения, и там останавливаются. Выигрывает тот, кто окажется дальше всех от начальной линии.

Вариант. Дети бегут за катящимся обручем, подгоняя его рукой или согнутой в виде крючка проволокой.

Скорее в обруч! На полу разложены большие обручи, около каждого – двое детей. По сигналу «Беги!» дети бегают вокруг обруча, по сигналу «В обруч!» – впрыгивают в обруч и приседают. Выигрывает тот, кто первый впрыгнул в обруч.
Не опоздай! Небольшие обручи разложены по кругу, за ними стоят дети. Одного или двух обручей не хватает. Дети ходят и бегают по кругу, меняя положение рук (на пояс, вверх, в стороны) или способ бега (на носках, высоко поднимая колени, отводя голени назад). По сигналу быстро встают в обручи.
Оставшиеся без места считаются проигравшими.
Кто скорее дойдет до верха. Держать палку вертикально за нижний конец, перехватывая поочередно то одной, то другой рукой и ставя кулак к кулаку. Выигрывает тот, кто быстрее дойдет до верха.
Гребцы. Сесть, ноги врозь, палка на груди. Быстро наклониться вперед, коснуться палкой носков ног. Спокойно выпрямиться, палку поставить к груди. Повторить 8–10 раз.

Пропеллер. Держать палку за середину правой рукой. Активно работая кистью, быстро поворачивать ее вправо – влево. После отдыха выполнять движение левой кистью.
Поймай палку. Играющие дети стоят по кругу, в центре – учитель или ведущий. Он придерживает рукой палку, поставленную на пол вертикально, накрыв ее сверху ладонью. Учитель или ведущий называет имя одного из детей и отбегает, отпуская палку. Ребенок должен успеть подбежать и схватить палку, не дав ей упасть.
Вариант. Дети могут играть самостоятельно. Тогда вводится дополнительное правило: если вызванный игрок сумел подхватить палку, он занимает место водящего. Если это сделать не удалось, то водящий остается прежний. Стоять можно лицом, боком или спиной к центру круга.
Кто скорее с мячом? Двое-трое играющих, ударяя мячом о землю, продвигаются вперед шагом или бегом на расстояние 8–10 м. Выигрывает тот, кто раньше дойдет до противоположной стороны, не уронив мяча.
Брось мяч! Бросать мяч вверх, о землю или о стену и ловить, делая хлопок и поворот кругом.
Толкни – поймай. Дети разделяются на пары, у каждой пары мяч. Один сидит, второй стоит на расстоянии 2–3 м от него. Сидящий отталкивает мяч партнеру, быстро встает и ловит брошенный ему мяч. После нескольких повторений дети меняются ролями.
Поймай мяч. Дети располагаются тройками, двое из них – на расстоянии 3–4 м друг от друга, и перебрасывают мяч. Третий находится между ними и старается поймать мяч в тот момент, когда он пролетает над ним. Если поймает, он встает на место ребенка, бросившего мяч, а тот занимает место водящего.

Успей поймать. Играющие (5–6 детей) стоят в небольшом кругу, у каждого в руках мяч и камешек. Подбросив мяч, надо выбежать из круга, положить как можно дальше от него камешек на землю и, вернувшись в круг, успеть поймать мяч, отскочивший от земли. Кто сумеет положить камешек дальше всех и при этом не уронит мяч, тот выигрывает.
Кто скорее намотает шнур? К дереву, забору привязывают два шнура, каждый длиной 2–3 м. На концах шнуров – гладкие деревянные или пластмассовые палочки длиной 20–25 см, диаметром 2,5–3 см. Двое детей берут палочки, отходят с ними на всю длину шнура, который при этом натягивается. По сигналу учителя или водящего дети начинают вращать палочку поворотами кисти, наматывая шнур. Выигрывает тот, кто быстрее выполнит задание.
Кто скорее дойдет до середины? Для игры используют шнур длиной 4–5 м. На обоих концах его имеются палочки длиной 20–25 см, диаметром 2,5–3 см. Середина шнура обозначается цветной ленточкой или тесьмой. Двое играющих берут палочки и по сигналу начинают наматывать шнур. Выигрывает тот, кто раньше дойдет до середины.
Кто быстрее к шнуру? Двое детей сидят на стульях, поставленных на противоположных сторонах площадки спиной друг к другу. Под стульями лежит шнур. По сигналу «Бери!» дети встают и быстро обегают вокруг стульев, стараясь быстрее сесть на свой стул и выдернуть из-под него шнур. Выигрывает тот, кто сумеет это сделать первым.
Игры-эстафеты. Здесь можно использовать различные движения, лучше такие, которыми дети уже владеют:
- пройти по скамейке, подлезть под дугу, обежать кеглю и вернуться на место;
- пробежать по узкой дорожке между двумя линиями, расстояние между которыми – 15–20 см, перепрыгнуть через «ручеек» шириной 40–50 см, разбежаться и достать в прыжке до ветки;
- прыгнуть из кружка в кружок, расстояние между которыми – 30 см, пробежать 5 м, снова прыгнуть из кружка в кружок. Соревнуются примерно равные по силам дети.
Бери скорее! Играющие стоят посредине площадки в двух шеренгах напротив друг друга на расстоянии 2 м. По сторонам площадки на расстоянии 10–15 м за каждой шеренгой обозначаются ограничительные линии. Между каждой парой на землю кладут небольшой предмет – кубик, камешек, шишку. Дети принимают одно из исходных положений – сидя, лежа, в упоре на коленях.
По сигналу воспитателя каждый стремится быстро подняться, схватить предмет и убежать за ограничительную линию. Тот, кто не успел взять предмет, догоняет. Выигрывает успевший взять предмет и убежать с ним.
Найди пару в кругу. Дети стоят парами по кругу лицом по направлению движения, водящий – в центре круга. По первому сигналу играющие внутреннего круга идут шагом, наружного – бегом. По по второму дети из наружного круга быстро подбегают к любому стоящему во внутреннем круге, берутся за руки и двигаются шагом. Водящий также старается найти себе пару.
Оставшийся без пары становится водящим.
Догони! На одной стороне площадки стоят друг за другом два ребенка, расстояние между ними – 2–3 м. По сигналу они бегут в прямом направлении на другую сторону, бегущий сзади старается догнать бегущего впереди на дистанции до 30 м.
Важно правильно подбирать пары. При большой разнице в уровне подготовки надо надо давать фору более слабым учащимся – увеличивать или уменьшать расстояние между играющими. Не следует упускать при этом воспитательный эффект и забывать о воспитательном аспекте – надо постараться сделать так, чтобы менее сильный ребенок мог догнать быстрого. Учитель должен подчеркнуть его старание и успехи.

Кто дальше? На полу перед стеной проводят несколько параллельных линий на расстоянии 30 см одна от другой. Играющие встают перед первой линией и бросают мяч о стену, ловят и отходят на следующую линию; постепенно отступая от стены, бросают и ловят мяч. Побеждает тот, кто поймает мяч, находясь дальше всех от стены.
Конь-огонь. Играющие стоят по кругу, один (ведущий) – в центре круга с флажком. Идут подскоками по кругу под слова: «У меня есть конь, этот конь – огонь! Но-но-но-но, но-но-но-но!» Останавливаются, на месте делают движение согнутой ногой – конь бьет копытом. Водящий в это время подскоками обходит круг, говоря: «Я скачу на нем, на коне своем.
Но-но-но-но, но-но-но-но!» – ведущий останавливается и машет флажком между двумя играющими. Один из них бежит в правую сторону круга, другой – в левую, стараясь быстрее обежать круг и взять флажок. Тот, кому это удалось, идет в круг с флажком. Игра повторяется.
Развитие скорости
![]()
Скорость – это способность быстро передвигаться или быстро делать какие-либо движения. Как и все компоненты физической подготовки, быстроту можно разделить на различные виды. Это может означать, что все тело движется с максимальной скоростью бега, как у спринтеров. Это может означать оптимальную скорость, например, контролируемую скорость при разбеге в прыжковых видах. Или это может быть скорость одной из конечностей, к примеру, руки при толкании ядра или метании диска, или толчковой ноги в прыжках.
Скорость бывает следующих видов:
Максимальная
– Так быстро, как только можешь – может быть задействовано все тело или только конечность
Оптимальная
– Контролируемая скорость разбега перед прыжком, метанием, или лучшая средняя скорость на любой дистанции ходьбы или бега
Скорость ускорения
– Изменение темпа скорости
Время реакции
– Время между стимулом и первым движением спортсмена. Включает в себя реакцию на стартовый пистолет при низком старте, а также то, как быстро спортсмен реагирует на что-либо
Скоростная выносливость
– Способность поддерживать максимальную или оптимальную скорость даже по мере роста уровня утомления.
При рождении и в раннем детстве нервная система ребенка уже существует, но полностью она не развита. По мере развития и формирования нервной системы в детстве она становится способной не только посылать более четкие сигналы по нервам, но и способной посылать эти более четкие и точные сигналы по нервам быстрее. Время, когда нервная система достаточно созревает для того, чтобы ребенок смог производить точные мышечные движения и обучаться им, совпадает с временем, когда ребенок может быстрее выполнять движения. Время, которое сразу же следует за таким созреванием нервной системы, можно считать «окном возможности» для развития навыков и быстроты.
Мы уже видели, что навыки и скорость – это не единственные компоненты физической подготовки, имеющие окна возможности. Графики окон развития возможностей мальчиков и девочек демонстрируют дополнительные возможности для развития силы, аэробной способности и – во второй раз – быстроты.
Первое «окно скорости» связано с развитием нервной системы и ее способности к более быстрому посылу сигналов. Это окно скорости не означает, что теперь спортсмен вдруг должен заняться повторениями на 100м. Вместо этого нужно развивать реактивные движения и внезапно инициируемые движения. Сделать это можно с помощью разнообразных скоростных движений в разных направлениях и игр, основанных на работе продолжительностью менее 4–5 секунд, с соответствующим восстановлением между ними.
Второе «окно скорости» наступает в период полового созревания благодаря постоянному развитию нервной системы, но теперь уже с поддержкой развивающихся энергетических систем. В течение этого окна скорости можно проводить все виды работ, связанные с быстротой, – на благо развивающемуся спортсмену.
Развитие скорости
Развитие скорости связана с развитием навыка выполнения всех приемов в более быстром темпе. Для развития скорости навык нужно регулярно тренировать в максимальном – или близком к максимальному – темпе. К примеру, максимальная скорость бега вырабатывается с помощью забегов на короткие дистанции с приложением максимальных усилий. Вероятно, самым основным упражнением для развития максимальной скорости являются «летучие 30-ки», т.е. спринт с максимальным приложением усилий на 10м, 20м, 30м или даже 40м. Самая распространенная дистанция для старших спортсменов – это 30м, поэтому упражнение и называется «летучие 30-ки».
Тренер размечает зону ускорения длиной в 30м и зону максимальной скорости длиной в 30м, с учетом места для выбега с контролируемым замедлением бега длиной 30 м, как это показано на схеме. Навык движения на скорости, как и все остальные, нужно практиковать до того, как спортсмен устанет. По этой причине время восстановления между повторениями и сериями должно быть достаточным для восстановления после любой усталости. В этом упражнении, где упор делается на энергетическую систему АТР-СР, время восстановления между повторениями должно составлять от 2 до 3 минут, а между сериями – 5 – 8 минут.
Поскольку выполнение этого упражнения требует интенсивных усилий и концентрации для достижения максимальной скорости, в серии не должно быть больше 3 повторений. Тренер может проводить «летучие 30-ки» в течение всего занятия, например 3 x 3 x «летучие 30-ки» (макс.) [2’ и 5’ – 8’] или части занятия, при условии, что это будет начало занятия, когда спортсмен еще не устал, например, 2 x 2 «летучие 30-ки» (макс.) [2’ и 5’], прежде чем перейдет к другим упражнениям.
Со старта на месте спортсмен максимально ускоряется для достижения максимальной скорости перед «зоной максимальной скорости». В зоне максимальной скорости спортсмен старается сохранить частоту движений ног. Спортсмен не должен ускоряться в зоне максимальной скорости, поскольку это уже должно было произойти. Если тренер видит, что спортсмен замедляется на максимальной скорости во время тренировки, то занятие нужно остановить и перейти на что-нибудь более подходящее, поскольку спортсмен уже не отрабатывает максимальную скорость.
Юные спортсмены или спортсмены с небольшим тренировочным стажем, скорее всего, способны заниматься «летучими 10-ками», где зона максимальной скорости составляет лишь 10м. Однако зона ускорения все равно должна составлять 30м, как и зона снижения скорости. Затем они могут перейти к «летучим 20-кам», а спортсмены с большим тренировочным стажем и стабильной беспрерывной подготовкой – к «летучим 30-кам» и даже пробегать по 40м.
Время реакции
При рассмотрении быстроты нельзя забывать о времени реакции. Время реакции – это промежуток между сигналом и первым движением спортсмена, например, после выстрела стартера и до отрыва спортсмена от колодок. Существует много физиологических и психологических факторов, которые влияют на время реакции и на начало движения.
Сюда входит и реакция спортсмена на то, что происходит во время соревнования. Сколько времени у него уходит на то, чтобы среагировать. Простые игры на реакцию могут доставить огром ное удовольствие юным спортсменам, и на этапе детской легкой атлетикой эти игры обеспечивают оптимизацию первого окна возможности для развития скорости. Время реакции спортсменов всех хронологических возрастов и тренировочного стажа может быть улучшено с помощью практики, при условии создания реальных условий для практики.
Мощность
Мощность – это взаимодействие силы и быстроты, отношение между скоростью сокращения и быстротой движения. Она говорит о том, насколько быстро спортсмен в состоянии производить силу, а не просто сколько силы он может произвести. Мощность дает спортсмену возможность быстро ускоряться; успешные спортсмены – всегда мощные атлеты. Это качество быстроты движения и силы, направленной на повышение производимой мощности, следует развивать после того, как будет развита база для быстроты и фундамент для максимальной силы. Мощность имеет очевидное значение в «силовых» видах спринта, бега с барьерами, прыжках и метаниях, но имеет большое значение и в тех видах, где упор делается на выносливость (ходьба и бег на длинные дистанции).
Имея четкое представление о различных видах быстроты, тренер может сам придумывать упражнения для развития и совершенствования возможностей спортсмена – в подходящее время на пути развития индивидуального спортсмена и подходящим для него образом.




