Для повышения выносливости в плавании важно регулярно тренироваться, увеличивая время и интенсивность занятий. Подходящие нагрузки на разные дистанции, а также разнообразие стилей плавания способствуют улучшению сердечно-сосудистой системы и общему состоянию организма.
Дополнительно можно интегрировать в тренировочный процесс интервальные упражнения и дыхательную гимнастику, что позволит не только развить выносливость, но и улучшить технику плавания. Также важно следить за питанием и режимом отдыха, чтобы обеспечить организму необходимые ресурсы для восстановления и прогресса.
Средства и методы развития выносливости пловцов Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»
Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Ляндусова Ксения Леонидовна
В данной статье обсуждаются аспекты применения методик и средств тренировки, фокусирующихся на развитии выносливости у пловцов, а также адаптации этих методов для осуществления как равномерных, так и переменных режимов тренировки.
Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Ляндусова Ксения Леонидовна
Методические рекомендации по проведению учебно-тренировочных занятий по плаванию для студентов Омского государственного педагогического университета
Функциональные параметры плавцов на соревнованиях среди юных спортсменов в возрасте 18-19 лет и отклики сердечно-сосудистой системы на интенсивные тренировки
Развитие специальной выносливости борцов греко-римского стиля
Разработка особой выносливости у греко-римских борцов
Изучение методов и ресурсов тренировки студентов-баскетболистов
i Не удаётся найти необходимое? Попробуйте воспользоваться сервисом выбора литературы.
METHODS OF DEVELOPING THE ENDURANCE OF SWIMMERS
The article covers the issue of training methods aimed at developing the endurance of swimmers and modifying their use in a uniform and variable mode.
Текст научной работы на тему «Средства и методы развития выносливости пловцов»
СПОСОБЫ И ПРИЕМЫ УЛУЧШЕНИЯ ВЫНОСЛИВОСТИ У ПЛОВЦОВ
Ляндусова Ксения Леонидовна.
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования города Новосибирска «Детско-юношеская спортивная школа №1 «ЛИГР»», тренер-преподаватель, [email protected].
Аннотация. В данной статье обсуждаются вопросы применения тренировочных средств и методов, направленных на развитие выносливости у плавцов и их адаптация в условиях равномерного и переменного режимов.
Ключевые слова: плавание, спортивная подготовка, средства, методы.
METHODS OF DEVELOPING THE ENDURANCE OF SWIMMERS
Municipal budgetary institution of additional education, Novosibirsk "Children and Youth Sports School No. 1" LIGR ", coach-teacher.
Abstract. The article covers the issue of training methods aimed at developing the endurance of swimmers and modifying their use in a uniform and variable mode.
Key words: swimming, sport training, means, methods.
Среди тренировочных средств, направленных на развитие выносливости пловцов можно выделить две группы. К первой группе относятся упражнения, выполняемые на суше: бег, ходьба на лыжах, гребля, упражнения циклического характера, выполняемые на силовых тренажерах, и т.п.
Ко второй группе относятся упражнения, выполняемые в воде: плавание различными способами в полной координации и по элементам (с помощью движений рук и ног). В процессе развития выносливости тренировочные упражнения могут выполняться двумя основными методами — непрерывным и интервальным. Непрерывный метод характеризуется однократным непрерывным выполнением тренировочной работы. Интервальный метод предусматривает выполнение упражнений с регламентированными паузами отдыха.
При использовании данных методов, упражнения могут выполняться как в равномерном, так в переменном режиме. При равномерном режиме интенсивность работы является постоянной, при переменном — варьируется. Интенсивность работы от упражнения к упражнению может возрастать (прогрессирующий вариант) или неоднократно изменяться (варьирующий вариант). В зависимости от того, применяются ли отдельные упражнения при интервальном плавании в постоянном режиме или между группами упражнений, даются относительно длинные паузы отдыха, различают непрерывную и серийную интервальные тренировки. В зависимости от подбора упражнений и
особенностей их применения, тренировка может носить обобщенный (интегральный) и избирательный (преимущественный) характер.
Средствами развития общей (аэробной) выносливости являются упражнения, вызывающие максимальную производительность сердечнососудистой и дыхательной систем. Мышечная работа осуществляется преимущественно за счет аэробного источника; интенсивность работы может быть умеренной, большой, переменной; суммарная длительность выполнения упражнения составляет от нескольких до десятков минут. При выполнении упражнений действующая на организм нагрузка зависит от: интенсивности упражнения, его продолжительности, числа повторений, продолжительности интервалов отдыха и его характера.
Для циклических упражнений интенсивность определяется скоростью выполнения, в то время как для ациклических — количеством движений за определенный временной отрезок (темп).
Продолжительность упражнения имеет зависимость, обратную относительно интенсивности его выполнения.
Число повторений упражнения определяет степень их воздействия на организм. При работе в аэробных условиях увеличение числа повторений заставляет длительное время одерживать высокий уровень деятельности органов дыхания и кровообращения.
Продолжительность интервалов отдыха имеет большое значение для определения, как величины, так и характера ответных реакций организма на тренировочную нагрузку. Длительность интервалов отдыха необходимо планировать в зависимости от задач и используемого метода тренировки.
Характера отдыха между отдельными упражнениями может быть активным, пассивным. При пассивном отдыхе, занимающийся не выполняет никакой работы, при активном — заполняет паузы дополнительной деятельностью.
Основными методами развития общей выносливости являются: метод слитного (непрерывного) упражнения с нагрузкой умеренной и переменной интенсивности; метод повторного интервального упражнения; метод круговой тренировки; игровой метод; соревновательный метод (таблица 1).
Таблица -1. Схема использования методов развития выносливости в специальной тренировке пловцов._
Метод Упражнение ЧСС
Равномерный Плавание кролем на груди 1500м 130-160
Переменный 1500 м 100м 200м 150 170 140
Тренировка с интервалом 10 повторений по 50 метров с темпом 1.15 и нагрузкой 170
Круговая тренировка Выполнение упражнения на суше 10 станций по 1 мин 140-170
Соревновательный Соревновательные отрезки (максимальный темп) Около 190
Равномерный метод характеризуется непрерывным длительным режимом работы с равномерной скоростью или усилиями. Переменный метод отличается от равномерного последовательным варьированием нагрузки в ходе непрерывного упражнения путем направленного изменения скорости, темпа, амплитуды движений, величины усилий и т.п.
Он предполагает увеличение и снижение эффективности через определенные промежутки времени. Интервальный метод предусматривает выполнение упражнений в виде высокоинтенсивных, но кратковременных повторений, разделенными и со строго дозированными интервалами отдыха. Метод круговой тренировки предусматривает выполнение упражнений, воздействующих на различные мышечные группы и функциональные системы по типу непрерывной или интервальной работы. Соревновательный метод предусматривает выполнение упражнений в форме соревнований. Игровой — предусматривает развитие выносливости в процессе игры, где существуют постоянные изменения ситуации, эмоциональность.
1. Круговая тренировка при развитии физических качеств / И. А. Гуревич . — 3-е изд., перераб. и доп . — Минск : Выш. шк., 1985 . — 256 с.
2. ПлатоновВ. Н. Сильнейшиепловцымира [Текст]: Методикаспортивнойтренировки / В. Н. Платонов, С. Л. Фесенко. — М.: Физкультура и спорт, 1990 — 304 с.
Развитие общей и специальной выносливости у юных пловцов
Выносливость определяет возможность выполнения длительной работы, противостояния утомлению. Выносливость решающим образом определяет успех в таком виде спорта, как плавание.
В спорте под словом «выносливость» подразумевается способность выполнять интенсивную мышечную работу в условиях недостатка кислорода. Разные люди по-разному справляются со спортивными нагрузками. Кому-то они достаются легко, кому-то с напряжением, так как все зависит от индивидуальной устойчивости человека к кислородной недостаточности.
Целенаправленную работу над развитием общей выносливости удобнее всего выполнять в утренние часы на физической зарядке. Такая работа должна быть «фоном», на который накладываются все остальные объёмы специальных упражнений.
Для достижения прогресса в общей выносливости, бег трусцой является наиболее подходящим и простым упражнением для всех групп занимающихся. Не стоит спешить с увеличением скорости. В первую очередь следует освоить необходимый объем нагрузки, а только затем постепенно увеличивать темп бега. Результатом повышения скорости должно стать улучшение функциональных возможностей организма.
На следующем этапе рекомендуется, в зависимости от самочувствия и подготовленности, ежедневное непрерывное пробегание 5-6 км в равномерном темпе со скоростью от 6,5 до 4,5 минут на один километр.
Методика развития выносливости к скоростной работе.
Под скоростной выносливостью понимается способность к поддержанию предельной и околопредельной быстроты движений в течение определённого времени без снижения эффективности профессиональных действий. Для «базовой» подготовки логика тренировочного процесса остаётся прежней: развитие общей выносливости и разносторонняя скоростно-силовая подготовка.
По мере решения этой задачи, тренировочный процесс должен всё более специализироваться. В чём же заключается эта специализация? Она состоит в увеличении доли специализированных упражнений, по своим основным параметрам соответствующим трудовой деятельности, и в избирательном совершенствовании отдельных компонентов профессиональной работоспособности (Ю.В. Верхошанский, 1988).
Как известно, существуют три источника энергии: фосфагенный (алактатный), гликолитический анаэробный и аэробный, которые оцениваются по трем параметрам: мощности, емкости и эффективности источника энергии. На эффективность использования энергии влияют технико-тактическая и психологическая подготовленность и прочие факторы, которые пока еще трудно учесть на количественном уровне и которые могут оказывать заметное влияние на физиологические показатели выносливости. (М.Л. Булатова, 1999).
Для развития скоростной выносливости необходимы, прежде всего, соответствующий уровень развития силы, быстроты и гибкости работающих мышц, а также мощность фосфагенной (система быстрого реагирования) системы энергообеспечения. Увеличение алактатной анаэробной ёмкости приводит к увеличению продолжительности выполняемой работы с максимальной мощностью без включения анаэробного гликолиза, а совершенствование двигательных навыков, техники профессиональных действий — к экономии энерготрат и повышению эффективности использования энергетического потенциала. Одним из примеров упражнений такой направленности является бег на короткие (спринтерские) дистанции — 100 и 200 метров. Выносливость спринтерского типа совершенствуется уже при выполнении самых коротких (до 30 м) отрезков бега при отработке старта и стартового разгона, а также при быстром преодолении более длинных отрезков дистанции — 100-300 м.
Специальная выносливость пловца на средние и короткие дистанции зависит от следующих основных факторов:
1) уровня анаэробной производительности;
2) надежности спортивной техники (устойчивости ее ведущих элементов при наступлении острого утомления на дистанции);
3) ступени подготовки в области скоростной силы;
4) волевых качеств — способности пловца преодолевать неприятные ощущения утомления и способность поддерживать высокую скорость плавания до конца дистанции;
5) тактического умения распределять силы на дистанции (проходить ее равномерно).
6) скорости развертывания аэробных процессов (скорости «врабатываемости»).
Для воспитания специальной выносливости применяются нагрузки зоны IV — плавание с субмаксимальной интенсивностью в анаэробном (преимущественно гликолитическом) режиме (Т. Лафлин, Д. Делвз, 2013). Используются следующие методы: повторный, высокоинтенсивный вариант интервальной тренировки, контрольно-соревновательный, переменно-дистанционный, дробное плавание на средних дистанциях. Примеры упражнений (для пловцов 3—4-го годов подготовки в учебно-тренировочной группе): 1) 4×100 м с околосоревновательной скоростью; способы плавания чередуются, как в комплексном плавании, отдых между повторениями 3—5 мин; 2) 200 или 400 м комплексное плавание со старта в полную силу; 3) 12×50 м, отдых 30 с, каждым способом проплывается 3 отрезка (первый — с умеренной интенсивностью, второй — с большой, третий — с субмаксимальной); 4) 400 м с помощью движений одними ногами в виде 8х(25 м в полную силу +25 м свободно); 5) 6×50 м кролем с лопаточками на руках, отдых 30 с (в каждом повторении 25 м проплываются с максимальной интенсивностью, 25 м — свободно); 6) 200 м комплексное плавание с соревновательной скоростью в виде: 100 м + 50 м +50 м (отдых 10 с). (Д.Е. Каунсилмен, 1982).
По мере развития организма пловца, перехода его на этап углубленной специализации и достижения мастерства, а затем и на этап высшего спортивного мастерства доля упражнений на специальную выносливость постепенно возрастает. В конечном итоге упражнения данной направленности наряду с нагрузками зоны V становятся главным средством повышения специальной работоспособности высококвалифицированного пловца. Примерные контрольные упражнения (для пловцов учебно-тренировочной группы последнего года подготовки и более старших групп): 1) 200 и 400 м комплексное плавание, плавание кролем, брассом, на спине; 2) 200 м плавание дельфином; 3) 400 м комплексное плавание или плавание кролем в виде: 4х100 м с отдыхом 30 с; 4) 200 м плавание избранным способом в виде: 4х50 м с отдыхом 10 с. (Д. Парсли, 2000). По сравнению с подготовкой пловца на средние дистанции в тренировке спринтера несколько большее внимание будет уделяться следующим методам воспитания специальной выносливости: 1) повторному плаванию на отрезках 25, 50, 75 и 100 м с оптимальными паузами отдыха; 2) контрольно-соревновательному методу: 100, 75 и 50 м со старта в полную силу (в отдельных тренировках используется весь этот ряд дистанций с паузами активного или пассивного отдыха 7—10 мин); 3) дробному проплыванию дистанции 100 м в виде: 50 м +50 м или 75 м +25 м с отдыхом 5—10 с; 4) переменно-дистанционному плаванию с помощью движений ногами, руками или с полной координацией движений, например 600 м в виде 8х(25 м в полную силу +50 м свободно); 5) высокоинтенсивному варианту интервальной тренировки, например 12х25 м с отдыхом 20с или 8х50 м с отдыхом 30 с — всё с субмаксимальной интенсивностью.
Усовершенствованный комплекс развития выносливости юных пловцов:
| Содержание и характер упражнений, методические указания, организация занятий |
| Переменный бег Методические указания:2 мин бега (1 мин отдыха) +3 мин(2мин)+ 4мин(3мин)+ 3мин(2мин) 800 в/ст (I) |
20 х 25м, интервал 20-40 с (II)
6 х 100м (75К + 25 Н), интервал 60-90 с (III)
4 х 400м, интервал 40-60 с (II)
Четыреста заданий (II)
4 х 50Н, интервал 20-40 с(II)
8 х 50 бат, интервал 30-50 с (III)
2 х (4 х 25), интервал 15-30 ч, отдых 3 мин (IV)
Как повысить выносливость в плавании
Пловцы, особенно профессиональные спортсмены, всегда находятся в поиске того, как увеличить скорость плавания и продолжительность, от этого зависит их спортивные достижения. На самом деле волшебного средства или простого лайфхака, который быстро решит этот вопрос, не существует. Но секрет прост – системные тренировки. Ниже мы обсудим некоторые приемы и советы, основанными на достижениях и опыте успешных пловцов и тренеров.
Интервальное плавание
Разбивайте свои заплывы на интервалы. Для того, чтобы иметь возможность плавать продолжительное время с отличной техникой и скоростью, вам нужно уметь развивать эти показатели. И для достижения этой производительности и выносливости необходимо плавать с интервалами. Это позволяет плавать дольше с лучшей техникой, сохраняя при этом гораздо более высокую среднюю скорость.


Отслеживание прогресса
Повышение выносливости при плавании требует отслеживания некоторых основных показателей. В конце концов, как вы можете узнать, улучшается ли выносливость, если у вас нет некоторых цифр для количественной оценки улучшения? Основы включают в себя:
- Общий проплыв кругов.
- Самый длинный непрерывный заплыв, совершенный во время тренировки.
- Средний темп. Выносливость – это не просто показатель расстояния, ее также можно измерить в скорости.
Отслеживание и измерение ваших тренировок по плаванию даст вам объективные показатели, которые вы сможете использовать для поддержания мотивации и планирования дальнейших тренировок. В конце концов, как вы можете быть действительно уверены, что ваша выносливость в плавании улучшается, если вы не отслеживаете это?
Необходимое оборудование:- ручные секундомеры с множеством различных функций и режимов – пригодятся, если вы занимаетесь с тренером;
- настенные секундомеры со стрелками позволяют пловцу самому следить за своими тренировками;
- электронное табло для бассейна и водных видов спорта – чаще используются при проведении соревнований, однако и в тренировочном процессе у профессиональных спортсменов играет не маловажную роль.
Приобрести вышеперечисленное электронное оборудование для бассейна вы можете на нашем сайте
Тренажеры для пловцов
Важную роль в повышении выносливости в плавании является добавление тренажеров в тренировочный процесс. Мы поговорим как о водных тренажерах, которые используются непосредственно в бассейне, так и в спортивных залах.
Существует три вида водных тренажеров:
- для профессиональных пловцов. К данным тренажерам относятся такие тренажеры как Спорт-ТСЛ (тренажер силового лидирования) – это уникальная разработка, которая используется в спорте высших достижений. На нем тренируются спортсмены, занимающие лидирующие места в соревнованиях высокого уровня. Также, пневмотумба, позволяющая отрабатывать эффективный старт в воду при старте на дистанции, что играет огромную роль в результате заплыва.
- для аквафитнеса. К данной категории тренажеров относятся водные велосипеды. Они чаще всего используются в групповых программах. Занятия на водных велосипедах – это весело, полезно и дает неплохую нагрузку мышцам, ведь крутить педали в воде очень непросто из-за сопротивления воды. Также, можно использовать водные дорожки и водные батуты.
- вспомогательное оборудование. В этот тип оборудования отнесем ласты, гребные тренажеры, тормозные пояса, дыхательные тренажеры. Эти все предметы могут использоваться пловцом без вспомогательной поддержки тренера или персонала и когда угодно.


Тренажеры для пловцов для сухого плавания
Мастерство оттачивается не только в бассейне, но и в спортивном зале, ведь это неотъемлемая часть тренировочного процесса. Рассмотрим самые популярные тренажеры, разработанные специально для пловцов.
- тренажер максимальной нагрузки. Тренажер позволяет тренировать силу и выносливость пловца, при этом не находясь в воде. Условия положения пловца на тренажере благодаря подвижности последнего максимально приближены к состоянию спортсмена в воде.
- тренажер тележка. Предназначена для тренировки пловцов в условиях зала. Позволяет выполнять различные упражнения, главным образом для рук и плечевого пояса. Нагрузка может регулироваться изменением угла наклона направляющих, которые одним концом устанавливаются на шведскую стенку на требуемой высоте, а другой конец опирается на пол.
- тренажер Хюттеля-Мартенса. Обеспечивает плавное изменение усилий пловца с достижением максимума силы тяги в средней части траектории движения.
В конечном счете, чтобы стать лучше в плавании, будь то увеличение скорости, оттачивание техники или возможность плавать дольше, чем когда-либо, требуется прогрессия. Увеличьте количество заплывов, используйте тренажеры для пловцов, попробуйте некоторые из техник, и вы будете на пути к быстрому повышению своей выносливости в плавании.




