Эволюция велоспорта: от истоков до современности

Эволюция велоспорта: от истоков до современности

Велоспорт как вид спорта начал развиваться в XIX веке с изобретением велосипеда. Первые соревнования прошли в Европе, и вскоре велогонки стали популярными, особенно во Франции и Великобритании. Они привлекали внимание не только зрителей, но и журналистов, что способствовало увеличению интереса к этому новому виду спорта.

С течением времени велоспорт эволюционировал, появлялись различные дисциплины, такие как шоссе, маунтинбайк и трековые гонки. В 1896 году велоспорт вошёл в программу первых современных Олимпийских игр, что стало знаковым событием для его признания на международной арене. Современные соревнования, такие как Тур де Франс, не только подтверждают популярность велоспорта, но и влияют на развитие технологий и дизайна велосипедов.

История велоспорта

Эволюция велоспорта: от истоков до современности

В отличие от многих олимпийских видов спорта, история которых исчисляется тысячелетиями, велосипедный спорт возник сравнительно недавно — в конце XIX века. Но прежде, чем рассказать о зарождение и развитии велосипедного спорта, уместно будет вспомнить историю возникновения самого велосипеда.

Идея передвижения на колесах за счет мускульной силы человека родилась очень давно. Различные коляски, повозки, приводимые в движение человеком на 4,3 и 2 колесах, появились почти одновременно в Германии, Франции, Англии и других странах. Не остались в стороне и российские умельцы.

Велосипед-паук.

Первый год XIX столетия ознаменовался созданием первого двухколесного цельнометаллического велосипеда. Сотворил его на нижнетагильском заводе крепостной мастеровой Ефим Михеевич Артамонов.

Он "в день Ильи Пророка года 1800 ездил на диковинном велосипеде по улицам Екатеринбурга", а в 1801 году добрался на своем самокате в Москву, преодолев по бездорожью более 5 тыс. км и показал свое детище во время коронации царя на Сокольническом поле, за что был освобожден от крепостной зависимости. Весил "новорожденный" больше 40кг.

Шатуны и педали крепились на переднем, ведущем колесе, диаметр которого был более метра. Диаметр заднего колеса почти в 2 раза меньше. Общая высота машины около 1,5 метра. Но мастеровому не помогли. Патент на изобретение не выдали.

по лучшей цене велосипеды cube с доставкой до вашего региона!

Велосипед будущего.

Летописцы велосипедной истории считают родоначальником современной веломашины изобретение немца лесничего Карла фон Драйса из Мангейма. В 1814г. он построил свой деревянный двухколесный велосипед, который имел управляемое переднее колесо и мог двигаться в любую сторону. Движения велосипедиста напоминали работу ног лыжника: человек передвигался отталкиваясь ногами от земли. В 1817г. Карл фон Драйс получил патент в Германии на изобретение якобы "первого в мире велосипеда".

Дальнейшее усовершенствование велосипеда происходило в Западной Европе и Америке. Была усовершенствована система шатунов, прикрепленная непосредственно на переднее колесо. Это приспособление и увеличенное переднее колесо ускорило ход машины, но значительно увеличило тряску. В Англии такой велосипед назвали "костотрясом".

Официальной датой начала проведения соревнований по велосипедному спорту принято считать 31 мая 1868 года, когда на аллеях парка парижского пригорода Сен-Клу была организована гонка на 2.000м. Ее победителем стал англичанин Дж.Мур, который в следующем году триумфально финишировал во впервые проводившейся шоссейной гонке на "костотрясах" Париж-Руан на 120км. По словам очевидцев, от участников этого мучительного испытания требовались "сила слона и ловкость обезьяны". Победитель англичанин Мур окончил дистанцию за 10 час 45 мин, т.е. со скоростью спортсмена-пешехода.

В дальнейшем скорость велосипеда была доведена до 30км в час. Изобретатели увеличили переднее колесо и уменьшили заднее. Эти машины получили название "пауков". Однако езда на "пауков" была не безопасна. При малейшем толчке велосипед опрокидывался и седок совершал прыжок через руль.

На этом "небоскребе" Томас Стивенс совершил в 1885г. кругосветное путешествие, передвигаясь со скоростью 60км в день. Одновременно с "пауками" стала распространяться другая модель велосипеда, названная "кенгуру". Впервые была применена цепная передача, а увеличение скорости достигалось соотношением шестерен. Дальнейшее совершенствование велосипеда шло очень быстро.

Настоящий переворот в этом деле произошел в 1885 году, когда шотландским ветеринаром Денлопом была изобретена и применена полая пневматическая шина. Для того, чтобы сделать более приятной езду на "костотрясах" для своего сына, он "обул" колеса велосипеда кольцами садового резинового рукава, применяемого для поливки цветов, и наполнил их водой.

Тряска значительно уменьшилась, но появилось другое неудобство — водяные шины "съели скорость". Тогда изобретательный врач накачал шины воздухом. Для того, чтобы воздух не выходил обратно, он изобрел особый клапан, автоматически закрывающийся под напором уплотненной атмосферы. Пневматические шины были тем новшеством, которого нахватало "стальному коню" для окончательного признания его удобным способом передвижения.

В последующие годы в конструкцию велосипеда вносится очень много усовершенствований, направленных на улучшение его прочности, легкости, красоты и возможности достижения на нем высоких скоростей. За короткий срок велосипед получил широкое распространение как одно из средств транспорта, отдыха и спорта. Начиная с 1870 года в различных городах Франции, Италии, Великобритании и других странах начинается строительство треков.

В 1890г. в велосипедном спорте наметилось несколько категорий гонщиков: профессионалы, любители и независимые. С появлением пневматических шин велосипедные гонки получили широкое распространение не только на треке, где до этого гонялись только "пауки" и "кенгуру", но и на шоссе. В 1891г. было положено начало традиционной дорожной гонке Бордо-Париж (600км).

Первый чемпион мира по треку для спортсменов любителей был организован в Чикаго в 1893г. С 1895г. начинают разыгрываться чемпионаты мира для спринтеров-профессионалов. В конце XIX века особой популярностью пользовались шестидневные гонки на треке. Первая такая гонка была устроена в 1896г. в Америке.

А первые чемпионаты мира по шоссе для любителей стали проводиться в 1921г. на 190км; для гонщиков-профессионалов — в 1927г. на 185км; среди женщин в 1958г. Наиболее значительной дорожной гонкой является гонка для профессионалов вокруг Франции — "Тур де Франс". Впервые она состоялась в 1903г., общая протяженность — 5.000км. Условия этой сверхдальней гонки меняются каждый год, подвергаются изменению и этапы.

Велосипедный спорт — одна из немногих дисциплин, которая была представлена на всех Олимпийских играх современности. Причем для участников Игр I Олимпиады в Афинах был построен трек, во многом отвечающий современным стандартам. 8 апреля 1896г. были даны первые олимпийские старты, в которых приняли участие велосипедисты из 5 стран Европы.

В программу соревнований было включено 5 видов гонок на треке и один на шоссе. Уникально достижение французского спортсмена П.Массона, ставшего на одной Олимпиаде трехкратным чемпионом.

Во время проведения этой I Олимпиады еще не было Международного Союза велосипедистов (УСИ), он возникнет лишь в 1900г., но завидную настойчивую инициативу по включению велогонок в программу проявили представители Международного союза рабочих велосипедистов "Солидарность". Долгое время организаторы игр составляли программу соревнований по своему усмотрению иногда устраивая гонки только на треке, как это было в 1900г., 1904г. (результаты состязаний 1904г., в которых участвовали лишь спортсмены США, не вошли в официальные протоколы олимпийских игр), или только на шоссе, как в 1912г.

В 1908-1972г.г. проводились трековые гонки на тандемах. Современный регламент соревнований в общих чертах стал определяться с 1928 года. Женщины впервые участвовали в Олимпиаде 1984г. На первых Олимпийских играх лидировали велосипедисты Франции и Великобритании, затем к ним присоединились спортсмены Дании, Италии, Германии, СССР.

На Олимпийских играх в Атланте в 1996г. велосипедисты крутили педали в погоне за медалями на шоссе, на треке и по дорогам Атланты. Впервые в истории Олимпийских игр к своим двухколесным братьям присоединился горный велосипед, для которого характерны широкие колеса. Горный велосипед изобрели лет 20 назад хиппи из северной Калифорнии, и в прошлом американцы были лучшими в этом виде спорта. Гонка по пересеченной местности прошла по холмам и рощам парка для верховой езды. Впервые к участию в Играх допущены профессионалы.

В каждом виде соревнований используются разные типы велосипедов, а цена моделей для трековых и шоссейных гонок может достигать 4.500 долларов. Шоссейный велосипед может иметь до 14 передач и снабжены первоклассными тормозами. Трековый велосипед имеет только одну передачу и не имеет тормозов. Скорость велосипедистов на треке на закругленных бортиках может достигать 64,5км в час.

В Атланте построен первый переносной трек "Стоун маунтин". Борьба за первое место всегда очень напряженная: в 1964 году, например, только 0,16 секунд отделяло победителя от спортсмена, занявшего 51 место; а в 1976 году команда из Западной Германии выиграла гонку — преследование на 4км, потому что спортсмены заполнили шины своих велосипедов более легким гелием, а не воздухом.

Одним из наиболее заметных явлений олимпийского движения в последние десятилетия является постоянное расширение видов программы. К началу 90-х годов приобрели массовую популярность новые виды велосипедного спорта — маунтенбайк (горный велосипед), триатлон, ряд дисциплин трековой программы соревнований…

Эта тенденция затрагивает и программу женского велосипедного спорта. На XXVII Олимпийских играх в Сиднее в 2000г. программа соревнований по велосипедному спорту расширена до 18 видов, из них 7 комплектов медалей будет разыгрываться женщинами.

Мы можем гордиться тем, что велосипедный первенец родился именно в нашей стране. Но изобретение талантливого самоучки крепостного мастера Артамонова не нашло применения. И потому первые велосипеды, появившиеся в России в конце 60-х годов XIXв., были продукцией заводов Англии и Германии. В 1880г.

Петербургская городская управа зарегистрировала около 100 велосипедов, а через 2 года они появились в Москве. Для булыжной мостовой они были мало пригодны. К тому же езда на них в городе была строжайше запрещена.

Первое официальное состязание было проведено в Москве 24 июля 1883г. На двух дистанциях 1,5 и 7,5 верст. Фактически они носили международный характер. В состязаниях участвовали американский, австрийский и английские спортсмены. 1883 год и отмечается как дата рождения велосипедного спорта в России.

Вторым по значению для развития отечественного велоспорта было соревнование, состоявшееся 23 сентября 1884г. на Царском Лугу (Марсовом поле) в Санкт-Петербурге. Эти выступления ускорили создание Московского и Петербургского обществ велосипедистов — любителей. Уже в 1882г. в Петербурге было создано первое русское велосипедное общество. Устав Петербургского общества велосипедистов — любителей был утвержден 5 декабря 1884 года.

Вскоре возникло Московское общество велосипедистов-любителей и Московский клуб велосипедистов. Уже к концу 80-х г.г. велосипедные общества созданы в других городах России, а велосипедные кружки были во многих губернских и уездных городах. (В 1896г. среди любителей велосипедной езды москвичи увидели Л.Н. Толстого. 70-летний писатель прекрасно владел машиной. Почитатели подарили ему велосипед с серебряными спицами).

В 1886г. появилась первая конструкция современного велосипеда с колесами одинакового диаметра и цепной передачей на заднем колесе. Эта веломашина вытеснила "пауки" и увлечение велоспортом начало быстро расти. Центрами велосипедной жизни стали города Рига, Киев, Одесса. Вначале состязания проводили на ипподромах и шоссе.

В дальнейшем на средства общества и крупных предпринимателей были выстроены циклодромы (треки). В 1891г. в Москве был построен трек, покрытый цементом. В Петербурге действовал деревянный трек длиной 250м, который собирался за полчаса. В Одессе в 1894г. был построен первый велотрек с асфальтовым покрытием длиной 360м.

Важнейшим событием в спортивной жизни России явился розыгрыш в 1891г. звания "Первый ездок России". Его назвали первым "Всероссийским чемпионатом". В Москву съехались сильнейшие гонщики Петербурга, Киева, Одессы.

В программе была гонка на дистанции 7,5 версты, считавшейся тогда классической. Подобные соревнования были проведены потом в 1892-1894г.г. в Москве. Велосипед становится массовым увлечением. В 1894г. впервые был проведен интереснейший марафон от Москвы до Нижнего Новгорода, но шоссе оказалось таким разбитым, что только двое спортсменов доехали до Волги.

Надо отметить и рождение в 1895г. самой тяжелой и длительной гонки Петербург — Москва. Победителем ее стал волевой и выносливый гонщик М.Дзевочко. Петербургский гонщик М.Дьяков в течение нескольких лет достойно представлял Россию на международной арене. Так, с первенства мира 1896г., состоявшегося в Копенгагене, он вернулся вторым призером в лидерской гонке на 100км и занял первые места в гонках на 1 и 10 миль.

А.Панкратову принадлежит приоритет первого русского велосипедиста, свершившего в 1911-1913г.г. кругосветное путешествие по маршруту, который официально утвердил Международный Союз велосипедистов. А.Бутылкин, Г.Вашкевич, П.Ипполитов, П. Степанов-Калашников, С.Уточкин — все эти спортсмены стали гордостью нашего велоспорта.

Велосипедная лихорадка гонок, охватившая в конце XIXв. Западную Европу и Америку, перекинулась в Россию. Зритель охотно шел на велогонки. Велосипедный спорт был в расцвете славы. Но тут в прибыльное дело вмешались крупные торговые фирмы.

Они Скупали лучших гонщиков и превратили велосипедные соревнования в чисто коммерческое предприятие, торговые махинации целиком переносятся на спортивную арену. Пропадает спортивный интерес, гонки перестают привлекать зрителей. "Через 20лет после сенсационного события на Московском ипподроме в 1883г. от велосипедного спорта ничего не осталось", — так писал прославленный велосипедист П.Ипполитов.

После Октябрьского переворота (1917г.) Тульский трек оставался единственным в стране действующим "велосипедным островком". В 1918г. Тульский губернский олимпийский комитет совместно с Московским кружком велосипедистов организовал в Туле розыгрыш первого чемпионата Советской России. Этим было положено начало развития велосипедного спорта в РСФСР.

Двадцатые годы…Первая гонка по Московскому Садовому кольцу, тогда еще вымощенному крупным булыжником, первая встреча гонщиков Москвы и Петрограда, первый чемпионат Сибири, всеукраинская олимпиада в Харькове, первый чемпионат страны, проведенный в 1923г. на Московском ипподроме: соревнования на треке, а на шоссе — в 1928г. Резкий толчок развитию советского велосипедного спорта дала Всесоюзная спартакиада 1928г. (Победитель спринтерской гонки А.Куприянов в течение многих лет занимал пост вице-президента УСИ и ФИАК).

12 августа 1937г. в Москве стартовала первая советская многодневная гонка. На олимпийской трассе впервые русские велосипедисты выступили в Стокгольме в 1912г. Из 12 гонщиков только один велосипедист закончил 320-километровую гонку, он был 60-м. В 1926г. российские гонщики впервые участвовали в матчах с зарубежными спортсменами — членами рабочих спортивных организаций.

Тогда наши велосипедисты убедительно победили на состязаниях в Париже и Бермене. Однако официальный счет выступлениям на международной арене был открыт лишь в 50-ые годы, после признания наших гонщиков Международным союзом велосипедистов в 1952г. А в Международную любительскую федерацию велоспорта СССР входит с 1965г.

Первым советским рекордсменом мира в гонке на треке на 1км с ходу был Р.Варгашкин. Олимпийский дебют советских гонщиков состоялся в 1952г., но был неудачным. За горечью первых неудач пришла радость первых побед. Первым советским олимпийским чемпионом по велосипедному спорту стал В.Капитонов.

велосипеды стелс. Большой выбор. Гарантия лучшей цены! Доставка в регионы.

Зульфия Забирова

Долгие годы советские гонщики, переживая неудачи, шли к олимпийской победе. В 1976 и 1980г.г. сборная СССР стала олимпийским чемпионом в шоссейной командной гонке, а в групповой гонке на 189км победу праздновал С.Сухорученков. Отличились наши гонщики и в командной гонке преследования на 100км на олимпийском треке в Крылатском.

На Олимпийских играх 1988г. советские велосипедисты завоевали 4 золотые медали, причем А.Кириченко победил в гите — номере программы, в котором наши мастера никогда прежде не поднимались на верхнюю ступень олимпийского пьедестала почета. Надо отметить и победу Эрики Салумяэ из Таллинна, которая выступала за команду СССР, в спринтерской гонке для женщин, впервые включенной в олимпийскую программу. В 1996г. золото России завоевала Зульфия Забирова в индивидуальной гонке на время. В настоящее время, чтобы на равных бороться с ведущими велосипедными странами необходимо, по мнению специалистов, делегировать как можно больше российских велосипедистов в зарубежные профессиональные команды или создавать собственные профессиональные команды, решая вопросы финансирования на государственном уровне.

Те, кто выходит на трассы, никогда не скажут друг о друге "велосипедист", даже не скажут "спортсмен". Непременно произнесут слово "гонщик", ибо для них гонщик — синоним слова "боец". Этот титул — большая честь, его надо заслужить.

Текст: Историко-спортивный музей РГАФК. Источник: Infosport.Ru

История велоспорта

История велоспорта — это рассказ о трансформации простого изобретения в символ скорости, выносливости и спортивного мастерства. От парижских аллей до олимпийских треков, велосипеды и их водители продолжают вдохновлять миллионы людей на занятия спортом, улучшая свое здоровье и дух соперничества. С каждым махом педали велоспорт не только преодолевает расстояния, но и стирает границы, объединяя людей разных наций и культур. Рассмотрим данный летний вид спорта более подробно.

Появление и развитие

Велосипед, сочетание латинских слов velox (быстрый) и pes (нога), олицетворяет эволюцию передвижения и спорта. Созданный для быстрого перемещения на дальние расстояния, велосипед превратился из простого транспортного средства в инструмент для активного отдыха и профессиональных спортивных соревнований. Со временем он эволюционировал от деревянных конструкций до современных многофункциональных моделей, включая дорожные, складные, спортивные, и даже специализированные, такие как велоколяски и цирковые велосипеды.

Создание велодромов, произошедшее от сочетания слов «велосипед» и греческого «dromos» (бег, место для бега), дало начало новому виду спортивных сооружений, специально предназначенных для велосипедных соревнований. Эти арены, оснащенные треками и трибунами, стали местом жарких сражений на педалях, где спортсмены демонстрируют свои навыки и скорость.

Первое значительное международное соревнование прошло в 1869 году во Франции. С тех пор велоспорт стал неотъемлемой частью Олимпийских игр, начиная с 1896 года. Сначала только мужчины могли участвовать в этих соревнованиях, но к 1984 году и женщины получили право соревноваться в шоссейных гонках, а к 1988 — и на треке. С 1996 года программы соревнований обогатились новыми дисциплинами, включая индивидуальные гонки на шоссе и кросс-кантри на маунтинбайках.

С 1893 года проводятся чемпионаты мира по трековым гонкам, а с 1921 — по шоссейным. Велоспорт преобразился, превратившись в мировое движение с созданием Международного союза велосипедистов (UCI) в 1900 году, объединившего спортсменов и энтузиастов со всего мира. Разделение на любительские и профессиональные федерации в 1993 году сменилось единым органом управления, что стало символом глобализации и унификации этого вида спорта.

Велоспорт в России

История российского велоспорта начинается с 1751 года, когда крепостной крестьянин Леонтий Шамшуренков создал первую самобеглую коляску. Это изобретение демонстрирует раннее стремление россиян к механическому передвижению, которое могло бы облегчить труд человека. В след за ним шагнул и И. П. Кулибин, создавший в 1791 году трехколесную карету, приводимую в движение с помощью педалей. Эти ранние разработки, хоть и не получили мирового признания из-за отсутствия патентного права в России, положили начало интереса к самоходным машинам.

Велосипеды в России стали замечать с начала 1860-х годов, особенно после того как в 1865 году в Останкине появился самокат из железа. Но широкая популярность этого вида транспорта начала набирать обороты во второй половине XIX века, когда велосипеды, стоившие 300-400 рублей, стали доступны только состоятельным слоям общества.

В 1880 году в Петербурге было создано первое общество велосипедистов. Вскоре, к 1884 году, Московское и Петербургское общества велосипедистов оформили свои уставы, что способствовало дальнейшему развитию и популяризации велоспорта. Организованные клубы и общества начали проводить соревнования, первая из которых состоялась в 1883 году на Ходынском поле в Москве, привлекла огромное количество зрителей.

С началом XX века велоспорт стал частью массовой культуры. В 1891 году в Москве был построен первый цементный трек, а к 1895 году по всей России уже функционировали циклодромы. Это дало толчок к развитию велогонок, как на треке, так и на шоссе. Первый всероссийский чемпионат прошел в 1891 году и заложил основу для международных успехов русских велосипедистов.

Российские велосипедисты начали принимать участие в международных соревнованиях в конце XIX века. Наибольшими успехами стали победы на чемпионатах мира и участие в Олимпийских играх, начиная с 1912 года. После революции 1917 года велосипедный спорт стал доступен широким массам, что способствовало его дальнейшему развитию и популярности.

Виды велоспорта

Велоспорт разнообразен и включает в себя множество дисциплин, каждая из которых имеет свои уникальные правила и особенности:

  • Шоссейный велоспорт — наиболее популярный вид, включает групповые гонки и индивидуальные гонки на время. Групповая гонка включает массовый старт, где тактика и командная работа играют ключевую роль. Индивидуальная гонка на время требует максимальной концентрации и физической выносливости, так как спортсмены стартуют поодиночке.
  • Трековый велоспорт — проводится на велодроме с использованием специализированных велосипедов. Включает множество гонок, таких как спринт, командный спринт, гонка на выбывание, и индивидуальная гонка преследования.
  • Велокросс (циклокросс) — гонка по пересеченной местности с преодолением препятствий, где спортсмены иногда несут свои велосипеды.
  • Горный велоспорт (Маунтинбайк) — включает кросс-кантри, даунхилл, и марафонский кросс-кантри. Эти гонки проводятся по сложным горным трассам с различными препятствиями.
  • BMX — олимпийский вид спорта, где спортсмены выполняют трюки и участвуют в гонках на специальных коротких трассах.
  • Велоспорт в помещении — включает художественный велоспорт и велобол, где спортсмены демонстрируют свою технику и умение управлять велосипедом в условиях ограниченного пространства.

Каждый вид требует от спортсменов развития специфических навыков и стратегий для успешного выступления на соревнованиях.

Преимущества велоспорта

Велоспорт привносит значительные преимущества не только для физического, но и для ментального здоровья. Регулярная езда на велосипеде улучшает сердечно-сосудистую систему, повышает общую физическую выносливость и способствует контролю веса. Это также отличный способ снять стресс и бороться с депрессией благодаря улучшению настроения и уменьшению тревожности, которые часто сопровождают физическую активность.

Велоспорт особенно ценен тем, что доступен людям всех возрастных групп и физической подготовки. Он не требует дорогостоящего оборудования или членства в фитнес-клубах и может практиковаться в разнообразных локациях — от городских улиц до сельских троп и горных маршрутов.

Социальный аспект велоспорта также значителен. Групповые поездки и велосипедные клубы предоставляют возможность для общения, налаживания новых контактов и даже развития общественной жизни. Велосипед как средство передвижения также способствует уменьшению экологического воздействия на окружающую среду, снижая уровень выбросов CO2 по сравнению с автомобильным транспортом, что делает его привлекательным выбором для экологически осознанных граждан.

Таким образом, велоспорт представляет собой доступную, полезную и экологически ответственную активность, которая приносит пользу как на индивидуальном, так и на общественном уровне.

Белый шквал - тренировки для хоккеистов-любителей Загородный клуб Ленинское
Набор детей в хоккей на Севере Спб клюшки Заряд Здравница Федорова Елки - Аренда коттеджей Мастерская Винтер Классик Hockey Max ProКаток на Бутлерова 9 RegenClinicVitakin Каток на Бутлерова 9 Реформа Реформа
Набор детей в хоккей на Севере Спб клюшки Заряд Здравница Федорова Елки - Аренда коттеджей Мастерская Винтер Классик Hockey Max ProКаток на Бутлерова 9 RegenClinicVitakin Каток на Бутлерова 9 Реформа Реформа

XVI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2024


ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ВЕЛОСПОРТА В РОССИИ: ОТ ПИОНЕРОВ К СОВРЕМЕННОСТИ

Бурых Д.В. 1 , Власов Д.А. 2 , Замараева М.П. 2
1 САФУ
2 Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова

Работа в формате PDF
83.8 KB

Текст работы размещён без изображений и формул. Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Велоспорт пользуется популярностью в России уже на протяжении десятилетий. Его история тесно связана с развитием велосипедной индустрии и сменой тренировочных методик. В данной статье мы рассмотрим основные моменты и этапы развития велоспорта в России, выявим факторы, способствовавшие его распространению, и проанализируем вклад российских велосипедистов в мировую историю этого вида спорта [ 3 ].

Цель исследования — изучение истории возникновения велоспорта в России с целью выявления основных этапов и факторов, которые способствовали развитию этого вида спорта, а Влияние велоспорта на общество и культуру России.

В процессе работы мы поставили перед собой несколько задачи.

  1. Провести анализ исторических источников для выявления первых упоминаний о велоспорте на территории России и его первых форм.
  2. Проанализировать роль отдельных личностей и спортивных организаций в развитии велоспорта в России.
  3. Изучить значение велоспорта как элемента культуры и его влияние на здоровый образ жизни, туризм и местное сообщество в современной России.

Велоспорт – одна из самых популярных форм физической активности, вдохновляющая миллионы людей по всему миру.

История развития велоспорта богата событиями и важными вехами, формировавшими его в том виде, каким мы знаем его сегодня. Россия, обладающая богатой спортивной и культурной историей, также имеет свой уникальный путь в развитии велоспорта.

Название «велосипед» произошло от двух латинских слов «velocis» — быстрый, скорый и «pes (pedis)» — стопа, что в дословном переводе на русский язык означает «быстрая стопа» [6].

В России движущийся экипаж появился во второй половине ХVIII века. Первую самобеглую коляску изобрел крепостной крестьянин Леонтий Шамшуренков из деревни Большепольской Яранского уезда Казанской губернии.

В 1751 г. он обратился в сенат с описанием своего изобретения, а в 1752 г. по указу сената была построена «самобеглая коляска», которая приводилась в движение двумя людьми и развивала скорость до 15 км/час. Несколько позже идея создания самоходной коляски увлекла другого замечательного изобретателя И. П. Кулибина. Его знаменитая «самокатка» была построена в 1791 г. Это была трехколесная карета с сидением для двух пассажиров. За сидением помещался человек, приводивший ее в движение с помощью педалей [4].

Спустя короткий промежуток времени в России стало увеличиваться число людей, которым нравилось новое средство передвижения. Начали появляться разные клубы и кружки, которые оказали немалое влияние на развитие велосипедного спорта в России [4].

Впервые в истории Москвы международные велогонки проложили свой путь в 1883 году. Зародившееся в 1884 году в Москве и Санкт–Петербурге сообщество велосипедистов было первым официальным шагом к расцвету любви к велоспорту в России. С течением времени подобные сообщества стали появляться и в других городах страны, подчеркивая популярность этого замечательного вида спорта [4].

В начале XX века велосипедный спорт проник в каждый уголок России, завоёвывая сердца не только участников, но и зрителей. В 1918 году дерзкие соревнования прошли по маршруту Москва–Тверь–Москва, что стало знаковым событием в истории развития велоспорта в нашей стране [4].

С 1950–х годов советские и российские велогонщики вступили в международную арену, поднимая высоко флаг России на престижных соревнованиях и завоёвывая золотые олимпийские медали. Их выдающиеся достижения стали свидетельством не только спортивного мастерства, но и национальной гордости[ 4 ].

В настоящее время велоспорт все больше и больше продолжает привлекать внимание народа, все это благодаря выдающимся личностям и спортивным организациям.

После анализа первой задачи можно сделать вывод, что велоспорт имеет давние традиции на территории России и стал одним из популярных видов спорта еще в конце 19 века [ 2 ].

Из выдающихся личностей, благодаря которым велоспорт продолжает быть популярным видом спорта является Екимов Вячеслав Владимирович. Вячеслав Екимов советский и российский велогонщик, трехкратный олимпийский чемпион. Заслуженный мастер спорта СССР. Лучший велосипедист XX века в России. За время профессиональной карьеры В.В.

Екимов одержал свыше 77 профессиональных побед; завоевал две золотые медали в Олимпийских играх, стал Чемпионом мира в гонке по очкам среди профессионалов. После профессиональной карьеры Вячеслав Екимов продолжил участвовать в развитии велоспорта в России. С 2013 по 2016 г.г. В.В. Екимов занимал пост Генерального менеджера профессиональной команды Мирового Тура «Катюша». 14 декабря 2016 года становится новым президентом ФВСР [ 1 ].

Кроме выдающейся личности еще есть спортивная организация, без которой невозможно представить современный велоспорт в России. Федерация велосипедного спорта России учреждена в 1990 году. На сегодняшний день объединяет спортивные организации 54 субъектов Российской Федерации. Федерация велосипедного спорта России (далее — ФВСР) признана Олимпийским Комитетом России, Министерством спорта РФ, Международным Союзом Велосипедистов (UCI), Европейским Союзом Велосипедистов (UEC) в качестве единственной организации, обладающей исключительными полномочиями по управлению развитием велосипедного спорта в стране, проведению связанных с велосипедным спортом национальных и международных соревнований на территории РФ, представлению данного вида спорта в субъектах международных спортивных отношений: осуществлению связей и контактов с Международным Союзом Велосипедистов, национальными союзами и федерациями велосипедистов в других странах, а также иными иностранными, российскими и международными объединениями [ 5 ].

В результате анализа отдельных личностей и спортивных организаций велоспорта на территории России можно сделать вывод о значительном влиянии этих фигур на развитие и популяризацию велоспорта в стране. Личность, такая как Вячеслав Екимов внес огромный вклад в развитие велоспорта, проводя пропаганду и организацию велосипедных мероприятий.

Организации, такие как ФВСР, важны для развития спорта, они организуют соревнования, способствуют подготовке спортсменов и созданию инфраструктуры для велоспорта. Работа таких организаций способствует привлечению внимания к велоспорту и развитию спортивного потенциала в этой области.

Ученые различных стран выделяют множество причин, по которым катание на велосипеде является очень полезным для здоровья человека. Например, можно выделить улучшение сна и процесса пищеварения, снижение стресса и укрепление нервной, сердечно-сосудистой системы, улучшение кровообращения, работы легких и органов зрения, укрепление иммунитета, повышение выносливости, снижение веса, повышение мышечного тонуса.

По мнению врачей Университетской больницы Биспебьерга в Копенгагене, интенсивная езда на велосипеде способствует увеличению продолжительности жизни почти на 5 лет. К такому выводу пришел профессор Питер Шнор, который проводил исследование в течение 20 лет. В этом эксперименте приняли участие 5000 мужчин и женщин в возрасте 21-90 лет, которым ежедневно катались на велосипеде. При этом важным условием была высокая интенсивная езда [ 2 ].

По результатам исследования были сделаны следующие выводы: мужчины, катавшиеся в среднем темпе, прожили на 2,9лет дольше, а ездящие быстро – на 5,3года дольше тех, кто катался медленно. Среди женщин увеличение продолжительности жизни составило 2,2 и 3,9 лет соответственно. Немаловажным является замечание врачей об относительности понятия интенсивности езды – для каждого человека этот показатель индивидуален в зависимости от возраста, пола и общей физической подготовки [ 2 ].

Исследование, проведенное в Университете Пурдью в США, показало, что регулярная езда на велосипеде снижает риск сердечных заболеваний на 50 %. По данным British Health Foundation, можно было избежать около 10 тысяч фатальных сердечных приступов ежегодно, если бы люди поддерживали хорошую физическую форму. Езда на велосипеде всего 35 км в неделю снижает ваш риск сердечных заболеваний более чем вдвое по сравнению с теми, кто не занимается [ 2 ].

Также ученые в Стэнфордском университете обнаружили, что регулярные занятия велосипедом защищают кожу от вредного воздействия ультрафиолетовых лучей и уменьшают признаки старения. Дерматолог из компании Harley Street объясняет: "Циркуляции крови, благодаря физической активности, более эффективно доставляет кислород и питательные вещества в клетки кожи и вымывает вредные токсины.

Упражнения создают внутри организма идеальную среду, оптимизируют выработку коллагена, который предотвращает появление морщин и ускоряет процессы заживления". Однако перед тем, как выезжать, нужно не забывать наносить солнцезащитный крем.

Исследователи в Лондонском королевском колледже сравнили 2400 идентичных близнецов и обнаружили, что те из них, кто выполнял эквивалент трех 45-минутных поездок на велосипеде в неделю, были на 9 лет "биологически моложе" даже после того, как были исключены другие факторы, такие как индекс массы тела (BMI) и курение. "У людей, регулярно выполняющих физические упражнения, значительно ниже риск сердечно-сосудистых заболеваний, диабета 2-го типа, всех видов рака, повышенного артериального давления и ожирения" — говорит врач Линн Черкас, проводившая исследование. "Организм начинает более эффективно защищать сам себя и регенерировать клетки". Исследование Университета Суррея показало, что езда на велосипеде может помочь в управлении аппетитом. Такая зарядка помогает укротить желание съедать больше еды. Лица, участвующие в исследовании, имели тот же самый завтрак, а затем разделились на две группы. Пока одни оставались отдыхать, другие ездили на велосипеде. Было установлено, что достаточно всего 60 минут езды, чтобы активировать гормоны, которые снижают голод, и вносят значительный вклад в последующее меньшее потребление пищи [ 2 ].

Велоспорт в России играет значительную роль в культуре и спорте, оказывая влияние на здоровый образ жизни. Стремление к здоровому образу жизни и забота о своем здоровье среди россиян приводит к увеличению популярности велоспорта. Велосипед становится не только средством передвижения, но и способом занятия спортом для многих людей.

Одна из самых популярных физических активностей в России, велоспорт, имеет богатую историю, отражающую тесную связь с развитием велосипедной индустрии и успехами российских велосипедистов. В процессе развития велоспорта в России проводились значительные усилия по созданию спортивных клубов и велотрасс, что позволяет сегодняшним поколениям насладиться этим видом спорта. Российские велосипедисты достигли мирового признания, принимая участие в Олимпийских играх и других крупных соревнованиях, что доказывает важность и успехи велоспорта в России.

Список литературы

  1. Екимов Вячеслав Владимирович // ФВСР URL: https://fvsr.ru/federation/prezident (дата обращения: 26.12.2023).
  2. Запевалов Олег Юрьевич ВЛИЯНИЕ ВЕЛОСПОРТА НА ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ МОЛОДЕЖИ // Проблемы Науки. 2023. №2 (180). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-velosporta-na-fizicheskoe-razvitie-molodezhi (дата обращения: 26.12.2023).
  3. История велоспорта // ФВСР URL: https://fvsr.ru/historyvelo (дата обращения: 26.12.2023).
  4. Кокоулина Ольга Павловна Тенденции развития велоспорта в Москве и России // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. 2018. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tendentsii-razvitiya-velosporta-v-moskve-i-rossii (дата обращения: 26.12.2023).
  5. «Проблемы совершенствования физической культуры, спорта и олимпизма:» (Проблемы совершенствования физической культуры, спорта и олимпизма: Материалы Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых, аспирантов, магистрантов, соискателей и студентов (18–19 декабря 2018 г., г. Омск) : материалы конференции / под редакцией Н. В. Колмогоровой. — Омск: СибГУФК, 2019. — ISBN 978-5-91930-111-0. — Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/242144 (дата обращения: 26.12.2023). — Режим доступа: для авториз. пользователей. — С. 18.).
  6. Федерация велосипедного спорта России // ФВСР URL: https://fvsr.ru/federation (дата обращения: 26.12.2023).
Оцените статью
Атлетика
Добавить комментарий