Как быстрое движение влияет на эффективность в физической культуре

Быстрота в физической культуре — это способность быстро выполнять двигательные действия, что имеет ключевое значение для достижения высоких результатов в большинстве видов спорта. Она включает в себя не только скорость перемещения, но и темп выполнения движений, что позволяет спортсменам эффективно реагировать на изменения в игровой ситуации.

Развитие быстроты требует регулярных тренировки, которые должны сочетать аэробные и анаэробные нагрузки, а также упражнения на координацию и реакцию. Правильный подход к тренировкам способствует улучшению физической формы, повышению эффективности спортивных выступлений и снижению риска травм.

Общая характеристика быстроты

Ключевые формы проявления скорости включают:

  • Двигательная реакция — это процесс, начинающийся с восприятия информации, которая побуждает к действию, и заканчивающийся в момент начала движения-ответа. Информацией, побуждающей к действию, как правило, является заранее обусловленный сигнал или ситуация, имеющая сигнальное значение.
  • Быстрота одиночного движения — это способность человека с высокой скоростью выполнять отдельные двигательные акты.
  • Частота движений — это способность человека выполнять движения в максимальном темпе в единицу времени.

Разновидности быстроты

В ходе физической активности, как в повседневной жизни, так и на работе, современный человек регулярно сталкивается с необходимостью быстро и адекватно отвечать на предсказуемые или случайные раздражающие факторы.

Скорость — это совокупность функциональных характеристик человека, позволяющих выполнять двигательные операции за кратчайший промежуток времени в данных условиях.

Основными видами проявления быстроты являются:

1) Двигательная реакция представляет собой процесс, который начинается с восприятия информации, вызывающей необходимость в действии, и завершается моментом начала движений-ответов. Информация, которая побуждает к действиям, чаще всего является заранее установленным сигналом или ситуацией, обладающей сигнальным характером.

По своей сути, время двигательной реакции — это длительность скрытого периода, то есть от момента восприятия стимула до момента реагирования на него (латентное время).

Различают простые и сложные реакции:

1. Простая двигательная реакция представляет собой ответ на фиксированное моторное действие, возникающее в ответ на неожиданно появляющийся сигнал. К числу примеров простых реакций можно отнести старт в беге, быструю стрельбу по силуэтам, бросок набивного мяча в ответ на ожидаемый сигнал и так далее. Латентное время простой реакции у людей без специальной подготовки составляет 0,2-0,3 секунды, в то время как у спортсменов с хорошей физической подготовкой — 0,1-0,2 секунды.

Сложные реакции включают:

  • Реакция на движущийся объект — это способность человека наиболее быстро и точно реагировать на нестандартные перемещения определённого объекта в условиях дефицита времени и пространства. В основе реакции на движущийся объект лежит умение постоянно удерживать его в поле зрения и оперативно подбирать адекватные движения-ответы. Чаще всего этот вид реакции встречается в спортиграх и единоборствах. Футбол.
  • Реакция выбора — это способность человека наиболее быстро осуществлять выбор адекватного ответа на разнообразные раздражители в условиях дефицита времени и пространства. Баскетболист.
  • Быстрота одиночного движения — это способность человека с высокой скоростью выполнять отдельные двигательные акты. Координация таких движений относительно простая и мало влияет на скорость их выполнения, например: прямые одиночные удары в боксе, уколы в фехтовании, движения руки при метании копья, ударе по мячу и т.д. Чем более простое по координации упражнение и чем автоматизированнее движение.
  • Частота движений — это способность человека выполнять движения в максимальном темпе в единицу времени. Темп движений очень важен в циклических движениях спринтерского характера (бег, гребля, плаванье, велоспорт) и при быстром повторении ациклических движений (серия ударов в боксе). Говоря о темпе движений, важно иметь в виду, что понятие «темп» близко связано с понятием «скорость», но они отнюдь не тождественны. Можно, например, поднимать руку на разную высоту и опускать её в одинаковом темпе — скорость же движения руки при этом будет разная.

БЫСТРОТА И МЕТОДЫ ЕЕ РАЗВИТИЯ

Комбинация данных трех параметров и является критерием наличия быстроты у спортсменов.

Так, в спринте результат зависит от времени реакции на старте (латентный период), скорости отдельных движений (отталкивание, вынос бедра), темпа шагов.

Наибольшее значение имеет скорость целостных движений (бег, плавание, прыжки в высоту и т.д.), но скорость отдельных движений является основным ее показателем.

Методика развития быстроты реакции и скорости движений

В быстроте различают простые и сложные реакции. Простая двигательная реакция — реагирование стартующего на звуковой или зрительный раздражитель.

На начальном этапе развития быстроты реакции наиболее эффективным является метод повторного реагирования на внезапный сигнал (повторные старты, изменение направления бега по сигналу, атакующее или защитное действие на условный сигнал и др.).

Применение такой методики скоро дает положительные результаты, но в дальнейшем быстрота реакции стабилизируется и улучшается с трудом.

Скоростные способности простой реакции во всех формах ее проявления определяются оперативностью нейромоторного механизма двигательного действия и во многом обусловлены генотипом человека и совершенствуются в незначительной степени. По данным многих исследований, например, латентное время простой реакции у нетренированных людей составляет 0,2-0,3 с, у хорошо тренированных спортсменов этот показатель колеблется в пределах 0,1-0,2 с.

Проявление быстроты простой реакции в разных сочетаниях с другими физическими качествами и техническими навыками обеспечивает комплексное проявление скоростных взаимоотношений в сложных двигательных действиях (тренировочной, соревновательной, производственной деятельности). Замечено, что люди, которые быстро реагируют в простых ситуациях, быстро реагируют и в сложных.

Выделяют два типа формирования быстроты сложной реакции.

  • Реакция на движущийся объект (движение вратаря на пробиваемый мяч, шайбу, прием нападающего удара в волейболе, быстрый пас в баскетболе). Вратарь или игрок должен увидеть мяч, оценить направление, скорость, выбрать план действия и успеть его осуществить. В этот скрытый период реакции, продолжительность которой 0,25-1 с, необходимо успеть оценить обстановку и правильно среагировать. Для формирования реакции на движущийся предмет эффективны подвижные игры с малыми мячами (теннисными).
  • Реакция выбора (фехтовальщик выбирает вариант защиты в ответ на атаку, защита у боксера). Для развития этого типа реакции идут по пути от простого к сложному, учитывая изменения обстановки (вначале обучают защите от укола или удара, затем предлагают реагировать на одну из двух возможных атак, затем трех и т.д.). Так занимающихся постепенно подводят к реальной обстановке единоборства. В методике развития сложной реакции рекомендуется постепенно увеличивать число возможных повторений, атак или защитных действий.

Необходимым условием эффективности данной методики является одновременное совершенствование технических навыков, координационных способностей и тактического мышления.

У хорошо подготовленных атлетов скорость сложных реакций достигает значительных значений и может сопоставляться с быстротой простой реакции у людей с низким уровнем подготовки, составляя 0,2-0,3 секунды. У нетренированных индивидуумов время латентной реакции на сложные задачи варьируется от 0,3 до 1,0 секунды. Опытный спортсмен способен реагировать на намеки к определенным действиям, предугадать запланированные действия оппонента.

Для совершенствования скоростных возможностей упражнения должны выполняться в предельном или околопредель- ном темпе, чтобы техника выполнения упражнения была доступной, а усилия направлены не на способ, а на скорость выполнения. Продолжительность выполнения упражнения должна быть такой, чтобы к концу выполнения задания скорость не снижалась из-за утомления.

Для развития быстроты реакции особенно эффективны подвижные, спортивные игры (баскетбол, футбол, гандбол), скоростно-силовые упражнения (прыжки с ноги на ногу, через набивные мячи, эстафеты), упражнения с резким изменением темпа, длины шага и направления движения, упражнения на растягивание мышц, связок и сухожилий для увеличения амплитуды движений. Выполнять упражнения для развития быстроты необходимо после качественной разминки.

Основными методами совершенствования быстроты и частоты движений является повторный, соревновательный, игровой.

Широкая вариативность используемых упражнений является наиболее эффективной для совершенствования скоростных проявлений в единоборствах и игровых ситуациях. Упражнения, воздействующие на развитие быстроты, рекомендуется включать в каждое занятие.

Задача учебно-тренировочного процесса состоит в повышении функциональных возможностей организма, в разнообразии видов двигательной деятельности, в повышении уровня силовой подготовки, координационных способностей, гибкости, владения техникой выполнения упражнений.

Быстрота реакции (скорость реакции) и методы ее развития

Направленное развитие скоростных способностей спортсмена Вопросы:

1. Определение основных понятий.

2. Факторы, влияющие на проявление скоростных способностей спортсмена.

3. Проявление скоростных способностей в соревновательной деятельности.

1.Описание ключевых признаков скорости

Под скоростными способностями понимают возможности человека, обеспечивающие ему выполнение двигательных действий в минимальный для данных условий промежуток времени. Различают элементарные и комплексные формы проявления скоростных способностей. К элементарным формам относятся быстрота реакции, скорость одиночного движения, частота (темп) движений.

Все двигательные реакции, совершаемые человеком, делятся на две группы: простые и сложные. Ответ заранее известным движением на заранее известный сигнал (зрительный, слуховой, тактильный) называется простой реакцией. Примерами такого вида реакций являются начало двигательного действия (старт) в ответ на выстрел стартового пистолета в легкой атлетике или плавании, прекращение нападающего или защитного действия в единоборствах или во время спортивной игры при свистке арбитра и т.п. Быстрота простой реакции определяется по так называемому латентному (скрытому) периоду реакции – временному отрезку от момента появления сигнала до момента начала движения. Латентное время простой реакции у взрослых, как правило, не превышает 0,3 с.

Сложные двигательные реакции встречаются в видах спорта, характеризующихся постоянной и внезапной сменой ситуации действий (спортивные игры такие как баскетбол). Большинство сложных двигательных реакций в физическом воспитании и спорте – это реакция «выбора» (когда из нескольких возможных действий требуется мгновенно выбрать одно, адекватное данной ситуации).

В баскетболе такие реакции одновременно являются реакциями на движущийся объект (мяч).

Временной интервал, затраченный на выполнение одиночного движения (например, удар мяча в пол), тоже характеризует скоростные способности. Частота, или темп, движений – это число движений в единицу времени (например, число беговых шагов за 10 с).

В баскетболе в различных видах двигательной деятельности элементарные формы проявления скоростных способностей выступают в различных сочетаниях и в совокупности с другими физическими качествами и техническими действиями. В этом случае имеет место комплексное проявление скоростных способностей. К ним относятся: быстрота выполнения целостных двигательных действий, способность как можно быстрее набрать максимальную скорость и способность длительно поддерживать ее.

Для практики физического воспитания наибольшее значение имеет скорость выполнения человеком целостных двигательных действий , например в беге, а не элементарные формы ее проявления. Однако эта скорость лишь косвенно характеризует быстроту человека, так как она обусловлена не только уровнем развития быстроты, но и другими факторами, в частности техникой владения действием, координационными способностями, мотивацией, волевыми качествами и др.

Способность как можно быстрее набрать максимальную скорость определяют по фазе стартового разгона или стартовой скорости. В среднем это время составляет 5-6 с. Способность как можно дольше удерживать достигнутую максимальную скорость называют скоростной выносливостью и определяют по дистанционной скорости.

В баскетболе еще одно специфическое проявление скоростных качеств – быстрота торможения, когда в связи с изменением ситуации необходимо мгновенно остановиться и начать движение в другом направлении.

Выражение различных видов быстроты и скорости движений определяется множеством факторов:

1) состояния центральной нервной системы и нервно-мышечного аппарата человека;

2) морфологических особенностей мышечной ткани, ее композиции (т.е. от соотношения быстрых и медленных волокон);

4) способности мышц быстро переходить из напряженного состояния в расслабленное;

5) энергетических запасов в мышце (аденозинтрифосфорная кислота – АТФ и креатинфосфат – КТФ);

6) амплитуды движений, т.е. от степени подвижности в суставах;

7) способности к координации движений при скоростной работе;

8) биологического ритма жизне­деятельности организма;

9) возраста и пола;

10) скоростных природных способностей человека.

С физиологической позиции скорость реакции определяется темпами протекания пяти следующих этапов:

1) возникновения возбуждения в рецепторе (зрительном, слуховом, тактильном и др.), участвующем в восприятии сигнала;

2) передачи возбуждения в центральную нервную систему;

3) перехода сигнальной информации по нервным путям, ее анализа и формирования эфферентного сигнала;

4) проведения эфферентного сигнала от центральной нервной системы к мышце;

5) возбуждения мышцы и появления в ней механизма активности.

Максимальная частота движений зависит от скорости перехода двигательных нервных центров из состояния возбуждения в состояние торможения и обратно, т.е. она зависит от лабильности нервных процессов.

На быстроту, проявляемую в целостных двигательных действиях, влияют: частота нервно-мышечной импульсации, скорость перехода мышц из фазы напряжения в фазу расслабления, темп чередования этих фаз, степень включения в процесс движения быстро сокращающихся мышечных волокон и их синхронная работа.

С биохимической точки зрения быстрота движений зависит от содержания аденозинтрифосфорной кислоты в мышцах, скорости ее расщепления и ресинтеза. В скоростных упражнениях ресинтез АТФ происходит за счет фосфорокреатинового и гликолитического механизмов (анаэробно – без участия кислорода). Доля аэробного (кислородного) источника в энергетическом обеспечении разной скоростной деятельности составляет 0-10%.

Генетические исследования (метод близнецов, сопоставление скоростных возможностей родителей и детей, длительные наблюдения за изменениями показателей быстроты у одних и тех же детей) свидетельствуют, что двигательные способности существенно зависят от факторов генотипа. По данным научных исследований, быстрота простой реакции примерно на 60-88% определяется наследственностью. Среднесильное генетическое влияние испытывают скорость одиночного движения и частота движений, а скорость, проявляемая в целостных двигательных актах, беге, зависит примерно в равной степени от генотипа и среды (40-60%).

Оптимальными возрастными периодами для формирования скоростных навыков как у мальчиков, так и у девочек считаются промежутки с 7 до 11 лет. Далее, с 11 до 14-15 лет, наблюдается более замедленный рост различных показателей быстроты. К этому времени начинается стабилизация результатов по показателям реакционной скорости и максимальной частоте движений. Целенаправленные тренировки и занятия различными спортивными дисциплинами благоприятно влияют на развитие скоростных навыков: тренирующиеся специально могут иметь преимущество от 5 до 20% и больше, а улучшение результатов может продолжаться до 25 лет.

Половые различия в уровне развития скоростных способностей невелики до 12-13-летнего возраста. Позже мальчики начинают опережать девочек, особенно в показателях быстроты цело­стных двигательных действий (бег, плавание и т.д.).

Задачи развития скоростных способностей. Первая задача состоит в необходимости разностороннего развития скоростных способностей (быстрота реакции, частота движений, скорость одиночного движения, быстрота целостных действий) в сочетании с приобретением двигательных умений и навыков, которые осваивают дети за время обучения в образовательном учреждении. Для педагога по физической культуре и спорту важно не упустить младший и средний школьный возраст – сенситивные (особенно благоприятные) периоды для эффективного воздействия на эту группу способностей.

Вторая задача – максимальное развитие скоростных способностей при специализации детей, подростков, юношей и девушек в видах спорта, где скорость реагирования или быстрота действия играет существенную роль (бег на короткие дистанции, спортивные игры, единоборства, санный спорт и др.).

Третья задача – совершенствование скоростных способностей, от которых зависит успех в определенных видах трудовой деятельности (например, в летном деле, при выполнении функ­ций оператора в промышленности, энергосистемах, системах связи и др.).

Скоростные способности весьма трудно поддаются развитию. Возможность повышения скорости в локомоторных циклических актах весьма ограничена. В процессе спортивной тренировки повышение скорости движений достигается не только воздействием на собственно скоростные способности, но и иным путям в видах деятельности скоростного характера. Это обусловлено, во-первых, предельной интенсивностью и психической напряженностью упражнений; во-вторых, тем, что их нецелесообразно выполнять в состоянии утомления, связанном с падением скорости движений. Интервалы отдыха в серии скоростных упражнений должны быть такими, чтобы можно было выполнить очередное упражнение со скоростью не менее высокой, чем предыдущее.

2.Методика воспитания скоростных способностей

В настоящее время в физическом воспитании и спорте достаточно ситуаций, где требуется высокая быстрота реакции, и ее улучшение на одну десятую или даже на сотые доли секунды (а речь часто идет именно об этих мгновениях) имеет большое значение. Основной метод при развитии быстроты реакции – метод повторного выполнения упражнения. Он заключается в повторном реагировании на внезапно возникающий (заранее обусловленный) раздражитель с установкой на сокращение времени реагирования.

Упражнения на быстроту реакции вначале выполняют в облегченных условиях (учитывая, что время реакции зависит от сложности последующего действия, ее отрабатывают отдельно, вводя облегченные исходные положения и т.д.). Например, в баскетболе (в беге на короткие дистанции) отдельно упражняются в скорости реакции на стартовый сигнал с опорой руками о какие-либо предметы в положении высокого старта и отдельно без стартового сигнала в быстроте выполнения первых беговых шагов.

Как правило, реакция осуществляется не изолированно, а в составе конкретно направленного двигательного действия или его элемента (старт, атакующее или защитное действие, элементы игровых действий и т.п.). Поэтому для совершенствования быстроты простой двигательной реакции применяют упражнения на быстроту реагирования в условиях, максимально приближенных к соревновательным, изменяют время между предварительной и исполнительной командами (вариативные ситуации).

Достичь значительного уменьшения времени реакции — это сложная задача. В течение многолетних тренировок потенциальное снижение латентного времени может составлять около 0,10-0,15 секунд.

Простые реакции обладают свойством переноса: если человек быстро реагирует на сигналы в одной ситуации, то он будет быстро реагировать на них и в других ситуациях.

Воспитание быстроты сложных двигательных реакций

Сложные двигательные реакции встречаются в видах деятельности, характеризующихся постоянной и внезапной сменой ситуации действий (подвижные и спортивные игры, единоборства и т.д.). Большинство сложных двигательных реакций в физическом воспитании и спорте — это реакции «выбора» (когда из нескольких возможных действий требуется мгновенно выбрать одно, адекватное данной ситуации) и реакции на движущийся объект.

Воспитание быстроты сложных двигательных реакций связано с моделированием в занятиях и тренировках целостных двигательных ситуаций и систематическим участием в состязаниях. Однако обеспечить за счет этого в полной мере избирательно направленное воздействие на улучшение сложной реакции невозможно. Для этого необходимо использовать специально подготовительные упражнения, в которых моделируются отдельные формы и условия проявления быстроты сложных реакций в той или иной двигательной деятельности. Вместе с тем создаются специальные условия, способствующие сокращению времени реакции.

При воспитании быстроты реакции на движущийся объект (РДО) особое внимание уделяется сокращению времени начального компонента реакции – нахождения и фиксации объекта (например, мяча) в поле зрения. Этот компонент, когда объект появляется внезапно и движется с большой скоростью, составляет значительную часть всего времени сложной двигательной реакции – обычно больше половины. Стремясь сократить его, идут двумя основными путями:

воспитывают умение заблаговременно включать и «удерживать» объект в поле зрения (например, когда занимающийся ни на мгновение не выпускает мяч из поля зрения, время РДО у него само собой сокращается на всю начальную фазу), а также умение заранее предусматривать возможные перемещения объекта; направленно увеличивают требования к быстроте восприятия объема и другим компонентам сложной реакции на основе варьирования внешними факторами, стимулирующими ее быстроту. Время реакции выбора во многом зависит от возможных вариантов реакции, из которых должен быть выбран лишь один. Учитывая это, при воспитании быстроты реакции выбора стремятся прежде всего научить занимающихся искусно пользоваться «скрытой интуицией» о вероятных действиях противника. Такую информацию можно извлечь из наблюдений за позой противника, мимикой, подготовительными действиями, общей манерой поведения.

Применяя для совершенствования реакции выбора специально подготовительные упражнения, последовательно усложняют ситуацию выбора (число альтернатив), для чего постепенно увеличивают в определенном порядке как число вариантов действий, разрешаемых партнеру, так и число ответных действий.

На время реакции влияют такие факторы, как возраст, квалификация, состояние занимающегося, тип сигнала, сложность и освоенность ответного движения.

Воспитание быстроты движений

Внешний вид стремительности движений проявляется через скорость моторных действий и всегда поддерживается не только скоростными, но и другими качествами (силой, координацией, выносливостью и так далее).

Основными средствами воспитания быстроты движений служат упражнения, выполняемые с предельной либо околопредельной скоростью:

1) собственно скоростные упражнения;

2) общеподготовительные упражнения;

3) специально подготовительные упражнения.

Собственно скоростные упражнения характеризуются небольшой продолжительностью (до 15-20 с) и анаэробным флактатным энергообеспечением. Они выполняются с небольшой величиной внешних отягощений или при отсутствии их (так как внешние проявления максимумов силы и скорости связаны обратно пропорционально).

В качестве общеподготовительных упражнений наиболее широко в физическом воспитании и спорте используются спринтерские упражнения, прыжковые упражнения, игры с выраженными моментами ускорений (например, баскетбол по обычным и упрощенным правилам)

При выборе специально подготовительных упражнений с особой тщательностью следует соблюдать правила структурного подобия. В большинстве случаев они представляют собой «части» или целостные формы соревновательных упражнений, преобразованных таким образом, чтобы можно было превысить скорость по отношению к достигнутой соревновательной.

При использовании в целях воспитания быстроты движений специально подготовительных упражнений с отягощениями вес отягощения должен быть в пределах до 15-20% от максимума (Э.Озолин, 1986). Целостные формы соревновательных упражнений используются в качестве средств воспитания быстроты главным образом в видах спорта с ярко выраженными скоростными признаками (спринтерские виды).

После достижения определенных успехов в развитии скоростных способностей дальнейшее улучшение результатов может и не проявиться, несмотря на систематичность занятий. Такая задержка в росте результатов определяется как «скоростной барьер». Причина этого явления кроется в образовании достаточно устойчивых условно-рефлекторных связей между техникой упражнения и проявляющимися при этом усилиями.

Чтобы избежать этой ситуации, важно вводить в тренировки задачи, где скорость проявляется в разных условиях, а также применять разнообразные методические стратегии и методы.

1. Облегчение внешних условий и использование дополнительных сил, ускоряющих движение.

Самый распространенный способ облегчения условий проявления быстроты в упражнениях, отягощенных весом спортивного снаряда или снаряжения, – уменьшение величины отягощения, что позволяет выполнять движения с повышенной скоростью и в обычных условиях.

Сложнее осуществить аналогичный подход в упражнениях, отягощенных лишь собственным весом занимающегося. Стремясь облегчить достижение повышенной скорости в таких упражнениях, используют следующие приемы, выполняемые в условиях, облегчающих увеличение темпа и частоты движений: а) «уменьшают» вес тела занимающегося за счет приложения внешних сил (например, непосредственная помощь преподавателя (тренера) или партнера с применением подвесных лонж и без них (в гимнастических и других упражнениях); б) ограничивают сопротивление естественной среды (например, бег по ветру, плавание по течению и т.п.); в) используют внешние условия, помогающие занимающемуся произвести ускорение за счет инерции движения своего тела (бег под гору, бег по наклонной дорожке и т.п.); г) применяют дозированно внешние силы, действующие в направлении перемещения (например, механическую тягу в беге).

2. Использование эффекта «ускоряющего последействия» и варьирование отягощений.

Скорость движений может временно увеличиваться под влиянием предшествующего выполнения движений с отягощениями (например, выпрыгивание с грузом перед прыжком в высоту, толчок утяжеленного ядра перед толчком обычного и т.п.). Механизм этого эффекта заключен в остаточном возбуждении нервных центров, сохранении двигательной установки и других следовых процессах, интенсифицирующих последующие двигательные действия. При этом может значительно сокращаться время движений, возрастать степень ускорений и мощность производимой работы.

Однако подобный эффект наблюдается не всегда. Он во многом зависит от веса отягощения и последующего его облегчения, числа повторений и порядка чередований обычного, утяжеленного и облегченного вариантов упражнения.

3. Лидирование и сенсорная активизация скоростных проявлений. Понятие «лидирование» охватывает известные приемы (бег за лидером-партнером и др.).

Объем скоростных упражнений в рамках отдельного занятия, как правило, относительно невелик, даже у специализирующихся в видах деятельности скоростного характера. Это обусловлено, во-первых, предельной интенсивностью и психической напряженностью упражнений; во-вторых, тем, что их нецелесообразно выполнять в состоянии утомления, связанном с падением скорости движений. Интервалы отдыха в серии скоростных упражнений должны быть такими, чтобы можно было выполнить очередное упражнение со скоростью не менее высокой, чем предыдущее.

Быстрота реакции на стартовую команду

Скорость реакции на начальную команду (сигнал, свист и т. д.) в определенной степени можно улучшить при помощи простых упражнений, которые выполняются под ожидаемую или внезапную короткую и резкую команду тренера.

1. В ходьбе по кругу — на неожиданный резкий, ко­роткий сигнал тренера (хлопок в ладоши, свисток) выполнить прыжок вверх или в сторону, приседание, и т. п. Упражнение целесообразно проводить в форме со­ревнования: после каждого сигнала из игры выбывает спортсмен, выполнивший упражнение последним.

2. Стоя, по ожидаемому сигналу тренера выполнить прыжок вверх из исходного положения «низкий старт». Упражнение также проводится в форме соревнования, определяются победители в парах, затем они соревнуют­ся между собой, и так до выявления быстрейшего.

3. По ожидаемому сигналу тренера выполнить про­стой бросок (от груди или из-за головы) набивного мяча. Упражнение проводится в форме соревнования, как и упражнения 1, 2.

4. Во время игры в баскетбол по неожиданному, но специально оговоренному и заранее продемонстрированному сигналу тренера принять поло­жение упора лежа. Упражнение проводится в форме со­ревнований. После каждого сигнала из игры выходит спортсмен, выполнивший упражнение последним.

Быстрота реакции на стартовую команду может быть улучшена двумя методами. Это:

  • аналитический метод улучшения быстроты реакции;
  • сенсорный метод улучшения быстроты реакции.

Аналитический метод развития быстроты реакции

Аналитический метод улучшения быстроты реакции предусматривает, что тренировка реакции проводится в несколько облегченных условиях, раз­дельно по элементам.

Например, при тренировке низкого старта сначала раздельно отрабатывается реакция на вы­стрел стартера, причем спортсмен выполняет упражнение в более удобном для себя положении высокого старта, а затем быстрота ухода с колодок, но уже без стартовой команды.

Сенсорный метод развития быстроты реакции

Метод сенсорного тренинга для повышения реакции опирается на развитие у спортсмена чувства времени, что, согласно исследованиям, способствует улучшению реакции. Данный подход включает три этапа подготовки.

На первом этапе спортсмен максимально быстро выпол­няет короткие стартовые ускорения (в плавании, напри­мер, 10—12 м), и тренер сообщает ему время каждого ускорения.

На втором этапе на этих же ускорениях спортсмен должен сам определить свое время.

На третьем этапе эти тренировочные ускорения спортсмен выполняет с различным заданием тренера.

Несколько труднее обстоит дело с тренировкой быст­роты реакции на более сложный раздражитель, так называемой реакции на движущийся объект и реакции на изменение обстановки (реакции выбора).

Быстрота реакции на движущийся объект

Основу реакции на движущийся объект (например, на полет мяча) составляет умение видеть его. Как из­вестно, из общего времени реакции на движущийся предмет (0,25—1 сек.) более 80% приходится на зри­тельное восприятие, т. е. на возникновение возбуждения в зрительном анализаторе и направление импульса в центральную нервную систему, и лишь 0,05 сек.— на формирование ответного двигательного (эффекторного) сигнала.

Умение видеть быстро движущийся объект развива­ется в процессе тренировки. Для этой цели успешно при­меняют такие методические приемы, как использование мячей уменьшенного размера, игровая тренировка на площадках уменьшенного размера.

Реакция выбора

Реакция выбора — сложная реакция, зависящая от таких факторов, как латентное время простой реакции, большой запас тактических действий и технических приемов, выработанных в длительной трени­ровке, умение мгновенно выбрать из них наиболее выгод­ный и т. д.

Процесс тренировок для развития реакции выбора осуществляется на протяжении продолжительной спортивной подготовки с использованием тщательно подобранных, постепенно усложняющихся заданий, а В ходе соревнований.

Способы и методы развития быстроты реакции.

Способы развития быстроты реакции не очень многообразны, но могут быть достаточно вариативными в применении.

Основным способом развития быстроты реакции является подача условного сигнала, с последующей реакцией на него занимающегося.

Для дошкольников являются актуальными упражнения на развитие быстроты реакции в игровой форме, в форме эстафет, командных игр, реакции на сигнал по ходу движения, с последующим действием по сигналу и др.

Способы применения методов развития быстроты реакции в условиях занятия по баскетболу

Игровой метод – является основным для дети в возрасте 7-9 лет лучше усваивают информацию и запоминают движения именно в игровой форме.

Пример игры: Дети бегут по кругу, по звуковой команде инструктора должны занять свободное место в середине круга, замереть изобразив какое-нибудь животное. Инструктор самостоятельно проходит по залу и дотрагивается, выборочно, до ребят, те «оживают» и говорят какое животное они изобразили, затем инструктор отходит, дает звуковой сигнал, и ребята снова бегут по кругу. Инструктора можно заменить на одного из ребят, который будет водящим.

Соревновательный метод – является не менее интересным для детей, чем игровой и позволяет дополнять или разнообразить занятие.

Пример: Дети строятся в одну шеренгу на лицевой линии зала, на противоположной стороне зала лежат обручи, которых по количеству меньше, чем ребят, по звуковому сигналу инструктора ребята должны побежать и занять свободный обруч быстрее других, кому не достанется обруч выбывает из игры. Игра продолжается до того момента пока не останется определенное количество ребят – 1, 2, 3… на усмотрение инструктора.

Метод повторения – это подход, который не так привлекателен для детей, но его можно сделать более увлекательным, превращая стандартную «повторку» в захватывающую игровую форму с элементами соревнования.

Пример: тренер делит группу на 2 или 3 команды, ребята строятся за лицевой линией зала, каждая команда в одну колонну. По команде инструктора те ребята, которые стоят первыми начинают выполнять какое-нибудь упражнение (прыжки на двух ногах, вращаясь вокруг своей оси), затем по условному сигналу инструктора выполняют ускорение до противоположной лицевой линии, затем возвращаются обратно. Как только первые убежали, следующие начинают сразу делать то же задание, что делали ребята перед ними, без команды инструктора.

Переменный метод – данный метод считаю наиболее актуальным для окончания подготовительной части занятия, когда ребята еще идут в одной колонне по кругу.

Пример: дети идут по кругу друг за другом, по условному сигналу (свистку) начинают бежать, по второму сигналу идут шагом. Инструктор может менять интервалы между сигналами то удлиняя интервал, то уменьшая.

Возможно существуют еще методы, для развития быстроты реакции, но эти четыре метода считаю наиболее актуальными и простыми в адаптации под дошкольников.

Данные способы являются примерными и могут применяться в различных дополнениях и вариациях, все только упирается в фантазию инструктора по физической культуре.

Развитием основных физических качеств у дошкольников можно и нужно заниматься, естественно, делая поправку на возраст и способности того или иного возраста, например: мы не можем развивать силу у ребенка 5 лет используя приседания со штангой, или заставить бежать марафон 7 летнюю девочку, для развития выносливости и т.д.

Как гласит известная русская пословица: «Всему свое время» – действительно так, и задача инструктора по физической культуре это адекватно понимать и создавать предпосылки для развития тех или иных физических качеств в будущем, не пытаясь сегодня воспитать ультрамарафонца или тяжелоатлета, такие попытки могут быть чреваты травмами и задержками физического развития ребенка.

Развитием быстроты реакции на занятиях по физической культуре педагоги могут заниматься не опасаясь, что навредят ребенку, естественно, при соблюдении правил техники безопасности на занятиях по физкультуре.

В развитии быстроты реакции дети могут упражняться с самого младшего возраста (3-4 года), но занятия не будут для них такими интересными, как для детей 7-9 лет, в силу разницы в умственном и физиологическом развитии.

  • «Теория и методика. физической воспитания и спорта» (Ж.К.Холодов, В.С.Кузнецов, 2009)
  • «Физиология человека» (А.С. Солодков; Е.Б. Сологуб., 1999)
  • Интернет-ресурсы: https://studfile.net/preview/3355886/page:46/; https://www.fizkulturaisport.ru/fizicheskie-kachestva/bystrota; https://mirznanii.com/a/132347/koordinatsionnye-sposobnosti
  • Вайцеховский С. М. Книга тренера. – М.: Физкультура и спорт, 1971. 312 с. – Воспитание быстроты. – С. 190-192
Оцените статью
Атлетика
Добавить комментарий