Чтобы узнать скорость велосипеда, можно использовать специальный велокомпьютер, который устанавливается на раму и считывает данные с колеса. Он измеряет количество оборотов колеса и, основываясь на его диаметре, рассчитывает скорость в километрах в час или милях в час.
Также можно воспользоваться мобильными приложениями, которые используют GPS для определения скорости. Для этого достаточно просто запустить приложение перед поездкой, и оно будет отслеживать ваше местоположение и скорость в реальном времени.
Как узнать, сколько скоростей у велосипеда. Сколько нужно скоростей на горном, шоссейном или городском велосипеде

На самом деле, определить количество скоростей (передач) у велосипеда достаточно легко – достаточно перемножить число передних звёзд на количество задних: 3х6 = 18, 3х10 = 30, 2х11 = 22, 1х12 = 12 и так далее.
Тем не менее, реальное количество доступных скоростей может быть значительно меньше. Это связано с тем, что вы, возможно, никогда не будете использовать некоторые передачи, а некоторые из них могут дублироваться.
• Действительно ли велосипеды с большим количеством скоростей лучше? • В чем различие между трансмиссиями горного и шоссейного велосипедов? • Какое количество скоростей является оптимальным?
Обо всём об этом и не только поговорим сегодня в статье.
- Количество скоростей велосипеда – в чём «обман»?
- Что такое диапазон передаточных чисел и как он влияет на количество скоростей
- Шоссейные и MTB-кассеты
- Как определить сколько скоростей у планетарной втулки
- Так сколько же скоростей нужно?
Количество скоростей велосипеда – в чём «обман»?
Рассмотрим в качестве примера горный велосипед с 27 скоростями, который оснащён трёхзвёздной системой спереди с передаточными числами 22-32-42Т и 9-скоростной кассетой на 11-34Т (Т обозначает количество зубьев, от англ. tooth – зубец).
В приведённой ниже таблице в колонке:
«система» – указано количество зубьев (T) на передней звезде системы,
«кассета» – количество зубьев (Т) звезды кассеты сзади,
«соотнош.» – это коэффициент передачи для данной комбинации звёзд (Т системы / Т кассеты). Более высокое значение делает вращение педалей более сложным.
Однообразным цветом выделены равные соотношения. Из 27 скоростей оказывается, что 12 из них дублируются или имеют лишь незначительные отличия (менее 6%) от аналогичных комбинаций!
Стоит отметить, что для горного велосипеда идеальным считается среднее «расстояние» между передачами порядка 15% (для шоссейного – примерно 10%). Причины этих значений мы обсудим чуть позже.
Таким образом, из формально существующих 27 передач на практике мы располагаем только 15 уникальными!
И тут возникает вполне логичная мысль, что среднюю звезду системы (32Т) можно вообще убрать, т.к. все её передачи имеют аналоги на других звёздах. Но здесь не всё так просто.
Во-первых, разница в размерах между звёздами 22Т и 42Т очень большая, и без средней промежуточной звезды перекидывать цепь между ними было бы затруднительно.
Во-вторых, звёзды системы 42Т и 22Т имеют большие различия не только в размерах, но и в передаточных числах (42/22 = 1,91). Почти в 2 раза!
Что же в этом плохого? – спросите вы.
Допустим, что мы едем на средней звезде системы и последней звезде кассеты (передаточное число 2,91), и хотим переключиться на более тяжелую передачу, чтобы ехать быстрее. Переключившись на большую звезду системы, у нас получится передаточное число 3,82 и крутить педали станет на 31% тяжелее . Если это много, скидываем 1 передачу на заднем переключателе и получим 3,23. Получается нужно по одному щелчку на обоих манетках и мы поставим «следующую» передачу.
А теперь гипотетически допустим, что средней звезды системы нет, мы едем на малой звезде (передаточное число 2) и хотим переключиться на «следующую» передачу. Перекидываем цепь на большую звезду 42Т и получаем передаточное число 3,82, т.е. «тяжесть» передачи выросла сразу на 91%! А чтобы получить число 2,1 (42T / 20T), нужно будет щелкнуть манеткой заднего переключателя аж 4 раза!
Но мы можем взять 2 передние звезды, которые не так сильно отличаются друг от друга. Например, 22Т и 36Т, здесь «тяжесть» передачи вырастет на 64%. Тогда при переключении со звезды 22Т на 36Т, нужно будет щелкнуть задним переключателем только 2 раза, чтобы получить «следующую» передачу.

В данном случае у нас будет немного меньше максимальная скорость (передаточное число 3,27 против 3,82), 13 уникальных передач вместо 15 и диапазон передаточных чисел 503% вместо 588%. Но зато останется только 5 повторяющихся передач, вместо 12 и не будет «лишней» звезды системы.
Давайте разберёмся, что же это за диапазон.
Что такое диапазон передаточных чисел и как он влияет на количество скоростей
Имеется термин, называемый диапазоном передач (ДПЧ или просто «диапазон»). Это соотношение в процентах между самым высоким и самым низким передаточным числом. Иными словами, это индикатор универсальности трансмиссии велосипеда (или кассеты).
Например: высшая передача 36/11 = 3,27, низшая передача 22/34 = 0,65
Тогда диапазон будет 3,27 / 0,65 * 100% = 503%
Большой ДПЧ означает, что велосипед подходит для горной местности с крутыми спусками/подъёмами и бездорожья, маленький – больше для равнинной местности с не очень сильными перепадами высот и хорошими дорогами. У горных велосипедов диапазон передаточных чисел обычно находится в пределах 500-600% (но может быть и меньше), у шоссейных – 300-400%. У гравийных где-то посередине – 350-500%.
В нашем примере с 27-скоростным горным велосипедом диапазон будет равен 588% (3,82 / 0,65 * 100%). На практике это означает, что при одинаковой скорости вращения педалей, на самой высокой передаче (42T / 11T = 3,82) велосипед будет двигаться в 5,88 раз быстрее, чем на самой низкой (22T / 34T = 0,65). Или что за один оборот педалей на самой высокой передаче, велосипед проедет в 5,88 раз большее расстояние, чем на самой низкой.
Но на самом деле такой экстремальный диапазон большинством велосипедистов никогда не используется. При размере колес 26 дюймов и каденсе 70 (70 оборотов педалей в минуту) на самой лёгкой передаче (22T / 34T) скорость будет 5,6 км/ч, на колёсах 29 дюймов – 6,2 км/ч. Это скорость человека, идущего быстрым шагом! Если этой или близкими к ней передачами и пользуются, то только разок из любопытства, либо может быть на каких-то ну ооочень крутых подъёмах, когда проще закатить велосипед наверх руками.
Что касается самой высокой передачи (42T / 11T) – то она, конечно, более востребована, но всё равно используется довольно редко – где-то после 40-45 км/ч. А это уже довольно большая скорость для велосипеда и далеко не все ездят так быстро даже на шоссейных, не говоря уже о горных или городских велосипедах. В общем, обычно велосипедисту более чем достаточно только диапазона кассеты в 300-400%, без переключения на другие звёзды системы, если передняя звезда правильно подобрана под его предпочтения, физические возможности и характер местности. В примере выше, диапазон кассеты 309% (34T / 11T * 100%), но есть кассеты и 400, и даже более 500%!

Т.е. на горном велосипеде мы вполне можем оставить только одну переднюю звезду (сингл-система, от англ. single – одиночный, единственный) и получить достаточный диапазон за счёт одной лишь кассеты. И это будет иметь ряд преимуществ:
- Во-первых, мы облегчим велосипед, избавившись от переднего переключателя, манетки, тросика, рубашки и «лишних» звёзд системы.
- Во-вторых, упрощается сам процесс переключения, т.к. не нужно подбирать передачу после переключения между звёздами системы и отсутствует манетка переднего переключателя, которая работает «наоборот».
- В-третьих, из-за переключения не слетает цепь.
К тому же, при отсутствии необходимости в переключении, есть возможность поставить спереди Narrow Wide звезду, что сводит к минимуму риск слёта цепи даже от сильной тряски. От обычной NW-звезда отличается удлинёнными зубьями и их переменной толщиной (Narrow – узкий, Wide – широкий). Соответственно узкие зубья попадают во внутренние звенья цепи, а широкие – во внешние.

На шоссейных велосипедах обычно устанавливают системы из двух звёзд (дабл-система, от англ. double – двойной), т.к. кассеты для шоссе отличаются от горных и при использовании одной звезды спереди, у трансмиссии получается очень маленький диапазон (либо слишком большой «шаг» между передачами).
Шоссейные и МТБ кассеты
Велосипедные кассеты условно разделяют на два типа – для горных велосипедов (МТБ) и для шоссейных. Принципиальное их отличие в том, насколько сильно отличаются друг от друга соседние звёзды и следовательно – в диапазоне кассет.

Поездка в горной местности означает, что маршрут может подвергать большим и резким изменениям высоты. Рельеф может быстро меняться – только что мы спускались, а теперь впереди нас ждет подъем, и необходимо ехать вверх. Чтобы в любых ситуациях можно было подобрать оптимальную передачу, кассета должна обладать широким диапазоном передаточных чисел и иметь такой «шаг» между передачами, чтобы можно было оперативно изменить передаточное соотношение одним или несколькими щелчками при внезапной смене условий.
Поэтому в кассете MTB разница между соседними звёздами обычно составляет от 2 до 8 зубьев. Эта разница подобрана таким образом, чтобы «шаг» между передачами был по возможности равномерным и при переключении на следующую (меньшую) звезду, нагрузка увеличивалась в среднем приблизительно на 15% по отношению к предыдущей звезде.
Например, горная кассета 11-13-15-17-19-21-24-28-32-37-42T (11 скоростей, диапазон 382%).
Если мы будем последовательно переключаться с последней звезды (42Т) до первой (11Т), то нагрузка будет увеличиваться следующим образом:
+13,5% +15,6% +14,3% +16,7% +14,3% +10,5% +11,8 +13,3% +15,4% +18,2% (в среднем 14,4%).
Считается это так: например, мы переключаемся со звезды 42Т на 37Т, тогда нагрузка вырастет на
(42 — 37) / 37 * 100% = 13,5%.
Либо можно воспользоваться калькулятором трансмиссии, где всё это считается автоматически.
Кассеты для шоссе ориентированы на длительное скоростное движение преимущественно по равнинной местности, где для велосипедиста важно подобрать максимально эффективную и комфортную передачу. Тут уже важно, чтобы разница между передачами была как можно меньше, особенно для тяжёлых «скоростных» передач. Поэтому в шоссейных кассетах соседние звёзды обычно отличаются на 1-4 зуба со средним «шагом» около 10%.
Например, кассета 11-12-13-14-15-17-19-21-23-25-28Т (11 скоростей, диапазон 255%).
Здесь «шаг» увеличения нагрузки между передачами в среднем равен 9,8% (+12% +8,7% +9,5% +10,5% +11,8% +13,3% +7,1% +7,7% +8,3% +9,1%).
Кассеты не всегда бывают исключительно для шоссейных или горных велосипедов. Производители постоянно проводят эксперименты, и, к примеру, есть кассеты для гравийных моделей с промежуточным шагом 12%, а также универсальные кассеты (по сути шоссейные), в которых одна половина имеет «шоссейный» шаг, а другая – «горный». На недорогих шоссейных велосипедах могут устанавливаться кассеты с «горным» шагом, тогда как для горных велосипедов, предназначенных для фрирайда или даунхилла, могут использоваться кассеты с «шоссейным» шагом.
Как определить сколько скоростей у планетарной втулки
До сих пор мы обсуждали велосипеды с внешними трансмиссиями, у которых звездочки находятся на виду, и определить количество передач не вызывает особых трудностей. Однако существуют и другой тип переключателей – планетарные втулки, размещенные внутри заднего колеса, где звездочки (точнее, шестерни) и механизм переключения скрыты от взгляда, и посчитать их визуально не удастся. Тем не менее, обычно количество передач указывается на шифтере (устройстве для смены передач на руле).
Планетарки менее распространены, чем внешние переключатели из-за более высокой стоимости и некоторых своих недостатков, которые критичны для спортивных велосипедов. Но для городских велосипедов они в чём-то даже более удобны и практичны. Современные планетарные втулки имеют от 3 до 14 передач с диапазоном передаточных чисел до 526% (что вполне сопоставимо с горной трансмиссией, правда стоит такая втулка как 2 неплохих велосипеда). Но чаще всего всё-таки используются более бюджетные планетарки на 3 или 7, иногда 8 скоростей (ДПЧ от 186% до 306%).

Так сколько же скоростей нужно?
Вообще, количество скоростей – это очень наглядный способ показать уровень оборудования. И раньше производители просто увеличивали количество скоростей трансмиссии в зависимости от «топовости» – 24, 27, 30, 33. Соответственно, это был один из основных показателей «крутизны» велосипеда.
Но в последние годы эта концепция существенно изменилась. Хоть количество скоростей, на которые рассчитаны задние переключатели, обычно и увеличивается в зависимости от их уровня, но теперь эта разница не столь существенна (например, переключатель начального уровня Shimano Altus – 9 скоростей, топовый XTR – 12 скоростей). Но там, где это возможно, стараются отказаться от переднего переключателя.
Трансмиссию, как и велосипеды в целом, стали делать, ориентируясь на специфику дисциплины. На горных велосипедах, где из-за тряски повышенный риск слёта цепи, постепенно переходят на сингл-системы. Велосипеды с дабл-системами всё ещё можно встретить в магазинах, но их становится всё меньше. Системы же из 3-х звёзд остались только в относительно бюджетном сегменте, т.к. позволяют поставить дешёвый задний переключатель, обычно на 6-8 скоростей, но за счёт передних звёзд получить «горный» диапазон (500-600%).
Велосипеды для даунхилла (скоростной спуск, от англ. downhill – вниз по склону; сокращённо – DH или ДХ), при стоимости в несколько сот тысяч рублей, могут вообще иметь всего 7 скоростей и диапазон около 250%. Специфика дисциплины подразумевает скоростную езду вниз, зачастую в очень экстремальных условиях и большое количество скоростей здесь не просто избыточно, но даже нежелательно. Наличие переднего переключателя грозит риском слёта цепи, а при большом диапазоне кассеты пришлось бы использовать более длинную лапку заднего переключателя, что означало бы меньшее натяжение цепи и повышенный риск зацепиться при езде или повредить переключатель при падении. Поэтому обычно на ДХ-велосипедах устанавливается одна NW-звезда спереди с успокоителем цепи и 7 или 10-скоростная шоссейная кассета сзади.

Велосипеды для кросс-кантри (гонки по пересечённой местности) тоже горные, но к ним предъявляются совсем другие требования. Условия для езды здесь обычно гораздо менее экстремальные и нужно ехать не только вниз, но и вверх. Поэтому важно большое количество скоростей и широкий диапазон.
Вообще под понятием «кросс-кантри» часто понимают не спортивную дисциплину, а просто езду где-то за городом и включают сюда все горные велосипеды, не относящиеся к другим направлениям, в том числе и самые бюджетные. В результате получается большая группа велосипедов с довольно разнообразными характеристиками и количество скоростей у них может быть как 10, так и 30. Но всё же, системы из 3 звёзд характерны для любительского уровня, а на более продвинутые модели обычно ставится трансмиссия с одной, реже с двумя передними звёздами и 10-12 скоростной кассетой сзади.

Как мы уже говорили, на шоссейных велосипедах, в подавляющем большинстве случаев устанавливается дабл-система, чтобы за счёт передних звёзд увеличить слишком маленький диапазон шоссейной кассеты. Системы из 3-х звёзд или даже односкоростные велосипеды иногда можно встретить в бюджетном сегменте, а шоссейные сингл-системы хоть и существуют, но не получили большого распространения.
При 11-12 скоростях и минимальном шаге шоссейные кассеты имеют диапазон в районе 210-290%, что в некоторых случаях может быть недостаточно. Специфика шоссе подразумевает минимальный шаг между звёздами, т.к. когда едешь несколько часов подряд, критически важно подобрать оптимальную передачу, особенно если речь идёт о соревнованиях. Поэтому, чтобы повысить диапазон трансмиссии, обычно на шоссейниках устанавливается дабл-система и кассета от 7 до 12 скоростей, в зависимости от уровня велосипеда.

На гравийных велосипедах, как и на MTB, наблюдается тенденция к переходу на сингл-системы (хотя дабл-системы также имеют место). Поскольку грэвелы используются не только на асфальте, но и на лёгком бездорожье, на них применяют «горный» шаг между передачами (14-15%) или средний – 11-12%. Это позволяет, в отличие от шоссейных велосипедов, установить одну звезду спереди и обеспечить достаточный диапазон. В итоге трансмиссия гравийного велосипеда чаще всего представлена в формате 1х10-12 или 2х8-11.

На этом пока всё, благодарю за внимание
Для чего скорости на велосипеде и как они работают
Многие начинающие велосипедисты, выбирая велосипед — не знают зачем ему нужно много скоростей. Иногда, при покупке велосипеда новички руководствуются принципом: «чем больше скоростей — тем лучше!». Однако, не всегда это так и для начинающего велобайкера большое количество скоростей не всегда оправдано.
При езде на велосипеде важно уметь правильно пользоваться скоростями, уметь их вовремя переключать, чтобы не сломать механизмы переключения и не повредить цепь. Надо знать, как правильно крутить педали, чтобы колени и ноги оставались целыми и здоровыми!

Сколько бывает скоростей у велосипеда?
Количество скоростей велосипеда определяет его тип и характер езды на нем. На данный момент есть много различных типов велосипедов с разным числом скоростей на них. Каждый имеет свое целевое предназначение для езды на разных трассах и дорожных покрытиях. В современных велосипедах может быть от 6-ти до 33-х скоростей. Число передач зависит от количества ведущих и ведомых звезд на нем.
В спортивных и горных велосипедах число передач варьируется от 10 до 33. Более дорогие горные модели могут быть оснащены 11 или 12 скоростями. В таких велосипедах расстояние между большой и малой звездами кассеты достаточно велико, поэтому гонщикам вполне достаточно использовать только одну звезду спереди. Это служит дополнительным подтверждением, что не всегда большое количество передач является преимуществом.
Городские велосипеды, предназначенные для неспешных велопрогулок в пределах города обычно оснащаются не более чем 6-8-ю скоростями. Количество скоростей у велосипеда узнать очень легко — достаточно умножить число передних звезд на число задних, и мы получим искомую величину.
Так, например, если впереди 3 звезды, а сзади — 8, то у велосипеда всего 24 скорости. Обычно на спортбайки продвинутого уровня устанавливаются кассеты с минимальным количеством — 10 звезд. Велосипеды для новичков, как правило оснащаются 3 звездами спереди и 7-9 звездами сзади.
Для чего нужно переключение скоростей
Катание по ровной дороге, в гору или под горку требуют от велосипедиста различных усилий. На односкоростном велосипеде вариантов никаких нет, так как там только одна передача. И тот, кто имеет опыт заезда на гору на односкоростном велосипеде, знает, насколько это непросто. А вот в случае с многоскоростным велосипедом появляются новые возможности – можно регулировать нагрузку.
На велосипеде, оснащенном несколькими передачами, например, намного проще ехать в гору. Разберемся, как происходит переключение скоростей.
Что такое переключение скоростей?
Суть переключения скоростей – в перетаскивании цепи с одной звезды на другую. А различные сочетания передних и задних звезд позволяют регулировать нагрузку велосипедиста. Но для начала обратимся к устройству трансмиссии велосипеда.
Трансмиссия – это совокупность элементов и компонентов велосипеда, которые преобразуют передаваемую энергию в вращение заднего колеса. В состав трансмиссии входят каретка, система шатунов, цепь, звездочки или кассета (или трещотка), а также передние и задние переключатели скоростей, наряду с шифтером (возможно, также называемым манеткой).
Переключение скоростей происходит через шифтеры, которые расположены на руле. Шифтером заднего переключателя, расположенном на руле справа, цепь перекидывается между задними звездами, а с помощью шифтера переднего переключателя (он слева на руле) – между передними звездами.
Большая часть многоскоростных велосипедов имеют три ведущие звезды и шесть-восемь ведомых звезд. Передние звезды считают от малой к большой, а задние наоборот – от большой к малой.
Виды переключателей скоростей

Существует два основных вида переключателей скоростей – внешнего и внутреннего переключения.
Механизм внутреннего переключения
На городских велосипедах часто используется механизм внутреннего переключения скоростей, который спрятан внутри задней планетарной втулки. У велосипедов с планетарной втулкой всего одна передняя звезда и одна задняя. Количество скоростей / передач у планетарных втулок чаще всего от 3 до 7. Планетарная втулка имеет достаточно сложное внутреннее устройство.
Плюсы планетарных втулок:
- они хорошо выдерживают неблагоприятные погодные и дорожные условия, так как механизм и все его детали заключены в корпус и, как следствие, надежны и долговечны;
- можно переключать скорости, не вращая педали.
Минусы планетарных втулок:
- большой вес;
- очень сложный ремонт, невозможный в походных условиях.
Механизм внешнего переключения
Этот тип переключателей скоростей используется на большинстве многоскоростных велосипедов – от городских. Переключение передач осуществляется с помощью переднего и заднего переключателей.
Передний переключатель
Передний переключатель перебрасывает цепь между передними звездами. В конструкции переключателя есть перемещающаяся рамка, внутри которой проходит велосипедная цепь. При переключении скоростей шифтером рамка перемещается и становится над нужной звездой, что обеспечивает перемещение цепи на эту звезду.
Задний переключатель передач
Задний переключатель – это механизм с возвратной пружиной, который перемещает в рамках поперечной оси рамку (или лапку) с закрепленными между ними роликами. В одном направлении переключатель перемещается с помощью тросика, а в противоположном – с помощью возвратной пружины. При перемещении переключателя пропущенная через него цепь перекидывается с одной задней звезды на другую, а с помощью натяжителя цепи автоматически убирается провисание цепи.
Плюсы внешних переключателей:
- простая конструкция
- небольшой вес
- невысокая цена
- большое количество передач
Минусы внешних переключателей:
- сильно подвержены влиянию неблагоприятных внешних факторов
- необходимость в регулировке и обслуживании
- опасность поломки при падении велосипеда
- невозможно переключать передачи, если велосипед стоит на месте
Правильные комбинации звезд

Следует выбирать скорости в зависимости от рельефа местности и ваших физических возможностей, и так, чтобы цепь не перекашивалась. Убедиться в том, что перекосов нет, можно просто взглянув на цепь. Если она двигается параллельно рамкам переднего переключателя, то выбранная скорость является оптимальной. Перекос возникает, когда цепь находится на передней большой звезде и на задней, также большой.
Давайте посмотрим, какие сочетания звезд применимы на примере велосипеда с тремя передними звездами и восемью задними звездами. Главный принцип прост: необходимо, чтобы сочетание передних и задних звезд всегда было примерно в одной вертикальной плоскости.
- Большая передняя звезда сочетается с 4-8-й задними звездами. Такое сочетание оптимально при катании по ровной дороге.
- Средняя передняя звезда сочетается с 3-6-й ведомыми звездами. Это сочетание подходит, если вы катаетесь по незначительно пересеченной дороге, либо хотите дать себе более высокую физическую нагрузку при катании по ровной дороге.
- Малая передняя звезда сочетается с 1-3-й задними звездами, данное сочетание предназначено для подъема в гору. В этом случае от велосипедиста требуется намного меньше усилий при педалировании, но более частое вращение педалей.
Неправильное сочетание передних и задних звезд, приводит к сильному перекосу цепи, сокращению срока службы не только цепи, но и переключателей скоростей.
Как узнать, сколько скоростей у велосипеда?

В настоящее время практически любой велосипед оснащен системой переключения передач. Обычно их бывает от 6 до 33. Для шоссейного или горного велосипеда разумной нормой являются 18-27 передач. Часто даже городские или дорожные велосипеды также имеют переключатели передач, для данного типа велосипедов достаточно 6-7 скоростей.
Чтобы определить количество передач, нужно умножить количество передних и задних звезд. Например, на шатунах велосипеда закреплено 3 звезды и на кассете заднего колеса вы видите 7 звездочек, такой велосипед имеет 21 передачу. Большее количество передач, вплоть до 33, необходимо в редких случаях и требует более аккуратного обращения а также значительно усложняет и удорожает велотрансмиссию.
Как правильно переключать скорости на велосипеде?
Мы уже поняли, почему важно сохранять постоянный каденс. Но двигаться, например, по грунту гораздо тяжелее, чем по асфальту и чтобы каденс на грунте не снижался, на грунте следует понижать передачу. Нужно знать, что переключение на одну передачу на ведущей звезде меняет усилие на педалях в 2-3 раза быстрее, чем если бы вы переключились на одну передачу на ведомых звездах. Переключение передних звезд резко изменяет нагрузку на трансмиссию и ваши мышцы, поэтому их переключают гораздо реже, чем задние.
Главные звезды устанавливают основной ритм педалирования, и их следует переключать при резком изменении ситуации на дороге. Небольшая ведущая звезда предназначена для поездок в гору и должна быть активирована заранее, до начала подъема.
Самая большая ведущая звезда предназначена для движения на качественном покрытии с высокой скоростью или для спусков. Обычно спереди есть третья звезда посредине, для стандартных условий движения. Задние ведомые звезды нужны для тонкой подстройки усилия педалирования.
Когда вы сталкиваетесь с вязким грунтом или подъемом, стоит предварительно переключиться на меньшую ведущую звезду. Это можно сделать сразу перед началом подъема, а если подъем незначительный, есть возможность заранее включить пониженную передачу и, увеличив каденс, разогнаться, чтобы преодолеть подъем за счет инерции.
На спуске вы можете переключиться на большую ведущую звезду для лучшего разгона.
Переключатели передач – достаточно нежные механизмы, при неправильном использовании быстро изнашиваются. Нужно знать простые правила для поддержания работоспособности трансмиссии велосипеда:
- Сильный перекос цепи по диагонали вреден и способствует быстрому износу цепи, а также требует дорогого ремонта с заменой звездочек. Как нужно правильно сочетать комбинации звездочек, показано на рисунке ниже. Чем больше передняя ведущая звезда, тем меньшие ведомые звезды сзади следует с ней использовать. Две самых маленьких задних ведомых звезды следует использовать с самой большой передней ведущей звездой. Две самых больших ведомых звезды предназначены для использования в паре с маленькой ведущей звездой впереди.

В конце хотелось бы сказать, что если вы собираетесь покупать скоростной велосипед, то вам просто необходимо научиться правильно использовать переключатели передач. Ведь при катании вы прикладываете физические усилия, и правильная техника дает не только удовольствие от процесса, но и безопасно укрепляет ваш организм, повышает вашу выносливость. Приобретайте опыт и переключение передач будет происходить у вас на подсознательном уровне, а вы перестанете расходовать силы впустую.
Данная статья дает базовые знания о механических трансмиссиях. Материал в большинстве случаев неприменим по отношению к системам с планетарной втулкой и другим автоматическим трансмиссиям велосипеда.
Как правильно переключать передачи на велосипеде?

Для чего вообще нужно переключать скорости? Ответ прост – чтобы облегчить передвижение на велосипеде. Понизив передачу, вы можете легко залезть в гору. Чтобы максимально ускориться по шоссе, достаточно повысить передачу. При долгой езде на одной передаче убиваются колени.
Поэтому если поездка на велосипеде требует перемещения не только по ровным асфальтированным поверхностям, но и по неровным дорогам с самыми разными препятствиями, значит, необходимо периодически менять скорости.
Переключение скоростей обеспечивает велосипедисту примерно равную нагрузку на ноги в любых условиях. Измеряется эта нагрузка при помощи такого понятия, как каденс. Это количество оборотов педалей за минуту времени. Чем выше число каденса, тем чаще вам приходится крутить педали, чтобы поддерживать хорошую скорость перемещения.
И если на велосипедах без скоростей он напрямую влияет на то, какое расстояние вы преодолеете за минуту времени, то наличие скоростей позволяет поддерживать оптимальный для велосипедиста показатель, изменяя силу, которую нужно прикладывать для педалирования. Для каждого человека этот показатель будет своим, отражая опыт управления велосипедом, физическую подготовку и возможности организма.
Современные велосипеды оснащаются множеством скоростей, однако значительная их часть остается невостребованной. Чаще всего велосипедист выбирает несколько наиболее удобных передач для различных условий и использует их, поскольку гораздо проще сразу начать крутить педали на привычной передаче, чем заново обучаться переключению на давно не используемую. Это особенно очевидно, если предполагается регулярное передвижение по одним и тем же маршрутам.
Механизм переключения скоростей на велосипеде
Существует два вида механизмов переключения скоростей.

Первый – планетарная втулка, механизм, встраиваемый внутрь втулки заднего колеса. Эти втулки чаще можно встретить на городских велосипедах. Так как эта система закрыта от внешнего воздействия загрязняющих элементов, она является надёжным, долговечным и удобным в использовании вариантом. На переднем колесе в таком случае используется одна звезда, а во втулке количество скоростей варьируется от трёх до четырнадцати.

Самый большой плюс планетарной втулки – можно переключать передачи без движения. Если резко затормозили, потом можно сразу же переключать скорость и снова стартовать. Также удобно переключать скорости перед горкой, практически сразу набирать ход.
Конечно, планетарка очень удобна для женщин и детей, чтобы не забивать голову, когда на какую скорость переключаться и как это сделать во время движения. Еще один плюс планетарной втулки – вы не будете знать, что такое «слетела цепь», на велосипеде с планетаркой нет открытого перекидывания цепи по звездочкам, и цепь движется практически всегда ровно. Несмотря на то, что планетарная втулка – механизм закрытый, и отремонтировать на ходу не получится, как правило, втулки Shimano служат дольше самого велосипеда. Минус – такие велосипеды, конечно, гораздо дороже.

Второй механизм переключения – передний и задний переключатели скоростей. При этом варианте сбоку от втулки устанавливается набор звёздочек разного диаметра с механизмом перекидывания цепи с одной звезды на другую. Механизм отличается для переднего и заднего колеса, спереди – это специальная рамка, внутри которой находится цепь, а сзади – специальная «лапка» с роликами.
В одну сторону её двигает натяжение троса, в другую — возвратная пружина. Это позволяет иметь до трёх звёзд спереди у педалей и вплоть до десяти сзади на колесе. Общее количество передач в таком случае считается путём умножения передних и задних передач. Конструкция довольно простая в использовании и ремонте, однако требует регулярного ухода – чистки и смазки.
Переключение передач возможно только во время движения. Велосипеды с переключателем передач могут быть городские, так и горные.
Если вам нужно настроить скорости, то советуем к прочтению наш обзор про настройку передних и задних переключателей скоростей, в нём описана пошаговая инструкция.

В последнее время намечается тенденция, при которой производители отказываются от нескольких звёзд спереди по вышеуказанной причине, согласно которой велосипедисты в большинстве своём не пользуются большим количеством передач. Есть и ещё одна причина.
Если на вашем велосипеде установлены, скажем, три передние звезды и девять задних, то нецелесообразно использовать одновременно крайние звезды с разных сторон. Это приводит к значительному перекосу цепи, что, в свою очередь, вызывает ускоренный износ зубьев звездочек и может спровоцировать их срыв в неподходящий момент. То есть каждая передняя звезда предназначена для работы с определенным набором задних звезд, располагающихся с той же стороны. Некоторые варианты передач могут иметь схожую эффективность.

Рекомендуем Вам также ознакомиться со статьей на тему обслуживания цепи велосипеда, чтобы продлить срок службы детского транспорта.
Как определить, сколько скоростей на вашем велосипеде?
Чаще всего при выборе велосипеда в магазине производитель сам указывает число скоростей, тип трансмиссии и марку переключателей.
Не глядя в спецификацию, вы можете сами определить, сколько скоростей у велосипеда. На большинстве современных велосипедов маркировка скоростей находится на руле, где расположены переключатели скоростей, либо можно пересчитать число звездочек на колесах.

Вам достаточно умножить число передних звезд на число задних, и получится число скоростей велосипеда. Так, например, если впереди 3 звезды, а сзади — 8, то у велосипеда всего 24 скорости. Если на велосипеде только одна звездочка на переднем переключателе, то это означает, что у велосипеда всего одна передача.
Переключение передач на велосипеде
Управление переключением скоростей для обоих вариантов переключения осуществляется при помощи рукоятей на руле, они же шифтеры, они же манетки. Туда же обычно выводится информация о том, какая звезда используется в данный момент. Система со звёздочками чаще ставится на горные и туристические велосипеды, где важно иметь возможность лёгкого доступа к механизмам для полевого ремонта.
Основные правила переключения скоростей:
- Не надо переключать сразу несколько передач, это может привести к тому, что цепь просто слетит. Менять стоит по одной звезде за раз.
- Если после переключения появился посторонний шум, а удобство педалирования незаметно, то, скорее всего, передача не сменилась. Нужно попробовать вернуться на предыдущую передачу и заново переключиться, а если шум не пропадает – остановиться и осмотреть трансмиссию на предмет поломок.
- Менять передачи надо до того, как изменились условия поездки, а не во время преодоления препятствий. Если переключить передние звёзды во время подъёма в горку, можно остаться без цепи или сломать переключатель.
- Переключать скорости лучше в пути, когда велосипедист крутит педали и вся система находится в движении.
- Нужно следить за цепью, чтобы она не была ни провисающей, ни излишне натянутой.

Как правильно выставить скорости на велосипеде?
Эффективность кручения педалей на разных передачах отличается от райдера к райдеру, но в большинстве случаев есть несколько комбинаций, подходящих для конкретных ситуаций.
1-я слева передача – самая маленькая звезда – та, на которой вам надо ехать в гору.
Если нужно крутить педали как можно легче, но обеспечивать хорошую эффективность, берётся наименьшая звезда спереди и наибольшая доступная для неё сзади. Скорость не будет высокой, но и усилий потребуется минимум. Такие передачи часто используют при подъёме в гору.
Вторая звезда, расположенная спереди, является средней и будет наиболее часто использоваться вами.
На протяжённых ровных участках часто используют среднюю переднюю звезду и одну из средних задних. Подобрать подходящие передачи конкретно для вас поможет лишь ваш опыт, поэтому при покупке велосипеда с системой переключения передач, отличающейся от привычной, нужно потратить какое-то время на её освоение, покатавшись в относительно безопасной обстановке, например по парку.
3-я звезда – самая скоростная передача, для набора скорости. Если требуется максимальная скорость при больших усилиях, используется наибольшая звезда спереди и наименьшая из подходящих для неё задних.
Под правой рукой у нас переключатель отвечает за задние звезды, которые увеличивают количество скоростей.
Главная задача переключения скоростей – обеспечить себе такой режим педалирования, при котором не будет ощущаться сильная нагрузка на ноги вне зависимости от состояния дороги.





