Максимальная частота сердечных сокращений (ЧСС) может помочь в оценке возраста человека. Согласно известной формуле, максимальная ЧСС определяется как 220 минус возраст человека. Если максимальная ЧСС составляет 185 ударов в минуту, то можно рассчитать примерный возраст: 220 минус 185 дает 35 лет.
Таким образом, можно предположить, что человеку, у которого максимальная ЧСС составляет 185 уд./мин, примерно 35 лет. Однако необходимо учитывать, что этот расчет является ориентировочным, и фактический возраст может варьироваться в зависимости от индивидуальных особенностей организма.
Физическая культура и спорт
создана в соответствии с ФГОС: Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования по направлению 40.03.01 ЮРИСПРУДЕНЦИЯ (бакалавриат) (приказ Минобрнауки России от 01.12.2016 г. № 1511)
разработана на основе учебного плана: 40.03.01 Юриспруденция, утвержденного ученым советом университета от 30.06.2020, протокол № 6.
Рабочая программа была одобрена на заседании кафедры физического воспитания.
Протокол от 15.06.2023 г. № 13 Срок действия программы: 2023-2024 уч. г.
Руководитель кафедры Романова Е.В.
Утверждение РПД для выполнения в предстоящем учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры
Отдел физического воспитания
Протокол заседания от 15 июня 2023 года № 13 Заведующий отделом Романова Е.В.
Цели освоения дисциплины
| — овладение системой научно-практических и специальных знаний, необходимых для понимания природных и социальных процессов функционирования физической культуры общества и личности, умение их адаптивного, творческого использования для личностного, профессионального развития и самосовершенствования; — формирование мотивационно-ценностного отношения к физической культуре, установки на здоровый стиль жизни, физическое совершенствование и самовоспитание привычки к регулярным занятиям физическими упражнениями и спортом;- организации здорового стиля жизни при выполнении учебной, профессиональной и социокультурной деятельности;- овладение системой практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, психическое благополучие, развитие и совершенствование психофизических способностей, качеств и свойств личности;- приобретение личного опыта повышения двигательных и функциональных возможностей, обеспечение общей и профессионально-прикладной физической подготовленности к будущей профессии и быту. |
Место дисциплины в структуре ООП
| Цикл (раздел) ООП: Б1.Б |
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
| ОК-8 | способностью использовать методы и средства физической культуры для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности |
| В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
| Знать: | |
| Базовые термины и понятия физической культуры. Ценности физической культуры и спорта. Значение физической культуры в жизнедеятельности человека. Факторы, определяющие здоровье человека, понятие здорового образа жизни и его составляющие. Способы контроля и оценки физического развития и физической подготовленности. | |
| Уметь: | |
| Раскрывать понятия и термины физической культуры. Ориентироваться в общих и специальных литературных источниках. Придерживаться здорового образа жизни. Самостоятельно поддерживать и развивать основные физические качества в процессе занятий физическими упражнениями. Составить комплекс производственной гимнастики в зависимости от условий и характера труда. | |
Структура и содержание дисциплины
| Раздел 1. Теоретические основы физической культуры | ||||||
| 1.1. | Тема №1. Физическая культура в профессиональной подготовке студентов и социокультурное развитие личности студента. | Лекции | 1 | 2 | Л1.1, Л2.1, Л3.1 | |
| 1.2. | Простейшие методики самооценки работоспособности, усталости, утомления и применения средств физической культуры для их направленной коррекции. | Практические | 1 | 2 | Л1.1, Л2.1, Л3.1 | |
| 1.3. | Подготовка к учебным занятиям. Изучение учебной литературы по дисциплине. | Сам. работа | 1 | 4 | Л1.1, Л2.1, Л3.1 | |
| 1.4. | Тема №2.Социально-биологические основы адаптации организма человека к физической и умственной деятельности, факторам среды обитания. | Лекции | 1 | 6 | Л1.1, Л2.1, Л3.1 | |
| 1.5. | Функциональные изменения в организме при физических нагрузках. | Практические | 1 | 6 | Л1.1, Л2.1, Л3.1 | |
| 1.6. | Подготовка к учебным занятиям. Изучение учебной литературы по дисциплине. | Сам. работа | 1 | 12 | Л1.1, Л2.1, Л3.1 | |
| 1.7. | Тема №3. Образ жизни и его отражение в профессиональной деятельности. | Лекции | 1 | 2 | Л1.1, Л2.1, Л3.1 | |
| 1.8. | Методы самоконтроля состояния здоровья и физического развития. | Практические | 1 | 2 | Л1.1, Л2.1, Л3.1 | |
| 1.9. | Подготовка к учебным занятиям. Изучение учебной литературы по дисциплине. | Сам. работа | 1 | 4 | Л1.1, Л2.1, Л3.1 | |
| 1.10. | Тема №4. Общая физическая и спортивная подготовка студентов в образовательном процессе. | Лекции | 1 | 4 | Л1.1, Л2.1, Л3.1 | |
| 1.11. | Методика индивидуального подхода и применения средств для направленного развития отдельных физических качеств. Средства и методы мышечной релаксации в спорте. | Практические | 1 | 4 | Л1.1, Л2.1, Л3.1 | |
| 1.12. | Подготовка к учебным занятиям. Изучение учебной литературы по дисциплине. | Сам. работа | 1 | 8 | Л1.1, Л2.1, Л3.1 | |
| 1.13. | Тема №5. Методические основы самостоятельных занятий физическими упражнениями и самоконтроль в процессе занятий. | Лекции | 1 | 2 | Л1.1, Л2.1, Л3.1 | |
| 1.14. | Подготовка к учебным занятиям. Изучение учебной литературы по дисциплине. | Сам. работа | 1 | 4 | Л1.1, Л2.1, Л3.1 | |
| 1.15. | Самоконтроль, его основные методы, показатели. Использование отдельных методов контроля при регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом. | Практические | 1 | 2 | Л1.1, Л2.1, Л3.1 | |
| 1.16. | Тема №6. Профессионально-прикладная физическая подготовка будущих специалистов. | Лекции | 1 | 2 | Л1.1, Л2.1, Л3.1 | |
| 1.17. | Методика самостоятельного освоения отдельных элементов профессионально-прикладной физической подготовки. Методика проведения производственной гимнастики с учетом заданных условий и характера труда. | Практические | 1 | 2 | Л1.1, Л2.1, Л3.1 | |
| 1.18. | Подготовка к учебным занятиям. Изучение учебной литературы по дисциплине. | Сам. работа | 1 | 4 | Л1.1, Л2.1, Л3.1 | |
Фонд оценочных средств
| 5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
| Контрольные задания для проведения текущего контроля. |
Задания для проверки знаний (в тестах правильными могут быть как один, так и несколько ответов). 1. Цели физического воспитания в образовательных учреждениях: A) образовательные B) воспитательные C) оздоровительные D) развивающие E) социализирующие F) профориентационные G) интеллектуализирующие
2. Какая обязательная форма занятий физической культурой в вузе?A) учебныеB) внеучебныеC) групповыеD) самостоятельные
3. Перечислите, что относится к психофизиологическим функциях, которые совершенствуются в процессе занятий физической культурой и спортом, позволяют занимающимся успешно осваивать двигательные действия: A) чувство времениB) способность ориентироваться в пространствеC) совершенная идеомоторикаD) точность сенсомоторных реакций
4. Для количественной оценки наследственности используют коэффициент Хольцингера (Н)?A) Верно B) Неверно
5. Тренированность – это приспособленность (адаптированность) организма к определенной деятельности, достигнутая посредством тренировки?A) Верно B) Неверно
6. Человеческое тело представляет собой целостную самообновляющуюся биологическую систему? A) Да B) Нет
7. Что не допускает здоровый образ жизни?A) употребление спиртногоB) употребление углеводовC) избыточную массу телаD) занятия физической культурой
8. Здоровье – это состояние полного . A) физического благополучияB) духовного благополучияC) житейского благополучияD) социального благополучияE) финансового благополучия
9. От здорового образа жизни зависит:A) наличие семьиB) количество друзейC) долголетиеD) социальный статус
10. Какие из перечисленных советов при стрессовой ситуации можно использовать?A) сосчитать до десятиB) употребить алкогольный напитокC) сделать несколько глубоких вдохов, потянутьсяD) задержать дыхание
11. Основой физиологии быстроты единичного движения служит частота импульсации мотонейронов A) Да B) Нет
12. Метод максимальных усилий направлен на увеличение физиологического поперечника мышцыA) Верно B) Неверно
13. Метод разучивания по частям это метод частично регламентированного упражненияA) Верно B) Неверно
14. Малые, крупные и соревновательные формы относят к урочным формам занятий физическими упражнениямиA) Верно B) Неверно
15. На начальной стадии освоения движения в коре головного мозга преобладает процесс концентрации возбужденияA) Верно B) Неверно
16. В единоборствах, спортивных играх и кроссах используются нестандартные двигательные действия. A) Верно B) Неверно
17. Что включают в себя физкультурно-оздоровительные технологии?A) постановка цели и задач, их примененияB) объем и организация тренировочной нагрузкиC) реализация физкультурно-оздоровительной деятельности D) организация места занятия
18. Фитбол на занятиях используется как . A) отягощениеB) опораC) предметD) стул
19. Какие из упражнений служат для развития общей выносливости?A) длительный бегB) упражнения на прессC) приседы и полуприседы с различным весомD) плавание
20. Какие цели предполагает ППФП?A) предупреждение профессиональных заболеванийB) соблюдение техники безопасностиC) способ отбора к будущей профессииD) отдых и восстановление работоспособности
21. Какие цели ставит перед собой ППФП?A) приобретение практических умений и навыковB) соблюдение норм охраны трудаC) улучшение прикладных физических характеристикD) вовлечение в трудовую деятельность через физическую подготовку
22. Какой из видов спорта не является прикладным?A) вольная борьбаB) конный спортC) фехтованиеD) лыжный спорт
23. Что не относится к средствам ППФП?A) естественные силы природыB) прикладные виды спортаC) режим питанияD) гигиенические факторы
24. Что из перечисленного не относится к динамике работоспособности?A) степень утомления в течение дня B) скорость восстановления в перерывах и после работыC) длительность обеденного перерываD) скорость врабатывания и успешность трудовых операций в начале работы
25. Что не входит перечень особенностей характера труда?A) продолжительность рабочей сменыB) двигательные действияC) приём, хранение и переработка информацииD) тяжесть работы
Верные ответы: 1. A, B, C, D 2. A 3. A, B, C, D 4. A 5. A 6. A 7. A, C 8. A, B, D 9.
C10. A, C11. A12. B13. B14. B15.
B16. A17. A, B, C18. A, B, C19. A, D 20. A, D21. A, C22. C23.
C24. C25. A
Тестовые задания открытой формы (с кратким ответом).
1. __________ элемент физической культуры, способ и метод физического образования, который строится на применении соревновательной практики и подготовке к ней. 2. __________ физической культуры – важные события, объекты, процессы и итоги деятельности в области физической культуры, способствующие активному поведению и спортивной активности.3.
Двигательная ___________ – естественная и специально организованная двигательная деятельность человека, обеспечивающая его успешное физическое и психическое развитие.4. Физическая ___________ – процесс и результат физической активности, обеспечивающий формирование двигательных умений и навыков, развитие физических качеств, повышение уровня работоспособности.5.
Физическое ___________ – педагогический процесс, направленный на формирование физической культуры личности.6. Физическое ________ – процесс физического образования, выражающий высокую степень развития индивидуальных физических способностей.7. __________ – это индивидуальное развитие организма, в ходе которого происходит преобразование его морфофизиологических, физиолого-биохимических, цитогенетических и этологических (у животных) признаков.
8. __________ совокупность реакций, обеспечивающих восстановление или поддержание относительно динамического постоянства внутренней среды и некоторых физиологических функций организма (кровообращения, обмена веществ, терморегуляции и др.). 9. Клетки, имеющие общее происхождение, одинаковое строение и функции – это ___________. 10.
Как называется физкультурно-оздоровительная технология, занятия которой проводятся с использованием специального комплекта амортизаторов, фиксирующихся одновременно на руках и ногах занимающихся и образующих единую взаимосвязанную систему?11. ____________ – это способ осуществления разнообразной физкультурно-оздоровительной деятельности, направленной на сохранение и укрепление здоровья с учетом возраста, профессиональной деятельности, достижение и поддержание физического благополучия, предупреждение заболеваний и общее оздоровление, повышение сопротивляемости организма вредным воздействиям внешней среды.12. ___________ – это уникальная система упражнений, направленная на согласованную работу мышц, правильное естественное движение и владение своим телом. 13. ___________ одна из форм массовой физической культуры с регулируемой нагрузкой.14.
Кто является создателем термина "Аэробика"? 15. Как называется технология физической культуры и здоровья, в которой используются специальные степ-платформы с возможностью регулировки высоты? 16. Какие существуют компоненты физической культуры и сколько их всего?
17. Физическая культура (Письменский И.А., Аллянов Ю.Н.) – это органическая часть _____________ общества и личности; рациональное использование человеком двигательной деятельности в качестве фактора оптимизации своего состояния и развития, физической подготовки к жизненной практике. 18. Что называется своеобразием психического склада личности, ее неповторимость?19.
Принципы закаливания: систематичности, ________________, индивидуальности, сознательности. 20. Сколько основных принципов (правил) в рациональном питании? 21. Оптимальный двигательных режим для юношей (мужчин) ____ -____ часов в неделю.
22. Сколько основных видов закаливания? 23. Основными факторами, определяющими здоровье человека, являются образ жизни человека, ________________, экология, здравоохранение.24. Физические качества. Сколько их?25. Сколько основных составляющих здорового образа жизни?26. При любом уровне физической подготовленности, каждое упражнение надо делать до ______________. 27.
Основная цель самостоятельных занятий — в сохранении хорошего здоровья и поддержании высокого уровня _____________ и умственной работоспособности. 28. Сколько форм самостоятельных занятий существует?29. Упражнения в течение __________ ____________, которые предупреждают наступающее утомление и способствуют поддержанию высокой работоспособности без перенапряжения. 30.
Какое количество основных видов самостоятельных занятий физической активностью существует? 31. Физкультминутки во время учебного процесса организуются для того, чтобы предотвратить усталость и восстановить _________________. 32. Нагрузка, при которой происходит ускоренное обновление белковых структур организма относительно процессов их разрушения, называется ___________. 33.
В каком году был основан Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта? 34. Какое физическое качество является важнейшим для поддержания высокой работоспособности?35. Что оценивает тест Шульте?36. Сколько основных групп мутагенных факторов?37.
Занятия с большой физической нагрузкой рекомендуется проводить не более, какого количества раз в неделю?38. Максимально допустимая ЧCС человека в возрасте 40 лет ____________ уд/мин? 39. По какой общепринятой структуре проводятся самостоятельные занятия: _____________, основная часть, заключительная часть.40. Определите возраст человека если известно, что его max ЧСС составляет 185 уд/мин.
41. Аэробика низкой интенсивности это – _____________ аэробика. 42. Сколько основных функций опорно-двигательной системы? 43..
Напишите спортивные разряды в порядке возрастания. 44. Напишите тренировочные циклы в порядке возрастания временных интервалов.45. Напишите фазы формирования двигательного навыка в порядке освоения движения.
Верные ответы: 1. Спорт 2. Ценности 3. Деятельность 4. Готовность 5. Воспитание 6. Совершенствование 7. Онтогенез 8. Гомеостаз 9. Ткань 10.
Тераэробика 11. Физкультурно-оздоровительная технология 12. Пилатес 13. Аэробика 14. Купер 15.
Степ-аэробика 16. Три17. Культуры 18. Индивидуальность 19. Постепенности20.
Три21. 8-12 22. Три 23. Наследственность24. Пять25. Шесть 26. Утомление мышц 27. Физической 28.
Три 29. Учебного дня 30. Три31. Работоспособности32. Катаболизм33. 1896 34. Выносливость35. Внимание36.
Два 37. Три38. 180 39. Подготовка40. 35 41. Низкоударная 42.
Три 43. Третий, второй, первый 44. Микроцикл, мезоцикл, макроцикл45. Иррадиации, концентрации, автоматизации
Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
| 6.1. Рекомендуемая литература | ||||
| 6.1.1. Основная литература | ||||
| Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
| Л1.1 | Муллер А.Б. и др. | Физическая культура : учебник и практикум для вузов | М:Юрайт, 2020 | urait.ru |
| 6.1.2. Дополнительная литература | ||||
| Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
| Л2.1 | Письменский И.А., Аллянов Ю.Н. | Физическая культура : учебник для вузов | М:Юрайт , 2020 | urait.ru |
| 6.1.3. Дополнительные источники | ||||
| Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
| Л3.1 | Лопатина О.А. и др. | Физическая культура и спорт: Учебное пособие | Барнаул: АлтГУ , 2018 | elibrary.asu.ru |
| 6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
| Название | Эл. адрес | |||
| Э1 | ЭБС "Юрайт" | biblio-online.ru | ||
| Э2 | ЭБС "Университетская библиотека online" | biblioclub.ru | ||
| Э3 | ЭБС АлтГУ | elibrary.asu.ru | ||
| Э4 | Курс в системе Moodle "Физическая культура и спорт" | portal.edu.asu.ru | ||
| 6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
| Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно) | ||||
| 6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
| СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ruЭлектронный ресурс в системе "Moodle" https://portal.edu.asu.ru/enrol/index.php?id=2653 | ||||
Материально-техническое обеспечение дисциплины
| Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
| Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
| Учебные занятия по дисциплине (модулю) «Физическая культура и спорт» реализуются в виде лекционных, практических (семинарских) занятий и самостоятельной работы студентов. Главное назначение лекции – обеспечить теоретическую основу обучения, развить интерес к учебной дисциплине, сформировать у обучающихся ориентиры для самостоятельной работы над курсом. Практические (семинарские) занятия формируют исследовательский подход к изучению учебного материала, формируют и развивают у обучающихся навыки самостоятельной работы, умения активно участвовать в творческой дискуссии, делать выводы, аргументировано излагать свое мнение и отстаивать его. Практическое (семинарское) занятие — особая форма учебно-теоретических занятий, служащая дополнением к лекционному курсу. В ходе занятий (текущий контроль успеваемости) предусматривается проверка освоенности компетенции в виде двух докладов или доклада и контрольной работы. Для эффективной подготовки освоения дисциплины (модуля) «Физическая культура и спорт» студенты должны посещать лекционные и практические занятия, иметь конспекты лекций. Самостоятельно готовиться к каждому практическому (семинарскому) занятию, изучить конспект лекции по соответствующей теме, изучить рекомендованную основную и дополнительную литературу по теме. При подготовке к сдаче промежуточной аттестации (зачет) рабочей программы дисциплины (модуля) «Физическая культура и спорт» повторите лекционный материал, используя конспекты лекций, а также используйте учебную литературу рекомендованную преподавателем, содержащуюся в электронной библиотечной системе (ЭБС) АлтГУ. Оценка освоенности компетенции проверяется в виде тестирования. |
Нормы пульса у человека по возрастам: таблица ЧСС для мужчин и женщин

Средний пульс взрослого здорового человека — 60-100 ударов в минуту, однако этот показатель может варьироваться в зависимости от возраста, пола и других факторов. «Лента.ру» рассказывает, на какие показатели ориентироваться при измерении пульса, какой пульс должен быть в определенном возрасте и в каких случаях стоит обратиться к врачу.
- Что такое пульс?
- Виды пульса
- Характеристики пульса
- Что влияет на пульс?
- Как правильно измерить пульс?
- Норма пульса по возрастам
- Изменения пульса при физических нагрузках
- Когда может возникать повышенная и пониженная ЧСС?
- В каких случаях необходимо обратиться к врачу?
- Диагностика изменений пульса
- Что можно сделать самостоятельно для поддержания здорового сердечного ритма?
Что такое пульс?
По определению кардиологов, пульс — это ритмическое движение стенок артерий, которое происходит под давлением крови во время сердечных сокращений. Колебание этих стенок можно почувствовать, приложив, например, пальцы одной руки к запястью другой.
Выделяют три основных вида пульса, каждый из которых определяется по-своему.
Виды пульса
Артериальный. Это основной тип, который имеют в виду, когда обсуждают колебания пульса. Обычно его проверяют на запястье (радиевой артерии), на шее (каротидной артерии) или на лодыжке (поплитеальной артерии).
Венозный. Менее интенсивный пульс, который можно почувствовать на венах (особенно на яремной вене на шее).
Капиллярный. Показывает расширение самых мелких сосудов человеческого тела. Его оценивают по изменению цвета лба или ногтевого ложа — задней части ногтевой пластины и небольшого участка кожи.
Для пульса характерны несколько свойств, которые используются в диагностике заболеваний сердца.
Характеристики пульса- Ритм (цикличный или с нарушениями) — интервалы между ударами сердца
- Частота сердечных сокращений (ЧСС) — величина, показывающая число ударов в минуту; основной показатель при измерении пульса
- Величина пульсового толчка (большой, малый, нитевидный или перемежающийся)
- Напряжение (твердый или мягкий)
- Наполнение (полный или пустой)

Что влияет на пульс?- Возраст
- Пол
- Физическая форма
- Эмоциональное состояние (стресс, тревога или бурная радость могут повысить показатели)
- Наличие заболеваний сердца, легких, щитовидной железы
- Уровень гормонов
- Некоторые лекарства (кардиологические препараты, например, бета-блокаторы, могут привести к снижению пульса)
- Температура окружающей среды (сердцебиение учащается из-за жары и сильной влажности)
Как правильно измерить пульс?
По словам кардиолога медицинской компании «СберЗдоровье» Ирины Пермикиной, лучше всего измерять пульс в состоянии покоя, после пяти минут отдыха.
Для этого необходимо обнаружить пульсацию лучевой артерии на задней поверхности запястья или сонной артерии на шее и подсчитать количество ударов в течение 60 секунд (либо в течение 30 секунд, после чего полученное значение умножить на два)
«Облегчить задачу могут электронные тонометры, пульсоксиметры, умные часы и похожие девайсы, — добавляет кардиолог. — В частности, умные тонометры, оснащенные функцией Bluetooth, позволяют врачам наблюдать за показателями давления и пульса удаленно. Такие тонометры передают данные специалисту сразу же после измерения, после чего врач дистанционно оценивает состояние человека и принимает решение о дальнейших действиях. Если показатели отклоняются от нормы, специалист незамедлительно связывается с пациентом, чтобы скорректировать лечение или вовремя предпринять экстренные меры — вызвать скорую помощь».
Норма пульса по возрастам
Частота биения сердца сильно зависит от возраста. У новорожденных детей сердце совсем маленькое — около 15-25 граммов. Оно проталкивает за один раз всего три миллилитра крови, поэтому бьется довольно часто. Сердце взрослого человека весит около 250 граммов и одним сокращением может вытолкнуть 75 миллилитров крови — соответственно, ему уже необязательно поддерживать слишком быстрый ритм.
У детей
Важно заметить, что у маленьких детей показатели пульса различаются даже в зависимости от времени суток — во сне, при пробуждении и при активном отдыхе. Медики советуют измерять ЧСС в утренние часы или после обеденного сна младенца, чтобы получить наиболее точные показатели. Измерить число ударов можно, приложив два пальца к крупным кровеносным сосудам, например, к височной артерии у грудничков и к артерии на запястье у детей постарше.

Нормальные показатели пульса у детей, согласно Национальному институту здоровья США:
- новорожденные до 1 месяца: 70-190 ударов в минуту;
- младенцы от 1 до 11 месяцев: 60-80 уд/м;
- дети от 1 до 2 лет: 80-130 уд/м;
- от 3 до 4 лет: 80-120 уд/м;
- от 5 до 6 лет: 75-115 уд/м;
- от 7 до 9 лет: 70-110 уд/м.
У взрослых
Кардиолог Ирина Пермикина рекомендует принимать за ориентир средний нормальный пульс — от 60 до 90 ударов в минуту в состоянии покоя. Указанные нормы пульса относятся к взрослым и подросткам старше 16 лет.

Изменения пульса при физических нагрузках
Во время физических нагрузок, особенно кардиоупражнений и бега, частота сердечных сокращений увеличивается, поскольку организм усиливает кровообращение, чтобы обеспечивать мышцы кислородом и питательными веществами.
Для определения целевой ЧСС эксперты Центра по контролю и профилактике заболеваний США (CDC) советуют использовать следующую формулу: вычесть свой возраст из 220. Так, если бегуну 30 лет, то его максимальный пульс будет равен 190.
Тем не менее ориентироваться только на эту величину не стоит, так как максимальная частота ЧСС может изменяться на 15-20 ударов в минуту в любую сторону. Американская ассоциация кардиологов рекомендует начинающим спортсменам отталкиваться от целевой ЧСС, равной 50-75 процентам от максимальной ЧСС; при интенсивных занятиях — 70-85 процентам. Лучше следить за пульсом с помощью пульсометра.
Приблизительный расчет ЧСС во время тренировок (по возрастам)

Когда может возникать повышенная и пониженная ЧСС?
В некоторых случаях пульс может быть выше или ниже нормального показателя, однако не всегда это является отклонением от нормы (особенно, если человек наблюдается у врача).
Когда частота сердечных сокращений превышает норму (более 100 ударов в минуту), это состояние называется тахикардией. Некоторые медицинские специалисты подразделяют данное расстройство на две группы — физиологическую и патологическую тахикардию.
Физиологическая тахикардия
При физиологической тахикардии сердечная мышца и проводящие пути сердца не повреждены, и сама болезнь развивается в ответ на повышение потребности организма в кислороде, например, во время занятий спортом, сильного эмоционального напряжения, нахождения на большой высоте.
Проявления физиологической тахикардии:
- колебания ЧСС непостоянны;
- можно отследить очевидную связь возникновения тахикардии с провоцирующим фактором (стрессом, сильным волнением, физическими нагрузками);
- после устранения триггера ЧСС постепенно возвращается к норме;
- отсутствуют патологии со стороны сердца и сосудов (врожденные пороки сердца, перенесенные инфаркты, поражения клапанного аппарата сердца).

Патологическая тахикардия
Она чаще всего связана с конкретными, уже существующими заболеваниями, такими как:
- гиперфункция щитовидной железы (гипертиреоз, тиреотоксикоз, диффузный токсический зоб);
- заболевания надпочечников;
- поражения проводящих путей сердца вследствие перенесенного инфаркта, врожденной патологии клапанного аппарата сердца;
- анемия (снижения уровня гемоглобина крови);
- поражения сердечной мышцы (миокардит, перикардит);
- гормональная перестройка организма (беременность, климактерический период).
Другие причины возникновения тахикардии:
- повышенная температура;
- сильная боль;
- инфекция (бактериальная, вирусная, иногда грибковая);
- обезвоживание;
- плохой или нарушенный сон;
- потребление кофеина, алкоголя или никотина в больших количествах или резкий отказ от них;
- стресс и беспокойство;
- курение;
- использование безрецептурных деконгестантов;
- общее плохое самочувствие.
Брадикардия
Состояние, когда у человека наблюдается низкая частота сердечных сокращений (менее 60 ударов в минуту), называется брадикардией. Это состояние можно классифицировать на физиологическую, патологическую и лекарственную формы.
Физиологическая, как и в случае с тахикардией, носит преходящий характер и чаще связана с внешними факторами. Патологическая, в свою очередь, делится на нейрогенную, эндокринную, токсическую и миогенную брадикардии.

Нейрогенная связана с повышением внутричерепного давления, язвенной болезнью, болезнями почек и печени, а также перенесенными тяжелыми инфекционными заболеваниями. Эндокринная брадикардия выявляется при снижении функции щитовидной железы и коры надпочечников, токсическая сопутствует интоксикации, а миогенная — кардиологическим заболеваниям.
Лекарственная, или фармакологическая, брадикардия может появиться в результате злоупотребления и передозировки некоторыми лекарственными препаратами (например, сердечными гликозидами, бета-адреноблокаторами и антидепрессантами), а также наркотическими веществами.
В каких случаях необходимо обратиться к врачу?
К врачу стоит обязательно идти, если у человека уже есть определенные заболевания, такие как нарушения работы сердечно-сосудистой системы и сердечная недостаточность. В таком случае колебания пульса могут быть признаком серьезного осложнения.
Также стоит посетить врача, если изменения в частоте сердечных сокращений сопровождаются:
Диагностика изменений пульса
Современные врачи используют несколько методов и инструментов, чтобы отслеживать изменения ЧСС и при необходимости диагностировать какое-либо заболевание.
Электрокардиограмма (ЭКГ). С помощью прибора, включающего в себя небольшие электроды для регистрации электрической активности сердца, врач может определить, способствуют ли аномалии сердца развитию заболевания.
Стресс-тест. Иногда его еще называют тестом на беговой дорожке или тестом с физической нагрузкой. Он помогает выявить проблемы у людей, чьи симптомы могут быть связаны с кардиоупражнениями.

Тест с наклонным столом (тилт-тест). Один из самых старых и простых медицинских тестов, который проводят, чтобы выяснить причины нетипичного головокружения или обморока. Человека прикрепляют к специальному столу и меняют его наклон с положения лежа на положение стоя, измеряя при этом артериальное давление и ЧСС.
Тестирование электрофизиологии. Данная процедура осуществляется под местным обезболиванием и включает в себя установку временных катетеров-электродов через венозный доступ в сердце для записи электрических импульсов.




