Определение количества движений в единицу времени является основой для понимания различных физических процессов и явлений. Это значение отражает скорость, с которой происходит изменение положения объекта, что позволяет оценивать его динамику и взаимодействие с окружающей средой.
Измеряя количество движений за определенный интервал времени, мы можем проводить анализ движения, включая его скорость, ускорение и другие характеристики. В физике это позволяет установить взаимосвязь между различными величинами и лучше понять механические свойства объектов.
О ПОНЯТИЯХ "РИТМ", "ТЕМП", "ЧАСТОТА ДВИЖЕНИЙ", "ЧУВСТВО РИТМА" Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»
Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Гончаров Виктор Иванович, Власенко Татьяна Николаевна, Маньшин Борис Григорьевич
Ритм, темп и частота движений представляют собой важнейшие кинематические особенности двигательных комплексов. В 50-60-е годы XX века они были предметом активного изучения со стороны специалистов в области физической культуры и спорта. В настоящее время интерес к данным аспектам как объектам исследования заметно угас, хотя в этой области еще много теоретических и практических проблем, требующих внимания. В данном исследовании рассматриваются термины ритм, темп и частота движений в контексте временных и скоростных параметров двигательных комплексов. Приведены их характеристики и выделены ключевые различия. Обращается внимание на частое некорректное использование этих понятий, особенно в отношении ритма и темпа движений. Выделяется ритм как основополагающий аспект, на который ориентируются темп и частота. Освещается значение оптимального ритма для успешного освоения как комплексов, так и отдельных движений. Также подчеркивается важность чувства ритма, которое включает способность различать, запоминать и воспроизводить ритм движений (взаимосвязь времени и пауз в исполнении отдельных элементов) для проявления ловкости при выполнении физических упражнений.
Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Гончаров Виктор Иванович, Власенко Татьяна Николаевна, Маньшин Борис Григорьевич
ЭФФЕКТИВНОСТЬ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ РИТМИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У МОЛОДЫХ ЛЕГКОАТЛЕТОВ
Ритм в музыкальном искусстве и ритмической гимнастике
Темпо-ритмические особенности движений как важный фактор согласования элементов в групповых упражнениях художественной гимнастики
ВЗАИМОСВЯЗЬ СПОСОБНОСТИ К ВОСПРОИЗВЕДЕНИЮ РИТМА ДВИЖЕНИЙ С РАЗВИТИЕМ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ СТУДЕНТОК
Контроль за стрельбой у биатлонистов с использованием технических средств для самоконтроля движений
i Не удается отыскать необходимую информацию? Используйте сервис для поиска литературы.
ABOUT THE CONCEPTS OF "RHYTHM", "TEMPO", "FREQUENCY OF MOVEMENTS", "SENSE OF RHYTHM"
Rhythm, tempo and frequency of movements are one of the main kinematic characteristics of the complexes of movements. At that time, especially at the 50th -60th years of the last century, they were actively studied by researches from the field of physical culture and sports. Currently, in spite of the fact that there are still a lot of unstudied and poorly studied theoretical and practical issues in this field, interest for them as for the objects of research has clearly decreased. At the presented article the concepts of rhythm, tempo and frequency of movements are considered as time and speed parameters of complexes of movements.
В тексте представлены характеристики и уникальные особенности каждого из понятий. Особое внимание уделяется частому использованию этих слов, которое не всегда соответствует их истинному значению, особенно в контексте ритма и темпа движений. Ритм движений выделяется как ключевое явление, определяющее темп и частоту проявлений. Показано, как оптимальный ритм влияет на успешность освоения сложных комплексов и индивидуальных параметров движений. Также акцентируется роль чувственного восприятия ритма как способности различать, запоминать и воспроизводить ритм движений (соотношение времени и пауз в выполнении отдельных движений) в проявлении ловкости во время выполнения физических упражнений.
Текст научной работы на тему «О ПОНЯТИЯХ "РИТМ", "ТЕМП", "ЧАСТОТА ДВИЖЕНИЙ", "ЧУВСТВО РИТМА"»
1. Бадина Л.П. (2016), Управление адаптацией персонала, Академия государственной службы и управления при Главе Республики Коми, КРАГСиУ. Сыктывкар:
2. Бурдастык, Е.Н. (2021), "Формирование адаптационного потенциала будущих учителей на этапе профессиональной подготовки", Ученые записки Курского государственного университета, № 1(57), с.162-168.
3. Golub, L.N. (2000), Social and professional adaptation and pedagogical rehabilitation of vocational school students, dissertation, Bryansk.
4. Gorbunova N.V. (2019), "Professional adaptation of future teachers and young professionals to pedagogical activity", Humanities, No. 3 (47), pp.38-44.
5. Marus Y.V., Kovalenko E.V., Elkina V.N. (2021), Adaptation problems of a starting educator and ways to solve them, Vestnik of Altai Academy of Economics and Law, No.11-2, pp. 257-262.
6. Haustova, A.I. (2017), "Types and stages of pedagogical workers’ adaptation to professional activity", Young Scientist, No. 40 (174), pp. 81-83.
Статья поступила в редакцию 26.01.2023
О ПОНЯТИЯХ «РИТМ», «ТЕМП», «ЧАСТОТА ДВИЖЕНИЙ», «ЧУВСТВО
Виктор Иванович Гончаров, доктор психологических наук, профессор, Татьяна Николаевна Власенко, кандидат педагогических наук, доцент, Борис Григорьевич Маньшин, кандидат педагогических наук, доцент, Дальневосточный федеральный университет,
Ритм, темп и частота движений являются одними из основных кинематических характеристик комплексов движений. В свое время, особенно в 50-60 годы прошлого века, они активно изучались исследователями из области физической культуры и спорта.
В настоящее время, несмотря на то, что остается еще немало не изученных и малоизученных теоретических и практических вопросов в этой области, интерес к ним как к объектам исследования явно снизился. В представляемой статье рассматриваются понятия ритм, темп и частота движений как временные и скоростные параметры комплексов движений.
Представлены характеристики и уникальные черты каждого понятия. Обращается внимание на частое неправильное использование данных терминов, особенно что касается таких понятий, как ритм и темп движений. Ритм движений выделяется как основной элемент для темпа и частоты. Рассматривается значимость оптимального ритма для успешного освоения как комплексов, так и отдельных составляющих движений. Подчеркивается важность чувства ритма, которое позволяет различать, запоминать и воспроизводить ритм движений (соотношение времени и пауз при выполнении отдельных движений) для проявления ловкости во время выполнения физических упражнений.
Ключевые слова: комплексы движений, ритм движений, темп движений, частота движений, чувство ритма.
ABOUT THE CONCEPTS OF "RHYTHM", "TEMPO", "FREQUENCY OF MOVEMENTS", "SENSE OF RHYTHM" Viktor Ivanovich Goncharov, the doctor of psychological ciences, professor, Tatiana Niko-laevna Vlasenko, the candidate of pedagogical sciences, docent, Boris Grigoryevich Manshin, the candidate of pedagogical sciences, docent, Far-Eastern Federal University, Vladivostok
Rhythm, tempo and frequency of movements are one of the main kinematic characteristics of the complexes of movements. At that time, especially at the 50th -60th years of the last century, they were ac-
tively studied by researches from the field of physical culture and sports. Currently, in spite of the fact that there are still a lot of unstudied and poorly studied theoretical and practical issues in this field, interest for them as for the objects of research has clearly decreased. At the presented article the concepts of rhythm, tempo and frequency of movements are considered as time and speed parameters of complexes of movements. The characteristics and distinctive features of each of them are given. The frequent use of these concepts, which does not correspond to their real content, is emphasized, especially with regard to the rhythm and tempo of movements.
The rhythm of movements is highlighted as a basic phenomenon for the tempo and frequency of movements. The role of the optimal rhythm in the success of mastering complexes and individual parameters of movements is shown. The role of the sense of rhythm as the ability to differentiate, remember and reproduce the rhythm of movements (the ratio of time and pauses in the performance of individual movements) in the manifestation of agility in the process of performing physical exercises is emphasized.
Keywords: complexes of movements, rhythm of movements, tempo of movements, frequency of movements, sense of rhythm.
Ритм, темп и частота движений являются одними из основных кинематических характеристик комплексов движений, в физической культуре и спорте — физических упражнений. В свое время они активно изучались исследователями из области физической культуры и спорта. Большего же внимания удостоился темп движений, исследование которого в основном включало вопросы сохранение старого и усвоение нового темпа движений, их взаимовлияний [1, 7, 8 и др.].
Эти понятия встречаются настолько часто, насколько часто рассматривается динамическая картина движений. Вместе с тем они не всегда точно и корректно используются, что приводит к определенной путанице и необъективной трактовке их проявления в реальном процессе исполнения комплексов движений.
Цель исследования — провести анализ понятий ритм, темп, частота движений, предложить определения этих понятий, отвечающие их объективным характеристикам.
РЕЗУЛЬТАТЫ АНАЛИЗА И ИХ РАССМОТРЕНИЕ
Анализ, проведенный в соответствии с целью исследования, позволил предложить следующие трактовки понятий ритм, темп и частота движений.
Ритм движений — это определенное соотношение продолжительности выполнения отдельных элементов и пауз между ними в комплексе движений (физических упражнений). Его справедливо относят к временным характеристикам комплексов движений.
Под темпом движений чаще всего подразумевают частоту повторения отдельных стереотипных элементов на протяжении выполнения какого-либо комплекса движений, которая определяется и продолжительностью выполнения этих элементов, и длительностью пауз между ними. Но не исключается использование этого понятия и для характеристики скорости выполнения и отдельных частей комплекса (комбинации в гимнастике, отдельных частей дистанции в беге, велоспорте, плавании и др.).
Понятие темпа нередко распространяется и на выполнение всего комплекса движений, состоящего из отдельных частей с разной частотой выполнения входящих в них элементов. Говорят, например, о разном темпе выполнения комбинаций в гимнастике, ведения игры в спортивных играх, пробегания кроссовой дистанции и т. д. Таким образом, оценивается средняя скорость выполнения всех элементов комплекса, даже разнотипных. В этом случае зачастую используется эмоциональная оценка энергичности выполнения всего упражнения. Для обозначения такого усредненного темпа точнее будет использовать термин темп комплекса движений, или определенного физического упражнения.
Характеристикой повторения однотипных движений, помимо темпа движений, является понятие частоты движений. Она отражает количество одинаковых движений в единицу времени. Например, количество шагов в беге на короткие дистанции. По своей сути это понятие представляет из себя синоним темпа движений и уместно обозначать их одним термином темп (частота) движений.
Хотя все эти три понятия и относят к временным параметрам движений, а точнее их комплексов, справедливости ради надо отметить, что лишь ритм движений является их временной характеристикой. Темп же и частоту движений следует отнести к скоростным характеристикам движений (число движений в единицу времени).
Таким образом, ритм, темп и частота движений являются специфическими понятиями, правда, имеющими между собой определенные соотношения. Однако, как справедливо в свое время отметил Е.П. Ильин [4], в литературе часто понятия темпа и ритма движений подменяют друг друга. Между тем, ритм движений, составленный из движений, выполняемых с одинаковым временем и паузами между ними, по сути, является ничем иным как темпом и частотой движений. В этом случае он становится скоростной характеристикой движений.
Объективно ритм является более сложным двигательным феноменом, чем темп и частота движений, которые имеют в большей степени механический характер исполнения. Он представляет собой сложную канву соотношения продолжительности отдельных элементов и фрагментов комплексов движений и составляет организующую и упорядоченную структуру ряда выполняемых движений. Ритм во многом регулируется установленным регламентом, целесообразной техникой, физическими возможностями выполнения комплекса движений — в спорте спортивных упражнений.
Т. е. ритм — это уже уровень управления движениями более высокого порядка, от которого во многом зависит конечный результат исполнения целостного комплекса движений (физического упражнения). Неслучайно в наших и других исследованиях была выявлена высокодостоверная связь способностей к овладению движениями, результатов их воспроизведения с развитым чувством ритма [3]. Было также получено, что при запоминании и воспроизведении протяженности движений лучшие результаты дают приемы с использованием ориентировки на ритм движений [2]. Роль ритма и способности к его воспроизведению (чувство ритма) в освоении броска в баскетболе убедительно показана и в исследовании Б.Г. Маньшина [5].
Связь между исследуемыми терминами можно продемонстрировать с помощью следующего изображения.
Выполнение стереотипных движений с одними скоростью и паузами между ними
Выполнение движений без следования стереотипности в скорости и паузах между ними
Частота движений Темп движений (физических упражнений) или отдельных их циклов
Равномерный Ритм движений Неравномерный (изменчивый)
Рисунок — Динамическая схема, частоты, темпа и ритма движений
В связи со значением ритма в организации движений особое значение приобретают способности к освоению и воспроизведению ритма движений, которые обычно обозначаются как «чувство ритма». Если использовать этот термин в таком понимании, то понятие «чувство ритма» будет означать способности дифференцировать, запоминать и воспроизводить ритм движений (соотношение времени и пауз выполнения отдельных движений). Это чувство, наряду с другими специальными чувствами пространства, направления, формы, развиваемых усилий, влияет на проявление ловкости в процессе выполнения физических упражнений [4, 6 и др.].
Проведенное исследование позволяет предложить следующие трактовки понятий ритм, темп и частота движений.
Ритм движений — это определенное соотношение продолжительности выполнения отдельных элементов и пауз между ними в комплексе движений (физических упражнений). Его следует относить к временным характеристикам комплексов движений. Оптимальный ритм движений во многом определяет успешность освоения комплексов и отдельных параметров движений, в т. ч. на уровне различной спортивной квалификации.
Темп движений — это частота повторения отдельных стереотипных элементов на протяжении выполнения какого-либо комплекса движений. Однако понятие темпа можно распространять и на выполнение всего комплекса движений, состоящего из отдельных частей с разной частотой выполнения входящих в них элементов (выполнения комбинаций в гимнастике, ведения игры в спортивных играх, пробегания кроссовой дистанции и т. д.). Таким образом, оценивается средняя скорость выполнения всех элементов комплекса, даже разнотипных. Для обозначения такого усредненного темпа более подходит термин темп комплекса движений, или определенного физического упражнения.
Частота движений эквивалентна термину темп движений, поэтому для их обозначения можно использовать общий термин темп (частота) движений.
Следует отметить, что ритм движений является более широким понятием, определяющим и темп, и частоту движений. Кроме этого, лишь ритм движений является их временной характеристикой. Темп же и частоту движений следует относить к скоростным характеристикам движений (число движений в единицу времени).
Чувство ритма означает способности дифференцировать, запоминать и воспроизводить ритм движений (соотношение времени и пауз выполнения отдельных движений). Оно связано с проявлением ловкости в процессе выполнения физических упражнений.
1. Ботнаренко Ф.А. Использование технических средств двусторонней связи для обучения пловцов управлению скоростью плавания : автореф. дис. . канд. пед. наук / Ботнаренко Федор Ананьевич. — Москва, 1970. — 20 с.
2. Гончаров В.И. Моторные механизмы ошибок воспроизведения амплитуд движений / В.И. Гончаров // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. -2007. — № 8 (30). — С. 27-31.
3. Гончаров В.И., Участие психофизиологических функций в процессе формирования двигательных навыков / В.И. Гончаров, Е.А. Мухачев // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. — 2015. — №12 (130). — С. 309-314.
4. Ильин Е.П. Психомоторная организация человека / Е.П. Ильин. — Санкт-Петербург, Питер, 2003. — 384 с.
5. Маньшин Б.Г. Методика обучения техническим действиям баскетболистов на основе развития психомоторных способностей : автореф. дис. . канд. пед. наук / Маньшин Борис Григорьевич. — Хабаровск, 2011. — 23 с.
6. Медведев В.В. Психология : учеб. для ин-тов физ. культ. / В.В. Медведев. — Москва : Физкультура и спорт, 1987. — 225 с.
7. Подарь Г.К. Развитие у школьников 13-16 лет способности управлять скоростью бега на коньках: (На материале исследований высококвалифицированных и начинающих конькобежцев): автореф. дис. . канд. пед. наук / Подарь Галина Кирилловна. — Москва, 1966. — 17 с.
8. Пьянков Ю.П. Роль дифференциации пространства и времени в процессе обучения спортивному бегу: автореф. дис. канд. пед. наук / Пьянков Ю.П. — Москва, 1961.- 18 с.
1. Botnarenko, F.A. (1970), The use of technical means of two-way communication for training swimmers to control the speed of swimming, dissertation, Moscow.
2. Goncharov, V.I. (2007), "Motor mechanisms of errors in reproducing motion amplitudes", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 8 (30), pp. 27-31.
3. Goncharov, V.I. and Mukhachev, (2015), E.A., "Participation of psychophysiological fonctions in the formation of motor skills", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 12 (130), pр. 309-314.
4. Ilyin Е.Р. (2003), Psychomotor organization of a person, Peter, St Petersburg.
5. Manshin B.G. (2015), Methods of training technical actions of basketball players based on the development of psychomotor abilities, dissertation, Khabarovsk.
6. Medvedev V.V., (1987), Psychological foundations of training and improvement in sports, Physical education and sports, Moscow.
7. Podar G.K. (1966), Development of the ability to control the speed of running on skates in school children aged 13-16 years: (based on the research of highly qualified and novice skaters), dissertation, Moscow.
8. Pyankov Y.P. (1961), Пe Value of differentiation of space and time in teaching sports running, dissertation, Moscow.
Статья поступила в редакцию 28.12.2022
ОРГАНИЗАЦИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ В УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ МВД РОССИИ, СООТВЕТСТВУЮЩАЯ ТРЕБОВАНИЯМ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ДЛЯ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Кирилл Юрьевич Горин, заместитель начальника кафедры, Дальневосточный юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации, Хабаровск
В статье рассматривается модель подготовки курсантов образовательных организаций системы МВД России к осуществлению оперативно-розыскной деятельности посредством занятий по физической подготовке. Автор ставит цели по осуществлению профессиональной подготовки и выдвигает задачи для ее достижения, а также формы проведения занятий, формулирует методическую систему подготовки и прогнозирует итоговый результат.
Ключевые слова: физическая подготовка; служебно-прикладная физическая подготовка; оперативно-розыскная деятельность; педагогическая модель; Министерство внутренних дел Российской Федерации.
ORGANIZATION OF PHYSICAL TRAINING IN EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIAN FEDERATION AIMED AT TRAINING PROFESSIONAL PERSONNEL FOR OPERATIONAL-SEARCH
Kirill Yurievich Gorin, the deputy head of department, Far-Eastern Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, Khabarovsk
The article considers the model for the training of cadets of educational organizations of the Russian Ministry of Internal Affairs for operational-search activities through physical training. The author sets the goals for the implementation of professional training and puts forward tasks to achieve it, as well as forms of conducting classes, formulates the methodological system of training and predicts the final result.
Keywords: physical training, service and applied physical training, operational-search activity, Pedagogical model, the Ministry of the Interior of the Russian Federation.
В текущее время актуализирована потребность в повышении итоговой квалификации курсантов образовательных организаций системы Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее — МВД России) как с учетом специфики осуществляемой комплексной профессиональной подготовки в самих вузах, так и в специфических требованиях к непосредственно сотрудникам в ходе осуществления ими их профессиональной
Определяется количеством движений в единицу времени
В ряду двигательных и непосредственно связанных с ними качеств человека, позволяющих совершать двигательные действия в пределах краткого времени, с давних пор особо выделяют быстроту.
К ней можно отнести, во-первых, умение оперативно реагировать в обстоятельствах, требующих недлительных двигательных откликов; во-вторых, способность поддерживать ускорение процессов в организме, от которого зависят быстротные характеристики движений. Первую из этих способностей условно обозначают как «реактивная быстрота», а вторую — как «скорость движений».
Исследования, особенно проведенные в последние десятилетия, дают все больше оснований считать, что по крайней мере некоторые из проявлений быстроты относительно независимы друг от друга (например, время простой двигательной реакции и темп воспроизведения движений) и что факторы, лежащие в их основе, далеко не однозначны (В. М. Зациорский, 1970; Ю. В. Верхошанский, 1988). С учетом этого вместо общего собирательного термина «быстрота» все чаще пользуются дифференцирующим термином «скоростные способности» и соответственно выделяют три их типа:
– быстрота простой и сложной реакции (измеряется латентным временем реагирования);
– быстрота отдельных двигательных актов (измеряется величинами скорости и ускорения при выполнении отдельных движений, не отягощенных внешним сопротивлением);
– быстрота, проявляемая в частоте движений (измеряется числом движений в единицу времени).
Л. П. Матвеев (1991) выделяет два типа скоростных способностей:
– быстроту как способность к экстренным двигательным реакциям («быстрота двигательных реакций»);
– быстроту как способность, определяющую скоростные характеристики движений («быстрота движений»).
Последнюю, в свою очередь, он подразделяет на быстроту, проявляющуюся в скорости отдельных двигательных актов, и быстроту, проявляющуюся в темпе повторения движений.
В отличие от собственно двигательных действий, «двигательной реакцией», как известно, принято условно называть процесс, который начинается с восприятия информации, побуждающей к действию (заранее обусловленного сигнала, ситуации, имеющий сигнальное значение, и т.п.), и заканчивается с началом ответных движений, стартовых либо начинающихся в порядке переключения от одного действия к другому. В соответствии с этим временные параметры таких реакций определяют обычно по так называемому латентному (скрытому) времени реакции, которое измеряют с помощью специальных хронометрических устройств (хронореакциометров) от момента появления сигнала до момента начала двигательного действия; в тех случаях, когда реагирование происходит по ходу двигательной деятельности на изменение ее ситуации (например, в играх или единоборствах), аналогичным показателем является время от момента возникновения новой ситуации до начала ответного действия. Пределы этого времени позволяют в какой-то мере судить о быстроте как способности к экстренным двигательным реакциям.
Простую двигательную реакцию обычно определяют как ответ, который проявляется в единственным, четко установленным способом на заданный, заранее известный сигнал (например, начать стартовые движения по звуковому сигналу старта или прекратить действия в единоборстве при свистке судьи и т.д.). Латентное время для простой двигательной реакции довольно короткое и незначительно увеличивается даже при длительной систематической тренировке — у взрослых всего на 0,1—0,3 секунды (с колебаниями, в зависимости от типа реакции, — таблица 1), а по сравнению с начальным уровнем (в раннем детском возрасте) — приблизительно на 0,5—0,8 секунды (А. В. Коробков, 1962).
Таблица 1. Латентное время двигательной реакции на различные стартовые сигналы
Время реакции, с
при звуковом сигнале
при световом сигнале
Не занимающиеся спортом
0,17–0,25 и больше
0,20–0,35 и больше
К сложным двигательным реакциям относятся, в частности, реакции выбора (способность в ходе реагирования срочно выбрать из ряда возможных ответных действий одно адекватное возникшей ситуации) и реакции на движущийся объект – РДО (реагирование на предметный нестандартно перемещаемый объект, например мяч, шайбу, спортивное оружие и т. п.). В играх, единоборствах, подготовительных к ним и многих других упражнениях требуется реагировать одновременно как с выбором, так и на движущийся объект. Время таких реакций, естественно, превышает время простых реакций, причем значительная часть его тратится на выбор адекватного ответа, а в РДО и на «улавливание» зрением движущегося объекта. Диапазон возможного сокращения этого времени путем совершенствования сложных двигательных реакций довольно широк.
Быстрота как способность, определяющая скоростные характеристики движений
О ее внешних проявлениях чаще всего судят по скорости отдельных движений и темпу (частоте) движений, циклически воспроизводимых в пределах заданного времени. Эти показатели, однако, отражают не только быстроту, но также силовые и другие двигательные способности, поэтому оценивать ее по данным показателям можно лишь условно (чтобы выделить из них информацию о быстроте, прибегают к специальным тестовым и расчетным приемам: измеряют предельную скорость и частоту движений при выполнении их в облегченных условиях, сопоставляют скоростные и силовые показатели, рассчитанные на основе различных тестов, и др.).
Большинство спортивных дисциплин нуждаются в развитии множества скоростных качеств, однако в различной степени, с разными соотношениями и проявлениями. Это приводит к уникальным задачам по их формированию у атлетов различных видов спорта. Главные виды спорта можно классифицировать в этом контексте на несколько категорий:
1. Виды спорта, требующие максимальных проявлений всех или большинства скоростных способностей в вариативных ситуациях (спортивные игры, единоборства, слалом и т. д.).
2. Виды спорта, требующие максимальных проявлений большинства скоростных способностей в относительно стандартных ситуациях (спринт, легкоатлетические и акробатические прыжки, метания с разбега и т. д.).
3. Виды спорта, требующие максимального (либо близкого к максимуму) проявления отдельных скоростных способностей в условиях значительного внешнего отягощения (тяжелая атлетика, толкание ядра, метание молота и т. д.) или в составе сложного по координации комплекса движений со стандартизированной структурой (спортивная гимнастика, фигурное катание на коньках и т. п.).
4. Виды спорта, проявление скоростных способностей в которых в решающей мере лимитируется выносливостью (стайерские и другие виды спорта с предельными требованиями к выносливости).
Из всех типов скоростных способностей, для волейболистов главными являются: быстрота простой и сложной двигательной реакции и быстрота отдельных двигательных актов (быстрота движений). Поэтому остановимся на их рассмотрении более подробно.
Быстрота простой двигательной реакции
Постоянное внимание совершенствованию простой двигательной реакции уделяют при специализации и видах спорта, требующих в стартовой фазе состязания или по ходу его мгновенного ответа заранее обусловленным действием на определенный сигнал либо ситуацию, имеющую сигнальное значение (стартовый выстрел, свисток судьи, появление мишени при скоростной стрельбе и пр.).
Элементарной основой методики воспитания быстроты простой двигательной реакции является повторное реагирование действием на внезапно возникающий (заранее обусловленный) раздражитель с установкой на сокращение времени реагирования. Как правило, реакция осуществляется не изолированно, а в составе конкретно направленного двигательного действия или его элемента (старт, атакующее или защитное действие, элементы игровых действий и т. п.).
Улучшению простых реакций в избранном виде спорта до определенной степени могут способствовать различные упражнения, включающие простые и сложные формы проявления скоростных способностей. Диапазон переноса быстроты двигательных реакций разного типа, а также перенос быстроты движений на быстроту простых двигательных реакций вначале достаточно широк (В. М. Зациорский, 1970), что оправдывает применение на первых этапах ее воспитания у представителей разных видов спорта комплекса аналогичных средств (в частности, спринтерских упражнений, баскетбола и других высокодинамичных игр). Достигаемая на этой основе степень развития быстроты простой двигательной реакции часто бывает достаточной для спортсмена, если он не специализируется в виде спорта, требующем ее максимума.
Добиться значительного сокращения времени простой реакции трудно. Диапазон возможного сокращения ее латентного времени за период многолетней тренировки примерно 0,10—0,15 с (Л. П. Матвеев, 1977). Решая эту задачу, постоянно включают в тренировку упражнения «на быстроту реакции». Их выполняют в облегченных условиях (учитывая, что время реакции зависит от сложности последующего действия, ее выделяют из сложных форм действий вместе с непосредственно связанными с нею движениями и отрабатывают отдельно, вводят облегченные исходные положения и т. д.), а В вариативных ситуациях (варьирование сигнального раздражителя по силе и времени действия, видоизменение форм и обстановки упражнения) и в условиях, максимально приближенных к соревновательным.
Быстрота сложных двигательных реакций
Наиболее высокие требования к скорости сложных двигательных реакций предъявляются в тех спортивных дисциплинах, которые отличаются постоянной и неожиданной сменой игровой ситуации (например, спортивные игры, включая волейбол, единоборства, слалом, скоростной спуск, мото-спорт и другие). Многие сложные двигательные реакции в спорте представляют собой реакции «выбора», когда необходимо мгновенно определить и осуществить одно из возможных действий, соответствующее данной ситуации. В некоторых видах спорта такие реакции также относятся к действию «на движущийся объект» (мяч, шайба, спортивное орудие и т. д.).
Воспитание быстроты сложных двигательных реакций является важной составной частью спортивно-технической и тактической подготовки, особенно в таких видах спорта, как спортивные игры, в частности – волейбол, и единоборства. Основными путями ее совершенствования являются моделирование в тренировке целостных соревновательных ситуаций и систематическое участие в соревнованиях. Однако обеспечить за счет этого избирательно направленное воздействие на факторы сложной реакции по понятным причинам невозможно. Для этого необходимы специализированные средства и методы.
В специально-подготовительных упражнениях, направленных на развитие быстроты сложных реакций, моделируются отдельные формы и условия ее проявления в избранном виде спорта. Создаются вместе с тем специальные условия, способствующие сокращению времени реакции.
При воспитании быстроты реакции на движущийся объект (РДО) особое внимание уделяется сокращению времени начального компонента реакции — различения и фиксации объекта (в волейболе – мяча) в поле зрения. Этот компонент в типичных для спорта случаях, когда объект появляется внезапно и движется с большой скоростью, поглощает большую часть всего времени реакции — обычно значительно больше половины (В. М. Зациорский, 1970). Стремясь сократить его, идут двумя основными путями:
1) воспитывают умение заблаговременно включать и «удерживать» объект в поле зрения (когда, например, волейболист умеет ни на мгновение не выпускать мяч из поля зрения, — время РДО у него «само собой» сокращается на всю начальную фазу), а также умение заранее предусматривать возможные перемещения объекта (так называемая антиципирующая реакция — «реакция на упреждения»). Такие умения воспитывают в процессе совершенствования технико-тактических действий и выполнения специально-подготовительных упражнений;
2) направленно увеличивают требования к быстроте восприятия и другим компонентам реакции на основе введения внешних факторов, стимулирующих ее.
С этой целью кроме традиционных средств и приемов (игровые упражнения с увеличенным числом мячей и на уменьшенной площадке, тренировочные упражнения «один против двух» и т. д.) все шире начинают использовать тренажеры с программирующими устройствами и другие специальные приспособления (Л. П. Матвеев, 1977).
Время реакции выбора, как известно из прикладной психологии, во многом зависит от числа альтернатив выбора, или, иначе говоря, возможных вариантов реакции, из которых должен быть выбран лишь один. Если, к примеру, волейболист точно знает, что противник может применить в данной ситуации лишь один атакующий прием, то неопределенность выбора ответа минимальна и время реакции может почти не отличаться от времени простой реакции. Когда же трудно предположить, какое из действий предпримет противник, неопределенность выбора возрастает тем больше, чем больше возможных вариантов поведения соперника, соответственно увеличивается время выбора.
Учитывая это, при воспитании быстроты реакции выбора стремятся прежде всего научить спортсмена искусно пользоваться «скрытой информацией» о вероятных действиях противника, которую можно извлечь из наблюдений за его позой, мимикой, подготовительными действиями, общей манерой поведения и т. д. Опытные спортсмены демонстрируют подчас удивительное искусство точно предугадывать по едва уловимым признакам действия соперника и парировать их целесообразной реакцией.
Применяя для совершенствования реакции выбора специально-подготовительные упражнения, последовательно усложняют ситуации выбора (число альтернатив), для чего постепенно увеличивают в определенном порядке как число вариантов действий, разрешаемых партнеру (в парных и групповых упражнениях), так и число ответных действий. Необходимой предпосылкой достаточной эффективности такой методики является одновременное совершенствование спортивно-технических навыков, пополнение их фонда, воспитание координационных способностей и тактического мышления.
Быстрота движений
Чистая быстрота движений практически не выражается. Ее внешнее проявление — скорость выполнения движений — всегда связано не только с быстротой, но и с другими качествами (силой, координацией, выносливостью и т. д.). Однако задачи, связанные с развитием быстроты движений, не следует полностью смешивать с задачами развития всех этих качеств. Хотя эти задачи на практике решаются в совокупности, у каждой из них есть своя уникальная специфика.
Воспитывая быстроту движений, необходимо обеспечить направленное развитие тех двигательных способностей, от которых непосредственно зависит предельная скорость движений (помимо других факторов, влияющих на нее). Именно в этом заключается специфика задач воспитания быстроты движений.
В видах спорта, достижения в которых не находятся в прямой зависимости от предельных проявлений быстроты, ее развитие обеспечивают постольку, поскольку это нужно в качестве предпосылки спортивного совершенствования.
Литература
- Верхошанский Ю. В. Основы специальной физической подготовки спортсменов. – М.: Физкультура и спорт, 1988. – 331 с.
- Захаров Е. Н. Энциклопедия физической подготовки. – М.: Лептос, 1994.
- Зациорскнй В. М. Физические качества спортсмена. – М., ФиС, 1970.
- Коренберг В. Б. Надежность решения двигательных задач // Теория и практика физической культуры, 1997, № 10, с. 18–23.
- Коровин С. С., Тиссен П. П. Мишнаевский Н. В. Дидактические основы физического образования: Учебно-методическое пособие. – Оренбург: Издательство ОГПУ, 1999. – 155 с.
- Матвеев Л. П. Основы спортивной тренировки. – М.: Физкультура и спорт, 1977. – 271 с.
- Матвеев Л. П. Теория и методика физической культуры. Учебное пособие для ин-тов физ. культуры. –– М.: Физкультура и спорт, 1991. – 543 с.
- Менхин Ю. В. К проблеме обеспечения надежности физической подготовленности спортсменов // Теория и практика физической культуры, 1996, № 4, с. 44-48.
- Озолин Н. Г. Современная система спортивной тренировки. – М., Физкультура и спорт, 1970.
- Основы спортивной тренировки. Учеб. пособие для ин-тов физической культуры. – М.: Физкультура и спорт, 1977. – 271 с.
- Сила. Быстрота. В. кн.: Коробков А. В. и др. Физическая культура людей разного возраста. М., ФиС, 1962, с. 93-176.
- Сковородникова Н. В., Голомазов С. В. Возрастная динамика проявления быстроты и целевой точности у школьников и юных баскетболистов // Физическая культура, 2000, № 1, с. 28–29.
- Сулейманов И. И. основные понятия теории физической культуры: их сущность и соотношение // Теория и практика физической культуры, 2001, № 3, с. 12–16.
- Теория и методика физического воспитания (под общ. ред. Л. П. Матвеева и А. Д. Новикова). М., ФиС, 1976.
- Филин В. П. Воспитание физических качеств у юных спортсменов. – М.: Физкультура и спорт, 1974. – 232 с.
- Яруллин Р. Х. Качества двигательной деятельности человека // Теория и практика физической культуры, 1999, № 8, с. 20–21.




