Настройка велосипеда является важным этапом для обеспечения комфортной и безопасной езды. Она включает в себя регулировку высоты сиденья, положения руля и натяжения тормозов, что позволяет достичь оптимальной посадки и управления. Правильная настройка помогает предотвратить утомление во время длительных поездок и снижает риск травм.
Кроме того, регулярная проверка и настройка деталей велосипеда, таких как колеса, цепь и передачи, способствуют продлению срока службы его компонентов. Важно уделять внимание не только механическим аспектам, но и качеству покрышек и резиновых деталей, чтобы обеспечить безопасность и эффективность на дороге.
Как правильно настроить велосипед: 6 простых шагов
Амортизационные вилки требуют регулировки с учетом множества факторов. Учтите, что ощущения от езды на велосипеде зависят от различных аспектов, таких как ваши педали или обувь.
Кроме того, даже самые качественные шины не смогут проявить все свои возможности и обеспечить необходимое сцепление, если велосипед не будет настроен должным образом. Неправильно выбранная высота или угол наклона седла могут привести к тому, что даже самые лучшие колеса будут казаться неудобными и нестабильными.
Следующие процедуры мы обычно применяем при настройке тестовых велосипедов. Они не обязательно подойдут для каждого байка, но это полезный список для проверки, который поможет большинству упростить настройку своего велосипеда.
1. Настройка высоты седла
Это может показаться очевидным для многих, но уровень седла играет ключевую роль в общем комфорте, и, к сожалению, его часто устанавливают неправильно. Неправильная высота седла может вызвать дискомфорт в коленях или тазобедренных суставах, не говоря уже о снижении эффективности педалирования.
Если у вас нет уверенности в том, какая высота вам необходима, ознакомьтесь с нашим кратким руководством.

Если у вас есть какой-то велосипед, на котором вы уверены, что седло поднято, как надо, можно просто измерить там расстояние от центра каретки до верхушки седла. Соответственно, на новом велосипеде можно будет выставить такое же расстояние.
Если вам нужно отрегулировать высоту седла (вдруг вы не знаете, как это сделать), расслабьте зажим подседельного штыря, а затем перемещайте штырь вверх или вниз. Не забудьте выровнять седло с верхней трубой рамы и затянуть зажим после завершения настройки.
Также учтите, что в будущем высоту седла, возможно, придётся подстроить снова – на это могут повлиять степень жесткости седла, длина шатунов, а Выбор обуви или шорт с "памперсом".

2. Установите седло под корректным углом
Для большинства людей оптимальный наклон седла – это либо горизонтальное положение, либо когда носик смотрит слегка вниз. Мы часто можем наблюдать, как люди катаются с носиком, задранным вверх, но ни разу не встречали человека, который не почувствовал бы облегчения, слегка опустив его.
Если же носик чрезмерно опущен вниз, вы можете постоянно сползать по седлу вперёд, к тому же, вам придётся напрягать запястья и кисти.
Впрочем, отметим, что многие владельцы двухподвесов довольно сильно опускают носик вниз, чтобы компенсировать изменение угла седла при прожатии подвески – особенно часто такое имеет смысл при подъёмах.
Собственно, когда вы научитесь правильно регулировать положение седла, то сможете экспериментировать, и найти то самое, идеальное положение для себя.

Также полезно время от времени перемещать седло вперёд и назад. Если сместить его вперёд, это повысит угол наклона подседельной трубы, что позволит лучше нагружать переднее колесо во время подъёмов. Однако, если переместить седло слишком далеко вперёд, ваша поза может стать некомфортной и ограниченной.
Чтобы отрегулировать угол наклона седла в случае с двухболтовым штырём, ослабьте тот болт, что сзади (против часовой), чтобы опустить носик вниз, или тот, что спереди, чтобы приподнять его. Когда оба болта ослаблены, можно двигать седло вперёд или назад.
После этого можно немного закрутить противоположный болт (по часовой), до тех пор, пока седло не достигнет нужного угла. В конце болты нужно затягивать до конца по очереди – либо динамометрическим ключом согласно рекомендациям производителя, либо просто пока седло не перестанет издавать звуки под нагрузкой.
3. Отрегулируйте высоту руля
Высота руля – важный параметр. Её выбор обычно требует некоторых экспериментов – они позволяют обеспечить правильную посадку и распределение веса.
Повышение этой высоты позволит лучше распределять вес на заднюю ось при спусках с крутыми уклонами, а также поможет вам более эффективно преодолевать ямы и неровности рельефа, направляя переднее колесо. Тем не менее, если поднять руль слишком высоко, это может затруднить загрузку переднего колеса на плоских поворотах или в процессе подъёма.

В качестве отправной точки (для трейлрайдинга или эндуро) можно выбрать высоту, когда грипсы находятся примерно на уровне (или чуть ниже) седла, если оно полностью поднято для педалирования.
Чтобы отрегулировать высоту руля, открутите болт и снимите крышку рулевой, а затем отпустите болты выноса, чтобы его можно было снять с рулевой трубы вилки.
Для изменения высоты руля нужно поменять число колец под выносом. Когда это сделано, поставьте вынос на место, затяните болт якоря, чтобы выбрать люфт, но не до такой степени, чтобы рулевая туго вращалась или издавала звуки. Выставьте вынос в одну линию с передним колесом и затяните его болты согласно рекомендациям производителя.
4. Меняем наклон руля
При наклоне руля вперед его концы поднимаются и смещаются вперед, что дает возможность развести локти в стороны и занять более агрессивную стойку во время езды. Напротив, если вы наклоните руль назад, это поможет более эффективно распределять вес тела на крутых спусках.

Если вы не знаете точно, какое положение вам нужно, начните с того, когда концы руля смотрят немного вверх. Отпустите два верхних болта выноса, чтобы руль свободно в нём проворачивался. Затем посмотрите на руль и покрутите его в выносе до тех пор, пока он не примет именно такое положение. А потом просто затяните болты обратно согласно рекомендациям производителя.
5. Регулируем положение тормозных ручек
Для начала отпустите болт зажима тормозной ручки (против часовой), чтобы её можно было свободно перемещать по рулю.
Вероятно, что вам также понадобится отпустить болты зажимов манеток, чтобы поставить тормозные ручки туда, куда нужно. Не думайте пока что о манетках, сейчас мы концентрируемся на тормозах.
После этого схватитесь за грипсы и подберите такое положение тормозных ручек, в котором указательный палец будет чувствовать себя удобно. Он должен касаться конца ручки, что обеспечит большее плечо и силу.

Потом затяните болт зажима так, чтобы ручка оставалась на месте, но её можно было провернуть относительно руля.
После этого выставляйте ручку под нужным углом. Здесь многое зависит от личных предпочтений, но мы бы предложили начать с положения, когда ручка находится градусов на 30 ниже горизонта.
И когда вы нашли оптимальное положение ручки, просто затяните болт зажима ручки, опять же, согласно рекомендациям производителя.
Вторую ручку выставляйте так же, как и первую. Для этого можно измерить расстояние от грипсы до ручки, или же можно просто всё сделать на глаз.
6. Расположение монет
Когда тормозные ручки приняли нужное положение, можно перейти к манеткам переключения и регулируемого подседельного штыря – для начала отпустите болты их зажимов, чтобы можно было двигать и вращать их относительно руля.
Возьмитесь одной рукой за грипсу, а другой рукой выставляйте манетки – они должны располагаться максимально удобно.
В случае с манетками SRAM MatchMaker можно заменить болт зажима T25 на 3-миллиметровый шуруп – это позволит удобнее перемещать манетку внутрь или наружу. В некоторых случаях бывает логично поменять местами тормозные ручки и манетки – для большего удобства.
Как настраивать велосипед
Мало купить велосипед, нужно ещё правильно на нём сидеть, чтобы получать максимальное удовольствие от катания. Из статьи вы узнаете, как правильно произвести регулировку седла.

В данном материале мы представим краткое руководство по настройке дискового тормоза на примере Avid BB7.

Вы хотите настроить задний переключатель, но не знаете, как это сделать? В нашей статье мы дадим исчерпывающие ответы по настройке.

Продолжая серию статей о настройке байка сегодня, мы расскажем, как настроить передний переключатель.

Как продлить жизни вашей цепи и искоренить посторонние звуки от неё на велосипеде.


Мы продолжаем рассказывать про культовые велосипеды вашего детства.


Объективный взгляд на качество инструмента..


Пять идей апгрейда горного велосипеда от английского интернет-журнала Bike Radar в нашем переводе и с небольшими корректировками..
Как настроить велосипед под себя

С завода велосипед приходит с какими-то средними настройками, но все люди разные. Рост, вес, комплекция, своя посадка, привычки, стиль езды. Можно учесть все эти индивидуальные особенности и подогнать велосипед под себя.
Седло
Этот вопрос очень индивидуальный. Каждый велосипедист подбирает седло по свою. ))
- Спортивные — узкие.
- Средней ширины.
- Очень широкие (прогулочные) и широкие точно не подходят, так как их острый край что-то пережимает в верхней части бедра, и ноги плохо работают.
В остальном — выбирайте сами.
Регулировка седла по высоте
В положении ниже прямая нога должна касаться педали пяткой.
Регулировка седла по горизонтали (вперед-назад)
Поставьте седло так, чтобы не было ощущения, что педали где-то впереди или сзади.
Наклон седла
У нас в скелете есть 3 косточки:
- Две — по бокам, под ягодицами,
- Одна — посередине, где-то прям между ног.
Правильный наклон седла настроен тогда, когда все три косточки его касаются. В этом случае — комфорта больше, а синяков — меньше.
Конструкции крепления седла к подседельному штырю могут отличаться одна от другой, но настройки наклона и положения седла есть, как правило, у всех моделей, и всё настраивается.

Руль: ширина руля
Все горные велосипеды изначально оснащаются широкими рулевыми ручками, что позволяет лучше управлять ими на сложных спусках и предотвращает выскальзывание из рук.
У нас, велотуристов, таких проблем нет. Руль можно сделать и поуже, отпилив от него по несколько сантиметров с каждой стороны, но не сразу. Покатайтесь какое-то время, а потом решите.
Недостатки широкого руля:
- Проблемы с габаритами, за всё задевает.
- Руки изгибаются в запястьях, при длительной езде могут болеть.
- К концам руля приходится тянуться и ниже нагибаться. При длительной езде могут заболеть спина и шея.
Достоинства широкого руля: на широкий руль можно повесить больше сумочек и разных гаджетов.
Положение руля
Если вы чувствуете, что руль очень близко к вам, поменяйте вынос руля. Поставьте более длинный и горизонтальный. И попробуйте подвинуть седло назад.
Если вы хотите, чтобы ваше положение за рулем было более вертикальным, существует несколько способов решения этой задачи:
- Поменять вынос руля на более короткий и под углом вверх.
- Продаются даже выносы с изменяемым углом. Их можно поднять даже до вертикали.
- Поменять руль, чтобы он был не прямой, как палка, а с явно выраженным изгибом.
- Ослабить винты крепления руля и поворачивать его, добиваясь, чтобы ручки были ближе всего к вашим плечам.
- Попробовать подвинуть седло вперед.


Кронштейн на руль для аксессуаров
Понятно, что на руль хочется повесить больше полезных вещей, но места не хватает. В этом случае можно воспользоваться таким кронштейном. Он позволит расположить аксессуары «в 2 ряда».

Ручки (грипсы)
Круглые грипсы можно поменять на грипсы с наплывом. Положение сустава станет правильным. Не должно быть изгиба. Руки будут меньше болеть.
Если в будущем собираетесь ставить «рога», проверьте совместимость грипсов с «рогами».

«Рога»
«Рога» — специальные «надставки» на руль. Позволяют менять «хват» и дают рукам отдохнуть.

Грипсы с «рогами»
Возможно установить грипсы, которые комбинируют функции с рогами. Они имеют сложный дизайн, но отличаются высокой эргономикой.


Ручки переключения передач и тормозов
Ослабив винты крепления, их можно поднять или опустить, подвигать вправо-влево, то есть сделать так, как удобно.

Звёзды
Вы едете в гору на самой мощной передаче, и вам не хватает сил? Вы думаете: «Вот бы мне еще одну передачку, еще помощнее!» Нет проблем! Поменяйте какие-то звезды. Этим вы измените передаточное соотношение. В велосервисе вам подскажут, как это лучше сделать.
Настройка воздушной вилки
Если ваша вилка допускает регулировку, то ее нужно настроить под свой вес.

Можно сделать это так:
- Разблокировать вилку (чтобы стала мягкая).
- Маркером делаете метку на зеркальной части вилки так, чтобы разделить ее на 2 части. Соотношение длины нижней части к длине верхней части должно быть 1:4 (для велосипедистов весом до 80 кг — 1:3).
- Прислоняете велосипед вертикально к стене или просите кого-нибудь подержать.
- Осторожно садитесь на велосипед в свою обычную посадку, ноги на педалях.
- Попросите кого-нибудь посмотреть сбоку, где теперь ваша метка:
- Если метка ушла в цилиндр, то вилка очень мягкая, и нужно её подкачать. Только делается это специальным насосом и лучше в велосервисе.
- Если метка высоко над верхним краем цилиндра, то вилка очень жесткая, и лишний воздух нужно спустить.
- Идеально, если метка — на краю цилиндра.

Уникальный насос с высоким давлением, предназначенный для накачки задних воздушных амортизаторов и вилок
Покрышки
Про размер и толщину покрышек мы говорили в разделе «Выбор велосипеда для велотуризма: толщина колес». Здесь мы будем выбирать протектор.
Различный рисунок протектора позволяет ехать по различным покрытиям максимально комфортно и эффективно. А какие покрытия ждут велотуристов в серьезном велопоходе? Разные! И асфальт, и бездорожье. И что? Брать с собой несколько покрышек? Конечно нет! Конечно мы придем к компромиссу.
Но всё же, какие бывают протекторы?
Асфальтовый протектор
Асфальтовый протектор для велотуризма совсем не подходит. Даже на мокрой грунтовой дороге не держит совсем.

Протектор со многими мелкими пупырышками
Большинство людей считают данную шину многоцелевой, однако для велосипедного туризма она не является оптимальным вариантом. Она быстро забивается грязью и начинает скользить.

Но если предполагается, что на маршруте мокрой глины мало, а покрытия преимущественно сухие, твёрдые или сыпучие, то такая покрышка тоже вполне подойдёт.
Грязевая покрышка
Грязевая покрышка — шикарная покрышка для езды по грязи, но на асфальт в ней выезжать нельзя. При езде по асфальту возникает ощущение, что едешь не на круглом колесе, а на шестеренке.

Покрышка для велотуризма — компромиссный вариант
А вот и наш компромисс — покрышка, у которой есть центральный гребень из близко расположенных выступов, а по бокам — удаленные друг от друга мощные грунтозацепы.

На асфальте поверхности касается только гребень покрышки, и колесо катится плавно. А на мягких грунтах колесо проваливается глубже, и грунтозацепы начинают грести.
Каждый протектор со временем подвергается износу, но если проявлять заботу и вовремя их заменять, качественные шины можно сберечь для важных велопутешествий.
Просто покататься или сходить в простой, короткий велопоход можно и на стареньких, потертых покрышках, пока не сотрете их «в ноль». А в серьезный поход оденьте поновее, получше.




