Регулировка скоростей на велосипеде является важным аспектом, который позволяет адаптировать усилия и комфорт во время движения. Современные трансмиссии предлагают несколько передач, которые позволяют легче педалировать на подъемах и быстрее разгоняться на ровных участках.
Чтобы правильно использовать скорости, необходимо понимать, как они взаимодействуют с другими компонентами велосипеда, такими как кассета и цепь. Правильная настройка передачи помогает не только улучшить эффективность езды, но и продлить срок службы всех механических частей.
Как отрегулировать на велосипеде переключение скоростей?
Система переключения передач является не только одной из самых важных, но и самых уязвимых частей велосипеда. При регулярном катании ее регулировка должна осуществляться не реже, чем 1 раз на 400-500 км (примерно 2-4 месяца езды). В данной статье мы поговорим о том, как настроить переключатель скоростей на велосипеде самостоятельно.
Когда нужно производить настройку системы переключения скоростей?

- Вы купили какой-либо новый элемент системы и установили его на свой байк.
- У вас новый велосипед, который не был настроен с коробки.
- Какой-либо элемент системы переключения передач вышел из строя.
- Велосипед имеет большой пробег, и система не отрабатывает так, как должна это делать.
Подготовка
Перед настройкой лучше полностью очистить систему от налипшей грязи, остатков старых смазочных материалов и прочих загрязнений. Кроме того, лучше предварительно осмотреть все элементы на наличие каких-либо повреждений и в случае их наличия подготовить запчасти для замены.
Помимо этого, рекомендуем заранее подготовить все необходимые инструменты:
- Отвертка.
- Набор шестигранных ключей.
- Пассатижи.
Как настроить передний переключатель?

Процедура настройки строится по следующей схеме.
- Установите скорости на велосипеде таким образом, чтобы цепь находилась на самой большой звезде каретки спереди и на самой маленькой — сзади.
- Освобождаем трос, идущий от ручки переключения, выкручивая соответствующий болт.
- Регулируем винт L таким образом, чтобы цепь при вращении колес двигалась максимально близко к внутренней рамке переключателя, но при этом не задевала ее.
- Аналогично подкручиваем винт H, но теперь смотрим, чтобы цепь находилась максимально близко к наружной рамке, но также не задевала ее при вращении.
- Натягиваем тросик перекидки обратно.
- После этого приступаем к настройке переброса цепи. Для этого потребуется регулировка специального барабана на манетке. Практическим путем, перекидывая цепь со звезды на звезду, ищем положение, при котором эта процедура будет отрабатывать максимально быстро и плавно.
В среднем такая процедура у неопытного мастера займет от 30 до 60 минут времени. Но это еще не все — для нормальной работы системы переключения следует также настроить и задние скорости.
Как настроить задний переключатель на велосипеде?

Настройка заднего переключателя скоростей осуществляется следующим образом:
- Устанавливаем на велосипеде скорость таким образом, чтобы цепь оказалась на самой маленькой звезде.
- Послабляем трос переключения, откручивая винт зажима, который расположен на заднем переключателе.
- С помощью переднего переключателя скоростей устанавливаем цепь на среднюю звезду передней каретки.
- Начинаем вращать педали. Если цепь при движении начинает спадать, следует подкрутить винт ограничителя верхних передач, который обозначается буквой H. В конечном счете самая маленькая звезда на передней каретке и перекидка должны стать в одну линию.
- Натяните трос и зафиксируйте его болтом.
- Проверяем работу переключателя, меняя скорость от самой маленькой до наибольшей. Если где-то переключение осуществляется неправильно, нужно регулировать натяжку троса, проворачивая специальный барабан на манетке.
Обязательно помните, что любые действия с тросами лучше выполнять не спеша и очень осторожно. При закручивании или откручивании болтов следует делать не более одного оборота за раз.
Как продлить срок службы переключателей скоростей?

К сожалению, полностью избежать обслуживания и регулировки переключателя скоростей вам не удастся — эту процедуру вам придется проделывать регулярно, независимо от того, с какой интенсивностью и в каком стиле вы катаетесь. Но существует парочка советов, которые позволят вам отсрочить этот момент, сохранив работоспособность системы на максимально долгий срок.
- Переключайте скорости на велосипеде только в движении — это позволит снизить износ элементов системы.
- Смену скорости лучше осуществлять при высокой скорости вращения педалей — это позволит минимизировать нагрузку на цепь и другие элементы.
- Лучше переключиться на нужную передачу перед спуском или подъемом — регулировка скоростей при движении по наклонной поверхности изнашивает систему.
- Старайтесь исключать сильных перекосов цепи — это сокращает срок ее службы. Так, например, в 24-скоростных системах 1-й маленькой звезде спереди должна соответствовать 1-4-я сзади, 2-й звезде спереди — 4-6-я на задней, а 3-й — 6-8-я на задней.
Следуя этим несложным правилам, вы сможете продлить безремонтный срок эксплуатации системы переключения передач на вашем велосипеде.
В качестве резюме хотелось бы отметить, что настройка передач — это не самая простая задача и далеко не каждый сможет справиться на должном уровне. Поэтому, если вы не уверены в своих силах на все 100%, лучше доверить это дело профессионалу!
Как настроить задний и передний переключатели скоростей на велосипеде?
Переключение скоростей велосипеда служит для облегчения езды в самых разных условиях. Прежде всего, цель существования скоростей – сделать так, чтобы вы крутили педали с одинаковой скоростью вне зависимости от того, едете ли вы по ровной поверхности или преодолеваете встретившийся на пути холм. Это позволяет снизить накопление усталости ног, а значит увеличивает потенциальную дальность поездки. Однако, при всей своей полезности, механизмы переключения скоростей также являются достаточно хрупкими узлами, и требуют регулярной настройки, иначе могут появиться такие неприятности, как слетающая со звёздочек в процессе переключения скоростей цепь, или даже её разрыв. Это может не только доставить дискомфорт, но и привести к травмам.

Изначально, после покупки велосипеда, лучше всего будет доверить все процессы настройки нового транспорта профессионалам, работающим в ближайшей к вам веломастерской. Однако по мере эксплуатации разные механизмы велосипеда «устают» через разные промежутки времени, и чтобы каждый раз не ехать в мастерскую, крайне полезно знать, как проводить регулировку самостоятельно. В некоторых случаях это может помочь и при поломках на дороге.
Как регулировать переключатель скоростей на велосипеде: пошаговая инструкция
Чтобы регулировка и ремонт трансмиссии не делались слишком часто, нужно правильно её использовать. Правила следующие:
- Передачи нужно менять в движении, а не стоя, чтобы избежать ненужного износа. Педали при этом должны достаточно быстро крутиться, чтобы момент переключения был минимальным; Переключать передачи перед стартом можно в одном единственном случае – если вы счастливый обладатель велосипеда с планетаркой.
- Передачу нужно переключить в движении до того, как вам потребуется, к примеру, заехать на холм, а не в процессе, чтобы велосипед уже был готов к нагрузке.
- При возможности не используйте разные крайние звёздочки одновременно. В идеале, цепь должна находиться всегда примерно параллельно. То есть крайней звезде снаружи на педалях должны соответствовать две-четыре крайние с этой же стороны звёзды на заднем колесе. И наоборот.
Правила эти для всех одни, но велосипеды, конечно, бывают разные. Трансмиссия у них тоже может быть сделана по-разному. Не беря в расчёт детские и городские модели без передач вообще, в целом велосипеды отличаются по количеству скоростей в зависимости от того, где и как их предполагается использовать.
Если мы говорим о подростковых велосипедах, то там обычно делают одну переднюю звезду и кассету из 3-8 звёзд сзади, в зависимости от того, горный это велосипед, или городской. Например, на спортивном Puky LS-PRO 24 стоит Shimano Altus на восемь скоростей, чего вполне достаточно для потребностей ребёнка 8-14 лет при катании. А на городском Skyride 20-3 – планетарная втулка на три скорости, позволяющая реже обращаться к техобслуживанию и более надёжная для ежедневных поездок.
Взрослые же велосипеды уже имеют от 12 до 30 скоростей для более гибкого подбора передач в той или иной ситуации. Однако большинство людей предпочитают выбрать под себя от 3 до 10 любимых, можно сказать «универсальных», передач и пользоваться ими чаще остальных.
Если вы задаетесь вопросом «с чего начать и как правильно настроить переключение скоростей на велосипеде», то перед тем как приступить к настройке скоростей, первым делом нужно очистить от грязи цепь, звёзды и переключатели. В процессе можно осмотреть все эти детали на предмет повреждений, а также проверить ход тросиков переключателей. В случае износов, гнутых деталей и прочих повреждений лучше всё же будет отправиться в мастерскую для ремонта. Если всё в порядке, то можно смазать цепь и трансмиссию и приступить к регулировке.
Переключите скорости так, чтобы спереди цепь стояла на самой большой звёздочке, а сзади – на самой маленькой. Велосипед при этом должен быть надёжно зафиксирован, будет удобнее, если он будет располагаться вверх колёсами. Осмотрите задний и передний переключатели скоростей.
Как настроить задние скорости на велосипеде?
Задний переключатель регулируют первым, так как от положения цепи на нём будет зависеть и передний:

Для начала нужно освободить тросик, идущий от рукоятки на руле. Открутите винт, удерживающий его. Помните, что тросы очень хрупкие и все действия с ними надо делать аккуратно, не спеша, по одному обороту за раз. После этого закрутите регулятор троса до упора.
Для регулировки на переключателях существуют два винта, один ограничивает нижние передачи, второй – верхние. Их принято обозначать L (low – нижний) и H (high – верхний) На некоторых моделях трансмиссии эти винты подписаны, а на прочих придётся выяснять самостоятельно, который из них какой. Обычно они находятся в задней части механизма.
При помощи крестовой отвёртки регулируйте винт H до тех пор, пока ролик переключателя не будет в точности напротив самой маленькой звёздочки. Если велосипед новый, этого достаточно. Если же нет, то можно чуть-чуть, на четверть оборота выкрутить этот винт, передвинув ролик чуть дальше от колеса, чтобы нивелировать потенциальные люфты.
Для регулировки тросика переключения скоростей на велосипеде, натягивайте и устанавливайте его в канавку под фиксирующим болтом и закручивайте так, чтобы тросик встал. Теперь на рукоятке руля выберите вторую передачу заднего колеса и начинайте вращать педали, параллельно откручивая регулятор, который закрутили ранее. Цепь должна перескочить на вторую звезду. Закручивая и откручивая регулятор, добейтесь того, чтобы переключение передач было чётким.
Дойдя до крайней, самой большой звезды, можно приступить к регулировке винта L с тем же конечным результатом, что и у H – ролик должен встать параллельно той звезде, на которой сейчас цепь. Ещё раз проверяем переключение передач, если есть трудности на переходах от большой звезды к меньшим, немного сместите ролик от колеса.
Как отрегулировать передний переключатель скоростей на велосипеде?
На этом с задним переключателем покончено, можно переходить к переднему:

Установите передачи так, чтобы использовались наименьшие звёзды на обоих колёсах.
Освободите тросик, идущий от механизма на руле, выкрутив шестигранником болт крепежа.
Выровняйте руками рамку переключателя так, чтобы она была точно параллельно цепи. Винт-ограничитель L при этом не должен быть слишком сильно затянут. Его роль – быть закрученным так, чтобы цепь не могла зайти за звёздочку, но при этом если он будет слишком близко к звезде, то вы не сможете на неё переключиться. Отрегулировав этот винт, переставьте передачи так, чтобы спереди была самая большая звезда, а сзади – маленькая. Теперь можно заняться винтом H. Он должен быть закручен настолько, чтобы внешняя часть рамки была как можно ближе к цепи, но не касалась её при работе педалей.
После этого нужно натянуть тросик переключателя и зафиксировать его при помощи винта обратно. И проверить работу передних передач, чтобы они шли максимально плавно и нигде не задевали механизм во избежание неполадок. Если передачи на передних звёздах идут слишком туго, попробуйте чуть-чуть ослабить трос, возможно, он слишком сильно затянут.
Закончив с настройкой, нужно проверить велосипед под нагрузкой, например, медленно покатавшись кругами неподалёку от места регулировки и проверив все передачи, переключая их туда-обратно. Если цепь перескакивает со звезды на звезду без задержек, ничего не задевая – всё прекрасно. В противном случае в первую очередь проверяйте симметричное расположение рамок переключателя относительно цепи, а так же саму цепь и звёзды на предмет деформации. И при малейших сомнениях в их целостности не пренебрегайте походом в мастерскую.
Настройка заднего переключателя

Прежде чем приступить к регулировке заднего переключателя, нужно убедиться в том, что он не погнут.

Определить погнут ли кронштейн-держатель заднего переключателя (далее "петух") можно посмотрев сзади на переключатель скоростей. Два направляющих ролика должны лежать в одной плоскости. То есть цепь, идущая от одного ролика к другому должна идти строго вертикально без каких-либо перекосов. Некоторые велосипедисты, столкнувшись с проблемой погнутого петуха, пытаются выпрямить его при помощи сгибания переключателя в противоположную сторону. Но из-за того, что рамка переключателя является самой слабой его частью, результатом является по-прежнему кривой петух и вдобавок погнутый переключатель скоростей.

Выпрямлять кронштейн лучше всего, сняв его с велосипедной рамы. Примечание. Стоит отметить, что у многих переключателей компании Campagnolo рамка расположена под наклоном — нижний ролик натяжителя находится немного дальше от колеса по сравнению с направляющим роликом.
Ограничительные винты
Их три. Один сдвигает задний переключатель назад – регулирует натяжение цепи. Два других «L» («low») и «H» («high») ограничивают движение переключателя . Эти винты расположены чаще всего в задней части параллелограмма.
Рассмотрим основные настройки заднего переключателя по порядку.
Ограничитель высокой передачи («H»)
Винт «Н», не даёт цепи соскочить с самой маленькой шестерёнки и застрять между ней и переключателем. Слишком затянутый ограничительный винт исключит возможность воспользоваться самой маленькой звездой.
Проблемы с переключением на высокие передачи редко связаны с тем, как настроен соответствующий ограничитель. В большинстве случаев проблема связана с погнутыми петухом или переключателем, либо с затруднённым ходом троса.
Настраиваем ограничитель высокой передачи:

- Переключаемся: самая большая звезда спереди и самая маленькая сзади.
- Ослабляем тросик переключения, раскрутив болт удерживающий трос в районе перекидки.
- Максимально вкручиваем регулировочные барабаны на перекидке и на манетке.
- Настраиваем так, чтобы ролики переключателя лежали в одной плоскости с самой маленькой звездочкой. Смотрите рисунок.
- По окончанию настройки необходимо сильно натянуть трос и зажать его на перекидке.
Если закручивать регулировочный винт «H» по часовой стрелке, то рамка смещается в сторону больших звёзд; если крутить против часовой — во внешнюю сторону.
После регулировки нужно достаточно сильно натянуть и закрепить трос.
Ограничитель низкой передачи («L»)
Ограничительный винт низких передач предотвращает переключение цепи за пределы большой звезды и попадание её в спицы. То есть если винт будет недостаточно затянут, это может привести к катастрофе. В противном случае, если его перетянуть — будет практически невозможно переключиться на самую большую звезду.
Настраиваем ограничитель низкой передачи:

- Переключаемся: самая маленькая звезда спереди и самая большая звезда сзади.
- Максимально выкручиваем винт «L», чтобы предотвратить какое-либо ограничение движения переключателя.
- Настраиваем так, чтобы ролики переключателя лежали в одной плоскости с самой большой звездочкой. Смотрите рисунок.
Если закручивать винт «L» по часовой стрелке, рамка переключателя смещается в сторону малых звёзд; если крутить против часовой — в сторону спиц.
Переключение передач велосипеда
Как происходит переключение передач велосипеда? Вы давите на руле на рычаг манетки, она проходит некоторое расстояние, вытягивая при этом трос и защелкивается запорным механизмом (собачкой). Трос проходит по рубашкам и открытым пространствам и тянет за собой рамку переключателя. Рамка сдвигается и цепь вынуждена подниматься на верхнюю звездочку.
Ну и наоборот — отщелкивается рычажок на манетке, ослабляется трос, под действием пружины рамка сдвигается к правому перу рамы велосипеда и цепь соскакивает на меньшую звездочку. Переключение происходит дискретно – один щелчек ( + или – ) и один сдвиг рамки переключателя. Эту дискретность иногда нужно подстраивать, чтобы цепь (посредством роликов) позиционировалась как раз напротив нужной задней звезды.
Если переключатель правильно настроен, то впоследствии придётся лишь незначительно его подстраивать, в зависимости от вытягивания троса (износа) или после его замены.
Настройка происходит за счёт специального регулировочного барабана, который находится на одном из концов троса. У некоторых переключателей барабанов может быть два: возле переключателя и в месте, где его можно подстроить во время движения. На горных велосипедах второй регулировочный барабан расположен возле рычага переключения (манетки), у шоссейных велосипедов он может быть расположен в верхней части нижней трубы, возле упора рубашки.
Нет никакой разницы, какой именно использовать регулировочный барабан.


Точная подстройка основана на следующих принципах:
- переключение на большие звёзды регулируется натяжением троса. Если переключения на большие звезды замедленные, то трос недостаточно натянут — нужно повернуть регулировочный барабан против часовой стрелки.
- переключение на маленькие звёзды регулируется ослаблением троса. Если скидывания цепи замедленные, то трос недостаточно ослаблен — нужно повернуть регулировочный барабан по часовой стрелке.
Если задний переключатель работает исправно на большой ведущей звезде, но при этом на маленькой переключается некорректно (или наоборот) — это первый признак того, что погнут петух.
- ⭐⭐ВЕЛОСИПЕДЫ / ЗИП
- ⭐Трехколесные велосипеды
- Велосипеды детские от 1,5 до 9 лет
- Горные велосипеды
- Женские велосипеды
- Складные велосипеды
- Городские велосипеды
- Электровелосипеды
- Дорожные велосипеды
- Fat bike (фэтбайк)
- Велосипеды на литых дисках
- Двухподвесные велосипеды
- Street/Dirt | BMX — (трюковые)
- Грузовые трехколесные велосипеды
- РАЗМЕР КОЛЕС (ДЮЙМЫ)
- РАЗМЕРНАЯ ТАБЛИЦА
- ⭐Бренды (bikes)
- ВЕЛОЗАПЧАСТИ
- Велоаксессуары
- Велоинструменты
- Велоэкипировка
- МОТОТЕХНИКА
- Питбайки и кроссовые мотоциклы
- Квадроциклы
- Электроскутеры
- Мото запчасти
- Мото аксессуары
- Экипировка
- САМОКАТЫ / БЕГОВЕЛЫ
- Самокаты городские
- Самокаты внедорожные
- Самокаты трюковые
- Самокаты трехколесные
- Самокаты с сиденьем (самокаты-каталки)
- Беговелы
- ⭐Бренды
- Запчасти для самокатов
- Скейты / Роликовые коньки
- Роликовые коньки
- Скейтборды / лонгборды
- ЭЛЕКТРОМОБИЛИ
- Электромобили
- Запчасти для электромобилей
- ⭐⭐КОЛЯСКИ
- Коляски для новорожденных 2в1 и 3в1⭐
- Коляски прогулочные⭐
- Коляски для двойни⭐
- Коляски Peppy Marco (Польша)
- Коляски LUXMOM ⭐
- Коляски JOYOY ⭐
- Коляски JOYOY 2024
- Коляски BABALLO 2023
- Коляски BABALLO 2024
- Коляска-автокресло Foo Foo⭐
- АКСЕССУАРЫ ДЛЯ КОЛЯСОК
- Рюкзак-сумка (+USB)
- Конверты в коляску
- Дождевики и москитные сетки
- Адаптеры для двойни | коляски
- Комплектующие к коляскам
- АВТОКРЕСЛА / БУСТЕРЫ
- Все автокресла
- ШЕЗЛОНГИ / КАЧАЛКИ
- Шезлонги JOYOY
- Детские стульчики
- МАССАЖНЫЕ ОРТОКОВРИКИ
- ⭐⭐МАТРАСЫ / КРОВАТИ
- Все матрасы и кровати ®
- Надувная мебель
- Матрасы | Кровати Intex ⭐
- Матрасы | Кровати Bestway
- Матрасы для кемпинга
- Матрасы для плавания
- Насосы для матрасов | Кроватей
- Ремкомплекты для матрасов | Кроватей ⭐
- Клапан для надувного матраса | Кровати
- СПОРТ / ОТДЫХ
- Турники | Шведские стенки ⭐
- Игровые центры | Батуты ®
- Фитнес
- Качели | Качель-гнездо ⭐
- Груши | Эспандеры ⭐
- Лопатки детские
- Мячи (футбол/волейбол)
- Палатки | Корзины | Коврики
- Игрушки | Игры | Наборы
- КЕМПИНГ / ТУРИЗМ
- Все для кемпинга и туризма
- Пляжные коврики ®
- Фонари
- БАССЕЙНЫ
- Все бассейны
- Каркасные бассейны ⭐
- Надувные бассейны ⭐
- Бассейны Intex
- Бассейны Bestway
- Детские бассейны
- Химия для бассейна ⭐
- Комплектующие к бассейнам
- Насосы для надувных бассейнов
- Ремкомплекты для бассейнов
- ОТДЫХ НА ВОДЕ
- Все для отдыха на воде
- Надувные круги | Жилеты | Нарукавники
- САПборды (SUP)
- Ватрушки | Тюбинги (для воды)
- Надувные матрасы для плавания
- Маски | Ласты | Трубки | Очки
- Надувные игрушки | Мячи
- Насосы для надувных товаров
- Зонты пляжные
- Пляжные коврики ®
- ⭐⭐САНКИ / АКСЕССУАРЫ
- Санки-коляска
- Санки корпусные ⭐
- Санки для двойни (TWIN)
- Санки-коляска для двойни (TWIN)
- Cанки с колесами | Санимобиль | Универсани
- ⭐АКСЕССУАРЫ ДЛЯ САНОК
- ТЮБИНГИ / ЛЕДЯНКИ
- Ватрушки | Тюбинги ®
- Ледянки ®
- Экипировка для тюбингов
- Ремкомплекты для тюбингов
- СНЕГОКАТЫ
- Снегокаты ®
- Снежный (snow) — самокат ®
- Экипировка для снегокатов
- Коньки / клюшки
- Коньки
- Клюшки
- Шайбы / аксессуары
- Лыжи / Сноуборды
- Лыжи
- Лыжные ботинки
- Экипировка для лыж
- Сноуборды
- Комплектующие для лыж
- ⭐SALE LOTTERY
- ПОЛЕЗНОСТИ
- Как выбрать самокат взрослому и ребенку
- Подбираем велосипед по росту
- Руководство к велосипедам
- Сборка горного велосипеда
- Настройка скоростей на велосипеде
- Настройка заднего переключателя
- Настройка переднего переключателя




