Чтобы эффективно тормозить на лыжероллерах, важно освоить несколько техник, которые помогут вам контролировать скорость и предотвращать падения. Один из основных способов торможения — это использование внутреннего канта лыжероллера. Наклоняясь немного вперед и поворачивая одну из лыж внутрь, вы сможете создать сопротивление, замедляя движение.
Также можно применять метод «плуг», сводя концы лыж вместе, чтобы увеличить площадь соприкосновения с дорогой и замедлить скорость. Не забывайте о правильной позиции тела и держите ноги слегка согнутыми, чтобы сохранять равновесие и повышать эффективность торможения.
Влияние различных факторов на эффективность торможения на лыжероллерах

В данной статье подробно рассматриваются и иллюстрируются различные методы торможения на лыжероллерах. К основным методам относятся: «V-образное торможение с использованием плуга», «переступание змейкой», «аэродинамическое торможение», а также «T-образное торможение упором», которое особенно эффективно для коньковых лыжероллеров. В качестве дополнительных методов замедления скорости на лыжероллерах упоминаются торможение «восьмеркой», «разворот», «кружение» и «съезд на грунт». Даны рекомендации по выбору различных способов торможения, основываясь на уровне подготовки спортсмена, скорости движения и желаемом темпе снижения скорости. Также рассмотрены факторы, влияющие на эффективность торможения на лыжероллерах, такие как жесткость и диаметр колес, тип лыжероллеров, характер трассы, скорость передвижения, а Влажность и температура окружающей среды.
Введение
Существует множество методов торможения, которые применяются для уменьшения скорости передвижения на лыжероллерах. К основным причинам торможения можно отнести: 1) тактические решения на спусках и после финиша [7, С.90]; 2) риск потери равновесия или падения [6, С.41]; 3) предотвращение столкновений с другими участниками соревнований, зрителями или пешеходами; 4) чрезмерную скорость, которая вызывает страх падения у начинающих лыжероллистов [3, С.124].
Способность выбрать наиболее подходящий метод торможения, соответствующий условиям, способствует сокращению времени торможения, улучшает результаты в гонках, снижает уровень усталости [5, С.125], уменьшает вероятность травм при падениях и демонстрирует уровень технической подготовки лыжероллиста. Под улучшением эффективности торможения понимается уменьшение физических усилий и затрат энергии спортсмена при минимизации времени, необходимого для снижения скорости.
Специфику процесса торможения на лыжероллерах относительно способов снижения скорости на лыжах обуславливают следующие особенности: 1) снаряжения, в первую очередь, по наличию, уровню жесткости и диаметру колес, влияющих на силу трения качения [9]; 2) качество твердого и жесткого покрытия трассы; 3) диапазон приемлемой температуры и влияние влажности внешней среды на скорость передвижения. В силу вышеуказанных отличий неэффективны некоторые известные способы торможения на лыжах, а именно «соскальзыванием», «падением» или «палками» [4, С.155], а относительную сложность торможения лыжники считают основным недостатком лыжероллеров [8, C.225].
Торможение с помощью соскальзывания невозможно на лыжероллерах из-за замены скольжения на катание [1, С.24]. Падение с лыжероллеров на асфальт может привести к серьезным травмам, поэтому падение в качестве метода торможения используется лишь в крайних ситуациях для предотвращения смертельно опасных столкновений. Тем, кто учится передвигаться на лыжероллерах, следует знать о техниках безопасного падения: присесть, упасть назад или вбок, удерживая палки с штырьками направленными назад. Использование палок для торможения имеет незначительный эффект на снижение скорости лыжероллеров, поэтому на практике это чаще всего служит звуковым сигналом для других участников движения о приближении спортсмена.
Методы и организация исследования
В работе применялись методики анализа и обобщения информации из научной и учебно-методической литературы, а также наблюдения за движением и эффективностью различных техник передвижения на лыжероллерах. Было проведено интервьюирование участников на основе системного подхода. В процессе исследования использовались методы структурно-динамического анализа полученных экспериментальных данных, синтеза, группировки, сравнительного анализа, научной абстракции и прогнозирования. В качестве участников были выбраны 10 спортсменов, принявших участие в международных квалификационных гонках на лыжероллерах (МС и МСМК), 11 участников российских соревнований квалификации КМС, а также 20 любителей и обучающихся навыкам передвижения на лыжероллерах с разным уровнем подготовки. Результаты анализа экспериментальных данных позволили выявить эффективные техники торможения на различных участках лыжероллерных трасс в период с 2009 по 2015 год.
Результаты и их обсуждение
Проведенные исследования показали, что выбор способа торможения прежде всего зависит от вида лыжероллеров (коньковые, классические или для бездорожья) [12, P.1646], уровня технической и функциональной подготовленности лыжероллиста [10, P.155], рельефа трассы [13, P.2837], скорости передвижения и цели торможения (от незначительного снижения скорости до резкой остановки). Причем угол спуска/подъема трассы имеет более важное значение, чем скорость, в смене элементов техники передвижения на лыжероллерах [11, P.21].
Для того чтобы поддерживать баланс во время торможения на прямолинейном спуске, рекомендуется слегка выдвинуть вперед лыжероллеры и немного выпрямить тело [6, С.140]. Когда встречаются резкие изгибы склона и скорость спуска высокая, настоятельно рекомендуется наклонять туловище вперед на вершине спуска [6, С.144].
Наиболее разнообразные методы торможения наблюдаются у коньковых лыжероллеров, которые используются как в тренировочных процессах, так и в соревнованиях. К основным методам торможения на коньковых лыжероллерах можно отнести:
1) V-образное торможение лыжероллерами «ступающим» плугом включает в себя клиновидное размещение лыжероллеров с развитыми в стороны пятками, при этом носки остаются соединенными. Движение выполняется короткими шагами-прокатами с использованием палок. Этот метод хорошо подходит как для начинающих, так и для тех, кто движется на высокой скорости. Он может быть применен ко всем типам лыжероллеров на различных рельефах для быстрого уменьшения скорости и последующей остановки (см. рисунок 1). При высокой скорости требуется хорошая техническая подготовка.
Выполняют на спусках путем симметричного разведения пяток параллельно расположенных лыжероллеров в стороны, ставят лыжероллеры на внутренние стороны, равномерно распределяя массу тела на обе ноги. Короткими шагами переступают с ноги на ногу, перемещая их вперед под углом друг к другу так, чтобы не происходило перекрещивания носковых частей. Туловище выпрямляют, несколько отклоняя назад, сгибают ноги и соединяют колени.
1.
2.
Рисунок 1 – Элементы торможения «ступающим плугом»
Важно отметить, что контроль за уровнем торможения и темпом спуска осуществляется путем варьирования давления на каблук обуви, угла расставления пяток лыжероллеров, степени сгибания ног в коленях и приближения коленей друг к другу. Завершение торможения происходит при параллельном расположении лыжероллеров.
Иногда этот вид торможения называют «V-торможением», а также «обратным коньковым торможением», так как процесс зеркален коньковому разгону благодаря замене набора скорости путем разгибания ноги на гашение скорости путем сгибания ноги.
2) T-образное торможение с помощью лыжероллеров упором («T-торможение») – означает установку лыжероллеров в перпендикулярном положении путем отведения их назад под углом к направлению движения тормозящего лыжероллера. Данный метод требует высокой технической подготовки и отличной координации у спортсмена. Он в основном используется для снижения скорости перед поворотами или другими маневрами на любых типах лыжероллеров и различных рельефах (см. рисунок 2).
1.
2.
3.
Иллюстрация 2 – Компоненты торможения с помощью упора
Выполняют, поставив одну ногу сзади другой так, чтобы задний тормозящий лыжероллер был расположен под углом 90 градусов к направляющему или с незначительным отклонением от этого угла, для чего первоначально переносят массу тела на идущий по направлению движения лыжероллер. Пятку заднего тормозящего лыжероллера отводят в сторону ставят его под прямым углом, «закантовывая» на внутреннюю сторону с постепенной загрузкой массой тела. Степень торможения регулируют путем пропорционального увеличения загрузки лыжероллера массой тела, что в свою очередь влияет на величину «закантовки». Следует контролировать положение слегка согнутых в локтевых суставах рук и лыжных палок — кисти на уровне бедра, штырьки палок за туловищем, палки не касаются опоры. Торможение прекращают постановкой тормозящего лыжероллера параллельно прямоидущему.
3) Метод торможения с использованием «змейкового» переступания подразумевает смену направления движения лыжероллеров, когда они движутся параллельно друг другу, с наклоном вбок по волнообразной траектории за счет отталкивания ногами. Этот способ позволяет регулировать как скорость, так и направления, и подходит для любых типов лыжероллеров на пологих склонах и ровных участках, при условии, что ширина трассы позволяет выполнить маневр (рисунок 3). Чем выше скорость, тем больше пространства необходимо для осуществления маневра.
Лыжероллер переставляют на нужный угол и переходят в качение на нем, отталкиваясь другим. Переступание выполняют несколько раз в зависимости от скорости и планируемого угла поворота. Ноги ставят параллельно друг другу, но под углом к основному направлению движения, для выполнения поворота массу тела переносят внутреннее ребро внешнего лыжероллера и осуществляют резкое отталкивание коротким толчком палкой или ногой, расположенной на внешней стороне траектории поворота. Степень торможения регулируют путем изменения радиусов поворотов-«змейки», величины «закантовки» и ее загрузки массой тела.
1.
2.
3.
Рисунок 3 – Элементы торможения «переступанием змейкой»
4) Торможение «восьмеркой» заключается в одновременном отклонении носовых частей обеих лыжероллеров в стороны, после чего они сводятся по траектории, напоминающей восьмерку, выполняемой обеими ногами. Этот метод используется для всех типов лыжероллеров на пологих склонах или ровной местности с целью уменьшения скорости (см. рисунок 4).

1. 2.3.
Иллюстрация 4 – Компоненты торможения в форме «восьмерки»
Выполняют на спусках, ноги ставят зеркально друг другу, под углом к основному направлению движения, для смены направления движения ног относительно центральной оси траектории движения и осуществляют одновременное резкое отталкивание двумя палками. Важно иметь ввиду, что для выполнения торможения следует делать упор ногами при сведении лыжероллеров, так как если выполнять упор на ноги при разведении лыжероллеров, то происходит ускорение движения.
5) Аэродинамическое торможение подразумевает умеренное сокращение скорости благодаря тормозному воздействию воздушного сопротивления на поверхность лыжероллиста. Этот метод используется для всех типов лыжероллеров на равнинной или слегка наклонной местности (см. рисунок 5).
1.
2.
Рисунок 5 – Компоненты аэродинамического замедления
Притормаживание при движении против естественного воздушного потока выполняют путем принятия менее аэродинамичной позы, для этого распрямляют корпус во весь рост и разводят руки в стороны. Рекомендуется дополнительно выполнять переступание лыжероллерами.
6) Остановка разворотом – это метод, предполагающий резкую остановку путем выполнения острого петлеобразного поворота поперек направления движения. Он используется для всех типов лыжероллеров на ровной или слегка наклонной местности, при условии, что ширина трассы позволяет это, а уровень технической подготовки спортсмена достаточен. В противном случае существует высокий риск падения (рисунок 6).
Выполняют путем резкой смены направления движения параллельных лыжероллеров до полной остановки.
1.
2.
3.
Рисунок 6 – Элементы торможения разворотом
7) Остановка кругами – подразумевает плавное и последовательное снижение скорости за счет передвижения по круговой траектории с большим радиусом до полной остановки. Этот метод подходит для всех типов лыжероллеров на равнинной местности (см. рисунок 7).
1.
2.
3.
Рисунок 7 – Компоненты торможения кругами
8) Торможение съездом на грунт – предполагает перемещение с основной трассы с твердым асфальтовым покрытием на обочину с более мягким грунтом для постепенного снижения скорости (рисунок 8).
1.
2.
3.
Рисунок 8 – Элементы торможения съездом на грунт
Лыжероллеры, предназначенные для сложных маршрутов, имеют колеса большего диаметра (до 250 мм) и изготовлены из более мягкого материала, чаще всего резины. Они обеспечивают торможение за счет встроенного тормозного механизма и системы регулировки скорости (см. рисунок 9). Для того чтобы эффективно использовать тормозной механизм, рекомендуется перейти на одновременный одношажный ход. При этом необходимо медленно выдвинуть одну ногу вперед, наклонив корпус тела вперед и перенести массу тела назад. Чем больше угол наклона корпуса и ноги, тем более эффективным будет торможение.
Рисунок 9 – Лыжероллеры для бездорожья с тормозным механизмом
Анализ, проведенный в ходе исследования, свидетельствует о том, что на эффективность торможения при использовании лыжероллеров влияют множество факторов:
- Чем мягче материал и больше диаметр колес лыжероллеров, выше температура окружающей среды, тем больше площадь сцепления колес с покрытием трассы и больше эффективность торможения.
- Чем выше влажность воздуха, тем больше силы скольжения колес по покрытию и хуже их сцепление с поверхностью, и соответственно ниже эффективность торможения.
- Более ровная и гладкая поверхность покрытия трассы снижает эффективность торможения, однако, шероховатости, трещины и другие неровности поверхности, положительно влияя на процесс торможения, существенно снижают безопасность передвижения.
Следует отметить, что «Международными правилами лыжных соревнований» (ICR, 2014) для лыжероллистов установлены требования к диаметру колес лыжероллеров, который не должен превышать 100 мм, и необходимость использовать лыжные палки со специальными лыжными наконечниками, а также носить шлемы и защитные очки утвержденного образца [2, С.89]. Для безопасного передвижения на лыжероллерах наибольшее значение имеет техническая и функциональная подготовленность спортсмена, тем не менее важность использования защитного шлема и очков обоснована результатами проведенного исследования.
Выявлено, что наиболее действенными методами торможения на традиционных лыжероллерах являются «V-образное торможение ступающим плугом» для быстрого замедления, «переступание змейкой» для плавного снижения скорости и «аэродинамическое» торможение для легкого торможения. На коньковых лыжероллерах особенно выходит «T-образное торможение упором», которое обеспечивает резкую остановку. К прочим приемам торможения на лыжероллерах можно отнести такие методы, как «восьмерка», «разворот», «кольцевые движения» и «съезд на твердую поверхность».
На эффективность торможения на лыжероллерах оказывают существенное влияние такие факторы, как уровень жесткости и диаметр колес, вид лыжероллеров, рельеф трассы и скорость передвижения, влажность и температура окружающей среды.
Литература- Кондрашов А.В., Бояринов А.А. Лыжероллерная подготовка: влияние коэффициента трения качения на скорость хода// Теория и практика физической культуры.- 1992, №1.- С.24-25.
- Международные правила лыжных соревнований: Кн.II: Лыжные гонки/ утв. на 49 Междунар. конгр. по лыжному спорту. — Оберхофен, Швейц.: Междунар. фед-ция лыж. видов спорта (FIS), 2014.- 92 с.
- Раменская Т.И. Техническая подготовка лыжника.- М.: Физкультура и спорт, 2000.- 264 с.
- Раменская Т.И., Баталов А.Г. Лыжные гонки.- М.: Буки-Веди, 2015.- 564 с.
- Рыжов Е. Лыжные гонки.- М.: Физкультура и спорт, 1959.- 144 с.
- Спиридонов К. Техника лыжника-гонщика.- М.: Физкультура и спорт, 1959.- 164 с.
- Хеммерсбах А., Франке С. Лыжные гонки.- Мурманск: Тулома, 2010.- 172 с.
- Шликенридер П., Элберн К. Лыжный спорт.- Мурманск: Тулома, 2008.- 288 с.
- Ainegren M. Roller skis’ rolling resistance and grip characteristics – influences on physiological and performance measures in cross-country skiers// Doctoral Thesis, Mid Sweden University, 2012.- 56 p.
- Göpfert C.,Holmberg H.-C.,Stöggl T.,Müller E., Lindinger S.J. Biomechanical characteristics and speed adaptation during kick double poling on roller skis in elite cross-country skiers// Sports Biomechanics.- 2013, Vol.12, No.2.- P.154-174.
- Kveli E. The effect of speed, incline and work rate on technique transition in classical roller-skiing: Master thesis/ Norwegian university of science and technology, 2015.- 23 p.
- Millet G.Y., Hoffman M.D., Candau R.B., Clifford P.S. Poling forces during roller skiing: effects of technique and speed// Medicine and science in sports and exercise.- 1998, Vol.30, No.11.- P.1645-1653.
- Sandbakk Ø.,Ettema G., Holmberg H.-C. The influence of incline and speed on work rate, gross efficiency and kinematics of roller ski skating// European Journal of Applied Physiology.- 2012, Vol.112, Is.8, P.2829-2838.
Андрей Валерьевич Меликов 1, 2 Сергей Владимирович Корсаков 1, 2 1 Сборная команда России по лыжероллерам 2 Центр инновационных стратегий (ООО ЦИС), Москва
Встаем на лыжероллеры: советы для новичка
Последний снег давно растаял в большинстве регионов, ответственные лыжники консервируют лыжи, бережно убирают их в места хранения, проводят ревизию инвентаря и, конечно, подумывают встать на лыжероллеры!
Если у вас есть опыт катания на лыжероллерах, и вы уже прошли через хотя бы один сезон или даже больше, вероятно, вам эта статья не будет интересна. Хотя, возможно, стоит продолжить чтение! Она обязательно окажется полезной для тех, кто владеет лыжами, но еще не научился кататься на лыжероллерах.

Что нужно лыжнику для начала тренировок по лыжероллерам
1. Лыжные Ботинки
Да-да, те самые зимние ботинки, в которых вы рассекали на лыжах вполне подойдут! Есть конечно, и летние облегченные варианты — но покупать их вовсе не обязательно!
Возникает вопрос: как поступить, если у вас нет собственных ботинок? В зимний период в любом парке можно было арендовать обувь, а вот летом большинство пунктов проката не работают. В качестве первого варианта стоит обратить внимание на доступные и недорогие модели от Spine. Также можно посетить Skiwax — там представлено больше брендов, и сейчас действуют отличные сезонные скидки на ботинки.
Можно посмотреть и ассортимент X-ski по коньковым ботинкам, или в Ювента-спорт — тоже есть скидки, но не все размеры в наличии, поэтому одним магазином сложно обойтись. Но самое главное, кроме внешнего вида и цены — выбрать подходящие ботинки по комфорту, потому-что кататься с удовольствием получиться только в таких!
2. Лыжные палки
Для занятий вам понадобятся лыжные палки с летними наконечниками для асфальта. Если у вас уже есть зимние палки, достаточно лишь заменить наконечники. В случае, если палок нет вообще, разумным решением будет приобрести палки для лыжероллеров сразу с летними наконечниками. Подобные модели можно найти в магазине Spine или рассмотреть вариант на Ozon по весьма приемлемой цене.
3. Шлем и очки
Подойдет любой шлем, который у вас есть, или любой бюджетный вариант из Спортмастера. Очки с линзами по погоде защитят глаза. Наколенники и налокотники тоже можно присмотреть при желании в отделе для роликовых коньков в Спортмастере. На что обратить внимание при выборе шлема мы рассказывали в отдельной статье, при желании можно углубиться в детали.
4. Лыжероллеры.
Для новичков в лыжероллерном спорте разумно приобрести универсальную модель для тренировок. У большинства брендов, таких как Swenor, колеса имеют маркировку от "1" до "4", где "1" представляют собой самые быстрые варианты, предназначенные для состязаний. Колеса с маркировкой "2" подходят для тренировок, направленных на отработку техники, а также для длительных и объемных нагрузок. Колеса под номером "3" предназначены для силовых тренировок на лыжероллерах; они создают ощущения, как будто катаешься по свежему снегу и требуют значительных усилий. Есть также бренды, которые не используют маркировку, и их колеса различаются только по материалу, например, резина или полиуретан. Обычно резиновые колеса менее быстрые, чем их полиуретановые аналоги.

Что еще нужно знать при выборе лыжероллеров — они отличаются по материалу платформы, ее габаритам, высоте и ширине колес. У каждого типа есть плюсы и минусы, например, на высоком колесе проще преодолевать неровности трассы, но сложнее и удерживать равновесие, нежели на низких колесах, например. Для многих новичков проще начинать на низком и широком колесе как Start Skate 71 или Elva SK70PU D70.
При выборе роликов крайне важно осознавать, с какой целью вы их приобретаете и по каким маршрутам планируете кататься. Это поможет подобрать именно тот вариант, который вам подходит. Например, алюминиевая платформа будет стоить меньше, чем карбоновая. Однако если вы только начинаете свои тренировки, то карбон вряд ли будет необходим. Алюминиевые ролики – отличный выбор для новичков. Лучше сначала протестировать, а потом уже совершать покупку.
Тут и совет тренера будет не лишний, с учетом ваших целей и уровня. Попробовать разные модели лыжероллеров и получить подсказку тренера можно на пробной тренировке в клубе — тут вы можете уже прокатиться и на высоком колесе 100 мм, и сравнить с низким, понять разницу и выбрать что подходит именно вам.
5. Перчатки, аптечка и поясная сумка для воды
Рекомендуется использовать легкие перчатки с свободными пальцами. В аптечке рекомендуется иметь минимальный комплект для обработки ссадин. Теперь вы готовы! Время собираться на тренировку!

Как и где лучше начать катание на лыжероллерах
Для первой тренировки выбирайте трассы с пологим рельефом — Лужники, Лосиный остров, Измайловский парк, Сокольники, Мещерский парк — отличные варианты. Помните, что начать тренировки на лыжероллерах нужно с освоения способов торможений — так как эффективно тормозить как на лыжах на лыжероллерах не получится. Можно научиться разным способам торможений — а их точно больше, чем на лыжах, для того, чтобы в случае необходимости снизить скорость. На большой скорости остановиться получится только экстренным торможением с помощью падения или с помощью прилегающей территории — звучит настораживающе. Пока не освоите их, даже не думайте переходить на рельеф и устраивать гонки.
Если вы собираетесь изучить лыжероллеры классического стиля, будьте готовы к неожиданности — задние колеса не движутся назад, так как они оборудованы стопорным механизмом, который дает возможность отталкиваться и применять попеременный шаг. Всё о различных видах лыжероллеров вы можете узнать в нашем блоге, эта тема действительно широкая.
Что еще добавить ко всем вышесказанному — на лыжероллерах можно кататься только в случае отсутствия наледи на асфальте, поэтому осенью с дождем и с первыми заморозками нужно быть очень внимательными, вначале осмотреть асфальт и трассу, затем уже отправляться на тренировку.
Дождь, сам по себе, не является проблемой, однако стоит быть внимательными во время листопада, поскольку при контакте с мокрыми листьями роллеры могут скользить и терять управляемость. Аналогично, при движении по разметке дороги в дождливую погоду она становится скользкой, и лучше ее избегать.
Ну и еще, опасно ехать по свежескошенной траве, а в парках бывает ее косят газонокосилками, и на асфальт летит трава, она тоже приведет к проскальзыванию роллеров, и падению. Ну и напомним про сливные решетки — если палка попадет в такую, то застрянет, и может привести к падению и поломке инвентаря.
Неважно, какой путь вы предпочтете, мы желаем вам как можно быстрее овладеть новым видом спорта и получать удовольствие от занятий до наступления первого снега! Верим, что наша статья окажется вам полезной. =)




