Как правильно выполнять низкий старт в легкой атлетике

Как правильно выполнять низкий старт в легкой атлетике

Низкий старт в легкой атлетике — это техника, используемая в спринтерских забегах для достижения максимального ускорения с самого начала. Участник зарывается в стартовые колодки, подготавливаясь к стремительному выходу на дистанцию. Правильная позиция тела и скорость реакции на стартовый сигнал играют ключевую роль в успехе спортсмена.

Эффективный низкий старт требует тщательной подготовки и практики, чтобы минимизировать время реакции и обеспечить оптимальное распределение веса. Исследования показывают, что даже малейшие изменения в технике запуска могут значительно повлиять на итоговый результат. Поэтому работа над низким стартом — важная часть тренировочного процесса для спринтеров.

Методическая последовательность обучения технике низкого старта

История спорта говорит о том, что изначально в легкой атлетике применялся высокий старт, то есть положение тела бегуна было практически вертикальным. Это не было самым удачным решением, поэтому атлеты пытались использовать какие-то ухищрения, например, опирались на палки или каменные плиты, брали в руки камни или деревянные брусья.

А решение проблемы подсказывала сама природа, только эту подсказку увидели лишь в XIХ веке. Поза, которую принимает спортсмен на низком старте, специфична: руки упираются в землю, упор на колено. Сейчас она нам вполне привычна. Но так было не всегда: впервые такую позу на старте принял в 1997 году американский бегун Чарльз Шерилл, чем очень возмутил и судью и зрителей.

Но результаты Шерилла в забегах убедительно доказали, что был прав спортсмен, а не судья. Шериллу начали подражать другие бегуны – и тоже стали добиваться высоких результатов в забегах. А сам Шерилл подсмотрел эту позу у австралийских кенгуру, которые перед началом бега принимают очень похожую позицию: пригибается к земле, а потом резко выбрасывает тело вперед. Так, благодаря наблюдательности спортсмена и логичности природы было положено начало использованию техники низкого старта.

Разновидности низкого старта

У техники низкого старта существует несколько разновидностей:

Обычный низкий старт ноги располагаются так, чтобы расстояние от первой колодки до стартовой линии и от первой до второй колодки составляло примерно две стопы бегуна. Узкий старт расстояние от первой колодки до стартовой линии составляет две стопы бегуна, а расстояние между колодками в два раза меньше (уже).

Растянутый старт расстояние от первой колодки до стартовой линии составляет 3 стопы, а расстояние между колодками – две стопы. При низком старте маховая нога опирается на переднюю часть стартовой колодки, а толчковая – на заднюю, стопа касается земли только носком, а вот на стартовую колодку опирается очень прочно. Подбор вариантов низкого старта индивидуален и зависит от особенностей каждого спортсмена. Расстояние между осями колодок обычно устанавливается в 15-25 см.

Стартовые колодки и станки

Без использования этого бегового оборудования техника бега с низкого старта практически невозможно. Станки и колодки стартовые – это приспособления для упора и отталкивания при старте. Стартовый станок представляет собой продолговатый корпус из металла или сплава алюминия.

К обеим его сторонам крепится по одной площадке, угол наклона которых может меняться в зависимости от потребностей и индивидуальных особенностей атлета. Дополнительно площадки двигаются по специальным выемкам (пазам) и могут быть закреплены в любом их месте.

Корпус станка стационарно крепится в грунте, на нем нанесены деления, по которым устанавливается нужное расстояние между площадками. Площадки имеют специальные прорези, в которые вставляются шипованные кроссовки. Стартовые колодки отличаются от станка тем, что каждая из них представляет законченную конструкцию, предназначенную для каждой ноги спортсмена в отдельности. Колодка состоит из корпуса, к которому прикреплена на шарнирах площадка, которую можно закреплять в любом удобном положении. Так же, как и станок, колодки надежно крепятся к грунту, но они еще могут и складываться, что делает их гораздо удобнее станка.

Команда «На старт»: бегун ногами упирается в колодки, руки ставит к стартовой черте и опускается на колено ноги, расположенной сзади. Профессионально такое положение называется пятиопорным.

Спина ровная, голова расположена параллельно ей; взгляд направлен на точку, расположенную в метре от стартовой линии; руки выпрямлены в локтях и расставлены немного шире плеч, опираются на указательный и большой пальцы; опора ног на стартовые колодки; стопы касаются земли только носком кроссовок. Команда «Внимание»: бегун отрывает колено задней ноги от опоры и приподнимает таз на ладонь выше плеч; плечи выдвигаются вперед, за стартовую линию и опираются на руки.

Очень важный момент техники низкого старта – угол сгиба ног в коленях. У передней ноги этот угол должен составлять примерно 100 градусов, а задней – примерно 120 градусов; угол между корпусом и бедром составляет 25 градусов. При отработке приемов техники низкого старта на тренировках для отработки правильной постановки ног применяют транспортиры. При получении команды «Внимание» бегун должен максимально расслабить плечевой пояс и корпус, но при этом быть максимально внимательным и готовым к началу движения.

Важно: опытные спортсмены посвящают отработке техники низкого старта очень много тренировочного времени, доводя приемы максимально быстрого схождения со стартовой линии до автоматизма.

Команда «Старт»: бегун мощно отталкивается от колодок задней ногой, а от старта – рукой и начинает одновременное с отталкиванием от колодки передней ноги маховое движение задней ногой. Руки двигаются одновременно, но чаще ног, чтобы задать нужный темп ногам. Особое внимание на старте следует уделить правильному положению корпуса и головы – это очень влияет на результативность.

Стартовый разгон

Его дистанция составляет 15-30 метров и его задачей является набор максимальной скорости бега. При стартовом разгоне крайне важно правильно сделать первые шаги:

· Сильно оттолкнуться и начать быстрое движение;

· Первые пять шагов бежать еще с наклоном корпуса, но затем постепенно поднимать его;

· Подъем бедра по отношению к выпрямленной передней ноге должен составлять угол в 90 градусов, при этом бедро надо направлять не вверх, а вперед;

· Маховую ногу необходимо направлять назад и вниз, чтобы обеспечить дополнительные усилия при толчке тела вперед;

· Длина шага при стартовом разгоне составляет примерно 120 см. Необходимо сохранять эту длину и поддерживать равномерность частоты шагов;

· Одновременно с наращиванием скорости необходимо уменьшать величину ускорения так, чтобы к 30 метрам дистанции скорость составила примерно 95% от максимально возможной;

Важно: во время стартового разбега ускорение лучше достигается увеличением длины шага, чем их частоты. Однако следует контролировать постановку ног и не допускать её чрезмерного расширения, так как это приведет к сбою ритма движения. В спринте постановка стопы преимущественно на носок; опускать её на пятку, особенно на первых этапах дистанции, не рекомендуется. Ноги движутся вниз и назад, движения рук энергичные, но исключительно в вертикальной плоскости (перекрещивание не допускается) и несколько чаще, чем движения ног – так достигается лучшее ускорение.

Бег по дистанции

После достижения максимальной скорости корпус следует держать под небольшим наклоном вперед, примерно 10-15 градусов, при этом наклон незначительно меняется во время отталкивания. Голову держать прямо, не закидывая её назад и не опуская вниз; направление взгляда – на финишную ленту. Лопатки сведены, плечи несколько отведены назад, стопы поставлены на носок и касаются поверхности упруго, по одной линии. Руки в классическом положении: согнуты под углом в 90 градусов и активно работают в вертикальной плоскости; локти не растопыривать, кисти сжать, но без напряжения.

Финиш

Финишная дистанция начинается примерно за 20 метров до финиша. В этот момент утомление мышц уже чувствуется, длина бегового шага уменьшается. Задачей спортсмена на финишной дистанции является сохранить достигнутую скорость бега, для чего рекомендуется, при уменьшившейся длине, увеличить частоту шагов и в этом помогает увеличение частоты движения руками.

Финиш (конец забега) фиксируется в момент касания финишной черты. В спринте каждое мгновение имеет значение, поэтому, чтобы коснуться финиша скорее, применяются некоторые приемы. Например, можно сделать резкий поворот корпусом вперед, при этом руки отвести назад и как бы прыгнуть на финишную черту. Или финишировать боком: развернуть корпус вбок и бросить его к финишу плечом вперед.

Методическая последовательность обучения технике низкого старта

1. Старты из различных исходных положений: из положения стоя согнувшись, из упора лежа согнувшись, из упора стоя на коленях, из упора стоя на одном колене (маховой ноги), туловище прямо, руки опущены вниз. 2. Стоять на сильно согнутой толчковой ноге, туловище горизонтально, другую ногу (прямую) отвести назад. Руки полусогнуты, одна впереди, другая сзади.

Из этого положения начать бег, сохраняя горизонтальное положение туловища как можно дольше. 3. Наклоны туловища в ходьбе. Впереди стоящая нога согнута, руки опущены. По сигналу учителя – резкое движение вперед головой и плечами.

Нога, стоящая сзади, активным движением бедра выносится вперед по кратчайшему пути, а нога, стоящая впереди, с нарастающим усилием проталкивает учащегося вперед, он принимает положение, как при беге с низкого старта в момент ухода с колодок, и переходит на бег. 4. Выполнение команд: «На старт!» и «Внимание!» без стартовых колодок.

Учитель проверяет правильность принятия стартовых положений занимающихся и устраняет ошибки. Только после того как все учащиеся освоят стартовые позиции, можно переходить к обучению бегу с низкого старта. 5. Бег с низкого старта без колодок (без сигнала и по сигналу учителя).

Выполнение низкого старта без стартового сигнала необходимо для того, чтобы учащиеся могли сосредоточить внимание на правильности формы и ритма движений, а не на быстроте и силе выполнения. 6. Установка стартовых колодок. 7. Выполнение команд: «На старт!», «Внимание!» с колодок. Положение по команде: «Внимание!» сохранять неподвижно 2–3 сек.

8. Выталкивание от стартовых колодок без шага приземления на руки. Впереди колодок можно положить мат для смягчения падения на кисти. 9. Прыжки в длину с места из положения низкого старта с колодок. Упражнения 8 и 9 выполняются для овладения техникой отталкивания. 10. Бег с низкого старта с колодок без сигнала.

11. Бег с низкого старта с колодок по сигналу учителя (команда: «Марш!», выстрел стартового пистолета, свисток). Учащимся дается установка на быстрое выполнение первого шага.

Ошибки, допускаемые при выполнении низкого старта Голова закинута назад, потому что ученик смотрит в направлении финиша – спина прогибается. Руки не выпрямлены – центр тяжести сдвинут назад. Руки опираются, под углом – тяжесть тела чрезмерно переносится назад. Спина прогибается.

Ученик «сидит», слишком отклонив туловище назад. Таз поднят очень высоко – ноги почти выпрямлены. Ученик слишком сильно опирается на руки. Выпрямление произошло до того, как ноги сделали первое движение. Маховая нога поднимается чрезмерно высоко.

Обе руки слишком отводятся назад.

Упражнения для закрепления и совершенствования техники низкого старта 1. Бег с низкого старта с колодок в горку. 2. Бег с низкого старта с колодок по различным сигналам, заменяющим стартовые команды (например: «Гоп!», «Беги!» и т.п.). 3. Бег с низкого старта с колодок с затягиванием команды: «Марш!» после команды: «Внимание!» на 3–5 сек.

4. Бег с низкого старта с колодок после выполнения кувырка вперед. 5. Бег с низкого старта с колодок после прыжка в длину с места. 6. Из положения «На старт!» бросок набивного мяча вперед с последующим быстрым стартом, пытаясь догнать летящий мяч.

Обучение техники низкого старта

Конспект урока по учебной дисциплине "Физческая культура" на тему "Обучение техники низкого старта".

Конспект урока соответствует нормам ФГОС. Используется для проведения как уроков так и для проведения занятий внеурочного,секционного характера.

Урок состоит из трех частей:

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?

Как правильно выполнять низкий старт в легкой атлетике

Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.

Быстро и объективно проверять знания учащихся.

Сделать изучение нового материала максимально понятным.

Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.

Наладить дисциплину на своих уроках.

Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа «Обучение техники низкого старта»

Конспект урока 5

по легкой атлетике в 10 классе

Тема: Обучение технике низкого старта

Цель: формирование у обучающихся знаний и двигательных умений в беге на короткие дистанции и технике низкого старта.

Задача урока:

1. Разучить низкий старт, стартовый разгон.

2. Развивать скоростно-силовые качества, координацию движений, силовые качества.

3 .Воспитывать чувства коллективизма, доброты, уважения.

Дата провидения: 14.04.2015.

Место проведения: спортивный зал

Инвентарь: учебники по физической культуре, конусы.

1) Построение, сообщение задачи урока, сдача рапорта;

2) Строевая подготовка:

-повороты на месте

-«Руки вверх ставь!» «на носках -Марш!»;

-«без задания – Марш!»

— «Руки за голову ставь!» «на пятках -Марш!»

-«без задания – Марш!»

— «Руки на пояс ставь!» «на внешней стране стопы — Марш!»

-«без задания – Марш!»

-«Руки на пояс ставь!» «на внутренней стороне стопы – Марш!»

-«без задания – Марш!»

— «Руки за спину ставь!» «перекатом с пятки на носок – Марш!»

-«без задания – Марш!»

-«приставными шагами (правым и левым боком) – Марш!»

-«без задания – Марш!»

-«с высоким подниманием бедра -Марш!»

-«без задания – Марш!»

-«захлестом голени – Марш!»

-«без задания – Марш!»

-«выпрыгивание с ноги на ногу –

-«без задания – Марш!»

5)«По кругу шагом – марш!»

6) ОРУ без предметов

I) и.п – о.с, руки на поясе

1-наклон головы вперед

2- наклон головы назад

3- наклон головы вправо

4- наклон головы влево

II) и.п- стойка ноги в розь, руки в стороны

1-4- круговые движения в локтевом суставе во внутрь

5-8- круговые движения в локтевом суставе наружу

III) и.п- руки вверх ладонями во внутрь

1-наклон в правую сторону

3- наклон в левую сторону

7- наклон вперед

1- руки вверх, правая нога назад

3- руки вверх, со сменой ног

VI) и.п – руки на пояс

4- прыжок вправо

По команде: «На старт!» учащийся подходит к стартовой линии отмеряет полторы стопы. Далее ученик приседает, ставит руки на линию. Затем он опускается на колено задней ноги, подтягивает руки за стартовую линию и ставит их вплотную к ней таким образом, чтобы опора тела приходилась на кисти, большие пальцы были повернуты внутрь, а остальные – наружу (можно опираться на кисти с согнутыми пальцами).

Руки в локтях должны быть выпрямлены, но не напряжены, плечи – слегка падать вперед. Спину следует округлить, но не напрягать. Голова свободно продолжает линию тела, а взгляд устремлен вперед на расстояние 0,5–1 м от стартовой линии.

По команде: «Внимание!» ученик отрывает колено ноги, от земли, поднимает таз несколько выше плеч и подает туловище вперед вверх. Тяжесть тела перемещается на руки и впереди стоящую ногу. Переходить из положения «На старт!» в положение «Внимание!» следует плавно. Затем надо прекратить всякие движения, ожидая выстрела или команды: «Марш!».

После выстрела или команды: «Марш!» ученик отрывает руки от дорожки и одновременно отталкивается.

2) Стартовый разгон:

Стартовым разгоном называют бег на начальном участке дистанции после старта, где ученик развивает скорость, близкую к максимальной, и постепенно принимает характерное для бега по дистанции положение, чтобы обеспечить плавное увеличение длины шага и соответственно скорости бега. В начале стартового разгона ученик должен сохранять достаточный наклон тела вперед, но не чрезмерный (во избежание падения). Чем лучше у ребёнка развиты скоростно-­силовые качества, тем в большем наклоне он сможет удержать туловище, чтобы обеспечить себе благоприятные условия для отталкивания.

Построение, подведение итогов урока

Спина прямая, руки прижаты к туловищу

Спина прямая, тянемся верх

Локти в стороны, спина прямая, идем точно на пятках

Взгляд направлен вперед

Спина прямая, выше поднимаемся на носки

Чаще выполнять упражнения с наименьшим продвижением вперед

Выпрыгивать как можно выше

Самостоятельно востанавлеваем дыхание

Стараемся коснуться подбородком груди, спина прямая

Точное выполнение упражнения

Наклон точно в сторону

Руки прямые, спина прямая

Прогибаться в спине

Прогибаться в спине

Мягкое приземление на переднюю часть стопы

Распространенные ошибки: Голова закинута назад, спина прогибается.

Руки не выпрямлены – центр тяжести сдвинут назад.

Руки опираются, под углом – тяжесть тела чрезмерно переносится назад.


Ученик «сидит», слишком отклонив туловище назад.

Таз поднят очень высоко – ноги почти выпрямлены.

Ученик слишком сильно опирается на руки.

Выпрямление произошло до того, как ноги сделали первое движение.

Маховая нога поднимается чрезмерно высоко.

Обе руки слишком отводятся назад.

Если ученик с первых шагов после старта преждевременно выпрямляется, целесообразно увеличить расстояние до стартовой линии или установить на старте наклонную рейку, ограничивающую возможность подъема. Хорошим упражнением для устранения преждевременного выпрямления бегуна со старта является начало бега из высокого стартового положения с опорой рукой и горизонтальным положением туловища.Обучая низкому старту, необходимо на первых занятиях указать занимающимся, чтобы они не начинали бег до сигнала — фальстарт.

При фальстарте надо обязательно возвращать бегунов и обращать их внимание на недопустимость фальстартов. Рекомендуется подавать только один заключительный сигнал. При этом ученики принимают без команды позу, занимаемую по сигналу «Внимание!». Низкий старт по сигналу применяется на занятиях после овладения правильными движениями. Количество повторений может колебаться от 3 до 15.

Оценить работу учащихся, дать домашнее задание

Низкий старт в легкой атлетике и как его тренируют спортсмены

Для спортсменов

Сегодня у нас на рассмотрение очередное тренажерное устройство для подготовки спортсмена — легкоатлета. Будем изучать оригинальное учебное приспособление, активно используемое в легкой атлетике, основная задача которого, максимально усилить стартовый разгон и отработать низкий старт легкоатлета при беге на коротких дистанциях. Этот тренажер очень хорошо себя показал на практике, и давно уже взят на вооружение тренерами большинства стран. А по сути дела устройство – элементарное, как и всё гениальное в этом Мире.

Тренировочное устройство с преодолением сопротивления для бегунов

Устройство предназначено для обучения и совершенствования техники элементов бега, для развития быстроты, силы и скоростно-силовой выносливости, а также для совершенствования двигательного навыка — полного отталкивания при выбегании со старта. Приспособление с успехом применяется начинающими и квалифицированными спортсменами. Позволяет развивать свой стартовый разгон, улучшает технику, совершенствует низкий старт легкоатлета, оттачивая каждый его элемент и доводя его до автоматизма.

В устройстве (рис №1) использованы детали дорожного велосипеда. Нажимом руки на ручку большой шестерни усилия передаются через цепь на малую шестерню, связанную с тормозом, вмонтированным внутри основания катушки. Один конец шнура намотан на катушку, а второй закреплен за крючок на ремне спортсмена. При этом ремень одевается прямо на одежду спортсмена, — обычно используется разминочный костюм Сraft или другой удобный аналог. Главное, чтобы ремень не был затянут по-полной, а свободно болтался на талии бегуна – это очень важно с точки зрения безопасности и профилактики возможных спортивных травм…

На рис. 1, а устройство показано в собранном виде. Основные детали: 1 — ось большой шестерни; 2 — стойка для крепления оси большой шестерни; 3 — ось катушки с гайками крепления; 4 — стойки для крепления оси катушки; 5 — основание (прямоугольная рама); 6 — шнур капроновый (толщина 3…4 мм); 7 — ограничители катушки; 8 — малая шестерня с тормозным и ведущим устройствами; 9 — цепь; 10 — большая шестерня с ручкой.

Выполняя упражнение, спортсмен становится на стартовые колодки, упирающиеся в устройство (так называемый низкий старт в легкой атлетике), и по команде выбегает из них, а тренер нажимом руки на ручку создает торможение катушки и сопротивление легкоатлету, тем самым блокируя и гася его стартовый разгон. Торможение разгона может быть:

  • постоянным;
  • переменным;
  • нарастающим;
  • убывающим,

…в зависимости от поставленной задачи и уровня подготовки спортсмена.

Во время тренировки на отрезке 30…35 м спортсмен выполняет 60…70 беговых движений с полной амплитудой. По окончании бега спортсмен отцепляет шнур (пояс) и тренер вращением ручки в обратном направлении за 3…4 с наматывает на катушку шнур, и таким образом следующий спортсмен может выполнять упражнение (рис. 1, б).

Ну, что ж еще один, хоть и простенький, тренажер из мира легкой атлетики положен в копилку нашей базы знаний о приборах, приспособлениях и учебных устройствах, применяемых в современном спорте. Один, но как Вы понимаете не последний – впереди нас ждут очередные рассказы про новые и новые тренажеры, без которых современные спортсмены и тренеры никак не смогут обойтись. Будьте с нами!

Оцените статью
Атлетика
Добавить комментарий