Прыжки со скакалкой способствуют развитию координации и ловкости, так как требуют синхронизации движений рук и ног. Это позволяет улучшить общую моторику и способствует более эффективному контролю за телом во время физических нагрузок.
Кроме того, данное упражнение повышает выносливость, поскольку активно тренирует сердечно-сосудистую систему и развивает дыхательную функцию. В результате регулярных занятий улучшается общая физическая форма и повышается уровень энергии.
Прыжки на скакалке. Польза прыжков на скакалке. Техника выполнения.
В детстве мы все прыгали на скакалке. Но не задумывались, что это за упражнение. Прыжки на скакалке отличная кардиотренировка. Используется во всех видах спорта в качестве разминки. Упражнение способствует сжиганию калорий, улучшает координацию, повышает выносливость, укрепляет сердечно-сосудистую систему.
Во время выполнения прыжков нагрузка идет на пресс, ягодицы, мышцы ног и рук.
Польза от прыжков на скакалке
Данное упражнение несет много пользы для организма:
- усиливается кровоток и увеличивается кислородный обмен в тканях и органах;
- сжигается огромное количество калорий, что дает возможность сбросить вес;
- прокачиваются мышцы и прорисовывается их рельеф;
- тренируется вестибулярный аппарат, улучшается координация движений, развивается ловкость, выносливость к физическим нагрузкам;
- кардиотренировка усиливает метаболизм;
- поддерживает тонус сосудов, что позволяет нормализовать артериальное давление и исключить развитие варикозного расширения вен;
- разогревает мышцы перед выполнением других упражнений;
- тренирует сердечную мышцу, способствует профилактике заболеваний сердца;
- упражнение помогает формированию свода стопы, что позволяет уменьшить плоскостопие.
Отрицательные стороны упражнения
При выполнении прыжков на скакалке важно избегать перегрузок. Необходимо следить за пульсом и дыханием, чтобы не нанести вред сердцу и сосудам.
Также не стоит делать это упражнение тем, у кого повреждены мышцы, суставы или связки, чтобы исключить получение травм и не нанести еще больший вред уже травмированному месту.
Если у вас уже есть болезни сосудов, особенно варикоз, не стоит прыгать. Упражнение не принесет вам пользы, наоборот разовьет данное заболевание.
Не рекомендуется прыгать со скакалкой людям, у которых масса тела очень большая. В этом случае страдают сердце и сосуды, опорно-двигательная система и связочный аппарат. При выполнении упражнения очень большая нагрузка идет на коленные и голеностопные суставы, что может повысить риск получения травмы.
Как выбрать скакалку
При выборе спортивного инвентаря нужно учитывать несколько пунктов.
Скакалки делают из разных материалов. Выбирая инвентарь необходимо учитывать для каких целей он нужен.
Нейлоновая скакалка рекомендуется для новичков, детей и для занятий художественной гимнастикой. Нейлон материал легкий и эластичный.
Резиновая подойдет для опытных спортсменов. У нее есть возможность регулировать длину и она износостойкая.
ПВХ имеет сходные качества и рекомендации с нейлоном. Единственный минус такой скакалки — плохо регулировать ее длину.
Силиконовая скалка отлично подойдет для занятий фитнесом и для детей. Длина её регулируется.
Кожа — материал недолговечный. Такая скакалка прослужит недолго, быстро растянется и у нее трудно регулировать длину. Обычно используется среди боксеров.
Если скакалка очень тяжела, есть вероятность получения ушибов. Не стоит выбирать такую для детей.
Если вам важна скорость вращения, выбирайте средние по весу скакалки. Очень тяжелые или легкие не предназначены для скоростных упражнений.
Производители используют разный материал для рукояток.
Деревянная рукоятка впитывает влагу, не позволяет выскользнуть скакалке из руки, гипоаллергенна.
Пластиковая — самая распространенная. Такая рукоятка легкая, но может выскользнуть.
Неопрен — материал позволяет впитываться влаге. Считается самым лучшим.
Металлическая рукоятка достаточно тяжелая. Используется среди тяжелоатлетов.
Скакалка не должна быть слишком длинной или слишком короткой.
Во-первых, от этого зависит качество выполнения упражнения. Во-вторых, поможет избежать травматизации.
Чтобы правильно подобрать снаряд. нужно встать ногами на ее середину и растянуть ее вдоль тела. Ручки скакалки должны доходить до подмышек. Выбирая скакалки с регулировкой длины, вы всегда сможете подкорректировать ее. Эта функция очень важна для детей, так как они постоянно растут.
Рекомендации по одежде
Одежда не должна мешать занятиям. Старайтесь выбирать облегающую форму, которая бы не мешала выполнению упражнений и скакалка не цепляла ее.
Выполняйте прыжки всегда в обуви. Это убережет суставы ног от растяжений и ушибов. Можно выбрать специальные кроссовки для улучшения амортизации.
Техника выполнения прыжков на скакалке
- Перед упражнением необходимо подготовить мышцы, провести разогревающий комплекс. Можно выполнить наклоны, бег на месте, махи руками. После нужно сделать растяжку мышц. Все эти меры направлены на снижение вероятности получить травму. Разогрев и растяжка не требуют больших временных затрат. Достаточно уделить 5 минут и мышцы подготовятся к работе.
- Следить за дыханием. Оно не должно сбиваться. Если дыхание сбилось, имеет смысл остановиться и восстановить его.
- Во время выполнения упражнения нет необходимости высоко подпрыгивать. Достаточно того, чтобы скакалка прошла между полом и ногами.
- Приземляться нужно на носочки. Таким образом внутренние органы и головной мозг не получают сотрясения.
- Спина должна быть прямой, локти прижимать к туловищу, плечи опущены. Голову держите прямо.
- Следить за тем, чтобы кисти работали синхронно.
- Прыгать нужно в одном темпе.
Не гонитесь за скоростью и количеством. Лучше сделать меньше прыжков, но с правильной техникой.
Следите за тем, чтобы избегать обезвоживания. Во время кардиотренировок организм выводит много воды. Восполняйте ее запас во время. Пить нужно маленькими глотками. Не пейте за раз большой объем.
Лучше чаще и в небольшом количестве.
Если во время выполнения прыжков появились боли, сразу прекратите упражнение. Проконсультируйтесь с врачом.
Прыжки на скакалке прекрасное упражнение. С помощью него вы подтяните мышцы, избавитесь от лишних объемов, повысите выносливость. Главное не пренебрегать техникой безопасности, обращать внимание на состояние своего здоровья и не гнаться за быстрым результатом.
А ты попрыгай! Как скакалка развивает выносливость, координацию и ловкость
Об этом журналу «Спортивная смена» рассказывают тренеры и фитнес-инструкторы
![]()
.com
Статья
Статья
Самая обыкновенная скакалка, забытая многими со времён физкультуры в школе, часто используется спортсменами как полноценный спортивный снаряд. Кому прыгать полезно и как делать это правильно?
Единый механизм
«Берём скакалки и работаем на двух ногах!» – командует тренер боксёрского зала «Айсберг» Анатолий Горбань.
Десяток его юных подопечных выстраиваются в шахматном порядке, чтобы не мешать друг другу, и делают разминку со скакалками.
«Время! – останавливает ребят наставник и даёт новые указания. – Теперь на правой ноге. На левой. Со сменой ног – правая-левая. На двух. Поехали двойным, а кто может – тройным…»
Тонкий мерный свист отдельных скакалок сливается в общий негромкий гул. Хлёсткие удары об пол учащаются и вынуждают отойти дальше от линии огня.
«Теперь кладём скакалки и вокруг них по кругу двигаемся! – бросает ребятам тренер и поясняет мне: – Это специальное боксёрское упражнение на передвижение. А ещё есть бег на скакалке».
Упражнения продолжались всего несколько минут, но нагрузка получилась нешуточной: юные боксёры основательно раскраснелись и вспотели.
![]()
Заблоцкий
А что насчёт пользы?
«Помимо выносливости, скакалка развивает координацию, ловкость. В боксе очень важна работа ног. Руки и ноги у боксёров – единый механизм. Скакалка как раз и помогает скоординировать их работу», – рассказывает тренер.
По его словам, этот снаряд универсален и может заменять кроссовую подготовку, особенно зимой, когда по снегу особо не побегаешь.
Кроме боксёров скакалка в ходу и у художественных гимнасток. Для этого вида спорта она незаменима.
«В соревновательной композиции нужно безостановочно работать с предметами (в художественной гимнастике используются ленты, булавы и мячи – прим. ред.), менять темп, плоскость, направления, точность бросков, терять контроль над предметами и возвращать их обратно в работу. Для этого необходимы упражнения со скакалкой. Она не только один из соревновательных снарядов, но и средство для разогрева и подготовки мышц к работе», – поясняет тренер по художественной гимнастике Вероника Клюшина.
На разминке «художницы» чередуют прыжки на одной и двух ногах, перепрыгивания, вращения скакалки вперёд и назад. Спортсменки прыгают на месте, смещаются вперёд, назад, в сторону, с поворотами, меняют темп и ритм.
«Прыжки со скакалкой выполняются длинными сериями и развивают выносливость. Это важно не только для художественной гимнастики, но и практически для любого вида спорта», – подчёркивает тренер.
Обычные резиновые скакалки с ручками для гимнастических тренировок не подходят. У «художниц» они нейлоновые. Выглядят как верёвки с узлами на концах. Длина скакалки обычно в два раза превышает рост спортсменки.
Как вспомогательный инструмент скакалку используют и спортивные гимнасты.
«В общей физической подготовке она нужна для развития выносливости. В отличие от художественной гимнастики, у нас скакалка – дополнительный снаряд», – объясняет тренер Маргарита Кондрашова.
В спортивной гимнастике скакалка – один из элементов круговой тренировки: когда один спортсмен выполняет силовые упражнения (отжимания, растягивания), другой – прыжки на возвышение, третий прыгает на скакалке.
В фитнес-тренировках скакалки тоже используют. Однако тренер Владимир Неверов предупреждает об опасности прыжков на скакалке для людей с лишним весом и рекомендует новичкам не увлекаться этими упражнениями, а оставить их профессиональным спортсменам:
«Во время прыжков главную нагрузку испытывают икроножные мышцы, а они у людей с избыточным весом и так перегружены. В этих упражнениях присутствует фаза полёта и нагрузка на опорно-двигательный аппарат».
![]()
Заблоцкий
Пластиковые, кожаные, со счётчиком
Скакалки отличаются по толщине, весу, материалу и служат для разных задач.
«Скоростная скакалка быстрее и тоньше. Например, с алюминиевым стержнем внутри подходит для фитнеса, стоит дороже пластиковой. А кожаные – тяжёлые, их чаще всего покупают боксёры. Большую скорость на них не разовьёшь. Они тренируют выносливость и силу рук», – говорит консультант отдела инвентаря спортивного магазина Анастасия Чемеричина.
В магазинах продают и скакалки со счётчиком калорий. Но стоят они дорого, потому что сделаны известной немецкой фирмой. Особой же разницы в результативности занятий с навороченной и обычной скакалкой, по словам Анастасии, нет.
«Это одно из самых недорогих приспособлений для сбрасывания веса, поэтому скакалки довольно востребованы. Конечно, нельзя сказать, что это полноценный тренажёр. Но всё‑таки есть разница: заплатить 20 тыс. рублей за беговую дорожку или 300 рублей за скакалку», – подытоживает продавец-консультант.
![]()
Акиньшина
Интересные факты
Прыжки на скакалке (анг. rope-skipping) стали отдельным видом спорта в 1980-х годах XX века. Спортсмены состязаются на скорость, силу и выносливость, а в дисциплине «фристайл» показывают комбинацию из простых и сложных прыжков.
Кроме личных дисциплин, существуют командные соревнования по роуп-скиппингу – double-dutch: команда из нескольких человек прыгает через две постоянно, но поочерёдно движущиеся длинные верёвки.
Ещё одной разновидностью прыжков является так называемое китайское колесо. Два участника держат в одной руке свой конец верёвки, а в другой – конец верёвки соперника.
Лучший результат по прыжкам на скорость принадлежит бельгийке Джолиен Кэмпенир: она прыгнула 168 раз за полминуты. Рекордную выносливость продемонстрировал американец Ашрита Фурман: за сутки он сделал 13 тыс. прыжков.
В мире существует несколько десятков федераций скиппинга. Школы есть в Москве и Санкт-Петербурге. Клубы, где занимаются этим видом спорта, также есть в Нижнем Новгороде, Ростове-на-Дону и Орле.
Тамара Акиньшина
«Развитие физических качеств у детей дошкольного возраста, посредством использования упражнений со скакалкой»

Из опыта работы
инструктора по физической культуре МДОУ д/с № 123
Тихоновой Ольги Вячеславовны
Тема: «Развитие физических качеств у детей дошкольного возраста, посредством использования упражнений со скакалкой».
Приоритетное направление воспитания дошкольников – безусловно, физическое развитие. Именно в дошкольном детстве закладываются основы крепкого здоровья, правильного физического развития, высокой работоспособности, формируются важнейшие двигательные навыки, физические качества, так как в этот период наиболее интенсивно развиваются различные органы и системы. Организм ребенка представляет собой единое целое, где деятельность одних систем находится в непрерывной взаимосвязи с деятельностью других.
Современные дети больше любят виртуальные игры — и готовы сидеть перед дисплеем компьютера до глубокой ночи. Не отрицая их значимости, надо признать, что ребенку все меньше времени остается для подвижных игр, прогулок, общения. Нарушение баланса между двигательной активностью и пассивной деятельностью детей, негативно сказывается на уровне развития двигательных способностей дошкольников, а следовательно, и на состояние здоровья в целом.
Исходя из вышесказанного, мы пришли к выводу, что необходимо применять не только новые эффективные подходы к организации физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ, что позволяет значительно разнообразить занятие, сделать их более интересными и эффективными, но и старые, всем доступные средства физического развития. Особое место в системе физического развития занимают упражнения с предметами.
Они служат прекрасными средствами развития многих физических качеств. Одно из лучших приспособлений для тех, кто хочет стать сильным, умным и красивым, — обычная детская скакалка. Та самая веревочка с ручками, к которой мальчишки относятся с некоторым пренебрежением, считая это чисто девчачьей забавой. Они ошибаются: это занятие — не только забава, и полезно оно не только девчонкам. Можно сказать, что скакалка — супертренажер, настолько она полезна, проста и удобна.
К сожалению, не все современные дети умеют прыгать через скакалку. Как выяснилось, более 70% учеников первых классов не берут ее в руки. Надо заинтересовать ребенка, этим простым и эффективным спортивным инвентарём.
Ведь именно за счет прыжков можно добиться великолепных результатов в развитии согласованности движений (то есть развить ловкость), научиться правильно, распределять степень мышечного напряжения практически во всех отделах тела, натренировать сердце, сосуды, мышцы. Научившись прыгать, ребенок быстро войдет во вкус, и уж тогда его от этого занятия не оторвешь. В плане выносливости он будет получать даже более значительную нагрузку, чем при беге на длинные дистанции. Конечно, здесь следует соблюдать осторожность — ребят, имеющих лишний вес или проблемы со здоровьем, нужно научить правильно, дозировать нагрузки, контролируя пульс. К тому же форсированные нагрузки могут вызвать сильные мышечные боли — это тоже ни к чему.
Прыжки через скакалку занимают значительное место в работе с детьми дошкольного возраста. Могут использоваться как на занятиях физической культуры в детском саду, так и на улице во время прогулки, не смотря на отсутствие разработанных методик. Они способствуют развитию выносливости, координации движения, тренируют чувство ритма, укрепляют сердечнососудистую и дыхательную системы, а также голеностопные суставы, мышцы ног, кисти рук.
Благодаря скакалке развивается и сила, в первую очередь нагрузка падает на мышцы голени и стопы, активно работают так же мышцы рук и торса. Постепенно ребенок учится включать в работу минимум мышц, экономить энергию и распределять силы для более продолжительной работы. Этот навык очень ценен. Он затем переносится на любые физические занятия, будь то бег или плавание.
Неплохо тренируются и скоростные качества. Скакалка универсальный тренажер, который может развить все физические качества, за исключением, пожалуй, гибкости. Впрочем, как способ для разогревания мышц при подготовке к упражнениям на растяжку она Весьма эффективна. Особенно полезна она малышам.
Ребенок быстро растет, а прыжки через скакалку помогают формироваться костной ткани. Благодаря занятиям на этом «тренажере» ноги приобретают красивую форму, становятся длинными. А регулярная нагрузка на стопы при правильном мягком приземлении — отличная профилактика плоскостопия. Развернутые во время прыжков плечи и отведенные в сторону руки помогают не только выработать правильную осанку, но и гарантируют максимальный приток воздуха в легкие. Хорошая физическая нагрузка помогает развиваться сердцу, способствует укреплению всего опорно-двигательного аппарата.
Исходя из вышесказанного, нами была поставлена цель – развитие физических качеств дошкольников посредством обучения прыжкам через скакалку.
Для реализации данной цели мы поставили следующие задачи:
1. Учить детей прыгать через скакалку.
2. Способствовать формированию правильной осанки и укреплению свода стопы.
3. Формировать осознанную потребность в двигательной активности и физическом совершенствовании.
Прежде чем приступить к обучению детей прыжкам через скакалку, на физкультурных занятиях, было приобретено достаточное количество скакалок; разработан перспективный план по развитию физических качеств детей с помощью скакалок на разные возрастные группы; разработаны комплексы общеразвивающих упражнений (ОРУ) со скакалками для разных возрастных групп; подобрана картотека подвижных игр и эстафет со скакалками; проведена диагностика физической подготовленности; мониторинг физического развития и здоровья детей. После осмотра детей узкими специалистами, мы пришли к выводу, что особое внимание необходимо уделить формированию правильной осанки, укреплению свода стопы.
Знакомить детей со скакалкой я начинаю с 4 – 5 лет. Сначала даю возможность малышам побегать под вращающейся скакалкой, перешагнуть через вибрирующую и приподнятую скакалку, самому покрутить скакалку вперёд и назад, предпринять попытку перешагнуть и перепрыгнуть через неё.
В средней группе предлагаю детям перепрыгивать через скакалку удобными способами: переступанием с ноги на ногу или прыжком на двух ногах. В старшем дошкольном возрасте – разными способами: на месте и в движении.
Прыжки на скакалке тяжёлая и утомительная работа. Для того, чтобы разнообразить двигательную деятельность, заинтересовывать детей, использую подвижные игры и соревнования со скакалкой и обязательно подбадриваю детей.
Упражнения со скакалкой применяю не только, как основной вид движения при обучении прыжкам, но и в качестве фрагмента занятия, например, в основной части — комплекс общеразвивающих упражнений, а в заключительной – подвижные игры со скакалкой. В результате этого, у детей развивается интерес к использованию скакалки не только в непосредственно-образовательной деятельности, но и в совместной и самостоятельной деятельности.
Независимо от возраста и физического состояния детей работу по освоению упражнений со скакалкой провожу поэтапно.
На первом этапе даю детям представления о скакалке и её физических свойствах, обучаю правильному подбору скакалки и хвату (умению держать), базовым упражнениям со скакалкой. Например: 1. Прыжки через неподвижную скакалку боком, вперёд-назад. 2.Перешагивание, затем перепрыгивание через неподвижную скакалку (умение держать скакалку) 3. Прыжки через длинную качающуюся скакалку (стоять у центра скакалки; прыжок начинать, когда скакалка подлетит к ногам). С детьми младшего возраста, при знакомстве со скакалкой, в основном использую словесный метод, где объяснение или указание сопровождается стихами, загадками, потешками (Например: «Здесь скакалочки лежат, ждут давно они ребят. Ты скакалочку возьми и в руках покрути»), а также тактильно – мышечные приёмы, где применяется непосредственная помощь взрослого.
На втором этапе учу детей правильному вращению скакалкой и правильному исходному положению рук, кистей, туловища, ног в прыжках через скакалку. Например: 1. Вращение скакалки одной рукой. 2.Вращение скакалки с перекидыванием через себя, вперёд и назад. 3.То же с прыжком. На этом этапе обучения больше применяю наглядно – зрительные приёмы (наглядный метод), где использую показ техники упражнения и наглядные пособия – картинки, рисунки, схемы и словесный метод – объяснения, указания.
На третьем этапе освоения прыжков через скакалку, учу детей сочетать технику вращения скакалкой с прыжками из разных исходных положений. Например: Прыжки через скакалку на одной ноге, ноги скрестно; в парах, вращая скакалку вперёд и назад. Здесь больше применяю словесный метод – словесная инструкция, которая обращена к сознанию детей для осмысленного выполнения поставленной задачи.
На четвертом этапе совершенствуется качество выполнения упражнений со скакалкой. Например: то же, что и на третьем этапе, увеличивая количество прыжков и темп, добавляем прыжки через длинную скакалку: «Качалка»-прыжки через качающуюся скакалку или «Самолёт» — прыжки с забегом под вращающуюся скакалку. В основном используется практический метод обучения – повторение упражнений без изменения и с изменениями, где дети закрепляют на практике умения и навыки в движении.
Структура занятий включает традиционную разминку с различными видами ходьбы, бега, упражнениями для рук, туловища, ног, игры или игровые упражнения со скакалкой, упражнения на растягивание и расслабление мышц.
Особое внимание обращаю на то, чтобы дети правильно умели подобрать под себя скакалку и правильно держать.
Занятия с использованием скакалки повожу 2 раза в месяц.
На протяжении трех месяцев (6 занятий) знакомлю детей с новым комплексом упражнений со скакалкой. В конце квартала провожу итоговое занятие, которое имеет свой сюжет, например: "В поисках сокровищ", "Подводное царство", "Лесные приключения", «Мы олимпийцы». Упражнения имеют названия, которые соответствуют сюжету занятия со скакалкой.
1.Бочарова Н.И. Физическая культура дошкольника в ДОУ. – М.: Центр
педагогического образования, 2007. – 176 с.
2.Гаврючина Л.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ. – М.: ТЦ Сфера,
3.Белкина В.Н., Елкина Н.В., Васильева Н.Н., Земляная С.И., Михайлова М.А.
Дошкольник: обучение и развитие. – Ярославль: Академия развития;
Академия и Ко, 1998. – 256 с.
4.Кочеткова Л.В. Оздоровление детей в условиях детского сада. – М.: ТЦ
Сфера, 2005. – 105 с.
5.Маханева М.Д. Здоровый ребенок. – М.: АРКТИ, 2004. – 261 с.
6.Никанорова Т.С., Сергиенко Е.М. Здоровячок. Система оздоровления
дошкольников. – Воронеж, 2007. – 85 с.
7. Овчинникова Т.С. Подвижные игры, физминутки и общеразвивающие
упражнения с речью и музыкой. – СПб.: КАРО, 2006. – 136 с.
8. Рунова М.А. Движение день за днем. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2007. – 96 с.
Яковлева Л.В., Юдина Р.А. Физическое развитие и здоровье детей 3-7 лет. —
М.: ВЛАДОС, 2003. – 320 с.




