Какая нога должна быть ближе к линии старта при низком старте

Какая нога должна быть ближе к линии старта при низком старте
Содержание

При низком старте ближе к линии старта оказывается нога, которая будет первой в момент старта. В большинстве случаев это будет нога, которой спортсмен предпочитает делать шаг вперед для старта, обычно это нога, которая удобнее для быстрого движения.

Если атлет левша, то ближе к линии старта будет левая нога, если правша — соответственно правая. Правильная установка ног в низком старте играет важную роль в эффективности старта и первой фазе спринта.

Каковы типичные ошибки при низком старте

Бег – одно из самых популярных увлечений по всему миру. Этот вид спорта играет ключевую роль в физическом воспитании и занимает ведущие позиции благодаря своему характеру движений.

Спринтерский бег на короткие дистанции требует от спортсменов достижения наибольшей скорости за минимальное время. Каждая малейшая доля секунды имеет значение, так как любое замедление может снизить шансы на успех. Чтобы с первых шагов установить высокий темп, спринтеры начинают с так называемого низкого старта. Старт в спринте закладывает фундамент для эффективного преодоления краткой дистанции, и спортсмен начинает разгоняться уже с первых шагов.

На первом этапе бега крайне важно создать условия для увеличения скорости. Низкий старт был впервые внедрён в спринтерский бег только в конце XIX века. В настоящее время такая техника является стандартной, благодаря своим явным преимуществам. Этот способ старта позволяет мгновенно приступить к бегу с высокой скоростью и на небольшом расстоянии достичь максимальных результатов.

Актуальность заключается в том, что обучение техники низкого старта, позволит школьникам развить максимальную возможную скорость на коротком отрезке. Существенную помощь в решении указанной проблемы может оказать экспериментальная работа по выявлению эффективности использования специальных беговых и подводящих упражнений для освоения техники низкого старта для младших школьников.

Учитывая это, основные задачи методического пособия заключаются в выборе тестов для определения уровня навыков владения техникой бега с низкого старта.

Практическое значение данной работы заключается в том, что она может быть использована педагогами физической культуры в процессе обучения технике бега у школьников aged 10-12 лет.

РАЗРАБОТКА МЕТОДИЧЕСКОГО ПОСОБИЯ ПО ОСВОЕНИЮ ТЕХНИКИ НИЗКОГО СТАРТА ОБУЧАЮЩИХСЯ 10-12 ЛЕТ

Выбор диагностических методов для оценки уровня владения техникой низкого старта у детей 10-12 лет

С целью определения уровня освоения техники низкого старта у учащихся в возрасте 10-12 лет, предлагаются следующие задания:

1. Формировать экспериментальную группу.

2. Выбрать диагностику для определения уровня освоения техники низкого старта у детей 10-12 лет.

3. Создать набор упражнений для обучения технике низкого старта у детей в возрасте 10-12 лет.

Проанализировав методическую литературу по данной теме, предлагаем использовать следующие тесты для определения уровня освоения техники низкого старта:

· 30 метровый забег с низкого старта;

· Оценивание техники выполнения выполнении низкого старта .

Характеристика диагностики прыжка на 30 метров с низкой старта

При команде «На старт» учащийся ногами должен упереться в колодки, а руки приставить к стартовой черте, при этом ему необходимо опуститься на колено ноги, расположенной позади. Голова расположена параллельно корпусу, спина сохраняется ровной (некоторым спортсменам удобнее ее чуть согнуть). Руки следует выпрямить в локтях и расположить их немного шире плеч.

Когда прозвучит команда «Внимание», ученик должен оторвать колено задней ноги от опоры и поднять таз на около 10 см выше уровня плеч. В то же время плечи немного продвигаются вперед, за стартовую линию, и опираются на колодки и руки.

По команде «Марш!»- начинается бег. Дистанция преодолевается только по своей дорожке. Результат фиксируется в момент касания воображаемой плоскости финиша какой — либо частью туловища. Измерение производится с точностью до 0,1с.

Параметры оценки бега на 30 метров с низкого старта приведены в таблице 1.

Критерии оценивания бега на 30 метров с низкого старта

30 метров с начальной позиции

Оценивание техники выполнения выполнении низкого старта

По команде «На старт» спортсмен должен разместить ноги на колодках, а руки положить на стартовую линию. В это время требуется опуститься на колено той ноги, которая находится позади. Данное положение называется «пятиопорным». Стопы опираются на стартовые колодки, при этом передняя часть кроссовок касается дорожки для бега.

Руки следует выпрямить в локтях и расположить их немного шире плечей.

Кисти рук следует опирать на указательный и большой пальцы, при этом запястья размещаются параллельно стартовой линии.

Голова расположена параллельно корпусу, спина сохраняется ровной (некоторым спортсменам удобнее ее чуть согнуть). Взгляд должен быть направлен в точку, которая находится на расстоянии метра за стартовой линией.

Оторвите колено задней ноги от опоры и поднимите таз на приблизительно 10 см выше уровня плеч. Голени должны находиться в параллельном положении, таз немного выше плеч, плечи выдвинуты вперед, руки выпрямлены, а голова продолжает линию тела. Угол в коленном суставе передней ноги составляет 80-100 градусов, в то время как у задней ноги — 110-120 градусов. Вес тела равномерно распределен между руками и передней ногой.

Толчок производится одновременно двумя ногами, но первой отрывается стоящая сзади нога, которая выносится бедром вперед. Острый угол отталкивания со старта, тело наклонено вперед, подбородок на груди.

В этом случае руки должны двигаться одновременно, причем скорость их движений должна превосходить темп ног, чтобы атлет мог сделать первые шаги с максимальной активностью.

Типичные ошибки при выполнении низкого старта:

Ошибки, которые могут возникнуть при запуске команды «На старт!»

1. Очень близко от стартовой линии поставлена толчковая нога.

2. Излишний наклон вперед приводит к тому, что плечи выходят за линию старта.

3. Ноги слишком согнуты в коленях.

4. Спортсмен наклоняется назад.

Ошибки, встречающиеся при выполнении команды «Внимание »

1. Таз поднят на слишком большой высоте. В этом случае задняя нога почти полностью выпрямляется в колене, что не позволяет осуществить полноценное отталкивание.

2. Таз поднят недостаточно высоко.

3. Туловище чрезмерно выдвинуто вперед, плечи находятся далеко за стартовой линией, что создает значительное напряжение на руках.

4. Плечи находятся до стартовой линии, вся тяжесть тела расположена на ногах. Слишком большая нагрузка на ноги.

5.Угол взгляда направлен вверх. Эту ошибку можно исправить аналогичным образом, как и на старте.

Ошибки, встречающиеся при выполнении команды «Марш!»

1. При первом шаге нога поднимается слишком высоко.

2. Голова слишком резко и быстро поднимается вверх.

3. Руки поднимаются слишком высоко, плечи в напряжении.

Для оценивания техники выполнения выполнении низкого старта составлена таблица 1,»Т ипичные ошибки при выполнении низкого старта», в которой отображены основные элементы техники низкого старта.

Ошибки, часто допускаемые при осуществлении низкого старта

Элементы низкого старта

Параметры проверки корректности исполнения элемента

Положение корпуса при команде «На старт».

Расположение рук в момент команды «На старт».

Положение головы при команде «На старт».

Позиция тела по команде «Внимание».

Положение головы при команде «Марш».

Позиция тела на команду «Марш».

Качественный показатель оценивания техники выполнения низкого старта:

(В) Значительный уровень — соответствие всем критериям.

(С) Средний уровень — соответствие четырем показателям.

(Н) Низкая степень — удовлетворение двум критериям.

(Н/Н)Ниже низкого — соответствие одному показателю.

Таблица 2 формируется на основе результатов преодоления дистанции 30 метров с низкого старта у детей.

Данное методическое пособие, может быт полезно тренерами-преподавателями по легкой атлетике и учителям физической культуры , в качестве методического материала в тренировочном процессе для работай над техникой бега с низкого старта.

ПЕРЕЧЕНЬ ЗАДЕЙСТВОВАННЫХ РЕСУРСОВ

1. Богданов Г.П. Школьникам — здоровый образ жизни (Внеурочные занятия с учащимися по физической культуре.). -М.: ФиС, 2017.- 192 с.

2. Волков, Л.В. Способности физического характера у детей и молодежи / Л.В. Волков. — Киев: Здоровье, 2018. — 24-27 с.

3. Гогунов Е.Н., Мартьянов Б.И . Психология физического воспитания и спорта:Учеб. Пособие дня студентов высш.под. учеб. Заведений М.:Академия, 2018 г.-155с.

4. Гужаловский А.Л. Улучшение физических навыков у учащихся.- Минск, 2016 г.- 20 с.

5. Гужаловский А.А Основы теории и методики физического воспитания.- М., 2018 г

6. Зимкин, Н.В. Характеристика физиологических аспектов силы, скорости и выносливости / Н.В. Зимкин. — М.: Физическая культура и спорт, 2015. — 206 с.

7. Зациорский, В.М . Физические качества спортсмена/ В.М.Зацоркий.- М.: Физкультура и спорт, 2017.- 200 с.

8. Деркач А.А., Исаев А.А. Искусство тренерской педагогики. — М.: Физкультура и спорт, 2014. — 375 с.

9. Жуков М.Н . Подвижные игры: Учеб. Для студпед вузов. – М.: «Академия», 2016.-160с.

10. Кузнецова, З. И. Периоды, влияющие на развитие motorных качеств у школьников / З. И. Кузнецова // Физическая культура в школе. — М.: Просвещение, 2018. — С. 7-9.

Типичные ошибки при обучении технике бега на короткие дистанции и рекомендации по их исправлению (по в.Г. Алабину и м.М. Сидоренко)

Исправление ошибок

При сигнале «Готовиться к старту!»

1. Большой прогиб спины.

Какая нога должна быть ближе к линии старта при низком старте

Наклоните голову вперед.

2. Руки слишком согнуты в локтевых суставах, широко расставлены.

Держите руки в параллельном положении.

3. Слишком глубокий сед, проекция плеч далеко от стартовой линии.

Наклоните туловище вперед, опустите голову вниз, ось плеча должна располагаться над стартовой линией.

4. Голова поднята высоко, большой прогиб спины, проекция плеч слишком далеко за стартовой линией.

Наклоните туловище назад, опустите голову.

По команде «Внимание!»

1. Таз поднят чрезмерно высоко, ноги вытянуты и напряжены.

Согнуть больше ноги, спину опустить почти параллельно земле.

2. Чрезмерное давление на запястья, бедра не достаточно приподняты.

Туловище отклонить назад, ось плеч должна находиться за стартовой линией (в сторону бега).

По сигналу «Вперёд!» (выстрелу) — начинается разгон.

1. Рано подняты руки вверх.

Выпрямить руки в локтях.

2. Слишком высоко поднято бедро в первом шаге.

Держите ступню близко к земле.

3. Резко и рано поднята голова.

Опустите подбородок к грудной клетке.

4. Обе руки одновременно отведены назад на первом шаге.

Опустите руки низко к земле (полу) и прижмите подбородок к груди.

5. Резко поднята голова и выпрямлено туловище на первых шагах стартового разгона.

Пронзать под низкой перекладиной.

6. Туловище чрезмерно наклонено вперед, падающий бег.

Сильнее сгибайте локти. Поднимайте голову выше. Смотрите вперед на расстояние 10-15 метров. Поднимите бедро выше.

7. Туловище назад отклонено, напряженный бег.

Снизить взгляд, направляя его вперед, а не вверх.

8. Во время бега руки напряжены.

Согнуть руки в области локтей.

9. Недостаточно высоко поднято бедро.

Во время беговых тренировок стоит удерживать за концы маленькую круглую палочку длиной 30-40 см, что поможет оценить корректность работы ваших бедер.

10. Слишком высоко поднято бедро, вследствие чего бегун топчется на месте и мало продвигается вперед.

Опустить подбородок и немного опустить руки, глядеть вперёд на расстоянии 10-15 метров.

11. Стопы развернуты носками наружу.

Двигаться по прямой, слегка поворачивая носки внутрь. Спокойный бег вдоль скамейки.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧИЛИЩЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

«МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ НИЖЕГОРОДА»

Методическое пособие для студентов 1 курса специальности «формацея» по учебной дисциплине физическая культура по разделу легкая атлетика «Техника стартов»

Учитель – Юлия Николаевна Сабирова

Нижний Новгород, 2016г.

Легкая атлетика представляет собой спортивную дисциплину, охватывающую естественные физические активности, характерные для человека, такие как бег, прыжки и метание. Кроме того, легкая атлетика включает в себя научно-педагогическую сторону. Эта область имеет свою теорию, которая изучает аспекты техники, тактики, тренировочного процесса и образовательных методов.

Легкая атлетика включает в себя 5 видов упражнений: ходьбу, бег, прыжки, метания и многоборья. В каждом из этих видов имеются свои разновидности, варианты. Правилами соревнований определены дистанции и условия соревнований для мужчин, женщин, спортсменов различных возрастных групп. Основные легкоатлетические упражнения включаются в программу Олимпийских игр, национальных первенств, школьных спартакиад. По этим упражнениям присваиваются спортивные разряды и звания.

На соревнованиях по легкой атлетике участники начинают бег, используя один из двух типов старта — высокий или низкий. Высокий старт в легкой атлетике не всегда используется. Ключевым фактором достижения хороших результатов в спорте является умение правильно применять оба метода. Особенно критично верно стартовать в спринтерских дисциплинах.

Высокий старт определяется следующим положением бегуна. Сильнейшая нога ставится согнутой у стартовой черты, туловище подано вперед и ОЦТ тела находится над носком. Другая нога отставлена на 10—15 см назад и на несколько сантиметров в сторону. Она также согнута в коленном суставе и упирается носком в землю. Стопы параллельны.

На ноге, которая находится в той же позиции, что и рука, она согнута и отведена назад, а другая рука выдвинута вперед. Голова немного приподнята, чтобы иметь возможность наблюдать за дорожкой на расстоянии 5—10 метров в переди. Чем меньше дистанция, тем сильнее сгибаются ноги и тем больше наклоняется туловище вперед.

Как правильно стартовать с высокого положения? Подготовительным этапом перед освоением высокого старта может служить выбегание из «падающей» позиции. В чем оно заключается? Легкоатлет высоко поднимается на стопу и подает вперед плечи, не сгибаясь при этом в тазобедренных суставах. Таким образом он начинает «падать» вперед.

В этой ситуации ему необходимо активно начать.

. По команде «На старт!» бегун занимает исходное положение у стартовой линии. Толчковая нога находится у линии, а маховая нога ставится на 2 —2,5 стопы сзади. Туловище наклонено вперед примерно на 40 — 45°, ноги согнуты в тазобедренных и коленных суставах, ОЦМ расположен ближе к впередистоящей ноге. Положение тела бегуна должно быть удобным и устойчивым.

Локтевые суставы гибко согнуты, а руки расположены в противоположном направлении по отношению к ногам. Взгляд спортсмена устремлен вперед, на участок дорожки, находящийся примерно в 3 — 4 метрах (рис).

После команды «Марш!» или выстрела стартера спортсмен активно начинает бег. Со старта спортсмен бежит в наклонном положении, постепенно выпрямляя туловище и занимая беговое положение, при котором наклон туловища равен примерно 5 — 7°. Стартовый разгон зависит от длины дистанции.

На дистанции 800 м, где атлеты сначала пробегают 100 м по своим дорожкам, главный приоритет бегуна — быстро преодолеть этот участок, чтобы занять первую позицию у бровки. Здесь можно выделить следующие этапы: 1) стартовый разгон, который занимает около 15 — 20 м; 2) активный бег, продолжающийся до выхода на общую дорожку, где скорость движений становится более равномерной. В большинстве случаев скорость, с которой пробегаются первые 100 м на 800 м, значительно выше, чем на других участках, включая стартовый отрезок перед финишем.

Обучение технике низкого старта.

Спортсмены, особенно молодые, должны научиться находиться перед подачей команды на расстоянии около полутора-двух метров от линии старта (не ближе). Когда тренер говорит команду «На старт», атлету необходимо поставить толчковую ногу всей ступнёй вперед, подведя носок к линии старта.

Маховая нога при этом устанавливается назад на половину шага и опирается на переднюю часть стопы. Ступни обеих ног располагаются параллельно относительно друг друга по траектории движения. При этом сильного мышечного напряжения быть не должно, стартовать нужно в легком раскрепощенном состоянии.

Когда игрокам представляется команда «Внимание», атлет смещает массу тела на другую ногу, сгибает колени и наклоняет верхнюю часть тела вперед. В этот момент руки должны быть согнуты в локтях, при этом одна из них, противоположная той ноге, которая делает толчок, выносится вперед. Важно это запомнить, так как молодым спортсменам бывает легко перепутать положение рук. В качестве альтернативы, согнутая рука может быть просто опущена вниз.

Типичные ошибки при обучении технике бега на средние и длинные дистанции и рекомендации по их исправлению (по В.Г. Алабину и М.М. Сидоренко)

Недостатки при выполнении старта с высокого положения

Методическая разработка «Легкая атлетика. Техника бега. Старшая ступень общеобразовательной школы»

Хорошее физическое развитие является необходимым условием прочного овладения двигательными навыками, что имеет первостепенное значение для подготовки человека к трудовой жизни.

Физически развитый, слаженно действующий и выносливый профессионал быстрее осваивает новые задачи и трудовые процессы, чем тот, кто обладает слабой физической формой. Кроме того, он демонстрирует более высокую стрессоустойчивость, организованность и дисциплину.

Темочки:
  • Старшая группа
  • Физкультура, уроки по физической культуре
  • Школа. Материалы для школьных педагогов
  • Темочки

Регулярные занятия бегом влияют на нашу физиологию, мышление и самооценку, и это подтверждает наука. Бег и аэробные упражнения помогают в управлении стрессом, а В преодолении тревожности. Бегуны лучше спят, а регулярные пробежки рекомендованы при нарушениях сна. Во время бега мы отвлекаемся от проблем и привычных мыслей.

Прежде всего, кортизол — гормон, который вырабатывается как в моменты стресса, так и при продолжительном физическом или эмоциональном напряжении, способствует улучшению нашей физической активности, позволяя поддерживать нормальный уровень глюкозы в крови. Таким образом, после изнурительного нервного дня стоит направить действие кортизола в нужное русло — заняться бегом.

Во-вторых, пробежка делает нас спокойнее на уровне мозга — возрастает уровень гамааминобутировой кислоты (ГАБК, нейромедиатора мира и покоя, а Выключаются гены, связанные со стрессом.

В-третьих, бег расслабляет не только ум. Когда мы говорим о «нервных состояниях», мы обычно воспринимаем это как проблему головного мозга, не так ли? Однако существует также периферическая или автономная нервная система (АНС), которая воздействует на функции внутренних органов и делится на два отдела.

Симпатическая АНС отвечает за состояние «бей и беги» и активируется при стрессе. А парасимпатическая — за состояние «ешь и люби», и она активна большую часть времени.

Непрерывное влияние стресса способно нарушить функционирование двух автономных нервных систем. В результате мы можем ощущать себя либо постоянно напряженными, либо, наоборот, вялыми и безразличными.

Хронический стресс влияет и на тонус блуждающего нерва. Этот нерв проходит от головы к органам туловища и отвечает за связь органов и тканей с центральной нервной системой. Именно благодаря блуждающему нерву наши эмоции отражаются на физиологических процессах.

Методы бега

Техника бега на короткие дистанции (спринт)

Спринт определяется как выполнение высокоинтенсивной работы на коротких дистанциях. Это включает в себя бег на расстоянии от 30 до 400 метров.

Для удобства изучения технику бега принято условно подразделять на четыре части: начало бега (старт, стартовый разбег, бег по дистанции и финиширование. Начало бега (старт) выполняется как можно быстрее. Доли секунды, потерянные на старте, трудно, а порой и невозможно отыграть на дистанции. Наиболее выгоден низкий старт.

Система позволяет оперативно инициировать бег и на кратком участке расстояния (20 – 25 м) достичь предельной скорости. Для обеспечения лучшего сцепления ног с поверхностью при старте используются стартовые устройства или колодки.

В зависимости от длины тела и особенностей техники бегуна передняя колодка (для сильнейшей ноги) устанавливается на расстоянии 35 – 45 см от линии старта (1 – 1,5 стопы, а задняя – 70 -85 см (или на расстоянии длины голени от передней колодки). Стартовые колодки, расположены близко друг к другу, обеспечивают одновременное отталкивание обеими ногами при начале бега. Опорная площадка передней колодки наклонена под углом 45 -50°, а заднее – 60 — 80°. Расстояние (по ширине) между осями колодок обычно равно 18 – 20 см. Низкий старт выполняется в такой последовательности: установив колодки, бегун отходит на 2 -3 м назад и сосредоточивает свое внимание на предстоящем беге.

Когда звучит команда «На старт!», бегун подходит к колодкам, приседает и кладет руки на дорожку. Затем он ставит стопу менее сильной ноги на опорную площадку задней колодки, а стопу другой ноги — на переднюю колодку, после чего опускается на колено той ноги, что сзади. В завершение он размещает руки позади стартовой линии на уровне плеч или немного шире.

Руки у линии старта опираются на большой, указательный и средний пальцы, причем большие пальцы обращены друг к другу, а руки выпрямлены в локтях, голова удерживается прямо, масса тела частично перенесена на руки, по команде «Внимание!» бегун разгибает ноги и отрывает колено от земли, поднимает таз и подает плечи вперед. Значительная часть массы тела переносится на руки, упор стопами в колодки при этом остается достаточно сильным. Туловище слегка согнуто, голова опущена, взгляд направлен вниз – вперед. Это положение бегун должен сохранить без движения до следующей команды.

Перед началом забега носки ног и пальцы рук участника обязательно должны соприкасаться с поверхностью дорожки. Время, которое проходит между командой «Внимание!» и звуковым сигналом для старта, не имеет четких временных рамок и устанавливается стартером. Это требует от бегуна высокой концентрации для того, чтобы правильно воспринять стартовый сигнал.

По команде «Марш!» бегун энергично отталкивается ногами и выполняет быстрые движения согнутыми в локтях руками. Отталкивание производится под острым углом к дорожке. Движения при выходе со старта выполняются максимально быстро.

Разбег начинается с первых 10 – 14 шагов. В этом сегменте дистанции спортсмен обязан развить максимальную скорость. На первых двух – трех шагах он старается максимально прямыми сделать ноги при отталкивании и контролирует, чтобы стопы не поднимались слишком высоко над дорожкой.

Длина шагов постепенно возрастает. Длина первого шага будет равна 4,5 – 5 стопам, если измерять от задней колодки, второго шага – 4,5, пятого – 5, шестого – 5,5 стоп и т. д. И так до 8 – 9 стоп в шаге. Длина шагов во многом зависит от индивидуальных особенностей бегуна: силы ног, длины тела, физической подготовленности и др.

Увеличение скорости завершается в тот момент, когда длина шага становится стабильной. Оптимальная длина бегового шага должна превышать длину тела спортсмена на 30 – 40 см. При этом корпус постепенно выпрямляется, а движения руками достигают максимальной амплитуды. Бег на дистанцию.

Набрав максимальную скорость, бегун стремится сохранить ее на всей дистанции. Переход от стартового разбега к бегу по дистанции выполняется плавно, без резкого выпрямления туловища и без изменения ритма беговых шагов. Бег по дистанции спринтера – мастера характеризуется широкими и частыми шагами с мощным отталкиванием.

Ключевым моментом является стремительный вынос бедра вперёд и вверх, что позволяет правильно поставить ногу на дорожку с помощью активного загребающего движения. Осваивая технику спринта, атлет должен с первых тренировок фокусироваться на том, чтобы бегать на передней части стопы, минимально касаясь пяткой поверхности. Активные движения руками не должны провоцировать поднятие плеч и сутулость спины.

Финиширование – это усилие бегуна на последних метрах дистанции. Бег считается законченным, когда бегун коснется воображаемой плоскости финиша какой – либо частью туловища. Финишную линию пробегают с полной скоростью, выполняя на последнем шаге «бросок» на ленточку грудью или боком.

Начинающим атлетам советуют пересекать финишную линию на максимальной скорости, не беспокоясь о том, как они будут бросаться на ленточку. В соревнованиях на 200 и 400 метров старт обычно происходит на вираже дорожки. Это дает возможность пробежать первый участок дистанции по прямой, что упрощает разгон до максимальной скорости. При приближении к повороту для компенсации центробежных сил спринтер слегка наклоняется влево и поворачивает стопы ног в ту же сторону. Чем выше скорость бега и выраженнее кривизна поворота дорожки, тем сильнее туловище наклоняется к центру окружности.

Эстафетный бег — командный вид соревнований, в котором участники поочередно пробегают отрезки дистанции, передавая друг другу эстафетную палочку. По правилам соревнований эстафетная палочка имеет массу не менее 50г, длину 30 см и диаметр 4 см, Передача эстафетной палочки разрешается только в зоне, по длине равной 20 м. Техника бега с эстафетной палочкой практически не отличается от бега по дистанции. Важное значение в эстафетном беге имеет техника передачи эстафетной палочки, которая происходит на большой скорости в ограниченной зоне.

Команда завершает беговую дистанцию, когда эстафетная палочка была успешно перенесена от стартовой линии до финиша в соответствии с правилами соревнования. Палочка должна передаваться из рук в руки, её нельзя бросать или катать по дорожке. Если во время передачи палочка упадёт, её должен поднять тот, кто передавал. В процессе передачи запрещается оказание какой-либо помощи одному участнику от другого.

Участники первого этапа, как в беге на короткие дистанции, могут начинать бег из положения низкого старта. Принимающий эстафету может сделать на дорожке со стороны передающего контрольную отметку на расстоянии 7- 9 м от места своего старта. Это расстояние уточняется в процессе тренировки. Сделав отметку, принимающий становится в начале зоны передачи в положении высокого или полунизкого старта и, сосредоточив внимание на контрольной отметке, ожидает бегуна своей команды.

На дистанциях до 200 метров, когда бегуны располагаются на разных дорожках, участнику, который получает эстафету, разрешается начать свой бег за 10 метров до границы зоны передачи. В этом случае контрольная отметка устанавливается в 7-9 метрах от старта принимающего бегуна.

Для принимающего эстафету очень важно правильно рассчитать начало своего бега, чтобы передача эстафетной палочки произошла в зоне передачи и на полной скорости. Как только принимающий заметит, что передающий добежал до контрольной отметки, он стремительно начинает бег, развивая возможно большую скорость.

К центру зоны эстафеты передающий должен приблизиться к принимающему на расстояние, равное вытянутым рукам, и скорость бега обоих участников должна быть одинаковой. Это оптимальная позиция для передачи эстафетной палочки. Передающий подает заранее установленный сигнал голосом («Гоп!» или другой). На этот сигнал принимающий, сохраняя прежнюю скорость, старается опустить руку назад.

При этом ладонь должна быть опущена вниз, а большой палец направлен к бедру. В это мгновение передающий движением снизу вкладывает эстафетную палочку в ладонь принимающего. Идеальной будет такая передача, когда бегуны, идя в ногу, на полной скорости и не нарушая ритма работы рук, не сделав ни одного шага с вытянутыми руками, передадут палочку в одно мгновение.

После завершения этапа спортсмен обязан оставаться на своей дорожке. Он может покинуть ее только тогда, когда будет уверен, что не создаст помех другим участникам забега. В эстафетах короткой дистанции (4X60, 4X100) палочка передается в той руке, в которой её принимают, без смены рук. Процесс передачи эстафетной палочки выглядит следующим образом: стартующий на первом этапе несет палочку в правой руке и старается бежать как можно ближе к внутренней границе дорожки; второй бегун, ожидая его, располагается ближе к внешнему краю своей дорожки и принимает палочку левой рукой; он пробегает прямую (вторые 100 м) по правой стороне своей дорожки и передает палочку левой рукой в правую руку третьего участника, который бежит по левой стороне дорожки; последний участник принимает эстафету левой рукой и завершает забег.

При составлении команды для эстафетного бега 4 х 100 м необходимо учитывать следующие особенности: на первом и четвертом этапах бегуны пробегают по 110 м, а на втором и третьем этапах бегуны пробегают по 120 м.

Таким образом, на начальный этап необходимо выбрать спортсмена, который уверенно владеет методикой низкого старта и способен быстро проходить Поворот.

На втором этапе должен стоять бегун с высоким уровнем специальной выносливости и хорошей техникой приема и передачи эстафетной палочки.

Кандидат на третьем этапе, помимо указанных характеристик, обязан уверенно проходить повороты.

На четвертый этап желательно поставить бегуна быстрого, эмоционального и имеющего лучший результат в беге на 100 м с ходу.

Для улучшения навыков в эстафетном беге крайне важно регулярно проходить всю дистанцию с высокой интенсивностью, поскольку только такая практика способствует выработке привычных движений и точного определения контрольных точек.

Бег на средние и длинные дистанции. Кросс

В дисциплине бега на средние дистанции (500-2000 м) спортсмены, как правило, используют высокий старт. По сигналу судьи на старте участники соревнования выходят на линию сбора, обычно расположенную в 3 метрах от стартовой линии. На команду «На старт!» они движутся к стартовой линии и занимают оптимальное положение для старта. В этом процессе бегун ставит вперед сильную ногу, а другую оставляет немного позади.

Разноименная выставленной вперед ноге согнутая рука выносится вперед. Некоторые бегуны опираются этой рукой о землю (до стартовой линии). В беге на средние дистанции команда «Внимание!» не подается. По команде «Марш!» или выстрелу бегуны устремляются вперед.

Старт бега осуществляется аналогично спринту, но с меньшей нагрузкой. Процесс выпрямления корпуса происходит быстрее, и спортсмен переходит к свободному бегу на дистанции.

Во время бега туловище слегка наклонено вперед, голова держится прямо, движения плечевого пояса и рук выполняются легко и ненапряженно, пальцы свободно сложены. Длина шага и скорость бега по мере увеличения дистанции уменьшаются. У бегунов на средние дистанции длина шагов превышает длину тела на 15- 20 см, а у бегунов на длинные дистанции — на 10-15 см. Постановка ноги на дорожку при беге на средние дистанции осуществляется эластично с передней части стопы с последующим опусканием на всю стопу.

Важную роль в беге на средние и длинные дистанции играет ритмичность дыхания. При медленном темпе бега одно дыхательное действие (вдох и выдох) осуществляется на 6 шагов. С увеличением скорости возрастает и частота дыхания; одно дыхательное движение может выполняться уже на 4 или даже на 2 шага.

Бег по пересеченной местности (кросс) — один из прикладных видов легкой атлетики. Бег в естественных условиях на местности укрепляет организм, положительно действует на нервную систему, является важным средством подготовки спортсменов многих видов спорта; они применяют бег по пересеченной местности в процессе своей тренировки.

Кросс служит не просто вспомогательным инструментом для подготовки атлетов, но и самостоятельной дисциплиной спортивного бега. Главной характеристикой этого вида бега является его продолжительность и интенсивная работа мышц. Основы техники кроссового бега аналогичны технике бега на средние дистанции. Однако бегуну-кроссмену необходимо учитывать особенности местного ландшафта и умело адаптироваться к ним. Это приводит к определённым изменениям в технике выполнения бега.

При подъеме в гору, например, увеличивается наклон туловища вперед, учащаются движения, короче делается шаг, активнее работают руки. При беге под небольшой уклон увеличивается длина шагов, нога ставится на всю стопу или на пятку с последующим перекатом на носок, уменьшается наклон туловища вперед. При крутых склонах длина шагов уменьшается, а туловище даже отклоняется немного назад.

Можно сформировать у занимающихся представление о методах бега на средние и длинные дистанции, используя следующие подходы:

1. Объяснение особенностей бегового шага.

2. Показ навыков бега на расстоянии 300-400 метров.

3. Объяснение правил соревнований.

4. Тестирование учащимися предложенного метода бега.

5. Бег с высоким подниманием бедра с переходом на обычный бег на отрезках 30-40 м.

6. Бег с активным поднятием бедер в песчаной яме с последующим выбегом на беговую дорожку.

7. Прыжки с энергичным выносом бедра

Обратите внимание: рекомендуется применять презентации и видеоматериалы. Демонстрация техники должна быть безупречной и образцовой. Для тренировки беговой техники юноши должны пробегать расстояние от 200 до 400 метров, в то время как девушки — от 100 до 200 метров с заданным темпом.

Обучить технике бегового шага, упругой постановке стопы на грунта можно средствами:

1. Прогуливание и незначительный бег, опираясь на переднюю часть обуви.

2. Бег на месте с переходом на обычный бег на отрезках 40-80 м. (3-4 раза.)

3. Бег с семенением, переходящий в обычный, на дистанциях 30-40 м (4.5 раза)

4. Бег на отрезках 40-50 м (5-6 раз)

Важно следить за тишиной при передвижении, опирая стопу на землю с её передней частью.

Обучить правильному отталкивания от грунта и выносу бедра маховой ноги можно через:

1. Перепрыгивания с одной ноги на другую с легким движением вперед.

2. Прыжки по отметкам с плавным переходом на бег по отрезкам до 20- 60 м

3. Упругий бег по песчаной яме с переходом на беговую дорожку.

4. Бег в упоре акцентируя вынос колена вверх вперёд, с последующим переходом на бег по дорожке на 80-120 м

Рекомендации по организации и методам:

При выполнении специальных упражнений необходимо в момент отталкивания ногу энергично и полностью разгибать во всех суставах, туловище подавать вперёд и сохранять прогиб в пояснице.

Научиться правильным движениям рук при беге проще с помощью:

1. Демонстрация правильного движения рук при беге на отрезках 100-200 м.

2. Находясь в неподвижном состоянии, имитировать движение рук, как при беге.

3. То же, но во время бега на месте с последующим переходом на бег с продвижением вперёд.

4. Небольшой бег с руками, расположенными за спиной, на дистанциях 20-30 метров с последующим переходом на бег с привычным движением рук на отрезках до 80 метров.

При этом целесообразно следить за движением туловища, плечи не поднимать одновременно с движением рук. Голову держать прямо, смотреть вперед, следить за плавным переходом к бегу на дистанции.

Овладеть навыками бега по кривой можно, применяя:

1. Бег по кругу диаметром 25 30 м.

2. Аналогично, но выходя напрямую по касательной.

3. То же, но вбегая в круг

4. Произведение кругового маневра 3-4 раза.

Обучить высокому старту и стартовому разгону можно с помощью:

1. Показательный забег с высокого старта.

2. Принятие положения по командам «На старт!», «Внимание!» и бег по команде «Марш!» на отрезке 15-20 см.

3. Аналогично, но на основе звукового сигнала, постепенно увеличивая длину дистанции и переходя к бегу на заданном маршруте.

4. То же в начале тиража.

Методика выполнения бега и наиболее распространенные ошибки:

1. Соблюдение правильной осанки:

Значительные погрешности: выраженный наклон корпуса вперёд, порой сопровождающийся сгибанием в область тазобедренных суставов. Корпус откинут назад.

Мелкие ошибки: голова опущена вперёд или отклонена назад. Во время бега голова меняет положение наклоняясь вперед, в сторону, назад. Плечи подняты, голова втянута в плечи, плечи сведены вперёд, спина сутулая.

Ключевые недостатки: фиксация плечевых и локтевых суставов. Руки сильно или напряженно выпрямлены. Горизонтальное движение рук, приводящее к значительным колебаниям корпуса.

Мелкие ошибки: закрепощение локтевые. Поперечная работа рук не вызывающие раскачивание туловища. Движения кистей не подругам, а по волнообразным траекториям близким горизонтальным.

3. Установка стопы на трассу.

Существенные ошибки: ступни сильно развернуты к наружи, постановка Святки при отсутствии загребающего движения ногой. Широкая постановка стоп при беге.

Незначительные недостатки: легкий разворот стопы наружу. Опора на пятку или ровная постановка без каких-либо жалоб на ногу. Перекладывание с носка без дальнейшего смягчения в голеностопном суставе.

4. Движение бедра маховой ноги.

Критические ошибки: угол сгиба бедра составляет менее 45 градусов относительно вертикали. Нет активного опускания бедра при контакте ноги с дорожкой. Выдвигаемое бедро отклоняется вбок.

Мелкие ошибки: бедро сгибается от 45 градусов до 69 градусов к вертикали при этом активной опускании бедра при постановке на дорожку выражена слабо, бедро приводится во внутрь пересекая сагиттальную плоскость.

5. Свобода и большая амплитуда шага при беге.

Существенные ошибки: неполное разгибание ноги в коленном и тазобедренном суставах при отталкивании. Угол отталкивания более 70 градусов, слабость сгибание голени Маховой ноги. Излишнее закрепощение в коленном и голеностопном суставах.

Незначительные недочеты: угол отталкивания превышает 60 градусов, недостаточная степень сгибания голени в момент приземления (более 90°) и при достижении вертикального положения (более 45°).

6. Бег с ускорением:

Критические ошибки: утрата Свободы передвижений при ускорении. Изменение положения тела при ускорении, неровное увеличение скорости, резкий тормоз в финале пробежки, значительное сокращение длины шагов при повышении скорости.

Мелкие ошибки: быстрый набор скорости, не полная скорость в конце пробежки, набор скорости в только за счет увеличения длины шагов или только частоты.

7. Команда «На старт!» (высокий старт)

Существенные ошибки: стойка в полу оборота к направлению бега. Сзади стоящая нога отставленный от стартовой линии более чем на 2,5 ступни, тяжесть тела на сзади стоящей ноге. Видимое закрепощение позы.

Незначительные недочеты: некорректное положение стоп, задняя нога полностью распределяет нагрузку на след.

8. Положение «Внимание!»

Критические ошибки: резкое движение вперёд, приводящее к несоответствию равновесия, наклон корпуса вперёд без сгибания коленей.

Мелкие ошибки: широкое разведение рук или ног. Очень низкое подсекание впереди стоящая нога сгибается на 90 градусов или больше.

9. Выполнение команды «Марш!»

Существенные ошибки: резкий наклон вперёд, вызывающие потерю равновесия. Наклон туловища вперед без сгибания ног в коленных суставах. Движение в период начинают одноимённые рука и нога. Одновременно с выносом бедра в первом шаге, выпрямляется туловище.

Незначительные недочеты: ограниченная подвижность, голова опущена слишком низко или откинута назад.

10. Стартовый разгон

Главные недостатки: бег с неправильным ритмом, низкая частота шагов, чрезмерно длинные шаги. Частые ограниченные движения с небольшой амплитудой.

1. Барчуков И. С. Теория и методика физического воспитания и спорта. — М. : КноРус, 2014. — 368 с.

2. Школьная физическая культура. Научно-педагогический анализ. Издание для учителей. — Ростов-на-Дону: «Феникс», 2014.

3. Карсонов В. А. Современные педагогические технологии в образовании в вопросах и ответах: Учебно – методическое пособие. /Под ред. Ф. С. Замиловой. Саратов, 2011, С. 101.

4. Кизласов С. К. Развитие основных компетенций у старшеклассников // Физическая культура в школе, 2011, № 5, С. 14-15.

5. Лутченко Н. Г. Самостоятельные занятия физическими упражнениями: Учебно-методическое пособие / Н. Г. Лутченко, В. А. Щеголев, В. Ю. Волков, и др. : – СПб. : СПб ГТУ, 2009.

6. Пономарева В. В. Здоровье и физическая культура: Учебное пособие / Под редакцией В. В. Пономаревой. – Москва: ГОУ ВУНМЦ, 2011.

Публикации по теме:

Стихи для монтажа ко Дню родного языка

Стихи для видеомонтажа ко Дню родного языка Стихи для монтажа Пересмотрела свои архивы и обнаружила старый монтаж, посвященный Дню родного языка. И вот, завтра 21 февраля — как раз этот момент.

Методическая разработка ко Дню космонавтики

Методическая разработка ко Дню космонавтики О полётах в космос мечтали всегда![/b] День Космонавтики – праздник, знаменующий собой открытие новой, космической эры в развитии человечества.

Методическая разработка ко Дню памяти А. С. Пушкина

Методическая работа, посвященная Дню памяти А. С. Пушкина 10 февраля. "Погиб поэт! — невольник чести." Для всех очевидно, что 10 февраля не является праздником. Это день скорби. День.

Методическая разработка «Как научиться пересказывать»

Методическая разработка «Как научиться пересказывать» Методическая разработка "Научиться пересказывать? Это просто!" Самая сложная проблема в обучении детей дошкольного возраста научить.

Методическая разработка-территория здоровья

Методический проект «Группы дошкольного обучения — пространство здоровья» нацеливается на повышение качества образовательного процесса, поддержание здоровья и профилактические меры в современном мире.

Методическая разработка «Животный мир Антарктиды»

Методическая разработка «Животный мир Антарктиды» Пояснительная записка. Экологическое воспитание детей очень актуально и задача педагогов сейчас состоит в том, чтобы заинтересовать дошкольника.

Коррекция психолого-педагогического характера конфликтных действий у детей младшего подросткового возраста в рамках общеобразовательной школы. ПРОГРАММА Коррекция психолого-педагогического характера конфликтных действий у детей младшего подросткового возраста в рамках общеобразовательной школы. Данная программа предназначена.

Психология трудного подростка. Задачи общеобразовательной школы по профилактике преступлений и правонарушений У трудновоспитуемых подростков очень повышена сопротивляемость ко всякого рода воспитательным воздействиям, особенно со стороны педагогов.

Оцените статью
Атлетика
Добавить комментарий