Движение человека зависит от множества факторов, среди которых важнейшими являются физические, психологические и социальные аспекты. Физическая активность поддерживает здоровье, укрепляет мышцы и улучшает сердечно-сосудистую систему, что в свою очередь способствует более легкому передвижению и активному образу жизни.
Психологические стимулы, такие как цель и мотивация, играют не менее значимую роль. Человеку необходимо ощущение смысла и удовлетворения от своих действий, что толкает его на новые свершения, а поддержка со стороны общества и близких усиливает это желание, побуждая к постоянному движению вперёд.
Движение как средство развития всех систем человеческого организма
Уважаемые коллеги! Приветствую вас в стенах нашей Педагогической академии. Сегодня мы будем освещать вопрос «Движение как средство развития всех систем человеческого организма». Я предлагаю обсудить теоретические аспекты проблемы в интерактивном режиме. Я буду излагать основополагающие моменты, а вы будете высказывать свои аргументы, подтверждающие их.
После этого вы сможете принять участие в аукционе методических идей, где вы будете защищать свой педагогический опыт.
Публикация «Движение как средство развития всех систем человеческого организма» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2021
В своем историческом развитии организм человека формировался в условиях высокой двигательной активности. Первобытному человеку ежедневно приходилось пробегать и проходить десятки километров в поисках пищи, постоянно от кого-то спасаться, преодолевать препятствия, нападать. Так выделились пять основных жизненно важных движений. Назовите эти движения, и какие они имели значения.
Бег и ходьба – для перемещения в пространстве, прыжки и лазанье для преодоления препятствий, метание – для защиты и нападения.
Миллионы лет эти движения являлись главнейшим условием существования человека – выживал тот, кто лучше других владел ими.
Долгие годы измерять движения не было необходимости – человек двигался на пределе своих возможностей.
Сейчас мы видим противоположную картину. Развитие науки и техники способствовало постепенному снижению двигательной активности людей, что со временем стало отрицательно сказываться на их здоровье. Физиологи считают движение врожденной, жизненно необходимой потребностью человека. Полное удовлетворение её особенно важно в раннем и дошкольном возрасте, когда формируются все основные системы и функции организма.
Объективно доказано, что при любом двигательном тренинге упражняются не руки, а мозг, поэтому учёные рекомендуют педагогам использовать движения как важнейшее средство умственного развития детей. Прошу вас высказать свое мнение в подтверждение этого.
Гигиенисты и врачи утверждают: без движения ребенок не может вырасти здоровым. Движение — это предупреждение разных болезней, особенно таких, которые связаны, с сердечно — сосудистой, дыхательной, нервной системами.
Движение — это и эффективнейшее лечебное средство. Врач и педагог В. В. Гориневский в результате глубоких медицинских исследований пришел к выводу, что недостаток движений не только отрицательно сказывается на здоровье детей, но и снижает их умственную работоспособность, тормозит общее развитие, делает детей безразличными к окружающему.
По мнению психологов: маленький ребенок познаёт мир через деятельность.
И деятельность его выражается, прежде всего, в движениях. Первые представления о мире, его вещах и явлениях к ребенку приходят через движения его глаз, языка, рук, перемещение в пространстве. Чем разнообразнее движение, тем большая информация поступает в мозг, тем интенсивнее интеллектуальное развитие.
Развитость движений — один из показателей правильного нервно-психологического развития в раннем возрасте. Познание окружающего посредствам движения наиболее всего отвечает психологическим и возрастным особенностям детей первых трех лет жизни Все известные педагоги с древности до наших дней отмечают движения важным средством не только физического развития организма ребенка, но и воспитания. Приведите примеры подобных высказываний.
Ещё Ж. -Ж. Руссо писал о движении как, средстве познания окружающего мира. Он указывал, что без движений немыслимо условие таких понятий, как пространство, время, форма. К. Д. Ушинский неоднократно подчёркивал роль движений в овладении ребёнком родного языка.
По мнению Е. А. Аркина, интеллект, чувства, эмоции возбуждаются в жизни движениями. Он рекомендовал предоставить возможность детям двигаться как в повседневной жизни, так и на занятиях. Академик Н. Н.
Амосов назвал движения «первичным стимулом» для ума ребёнка. Двигаясь, ребенок познает окружающий мир, учится любить его и целенаправленно действовать в нем. Движение — первые истоки смелости, выносливости, решительности маленького ребенка, а у старших детей – форма проявления этих важных человеческих качеств.
Ребёнок 21 века, по мнению академика Н. М. Амосова, сталкивается с тремя пороками цивилизации: накапливанием отрицательных эмоций без физической разрядки, неправильным питанием и гиподинамией.
Два последних обстоятельства, по мнению учёных, ведут к акселерации ускоренному развитию ребенка, и в первую очередь – увеличению роста и массы тела. Внутренние органы в своём развитии отстают от роста, поэтому возникают различные заболевания и отклонения.
Ученые установили, что высокая потребность в движении генетически заложена в человеческом организме, обусловлена всем ходом его эволюционного развития. Появилась необходимость компенсировать «движение-существование» специально придуманными движениями физическими упражнениями.
Какие определения двигательной активности вы можете привести?
Н. А. Фомин, Ю. Н. Вавилов предлагают определить двигательную активность как естественную основу накопления резервов здоровья человека. Э. А. Степанкова определяет двигательную активность как «основу индивидуального развития и жизнеобеспечения организма ребёнка».
Исследователи (Е. В. Хрущев, С. Д. Поляков, Т. И. Осокина, Ю. Ф. Замановский) одним из основных условий организации двигательной активности ребёнка считают систематическое использование циклических упражнений в ходьбе, беге, прыжках. Длительные равномерно повторяющиеся циклические упражнения рассматриваются как наиболее важный компонент двигательного режима растущего организма, который на физиологическом уровне способствует нормализации работы сердечно — сосудистой, дыхательной системы, а также повышению умственной и физической работоспособности, сознанию и укреплению позитивного эмоционального фона.
Различные виды циклических двигательных упражнений являются к тому же средствами развития общей выносливости. По мнению специалистов, существует прямая зависимость между показателями развития этого качества и уровнем сформированности двигательных умений и навыков.
Актуальность данной проблемы в том, что дети в большинстве своем испытывают «двигательный дефицит», то есть количество движений, производимых ими в течение дня, ниже возрастной нормы.
Гиподинамия угрожает здоровью наших детей. Многие понимают это понятие упрощенно — как недостаток движения. Но это совсем неверно. Как вы думаете, чем страшна гиподинамия и каковы ее последствия?
Гиподинамия — своеобразная болезнь, определение которой звучит довольно угрожающе «нарушение функций организма (опорно-двигательного аппарата, кровообращения, дыхания, пищеварения) при ограничении двигательной активности». Основанием тому служит высокая заболеваемость детей, возрастание количества детей, страдающих ожирением, сердечно — сосудистыми заболеваниями, что приводит к сокращению жизни на 5-15 лет. Многие дети нуждаются в психологической коррекции, так как они характеризуются серьёзным психологическим неблагополучием, а мы знаем, что физическое здоровье образует неразрывное единство с психическим здоровьем и эмоциональным благополучием.
Таким образом, двигательная активность – это биологическая потребность организма в движении, от степени, удовлетворения которой зависит уровень здоровья детей, их физическое и общее развитие.
С позиции данной проблемы, мы делаем вывод, что приобретение ребёнком огромного количества двигательных умений и навыков, может быть достигнуто только при целенаправленном грамотно организованном двигательном режиме в группе.
Движение как биологическая основа жизнедеятельности человека
Движение является естественной биологической потребностью человека. Эта потребность обусловлена законами растущего организма (Й.М. Янкаускас, Э.М. Логвинов, 1984).
Помимо этого можно утверждать что именно благодаря двигательной активности стала возможной жизнь на земле такой, какой она представляется нам сейчас, потому что почти всё живое на планете земля приспособилось к бегу или хождению, в крайнем случае ползанью. Травоядные развивают быстрые лапы, а хищники ещё быстрее. Так устроена жизнь.
Функции двигательной активности
- Моторная функция двигательной активности. Под двигательной активностью понимается сумма движений, выполняемых человеком в процессе повседневной жизни. С помощью двигательной активности осуществляется взаимодействие человека с окружающей средой. Двигательные реакции необходимы человеку для общения, они являются внешними проявлениями трудового процесса, через них осуществляется контакт с природой. Движение есть основное проявление жизнедеятельности организма.
- Творческая функция двигательной активности. Двигательная активность является ведущим фактором онтогенеза, т. е. индивидуального развития человека с момента зарождения до конца жизни.
- Тренирующая функция двигательной активности. Систематическая умеренная физическая нагрузка является эффективным тренирующим фактором, вызывающим благоприятные биохимические, структурные и функциональные изменения в организме. Благодаря этим изменениям организм становится более жизнестойким и здоровым. Повышается не только физическая, но и умственная работоспособность, а также устойчивость к болезням и стрессовым ситуациям.
- Стимулирующая функция двигательной активности. Наши мышцы – настоящий генератор биотоков, которые являются самыми главными раздражителями мозга. Биотоки рождаются в работающих мышцах и устремляются в головной мозг по так называемому механизму обратной связи. Эти биотоки называют проприоцептивной афферентацией, т. е. мышечной чувствительностью. Чем интенсивнее поток нервных импульсов, тем интенсивнее стимулируется головной мозг, особенно кора больших полушарий.
- Защитная функция двигательной активности. Авиценна в своих работах писал: «Ни одно лекарство не может заменить движение. Движение заменяет все виды лекарств».
Под понятие «Движения» может подпадать что угодно, но если рассматривать смысл в узком плане, то движение можно трактовать как часть двигательного действия; перемещение тела человека в целом относительно его окружения (среды, опоры, физических тел) или одних его частей относительно других, а также механическое перемещение спортивных снарядов. Движение человека – одно из сложнейших явлений в мире. Оно может быть понято лишь на основе изучения неразрывной связи биологических и механических закономерностей. Поэтому движение можно определить в несколько групп по активности.
Ходьба является одним из первых видов движений, которым овладевает ребенок концу первого или началу второго года жизни после умения ползать. В этом процессе движения участвует весь опорно-двигательный аппарат, вовлекая в работу более половины мышц тела. При этом формируется правильная осанка, и тренируются дыхательная и сердечно-сосудистая системы. В процессе ходьбы происходит постоянное чередование напряжения и расслабления мышц, что обеспечивает физическое развитие детей разных возрастных групп. Все упражнения лучше выполнять под музыку.
Бег – основное и наиболее эффективное физическое упражнение, способствующее развитию физических качеств – выносливости и быстроты. Как и в ходьбе, в беге необходимы хорошая координация движений рук и ног, правильная осанка и целесообразная постановка ноги на опору. Обучение бегать легко, быстро, с хорошей координацией надо начинать с дошкольного возраста.
Со временем дети способны выполнять разные виды, применяя различную технику бега. Бег различается в зависимости от: дистанции, формы, темпа. В зависимости от дистанции бег делится на: короткие дистанции, средние дистанции, длинные дистанции, марафонский. Кроме этого выделяют: кроссовый бег, бег с препятствиями, барьерный бег.
По форме выполнения различают: обычный бег, бег на носках, бег с высоким подниманием колен, бег широким шагом, бег с отведением назад согнутой в колене ноги, бег скрестным шагом, бег прыжками. По темпу различают: бег в быстром темпе, медленный бег, бег в переменном темпе.
Прыжки не являются циклическим движением, как ходьба и бег, а состоят из нескольких последовательно и слитно выполняемых движений, зависящих от вида прыжка. Различают следующие виды прыжков: подпрыгивание, прыжок вверх с места, прыжок в глубину, прыжок в длину с места, прыжки со скакалкой, выпрыгивание на возвышение, прыжок в высоту с разбега.
Ползание и лазание являются первыми движениями, которые осуществляет ребёнок ещё до того, как начинает ходить. В школьной программе чаще ползание и лазание включаются в отдельные упражнения или игровые ситуации в начальных классах, реже – как самостоятельное упражнение.
Эти движения чрезвычайно полезны для детей, так как развивают гибкость и одновременно укрепляют крупные группы мышц – туловища, плечевого пояса, конечностей. Лазание выполняется в смешанном виде с упором на ноги и хватом рук (лазание по гимнастической стенке, лазание по канату). Перелезание используется при преодолении естественных или искусственных препятствий, при переходе с одного препятствия на другое. Пролезание – выполняется между предметами, ограничивающими действие (пролезание в обруч, под низкой перекладиной). Упражнения в лазание должны выполняться индивидуально под контролем учителя (лазание по канату).
Бросание и ловля, метание требуют хорошей координации движений, развивают точность и ловкость, укрепляют мышцы плечевого пояса, туловища, мелких мышц рук. Катание развивает точность движений, укрепляет мышцы пальцев и кисти. Обучение этим видам движений начинается в детском саду, а потом продолжается в начальной школе уже с учётом возрастных возможностей детей.
Интересно, что есть прямая корреляция между возрастом и количеством необходимой двигательной активности, так детям нужно больше физической активности: бегать, прыгать, лазать по деревьям и иногда даже падать с них, в отличие от взрослого человека, которому нужно сильно меньше активности, но тем не менее она нужна, хотя современный человек двигается значительно меньше, чем его предки. Это обусловлено в первую очередь достижениями НТП: лифты, машины, общественный транспорт и т.д. Особенно актуальна проблема недостаточной двигательной активности у работников умственного труда. Специально для людей, не готовых тратить время на прогулки и пробежки именно НТП подарил нам тренажёрные залы, беговые дорожки и массу других интереснейших способ проявить физическую активность!
Урок окружающего мира в 3-м классе на тему «Опора тела и движение организма»
Кривцова, Т. В. Урок окружающего мира в 3-м классе на тему «Опора тела и движение организма» / Т. В. Кривцова. — Текст : непосредственный // Школьная педагогика. — 2020. — № 1 (17). — С. 36-39. — URL: https://moluch.ru/th/2/archive/149/4758/ (дата обращения: 23.12.2024).
Цель: формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления; познакомить с опорно-двигательной системой, её ролью в организме; раскрыть роль правильной осанки для здоровья человека.
Предметные результаты: научатся характеризовать роль скелета и мышц в жизнедеятельности организма; раскрывать роль правильной осанки для здоровья человека, роль физической культуры в поддержании тонуса мышц.
Универсально учебные действия (УУД)
Регулятивные: учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
Познавательные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.
Личностные результаты: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; установка на здоровый образ жизни.
Оборудование: круги-сигналы, карточки с заданием для индивидуальной работы, для работы в группе.
I. Оргмомент.
Прозвенел звонок весёлый. Все готовы? Всё готово?
Мы, сейчас, не отдыхаем, мы работать начинаем.
II. Проверка домашнего задания.
—Назовите тему изучаемого раздела. Мы и наше здоровье.
—Как вы считаете с какой целью мы изучаем материал этого раздела?
1. Повторение.
а) — Вспомним основные понятия, которые вы изучили. Рассказать, что запомнили по теме:
1 ряд -на тему «Органы чувств», 2 ряд — «Организм человека», 3 ряд — «Надежная защита организма».
б) работа с сигнальными кругами: выбрать правильный ответ (красный цвет -1 вариант ответа, зеленый цвет — 2 вариант ответа, синий цвет — 3 вариант ответа, желтый цвет — 4 вариант ответа. [1]
- Какой орган не относится к системе пищеварения
1) сердце; 2) кишечник; 3) желудок; 4) пищевод
- К какой системе органов относится мозг?
1) к пищеварительной; 2) к кровеносной; 3) к нервной; 4) к органам дыхания
- Какая система органов управляет деятельностью организма?
1) нервная; 2) пищеварительная; 3) кровеносная; 4) органы дыхания
- Какой орган защищает внутренние части тела от повреждений, холода, бактерий?
1) скелет; 2) живот; 3) кожа; 4) мышцы
- Какую роль играет в работе кожи жир?
1) помогает переносить жару; 2) помогает выполнять тяжелую работу;
3) делает кожу упругой; 4) защищает кожу от ран
- Почему важно хотя бы раз в неделю мыть тело с мылом?
1) для приятного запаха; 2) чтобы на коже не скапливались бактерии;
3) чтобы кожа была сухой; 4) чтобы быть красивым
—Перечислите еще раз системы органов (пищеварительная, кровеносная, нервная, органы дыхания).
III. Основная часть урока.
1. Актуализация знаний. Введение в тему урока.
— Сегодня познакомимся с еще одной системой органов.
Для начало послушайте рассказ А. Дорохова “Молодой старичок”
Я знал одного ленивого мальчишку. Когда он проходил по коридору мимо моей комнаты, я всегда мог догадаться, кто идёт, хотя дверь была закрыта: только он один во всей квартире волочил ноги, словно дряхлый старик. А когда он садился за книгу, на него было жалко смотреть. Он не мог сидеть прямо, не сгибаясь, и десяти минут.
Сперва подопрёт голову одной рукой, потом другой и в конце концов ляжет всей грудью на стол. Такая у него была слабая спина. А почему?
— Как вы думаете, почему? (потому что не было опоры для организма)
— Что бы вы ему посоветовали? (укреплять тело)
— А теперь послушайте второй рассказ и сравните.
У людей, занимающихся спортом, широкие плечи, мощная грудь, крепкая шея, сильные руки, ноги. Почему они такие сильные и ловкие? Что помогает им летать с вышки, крутить сальто, выполнять рискованные упражнения на узеньком бревне, развивать бешеную скорость, несясь на лыжах с высоченной горы? (Скелет).
— О чем вы узнали из рассказов? Как вы думаете, от чего зависит такое разное состояние героев рассказов?
— Послушайте продолжение рассказа.
Но главные силачи — мышцы. Они прикреплены к скелету и заставляют его двигаться. Без этих двигателей все большие и маленькие кости были бы неподвижны. У человека таких мышц и сухожилий, которые прикрепляют мышцы к костям, очень много. Большие и мощные — для грубой работы, а совсем маленькие — для тонкой.
Мы подпрыгиваем, переворачиваемся, размахиваем руками, крутим головой, шевелим пальцами, жмуримся и поём. И всё это — работа мышц. [2]
— Назовите главные слова. (на доске опорные слова — скелет, мышцы, опорно-двигательная система)
2. Определение темы урока.
— Узнаем, за что отвечает опорно-двигательная система организм, роль скелета и мышц для человека.
IV. Работа по учебнику. [3]
- Работа в парах. С.134, подготовить ответ по плану:
- Что находится под кожей человека.
- Зачем нужен скелет.
- Что помогает человеку двигаться, как это происходит.
- По чьей команде происходит движение организма.
—Прочитайте вывод с.135.
Проверка знаний — соединить слова: скелет — опора, защита, мышцы — движение, опорно-двигательная система — опора и движение организма.
V. Физминутка.
VI. Практическая работа.
1. Правила выработки хорошей осанки.
— Давайте проведем опыты, которые покажут нам значение правильной осанки.
Опыт 1. Положите ладошки на ребро, выпрямите спину. Вдохните глубоко. Что почувствовали ваши ладошки? (Они поднялись вверх, значит, в легкие попало много воздуха).
— Наклонитесь низко к столу, ноги согните в коленях. Положите ладошки на ребра. Вдохните глубоко. Что почувствовали ваши ладошки? (Ладошки почти не поднялись- легкие наполнились плохо).
— Сделайте вывод. (Неправильная осанка мешает глубокому дыханию).
Опыт 2. Сядьте, спину выпрямите, положите ладошку на желудок.
Сядьте, согнув спину. Что произошло с вашей ладошкой? (Она сжалась).
— Точно так же сжался ваш желудок. Легко ли ему работать в таком положении? (Нет. Он не может работать всей поверхностью). [2]
— Сделайте выводы. (При неправильной осанке страдают внутренние органы).
— Что нужно делать, чтобы наши внутренние органы не страдали? (Следить за правильной осанкой).
2. Работа с учебником с.135. Работа в группах — составить памятку.
1 ряд -правильная осанка сидя, 2 ряд -осанка при ходьбе, 3 ряд — общие правила для правильной осанки.
VII. Закрепление изученного.
Тест «Как ты заботишься освоей осанке».
— Ответьте на вопросы теста, используя ответы «да», «нет», «иногда».
- Я делаю зарядку, занимаюсь спортом.
- Я ем молочные продукты.
- Я сижу прямо, не сутулюсь.
- Я предпочитаю ранец портфелю.
- Никогда не ношу тяжести в одной руке.
- Я ношу обувь своего размера и никогда не шаркаю ногами.
- Я часто болею.
- Я не люблю физкультуру и часто ищу причину, чтобы пропустить урок.
За каждый ответ на вопросы 1–6 начислите себе: «да»- 2 балла, «нет»- 0 баллов, «иногда»- 1 балл.
За каждый ответ на вопросы 7–9 начислите себе: «да»- 0 баллов, «нет»- 2 балла, «иногда»- 1 балл. Подсчитайте свои баллы.
18–15 баллов. Вы заботитесь о своей осанке и своем здоровье. Молодцы!
14–10 баллов. Вам необходимо больше уделять внимание своей осанке, иначе искривления вам не миновать.
Менее 10 баллов. Срочно принимайте меры: ваша осанка в опасности.
VIII. Рефлексия.
Тест с использованием сигнальных карточек: выбрать правильный ответ.
- Какие органы образуют опорно-двигательную систему?
1) желудок, пищевод; 2) сердце, сосуды; 3) нервы; 4) скелет, мышцы
- От каких органов зависит осанка человека?
1) от скелета и мышц; 2) от сердца; 3) от легких; 4) от спинного мозга
- Что нужно делать, чтобы мышцы были крепкими?
1) заниматься физкультурой; 2) есть побольше сладкого; 3) вовремя ложиться спать; 4) стараться меньше двигаться. [1]
Подведение итогов урока.
- Яценко И. Ф. Контрольно-измерительные материалы. Окружающий мир. 2 класс. — М.: ВАКО, 2013. — 96 с.
- Исакова О. А. Окружающий мир. 3 класс. Поурочные планы по учебнику Н. Ф. Виноградовой, Г. С. Калининой. — Волгоград: Учитель, 2006. — 158 с.
Основные термины (генерируются автоматически): правильная осанка, опорно-двигательная система, вариант ответа, балл, мышца, орган дыхания, скелет, какой орган, неправильная осанка, правильный ответ.




