Проявление форм быстроты и скорости движений зависит от множества факторов, включая физиологические, психологические и биомеханические аспекты. Физиологически это связано с состоянием мышечных волокон, их тренированностью и уровнем энергетических ресурсов, таких как атф и гликоген. Психологические факторы, такие как мотивация и концентрация, также играют важную роль, влияя на способность человека к быстрой реакции и координации движений.
Кроме того, биомеханические особенности, включая технику выполнения движений и индивидуальные характеристики организма, например, длина конечностей и состав тела, могут существенно влиять на эффективность и скорость движений. Взаимодействие всех этих факторов определяет общую быстроту и скорость движений человека в различных видах физической активности.
Возрастная динамика естественного развития быстроты
Скоростные качества, в отличие от других физических характеристик, развиваются в течение жизни гораздо медленнее и подвержены возрастным изменениям намного раньше.
Природное развитие скоростных способностей достигает своего пика до 14—15 лет у девушек и до 15—16 лет у юношей. После этого у девушек наблюдается дальнейшее ухудшение скорости движений, в то время как у юношей она медленно продолжает расти до 17—18 лет и затем стабилизируется.
Таким образом, с завершением пубертатного этапа практически прекращается дальнейший рост скоростных качеств. Тем не менее, это не значит, что после 15—16 лет невозможно значительно улучшить их с помощью специализированных тренировок. Однако индивидуальные успехи будут значительно выше, если начать развивать скорость в чувствительный период.
Средства развития быстроты
В связи с тем, что в ряде случаев скорость движения зависит не только от уровня развития быстроты, но и от уровня развития силы, выносливости и гибкости, а также от сформированное™ техники движения, в методике развития быстроты различают два направления: целостное совершенствование быстроты и аналитическое совершенствование тех факторов, от которых она зависит.
При выборе инструментов для повышения скорости необходимо в первую очередь:
- учитывать специфику разновидности быстроты, структуры и условий выполнения движения, в котором она развивается;
- развивать быстроту в комплексном сочетании с другими качествами;
- применять разнообразные средства.
К общим рекомендациям по упражнениям, направленным на развитие быстроты, относится возможность их выполнения на грани предельной и максимальной скорости. Следовательно, такие упражнения должны отличаться относительной простотой в координации работы нервно-мышечной системы.
Для избирательного развития быстроты двигательных реакций следует применять упражнения в срочном повторном реагировании на раздражители в условиях, которые моделируют реальную двигательную деятельность.
Для всестороннего улучшения скорости двигательных реакций в комбинации с другими видами быстроты наиболее результативными являются подвижные и спортивные игры с упрощенными правилами на уменьшенных площадках.
Чтобы развить быстроту ациклических одиночных движений, целесообразно использовать такие упражнения, в которых требуется повысить скорость, а также подобные им по координации работы нервно-мышечной системы. Их следует выполнять с переменной скоростью (высокой, близкой к предельной, предельной) и в разных условиях (стандартных, облегченных, усложненных).
Для повышения частоты циклических движений также применяют те упражнения, которые служат для развития быстроты, но с различными вариациями скорости, темпа и условий выполнения.
Бег, плавание с ускорением или вариативной скоростью; бег, езда на велосипеде по рельефной местности, по песку, воде; упражнения с резкой сменой темпа, длины шага, направления движения; упражнения с отягощениями; подвижные игры; эстафеты; спортивные игры по упрощенным правилам и на меньшей площадке и т. п.
Физиологические механизмы развития скорости движений
Под быстротой обычно понимается способность выполнять движения с большой скоростью и высокой частотой. Это качество характерно для бегунов на короткие дистанции.
Сама быстрота движения определяется рядом компонентов: временем скрытой двигательной реакции, временем выполнения единичного движения, частотой смены одиночных движений (темпом движений) и др. Необходимо отметить, что первый и третий компоненты во многом детерминированы генетически. Именно поэтому при тренировке быстроты обращают внимание на развитие силы, за счет которой удается серьезно повлиять на результат.
Быстрота определяется подвижностью нервных процессов, координацией мышц со стороны центральной нервной системы, особенностями строения и сократительными свойствами мышц.
С физиологической точки зрения быстрота реакции зависит от скорости протекания следующих фаз:
- возникновения возбуждения в рецепторе (зрительном, слуховом, тактильном и др.), участвующем в восприятии сигнала;
- передачи возбуждения в ЦНС;
- перехода сигнальной информации по нервным путям, ее анализа и формирования эфферентного сигнала;
- проведения эфферентного сигнала от центральной нервной системы к мышце;
- возбуждения мышцы и появления в ней механизма активности.
Максимальная частота движений зависит от скорости перехода двигательных нервных центров из состояния возбуждения в состояние торможения и обратно, она зависит от лабильности нервных процессов.
Развитие быстроты – это развитие способности быстро осуществлять движения. Тренировка быстроты способствует улучшению показателей практически всех физиологических систем: в ЦНС растет сила и подвижность нервных процессов, достигает высоких значений состояние кислород-транспортных систем, в опорно-двигательном аппарате происходят из-менения, соответствующие возникающим при тренировке силы, и т.д. При занятиях упражнениями на быстроту (особенно на скоростную выносливость) максимальных значений достигают показатели минутного объема крови, кровотока в мышцах и в миокарде, потребления кислорода организмом и пр.
Увеличение максимальной частоты движений в различные возрастные периоды неодинаково. Наибольший ежегодный прирост отмечается у детей от 4 до 6 и от 7 до 9 лет. В последующие возрастные периоды темпы прироста снижаются.
В настоящее время принято различать два типа мышечных волокон по структуре и функциональным возможностям:
- «быстрые» (белые), способные развивать большую силу и скорость мышечного сокращения, но не приспособленные к длительной работе на выносливость;
- «медленные» (красные), работающие в медленном, но длительном режиме.
Признавая важность генетического аспекта, нельзя недооценивать влияние окружающей среды. Генетический материал сможет проявить себя лишь при условии, что в разные возрастные этапы он будет эффективно взаимодействовать с конкретными условиями среды, соответствующими морфологическим и функциональным характеристикам развития организма в данный возрастной период.
Уровень лабильности и подвижности нервных процессов определяет скорость восприятия и переработки поступающей информации, а лабильность мышц и преобладание быстрых двигательных единиц – скорость мышечного компонента быстроты (сокращения и расслабления мышцы, максимальный темп движений).
На быстроту, проявляемую в целостных двигательных действиях, влияют:
- частота нервно-мышечной импульсации;
- скорость перехода мышц из фазы напряжения в фазу расслабления, темп чередования этих фаз;
- степень включения в процесс движения быстро сокращающихся мышечных волокон и их синхронная работа.
Проявление форм быстроты и скорости движений зависит от энергетических запасов в мышце (АТФ и креатинфосфат). С биохимической точки зрения быстрота движений зависит от содержания АТФ в мышцах, скорости ее расщепления и ресинтеза. В скоростных упражнениях ресинтез АТФ происходит за счет фосфорокреатинового и гликолитического механизмов (анаэробно – без участия кислорода). Доля аэробного (кислородного) источника в энергетическом обеспечении разной скоростной деятельности составляет 0 – 10%.
Статьи по теме
>




