Какие физические качества оцениваются в тесте на челночный бег

Тест челночного бега позволяет оценить различные физические качества, включая выносливость, скорость и координацию. Участникам необходимо быстро перемещаться между двумя маркерами на определённом расстоянии, что требует реакции и способности к быстрому изменению направления.

Кроме того, этот тест помогает проверить сердечно-сосудистую и дыхательную системы, так как проводите время в интенсивном движении, что способствует развитию общей физической подготовки. Результаты могут служить показателем функционального состояния организма и уровня физической активности спортсмена.

Педагогическая диагностика уровня развития физических качеств учащихся

Уважаемые коллеги, с удовольствием представляем вам Олега Геннадьевича Петрова, преподавателя физической культуры в Гуманитарно-экономическом колледже МПК НовГУ им. Ярослава Мудрого в Великом Новгороде, Новгородская область. Сегодня Олег Геннадьевич в своей статье поделится с вами методами педагогической диагностики физического развития учащихся. Этот материал будет полезен для всех учителей физической культуры.

Краткий комментарий к статье от Олега Геннадьевича:

"В данной статье изложены мои размышления о методах диагностики физического развития учащихся".

Полезного чтения.

Диагностика представляет собой важнейший элемент образовательной деятельности. Она позволяет оценить, насколько достигнуты заданные цели. Управлять образовательным процессом без диагностики крайне затруднительно.

«Диагностика – это тщательное определение итогов дидактического процесса. Этот процесс включает в себя контроль, проверку, оценку; сбор статистических данных, их анализ; прогнозирование, а Выявление изменений и тенденций в дидактическом процессе.

Важным компонентом диагностирования является контроль. Контроль – это наблюдение за процессом усвоения знаний, умений и навыков. Составной частью контроля является проверка. Проверка – система действий и операций для контроля за усвоением знаний, умений и навыков».

Существует несколько типов контроля: предварительный, текущий, периодический, тематический, итоговый и отсроченный.

Предварительный контроль позволяет определить, какими знаниями, умениями и навыками уже обладают учащиеся.

Текущий контроль осуществляется в процессе обучения и направлен на оценку уровня усвоения знаний, умений и навыков, а также их прочности и глубины.

Периодический контроль выявляет итог работы за какой-либо временной период.

Тематический контроль проводят по окончании изучения темы, чтобы систематизировать знания учащихся.

Итоговый контроль определяет конечный результат обучения.

В педагогической практике используются различные формы контроля: индивидуальная, фронтальная, групповая.

Также используются различные методы. «Методы контроля – это способы, с помощью которые определяется результативность учебно-познавательной деятельности обучаемых и педагогической работы обучающих».

Существуют методы устного, письменного, практического, тестового контроля и самоконтроль.

«При тестовом контроле используют тесты, которые представляют собой систему тестовых заданий стандартизированной процедуры проведения и заранее спроектированной технологии обработки и анализа результатов, по которым судят о знаниях, умениях и навыках испытуемых».

Педагогическая диагностика помогает оптимизировать процесс обучения. Руководствуясь выбранными критериями, диагностика позволяет гибко менять состав групп, видеть динамику развития учащегося.

Важно своевременно и углублённо проводить диагностику уровня развития физических качеств и соответствие их возрастным нормам. Для этого используются различные контрольные упражнения (тесты). С помощью тестирования изучается моторное развитие детей, подбираются оптимальные средства и методы физического развития детей, определяются особенности формирования двигательных действий. Анализ результатов тестирования позволяет определить причины успеваемости (неуспеваемости) по предмету, разработать способы оптимизации двигательной активности учащихся.

Для определения степени развития физических характеристик специалисты (В.И. Лях, А.П. Матвеев, Г.Б. Мейксон, Б.Х. Ланда и другие) рекомендуют применять следующие контрольные задания (тесты):

  1. Быстроту можно оценить по скоростному бегу на 30м, 60м или на 100м.
  2. Сила оценивается по подтягиванию на высокой перекладине в висе (у мальчиков) и отжиманию от пола в упоре лежа (у девочек).
  3. Координацию можно оценить по бегу 3х10м (челночному бегу).
  4. Гибкость оценивается по степени наклона туловища вперёд из основного положения, колени при этом не сгибаются.
  5. Выносливость можно оценить по бегу на дальние дистанции.

Критерии оценки зависят от возраста, т.к. учеными разработаны возрастные нормы уровня развития физических качеств.

Для проведения диагностики уровня развития физических качеств существует множество контрольных упражнений. Они разработаны ведущими специалистами в области физической культуры: А.П. Матвеев, В.И. Лях, Б.Х. Ланда, Г.Б. Мейксон и др.

Эти тесты позволяют определить уровень развития основных физических качеств, сформированность двигательных умений и навыков. Выбор тестовых упражнений зависит от знания учителем методики проведения того или иного теста, условий школы, наличия региональных стандартов тестирования.

Анализ научно-методической литературы, а также обобщение опыта педагогов-исследователей показывают, что в практике физической культуры используются контрольные упражнения (тесты), по результатам выполнения которых можно оценить уровень развития физических качеств.

Основным педагогическим диагностированием в физической культуре является тестирование, которое представляет собой контрольные упражнения. Приступая к тестированию надо представлять для чего и с какой целью оно проводится. Учитываются принципиальные положения: соответствие тестов контингенту испытуемых и характеру их физической подготовки.

При выборе тестов для оценки уровня развития физических качеств необходимо учитывать следующие условия:

1. Контрольные упражнения должны быть доступны для учащихся с различным уровнем физической подготовленности;

2. тесты должны соответствовать возрастным особенностям физического развития школьников;

3. тестовые упражнения должны быть хорошо знакомы учащимся и не требовать изучения;

4. Процесс обследования следует организовать так, чтобы он был максимально простым, не занимал много времени и не требовал использования сложного измерительного оборудования или особых помещений;

5. контрольные упражнения должны соответствовать критериям надёжности, информативности, объективности;

6. допускается использование приёмов, которые стимулируют проявление положительных эмоций и дают возможность наглядно оценить результат;

7. контрольные упражнения одинаковы для всех возрастных групп, это позволяет отследить динамику показателей уровня развития физических качеств.

Таким образом, можно сделать вывод, что тестовые задания позволяют оценить физическую и функциональную подготовленность учащихся, а также отследить динамику развития физических качеств, что очень важно для гармоничного физического развития и для формирования интереса к урокам физической культуры.

ЛИТЕРАТУРА

  • Ашмарин Б.А. Теория и методика физического воспитания. Учебник. – М.: Просвещение, 1990.
  • Качашкин В.М. Физическое воспитание в начальной школе. Пособие для учителей. Изд. 2-е, доп. и перераб. – М.: Просвещение, 1978.
  • Ланда Б.Х. Методика комплексной оценки физического развития и физической подготовленности. [Текст]: учеб. пособие/Б.Х. Ланда. – 2-е изд. – М.: Советский спорт, 2005.
  • Лях В.И. Двигательные способности школьников: основы теории и методики развития./В.И.Лях. – М.: ФИС, 1998.
  • Лях В.И. Тесты в физическом воспитании школьников. – М.: АСТ, 1998.

Тест по физической культуре Гимнастика с ответами

г – комплекс упражнений, направленных на развитие силовых качеств, а также гибкости и ловкости (+).

2. Что означает слово «гимнастика»?

а – совокупность упражнений, методических приемов, которые используют для укрепления здоровья и развития физических данных (+);

б – популярный вид спорта;

в – коллекция специализированных инструментов для тренировочных занятий;

г – способ поддержания эмоционального здоровья.

3. Утренняя гимнастика это –

а – ряд физических упражнений, выполняемых в утреннее время, направленных на повышение тонуса организма (+);

б – элемент двигательной активности;

в – совокупность упражнений, которые выполняются в кровати после пробуждения;

г – разминка для мышц и суставов.

4. Лечебная гимнастика при переломах назначается:

а – для улучшения общего состояния;

б – укрепление гипотрофичных мышц, восстановления движений (+);

для тренировки вестибулярной системы;

г – для снижения болевого синдрома.

5. К формам проведения лечебной гимнастики относят:

а – экстремальные виды туризма;

в – плавание, ближний туризм, упражнения, активные игры на свежем воздухе (+);

г – легкая и тяжелая атлетика.

6. К спортивным видам гимнастики относят:

7. Основная цель утренней гимнастики:

а – расслабление мышц и связок;

б – укрепление нервной системы;

в – содействие поддержанию оптимального физического состояния, увеличение энергии, получение порции бодрости (+);

г – развитие силы воли.

8. Физическое качество, которое развивает гимнастика:

9. Что подразумевают под понятием ритмическая гимнастика:

а – современный вид танца;

б – акробатические упражнения;

в – музыкально-ритмическое воспитание;

г – комплекс специальных ритмических упражнений, направленных на укрепление и развитие организма в любом возрасте (+).

тест 10. Чему способствует гигиеническая утренняя гимнастика:

а – концентрации памяти;

б – развитие мышечной памяти;

в – комплекс упражнений после сна для повышения общего тонуса (+);

г – восстановление дыхания.

11. Лечебная гимнастика имеет следующие разделы:

а – вводный, основной, заключительный (+);

б – первый, второй, третий;

в – начальный, основной, финишный;

г – разминочный, главный, заключительный.

12. Страна, в которой зародилась гимнастика:

в – Древняя Греция (+);

13. Какова трактовка термина стретчинг?

а – специальная система упражнений, направленная на повышение гибкости, растяжение связок и мышц (+);

б – виды упражнений на брусьях;

в – комплекс упражнений на развитие ловкости и силы;

г – ряд акробатических упражнений;

14. Какие виды упражнений относятся к акробатике:

б – динамические и статические (+);

в – упражнения на снарядах;

15. Определение слова «акробатика»:

а – разновидность гимнастики, специальные упражнения на ловкость, балансировку, силу, гибкость (+);

б – способ улучшения и укрепления мышечной структуры;

в – раздел гимнастики для детей;

г – направление в цирковом искусстве.

16. Вид бега, развивающий общую выносливость организма:

а – бег по пересеченной местности;

б – бег на тренажере;

в – марафонский бег;

г – равномерный непрерывный бег (+).

17. Какую систему организма тренирует бег:

а – дыхательная система (+);

б – система мышц;

в – все системы организма;

г – сердечно-сосудистая система.

18. Какие физические качества проверяют с помощью теста челночный бег:

а – скоростные качества (+);

19. Какой тест позволяет определить силу человека:

а – сгибание и разгибание рук в локтевом суставе в упоре лежа (+);

в – бег на скорость;

г – прыжки на скакалке.

тест-20. Что называют акробатической комбинацией:

а – исполнение акробатических элементов в различных комбинациях;

б – выполнение акробатических элементов в строго определенной последовательности;

в – последовательное выполнение акробатических упражнений (+);

г – выполнение упражнений на брусьях.

21. Какой тест позволяет точно определить уровень гибкости человека:

а – наклоны в положении сидя (+);

б – наклоны в положении лежа;

в – наклоны в положении стоя;

г – сгибание рук и ног в положении лежа.

22. Способность организма запоминать, а затем воспроизводить движения, усвоенные давно:

а – это рефлекс, сформированный в результате определенных условий;

б – мышечная память (+);

23. К упражнениям на равновесие относят:

а – выполнение стоек (+);

б – повороты и наклоны;

в – челночный бег;

г – все виды гимнастических упражнений.

24. В первую очередь акробатические упражнения влияют на функцию:

а – сердечно-сосудистой системы;

б – вестибулярный аппарат (+);

в – респираторную систему;

г – опорно-двигательный аппарат.

25. Что такое челночный бег?

а – разновидность беговых видов легкой атлетики;

б – бег на короткие дистанции с постоянной сменой направления (+);

в – бег на короткие дистанции;

г – спортивная ходьба.

26. Атлетическая гимнастика это –

а – один из способов усовершенствования физической формы;

б – разные виды беговых нагрузок;

в – серия упражнений с использованием весов, ориентированная на формирование эстетического телосложения и улучшение физического самочувствия (+);

г – упражнение для снижения массы тела.

27. Основная задача стретчинга:

а – развитие выносливости;

б – укрепление мышечной ткани;

в – расслабление и растягивание мышц до и после основной тренировки (+);

г – повышение эстетики тела.

28. Что является средствами гимнастики?

а – все формы контроля со стороны педагога;

б – ежедневный тренировочный процесс;

в – тренировки, мелодии, советы учителя, мощь природы (+);

г – возможности организма.

29. Основные требования к гимнастическим терминам:

а – доступность, четкость, краткость (+);

б – подробное раскрытие всех деталей;

тест_30. Что принято называть состояние устойчивого положения тела в пространстве?

а – исходная позиция;

б – основная стойка;

31. Классификация видов гимнастики:

г – оздоровительные, развивающие, спортивные (+);

32. Положение тела, при котором плечи располагаются выше уровня опоры:

33. К какому виду гимнастики относят кувырки:

а – легкая атлетика;

34. Вис это –

а – положение тела на снаряде, при котором точка опоры находится выше уровня плеч (+);

б – положение тела на снаряде, при котором точка опоры расположена ниже уровня плеч;

в – способ удерживания на снаряде;

г – хват сверху на ширине плеч.

35. Сочетание нескольких видов акробатических элементов:

36. Что является грубой ошибкой при кувырке вперед?

а – спина с выраженной округлостью;

б – резкий толчок;

37. Что относят к спортивным видам гимнастики?

а – ритмическая, танцевальная;

б – спортивная, акробатическая;

г – спортивная, атлетическая, художественная (+).

ОЦЕНКА БЫСТРОТЫ С ПОМОЩЬЮ ЧЕЛНОЧНОГО БЕГА 4Х10 М И 10Х10 М В СРАВНЕНИИ С ГЛАДКИМ БЕГОМ НА 100 М Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лавренчук А. И., Зырянова Н. В., Мещеряков С. П., Титушина Н. В

Базовым тестом для оценки развития быстроты у студентов является бег на 100 м и челночный бег. Однако челночный бег является скорей интегративным тестом, демонстрирующим ловкость, координацию движений и быстроту , а челночный бег 10х10 м в значительной степени зависит и от скоростной выносливости. Для исследования были отобраны студенты (n=104), имеющие результаты как в беге на 100 м, так и в челночном беге 4х10 м и 10х10 м. Рассчитывались: среднее время преодоления дистанции, средняя скорость, стандартные отклонения, ошибки среднеарифметического, коэффициенты корреляции между результатами на этих дистанциях. По средней скорости в челночном беге в сравнении с гладким бегом и корреляции удалось приблизительно оценить вклад ловкости и координации при исполнении поворотов на 1800 в результаты в челночном беге , а Вклад скоростной выносливости в результаты челночного бега 10х10 м. Установлено, что результаты в челночном беге 4х10 м больше коррелируют с результатами бега на 100 м и в большей степени отражают быстроту , чем результаты челночного бега 10х10 м. Предложена 100-балльная таблица для оценки результатов 4х10 м.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лавренчук А. И., Зырянова Н. В., Мещеряков С. П., Титушина Н. В

ОБОСНОВАНИЕ ТЕСТА ЧЕЛНОЧНЫЙ БЕГ ЧЕТЫРЕ ПО ДЕСЯТЬ МЕТРОВ С ПЕРЕНОСОМ КУБИКОВ ДЛЯ ОЦЕНКИ УРОВНЯ ЛОВКОСТИ СТУДЕНТОВ

ИНТЕГРАТИВНЫЙ ПОДХОД ТРЕНИРОВКИ БЫСТРОТЫ АТТЕСТОВАННЫХ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ САНКТ- ПЕТЕРБУРГСКОГО УНИВЕРСИТЕТА МВД РОССИИ

ОРГАНИЗАЦИЯ ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА ПОДГОТОВКИ К ЗАЧЕТУ В ЧЕЛНОЧНОМ БЕГЕ (10*10 М)

Обучение студентов юридического факультета для работы по контракту в учреждениях, занимающихся обеспечением безопасности Российской Федерации

ИНТЕГРАЛЬНЫЙ КРИТЕРИЙ ОЦЕНКИ РАБОТОСПОСОБНОСТИ ФУТБОЛИСТОВ В ТЕСТЕ 10Х30 МЕТРОВ
Не удается отыскать необходимую информацию? Воспользуйтесь сервисом для поиска литературы.

EVALUATION OF QUICKNESS WITH 4X10M AND 10X10M SHUTTLING IN COMPARISON TO 100M RUNNING

Текст научной работы на тему «ОЦЕНКА БЫСТРОТЫ С ПОМОЩЬЮ ЧЕЛНОЧНОГО БЕГА 4Х10 М И 10Х10 М В СРАВНЕНИИ С ГЛАДКИМ БЕГОМ НА 100 М»

показателям: масса тела (кг); жир (%); мышцы (кг); вода (%); ИМТ (индекс массы тела). Средние величины каждого показателя привязаны к конкретной фазе цикла и, следовательно, довольно изменчивы.

Средний показатель массы тела квалифицированных пловчих составил — 60,24 кг; средний процент жирового компонента составил 28,4%; средний показатель мышечного компонента составил 40,3 кг; средний процент содержания воды в теле составил 51,45%; средний показатель ИМТ — 21,9.

2. Самое большое значение показателя массы тела было получено именно в менструальную фазу и составило — 61 кг. Достоверных различий между самым большим значением массы тела спортсменок (менструальная фаза — 61 кг) и самым малым (постменструальная фаза — 59,48 кг) выявлено не было (р>0,05).

Показатель жирового компонента предсказуемо достиг максимального значения в менструальную фазу — 29,01%, а минимального в постментруальную — 27,625%, достоверных различий между этими значениями выявлено не было (р>0,05). Но тем не менее, в отличие от массы тела, снижение жирового компонента наблюдалось в постовуляторную фазу — 28,06%.

Рост мышечного компонента наблюдался не только в постментруальную фазу (40,76 кг), но и в постовуляторную (41,56 кг). Разница между минимальным значением в менструальную фазу (39,76 кг) и максимальным в постовуляторную (41,56 кг) достоверна (р<0,05).

Самый большой процент содержания воды отмечен в менструальную фазу — 52,11%, овуляторную — 51,6% и предменструальную — 52,56%. Разница между значением в предменструальную фазу и самым малым в постменструальную — 50,28% достоверна (р<0,05).

Рассчитанный индекс массы тела оказался в рамках нормы во всех фазах, и его изменение обусловлено скорее задержкой воды в организме, а не приростом жирового или мышечного компонентов, скачки на графиках очень схожи.

1. Давыдова Л.А. Воздействие различной спортивной активности на биологический цикл девушек — спортсменок / Л.А. Давыдова // Международный студенческий вестник. — 2019. — № 3.- С. 53.

2. Захарьева Н.Н. Функциональные возможности высококвалифицированных спортсменок, занимающихся циклическими видами спорта, в различные фазы овариально-менструального цикла / Н.Н. Захарьева // Теория и практика физической культуры. — 2010. — №7,. — С. 42-45.

3. Лаврентьева Д.А. Взаимосвязь моторной асимметрии с некоторыми особенностями двигательного портрета пловцов 17-19 лет в избранном виде деятельности /Д.А. Лаврентьева // Ученые записки университета П.Ф. Лесгафта. — 2018. — №3 (157). — С. 188-191.

1. Davydova, L.A. (2019), "The influence of various sports on the biological cycle of female athletes», International Student Herald, Theory and practice ofphysical culture, No. 3, pp. 53.

2. Zakharieva N.N. (2010) "Functional capabilities of highly qualified athletes engaged in cyclic sports in various phases of the ovarian-menstrual cycle», Theory and practice ofphysical culture, No.7, pp. 42-45.

3. Lavrenteva, D.A. (2018), "Interrelation of motor asymmetry with some features of the motor portrait of 17-19-year-old swimmers in the chosen type of activity training», Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 3 (157), pp. 188-191.

Статья поступила в редакцию 29.05.2023

ОЦЕНКА БЫСТРОТЫ С ПОМОЩЬЮ ЧЕЛНОЧНОГО БЕГА 4Х10 М И 10Х10 М В СРАВНЕНИИ С ГЛАДКИМ БЕГОМ НА 100 М

Алексей Иванович Лавренчук, кандидат технических наук, Нелли Васильевна Зырянова, кандидат биологических наук, доцент, Сергей Петрович Мещеряков, доцент,

Наталия Викторовна Титушина, кандидат педагогических наук, доцент, Российский государственный университет нефти и газа НИУ имени И. М. Губкина, Москва

Основной методикой для оценки быстроты у студентов является бег на дистанцию 100 м и челночный бег. Тем не менее, челночный бег представляет собой интегративный тест, отражающий ловкость, координацию движений и быстроту, а челночный бег на 10х10 м в значительной мере зависит также от скоростной выносливости. В рамках исследования были выбраны студенты (n=104), чьи результаты известны как в беге на 100 м, так и в челночном беге на 4х10 м и 10х10 м. Произведены расчеты: среднее время прохождения дистанции, средняя скорость, стандартные отклонения, ошибки среднеарифметического, а также коэффициенты корреляции между результатами на этих дистанциях. На основании средней скорости в челночном беге по сравнению с гладким бегом и полученных корреляций удалось приблизительно оценить вклад ловкости и координации в поворотах на 180 градусов в результаты челночного бега, а также оценить вклад скоростной выносливости в результаты челночного бега на 10х10 м. Было установлено, что результаты челночного бега на 4х10 м сильнее коррелируют с результатами бега на 100 м и в большей степени отражают быстроту по сравнению с результатами челночного бега на 10х10 м. Введена 100-балльная шкала для оценки результатов на дистанции 4х10 м.

Ключевые слова: физическая подготовленность, челночный бег, быстрота, студенты. DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2023.05.p241-246

EVALUATION OF QUICKNESS WITH 4X10M AND 10X10M SHUTTLING IN COMPARISON TO 100M RUNNING

Alexey Ivanovich Lavrenchuk, the candidate of technical sciences, Nelly Vasilyevna Zyryanova, the candidate of biological sciences, Sergey Petrovich Meshcheryakov, senior lecturer, Natalia Viktorovna Titushina, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, National University of oil and gas, Moscow

The basic test for assessing the development of quickness among students is the 100-meter run and the shuttle run. However, the shuttle run is rather an integrative test that demonstrates dexterity, coordination of movements and quickness, while the 10×10 m shuttle run also largely depends on speed endurance. We selected students (n=104) with results both in the 100 m run and in the shuttle run 4×10 m and 10×10 m. We calculated following: the average time to overcome the distance, average quickness, standard deviations, errors of the results at these distances. We compared based on the average speed in a shuttle run and smooth run and the correlation, and therefore we could estimate approximately the contribution of dexterity and coordination of performing 1800 turns to the results in a shuttle run, as well as the contribution of speed endurance to the results of a 10×10 m shuttle run. It was found that the results in a shuttle run 4×10 m correlate more with the results of 100 m run and reflect quickness to a greater extent than the results of the 10×10 m shuttle run. A 100-point table is proposed to evaluate the results of 4×10 m.

Keywords: physical fitness, shuttle run, quickness, students.

В системе педагогического контроля физического развития студентов предусмотрены тесты для оценки развития таких качеств, как выносливость, сила и быстрота. Базовым тестом для оценки быстроты и скоростно-силовых качеств считается бег на 100 м, в качестве вспомогательного — в отсутствие условий для пробегания 100 м — часто используется челночный бег [1, 6]. Однако челночный бег отражает не только быстроту. Многие исследователи полагают, что он является скорее интегративным тестом на ловкость, координацию движений и быстроту [4, 7], поскольку включает в себя повороты на 180°, время преодоления которых составляет около 50% от общего времени на дистанции [3].

Так как результат в челночном беге отражает не только быстроту, перед педагогами зачастую встает задача адекватного сопоставления результатов в челночном беге и гладком беге на 100 м. В таблице оценки физической подготовленности военнослужащих есть

балльные таблицы для 100 м и челночного бега 10х10 м, но отсутствует аналогичная таблица для челночного бега 4х10 м. Поэтому целью данного исследования была оценка корреляции результатов студентов-мужчин в гладком беге на 100 м и в челночном беге 4х10 м и 10х10 м, а также составление балльной таблицы оценки результатов в челночном беге 4х10 м.

МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

В Российском Государственном Университете нефти и газа (НИУ) имени И.М. Губкина во время отбора в военно-учебный центр студенты-мужчины обязаны подтвердить свою соответствие установленным стандартам здоровья, успеваемости и физической подготовки. Их физическая форма оценивается по трем критериям: скорость определяется по результатам бега на 100 метров, сила — по количеству подтягиваний на перекладине, а выносливость — по времени пробежки на 3000 метров. Каждое из мероприятий оценивается в баллах согласно таблице оценки физической подготовки военнослужащих. В ходе регулярной проверки готовности студентов весной проводятся аналогичные тесты, а осенью вместо бега на 100 и 3000 метров организуются испытания на челночный бег 4×10 метров и прыжок в длину с места.

При проведении челночного бега 10х10 м стартер-секундометрист фиксирует время старта и финиша, один ассистент контролирует правильность прохождения дальней линии отрезка дистанции, которую участник должен пересечь любой частью тела, а второй ассистент вслух громко считает количество пройденных отрезков («два», «четыре», «шесть», «восемь», «финиш»).

Условия проведения челночного бега 4х10 м и бега на 100 м для зачетного семестрового тестирования студентов на кафедре РГУ нефти и газа имени И.М. Губкина едины с 1993 года [5]. На дистанции 4х10 м студенты начинают бег с высокого старта с обязательным касанием мяча одной рукой на стартовой линии. По команде «Марш!» студент бежит до мяча на противоположном конце дистанции, при выполнении разворота касается его одной рукой, и таким образом преодолевает еще три отрезка по 10 м. На финише касаться рукой мяча не нужно. Секундомер судья включает на старте в момент отрыва руки стартующего от мяча и выключает при пересечении участником финишной линии.

На дистанции 100 м студенты начинают бег с высокого старта по команде ассистента-стартера. Стартер взмахивает флажком одновременно с командой «Марш!», а судья-секундометрист в этот момент нажимает на кнопку секундомера.

Объектом исследования стали 104 студента мужского пола, имевших результаты в челночном беге 10 х 10 м (в ходе конкурсного тестирования военно-учебного центра в начале декабря 2022 года), а также сдававших — в рамках ежесеместровой проверки физической подготовленности — челночный бег 4 х 10 м (в конце ноября 2022 года) и бег на 100 метров (в середине мая 2022 года).

После проверки результатов этих студентов на нормальность рассчитывались средние значения (М) и стандартные отклонения (с), а также ошибка среднеарифметического (т). Результаты, выходящие за границы интервала М±3с, отбрасывались как случайные или ошибочные.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

В таблице 1 приведены средние результаты на 100 м и челночного бега 4х10 и 10х10 м одних и тех же студентов мужского пола (п=104).

Таблица 1 — Средние результаты и средние скорости студентов в челночном и гладком беге

Вид тестирования М±т, с Средняя скорость, м/с

4 на 10 метров 9,72±0,05 4,11

10х10 метров 26,87±0,14 3,72

100 метров 13,81±0,07 7,24

Результат в беге на 100 метров должен отражать в основном быстроту и — в небольшой степени — скоростную выносливость, если студент недостаточно тренирован в скоростном беге. Дистанция челночного бега 4х10 м составляет 40% от 100 м, однако, как видно из таблицы 1, время преодоления этой дистанции составляет в среднем 70,4% от среднего времени преодоления 100 м теми же студентами. Длина дистанции в челночном беге 10х10 метров формально равна 100 м, однако время ее преодоления фактически в два раза больше среднего времени преодоления 100 м (в среднем составляет 194,6% от среднего времени преодоления 100 м теми же студентами), и результат в значительной степени обусловлен скоростной выносливостью студента наряду с его быстротой и ловкостью. Средняя скорость в челночном беге 10х10 м составляла 3,72 м/с, что согласуется с данными Кузнецова [3], а средняя скорость на дистанции 4х10 м составляла 4,11 м/с, что позволяет говорить о заметном влиянии недостаточной скоростной выносливости.

С помощью пакета статистических расчетов Excel мы рассчитали коэффициент корреляции Пирсона между результатами студентов в беге на эти три дистанции (этот коэффициент очень чувствителен к выбросам, именно поэтому выбросы устранялись при предварительной статистической обработке результатов). Было установлено, что корреляция между результатом в беге на 100 м и на 4х10 м выше, чем корреляция между результатами на 100 м и 10х10 м (рисунок). Коэффициент корреляции r=0,65 свидетельствует, что корреляция результатов на 100 м и 4х10 м является высокой при средней корреляции результатов на 100 м и 10х10 м, что обусловлено, по-видимому, недостаточной скоростной выносливостью. Высокая степень корреляции между результатами на 4х10 м и 100 м подтверждается результатами исследования Мещерякова и Мещеряковой [5], которые считают, что результаты в челночном беге на 2/3 зависят быстроты. Это подтверждается и расчетами корреляции между максимальной скоростью и средней скоростью пробегания 100 м (r=0,808) в исследовании Кузнецова с соавторами [2].

При этом, как видно из рисунка, корреляция между двумя видами челночного бега выше, чем между 100 м и 10х10 м, что отражает, по-видимому, степень влияния ловкости на выполнение поворотов в челночном беге, и наводит на мысль о том, что ловкость меньше страдает от недостатка скоростной выносливости, чем способность набирать скорость на каждом отрезке челночного бега.

Таким образом, по нашим данным, результаты бега 4х10 м в большей степени коррелируют с результатами бега на 100 м, так что представляется более целесообразным оценивать быстроту по результатам челночного бега 4х10 м, а не по результатам челночного бега 10х10 м.

По итогам исследования мы предлагаем 100-балльную таблицу для оценки результатов в челночном беге 4х10 м, соответствующую аналогичной таблице для оценки результатов военнослужащих в беге на 100 м.

4×10 метров 10×10 метров

Рисунок — Коэффициенты корреляции между результатами гладкого и челночного бега

Очки С Очки с Очки с Очки с Очки с

100 8,4 80 — 60 — 40 — 20 10,5

99 — 79 — 59 — 39 10,0 19 —

98 — 78 — 58 9,5 38 — 18 —

97 — 77 9,00 57 — 37 — 17 —

96 8,5 76 — 56 — 36 — 16 10,6

95 — 75 — 55 — 35 10,1 15 —

94 — 74 — 54 9,6 34 — 14 —

93 — 73 9,1 53 — 33 — 13 —

92 8,6 72 — 52 — 32 10,2 12 10,7

91 — 71 — 51 9,7 31 — 11 —

90 — 70 9,2 50 — 30 — 10 —

Баллы С Баллы с Баллы с Баллы с Баллы с

89 8,7 69 — 49 — 29 — 9 10,8

88 — 68 — 48 — 28 10,3 8 —

87 — 67 — 47 9,8 27 — 7 —

86 — 66 9,3 46 — 26 — 6 —

85 8,8 65 — 45 — 25 — 5 10,9

84 — 64 — 44 — 24 10,4 4 —

83 — 63 — 43 9,9 23 — 3 —

82 — 62 9,4 42 — 22 — 2 —

81 8,9 61 — 41 — 21 — 1 11,0

1. Челночный бег 4х10 м позволяет более объективно оценивать быстроту, чем челночный бег 10х10 м.

2. Результаты челночного бега 4х10 м и 10х10 м в значительной степени зависят от ловкости, а результаты челночного бега 10х10 м — от скоростной выносливости.

3. Предложена таблица для оценки результатов челночного бега 4х10 м в баллах от 1 до 100.

1. Кадыров Р.М. О целесообразности включения упражнений для оценки анаэробных способностей военнослужащих в программу по физической подготовке высших военно-учебных заведений / Р.М. Кадыров, Д.А. Солнцев // Актуальные проблемы физической специальной подготовки силовых структур. — 2015. — № 1. — С. 29-34.

2. Особенности формирования навыков челночного бега 10х10 м у курсантов военно-учебных заведений / А.Ф. Кузнецов, А.С. Кайсин, Я.О. Матиенко, К.С. Расторгуев // Актуальные проблемы современной системы физической подготовки в вузах Министерства обороны Российской Федерации.

Материалы Межвузовской научно-практической конференции- Санкт-Петербург, 2021. -С.49-54.

3. Кузнецов А.Ф. Характеристика выполнения физического упражнения челночный бег у курсантов и слушателей в образовательных организациях силовых ведомств / А.Ф. Кузнецов, Я.О. Матиенко // Физическая культура и спорт в структуре профессионального образования: ретроспектива, реальность и будущее. Материалы Всероссийской научно-практической конференции — Иркутск, 2022. — С. 94-98.

4. Малков А.А. Организация тренировочного процесса подготовки к зачету в челночном беге (10*10 м) // Интерактивная наука. — 2020. — № 9 (55). — С.42-44.

5. Мещеряков С.П. Использование челночного бега на дистанции 4х10 метров в комплексной оценке физической подготовленности студентов / С.П. Мещеряков, Л.П. Мещерякова // Проблемы современных педагогических исследований, Сер.: Педагогика и психология. — 2017. — Вып. 56 — Ч. 9. С. 146-153.

6. Прокопенко В.В. Особенности методики обучения челночному бегу курсантов военного института / В.В. Прокопенко, А.А. Ница // Вестник научных конференций. — 2015. — № 1-3. — С. 112113.

7. Третьяков А.А. Определение эффективности комплексного теста для оценки координационных способностей у курсантов / А.А. Третьяков, А.И. Ткаченко // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. — 2023. — № 1 (97). — С. 169-173.

1. Kadyrov, R.M. and, Solntsev, D.A. (2015), "On the expediency of including of exercises for assessing anaerobic ability of military personnel in the program for physical training of higher military educational institutions", Actual problems ofphysical special training ofpower structures, No. 1, pp. 29-34.

2. Kuznetsov, A.F., Kaysin, A.S., Matienko, J.O., Rastorguev, K.S. (2021), "Features of the formation of skills of the shuttle running 10×10 m among cadets of military educational institutions", Prospects for the development ofphysical training and sports in the armed forces of the Russian Federation in modern conditions: Materials of the intercollegiate scientific and practical Congress, St. Petersburg, pp. 49-54.

3. Kuznetsov, A.F. and Matienko, J.O. (2022), "Characteristics of the performance of physical exercise shuttle running among cadets and students in educational organizations of law enforcement

agencies", Retrospective, reality and future of physical culture and sports in the structure of vocational education: Materials of the All-Russian scientific and practical Congress, Irkutsk, pp. 94-98.

4. Malkov, A.A. (2020), "Organization of the training process of preparing for the offset in shuttle running (10*10m)", Interactive science, No. 9 (55), pp. 42-44.

5. Meshcheryakov, S.P. and Meshcheryakova, L.P. (2017), "The use of shuttle running 4×10 meters in complex indicators of physical fitness of students", Problems of modern pedagogical education, Pedagogy and Psychology Series, 56, Part 9, pp. 146-153.

6. Prokopenko, V.V. and Nitsa, A.A. (2015), "Features of the methodology of shuttle running teaching of cadets of the Military Institute", Bulletin of scientific conferences, No. 1-3, pp. 112-113.

7. Третяков, А.А., Ткаченко, А.И. (2023), "Оценка эффективности комплексного теста для оценки координционных способностей курсантов", Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России, № 1 (97), с. 169-173.

i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Статья поступила в редакцию 11.05.2023

АРМСПОРТ КАК СРЕДСТВО УКРЕПЛЕНИЯ МЫШЦ ПРЕДПЛЕЧЬЯ И КИСТЕВОГО АППАРАТА ПРИ ПЛАВАНИИ БРАССОМ

Владислав Игоревич Лашкевич, тренер по плаванию высшей категории Спортивная школа олимпийского резерва по водным видам спорта «Невская волна», Санкт-Петербург; Алексей Валерьевич Живодёров, кандидат педагогических наук, доцент, мастер спорта РФ по гиревому спорту, доцент, Иван Михайлович Евдокимов, кандидат педагогических наук, доцент, Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения, Санкт-Петербург; Валерий Александрович Живодёров, доцент, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург; Диана Рустемовна Бареева, мастер спорта международного класса по армрестлингу, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, Санкт-Петербург

В спортивном плавании одним из самых значительных с точки зрения энергозатрат является стиль брасс, использование данного стиля заставляет участвовать более 26 мышечных групп. По количественному задействованию мышечных групп со стилем брасс может конкурировать баттерфляй. Мышцы спортсмена главным образом выполняют функцию передвижения и стабилизации тела в водной среде.

Используя стиль брасс, продвижение по водной поверхности осуществляется за счёт движения руками под себя с выбросом вперёд и за счёт движения ногами, подтягивание с дальнейшим разведением в стороны толчковым движением. Технические аспекты спортивного плавания брасс и определяют основную мышечную нагрузку. Мышцы рук при спортивном плавании брасс задействованы не одинаково, основная нагрузка направлена на дельтовидные мышцы и мышцы предплечья, незначительно задействованы двуглавая мышца (бицепс) и трёхглавая мышца (трицепс).

Ключевые слова: спортивное плавание, брасс, мышцы рук, мышцы предплечья, кистевой аппарат.

ARMSPORT, AS A MEANS OF STRENGTHENING THE MUSCLES OF THE FOREARM AND WRIST APPARATUS WHEN SWIMMING BREASTSTROKE

Vladislav Igorevich Lashkevich, the swimming coach of the highest category Sports school of

Олимпийский резерв в водных видах спорта "Невская волна", Санкт-Петербург; Алексей Валерьевич Живодеров, кандидат педагогических наук, доцент, мастер спорта России по гиревому спорту, Иван Михайлович Евдокимов, кандидат педагогических наук, доцент, Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения; Валерий

Оцените статью
Атлетика
Добавить комментарий