Во время эстафеты спортсмены передают друг другу эстафетную палочку, которая символизирует непрерывность команды и совместные усилия к достижению общей цели. Этот момент требует отличной синхронизации и точности, так как передача палочки часто определяет итоговый результат соревнования.
Кроме самой палочки, спортсмены также передают друг другу уверенность и настрой, создавая командный дух. Важным аспектом является не только физическая скорость, но и эмоциональное состояние, которое помогает каждому участнику показать максимальный результат в критический момент.
Эстафетный бег. История, техника, обучение, тренировка

Эстафетный бег на дистанцию 4 × 100 м, как правило, привлекает наибольшее внимание зрителей. Соревнование проходит по отдельным дорожкам стадиона от старта до финиша. Командный аспект этого вида конкурса, ответственность каждого спринтера за итог спортивной борьбы, необходимость безошибочно рассчитать свои движения при высокой скорости и скоординировать их с действиями партнера в ограниченной зоне передачи – всё это делает эту дистанцию одной из самых эмоционально насыщенных и захватывающих. В эстафетном забеге 4 × 100 м особенно сильно слаженность действий спортсменов влияет на результат, обеспечивая эффективную и надежную передачу эстафетной палочки на максимальной скорости бега.
Эффективная методика, специализированная программа тренировок, система выбора спортсменов и психологическая подготовка – всё это играет ключевую роль в создании команды для эстафетного бега. Главными аспектами её успешности являются не только достижения каждого спортсмена на дистанции в 100 м, но и их умение быстро и безошибочно передавать эстафетную палочку, так как во время передачи и приёма палочки можно потерять от 0,1 до 0,3 секунды на каждом этапе. Важность этого временного преимущества ярко демонстрируют результаты восьми мужских команд в финале эстафеты 4 × 100 м на XII Чемпионате мира 2007 года в Осака, Япония – разница во времени между командами, занявшими 1-е и 5-е места, составила всего 0,25 секунды. Это подчеркивает уровень согласованности действий каждого члена эстафетной команды во время передачи палочки.
Существует множество случаев, когда команды, сформированные из спринтеров с выдающимися личными результатами в беге на 100 метров, проигрывали эстафетам с менее впечатляющими индивидуальными показателями. Это объясняется тем, что финальный результат в эстафете 4 × 100 м зависит не только от скорости отдельных спортсменов, но и от слаженности их действий при передаче и получении эстафетной палочки в обозначенной правилами «зоне».
Так, история спринтерского бега знает много случаев, когда отсутствие гармонии сводило на нет преимущество «быстрых ног», и когда отлично настроенный коллектив побеждал команду, составленную из выдающихся спринтеров. В первом случае вспомним команды США (мужчины и женщины), которые состояли из отличных спринтеров, но часто на крупнейших соревнованиях были дисквалифицированы; во-втором – мужскую сборную СССР, не имевшую в своём составе столь быстрых спортсменов, но неоднократно становившейся призёром и победителем Олимпийских игр.
Рис. 6. Позиция участницы на первом этапе эстафетного бега
В последние годы наблюдается увеличение плотности результатов на крупномасштабных соревнованиях, поэтому ключевым моментом в эстафете становится идеальная техника передачи эстафетной палочки на максимально возможной скорости. Передача осуществляется как можно ближе к завершению «зоны передачи» («коридора»), в то время как спортсмен, принимающий палочку, покидает эту зону с повышенной скоростью.
С целью анализа техники эстафетного бега, раскроем составные части и элементы этой дисциплины лёгкой атлетики.
На первичном этапе спортсмен начинает соревнование из низкой стартовой позиции, используя стартовые колодки. Действия бегуна на этом этапе аналогичны тем, которые выполняет атлет, стартующий с поворотом. Стартовые колодки размещаются ближе к внешнему краю дорожки, чтобы разрешить бег по прямому участку дистанции, что позволяет спринтеру быстрее достичь максимальной скорости. Кроме того, особенностью старта в эстафетном беге является то, что бегун держит эстафетную палочку в руке (рис. 6).
В специализированной литературе авторы предлагают различные способы держания эстафетной палочки на старте. Наиболее распространённым среди российских спортсменов является вариант, при котором стартующий удерживает палочку средним, безымянным пальцами и мизинцем, в то время как опору составляют большой и указательный пальцы (рис. 7 б).
Рис. 7. Способы захвата эстафетной палочки в условиях низкого старта на первом этапе (J. Kolpher, 1975)
Варианты держания эстафетной палочки при низком старте анализирует американец J. Kolpher (37) (рис. 7 а-д).
1-й вариант: спортсмен держит палочку в нормальном стартовом положении. Данный способ, по мнению автора, не обеспечивает надежного удерживания палочки в момент старта (см. рис. 7, а).
2-й вариант: палочка держится тремя пальцами, тогда как большой и указательный пальцы служат опорой. Палочка удерживается надежно, но этот способ не гарантирует равновесия в момент старта (см. рис. 7, б).
3-й вариант: следует держать палочку большим и средним пальцами, остальные служат опорой, и вес тела равномерно распределяется на них. Однако при этом способе, как подчёркивает J. Kolpher, надежная фиксация палочки не обеспечивается (см. рис. 7, в).
Рис. 8. Позиция спортсменки, получающей эстафетную палочку на втором и четвертом этапе (опираясь на руку)
4-й вариант: палочка сжимается большим, средним и безымянным пальцами, что также способствует равномерному распределению веса тела на пальцы. Кроме того, палочка надежно удерживается в руке и находится несколько выше над грунтом, чем при других способах. По мнению автора, большинство спортсменов США считают этот вариант очень удобным и наиболее естественным для удержания палочки при низком старте (см. рис. 7, г).
5-й вариант: бегун держит эстафетную палочку большим и указательным пальцами. Этот способ, как при втором варианте (см. рис. 7 б), не обеспечивает достаточного равновесия спортсмену (см. рис. 7, д).
Предложенные варианты взяты из практики использования их американскими спортсменами, но решающим фактором при определении способа держания эстафетной палочки, как следует из исследований автора, должно являться мнение тренера и спортсмена. Во всех случаях эстафетная палочка держится за один конец, а другой её конец находится за пределами стартовой линии. На отработку оптимального способа держания эстафетной палочки уходит совсем немного времени, и если спортсмен надежно и естественно держит палочку на старте, можно считать, что время потеряно не зря.
Рис. 9. Положение бегуньи, принимающей эстафетную палочку на 2-м и 4-м этапе (без опоры на руку)
Сигнал от стартёра запускает бег спортсмена, который выходит на первый этап, стараясь оставаться ближе к внутреннему краю дорожки. Остальные участники, готовясь ко второму этапу, также занимают стартовые позиции для ускоренного начала соревнования.
При этом, в связи с тем, что бегуны 2-го и 4-го этапов принимают эстафетную палочку у спортсменов, бегущих по виражу, ближе к внутренней линии дорожки, то стартовое положение на этих этапах будет одинаковым – ближе к наружной линии своей дорожки (рис. 8 и 9). Так как он оставляет левую сторону дорожки для передающего эстафетную палочку.
Анализируя стартовое положение бегунов на 2-м и 4-м этапах, большинство специалистов (6, 10, 29, 43) приходят к мнению, что спортсмен должен принимать положение, близкое к низкому старту, на внешней стороне дорожки, опираясь (или без опоры) правой рукой о дорожку. При этом либо правая (см. рис. 8), либо левая нога может находиться впереди (см. рис. 9).
Голова спортсмена повёрнута в сторону внутренней части дорожки, т. е. влево, что даёт возможность более чётко видеть бегуна своей команды и контрольную отметку. В момент, когда передающий начал бег с палочкой, принимающий эстафету спортсмен занимает стартовую позицию. По мере приближения партнёра левая рука поднимается до уровня пояса, туловище разворачивается левым плечом влево-вверх, голова поворачивается так, чтобы взгляд на контрольную отметку направлялся сверху, а не сбоку. Этот момент очень важен, так как хорошо ориентирует бегуна на точность ухода. Для удобства пятки слегка поворачиваются в сторону внешней линии дорожки.
В момент пересечения передающим проекции контрольной отметки принимающий максимально быстро стартует, а затем поворачивает голову по направлению бега. До получения палочки бегущие на 2 и 4-м этапах спортсмены придерживаются внешней стороны дорожки.
На третьем этапе осуществляется второй обмен эстафетной палочкой. Исследование соревновательной активности демонстрирует, что на данном этапе чаще всего используется следующее положение бегуна, который принимает эстафету (табл. 2). Спортсмен занимает позицию, напоминающую низкий старт; на внутреннем краю дорожки с опорой или без опоры на руку (рис. 10, 11).
Некоторые спортсмены, стартующие на 3 м этапе, становятся на внешнюю сторону дорожки, опираясь правой рукой (рис. 12). Встречаются случаи, когда спортсмены принимают положение по внешней дорожке, близкое к высокому старту без опоры на руку (рис. 13). При этом первая фаза ускорения выполняется по касательной к внутренней линии беговой дорожки.
Рис. 10. Положение бегуньи третьего этапа, стоящей на внутренней стороне дорожки (с опорой на руку)
Рис. 11. Положение бегуньи третьего этапа, стоящей на внутренней стороне дорожки (без опоры)
Рис. 12. Положение бегуньи третьего этапа, стоящей на внешней стороне дорожки (с опорой на руку)
Рис. 13. Позирование спортсменки третьего этапа, находящейся на внешнем крае дорожки (без опоры на руки)
Стартовое положение участников команд в эстафетном беге 4 × 100 м на третьем этапе (XII Чемпионат мира, г. Осака, Япония, 2007 г.; финальным забег)
(цит. по О. М. Мирзоеву, В. М. Маслакову, Е. П. Врублевскому, 18)
Следует учитывать тот факт, что чем дальше дорожка находится от внутренней бровки, тем меньше прямого участка разгона остаётся для стартового разбега участникам 3-го этапа. Поэтому спортсмену, стартующему на этом этапе при выборе места старта целесообразно учитывать очередность дорожки и то, как будет виден его приближающийся партнёр по команде к моменту пересечения контрольной отметки. В этом случае следует индивидуально выбирать наиболее рациональный вариант позы на старте. Дальнейшие действия спортсмена являются аналогичными таковым при выполнении старта и стартового разгона на 2 и 4-м этапах, но свой бег он проводит так же, как бегун первого этапа, то есть ближе к внутренней бровке.
В настоящее время в практике эстафетного бега 4 X100 м существует два наиболее распространённых способа передачи эстафетной палочки без перекладывания – передача «снизу-вверх» и «сверху-вниз». Это значит, что эстафетная палочка принимается и передаётся бегуну следующего этапа одной и той же рукой, и спортсмен, принимающий палочку, не перекладывает её во время бега из одной руки в другую. В этом варианте эстафетная палочка передаётся бегунами на этапах в следующей последовательности:
– переселение из правой руки в левую (на втором этапе);
– из левой руки в правую руку (на 3-м этапе);
– из правой руки в левую руку (на 4-м этапе).
Таким образом, на вираже легкоатлету целесообразно бежать ближе к внутренней части дорожки и нести палочку в правой руке, а на прямой держать эстафетную палочку в левой руке и при беге в «зоне передачи» придерживаться внешней стороны дорожки.
Неоднократно различными специалистами (29, 31, 41, 43) проводилось исследование эффективности двух способов передачи эстафетной палочки – «сверху-вниз» и «снизу-вверх». Общая оценка эффективности того или иного способа складывалась из оценки следующих факторов: простоты, надежности и быстроты передачи. Оба способа применяли в одинаковых условиях: передачу «снизу-вверх» и передачу «сверху-вниз» исследовали с участием одних и тех же испытуемых; во всех экспериментах проводилась передача эстафеты из правой руки в левую; передающий и принимающий использовали спринтерский старт и т. д. Результаты исследований показали, что способ передачи «сверху-вниз» позволяет быстрее передавать эстафетную палочку, чем «снизу-вверх».
Рис. 14. Перемещение эстафетной палочки методом «снизу-вверх»
Тем не менее, многолетняя практика эстафетного бега показывает, что способ «снизу-вверх» более простой и надежный. Поэтому в тренировке начинающих спортсменов, где наиболее важное значение имеют факторы простоты и надежности передачи эстафеты, следует практиковать способ передачи «снизу-вверх». Спортсменам высокой квалификации можно отдавать предпочтение способу передачи «сверху-вниз» как более быстрому. В целом, следует отметить следующие основные моменты при двух способах передачи.
1. Передача «снизу-вверх». Бегун, принимающий эстафету, держит руку в положении «V» (раскрытой ладонью) на уровне бедра. Эстафетная палочка вкладывается «снизу-вверх» в руку принимающего эстафету бегуна с тем расчётом, чтобы он мог взять её близко к руке бегуна, передающего эстафету.
Для этого, в момент передачи палочки, тыльная часть кисти передающего устремляется в ладонь принимающего, что исключает возможность проскальзывания. Это обеспечивает также необходимое место на эстафетной палочке для очередного захвата её, в последующем, остальными спринтерами команды (рис. 14).
Преимущество. Легко обучить начинающих. Более естественно под «природу» бега, так как движение «снизу-вверх» не нарушает бегового ритма.
Недостатки. Необходимо бережно использовать «расстояние на палочке», так как с каждой передачей остаётся всё меньше пространства для последующего захвата, и на заключительном этапе зачастую не хватает места на переднем конце палочки для надёжного хвата, что может привести к её утрате.
Для решения проблемы свободного хвата предлагается движением пальцев во время бега продвигать палочки вперёд по кисти (29). Кроме того, при передаче палочки снизу кисть передающего обязательно должна коснуться кисти принимающего.
Рис. 15. Передача эстафетной палочки способом «сверху-вниз»
2. Передача «сверху-вниз». Бегун, принимающий эстафету, протягивает руку назад ладонью вверх (большой палец по направлению к туловищу). Легкоатлет, передающий эстафету, держа палочку, помещает её свободный конец в руку спортсмена, принимающего эстафету, движением «сверху-вниз» (рис. 15).
Преимущество. Максимально большое расстояние между бегунами, и положение эстафетной палочки после передачи не требует корректировки (она готова к следующей передаче!).
Недостатки. Поскольку рука принимающего эстафету бегуна находится в поднятом и более активном положении по сравнению с предыдущей передачей, точно вложить эстафетную палочку становится довольно сложно.
В вопросе сравнительной эффективности способов передачи эстафеты наиболее значительное практическое исследование было проведено чешскими специалистами (30, 31). Выявлено, что во всех анализируемых соревнованиях в эстафетных командах 1972–1988 гг. при передачах «снизу-вверх» было достигнуто более эффективное взаимодействие, чем при способе «сверху-вниз». Тем не менее, в настоящее время большинство команд используют передачу «сверху-вниз». Причём мужчины осуществляют передачу, в основном, во второй половине «зоны передачи», а женщины – в первой.
Также отмечается, что при относительно однородном морфологическом профиле спринтеров чаще и лучше используется передача «снизу-вверх». Если спортсмены разнородные по росту (свыше 5–8 см) – «сверху-вниз». Более детальный видеоанализ показал (29) явную предрасположенность типа передачи от антропометрических данных спринтеров, которые, в конечном счёте, сказываются на его длине и частоте шагов.
Некоторые команды применяют смешанный способ передачи снизу и сверху без перекладывания. Суть этого способа заключается в следующем. Передача эстафетной палочки с 1-го этапа на 2-й и с 3-го этапа на 4-й делается движением «снизу-вверх», а передача со 2-го этапа на 3-й – движением «сверху вниз». Это является одним из решений проблемы свободного хвата палочки.
Приём эстафетной палочки осуществляется по звуковому сигналу передающего. Причём этот сигнал подаётся на таком расстоянии, при котором можно передавать и принимать эстафетную палочку вытянутыми руками (расстояние между передающими и принимающими приблизительно 1,20-1,50 м) и в тот момент, когда рука передающего с палочкой двигается назад. Последнее делается с той целью, чтобы при движении вперёд вложить палочку партнёру, который уже готов её принять.
Как сообщается (22), американские тренеры провели множество экспериментов с использованием звуковых сигналов при передаче эстафеты и пришли к выводу, что наилучшим вариантом является крик имени бегуна, который принимает эстафетную палочку. Предыдущий бегун передает команду за мгновение до того, как рука, держащая палочку, начинает движение к следующему участнику. Услышав свое имя, принимающий бегун немного наклоняется вперёд (компенсируя движение руки) и выполняет захват рукой, которая остается параллельной дорожке, с ладонью, обращенной вверх. В данном процессе ключевым моментом является полное выпрямление руки и открытая ладонь для эффективного получения палочки. Важно также обеспечить максимально возможное расстояние между спортсменами в момент передачи, чтобы создать «свободное пространство».
Эстафетный бег
В программу летних Олимпийских игр включен единственный командный легкоатлетический вид состязаний – эстафетный бег. Суть его заключается в передаче во время движения эстафетной палочки от одного спортсмена другому. Побеждает команда, сумевшая первой перейти финишную черту, не нарушив правила.

Эстафетные состязания часто организуются на городских стадионах, школьных спортивных площадках. Командные забеги могут быть приурочены к праздникам или общественно-политическим событиям. Иногда между собой соревнуются команды различных образовательных учреждений или предприятий.
Традиционным снарядом для эстафетного бега принято считать эстафетную палочку. Ее изготавливают из алюминия и покрывают краской яркого цвета, например, желтого или красного. Но в Японии существуют соревнования на марафонской дистанции с передачей товарищам по команде ленты, которую бегун надевает через плечо. Такое состязание носит название экиден. Во время движения передающий эстафету должен снять с себя ленту и успеть отдать ее следующему спортсмену.
Программа забегов
Основными эстафетными дистанциями для спортивных состязаний являются забеги 4х100 и 4х400. Расшифровывается это таким образом. Для дисциплины 4х100 – команда из 4-х человек с помощью передачи палочки должна преодолеть 400 м. Во втором случае, соответственно, общая дистанция для команды такого же будет равна 1600 м.
Существует тип эстафет, известный как шведский или смешанный, где длина каждого следующего этапа может быть меньше или больше предыдущего. В результате, соревнования проходят в форматах 800−600−400−200; 400−300−200−100; 400−800−1200−1600.

Способы передачи палочки
Можно выделить несколько техник передачи эстафеты:
Например, сборная России использует первый способ, а команда США отдает предпочтение второму. При этом передача сверху вниз считается более рискованной, потому что палочка может выпасть из рук.
Также техника передачи может осуществляться с перекладыванием палочки из левой руки в правую и без перекладывания.
Во время состязаний важна внимательность, согласованность действий и умение бежать в ногу с товарищем. Без этого четкая и быстрая передача снаряда невозможно. Поэтому тренер должен уделять внимание не только выработке навыков передачи эстафеты, но и поддерживать коллективный дух.

Правила и нюансы- Передача эстафетной палочки должна осуществляться не в любом месте, а только в определенных коридорах.
- Финишем считается момент пересечения черты туловищем бегуна.
- Во время движения нельзя мешать участникам другой команды совершать маневры. Любое намеренное действие, направленное против соперников, грозит штрафом.
- Старт участников совершается одновременно по команде «Марш».
- Правила для разных дистанций отличаются. В стометровых эстафетный бег участники перемещаются каждый по своему кругу. Для разгона участникам второго, третьего и четвертого этапов предоставляется дополнительный коридор в 10 м. Для забегов в 400 м такой возможности не дается. Спортсмены стартуют одновременно в коридоре длиной 20 м.
- Бегун должен с помощью голосовой команды сообщить следующему участнику о готовности передать эстафетную палочку примерно за 2 беговых шага.
- Передавший эстафету спортсмен покидает стадион только после того, как мимо него пробегут участники всех команд.
- Для передачи палочки передающий и получающий эстафету бегут некоторое время в ногу. При этом второй участник должен выбрать такой темп, чтобы бежать не слишком быстро, иначе он перегонит товарища до передачи снаряда, и не слишком медленно, чтобы палочка не выпала.
- Если спортсмен уронил эстафетную палочку на пол, он и только он может поднять ее и продолжить движение.
- Нельзя переходить на чужие дорожки – это грозит команде дисквалификацией.
Эстафетная гонка может не быть признана действительной в случае нарушения следующих норм:
- снаряд утерян или поднят другим членом команды;
- передача осуществлена за пределами коридора;
- была попытка помешать другой команде;
- один из участников не пробежал положенную дистанцию или вышел на соседний круг.
За эстафетными соревнованиями интересно наблюдать, и не менее увлекательно в них участвовать. К слову, эстафеты существуют не только в беге, но еще в таких видах спорта, как биатлон, плавание, конькобежный спорт.




