Самые высокие показатели максимального потребления кислорода (VO2 max) зарегистрированы у таких спортсменов, как лыжники и циклисты, благодаря специфику их тренировок и физическим нагрузкам. Например, статистика показывает, что у норвежского лыжника Бйорна Дели значение VO2 max составляло около 96 мл/кг/мин, что является одним из самых высоких результатов в мире.
Также стоит отметить, что у некоторых профессиональных циклистов, таких как Мигель Индурейн, показатели VO2 max превышали 88 мл/кг/мин. Эти результаты подчеркивают важность аэробной выносливости, которая критически важна для успеха в этих видах спорта.
Абуталимова С.М., Нопин С.В., Рогулева Л.Г. Сравнительный анализ показателей кардиореспираторного нагрузочного тестирования легкоатлетов разных возрастных групп
Ключевые слова: спортмедицина, тестирование с нагрузкой, аэробная эффективность, эргоспирометрические измерения, легкая атлетика, профессиональные атлеты.
Аннотация. Тестирование кардиореспираторной системы с нагрузкой – это метод, который позволяет определить аэробные способности атлета, его физическую форму и устойчивость к физическим нагрузкам, что важно для правильной организации тренировочного и восстановительного процессов. Цель данного исследования – изучение показателей кардиореспираторного теста у легкоатлетов различных возрастных категорий. В ходе проведения тестирования с использованием эргоспирометрии были получены следующие результаты: у молодых спортсменов был зафиксирован более высокий уровень относительного максимального потребления кислорода; частота сердечных сокращений при достижении анаэробного порога была выше у более зрелых атлетов; показатели физической нагрузки оказались выше у молодых легкоатлетов. Полученные результаты показывают высокие аэробные способности и низкую физиологическую стоимость нагрузок у спортсменов более молодого возраста.
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ТЕСТОВ КАРДИОРЕСПИРАТОРНЫХ НАГРУЗОК У СПОРТСМЕНОВ РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУПП
S.M. Abutalimova, S.V. Nopin, L.G. Roguleva
Федеральное государственное бюджетное учреждение «Северо-Кавказский федеральный научно-клинический центр Федерального медицинского и биологического агентства», Ессентуки, Россия
Ключевые слова: спортивная медицина, стресс-тестирование, аэробная производительность, эргоспиrometry, легкая атлетика, спортсмены.
Annotation. Cardiorespiratory stress testing is a method that allows you to identify the athlete’s aerobic capabilities, his performance and exercise tolerance, which is necessary for the correct construction of training and recovery processes. The aim of the study was to analyze the indicators of cardiorespiratory stress testing of athletes of different age groups. When conducting stress testing with ergospirometry, the following results were obtained: a higher relative maximum oxygen consumption in younger athletes; Heart rate when reaching the anaerobic threshold is higher in older athletes; exercise tolerance values are higher for younger athletes. The data obtained indicate high aerobic capabilities and low physiological cost of work of younger athletes.
Введение. Как российские, так и международные исследователи активно занимаются разработкой систем оценки функционального состояния и работоспособности атлетов [1,2]. В настоящее время существует значительное количество лечебно-диагностических комплексов, которые позволяют проводить оценку функционального состояния спортсменов различных специальностей [3,4].
Проведение функциональных тестов с физическими нагрузками является важным элементом подготовки легкоатлетов, необходимым для адекватной организации тренировочного и восстановительного процессов [5,6]. Одним из методов, позволяющих оценить функциональное состояние сердечно-сосудистой и дыхательной систем, является кардиореспираторное нагрузочное тестирование [7,8,9]. Этот подход дает возможность определить аэробные способности спортсмена, его аэробную и анаэробную работоспособность, а также толерантность к физическим нагрузкам [10,11].
Задача данного исследования заключается в сравнении результатов кардиореспираторного нагрузочного тестирования среди легкоатлетов различных возрастных категорий.
Методы и организация исследования. Исследования проводились в Центре медико-биологических технологий ФГБУ СКФНКЦ ФМБА России в г. Кисловодске, на горе Малое седло на высоте 1240 м. в условиях учебно-тренировочных сборов (УТС) спортсменов в ФГУП «Юг спорт». В нашем исследовании приняли участие 2 группы спортсменов по 8 человек в каждой, специализации легкая атлетика. Первую группу составили легкоатлеты, в возрасте от 22 до 32 лет, средний возраст – 27,5±4 лет. Вторая группа – легкоатлеты в возрасте от 36 до 50 лет, средний возраст 43±4,7 лет.
Для проведения нагрузочного тестирования использовались эргоспирометрическая система SCHILLER, произведенная в Швейцарии, и беговая дорожка H/P/COSMOS, изготовленная в Германии.
Для проведения нагрузочного тестирования на тредмиле был выбран протокол Bruce, при котором на каждой ступени увеличивалась скорость беговой дорожки и угол ее наклона (от 2,7 км/ч и 10% наклона на первой ступени до 9,6 км/ч и 22% на седьмой). Длительность каждой ступени 2 минуты. При прохождении спортсменами седьмой ступени, скорость и угол наклона дорожки не менялись, тест продолжался до отказа спортсмена от дальнейшего нагрузочного тестирования.
В процессе выполнения эргоспирометрического исследования анализировались нижеприведённые параметры:
— время нагрузочного тестирования
— момент анаэробного вентиляционного порога
— максимальная нагрузка, испытываемая спортсменом при тестировании
— уровень нагрузки, который переносит атлет во время АП
— максимальное потребление кислорода
— относительное максимальное использование кислорода
— потребление кислорода при достижении анаэробного порога
-относительное пик потребления кислорода при достижении анаэробного порога
— ЧСС при достижении анаэробного порога
— оценка переносимости физических упражнений (метаболический эквивалент)
Статистическая обработка результатов осуществлялась при помощи непараметрического статистического U-критерия Манна-Уитни в программе Statistica 6.0. Разницу значений считали значимой при р
Обсуждение и итоги проводимых исследований. Данные по кардиореспираторным нагрузочным тестам двух групп атлетов в легкой атлетике приведены в таблице.
Сравнительный анализ показателей кардиореспираторного нагрузочного тестирования легкоатлетов разных возрастов
Результаты нагрузочного тестирования (протокол Бруса)
Спортсмены младше 35 лет
Атлеты, достигшие возраста 35 лет
У кого из спортсменов зарегистрированы самые высокие показатели максимального потребления кислорода
Н.В. РЫЛОВА 1,2 , А.А. БИКТИМИРОВА 2 , А.С. НАЗАРЕНКО 3
1 Казанский государственный медицинский университет, 420012, город Казань, улица Бутлерова, дом 49
2 Казанская государственная медицинская академия, 420012, г. Казань, ул. Бутлерова, д. 36
3 Поволжская академия физической культуры, спорта и туризма, 420138, Казань, Деревня Универсиады, дом 35
В статье представлены результаты изучения максимального потребления кислорода (МПК) в двух группах юных спортсменов (пловцы и играющие в хоккей на траве) и контрольной группе мальчиков, не занимающихся спортом. Для определения МПК было выбрано кардиореспираторное нагрузочное тестирование с автоматическими газоанализаторами.
Этот тип исследования представляет собой один из самых доступных, информативных и надежных способов оценки аэробной работоспособности спортсменов, который определяется через максимальное потребление кислорода. Проведенное исследование показывает значительные различия в показателях МПК между спортсменами плавания, как мужчинами, так и женщинами, спортсменками хоккея на траве, а также мальчиками, не занимающимися спортом.
У девочек, занимающихся плаванием, и относительные, и абсолютные значения МПК выше, чем у девочек, играющих в хоккей на траве. У мальчиков в исследуемой группе средние показатели МПК оказались существенно выше, чем в контрольной группе. Однако у мальчиков, не занимающихся спортом, средние значения МПК были выше, чем у девочек-спортсменок. Для достижения высоких показателей максимального потребления кислорода у детей и подростков рекомендуется прибегать к систематическим физическим нагрузкам, учитывать возрастные и гендерные особенности, а также специфику выбранного вида спорта.
Основные термины: потребление кислорода на максимуме, молодые атлеты, тестирование кардиореспираторной нагрузки
N.V. RYLOVA 1 , A.A. BIKTIMIROVA 2 , А.S. NAZARENKO 3
1 Казанский государственный медицинский университет, улица Бутлерова, 49, Казань, Российская Федерация, 420012
2 Kazan State Medical Academy, 11 Mushtari St., Kazan, Russian Federation, 420012
Государственная академия физической культуры, спорта и туризма Поволжья, Университетская деревня, 35, Казань, Российская Федерация, 420138
Level of maximal oxygen consumption as an indicator of performance of athletes specializing in different sports
The article presents data from a study of maximum oxygen consumption in the two groups of young athletes (swimmers and hockeyplayers) and a control group of boys who are not involved in sports. To determine the maximum oxygen consumption, cardiorespiratory exercise testing with automatic analyzers was selected. This type of research is the most accessible, informative and reliable for determining the aerobic performance of athletes, for which the maximum oxygen consumptionis the indicator.
Key words: maximum oxygen consumption, young athletes, cardiorespiratory exercise testing.
В процессе изучения общей физической активности детей и подростков, занимающихся спортом, важно принимать во внимание возрастные характеристики развития органов и систем, а также энергетические потребности организма. Необходимо выделить менее развитые функциональные потенциалы сердечно-сосудистой системы, менее эффективное использование энергии, значительно сниженные возможности для обеспечения кислородных потребностей, более низкие показатели максимального потребления кислорода (МПК) и короткий срок его удержания, уменьшенные способности к выполнению аэробных нагрузок и более продолжительный период восстановления [1].
Для определения общей физической работоспособности используют пробы с физической нагрузкой, которые должны быть однотипными, стандартными и четко дозируемыми. Подобные тесты являются унифицированными для выявления нарушения толерантности к физической нагрузке, а также дают возможность оценить уровень общей физической работоспособности, независимо от воздействия окружающих факторов [2, 3]. При этом применяемая нагрузка должна быть легко осуществимой и повторяемой, не требовать особых навыков выполнения или высокой координации движений, давать возможность изменения интенсивности нагрузки в необходимых пределах. Преимущество также отдается тем видам нагрузки, при выполнении которых регистрация показателей может быть выполнена непосредственно во время тестирования [4, 5].
Нагрузочные тесты дают возможность решить множество задач. С их помощью можно оценить общую работоспособность организма и определить наиболее подходящие спортивные специальности для детей и подростков. После анализа результатов функциональных проб становится возможным прогнозировать достижения и разрабатывать эффективные профилактические меры для минимизации риска соматических заболеваний, а также различных травм и повреждений [6, 7].
Наиболее надежным и информативным вариантом дозирования нагрузки и определения выносливости спортсмена является велоэргометрия со ступенчато повышающейся нагрузкой, применение которой обоснованно и физиологически корректно у детей старше 10-12 лет [8]. Одним из видов данной пробы является кардиореспираторное нагрузочное тестирование (КРНТ).
Данный тест предназначен для анализа работы сердечно-сосудистой и бронхо-легочной систем, главной функцией которых является поддержание клеточного дыхания. Эти две системы играют ключевую роль в аэробном производстве энергии, и по их показателям можно сделать вывод о физической выносливости организма в общем.
По мнению ВОЗ, МПК является одним из наиболее информативных показателей функционального состояния кардиореспираторной системы, ее резервов, системы энергетического метаболизма, аэробного потенциала организма и уровня здоровья. МПК характеризует высшую границу доступного организму уровня окислительных процессов, предельно усиленных мышечной работой [9].
Максимальное потребление кислорода определяется множеством факторов: эффективностью кислородной транспортной системы (работой сердечно-сосудистой системы, объемом сердечного выброса, уровнем гемоглобина и состоянием дыхательной системы), способностью скелетных мышц использовать поступающий кислород, а также полом, возрастом спортсмена, типом спорта, уровнем его квалификации, массой и составом тела [10]. Следует отметить, что некоторые исследователи считают, что параметры МПК имеют генетическую предрасположенность, например, преобладание медленных мышечных волокон. МПК также подвержено влиянию факторов окружающей среды, особенно типа спортивной подготовки, которая требует специфических нагрузок на различные группы мышц. Таким образом, спортивные тренировки в разных дисциплинах, особенно циклических, фокусирующиеся на улучшении аэробной производительности, могут способствовать достижению верхнего предела показателя МПК и увеличению физической работоспособности организма [11].
Цель исследования — установление показателя уровня МПК, его зависимости от вида спорта, в котором специализируется атлет, а Выявление гендерных различий данного параметра.
Методы и материалы
На базе учебно-научной лаборатории кафедры медико-биологических дисциплин Поволжской государственной академии физической культуры, спорта и туризма проведено исследование уровня максимального потребления кислорода у 66 человек, 49 из которых спортсмены (26 девочек и 23 мальчика). В рамках исследования было создано две опытных и одна контрольная группы.
Спортсмены были сгруппированы на 2 категории в соответствии с «Олимпийской классификацией видов спорта». Эта система основана на анализе ключевых особенностей соревновательного и тренировочного процессов в разнообразных спортивных дисциплинах. Первая группа включает представителей циклических видов спорта: 11 девочек-пловцов со средним возрастом 16,72±0,62 года и 23 мальчика-пловца со средним возрастом 16,34±1,05 года.
2-я группа — представители игровых видов спорта — игроки в хоккей на траве (15 девочек, средний возраст — 16,13±1,22 года). Занятия спортом в этих двух группах — интенсивная физическая нагрузка 3 и более раз в неделю в течение последних 6 (или более) месяцев. Контрольную группу составили 17 мальчиков, учеников IT лицея-интерната, средний возраст которых 14,35±0,49 года, не занимающихся интенсивной или умеренной физической нагрузкой (уроки физического воспитания 2 раза в неделю).
Все участники эксперимента проходили тестирование в идентичных условиях — выполнение нагрузки, постепенно возрастающей на велоэргометре eBike (Германия), до отказа. На первом уровне нагрузка составляла 60 Вт (продолжительность 3 минуты) и увеличивалась на 15 Вт на следующих уровнях (с интервалом в 1 минуту).
В процессе выполнения теста регистрировался показатель максимального потребления кислорода с помощью газоанализатора ADInstruments «PowerLab» РТК 14. Вращение педалей происходило с постоянной оптимальной скоростью — 60-80 педалирований в минуту. Регистрация исследуемых показателей проводилась автоматически каждую минуту. Измерялась также масса тела исследуемых для расчета относительных показателей МПК (на килограмм веса: мл/мин/кг).
Итоги исследования и их анализ
У исследованных пловцов-девочек абсолютные показатели МПК варьировали в пределах 2,052-3,552 л/мин (средние показатели — 2,572±0,29 л/мин). Относительные показатели МПК: 37-50 мл/мин/кг, среднее значение 43,54±4,04.
Наивысший результат зафиксирован у 17-летней спортсменки N, имеющей разряд «мастер спорта». Ее абсолютный показатель МПК составил 3,552 л/мин, а относительный показатель — 48 мл/мин/кг при весе 74 кг. В группе мальчиков-пловцов абсолютные показатели МПК варьировались от 2,941 до 4,986 л/мин, с средним значением 4,007±0,37 л/мин.
Относительные показатели МПК — 45-69 мл/мин/кг, среднее значение — 58,34±4,68. Лучший показатель: спортсмен G, 17 лет, спортивный разряд «кандидат в мастера спорта», абсолютный показатель МПК — 4,986 л/мин, относительный показатель МПК — 60 мл/мин/кг, при весе 83,1 кг.
У девушек, занимающихся хоккеем на траве, были установлены следующие параметры: уровень абсолютного максимального потребления кислорода (МПК) колебался от 1,37 до 2,501 л/мин, со средним значением 2,12±0,25. Относительный уровень МПК составил 26,045-45,47 мл/мин/кг, среднее значение — 38,29±3,11. Наивысшие результаты как в абсолютном, так и в относительном показателе МПК продемонстрировала спортсменка Р., которой 14 лет, и имеющая спортивный разряд Кандидат в мастера спорта.
Ее абсолютный показатель МПК — 2,501 л/мин, относительный показатель МПК — 45,472 мл/мин/кг, при весе 52,6 кг. Показатели уровня абсолютного МПК в контрольной группе (мальчики) составили от 1,706 до 4,046 л/мин (средние значения — 2,66±0,32 л/мин). Относительные показатели МПК составили 29-57 мл/мин/кг, среднее значение — 42,23±6,1.
Полученные данные были сопоставлены с информацией из различных источников. В частности, максимальное потребление кислорода (МПК) у мужчин, не проходивших тренировки, в среднем равно 3,5 литра в минуту или 45 мл на килограмм массы тела в минуту, а у женщин — 2 литра в минуту или 38 мл на килограмм массы тела в минуту [12]. Для детей и подростков относительная величина МПК, рассчитанная на 1 килограмм веса, составляет 43-52 мл/мин/кг [1]. Максимальное потребление кислорода у мужчин-пловцов составляет 67 мл/кг/мин, в то время как у женщин — 57 мл/кг/мин.
В контрольной группе среди мальчиков — учеников IT лицея-интерната обнаруживаются достаточно высокие показатели МПК, относительно девочек-спортсменок, как играющих в хоккей на траве, так и занимающихся плаванием. У мальчиков-пловцов отмечаются самые высокие показатели и абсолютных, и относительных значений МПК.
Такое явление можно обосновать гендерными и возрастными аспектами формирования системы энергетического обеспечения. В 13-14 лет у подростков мужского пола наблюдается максимальный годовой прирост аэробной способности (среднее значение МПК увеличивается на 28%), что связано с увеличением массы тела и общей динамикой роста.
Максимальный прирост абсолютной величины МПК происходит чуть позже — в 15-16 лет. У девочек наибольший прирост относительного МПК наблюдаетсяв возрасте 12-13 лет (+17%). Прирост абсолютной величины МПК становится малозаметнымпосле 16 лет. Аэробная работоспособность (абсолютная величина) у мальчиков достигает максимума к 18 годам, у девочек к 15.
Следовательно, наивысший прирост анаэробной работоспособности наблюдается в период 15 лет, что можно объяснить, среди прочего, ростом числа гликолитических волокон в мышечных тканях [13]. В возрасте 13-15 лет у занимающихся спортом подростков наиболее ярко проявляется связь между параметрами физического развития и общей физической эффективностью [1].
Специфика нагрузки, получаемой при занятии конкретным видом спорта, влияет на аэробную работоспособность, то есть на показатели МПК. Высокие аэробные возможности организма, несомненно, наиболее важны в циклических видах спорта. Занятие плаванием направлено на развитие аэробной работоспособности организма, выносливости.
В данном виде спорта целесообразнее оценивать аэробные способности по абсолютному показателю максимального потребления кислорода (л/мин), поскольку вес спортсмена как фактор нагрузки не имеет значительного влияния [14]. Одной из особенностей плавания является горизонтальное положение в воде, что значительно влияет на функционирование сердечно-сосудистой и дыхательной систем, так как снижает затраты энергии на удержание тела в вертикальном положении.
Все это позволяет пловцу более длительно выполнять большой объем работы с меньшими энергозатратами. Кроме того, в ходе работы пловцу приходится преодолевать сопротивление воды, которое возрастает по мере повышения скорости плавания. На итоговый результат влияет телосложение, техническая составляющая при выполнении движений, вес спортсмена и композиционный состав его тела (соотношения мышечной и жировой ткани). Следует учитывать, что чем выше квалификация пловца, тем ближе его плавательное МПК к его беговому МПК [11].
Хоккей на траве, в отличие от других видов спорта, не предъявляет к спортсменкам высоких требований по аэробной подготовке, поэтому максимальное потребление кислорода (МПК) не является ограничивающим фактором их эффективности [15]. В командных спортивных дисциплинах высокие аэробные характеристики организма имеют важное значение, хотя и не являются определяющими. Достижение улучшения показателей МПК, особенно у хоккеисток, связано с увеличением объема тренировочной и соревновательной деятельности, а также с применением методов общей физической подготовки в подготовительный период. При сравнительно аналогичном уровне технико-тактической и скоростно-силовой подготовки спортивных игроков преимущество получают те, кто демонстрирует более высокие аэробные способности. Это создает предпосылки для роста физической работоспособности, улучшения кислородного обмена и увеличения продолжительности мышечной работы, особенно в условиях анаэробного усилия, что, в свою очередь, приводит к лучшим результатам.
Для достижения высоких показателей максимального потребления кислорода у детей и подростков необходимо прибегать к систематическим физическим нагрузкам [8]. Важно помнить, что именно в пубертатном периоде наблюдается наиболее низкая экономичность функционирования сердечно-сосудистой системы. Это обуславливает необходимость строгой регламентации и контроля интенсивности физических нагрузок. Для наиболее значимого повышения функциональных способностей организма, которое позволяет преодолевать пубертатный период без существенных ограничений в тренировочном, подготовительном процессе, рекомендуется начинать занятия спортом в возрасте 10-12 лет. Так как именно в этом возрасте даже нетренированные дети и подростки имеют наиболее высокие аэробные возможности, а в частности аэробную экономичность [1].
1. Тестирование кардиореспираторной нагрузки, направленное на определение максимального потребления кислорода (МПК), представляет собой самый доступный и информативный метод, поскольку в процессе его проведения физиологические системы организма вовлекаются в работу на максимальном уровне.
2. При исследовании максимального потребления кислорода у атлетов, специализирующихся в различных видах спорта, в частности, хоккей на траве и плавание, выявлено, что и относительные, и абсолютные показатели МПК выше у пловцов.
3. В ходе исследования гендерных различий в значениях МПК было установлено, что даже у мальчиков без специальной подготовки данный параметр превышает показатели девочек, которые подвергаются интенсивным физическим нагрузкам.
1. Спортивная медицина: национальное руководство / под ред. акад. РАН и РАИМН С.П. Миронова, проф. Б.А. Поляева, проф.
Г.А. Макарова. — Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2013. — 1184 страниц.
2. Мустафина М.Х., Черняк А.В. Кардиореспираторный нагрузочный тест // Атмосфера. Пульмонология и аллергология. — 2013. — № 3. — С. 56-62.
3. Виноградова Л.В., Бахраха И.И. Спортивная медицина для детей. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. — 320 с.
4. Карпман В.Л., Белоцерковский З.Б., Гудков И.А. Тестирование в спортивной медицине. — М.: Физкультура и спорт, 1988. — 206 с.
5. Форопонова Е.В. Физическая культура: учебное руководство / Е.В. Форопонова, О.И. Пятунина, Г.П. Старыгина. — Бийск: Издательство Алтайского государственного технического университета, 2009. — 96 с.
6. Рубанович В.Б. Врачебно-педагогический контроль при занятиях физической культурой: учебное пособие / В.Б. Рубанович. — Новосибирск, 1998. — 283 с.
7. Макарова Г.А. Руководство для детского спортивного врача: клинические характеристики. — М.: Советский спорт, 2008. — 440 с.
8. Детская спортивная медицина / Под ред. С.Б. Тихвинского, С.В. Хрущева. — М.: Медицина, 1991. — 560 с.
9. Гигиена детей и подростков: практическое руководство. Обучающее пособие / под редакцией проф. В.Р. Кучмы. — Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2012. — 560 страниц.
10. Биктимирова А.А., Рылова Н.В., Самойлов А.С. Применение кардиореспираторного нагрузочного тестирования в спортивной медицине // Практическая медицина. — Современные вопросы диагностики. — 2014. — № 3 (79). — С. 50-53.
11. Коц Я.М. Физиология спорта. Учебное пособие для учебных заведений физической культуры. — Москва: Физическая культура и спорт, 1986. — 240 страниц.
12. Geddes Linda. Superhuman // New Scientist. — 2007. — P. 35-41.
13. Н.Д. Гольдберг, Р.Р. Дондуковская. Питание молодых спортсменов // Москва: Советский спорт, 2009. — 240 с.
14. Соломатин В.Р. Модельные характеристики и нормативные требования специальной работоспособности высококвалифицированных пловцов // Вестник спортивной науки. — 2009. — № 3. — С. 17-20.
15. Безруков М.П. Характеристики морфологии и функции в процессе физического развития хоккеисток / Безруков М.П., Сарсания С.К., Селуянов В.Н. // Хоккей: Ежегодник. — М., 1984. — С. 70-75.
1. Sportivnaya meditsina: natsional’noe rukovodstvo, pod red. akad. RAN i RAIMN S.P. Mironova, prof. B.A. Polyaeva, prof. G.A. Makarovoy [Sports medicine: national leadership. Ed.
Авторский коллектив: Академик РАН и РАИМН С.П. Миронов, профессор Б.А. Поляев, профессор.
G.A. Makarova]. Moscow: GEOTAR-Media, 2013. 1184 p.
2. Мустафина М.Х., Черняк А.В. Кардиореспираторный тест с физической нагрузкой. Атмосфера. Пульмонология и аллергология, 2013, № 3, стр.
56-62 (in Russ.).
3. Виноградова Л.В., Бахраха И.И. Детская спортивная медицина. Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. 320 с.
4. Karpman V.L., Belotserkovskiy Z.B., Gudkov I.A. Testirovanie v sportivnoy meditsine [Testing in sports medicine]. Moscow: Fizkul’tura i sport, 1988. 206 p.
5. Форопонова Е.В., Пятунина О.И., Старыгина Г.П. Физическая культура: учебное пособие. Бийск: Изд-во Алт. гос. техн. университета, 2009. 96 с.
6. Rubanovich V.B. Vrachebno-pedagogicheskiy kontrol’ pri zanyatiyakh fizicheskoy kul’turoy: uchebnoe posobie [Medical-pedagogical control with physical education: a tutorial]. Novosibirsk, 1998. 283 p.
7. Мака́рова Г.А. Справочник детского спортивного врача: клинические аспекты. Москва: Совецкий спорт, 2008. 440 с.
8. Detskaya sportivnaya meditsina, pod red. S.B. Tikhvinskogo, S.V. Khrushcheva [Children’s sports medicine. Ed. by S.B.
Тихвин, С.В. Хрущёв]. Москва: Медицина, 1991. 560 с.
9. Gigiena detey i podrostkov: rukovodstvo k prakticheskim zanyatiyam. Uchebnoe posobie, pod red. prof. V.R. Kuchmy [Hygiene of children and adolescents: a guide to practical exercises. Textbook. Ed. by prof.
Кучма В.Р. Москва: ГЕОТАР-Медиа, 2012. 560 с.
10. Biktimirova A.A., Rylova N.V., Samoylov A.S. Application of cardiorespiratory exercise testing in sports medicine. Prakticheskaya meditsina. Sovremennye voprosy diagnostiki, 2014, no. 3 (79), pp.
50-53 (на русском).
11. Kots Ya.M. Sportivnaya fiziologiya. Uchebnik dlya institutov fizicheskoy kul’tury [Sports physiology. Textbook for institutes of physical culture]. Moscow: Fizkul’tura i sport, 1986. 240 p.
12. Геддес Линда. Суперчеловек. Новый учёный, 2007. С. 35-41.
13. Gol’dberg N.D., Dondukovskaya R.R. Pitanie yunykh sportsmenov [Meals young athletes]. Moscow: Sovetskiy sport, 2009. 240 p.
14. Соломатин В.Р. Характеристики моделей и нормативные требования для специальной подготовки высококвалифицированных пловцов. Вестник спортивной науки, 2009, № 3, с. 17-20 (рус.).
15. Bezrukov M.P., Sarsaniya S.K., Seluyanov V.N. Morphological and functional characteristics of the physical development of hockey players. Khokkey: Ezhegodnik, 1984. Pp. 70-75 (in Russ.).
Тест Тестовые задания по физической культуре №3

Какой аспект профессионально-прикладной физической подготовки становится особенно актуальным, когда условия труда значительно отличаются от комфортных (вызывая риск перегрева или переохлаждения организма, воздействие вибраций или шума, нехватку кислорода в воздухе и т.п.)?
А) способствование успешному выполнению общих задач, реализуемых в системе профессиональной подготовки кадров, воспитанию нравственных, духовных, волевых и других качеств, характеризующих целеустремленных, высокоактивных членов общества, созидающих его материальные и духовные ценности
Б) усиление роста значимых для профессии физических и связанных с ними возможностей, гарантирование устойчивости увеличенного на этой основе уровня работоспособности
В) пополнение и усовершенствование индивидуального фонда двигательных умений, навыков и физкультурно-образовательных знаний, способствующих освоению избранной профессиональной деятельности, полезных в ней и нужных вместе с тем в процессе ППФП в качестве ее средств
Г) укрепление устойчивости организма к неблагоприятным условиям окружающей среды, в которой осуществляется трудовая деятельность, а также содействие в расширении его адаптивных возможностей и поддержании здоровья
С какой целью проводится педагогический контроль?
А) с целью определения контрольных стандартов, которые позволяют оценить физическую, техническую, тактическую и теоретическую подготовку атлетов
Б) чтобы проверить, насколько соответствует педагогическое воздействие повышению эффективности учебно-тренировочных занятий
В) для выбора одарённых атлетов
Как называются упражнения, посредством которых вырабатывают двигательные умения и навыки, находящие применение в обычных условиях профессиональной деятельности или в экстремальных условиях, вероятных в ней?
а) узкоспециализированные упражненияb) универсальные упражненияв) профессионально-ориентированные упражненияКто является основателем международного студенческого спортивного движения?А) А.И. КиселевБ) Примо НебиолоВ) Жак ПтиажГ) Пауль ШлеймерКакова наилучшая форма отдыха при умственной нагрузке?
А) сон
Б) значительная физическая активность
В) активный отдых в виде умеренного физического труда или занятий физическими упражнениями
Какой аспект системы оздоровительной физической культуры включает в себя отдых и восстановление сил с использованием методов физического воспитания, таких как занятия физическими упражнениями, подвижные игры, спортивные мероприятия, туризм, охота и физкультурные развлечения?
А) гигиеническая физическая культура
Б) физическая культура, направленная на оздоровление и отдых
В) физическая культура, сосредоточенная на оздоровлении и рекреации
Г) физическая культура для спортивной реабилитации
Что означает социально-психологическая адаптация для становления личности специалиста?
А) увеличение степени психологической и умственной подготовки учащихся к особенности учебного процесса в вузе
Б) идентификацию (отождествление) себя с избранной профессией, с социальной ролью, которую предстоит выполнять после окончания вуза
В) объединение личности со средой студенчества, усвоение ее ценностей, норм и стандартов поведения. Какова главная задача медицинского надзора в процессе физического воспитания студентов в высших учебных заведениях?
А) активное влияние на планирование объема и интенсивности тренировочных нагрузок для студентов, занимающихся физическими упражнениями и спортом
Б) активное применение физической культуры и спортивных мероприятий для комплексного развития, поддержания и улучшения здоровья студентов
В) обеспечение правильности и высокой эффективности всех физкультурных и спортивных мероприятий
Г) поддержка оптимального применения средств и приемов физической культуры и спорта для улучшения здоровья, увеличения функциональных способностей организма и достижения высоких результатов в спорте
Началом чего послужили курсы шведской гимнастики и атлетики, которые были организованы студентом юридического факультета в Санкт-Петербургском университете И.В. Лебедевым?
А) стартом организованных тренировок по атлетике в России Б) началом регулярного физического образования студентов в России В) введением в систематическое обучение гимнастике в России
акое направление оздоровительной физической культуры применяется для восстановления функциональных и приспособительных возможностей организма после длительных периодов напряженных тренировочных и соревновательных нагрузок, особенно при перетренировке и ликвидации последствий спортивных травм?
а) физическая культура в сфере спортивной реабилитации б) физическая культура для поддержания гигиены в) физическая культура для оздоровления и отдыха г) физическая культура для реабилитации и оздоровления Какова ключевая специфическая функция физической культуры?
А) создание возможности удовлетворения естественных потребностей человека в двигательной активности и обеспечения на этой основе необходимой в жизни физической дееспособности
Б) применение физической активности для создания насыщенного досуга, а также для предотвращения усталости и восстановления временно снизившихся функциональных возможностей организма
В) достижение максимальных результатов в реализации физических и морально-волевых возможностей человека
Какой способ тренировки выносливости преимущественно фокусируется на улучшении функциональных способностей сердца и может представлять опасность для здоровья?
А) дистанционный переменный метод
Б) метод тренировки с использованием интервалов
В) дистанционный равномерный метод
У каких атлетов зафиксированы наивысшие значения максимального потребления кислорода (МПК)?
А) у спортсменов второго и третьего разрядов
Б) у спортсменов циклических дисциплин ? мастеров международного уровня, которые на момент исследования демонстрируют свою оптимальную спортивную форму
В) у менее подготовленных мастеров спорта (по сравнению с мастерами международного класса) и некоторых перворазрядников
Г) равноценного ответа не существует
На чем, в основном, основывается система профессионально-прикладной физической подготовки?
А) на последовательном воплощении общепсихологических принципов и основополагающих принципов методики физического воспитания
Б) на последовательной реализации общепедагогических принципов и базовых принципов методики физического воспитания
В) на последовательном воплощении общепедагогических и психологических принципов
Что из перечисленного не является отличительной чертой соревновательной деятельности?
А) система состязаний, в которой уровень конкуренции и требования к результатам постепенно возрастают (усиление ранга соревнований)
Б) соревновательная деятельность характеризуется повышенным уровнем риска
В) стандартизация перечня действий, через которые проводятся соревнования, условий их осуществления и методов оценки результатов, что подтверждается официальными нормативами
Г) регламентация поведения соревнующихся в соответствии с принципами неантагонистической конкуренции, которые имеют гуманный характер
Какая из тканей организма требует существенно больше кислорода по сравнению с остальными?
А) эпителиальная ткань
Б) мышечная ткань
В) мозговая ткань
Признаками какого типа сложения человека являются короткие конечности, массивная костная система, короткая и толстая шея, широкая, короткая грудная клетка, хорошо развитая мускулатура?
А) гиперстенический тип
Б) астенический тип
В) нормостенический тип
Какой метод учета тренировочной нагрузки позволяет проводить анализ результатов тренировок?
А) текущее отслеживание
Б) итоговое отслеживание
В) предварительный учет
Какой принцип методики физического воспитания ориентирован на учет индивидуальных характеристик участников (пол, уровень физического развития и подготовленности) и соответствие сложности предлагаемых заданий их возможностям?
А) принцип систематичности
Б) принцип доступности и персонализации В) принцип визуализации Г) принцип осознанности и вовлеченности Какой орган управления отвечает за международное студенческое спортивное движение? А) Международная федерация университетского спорта (FISU) Б) Международная федерация высоких достижений в спорте (FISU) В) Международная федерация молодежного спорта (FISU)
Г) Всемирная федерация студенческого спорта (FISU)
Какой принцип обязывает специалистов по физической культуре и спорту так организовывать физическое воспитание, чтобы оно выполняло и профилактическую, и развивающую функцию?
А) основа формирования здорового образа жизни Б) основа оздоровительной активности В) основа достижения отличной физической подготовки
Какой методический принцип физического воспитания предполагает постепенное и постоянное повышение требований к занимающимся?
А) принцип системного подхода Б) принцип изменчивости В) принцип доступности и индивидуального подхода Г) принцип осознанности и активности
Какой метод развития силовых способностей основан на стандартном стимулировании мышечных групп путем использования кинетической энергии падающего груза или веса собственного тела?
А) метод сильного воздействия Б) метод многократных усилий В) метод динамической нагрузки Какое определение гомеостаза?
А) совокупность физиологических процессов в организме человека и теплокровных животных, направленных на поддержание постоянной температуры тела
Б) движение крови в организме
В) совокупность реакций, обеспечивающих поддержание или восстановление относительно динамического постоянства внутренней среды и некоторых физиологических функций организма человека (кровообращения, обмена веществ, терморегуляции и др.)
Г) непрерывный процесс потребления, преобразования, применения, накопления и утраты веществ и энергии живыми существами в ходе их существования
Для реализации какого методического принципа физического воспитания на практике применяются показ двигательного действия преподавателем; демонстрация наглядных пособий; кинофильмы; видеофильмы; звуковая и световая сигнализация?
А) принцип динамичности (постепенного роста требований) Б) принцип наглядности В) принцип активного и сознательного участия Г) принцип доступности и персонализации Д) принцип систематичности При каком режиме функционирования мышц наблюдается удлинение мышцы?
А) при статическом режиме работы мышц
Б) в режиме, характеризующемся усиливающей нагрузкой на мышцы
В) при уступающем режиме работы мышц
Какие факторы не являются основными причинами, вызывающими сложности при переходе на университетские формы обучения (согласно результатам опроса студентов первого курса)?
А) сложность лабораторных и практических занятий
Б) потребность в организации самостоятельной деятельности
В) обязательство делать конспекты с лекций
Г) реформирование системы оценки успеваемости
Д) необходимость создания межличностных связей
Каково взаимное влияние физической активности и когнитивной эффективности, а также интеллекта?
А) отставание детей в физическом развитии, как правило, сопровождается задержками психического развития
Б) Задержка физического развития у детей обычно не приводит к замедлению их психического развития.
В) отставание детей в умственном развитии, как правило, сопровождается задержками физического развития
Что делает детские кости более гибкими и эластичными? А) в них содержится больше минеральных компонентов Б) в них содержится больше органических элементов В) в них содержится больше неорганических веществ Какой тип адаптации не играет значительной роли в формировании личности специалиста? А) профессиональная адаптация Б) дидактическая адаптация В) социально-психологическая адаптация
Г) филогенетическая адаптация
Пропустить вопросПроверить ответПродолжитьЗавершить испытание
Этапы участия:
Проверка знанийПройдите анкетирование по интересующей вас темеИтогиУзнайте уровень своих знаний (количество попыток не ограничено)Сертификат
Введите данные и получите сертификат
На портале Солнечный свет
Свыше 10000 заданий10000 заданий на олимпиадах и викторинах на специализированном ресурсе97% пользователейУдовлетворены ресурсом и становятся постоянными пользователямиБолее 1 000 000 регистраций
В наших олимпиадах поучаствовали уже более миллиона раз 352 000 педагогов и учащихся
Лицензии

Лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л Проверить лицензию на сайте Обрнадзора

Свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391 Проверить свидетельство на сайте Роскомнадзора
Лицензии
Участвуйте в тестированиях круглосуточно

Тестирование и выдача сертификатов в соответствии с ФЗ «Об образовании и ФГОС»
Часто задаваемые вопросы
Лицензии и свидетельства
Портал "Солнечный свет", функционирующий на международном уровне, прошел регистрацию в Федеральной службе по надзору в области связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391). Его деятельность лицензирована Министерством образования (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л).
Какая информация есть в дипломах и свидетельствах?
Документы, удостоверяющие участие в конкурсах, олимпиадах и свидетельства, включают в себя такие данные и реквизиты: обозначение Организатора мероприятия, результаты участия, номер, ФИО Участника, его должность, название представляемой организации, её адрес, название мероприятия, название номинации, имя конкурсной работы, ФИО руководителя (при наличии), дата проведения события, печать и подпись Организатора. Дипломы и Свидетельства, которые выдает международный педагогический портал «Солнечный свет», служат подтверждающими документами для аттестации в соответствии с Порядком аттестации педагогических работников образовательных организаций, утвержденным приказом Минобрнауки РФ от 07.04.2014 г. № 276. Они также являются частью перечня документов и материалов для портфолио воспитателей, учителей и других педагогов, необходимых для оценки их профессиональной деятельности. Используя эти документы, можно также собрать портфолио достижений как для дошкольников, так и для школьников.
Ваши мероприятия соответствуют ФЗ "Об образовании" и ФГОС?
Международный педагогический портал "Солнечный свет" организует как международные, так и российские мероприятия в соответствии с частью 2 статьи 77 и пунктом 22 статьи 34 Федерального закона Российской Федерации "Об образовании в Российской Федерации" № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. (в ред. от 31.12.2014). Эти мероприятия направлены на содействие развитию творческих способностей педагогов и учащихся. Конкурсы и олимпиады созданы с учетом требований Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС).
В какой срок и как я получу сертификат?
В момент окончания тестирования вы мгновенно получите результаты. Затем в вашем личном аккаунте можно будет ввести информацию для создания сертификата. После оплаты, выбранным вами способом, мы немедленно предоставим доступ к скачиванию сертификата. Кроме того, сертификат будет отправлен на вашу электронную почту.




