Горные велосипеды (МТБ) делятся на несколько основных видов, каждый из которых предназначен для определённых условий и стиля катания. Например, кросс-кантри велосипеды легкие и быстрые, идеально подходят для соревнований и длинных поездок по пересечённой местности. В то время как модели для даунхилла отличаются прочной рамой и более мощной подвеской, что позволяет справляться с крутыми спусками и трудными трассами.
Также существуют трековые и универсальные велосипеды, которые сочетают в себе характеристики различных видов, что делает их подходящими для разнообразного использования. Выбор конкретного типа зависит от предпочтений велосипедиста и типа местности, по которой он планирует кататься.
Горный велосипед. Модели, дисциплины и правила

Максимальная универсальность и надежность на любых поверхностях. Не требуется много доказательств, чтобы понять, что МТБ — это самая популярная категория велосипедов по всему миру. Широкие шины с агрессивным рисунком протектора, мощные пружинные системы и дисковые тормоза, прямой руль и комфортная посадка. Хотя они не могут похвастаться такой же высокой скоростью, как дорожные велосипеды, стоит только покинуть асфальт, как горный велосипед становится настоящим вездеходом, который справляется с самыми трудными препятствиями. В городе он без труда перебросит вас через любой бордюр, преодолеет выбоину на дороге и защитит вашу "пятую точку", в отличие от "элегантного шоссейного велосипеда".
Хотя горные велосипеды могут выглядеть похожими, они имеют значительные различия, обусловленные их назначением. Подобно шоссейным моделям, МТБ разрабатываются инженерами для участия в различных соревнованиях и обладают уникальными характеристиками. Какие гонки проходят на горных велосипедах и как правильно выбрать вашего идеального спутника для приключений вне асфальта? Давайте разберемся в этом вопросе.
Может быть, вам будет интересно ознакомиться с видео: как выбрать велосипед для триатлона?
Кросс-кантри (cross-country, XC)
Это направление инженерной мысли является наиболее распространенным и это не удивительно. Ведь кросс-кантри является единственной дисциплиной горного велосипеда, включенной в программу летних Олимпийских игр. Правда, и здесь есть свои отличия. Олимпийская программа обозначается XCO — крутые подъемы, технические спуски, камни, трамплины, лесные тропы. Гонка продолжительностью примерно 1-2 часа по кольцевой трассе длина круга, как правило, 4-6 км.Здесь от гонщиков требуется скорее максимальная выносливость, а не техническое мастерство.

Иллюстрация: соревнование в дисциплине кросс-кантри, XC
Кроме олимпийской трассы кросс-кантри, включает в себя:
- ХСМ — кросс-кантри марафон. Длительная гонка от 2 до 8 часов (60-120 км), как правило, без повторяющихся отрезков дистанции. Здесь сложность трассы не всегда обязательное условие.
- ХСР — гонка в гору. Как понятно из названия, бОльшая часть трассы проходит снизу вверх, что требует от гонщиков значительных усилий.
- ХСЕ (элиминатор) — гонка с выбыванием. Короткая гонка по малой кольцевой трассе (500-1000 м), которая проходит в несколько этапов.
- ХСR — командная эстафета. Гонка команд, состоящих из 4-х участников, последовательно проходящих дистанцию друг за другом.
- XCT — индивидуальная гонка на время. Аналогичный шоссейному велоспорту, индивидуальный заезд
- XCC (шорт-трек) — кросс-кантри по короткой кольцевой трассе. Критериум на 10-15 км с разыгрыванием промежуточных финишей.
Велосипеды для кросс-кантри наиболее универсальны, оборудованы трансмиссиями с широким диапазоном передаточных чисел, встречаются даже с 13-ю звёздами сзади, вес рам достигает невероятных 790 граммов в карбоне, вес хороших вилок колеблется в районе 1,5 килограммов. Общий вес таких летательных аппаратов около 8,5 килограммов.

Изображение: Specialized Epic Hardtail
Двухподвесные велосипеды в кросс-кантри тоже присутствуют и предоставляют возможность легче преодолевать сложные и технические участки трассы. Тем не менее, в этом случае вес рам составляет примерно два килограмма. Они используются в кросс-кантри реже, поскольку мягкая подвеска значительно теряет энергию на раскачивание амортизаторов во время прокручивания педалей. Однако производители вилок и задних амортизаторов справляются с этими трудностями, устанавливая манетки для блокировки хода подвески на руле. Это позволяет блокировать вилку на прямых участках, что повышает эффективность прокрутки педалей.
Скоростной спуск (downhill, DH)
Это гонка на время с индивидуальным стартом. Участники начинают с верхней точки горы и стремительно спускаются вниз, преодолевая различные природные преграды: крутые участки, резкие повороты, неровности в виде ям и возвышений, выступающие камни и корни деревьев, выполняя впечатляющие прыжки перед финишем внизу. Победителем становится райдер, который завершил дистанцию за наименьшее время. Обычно гонка длится примерно пять минут. Совсем недавно появился более экстремальный формат — даунхилл с массовым стартом (DHM).

Изображение: гонка downhill, DH
Велосипед для даунхилла — настоящее произведение искусства. Представьте себе мотоцикл класса эндуро без двигателя и спойлеров, весом 15−25 кг. Этот вел оборудован передней и задней подвеской с увеличенным ходом 200−300 мм, гидравлическими дисковыми тормозами, рулём с подъёмом и рамой из мощных алюминиевых труб повышенной прочности.
Стоимость этих велосипедов весьма высокая, но цель оправдывает средства — очень часто качественное надёжное оборудование позволяет улучшить результат гонки и, что немаловажно, сохранить гонщику здоровье. Даунхильные велосипеды предназначены только для того, чтобы ехать вниз — они слишком тяжелые, подвеска затрудняет кручение педалей, а геометрия рамы не рассчитана на подъемы. Даунхилл является практически единственным велосипедным спортом, где требуется подъёмник.

Изображение: Santa Cruz V10
Тормоза в моделях DH используются разные, встречаются даже четырёхпоршневые с диаметром ротора 203 мм. Хотя их применение сейчас уже не редкость и для других МТБ байков, ассоциируются они именно с даунхиллом. О трансмиссиях.
Производители групсетов, например, Shimano ZEE в своей линейке МТБ имеют специальные трансмиссии, которые тяжелее и массивнее прочих, в то же время обладают беспрецедентной прочностью. SRAM GX также имеет групсет с пометкой DH, что очень красноречиво. Есть, например, компании BOX и TRP у которых вообще свое видение трансмиссии для даунхилла.
Обычно, у таких байков одна звезда спереди и семь сзади, иногда их количество доходит до девяти. Больше здесь и не требуется. Такие модели очень тяжелые и не требуют большого количества передаточных чисел. По большей части разгоняет такой байк не гонщик, а сила притяжения!) Задача же спортсмена поменьше давить на тормоза, искусно использовать широченную резину и все революционные новинки технологий этих космических аппаратов.
Эндуро (END)
В отличие от предыдущих форматов гонок эндуро имеет два ключевых элемента. Первый — "этап на время" или "специальный этап". Именно здесь на трассе с уклоном вниз важно преодолеть соревновательный участок с наименьшим временем. Как правило "специальный этап" занимает от 2-ух до 20-ти минут. И таких участков на протяжении гонки бывает от трёх до шести.
Второй элемент эндуро — перегоны, на которых гонщики могут отдохнуть, не соревнуясь между собой, но всё же ограничены временем прибытия к очередному "специальному этапу". Побеждает в итоге тот, чьё суммарное время на соревновательных участках окажется меньше.

Эндуро, как правило, проходят в течение одного или двух дней, но также имеются и недельные мероприятия, например, Транс-Савойя во Франции, Пасифико-Анды в Чили и гонка в Писге в США.
В отличие от кросс-кантри, в гонках эндуро прежде всего важна техника и скорость преодоления препятствий, тогда как в кросс-кантри велогонщику потребуется выносливость.

Изображение: Canyon Strive CFR
Велосипеды эндуро — это горные велосипеды с полной амортизацией и ходом от 120 до 180 мм. Инженеры таких байков разрабатывают системы регулировки геометрии рамы и подвески. В некоторых моделях переключатель на руле приводит в действие встроенный в вилку воздушный поршень в верхнем амортизаторе, который изменяет положение амортизатора, обеспечивая два режима работы.
В режиме shred геометрия, ход подвески и кинематика подходят для агрессивных "этапов на время" гонок эндуро. Переключение в режим pedal изменяет углы, ход и соотношение рычагов для повышения эффективности педалирования. У некоторых байков регулируемые подседельные штыри, они спроектированы очень прочными, поскольку гонщики должны выполнять весь ремонт на обочине трассы самостоятельно, без посторонней помощи. По этой же причине покрышки для таких велосипедов предлагаются в максимально "бронебойном" исполнении: корд плотностью плетения 67 EPI, кевларовый бортировочный шнур (Folding) и антипрокольная защита Super Gravity.
Таким образом эндуро — велосипед для техничного агрессивного катания с преимущественной ездой вниз по довольно сложным участкам. Но по специфике конструкции, напрягшись, на эндуро велосипеде можно ехать и вверх. Именно так проходят гонки мировой эндуро-серии EWS.
Фрирайд (FR)
Соревнования по фрирайду — это сочетание гонки на время, мастерства и стиля. Трассы этой дисциплины включают головокружительные скалы, обрывы, узкие извилистые тропы, а также сложнейшие искусственные препятствия. Зачастую существует несколько способов пройти одну и ту же дистанцию, поэтому судьи оценивают каждый заезд по нескольким показателям: скорости, стилю, плавности, высоте, оригинальности, креативности и другим элементам. Здесь побеждает не самый быстрый гонщик, а тот кто заработал наибольшее количество баллов.

Изображение: гонщик во время исполнения трюка в дисциплине фрирайд (FR)
Экипировка фрирайдера. Здесь большое значение придается защите гонщика. Неотъемлемая часть — шлем. Для этого стиля катания используют в основном фулл-фейс шлемы, полностью закрывающие лицо. Такой шлем также спасает от перелома шейных позвонков, сотрясения мозга, выбивания челюсти и других тяжелых травм, однако, поскольку фрирайд полон падений, иногда шлем может не спасти.
Поэтому, например, для усиленной защиты шеи дополнительно используются специальная система. Далее она пристегивается к «панцирю» (его ещё называют «черепаха»), который выполняет функцию защиты позвоночника, ребер, ключиц и лопаток. Помимо этого, спортсмены используют щитки для защиты колен, большеберцовой и малоберцовой костей и налокотники для защиты локтей Все спортсмены используют перчатки, так как они защищают ладони при падении, а некоторые модели позволяют спасти от перелома пястные кости и фаланги. Перчатки также обеспечивают лучшее сцепление с ручками велосипеда. Многие райдеры часто используют специальные маски для защиты от попадания во время катания в глаза посторонних предметов.
Гонка 4-кросс (4X) или байкер-кросс

Картинка: соревнование в байкер-кроссе (4Х)
В такой гонке одновременно стартуют четыре участника. Трасса предполагает постоянный умеренный спуск, включая различные технические участки: бугры, развороты с креном, виражи, насыпи, уступы. Во время прохождения трассы существует вероятность столкновений участников.
Сама гонка очень короткая, время прохождения дистанции, как правило, составляет 30 — 60 секунд. Победителем становится тот, кто первым пересекает линию финиша. Соревнования проходят в нескольких раундах. Лидер каждого заезда соревнуется в последующих раундах, пока не будет определён сильнейший спортсмен в общем зачёте.

Изображение: велосипед для байкер кросса (4Х)
В этих моделях могут применяться элементы (системы, тормоза, переключатели) от велосипедов кросс-кантри, о которых мы говорили в самом начале. Иногда в байкер-кроссе можно встретить двухподвесы. Шины у таких велов достаточно узкие, чтобы уменьшить вес и трение моделей. Протектор зависит от состояния покрытия. Для мокрого и рыхлого используют даунхильные покрышки, а для сухого и относительно твёрдого — специальные 4Х покрышки.
Велотриал
Это еще одна дисциплина маунтинбайка, которая заключается в преодолении самых разнообразных препятствий на велосипеде, причем, как естественных так и искусственных: камни, бревна, парапеты, ступени, доски и другие. При этом существует важное правило: нельзя касаться их ни руками, ни ногами, ни другими частями тела. Мало того, запрещаются прикосновения препятствий любой частью велосипеда, кроме покрышек. Велосипедист не может пересекать боковую ограничительную ленту трассы и заступать за неё даже находясь в прыжке.

Изображение: соревнования по велотриалу
Разделяют два типа байков для велотриала Mod и Stock. Они созданы специально с учётом особенностей езды. Велосипеды Mod достаточно лёгкие и весят не более 12 килограмм. Рама алюминиевая, имеет дополнительное усиление с учетом мест критичной нагрузки. Руль имеет различную геометрию, он может быть карбоновым и алюминиевым.
Педали оснащены шипами, выполненными из очень прочных материалов. Тормоза механические дисковые, скорость на таких велосипедах только одна, и всего две звезды. Велосипеды Stock тяжелее и массивнее чем Mod. Однако, благодаря своему весу, Stock позволяет лучше держать равновесие и виртуознее выполнять трюки. Прыжки на таком велосипеде получаются лучше и более эффектно.
Но Mod более маневренный и на нем при заносах легче вырулить.

Картинка: велотрековый велосипед
Для велотриала используют односкоростные велосипеды с характерного вида узкой вытянутой рамой, ригидной вилкой без амортизации и длинным выносом руля с подъёмом. Кареточный узел расположен выше осей колёс, для того чтобы проще поднимать руль и вставать на заднее колесо.
Спереди ставится фривил-звезда (Free-Wheel), свободное колесо – механизм, который позволяет не вращать педали, когда байкер катится вперёд, аналогично трещотке или кассете у многоскоростного велосипеда, обычно, на 18 зубьев. Применяются широкие одинарные ободья с отверстиями для облегчения веса, задняя покрышка часто более толстая и с большими шипами, так как большинство трюков выполняются именно на заднем колесе. Для велотриала могут использоваться велосипеды с разными размерами колёс: 20 дюймов для моделей Mod, а для Stock, обычно 24 или 26 дюймов. Триальные велосипеды часто не имеют седла, так как оно увеличивает вес, а все элементы выполняются стоя.

Изображение: суточная гонка MTB
Гонка похожа на веломарафон, но её участникам предстоит крутить педали в течение 24-х часов, причём не на длинной живописной трассе, а на довольно небольшом круге. Побеждает тот, кто за сутки проезжает наибольшее расстояние. Велосипеды в суточных гонках используются те же, что и в кросс-кантри (cross-country, XC).
Слоупстайл
Слоупстайл — это экстремальная дисциплина горного велоспорта, где гонщики демонстрируют воздушные трюки на специально построенной трассе с огромными пандусами, обрывами и уступами, оборудованными трамплинами, пирамидами, контр-уклонами, перилами, дропами и другими препятствиями, для выполнения акробатических прыжков и трюков. Впервые соревнования по слоупстайлу проводились в 2004 году, а в 2014-ом в качестве показательной дисциплины дебютировал на Олимпийских играх.

Изображение: соревнования по слоупстайлу
Как и во фрирайде, для победы в слоупстайле важны технические навыки и способности гонщиков исполнять сложнейшие трюки. Здесь не имеет значения кто быстрее завершит трассу. Судьи отдают предпочтение тому, кто продемонстрирует наилучшие технические способности, самое гладкое исполнение и самые оригинальные трюки в красивой связке друг с другом.

Изображение: велосипед для слоупстайла
Назовём лишь общераспространенные требования: однокоронная амортизационная вилка с ходом 90-160 мм, колеса диаметром 24-26 дюймов,
Слоупстайл на велосипеде включает в себя создание специализированных трасс, которые обеспечивают максимальную зрелищность соревнований. Для этого используется рельеф местности, такие как обширные грунтовые площадки, где сооружаются большие земляные кучи и устанавливаются разнообразные препятствия. Это могут быть склоны холмов с элементами из дерта, норт-шор или уличные трассы. Велосипедист сам выбирает, какое препятствие ему преодолеть, а судьи оценивают уровень сложности и технику исполнения трюков.
Стили катания MTB

Mаунтинбайк — один из самых разнообразных видов спорта. Всего он насчитывает более десяти стилей катания, даже не учитывая, что некоторые из них делятся еще и на подвиды.
Многие дисциплины заимствованы из других видов спорта, таких как BMX, сноубординг и горные лыжи. Все они отличны друг от друга — занимаясь ими, вы достигаете различных целей и результатов. Одни дисциплины, такие как кросс-кантри, апхилл и байкер-кросс, имеют более спортивный оттенок и менее экстремальны, другие, такие как стрит, слоупстайл и дерт-джампинг, предназначены для получения приятных эмоций. Удовольствие от катания в лесу, в горах и скейтпарках, адреналин на трамплинах и городские просторы — все это может вам дать горный велосипед . Попробуйте найти дисциплину себе по душе, поймите, чего больше хочется, и узнайте, что для этого пригодится.
Кросс-кантри (XC)
Пыль во рту, кровь в легких, рваный ритм сердца и еще много миль впереди по непролазному маршруту. Легкая рама, легкая вилка, легкие колеса и длинные шатуны. Под эту категорию попадают велосипеды Rigid, Hardtail, Full Suspension и Soft Tail (расшифровку моделей смотри в статье "Как выбрать горный велосипед").
Навесное оборудование обычно максимально легкое и не предназначено для экстремальных нагрузок. Такой велосипед не должен весить больше 13 кг. Назначение XC-байка — это езда по пересеченной местности на большие расстояния. Кросс-кантри — самый простой и самый распространенный вид горного велосипеда . Этот вид входит в программу Олимпийских игр, и помните: вам понадобятся выносливость, физическая сила и сила воли. Для катания потребуются: шлем, закрывающий верхнюю часть головы, контактные педали и контактные ботинки (повышают эффективность педалирования).
Будут полезны потоотводящее белье и одежда, велоперчатки, а от солнца и несанкционированного попадания мухи в глаз спасут очки с комплектом линз для разного времени суток. Небольшой рюкзак с гидросистемой незаменим в солнечные дни, кроме того, туда можно положить небольшой насос, запасную камеру и энергетический батончик.
Из этой дисциплины вышли лучшие экстремалы, фамилии которых входят в верхние строчки всех МТБ-рейтингов.
Ол-Маунтин (All-Mountain)
Название говорит само за себя (All Mountain в переводе с английского — "предназначенный для катания по всем видам гор"). Это — универсальный велосипед, он тяжелее, чем XC-шный, но и более надежный. Спуск, подъем — вам везде дорога. Вы хотите попробовать все? Пробуйте!
В данном стиле обычно применяются велосипеды с крепкой рамой и легкой оснасткой, поэтому их общий вес не должен превышать 14 кг. Такие велосипеды часто используются в многодневных марафонах, и зима, проведенная в тренажерном зале, станет отличным подспорьем для тех, кто стремится кататься по направлениям All-Mountain. Из аксессуаров требуется всё то же, что и для XC, плюс немного легкой защиты — наколенники и велоперчатки с длинными пальцами.
Здесь все просто: вы должны подняться вверх по склону с максимально возможной скоростью (uphill — по-английски значит "вверх по горе"). Работа идет на износ, поэтому велосипед должен быть максимально легок — до 10 кг в самый раз. Проблема выбора — хардтейл или двухподвес — решается на рельефе: если рельеф ровный и более гладкий, то тут сильнее выступит хардтейл, ежели на нем много кочек и прочих неровностей, на которых заднее колесо хардтейла будет терять сцепление, сильнее окажется Full Susp, или двухподвес. Защита и другие аксессуары не обязательны, все кидается в топку уменьшения веса. Почувствуйте себя покорителем самых крутых вершин!
Даунхилл (DH), или скоростной спуск
Амплитуды и скорость, обрывы и пролеты, приземление, крутой вираж, полет в никуда… О, вы еще живы? Тогда горы — это ваша стихия! Инъекция адреналина в сердце ждет каждого на вершине!
Название этой велосипедной дисциплины взято из горнолыжного спорта и полностью описывает задачу — съехать с горы как можно быстрее. Здесь поможет велосипед с двумя амортизаторами и крепкой навеской, весом не более 20 кг (вес здесь так же важен, как и в XC). На легких, но прочных байках мотоциклетного вида "отцы" этой дисциплины могут перепрыгнуть до трех серий трамплинов одним наскоком.
DH-велосипед по-настоящему тяжел: катать на нем просто так, а тем более в гору, представляется достаточно проблематичным занятием. Тут нам на помощь приходят горнолыжные курорты с кресельными подъемниками, где летом выстраиваются специальные трассы для велосипедистов. Не надо брать с собой воду и запасные камеры (все это должно ждать вас внизу).
Если вы отвлечетесь во время заезда, то бой будет проигран — в DH борьба идет на доли секунды. На трассе вам больше помогут шлем с защитой подбородка (full face), очки-маска, защитный панцирь, наколенники с защитой голени, перчатки с защитными пластинами, а в некоторых случаях и мотоботы — специальные сапоги, собранные из ударопрочного пластика. И да пребудут с вами сила, контроль и устойчивость!
Фрирайд — это свобода во всем, где каждый хочет подняться и уйти за пределы возможного.
Раньше слово фрирайд объединяло все экстремальные направления в МТБ, теперь же это понятие означает свободный спуск с горы вне трасс и тропинок на максимально возможной скорости. Фрирайд возник как чистый фан, удовольствие и противопоставил себя давно существующим дисциплинам, которые в своем развитии опирались на возможность катания только по специально подготовленным трассам. Но это всего лишь жалкое определение такого широкого понятия, которое некогда было взято из сноубординга.
В этой дисциплине преобладают двухподвесы, близкие по конструкции к даунхильным аппаратам, но претерпевающие изменения в зависимости от их назначения. Бывает так, что человек увлекается дроппингом — прыжками со скал с огромной высоты, тогда его велосипед может весить больше 20 кг.
Если человеку просто нравится совершать рискованные поступки, не имея значения, двигается ли он вверх или вниз, то для этого потребуется велосипед весом не более 17 кг. Альпинистские навыки и хорошая выносливость будут весьма полезны, поскольку подъемники встречаются не везде, и на самых интересных маршрутах их, к сожалению, нет. Из снаряжения нужно будет: шлем "с подбородком" — фулфейс, полная защита всех частей тела, рюкзак с гидросистемой, а остальная экипировка зависит от вашей фантазии. И помните: опытный фрирайдер — это заядлый фрирайдер! Ни пуха вам…
В переводе с английского North Shore значит "северное побережье". Эта дисциплина и вправду появилась на севере, у Тихоокеанского побережья Канады, около портового города Ванкувер. Там, в Кордильерах, фрирайдеры стали строить из дерева различные конструкции, которые помогали им преодолевать интересные участки в горах.
Эта гремучая смесь естественного рельефа с деревянными конструкциями делает трассу опасней и интересней. Норт-шор — это трамплины и приземления, узкие дорожки на высоте нескольких метров, качели, проворачивающиеся колеса и прочее, на что только может хватить воображения. В общем, строй лучше — катайся круче, вот девиз поклонника NS.
Для этого вида велоэкстрима подойдет любой велосипед с короткими "перьями" для быстрых стартов (см. статью "Из чего сделан горный байк") и хорошей системой амортизации для удачных приземлений. Вес велосипеда зависит от ваших пожеланий, чем жестче катание, тем тяжелее велик. Обычно такое катание не требует серьезной физподготовки, но навыки овладения техникой катания по деревьям придется приобрести!
Поэтому — отжигайте резину, но не словите гвоздя!
Дуал-Слалом (DS), или параллельный слалом
Один из старейших видов велосипедного экстрима, название и идея позаимствованы из горнолыжного спорта. Два спортсмена несутся по разделенной на две части трассе вниз с горы, входят в повороты и преодолевают трамплины. Кто приехал первым — тот и прав. И так — пока не победишь всех, кто встал с тобой перед стартовыми воротами. Но в 2002 году дуал-слалом официально уступил место байкер-кроссу (4Х), о чем ниже.
Байкер-кросс (4Х)
В заезде участвуют 4 человека. Четверки формируются исходя из результатов, показанных спортсменами по итогам прошедших ранее гонок. Стартуют все четыре райдера одновременно на одной трассе, длина которой обычно около 250 метров. Первый и второй участники, пришедшие к финишу, проходят в следующий круг соревнований.
В финале встречаются четыре сильнейших райдера, которые соревнуются за первые четыре места. Перед финальным заездом проводится малый финал для проигравших в полуфинальных заездах. В нем распределяются места с 5-го по 8-е.
Для зрителей: во время гонки может произойти случайный контакт между участниками, который не будет подвергнут наказанию, если он соответствует духу честной конкуренции и уважения к соперникам. Эти положения, безусловно, способствуют увеличению зрелищности и популярности этого спорта.
В 4Х должны использоваться широкие трассы, что оставляет много пространства вашей фантазии. Тут очень пригодятся реакция и хорошие спринтерские качества, так как лидерство обычно разыгрывается на старте, а затем удерживается на протяжении всей гонки.
Не забудьте подобрать правильный велосипед: это должен быть хардтейл с укороченной верхней трубой и короткими задними перьями, легкой навеской, контактными педалями и накатистыми покрышками. Все это уменьшит время разгона, который так важен в этой дисциплине. Вес спортивного снаряда не должен зашкаливать за 12 — 13 кг.
К аксессуарам надо подходить очень внимательно, это, конечно, не даунхилл, но уже и не кросс-кантри. Так что потребуется надеть "котелок", очки, наколенники и налокотники. Так как заезд проходит в течение одной-двух минут, рюкзак и прочие прибамбасы не нужны. Изучите трассу, пройдясь по ней пешком, затем сделайте пару упражнений для разогрева мышц и задайте перцу!
Прыгайте с высоты, скачите на заднем колесе, запрыгивайте на постаменты, крутите "градусы" и пробуйте стать кошкой. На соревнованиях по триалу, главная задача — пройти трассу быстрее остальных. Обычно полосу препятствий составляют из различных предметов, как-то: машин, шин от грузовиков, валунов, стройматериалов и даже настоящих или искусственных водопадов. Судьи должны внимательно следить за тем, чтобы спортсмен не касался ногами трассы.
У триального велосипеда можно выделить такие особенности: рама — максимально низкая с укороченными задними перьями и вытянутым передним треугольником, седла часто нет, рама очень легкая и жесткая; колеса широкие и не тяжелые. Также используются жесткие или легкие амортизационные вилки. Велосипеды данной категории всегда отличаются завидно маленьким весом, иногда даже в ущерб прочностным качествам. Хороший велосипед с 26-дюймовыми колесами будет весить около 9 кг. Из экипировки тут пригодятся легкий шлем, защита голени, перчатки и скейтерские кеды с широкой подошвой.
Так что если вы не хотите использовать велосипед как средство передвижения и вас манит мир трюков, то стоит задуматься над покупкой именно триального велика.
Дерт-джампинг (DJ)
Ты летишь по лесу на велосипеде и вдруг взмываешь в воздух, отпускаешь руль, а затем ноги (исполняя таким образом трюк nothing)… Мгновение свободного полета, земля уже приближается и ты хватаешь руль, ставишь ноги на педали и перед тобой появляется следующий "верблюд". Это не о зоопарке.
Верблюдом (или "дертом") называется трамплин, разделенный на вылет и приземление, между которыми — пустота (потому что всем лень нести еще 40 ведер земли из-за такого трусишки, как ты). Чтобы начать заниматься этой дисциплиной, необходимо иметь рядом лесопарковую зону. Необязательно с готовыми дертами — их можно построить самому.
Не сомневайтесь, если подойти к этому с рациональным подходом и конструктивной идеей, это может увлечь вас даже больше, чем процесс катания. Ваш велосипед должен представлять собой нечто похожее на BMX: хардтейл с одной передачей (синглспид), без амортизации спереди и без переднего тормоза — для выполнения трюков с вращением переднего колеса, широкие педали-"топталки" для BMX, мощные шины и так далее. В данной дисциплине вес не является критичным фактором, и многие производители, стремясь сэкономить ваши средства и повысить прочность конструкции, используют стальные рамы. В начале может быть сложно привыкнуть к полету, и тяжелый велосипед станет отличным подспорьем — за него удобно "цепляться". Однако со временем появится стремление подниматься выше и дальше, и в этот момент все вновь начинают обращать внимание на вес.
Особой выносливости или силовых качеств дерт не требует, единственный совет — начинать с небольших трамплинов и помнить главное правило: "Убрался — отполз", чтобы не мешать получать удовольствие остальным. Из экипа вам помогут "котелок", наколенники, хорошие перчатки с длинными "пальцами" и скейтерские кеды. Можете принести с собой бутылку воды, прыгать с ней совсем необязательно, а вот друзьям она поможет утолить жажду. Охота уже началась.
Стрит (Street)
Ты несешься по раскаленному от напряжения городу, вокруг тебя пробки из машин, толпы людей, но ты знаешь, кто хозяин этих улиц и как со всем этим справиться. Слева — "забитая" дорога, справа — полный народа тротуар. Твои глаза ищут выход, и ты делаешь прыжок и едешь по стене…
Стрит — пока еще не дисциплина, но это уже довольно распространенный стиль катания. И большинство байкерского народа в городах стараются ездить именно так. Свое начало и название стрит берет от BMX: ребятам на горных велосипедах понравилось запрыгивать и пускать искру с перил и парапетов, прыгать с лестниц, заезжать на стены и вообще всячески покорять городской рельеф, прибавляя к этому различные МТБ-трюки.
Для этих целей используются хардтейлы наподобие моделей из байкер-кросса и дерт-джампинга. Хотя сравнительно недавно появился новый вид стритовых велосипедов, у которых рамы и шатуны сделаны из стали, для большей прочности и "неубиваемости" при скольжениях по перилам и во время случайных падений.
Колеса для лучшей управляемости уменьшены с 26 дюймов до 24, вес такого велосипеда доходит до 14 кг. В этом стиле вам пригодятся навыки из норт-шора, триала и дерт-джампинга. Среди стритерской тусовки модно кататься в casual стиле в вперемешку со скейтерской и heavy-metal символикой. Народ ездит без защиты, но это не значит, что они кидаются в омут с головой и не просчитывают каждый свой шаг, соизмеряя уровень своего профессионализма и опасность ситуации.
Ночь — хороший друг любого стритера, особенно в больших городах, где ночью меньше машин и нужные места ярко освещены. Попробуй новое измерение, набери свою неповторимую коллекцию трюков. Все это ждет тебя прямо за твоим окном…
Слоуп Стайл (SS)
Этот стиль пришел к нам из сноубординга, и это что-то совсем сногсшибательное. Представьте трассу, которая включает норт-шорные конструкции, фрирайдные обрывы, триальные препятствия и "верблюды" из дерт-джампинга, переходящие в уличные темы стрита (например, грузовики и машины). А заключает все это дело халф-пайп, взятый из зимних видов спорта.
Да, здесь одержит победу сильнейший — тот, кто сумел освоить все предыдущие техники и извлечь из них главное. На соревнованиях судьи обращают внимание не на скорость прохождения маршрута, а исключительно на стиль, качество, эстетику, разнообразие и даже на актуальность выполненных трюков. Подобных соревнований не так много, но они привлекают большие аудитории зрителей, и к числу таких мероприятий можно отнести: Red Bull Rampage, Adidas Slopestyle и Crankworx Slopestyle. Используются различные велосипеды — если прыжки значительные, то подойдут байки для фрирайда небольшого размера, а если ситуация не столь критична, то "вело" для стрит-катания будет как раз кстати. Вращения, флипы, скольжения (грайнды)… Найди способ обмануть гравитацию, и сможешь возвыситься над повседневностью!
Вот вы и знаете про всевиды катания на горном велосипеде. Выбирайте любой, все они заслуживают уважения и серьезного подхода. В целях предосторожности, никогда не повторяйте трюки, которые выполняют другие райдеры, не попробовав их заранее в безопасном месте и с меньшей амплитудой. Не делайте необдуманных поступков, держите ситуацию под контролем.
Всегда лучше опомниться и уйти от опасности заранее, чем потом проводить время в компании дедуль со сломанной шейкой бедра. Пользуйтесь защитой и найдите себе товарища или инструктора, который вам поможет и объяснит азы. Купив себе стритовый велосипед, ни за что не говорите, что кросс-кантрийщики дети по сравнению с ребятами, гоняющими стрит или слоуп. Также нельзя говорить, что кросс-кантри — единственный олимпийский вид, поэтому остальные лишь дышат пылью вдогонку. Уважайте всех двухколесных братьев и помните, еще 10 лет назад маунтинбайки почти не отличались друг от друга…
Воспользуйтесь нашим промокодом (необходимо ввести в поле промокодов при оформлении заказа): velo5 — скидка 5% на велосипеды.




