Какие существуют виды эстафет в легкой атлетике

Какие существуют виды эстафет в легкой атлетике
Содержание

Эстафеты в легкой атлетике представляют собой командные соревнования, где участники передают эстафетную палочку друг другу. Основные виды эстафет включают 4×100 метров, где каждая команда состоит из четырех бегунов, и 4×400 метров, предполагающий более длительную дистанцию. Эти эстафеты требуют высокой скорости, идеально слаженной команды и точности в передаче палочки, что может существенно повлиять на итоговый результат.

Кроме классических 4×100 и 4×400, существуют также смешанные эстафеты, где команды состоят из мужчин и женщин, и индивидуальные забеги, например, по марафонской дистанции. Каждый вид эстафеты имеет свои уникальные требования и стратегии, что делает их увлекательными для зрителей и участников.

Эстафетный бег

Эстафета — это термин, пришедший из итальянского языка, где «staffa» означает «стремя». Мы можем легко понять, что в давние времена гонцам, чтобы быстро передать сообщения, приходилось менять лошадей, перепрыгивая из одного «стремя» в другое, что позволяло поддерживать высокую скорость движения.

Эстафетный бег как вид лёгкой атлетики начал развиваться в XIX веке. Впервые он был представлен на IV Олимпийских играх в Лондоне в 1908 году. На этих соревнованиях эстафетный бег включал дистанции 200+200+400+800 метров. На следующих Олимпийских играх в Стокгольме в 1912 году спортсмены соревновались в двух классических эстафетах — 4×100 и 4×400 метров. Победителями стали, соответственно, команды Великобритании (42,4 с) и США (3.16,6 с).

Позже золотые медали в эстафетных гонках на Олимпийских играх, как правило, получали атлеты из США. Также удачно сражались в эстафете бегуны из Советского Союза.

На Олимпийских играх 1952, 1956, 1960 и 1972 гг. они были серебряными призерами в эстафете 4×100 м, на Московской Олимпиаде (1980 г.) — победителями в обеих эстафетах, а в Сеуле (1988 г.) стали чемпионами в эстафете 4 х 100 м. В последние годы традиции утеряны, и наши спортсмены не добиваются значительных побед. Эстафетный бег 4×100 м для женщин впервые был проведен на Олимпийских играх 1928 г., а 4×400 м стал включаться в программы крупнейших соревнований с 1969 г. Наши бегуньи в эстафетном беге 4×100 м неоднократно становились призерами чемпионатов мира и Олимпийских игр.

В 1993 году российская сборная на чемпионате мира в Штутгарте (Германия) одержала победу, а на летних Олимпийских играх в Пекине (2008 года) наши спортсменки поразили всех, завоевав золотые медали с результатом 42,31 секунды. Наши легкоатлетки особенно успешны в эстафете 4×400 м, впервые состоявшейся на Олимпиаде в 1972 году. Советские спортсменки выигрывали эту дисциплину на Олимпийских играх в 1980 и 1988 годах, а также на чемпионате мира 1991 года, в то время как российские бегуньи становились чемпионками мира в 1999 и 2005 годах.

Мировой рекорд, установленный нашими спортсменками на этой дистанции (3.15,17 с, Сеул), остается непобежденным уже более 25 лет. На Олимпийских играх в Лондоне (2012 г.) команда Ямайки выиграла эстафету 4×100 м с новым мировым рекордом (36,84 с) среди мужчин. В эстафете 4×400 м как мужчины, так и женщины заняли первые места представители США. Наша женская команда финишировала на втором месте, а мужская — на пятом.

Техника эстафетного бега

Эстафетный бег является командным видом легкой атлетики, в котором каждый участник пробегает отведенный ему этап, а результат и место команды определяются по времени, показанному всеми участниками. В эстафетном беге победа в соревновании зависит от умения каждого из участников команды сочетать высокую скорость бега и передачу эстафетной палочки с наименьшими затратами времени.

Традиционные эстафеты — 4х100 м и 4х400 м — проходят на беговой дорожке как для мужских, так и для женских команд. На этих дистанциях разыгрываются олимпийские награды и фиксируются мировые достижения. Кроме эстафетного бега на стадионе, соревнования также проводятся по городским улицам с участками различной длины.

Наиболее сложным элементом техники является передача baton в эстафете 4х100 м, где участники соревнуются на своих дорожках с предельной скоростью. Поскольку все члены команды, кроме первого, начинают бег с ускорения, а расстояние между бегунами во время передачи составляет 1-1,3 м (что обусловлено длиной вытянутой руки принимающего палочку и отведенной назад рукой передающего), итоговый результат команды превосходит сумму индивидуальных показателей ее членов на дистанции 100 м со старта.

Большая разница между участниками свидетельствует о более плавной технике передачи. При эстафетном беге на другие расстояния процесс передачи не вызывает затруднений, поскольку осуществляется на невысокой скорости или даже с места. Для передачи установлен участок длиной 20 метров (зона передачи).

Принимающий эстафету имеет право начинать разбег за 10 м до начала этой зоны (зона разгона), что позволяет достигнуть более высокой скорости. Существует два варианта несения палочки: а) с перекладыванием — в этом случае участники на всех этапах передают палочку из правой руки в левую, а во время бега на этапе сразу перекладывают ее из одной руки в другую; б) без перекладывания — когда бегун несет и передает эстафету той рукой, в которую получил палочку.

Наиболее эффективным и оптимальным способом передачи палочки в эстафете 4 х 100 м считается следующий: первый бегун держит палочку в правой руке и передает её второму спортсмену в левую; второй бегун передает третьему из своей левой руки в правую, а третий — четвертому обратно из правой руки в левую. Таким образом, на вираже (в 1 и 3 этапах) целесообразно, чтобы спортсмен бежал ближе к внутреннему краю и держал палочку в правой руке, в то время как на прямых участках (2 и 4 этапы) он должен использовать левую руку для палочки и, находясь в зоне передачи, придерживаться внешнего края дорожки, чтобы предоставить больше пространства бегуну, находящемуся ближе к бровке, для передачи.

Независимо от варианта несения палочки существуют два способа передачи эстафеты: а) «сверху-вниз», когда поверхность ладони принимающего направлена вверх; б) «снизу-вверх», когда указательный палец принимающей руки направлен вниз. Первый способ более быстрый, но менее надежный.

Этот метод дает возможность сразу захватить палочку за край, исключая необходимость ее перемещения во время бега, но в ходе передачи существует риск уронить палочку. Альтернативный способ передачи обеспечивает надежный захват палочки за середину, однако к завершению этапа требуется немного передвинуть пальцы вперед для более удобной последующей передачи.

Таким образом, в тренировке начинающих спортсменов, где наиболее важное значение имеют факторы простоты и надежности передачи эстафеты, следует практиковать метод передачи «снизу-вверх». Кроме того, такая техника передачи является более естественной, так как движение руки снизу-вверх не нарушает бегового ритма.

Для того чтобы передать эстафету в зоне передачи на максимальной скорости, необходимо заранее, во время тренировок, точно определить момент начала бега принимающего. Это подразумевает нахождение расстояния (гандикапа), на которое принимающий позволит передающему приблизиться, прежде чем начнет ускорение. Данное расстояние выбирается для каждой пары бегунов, участвующих на смежных этапах, через множество пробежек и может варьироваться от 6 до 11 м в зависимости от соотношения скоростей бегунов. Для удобства на дорожке устанавливается хорошо заметная контрольная отметка.

Участник первого этапа начинает бег с низкого старта и держит палочку в правой руке, сжимая ее двумя или тремя пальцами. Бегуны остальных этапов становятся в начале зоны разгона в положение высокого старта с опорой на руку, при этом голова и туловище разворачиваются в сторону, чтобы хорошо была видна контрольная отметка начала бега.

Когда спортсмен, передающий палочку, достигает контрольной отметки, его партнер мгновенно начинает ускорение на своей дорожке, стремясь набрать максимальную скорость. Расстояние до отметки должно быть рассчитано так, чтобы передающий смог настигать принимающего именно в зоне передачи палочки за 3-4 метра до её окончания.

Как только бегун приблизится к принимающему на расстояние вытянутой руки, он дает команду: «Хоп!» По этой команде принимающий, не оглядываясь, не снижая темпа и не нарушая ритма бега, быстро вытягивает назад руку с открытой ладонью и отведенным, в сторону бедра большим пальцем. Передающему необходимо, увидев вытянутую руку партнера и сделав беговой шаг, стараться точно вложить в его ладонь эстафетную палочку.

Дополнительно, после передачи палочки, атлет обязан продолжать движение по своей дорожке и, в соответствии с правилами соревнований, может покинуть ее лишь тогда, когда все команды закончат процесс передачи палочки. Частая ошибка, с которой сталкивается принимающий, заключается в том, что он пытается найти палочку рукой. Необходимо, чтобы по сигналу передающего спортсмен вытягивал руку назад и удерживал ее прямой, без лишних движений.

Слаженность передачи палочки на максимальной скорости играет решающую роль в достижении высоких спортивных результатов в эстафетном беге. Поэтому при целенаправленной подготовке спринтеров в этой дисциплине легкой атлетики важнейшее место отводится совершенствованию технических приемов в ограниченной зоне передачи, обеспечивающих надежность выступлений.

В условиях идеальной передачи участники эстафеты движутся синхронно, сохраняют одинаковый темп и не нарушают ритм своих рук, то есть не делают шагов с протянутой рукой. При передаче эстафетной палочки принимающий должен уверенно зафиксировать кисть за спиной, а передающий — точно вложить палочку в открытую ладонь принимающего.

Для определения технического мастерства спортсменов, как при выполнении отдельных передач, так и в эстафетном беге в целом, существует критерий оценки, присущий только этому виду беговой программы. Большинство специалистов сходятся во мнениях о двух способах оценки технического мастерства.

Первый метод заключается в том, что из общего времени, затраченного на пробежку 100 м всеми участниками эстафетной команды в этих соревнованиях, вычитается результат, полученный в забеге 4×100 м. Большинство экспертов соглашается с тем, что при правильной технике передачи эстафетная команда может показать время на 2,50-2,70 с лучше, чем сумма индивидуальных результатов бегунов на 100 м. Второй метод оценки уровня мастерства в эстафетном беге включает в себя анализ времени, в течение которого эстафетная палочка находится в 20-метровой зоне, что позволяет оценить эффективность взаимодействия между бегунами при передаче палочки.

Критерием высокой оценки здесь является время, когда палочка находилась от начала ее «входа» с бегуном, передающим эстафету, до «выхода» с принимающим, равное 1,80-1,90 с у мужчин и 1,90-2,00 с у женщин. Известно, что в 30-метровой зоне разбега и передачи эстафеты ни один бегун не может развить своей максимальной скорости. Она достигается на более дальних отметках — 40-50 и даже 60-70 м. К тому же скорость бегуна, передающего эстафету, к концу дистанции заметно снижается. И это соотношение скоростей должно быть в первую очередь учтено при подборе пары спортсменов на смежных этапах. Кроме того, с учетом зон разбега (10 м) и передачи (20 м) спортсмены максимально пробегают на первом этапе 110, на втором и третьем — 130, на четвертом — 120 м. Поэтому при расстановке участников эстафетной команды по этапам необходимо учитывать их индивидуальные особенности (время двигательной реакции, способность к максимальному ускорению, уровень максимальной скорости, специальной выносливости, умение бежать по повороту и т.д.).

Последовательность решения задач при обучении технике эстафетного бега и их методическую направленность

Задача 1. Ввести в курс дела по эстафетному бегу и сформировать у участников понимание техники передачи эстафетной палочки.

Применяемые средстваМетодические указания
а) Краткая характеристика видов эстафетного бегаРассказ должен быть интересным, образным, включать историческую справку, основные правила соревнований и современное состояние этого вида в мире и России
б) Демонстрация различных способов передачи эстафетной палочкиПоказать технику передачи на различной скорости. Показ сопровождать анализом техники с использованием видео

Задача 2. Научить технике передачи и приема эстафетной палочки на месте и на малой скорости

Применяемые средстваМетодические указания
а) Передача эстафетной палочки правой и левой рукой на месте по сигналу преподавателяГруппу построить в две шеренги (расстояние между шеренгами 1,5 м). Передающий палочку смещен на полшага в противоположную сторону от руки, держащей эстафету. По команде преподавателя занимающиеся меняются ролями, поворачиваясь кругом
б) То же, но по сигналу передающегоВыполнять в парах, меняться после каждой передачи (передающий выходит вперед). Следить за тем, чтобы принимающий не поворачивал голову для контроля за положением руки и не двигал ею во время передачи
в) То же, с предварительной имитацией движений рук при бегеДвижения рук выполняются свободно с большой амплитудой, передачу производить по команде передающего. Следить затем, чтобы вынос руки с эстафетой производился после команды «Хоп!», а не одновременно
г) Передача палочки в ходьбе и медленном беге по сигналу преподавателяВыполнять в парах, меняться после каждого выполнения (передающий обгоняет принимающего). Обращать внимание на то, чтобы передающий был смещен в сторону по отношению к принимающему
д) Передача палочки в медленном беге в колонне по одному по сигналу передающегоПоследний обгоняет колонну и становится направляющим. Обращать внимание на движение в ногу и соблюдение дистанции между занимающимися

Задача 3. Научить технике старта бегуна, принимающего эстафету

Применяемые средстваМетодические указания
а) Рассказ о технике старта с опорой на одну руку и ее демонстрацияИспользовать плакаты, фотографии, кинограммы, видеопоказ. Акцентировать внимание на положение головы стартующего
б) Старт из положения с опорой на одну руку на прямойСтартующие, повернув голову назад, следят за преподавателем, который, находясь на расстоянии 7-10 м сзади стартующих, дает сигнал к началу бега флажком
в) То же, на повороте перед выходом на прямую и при входе в поворотСтартующие занимают положение старта ближе к внешнему краю дорожки. Обращать внимание на быстрое наращивание скорости, работу рук и положение туловища
г) Старт по отдельной дорожке в момент достижения передающим контрольной отметкиВыполнять в парах, бежать не в полную силу, не оглядываясь

Задача 4. Научить передаче эстафетной палочки на максимальной скорости

Применяемые средстваМетодические указания
а) Определение расстояния от начала зоны передачи до контрольной отметки при беге в «связках» парами на различных скоростных режимахЭто расстояние для каждой пары индивидуально и уточняется путем многократных пробежек
б) Передача эстафетной палочки на максимальной скорости без учета зоны передачиОбращать внимание на совпадение скоростей партнеров,согласованность в передаче и приеме
в) Передача эстафетной палочки на максимальной скорости с учетом зоны передачиДелать индивидуальную коррекцию в зависимости от места передачи палочки. Эстафету стараться передавать за 3-4 м до конца зоны передачи, не снижая скорости
г) Передача эстафетной палочки на максимальной скорости с учетом зоны передачи и степени утомления передающегоПередающий пробегает полностью свой этап, а принимающий после приема эстафеты пробегает не менее 30-40 м в полную силу

Задача 5. Научить технике эстафетного бега в целом

Применяемые средстваМетодические указания
а) Расстановка бегунов по этапам эстафеты 4 х 100 м с учетом их индивидуальных качествПри составлении команды следует учесть, что максимально бегун на первом этапе пробегает 110 м, на втором и третьем — 130 м и на четвертом -120 м. На I этап следует поставить бегуна, хорошо владеющего техникой низкого старта и умеющего быстро бежать по повороту, на II и III — наиболее выносливых, а на последний -самого быстрого в беге на 100 м с ходу
б) Передача эстафеты каждой парой бегунов на максимальной скорости в своей зонеФиксируется время «нахождения» палочки в зоне передачи
в) Уточнение расстояния до контрольной отметки с учетом внешних условийДелать поправки нахождения контрольной отметки в зависимости от состояния дорожки, встречного и попутного ветра
г) Командный бег «на результат»Обращать внимание на синхронность передачи палочки в конце зоны передачи

Требования по технике выполнения легкоатлетических видов (двигательные установки)
  • Уметь выполнять старт с опорой на одну руку и стартовый разгон при входе в поворот и выходе на прямую.
  • Уметь передавать эстафету в последней трети 20-метровой зоны точно и согласованно на максимальной скорости бега (без поворота головы в момент передачи).
  • Уметь определять контрольную отметку, а принимающему начинать бег в момент достижения передающим контрольной отметки. Передача эстафетной палочки должна происходить без потери скорости.

Упражнения для самостоятельного овладения рациональной техники
  • Стоя на расстоянии 1,5 м один от другого (правая рука передающего напротив левой принимающего) передача эстафетной палочки снизу и сверху без команды.
  • То же, но движение рук как при беге. Палочка передается по команде стоящего сзади спортсмена из правой руки в левую, затем из левой в правую. Темп постепенно увеличивается.
  • Передача и прием эстафетной палочки во время ходьбы и в медленном беге. Обращать внимание на движение в ногу и соблюдение дистанции между спортсменами.
  • Старт из положения с опорой на одну руку на прямой, то же перед выходом на прямую и входом в поворот. Старты в момент достижения передающим контрольной отметки.
  • Передача и прием эстафетной палочки в беге с максимальной скоростью, то же в зоне передачи. Принимающий после приема эстафеты пробегает не менее 30-40 м в полную силу.
  • Уточнение расстояния от начала зоны передачи до контрольной отметки при беге в «связках» парами на различных скоростных режимах.
  • Передача и прием эстафетной палочки на одном из этапов эстафетного бега по всем правилам на максимальной скорости. То же на остальных этапах.

Типичные ошибки, возникающие при обучении легкоатлетическим упражнениям, и способы их иборьбы

Способ устранения

1. По сигналу принимающий поворачивает голову, чтобы проследить за передачей эстафеты.

Смотреть только вперед, проимитировать движения принимающего под контролем товарища

2. Игрок, осуществляющий передачу, бежит с палочкой, протянутой вперёд

Вытягивать руку только после того, как есть убежденность в готовности принимающего принять эстафету. Команду «Хоп» подавать при приближении на 1-1,3 м

3. Учащийся, принимающий эстафету, не держит руку в фиксированном положении для приема, а передающий некорректно помещает палочку в его руку

Зафиксировать руку в плечевом суставе. Улучшить зрительный контроль за передачей эстафеты.

Симулировать передачу на месте или в медленном трусце

4. Во время передачи спортсмен выбежал на другую дорожку

Увеличить количество тренировок на стадионе, используя стандартные разметки «коридора»

5. К моменту передачи эстафеты занимающиеся бегут не в ногу

Проверить контрольный балл, провести несколько забегов по парам без использования эстафетной палочки

Эстафеты в разных видах спорта

Игры с элементами эстафеты – увлекательные соревнования, которые применяются для развития малышей еще в дошкольных учебных заведениях. Спортивные игры эстафеты способствуют развитию скорости реакции, ловкости, подвижности, умению быстро принимать решения и чувству коллективизма. В учебных заведениях эстафеты проводят с какими-либо предметами или без них.

Уровень сложности и продолжительность эстафеты определяется возрастом спортсменов и их физической подготовкой. Существует широкий спектр игр подобного рода, подходящих как для младших школьников, так и для детей старших классов в образовательных учреждениях. Обычно детям очень нравятся такие эстафеты, так как они проходят в атмосфере веселья и положительных эмоций.

Правила проведения эстафеты

  • Начало эстафеты происходит по условленному сигналу, например, взмаху руки.
  • Команды, принимающие участие в игре, должны иметь хороший обзор всего маршрута эстафеты.
  • Количество игроков в каждой команде обязано быть одинаковым.
  • Маршрут игры должен быть спланирован заранее.

Спортивная эстафета

В этом случае эстафета представляет совокупность спортивных дисциплин. Участники по очереди проходят определенные этапы, передавая друг другу возможность перемещаться по маршруту.

В легкой атлетике правила эстафеты заключаются в передаче специальной палочки или ленты. В лыжных соревнованиях передача происходит через тактильный контакт с рукой следующего участника, а в плавании эстафетный переход осуществляется через касание бортика. Комбинированная эстафета в плавании подразумевает, что спортсмен будет выполнять дистанцию, применяя различные стили плавания, такие как брасс, баттерфляй, плавание на спине и вольный стиль. При этом вольный стиль может варьироваться и не включает только брасс, баттерфляй и плавание на спине. Эстафеты являются обязательной частью олимпийской программы и представляют собой зрелищные соревнования, пользующиеся большой популярностью у зрителей.

Итак, какие же эстафеты бывают в разных видах спорта?

  • Эстафеты в легкой атлетике входят в программу летних и зимних олимпийских игр. Это классические эстафеты (дистанции 4х100 м и 4х400 м) и так называемые шведские варианты 800х400х200х100 м и 400х300х200х100 м. Существует также дистанция с барьерами и марафонская дистанция для эстафет. При передаче палочки запрещается любая помощь от других участников, каждый спортсмен бежит только один этап. Участник, который передал эстафету, должен покинуть дорожку. Зона передачи палочки составляет 20 м. Состав команд и порядок проведения эстафеты должен быть озвучен не позже, чем за час до соревнований. Разрешена замена только двух спортсменов. Участник, которого заменили, не может вернуться в состав своей команды и должен покинуть игру.
  • Лыжный спорт: эстафета бывает двух видов. Для мужчин это 4х10 км, для женщин 4х5 км.
  • Биатлон. В этом спорте есть эстафета для мужчин 4х7,5 км, для женщин 4х6 км, а также смешанный вариант 2х6 км + 2х7,5 км.
  • В программе наиболее крупных соревнований в 50- и 25-метровом бассейнах включены три эстафеты. Это 4х100 м и 4х200 м вольным стилем и комбинированная 4х100 м среди женщин и мужчин.

Читать книгу: «Эстафетный бег. История, техника, обучение, тренировка»

Какие существуют виды эстафет в легкой атлетике

В. М. Маслаков занимает должность вице-президента Всероссийской федерации лёгкой атлетики и является главным тренером сборных команд России по лёгкой атлетике. Он удостоен звания Заслуженного тренера СССР и Заслуженного работника физической культуры Российской Федерации (г. Москва).

Врублевский Е. П. – заведующий кафедрой теории и методики лёгкой атлетики Смоленской государственной академии физической культуры, спорта и туризма, доктор педагогических наук, профессор (г. Смоленск).

Мирзоев О. М. – преподаватель на кафедре теории и методики лёгкой атлетики в Российском государственном университете физической культуры, спорта и туризма, кандидат педагогических наук, доцент (Москва).

1 стр. Победный финиш женской сборной команды России в эстафетном беге 4 × 100 м на XXIX Олимпийских играх в г Пекине (Китай, 2008 г.).

2 стр. Участники XXIX Олимпийских игр в Пекине: в верхней части – команда страны в эстафетном беге 4 × 100 м – чемпионы соревнований: А. Федорива, Ю. Чермошанская, Е. Полякова и Ю. Гущина; в нижней части – команда страны в эстафетном беге 4 × 400 м – обладатели бронзовых медалей: В. Фролов, М. Дылдин, Д. Алексеев и А. Кокорин.

Эстафетный бег является единственным командным видом лёгкой атлетики, в котором каждый участник пробегает отведённый ему этап, а результат и место команды определяются по времени, показанному всеми участниками. Победа в соревновании зависит от умения каждого спортсмена, представляющего квартет, сочетать высокую скорость бега, передачу и приём эстафетной палочки с наименьшим затратами времени. По роду деятельности и психической совместимости участников этот вид во многом отличается от других легкоатлетических дисциплин. С одной стороны, нужны взаимопонимание, безупречная четкость и синхронность действий, с другой – постоянная готовность ломки этого стереотипа при изменении соревновательной деятельности или условий внешней среды.

Термин «эстафета» происходит от итальянского слова «staffa», что переводится как «стремя». В прошлом, чтобы оперативно передать важное сообщение, гонцы были вынуждены менять лошадей, как будто перескакивая из одного стремени в другое, что помогало им поддерживать наивысшую скорость передвижения. Этот принцип был адаптирован и для спортивных эстафет (21).

Беговые эстафеты, проводимые на стадионе, могут включать в себя этапы из коротких и средних дистанций. В первом случае эстафетный бег проводится по отдельным дорожкам (всю дистанцию или на первом этапе), а во втором – по общей. Притом, наличие в руке эстафетной палочки на технике бега не отражается, определённое время рекомендуется привыкнуть к ненапряжённому и свободному держанию её. В беге по шоссе или пересечённой местности передачей эстафеты могут служить как палочка, так и прикосновение руки к партнёру.

Следует подчеркнуть, что эстафетный бег представляет собой не только захватывающее и эмоциональное состязание для бегунов, но и привлекает внимание зрителей своей зрелищностью. Важными аспектами, помимо физической подготовки каждого участника и способности быстро передавать эстафетную палочку, являются согласованность действий команды, их психологическая совместимость, а также технические и тактические навыки.

Эстафетный бег является также основным видом соревнований в общеобразовательных школах и детских спортивных секциях. Использование эстафетного бега учит развивать в раннем возрасте чувство коллективизма и способность сконцентрироваться, а различные игры в форме эстафеты способствуют эффективному обучению низкого и высокого старта, позволяет быстро наблюдать начальную скорость.

Стоит подчеркнуть положительное влияние эстафетного бега на формирование и улучшение быстрой реакции спринтеров. Введение в тренировочный процесс передачи эстафетной палочки на разных дистанциях (что у российских атлетов наблюдается очень редко!) позволяет избежать множества нежелательных ситуаций, возникающих во время бега в группе, когда на спортсмена оказывают давление не только показания секундомера, но и результаты его коллег. К тому же, эстафетный бег способствует развитию скорости реакции и способности к ускорению, а высокий эмоциональный подъем создает отличные условия для увеличения скорости бега участников. В то же время, как любое командное действие, он побуждает спринтера быть более сосредоточенным, внимательным и осознавать свою ответственность перед членами команды. Истинно верно – «один за всех и все за одного!»

Наиболее эффективно применение эстафетного бега в тренировке юных спринтеров. Известно, что в первые годы занятий спортом непосредственный интерес к самому процессу тренировки преобладает над результатом. Учитывая эту особенность детей, большую значимость при занятиях с ними приобретает вариативность использования тренировочных средств для создания эмоционального настроя юных спортсменов.

Следовательно, эстафетный бег привлекает своей энергией и представляет собой быстрое упражнение, которое осуществляется не в традиционном, неизменном формате, а в разнообразных, адаптирующихся условиях и формах, что, на наш взгляд, имеет особое значение.

Между тем, то, как спортсмены бегут на соревнованиях в эстафете, свидетельствует о том, что большинство молодых легкоатлетов и легкоатлеток не обучены технике передачи-приёма эстафетной палочки. Это лишний раз подтверждает, что многие из них выступают в эстафете без специальной подготовки, а тренировка в таком виде бега проводится в спешном порядке, за 1–2 недели до соревнований (в лучшем случае!) или как часто можно наблюдать, за несколько часов до старта. Главная цель такой подготовки – добежать до финиша без нарушений! Однако достаточно просмотреть соревнования любого ранга, чтобы убедиться: выступления большинства квартетов заканчиваются с довольно посредственными результатами или вообще дисквалификацией.

Следует подчеркнуть, что эстафетный бег, являясь действенным методом тренировки, активно применяется в подготовке лучших спринтеров планеты. Особенно значительное внимание этому виду спорта уделяют в США, странах Карибского региона и других.

К сожалению, в России этому хорошему примеру следует слишком мало тренеров. Вероятно, по этой же причине у нас очень мало специалистов, которые в состоянии подготовить эстафетные команды к ответственным соревнованиям.

Исследования и оценка тренировочного процесса российских спринтеров выявили, что эстафетному бегу уделяется крайне мало времени и ресурсов, а многие эксперты не обладают достаточными знаниями о методах подготовки эстафетных команд. Часто это приводит к тому, что эта подготовка не соответствует целям и задачам организации тренировочного процесса бегунов на короткие дистанции и зачастую даже наносит ему вред.

Так, довольно часто, совершенствование техники эстафетного бега может вестись в неправильном скоростном режиме, и используется как «добавка» к нагрузке другой направленности. Порой не учитывается, в каком состоянии спортсмен и сумел ли он восстановиться после выполнения предыдущих тренирующих воздействий! Не случайно именно в эстафетах спортсмены часто травмируются.

Все это указывает на недостаточную методическую подготовленность тренеров и недостаток информации относительно как улучшения технических навыков спортсменов, так и организации тренировок эстафетных команд на разных уровнях.

Авторы научно-методического издания попытались не только обобщить полученные материалы по эстафетному бегу различными исследователями, но и существенно дополнить их собственными данными, накопленными за последние несколько лет совместной работы с тренерами и спортсменами сборной команды Российской Федерации по лёгкой атлетике.

Важно отметить, что в 1988 году были опубликованы методические рекомендации В. В. Кривозубова, которые являются последними изданиями по вопросам эстафетного бега в нашей стране. В этих рекомендациях автор выделил факторы, влияющие на техническое мастерство спортсменов и их подготовку в эстафетном беге 4 × 100 м (4). Исследования В. В. Кривозубова безусловно представляют интерес и остаются актуальными по сей день, поэтому некоторые аспекты его работы нашли своё отражение на страницах нашей книги.

Авторы не претендуют на исчерпывающее изложение всех вопросов, касающихся эстафетного бега, но надеются, что если к представленному материалу отнестись творчески и осмысленно, то можно найти ему успешное практическое применение.

Искренне благодарим тренеров и спортсменов – бегунов и бегунок на короткие дистанции сборной России по лёгкой атлетике за помощь в сборе экспериментальных данных.

Эстафетные дисциплины, включённые в программу соревнований Международной ассоциации атлетической федерации (IAAF) и Европейской атлетической ассоциации (ЕАА)

Дистанции в рамках проводимых на стадионе соревнований

► На Олимпийских играх, Чемпионатах мира (в т. ч. и среди юниоров), Европы (в т. ч. среди юниоров и молодёжи) и Кубке Европы (с 2009 года данные соревнования переименованы в командный Чемпионат Европы) – 4 × 100 м и 4 × 400 м.

► На мировых первенствах для юношей и девушек (возраст 16–17 лет) – дистанции 100, 200, 300 и 400 метров.

Дистанции в программе соревнований, проводимых в помещении

► На турнирах мирового и европейского уровня – 4 × 400 метров.

► На Кубке Европы – 800 + 600 + 400 + 200 м.

Дистанции, предусмотренные в рамках шоссейных соревнований

► Экиден (марафонская дистанция, разделённая на 6 этапов):

– Шестой этап – 7 километров 195 метров.

Рекорды мира, континентов и стран регистрируются не только в классических эстафетных дистанциях (4 × 100 и 4 × 400 м), но и в беге 4 × 200 м, 4 × 800 м, 4 × 1500 м.

В последнее время эстафеты на дистанции 10 × 1000 м, 3 × 1000 м, «шведская эстафета» (400 м + 300 м + 200 м + 100 м), 800 м + 400 м + 200 м + 100 м, «олимпийская эстафета» – 800 м + 200 м + 200 м + 400 м, 10 × 100 м, 4 × 500 м и подобные становятся менее популярными.

Бесплатный фрагмент закончился.

Оцените статью
Атлетика
Добавить комментарий