Темп может варьироваться в зависимости от контекста, будь то музыка, спорт или повседневная жизнь. В музыке темп определяет скорость исполнения произведения и может быть ускоренным или замедленным, создавая соответствующее настроение. В спорте и фитнесе темп тренировок влияет на эффективность и выносливость, а в жизни он отражает общий ритм деятельности человека.
Кроме того, темп может быть эмоциональным, когда мы говорим о скорости восприятия событий или реакции на них. Важно понимать, что выбор темпа — это вопрос личных предпочтений и обстоятельств, которые могут изменяться в зависимости от внешних факторов и внутреннего состояния.
Темп и ритм в музыке
Темп и ритм – одни из важнейших понятий в теории музыки. Это аспекты, которые необходимо учитывать не только при исполнении музыкального произведения, но и при анализе его исполнения. Именно поэтому эти понятия стали часто употребляються даже в повседневном языке и уже частично потеряли столь точный смысл. Однако стоит разобраться, что действительно значит каждое из этих понятий, как их использовать, а также как определять темп и ритм в музыке.

Итак, начнем с ритма. Заимствованное многими языками из древнегреческого языка, в котором оно имело корень со значением «течь, литься», это понятие определяется как четкая организация музыки во временном пространстве. Каждое музыкальное произведение так или иначе имеет определенную ритмическую структуру. Она образована последовательностью длительностей, а именно – звуков и пауз.
В записи музыки ритм фиксируется с помощью стандартной нотации – системы записи музыки через письменные знаки. Но если звучание ноты определяется ее положением на нотном стане, то ритмическое значение выражается как раз-таки символом.
Получается, что ритм мы слышим и, соответственно, можем определить еще в первые секунды звучаниям музыки – ведь длину звука мы воспринимаем наравне с его высотой.
Для определения ритма нужно просто вслушаться в звучание. Чередование длительностей, как уже было сказано, полностью определяет понятие ритма. Всю ритмическую структуру можно представить в виде группировок из длительностей.
Чем же отличается от ритма темп? Темп – это сама мера времени. Фактически, это скорость исполнения ритмической и вообще музыкальной последовательности. В отличие от ритма, темп определяется количеством ударов долей на минуту. Точный темп можно задать метрономом, так как этот инструмент имеет такую же систему счисления, как и вся шкала темпа.
В музыке темп напрямую влияет на восприятие слушателем произведения. Даже одна и та же мелодия в зависимости от скорости проигрывания будет звучать совершенно по-разному. Существует такой широкий спектр темпов, что для них были введены обозначения. Они являются итальянскими описательными словами, передающими примерное настроение и скорость игры.
Например, читателю могут быть знакомы такие популярные обозначения, как adagio – медленно, спокойно, allegro – скоро, весело, vivo – живо. Вообще темпы делятся на медленные, умеренные и быстрые. Названия темпов могут наравне с иными обозначениями встречаться как в начале, так и на любом моменте нотного текста.
Более того, на протяжении мало какого произведения не происходит изменений в темпе. Поэтому музыканты привычны к быстрому восприятию всех темпов и зачастую знают их названия и примерные значения наизусть.
Существуют также отдельные обозначения для изменения темпов – речь идет как о замедлении, так и об ускорении. Изменения темпа могут иметь разный характер и продолжительность. Например, ritenuto – это моментальное и существенное замедление, а ritardando – плавное и постепенное.
В некоторых случаях композитор и вовсе позволяет исполнителю брать инициативу в свои руки. Для этого существуют такие термины, как rubato или ad libitum. Они подразумевают полную свободу в темпе и даже отчасти в ритме. Однако подразумевается, что любое замедление обязательно в последующем компенсируется ускорением, и наоборот, то есть в итоге исполнитель не повлияет на средний темп.
Наконец, стоит отметить наличие в музыкальной терминологии таких терминов, которые не обозначают конкретный темп, а лишь указывают на некоторый, указанный ранее. Например, a tempo означает «вернуться к изначальному темпу». Этот термин используется, например, после вышеупомянутых ritenuto или ritardando.
Все описанные приемы и нюансы можно заметить как в классической, так и в современной музыке любых жанров. Они универсальны для музыки любого стиля и поколения.
Итак, зачем же нужны темп и ритм? На самом деле, без них музыкальное произведение сложно даже назвать таковым. Это важные аспекты, которые необходимо учитывать и при исполнении, и при прослушивании музыки. Они добавляют композиции выразительности и характерности, выражают настроение и позволяю получить необходимые ощущения от звучания.
Чтобы узнать тем песни, перейдите на счетчик темпа , включите любой трек и нажимайте на пробел в ритм музыке — так вы узнаете темп вашей песни.
Выразительные средства музыки


В предыдущей статье мы рассмотрели средства музыкальной выразительности: мелодию, лад, регистры, ритм и метр. Сегодня поговорим о выразительных средствах музыки – темпе, гармонии, нюансах, штрихах, тембре и форме.
ТЕМП

Темп – скорость исполнения, он зависит от содержания и характера музыкального произведения. Колыбельную, например, мы поем в медленном, спокойном темпе. А марш звучит размеренно, в темпе шага.Темпы в музыке обозначаются на итальянском языке. В начале произведения композитор указывает темп, а иногда и характер исполнения – в темпе вальса, в темпе марша, воодушевленно, мечтательно…Кроме равномерного и постоянного движения в музыке бывают отклонения от темпа, они делают музыку более эмоциональной, живой, естественной.Музыкальную речь с постепенными ускорениями и замедлениями можно сравнить с человеческой речью: какие-то фразы мы говорим более оживленно, ускоряя речь, а какие-то, наоборот, с замедлением. Эти замедления приходятся на окончания фраз.Изменение в темпе, а также темп произведения – важное средство музыкальной выразительности.
ГАРМОНИЯ
НЮАНСЫ

ШТРИХИ

Важное средство музыкальной выразительности – штрихи. Они указывают на манеру звуковедения и зависят от характера произведения.Legato — (легато) предполагает связное, плавное звукоизвлечение.Staccato— (стаккато) – отрывистое извлечение звуков. Стаккато обозначается точкой над или под нотами.
Звуки при исполнении на стаккато короткие, с небольшими толчками, легкими акцентами и цезурами между звуками.Non legato – (нон легато) – несвязное, неплавное исполнение. Звуковедение с небольшим подчеркиванием каждого звука мелодии. Звуки при этом должны быть наполненными как при исполнении легато, цезуры между звуками сокращены. Звуки подчеркиваются, но не так остро, как на стаккато. Каждый звук звучит отчетливо.
ТЕМБР
Еще одно важное средство музыкальной выразительности – тембр. Тембр – это окраска звука музыкального инструмента или человеческого голоса. Тембр придает эмоциональный характер музыке. Одна и та же мелодия звучит по-разному в исполнении различных инструментов.У каждого инструмента своя окраска – у скрипки серебристый, нежный, пленительный звук, у виолончели – мягкий, глубокий. Голос контральто обладает сочным грудным тембром, а колоратурное сопрано – искристое и звонкое.
В исполнении ансамбля скрипачей послушайте пьесу «Забвение». Композитор — Астор Пьяццолла.
А сейчас давайте послушаем как звучат в оркестре народные инструменты
Красочные тембры оркестровых инструментов соединены в единое неразрывное целое с богатством гармонии, красотой и выразительностью оркестровки. Всей палитрой красок звуковых тембров обладает симфонический оркестр.
Тембр вокалиста – выразительное средство в вокальной музыке. Красота голоса зависит в первую очередь от тембра – окраски и насыщенности.
ФОРМА
Музыкальное произведение строится и исполняется по определенным законам, в основе которых лежит структура произведения и форма.
Музыка, как и литературное произведение, проживается во времени. В произведении есть части, главы, фразы. Они сменяют друг друга, создавая действие, основанное на контрасте, сопоставлении, повторе.Последовательность частей создает определенное построение, называемое формой произведения.
Это может быть двух, трехчастная форма, куплетная, сонатное аллегро, сюита, рондо, сонатно-симфонический цикл. В каждой форме свои закономерности и логика.Самая простая форма музыкального сочинения – период – форма, в которой выражена завершенная музыкальная мысль. Период делится (в основном) на два предложения, а предложение – на фразы. Фразы, в свою очередь, делятся на мотивы.
Мотив – самая мелкая часть музыкальной речи. Когда музыкант исполняет произведение, понимая смысл построения сочинения, придерживается структуры произведения – выделяет предложения, фразы, мотивы, и более крупные построения – части – исполнение становится выразительным и понятным. А прием такого исполнения называется фразировкой. Фразировка предполагает наличие кульминаций в фразах, разделение построений, которое называется цезурой.
О музыкальных средствах выразительности — мелодии, ладе, регистрах, ритме и метре читайте в этой статье.




